на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Социальные проблемы безработицы


Еще одной важной причиной безработицы является несоответствие спроса на рабочую силу и ее предложение. Поскольку в России все новые места создаются в европейской части страны в то время как большинство безработных находятся в Сибири, может пройти долгое время, прежде чем рынок труда придет в равновесие. Если рост безработицы и появление новых рабочих мест происходит в одном и том же регионе, дисбаланс будет не таким сильным, и занятость станет увеличиваться более быстрыми темпами. В общем же дисбаланс может быть вызван не только географическими факторами. Например, если компаниям требуются высококвалифицированные кадры, но очень немногие безработные имеют необходимую квалификацию, снижение уровня безработицы займет больше времени. Этот дисбаланс может быть ослаблен с помощью программ профессиональной переподготовки, однако они зачастую стоят недешево и, поэтому не всегда способствуют увеличению занятости (как выяснила на своем горьком опыте Швеция).

В арсенале правительства имеют три вида политики в отношении безработицы: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области занятости – снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т. д. В этой области тоже не существует единого мнения о том, на сколько эффективными могут быть правительственные программы такого типа.

Сначала рассмотрим макроэкономическую политику. Согласно учению одной влиятельной экономической школы правительство с помощью денежной и бюджетно-налоговой политики может снизить общий уровень безработицы в стране. Эту школу часть называют кейнсианской экономикой исходя из работ британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

Безработица в России растет по двум причинам: ввиду почти полного ее отсутствия в настоящий момент и ввиду того, что в ближайшие несколько лет России необходимо провести множество структурных преобразований. Эти проблемы невозможно решить за счет повышения цен посредством девальвации рубля, увеличения правительственных расходов и выделения дешевых кредитов Центрального банка. Безусловно, подобные меры могут вызвать повышение цен относительно зарплаты, а следовательно, и повышение занятости, однако вместе с тем они могут лишь еще сильнее раскрутить спираль инфляции, не сокращая при этом уровня безработицы.

На практике высокая инфляция может создать такое неопределенное положение в экономике, что предприятия станут опасаться нанимать рабочих, и таким образом, безработица может даже вырасти.

Следует упомянуть еще об одном виде макроэкономической политики – целевых кредитах и субсидиях государственной промышленности. Эта мера поможет предприятиям продолжать выплату зарплаты, и определенная часть рабочих сможет избежать увольнения. Однако главная проблема заключается в том, что субсидии предприятиям и без того привели к чрезвычайно высокой инфляции. Дотации могут спасти некоторое количество рабочих мест, но при этом наверняка повлекут сокращение занятости в других секторах экономики.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНЫХ

Сокращение экономической активности – отличительная черта российской экономики на протяжении всех лет реформ.

Анализ статистических данных позволяет утверждать, что за годы реформы в экономике России наблюдается “наложение” трех процессов:

-      более интенсивное сокращение занятости, и таким образом, лишение людей источника дохода в виде зарплаты;

-      более высокий уровень скрытой безработицы, связанный с остановками производства обрабатывающей промышленности;

-      более низкая реальная заработная плата.

Итогом являются более обширные и глубокие процессы обнищания и социальной эксклюзии населения.

Исследования социальных проблем я хотела бы рассмотреть в четыре этапа. Причем, анализируемый круг проблем можно обозначить термином “социальная эксклюзия”.

В Западной Европе этот термин в 80-е годы стал ключевым понятием у исследователей и политических деятелей, стремящихся к пониманию и устранению ряда негативных социальных явлений, связанных со структурными преобразованиями экономики. Этот термин (в переводе – “исключение из”, “отторжение” как процесс и “отверженность” как состояние) используется как для описания, так и для анализа ситуации и процессов, и поэтому он обладает очевидной привлекательностью как для политиков, так и для аналитиков.

Наибольшие трудности испытывают члены многодетных семей, матери-одиночки, те, в чьих семьях нет работников, приносящих доход, те, кто лишены социальной помощи. Так, в 1998-1999 гг. получали пособие по безработице лишь 44-47 % зарегистри­рованных безработных, у остальных срок получения либо истек, либо они были его лишены из-за нарушения правил регистрации в службе занятости.

В силу разных обстоятельств попав в положение безработного, люди стараются, прежде всего, мобилизовать свои собственные ресурсы. Поведение рыночного свойства фор­мируется, хотя и медленно, оно постепенно укрепляется. Так, если принять за 100 % все ответы, в которых названы практикуемые в семьях безработных способы предотвращения бедности, то способы, соответствующие рыночному поведению (работа в нескольких местах, использование любой возможности подзаработать и проч.), названы в 43,6 % ответов. Участие в уличной торговле, захлестнувшей улицы городов, отмечено в 9,1 % ответов. Можно подозревать, что зарегистрированные безработные скрывают свое участие в уличном бизнесе, перепродаже товаров, опасаясь, что информация попадет в службу занятости и за этим последуют санкции. (По оценке инспекторов службы занятости, примерно четверть безработных этим занимается.) Следующим распространенным спо­собом преодоления бедности является увеличение труда в семейной экономике: прежде всего, обеспечение семьи продуктами питания, выращенными на своем участке (картофель, овощи, птица и проч.) (это отмечено в 25,4 % ответов), а также усилия, направленные на экономию, “продление жизни вещей” (17,6% ответов).

В противоположность отмеченным активным видам поведения, значительно меньшая часть семей безработных осуществляют поведение “оборонительного” характера: в 9,7 % ответов указано, что денежные затруднения вынуждают распродавать свои вещи, накопленное имущество. И совсем пассивное поведение практикует лишь очень небольшая часть, респондентов: в 1,8 % ответов отмечено, что люди сами ничего не предпринимают, пользуются помощью родственников, местных органов, государства.

Но, конечно, главные надежды в предотвращении бедности безработные связывают с получением постоянной работы. Вместе с тем происходит осознание того, что работу, соответствующую прежнему профессиональному статусу, уже не найти. Положение осложняется тем, что по мере увеличения продолжительности безработицы теряются профессиональные навыки, снижается квалификация (в этом убеждена половина опрошенных). Постепенно формируется готовность отказаться от своей профессии интеллектуального труда и занять работу с более низким уровнем квалификации, менее престижную.

В настоящее время лишь предприятия частного сектора предъявляют спрос на рабочую силу. Понимая ситуацию, безработные самостоятельно обращаются в частный сектор в поисках работы. Что там предлагалось? Как правило, вакансии кладовщика, продавца в ларьке, диспетчера на телефоне, коммивояжера и другие работы низкой квалификации, ничего не имеющие общего со специальностями респондентов по образованию. Контракты по тем или иным причинам не были заключены: отказы работодателя нередко были связаны с возрастом или полом безработного, предпочтение отдавалось молодым и физически сильным. Около половины отказов имеет дискриминационный характер. Однако на прямой вопрос: “Усматриваете ли Вы в таких отказах дискриминацию по отношению к себе?” утвердительно ответили 30 %, столько же затруднились в ответе, объясняя свои колебания тем, что понятие дискриминации до сих пор не применялось в нашем обществе; традиционно считалось, что она существует лишь на Западе, где есть негры, этнические меньшинства и т.п.

И несмотря ни на что, около половины респондентов намерены продолжать поиск работы в частном секторе.

При всех неудачах на рынке труда у наших респондентов не опускаются руки: “да, шансов найти подходящую работу мало, но надеюсь, положение вскоре улучшится” счи­тают 23 % опрошенных, “шансы есть, нужно лишь продолжить поиск подходящей работы” - 39 %. Для получения дополнительных профессиональных знаний или новой специальности каждый пятый в нашей выборке посещал в течение последних 2-х лет какие-либо курсы: бухгалтеров, секретарей, программистов, дистрибьютеров, водителей, скорняков и т.д.

Важным направлением нашего исследования было изучение возможностей социальной, интеграции безработных. Прежде всего мы пытались выяснить их взаимоотношения с со­циальными организациями.

Отметим, что для большинства работающих профсоюз был единственной социальной организацией, с которой они взаимодействовали в течение трудовой жизни. Причем, профсоюз наряду с администрацией предприятий участвовал в социальном обслуживании и социальной защите, организованными прежде в советской системе, главным образом, по месту работы. С потерей работы человек утрачивает связи с профсоюзом.

 Испытав отторжение от своей профессиональной среды и переживая психологически неопределенность социального статуса, безработный имеет мало шансов вступить во, взаимоотношения с какими-либо социальными организациями (кроме службы занятости). В настоящее время не существует целостной сети социальных организаций, специализирующихся на поддержке населения, оказании разнообразных услуг - юридических, консультативных, психологических. Где-то создаются организации типа клубов, но членство в них избирательно, информация о них недостаточна. Каждый пятый респондент заявил, что он вообще не знает организаций, которые оказывали бы помощь. Лишь 19 % наших респондентов назвали организации, в которые они обращались за помощью, - Отдел защиты населения и районная служба занятости (примечательно, что ни один не обратился в профком по месту прежней работы). Им была оказана помощь в виде талонов на питание, одежду, разовых денежных выплат. Все обращения за помощью в поиске подходящей работы остались неудовлетворенными. Причины необращения за помощью объясняются не только слабой информированностью безработных, но и отсутствием опыта социального взаимодействия, неясным осознанием нуждаемости в различных видах поддержки, кроме материальной помощи.

Безработные, не требуя помощи извне, не претендуя на всестороннюю поддержку общества (за исключением формальных взаимоотношений со службой занятости), в свою очередь, сами сознательно отделяются от социальной, политической жизни. Вопрос об участии безработных в общественной деятельности, по сути, остался без ответа, лишь 6 % респондентов отметили, что они входят в спортивные общества. 1 % - в общественное движение. Из всех гражданских прав их заботит в основном право на пособие по без­работице. Они формируют свое автономное существование, замыкаются в мире соб­ственных проблем.

Однако общеполитические процессы не оставляют их равнодушными: большинство смотрят программы телевидения, слушают радио, а некоторые интересуются программами политических партий. Лишь 29 % респондентов ответили, что они совсем не интересуются политикой.

Трудно с уверенностью утверждать, насколько использованные показатели гражданской активности безработных соответствуют средним показателям активности россиян. В основном они сохраняют интерес к общественной жизни. А формированию процесса самоизоляции безработных от внешнего мира, который наблюдался в нашем обследовании 1994г., противостоит рост потенциала социальной самоорганизации безработных на протяжении последующих двух лет.

Безработные, так же как и основная часть российского населения, имеют невысокий уровень правового сознания. В этом отношении не является исключением трудовая сфера. В исследовании предприняли попытку выяснения рефлексии безработных по поводу трудовых прав и анализа их правового поведения в процессе поиска доходной занятости.

Прежде всего, можно отметить в качестве позитивного явления то, что, несмотря на уязвимость положения безработного, в их взаимоотношениях с работодателями присутствуют элементы “торгов”, споров (1996г.). “Переговорная сила” безработного довольно слабая и тем не менее 90 % наших респондентов отметили, что они обсуждают с работодателями условия найма. Больше всего обсуждается оплата труда, ее размер и своевременность выплат (87 % респондентов), далее – условия труда (56 %), продолжительность рабочего дня и режим труда (44 %). В меньшей степени предметом торгов является заключение письменного контракта/трудового договора (38 %).

Таким образом, безработные, которые вытеснены из системы организованных трудовых отношений, вынуждены вступать в трудовые отношения с частными лицами (самые не­устойчивые отношения, не защищенные нормами трудового права и институтом социального обеспечения). Согласно социологическим обследованиям, социальное обеспечение полностью отсутствует при работе на частных лиц, далеко не всегда обеспечивают социальные гарантии частные фирмы. Уяснение этой ситуации одновременно с пониманием узкого спектра подходящих работ приводит к тому, что при поиске работы лица около четверти соискателей предъявляют работодателю требования относительно гарантий социального обеспечения. В 80 % таких случаев это касалось оплаты больничных листов, медицинской страховки и начисления трудового стажа. В период вынужденной не занятости три четверти наших респондентов выполняли временные или разовые (поденные работы для получения дохода, при этом письменные контракты, трудовые договора с работодателем заключали 32 % этой категории безработных. Контрактами оформлялся, как правило, наем в строительный бизнес и на работы по интеллектуальному обслуживанию фирм (консультации, художественное оформление офисов, компьютерные работы и т.п.).

Таким образом, становится очевидным, что в период вынужденной незанятости более трети безработных, выполнявших временные работы, вступали в полулегальные или нелегальные отношения с работодателями, что сильно ограничивает возможности работника в защите своих прав и настаивании на своих требованиях.

Занятость обеспечивает социальную легитимность, так же как и доступ к доходам. На противоположном полюсе - безработица и случайные, социально не защищенные работы, которые ведут к отторжению как от материальной, так и от символической сфер общества. Открытая безработица все в возрастающей мере становится критическим фактором, исключающим людей не только из мира работ и доходов, но и нарушающим их социальную идентичность. Из всех обследованных нами категорий населения (работники госпредприятий, находящиеся в состоянии скрытой безработицы; занятые в частном секторе; микропредприниматели) безработные являются самыми незащищенными, наиболее нуждающимися в поддержке государства. Они не защищены трудовым законодательством, утратили социальные связи с институтами труда, не подлежат социальной защите, “выпали” из системы социального контроля. Они, в основном, находят опору в родственно-дружеских связях.

Имеется явное несовпадение ожиданий безработных социальной защиты “человека труда” (действенная помощь в поиске работы со стороны учреждений инфраструктуры рынка труда, гарантии получения работы в нормальных условиях, своевременная выплата “хороших” денег за выполненную работу и т.д.) и официальной доктрины социальной защиты, направленной исключительно на оказание разовой материальной помощи от­дельным категориям малоимущих (деньгами, продуктами, одеждой, предоставлением ночлега бездомным). Различные формальные социальные институты могли бы действовать как амортизаторы негативного действия на индивидов экономического коллапса и социальных и культурных шоков переходного периода.

Реально государство могло бы помочь людям интегрироваться в рыночную экономику посредством организации системы переподготовки кадров, массовой, бесплатной, нацеленной на создание конкурентоспособной рабочей силы. В настоящее время система переподготовки является узкоутилитарной и доступна лишь для ограниченного круга официально зарегистрированных безработных.

2.1. Структура поведения безработного

 Проблемам формирования рынка труда в переходный период, занятости населения и социальным вопросам безработицы в отечественной социологической и экономической литературе уделяется в последние годы достаточно много внимания. Между тем особенности поведения безработного на рынке труда, его личностные характеристики практически остаются еще не известными. В то же время радикальные общественные и экономические преобразования не могут не затрагивать поведения человека, его установок и ценностных ориентаций. Формирование новой экономики и рынка предполагает и формирование нового субъекта труда.

Проблеме поведенческих особенностей безработного как нового субъекта труда было посвящено исследование, проведенное в апреле-мае 1999 г. Целью его являлась типологизация безработных по поведенческим стилям в соответствии с типом личности и особенностями психоэмоционального реагирования на жизненно неблагоприятные ситуации. Комплексный характер исследования обусловил использование социологических и психологических методов.

Социологические методы. Для получения информации о социально-демографических параметрах, материальном и социально-профессиональном положении респондентов, их трудовых мотивациях, социальных ориентациях и душевном состоянии использован метод структурированного интервью. При этом интервьюер ориентировался на список из 39 вопросов, используемой для подсказок.

Психологические методы. Использовалась экспертная оценка поведения, темперамента и отдельных черт характера респондента. Поскольку в качестве интервьюеров выступали психологи, надежность экспертных оценок достаточно высока; они коррелировали с аналогичными тестовыми данными (тест самооценки Дембо-Рубинштейна; тест–опросник выявления типа стратегии поведения в конфликте К.Томаса; тест индивидуальной иерархии терминальных ценностей М.Рокича в модификации Ю.М.Плюснина; тест инверсии эмоционального отражения для оценки уровня стрессированности индивида В.П.Леутина – Е.И. Николаевой; тест-опросник оценки адаптивности поведения Е.И.Николаевой). Применялись основные параметрические и непараметрические методы анализа данных (описательные статистики, корреляционный анализ, ANOVA, факторный анализ).

Объект исследования – безработные в России, опрашивавшиеся 10 районных отделах службы занятости населения (N = 380, 173 мужчины и 207 женщин в среднем возрасте 35 лет). Поскольку исследование являлось социопсихологическим, обращалось внимание на равное, а не пропорциональное представительство мужчин и женщин и преимущественное преобладание лиц в возрастном интервале 24-45 лет как наиболее активном трудоспособном возрасте. Таких в выборке 68 %; лиц в возрасте до 25 лет – 14 %; старше 45 лет – 18 %. Большинство безработных женаты (70 % мужчин) или замужем (68 % женщин). Большинство безработных имеет высшее или средне-специальное образование (39 % с высшим и незаконченным высшем; 29 % мужчин и 37 % женщин – со средне-специальным образованием). Среднее образование имеют 25 % мужчин и 16 % женщин. Незаконченное среднее – 7 % всех безработных. В выборке представители 220 специальностей. По продолжительности пребывания а статусе безработного респонденты распределяются очень неравномерно. Наибольшая группа – те, кто является безработным менее 1 месяца (46 % мужчин и 35 % женщин). Безработных со стажем более 1 года – 5 % среди мужчин и 10 % среди женщин. “Профессиональных” безработных - со стажем более 2-х лет - 1,2 % мужчин и 3,4 % женщин. Средняя продолжительность пребывания в качестве зарегистрированного безработного у женщин составляет 6 месяцев, у мужчин - 4 месяца.

В советское время модель поведения работника определялась набором профессиональных функций в жесткой системе отраслевого и профессионального разделения труда, фиксировавшей и соответствующие требования к подготовке трудового резерва. Включаясь в трудовую деятельность, человек действовал по программе, которая вполне однозначно определяла, как будет развиваться его трудовая жизнь, какими рамками будут ограничены его достижения в этой сфере, каким, наконец, будет его поведение. Сам работающий ориентировался не столько на свои собственные возможности, сколько на поддержку государственных структур.

В стране с самого начала реформ отсутствует политика производственно-технологического развития и не созданы механизмы, стимулирующие такое развитие (в этих условиях модернизацией предприятий занимаются лишь фанатики), а также проводится политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости. В результате происходит консервация большого числа неэффективных производств и рабочих мест, снижение стимулов к труду, рост скрытой безработицы, снижение реальных доходов формально занятого населения. Производственный сектор российского общества находится как бы вне пространства развития и разваливается.

Оценки приспособленности к современным социальным условиям осуществления трудовой деятельности. Как показало исследование, оценка безработным своей приспособленности к современным социально-экономическим реалиям далеко не оптимистична. Всего 43 % считают, что они адаптированы к нынешним условиям. Причем мужчины значительно более уверены в этом, чем женщины (57 % мужчин и только 32 % женщин считают себя адаптированными к современным условиям). Безработных, которые совершенно определенно считают себя не приспособленными к нынешней жизни, всего 38 % (26 % мужчин и 47 % женщин). Очевидно, что если каждый третий человек в трудоспособном возрасте считает, что он не может приспособиться к реалиям нынешней экономической жизни, то это фактор очень неблагоприятный в прогностическом отношении. Следует добавить, по всей видимости, сюда и ту значительную группу безработных, которые затрудняются с определенным ответом на вопрос (19 %). По крайней мере ясно, что от 1/3 до 2/5 опрошенных в большей или меньшей мере уверены в том, что они в настоящий момент не могут приспособиться к новым условиям.

Мотивация к трудовой деятельности. Практически никого из безработных не удовле­творяет его нынешнее положение: 9 человек из 10 хотят получить работу (93 % респон­дентов хотят работать).

Только 3 % безработных ответили твердо “нет” на вопрос о желании работать. Еще примерно такое же число (около 4 %) затруднились ответить на этот вопрос. Таким обра­зом, всего 5,8 % мужчин и 7,3 % женщин не хотят работать или склоняются к этому жела­нию. Остальные - причем независимо от пола респондента - связывают свою жизнедея­тельность с работой.

Требования к условиям и характеру работы. К условиям и характеру ожидаемой рабо­ты безработные предъявляют далеко не завышенные требования; они существенно ниже, чем профессиональные требования.

В распределении ответов на вопрос, на предприятиях какой формы собственности хотел бы респондент работать, преобладает “все равно”: 64 % безработных не высказывают никаких определенных предпочтений в этом отношении.

Предпочтения государственному предприятию и частной фирме отдают практически равное число опрошенных: 14 % хотели бы работать в государственном секторе, а 13 % - в сфере частного предпринимательства. По каким-то причинам акционерных обществ безработные избегают: здесь хотели бы работать всего 5 % мужчин и 2,2 % женщин.

Также, как это ни странно, очень невелика доля таких людей, которые предпочли бы работать ограниченное время: неполный рабочий день или неполную неделю. Не только среди мужчин, но и среди женщин их всего 3,5 %. Полученные данные относительно женщин (по крайней мере безработных) показывают, что они против широко распространенного утверждения, наравне с мужчинами хотят работать и хотят иметь полный рабочий день.

Важным требованием к ожидаемой работе является уровень заработной платы относительно прежнего ее размера. На вопрос о том, готов ли безработный в случае получения работы согласиться на зарплату ниже той, что была у него на последнем месте работы, значительное большинство респондентов ответили отрицательно: 69 % мужчин и 73 % женщин не пойдут на работу с оплатой ниже предыдущего уровня.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.