на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Социальные проблемы безработицы


Реферат: Социальные проблемы безработицы

ВВЕДЕНИЕ

С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Меня заинтересовала эта тема курсовой работы именно своей важностью и распространенностью. В своей курсовой работе я рассмотрела ряд интересующих меня вопросов. До каких пределов будет повышаться уровень безработицы? Будет ли сокращение занятости явлением временным или постоянным? Какой уровень безработицы можно будет считать нормальным, после того как в России наладится рыночная система? Какой должна быть политика в этой области? Должно ли правительство пытаться сдерживать безработицу, или же ему следует сконцентрировать усилия на оказании помощи безработным, поддерживать их доходы и по возможности помогать найти новую работу?

Так же в ходе написания курсовой работы я подробно изучила ряд исследований, которые проводились в различных районах и городах России. Изучив эти исследования, я сделала для себя ряд важных выводов, которые я подробно рассмотрела в курсовой работе:

·     отношение к безработице не является однозначным, оно зависит от возраста, пола и образования;

·     наиболее болезненно она воспринимается старшим поколением и женщинами, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции с мужчинами, они становятся безработными в первую очередь.

Так же меня очень заинтересовал тот факт, что руководители воспринимают неизбежность безработицы с большей готовностью, чем другие работники. Это, скорее всего, объясняется возможностью получения собственной выгоды в этой ситуации.

В то время, как рабочие и служащие переходят на неполный рабочий день или неделю, уходят в отпуска без содержания, подвергаются сокращениям, испытывают все тяготы в связи с задержкой заработной платы, руководители предприятий, особенно высший персонал, зачастую непомерно повышают свое материальное благополучие. И я не исключаю, что ситуация изменится при объявлении таких предприятий банкротами. Тогда начинается интенсивный рост безработицы среди руководителей.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во “Всеобщей декларации прав человека”, где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Принято считать, что безработица – это своеобразная плата за рынок, издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурентной борьбе (а рынок, как известно, без этого невозможен) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Наша страна, как и все страны переходной экономики, столкнулась с все более обостряющейся проблемой занятости населения, решение которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок. По оценкам Министерства труда и социального развития, в России на начало 1999 года насчитывается 8,5-9 млн. безработных граждан. Это 11,5 % активно экономического населения страны. Однако по официальным данным в нашей стране только 1 млн. 750 тыс. безработных. Таким образом, к услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти, потерявших работу.

Скрытая безработица, таким образом, составляет около 7-8 млн. человек, а по официальным данным – 4-5 млн. Региональное распределение безработицы неравномерно: от 1 % в Москве до 7-8 % безработных в регионах, где находятся предприятия текстильной, оборонной, угольной отраслей.

Теория функционирования рынка труда, родоначальником которой является основоположник Кембриджской школы доктор А. Маршалл, оперирует рядом понятий и категорий. Среди них занятость населения, безусловно, определяющая.

Наиболее адекватно, на наш взгляд, понятие занятости раскрыто в законе (его новой редакции 1996 года) “О занятости населения РФ”, в ст. 1, которого подчеркивается: “Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход”.

Ст. 2 указывает на то, что занятыми считаются граждане:

·     работающие по трудовому договору (контракту), в том числе, выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо не полного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные временные работы;

·     занимающиеся предпринимательской деятельностью;

·     самостоятельно обеспечивающие себя работой;

·     занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

·     выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

·     избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

·     проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

·     проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения;

·     временно отсутствующие на рабочем месте в связи нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

В Российской Федерации конституционно гарантирована добровольность труда, при которой гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм труда, его объем и нагрузку. Поэтому важно определить, наряду с занятыми, тех, кто относится к незанятым.

Незанятые – это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Их можно разделить на собственно безработных (тех, кто по каким-либо причинам потерял работу, но активно ищет ее) и не занятых, которые и не пытаются найти работу.

Безработными (ст. 3) признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, - паспорт и документ об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течении 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Не могут быть признаны безработными граждане:

·     не достигшие 16-летнего возраста;

·     которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

·     отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие ее, не имеющие профессии – в случае от двух отказов от получения профессиональной подготовки или предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды;

·     не явившихся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившихся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

·     осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Итак, безработица рассматривается как незанятость в общественном производстве трудоспособного и желающего работать населения.

С крушением административно-командной системы управления наряду с другими рынками появляется и рынок труда, на котором происходит купля-продажа рабочей силы. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между работниками и предпринимателями по поводу включения первых в процесс общественного производства через механизм спроса и предложения. При этом должны функционировать важнейшие рынки труда: свобода предпринимателей в найме работника; свобода граждан в продаже рабочей силы и оплата в соответствии с ее квалификации. В то же время свобода продажи рабочей силы не может быть обеспечена без гарантий свободы предложения, выбора места и сферы приложения труда.

Современный рынок труда довольно разнообразен и лоскутен. Он структурирован и представляет собой набор определенных сегментов, которые довольно сильно отличаются друг от друга. В первую очередь – характеристикой товара, который играет важнейшую роль в том или ином сегменте.

Один из разработчиков теории сегментированного рынка труда Г. Стэндинг выделяет пять основных сегментов:

Сегмент рынка труда, где представлены специалисты самой высокой квалификации с соответствующей высокой оплатой труда, где занятость стабильна.

Рынок квалифицированных кадров. Этот сегмент занимают специалисты с высшим и среднем образованием и квалифицированные рабочие. Доходы и занятость относительность стабильны.

Рынок труда рабочих профессий. Спрос на рабочую силу постоянно сокращается, что ведет сокращению доходов и снижению гарантий занятости. Роль стабилизирующего фактора выполняют профсоюзы.

Рынок труда малоквалифицированных рабочих и работников сферы услуг. Предложение рабочей силы как правило, превышает спрос. Отсюда доходы невысоки, занятость нестабильна.

Остаточный рынок труда. Здесь предлагают свои услуги либо те, кто впервые объявился на рынке труда, либо давно утратившие с ним связь: безработные, молодежь и т.д.

Если проанализировать признаки по которым сегментируется рынок труда, то можно выделить три: квалификационно-зарплатный, социально-демографический, профессионально-отраслевой.

Современное производство, основанное на информационных технологиях, предлагает гибкость, мобильность в отношениях “спрос-предложение” на рынке труда. Поэтому в теоретических разработках наших дней для характеристики развитого, цивилизованного рынка труда используется понятие “гибкий рынок труда”, где спрос и предложения находятся в оптимальной зависимости, соответствующей нуждам и потребностям современного производства.

В чем же проявляется гибкость рынка труда? Прежде всего – в гибкой организации производственного процесса: не полный рабочий день, использование временных работников, дробление ставок, взаимозаменяемость на рабочих местах, подвижность смен и т. д. Вторым компонентом является гибкость в регулировании заработной платы, третьим – гибкость регулирования выпускаемой продукции.

Важнейшими элементами рынка труда являются спрос и предложение. Под спросом понимается потребность предприятия в работниках определенных профессий и квалификаций, под предложением – потребность работников при действующих ставках заработной платы в оплачиваемой работе. Рабочая сила как товар выступает только тогда, когда свершается акт ее купли-продажи.

Современный рынок труда не является свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов: законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателем и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.

1.1. Классификация безработицы

Активная политика занятости тесно связана с организацией профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и содержанием, формами и технологиями профессионального обучения. Категория занятости характеризуется такими признаками как рациональность, продуктивность, эффективность.

Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице, информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, предоставляя возможность переучиться), так и с помощью макроэкономического регулирования экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности). Если в первом случае одним из обязательных условий является профессиональное обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) незанятого населения и безработных граждан, то во втором – взаимосвязь с профессиональным обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.

Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную); искусственно низкую и вынужденную безработицу – открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую) и скрытую.

Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса о потребностей производства, потому здесь профессиональное обучение незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального обучения не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида безработицы.

Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной и добровольной безработицы.

1. Фрикционная безработица охватывает лиц наемного труда, находящихся в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается добровольно низкой продолжительностью. В этом случае требование кардинального переобучения не выдвигается, поскольку их профессионально-квалификационные показатели соответствуют требованиям рынка труда и поле деятельности по сути не меняется. Для их адаптации к новому месту работы требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция имеющихся знаний, умений и навыков.

2. Институциональная безработица – следствие снижения трудовой активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы, действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения незанятого населения. Обучение же может оказывать, хотя и опосредованное, влияние на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию.

Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры.

Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны тем, о которых говорилось применительно к институциональной.

3. Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий профессионального обучения.

Несоответствие профессиональных возможностей работника требованиям производства, порождаемое НТП, является одним из показателей серьезных просчетов в содержании, организационных формах и технологиях общего и специального образования полученного ранее. Поэтому профессиональное обучение незанятого населения должно носить опережающий характер. Наиболее перспективными в этом случае являются технологии интенсивного обучения и дистанционная форма организации рабочего процесса.

4. Структурная безработица также вызвана научно-техническим прогрессом. Зачастую она тесно переплетается с технологической безработицей. Структурная безработица возникает на начальном этапе развития технологического вытеснения рабочей силы и связана с несоответствием профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых требованием производства.

В отличие от “фрикционных” безработных, которые сразу могут продать свои умения и навыки, “структурным” требуется переквалификация.

5. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев именно профессиональное обучение незанятого населения может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной составляющей стандарта образования.

6. Циклическая безработица, возникающая как результат падения спроса на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем профессионального обучения.

Некоторые условия для роста циклической безработицы создают системы социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия по безработице прямо зависит от величины получаемой работником зарплаты. Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели снижение зарплаты занятых.

Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим профессиональным качествам является относительно более “слабым”.

Молодежная безработица – возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека).

Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из-за этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.

Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.

Женская безработица – один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.

Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.

В заключении следует подчеркнуть, что содержание организационные формы и технологии профессионального обучения незанятого населения необходимо рассматривать во взаимосвязи с спецификой того или иного вида безработицы, характерного для данного города, региона. На этой основе целесообразно строить прогнозы развития основных направлений профессионального обучения незанятого населения.

1.2. Причины и формы безработицы

Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует в рамках устоявшейся экономической системы, и совсем другое, когда осуществляется переход, как это происходит сейчас в России, к принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в зависимости от того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис или на лицо подъем производства.

Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.

Непропорционально высокий уровень средней заработной платы по отношению к производительности труда является лишь одной из причин возникновения безработицы. Существуют и другие причины, некоторые из которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего следует отметить, что в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в постоянном движении. Одни предприятия сокращают штаты, другие – увеличивают. Люди уходят на пенсию или покидают работу по иным причинам (Например, женщины уходят в декретный отпуск). На их место приходят новые работники, скажем, выпускники учебных заведений. Движение рынка труда по-разному влияет на уровень безработицы.

Даже в нормальные времена многие люди временно не трудоустроены (потому что ушли с одной работы и занимаются поисками другой) или же впервые ищут работу. В рыночных условиях, когда уровень зарплаты и льгот сильно зависит от предприятия, люди не торопятся, подыскивая себе достойную работу, и не всегда соглашаются на первое попавшееся предложение трудоустройства. Незанятость такого рода может достигать 2-3 % общего уровня безработицы.

Количество временно неработающих или ищущих работу людей зависит и от других экономических факторов. Например, фрикционная незанятость будет гораздо выше, если государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Получая большое пособие, можно не спешить с поиском работы, дожидаясь наилучшего варианта трудоустройства. В США и Европе многие сознательно остаются безработными до тех пор, пока не истекает срок их пособия, после чего немедленно устраиваются на работу. Уровень временной безработицы заметно повышается и в тот период, когда экономика проходит структурного корректирования. Как только высвобождаются цены, сокращаются государственные субсидии, определенные виды занятости становятся невыгодными, в то время как другие, наоборот приобретают важное значение.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.