на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Социальное обслуживание пожилых людей


 Исходя из опыта работы ЦСО, нам бы хотелось проанализировать трудности в работе отделения социаль-ного обслуживания на дому, что в свою очередь отражается на качестве обслуживания граждан.

 Как правило, пригодность к работе с пожилыми гражданами и инвалидами на дому прежде всего опреде-ляется выносливостью и физической силой социального работника. Это объясняется тем, что деятельность работ-ника отделения - очень тяжелый труд, связанный с большими физическими нагрузками. В настоящее время установлена норма предельно допустимых нагрузок для женщин при доставки продуктов на дом, в расчете на одного подопечного за одно посещение - до 7 кг.

 Если социальный работник не превышает нормы, то за одно посещение он приносит при работе на одну (8 человек) - 56 кг, при работе на 1, ставки (12 человек) - 84 кг.

 По последним нормативным документам социальный работник должен посещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании или просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза в неделю.

 Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит (при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку и до 168 кг - при работе на 1,5 ставки.

 Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане, выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д. По оценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортимент зависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, это получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь близких и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, получат минимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметов первой необходимости как бы ложится на плечи социального работника.

 Данную проблему можно было бы решить или облегчить работу сотрудников при следующих вариантах:

 - в каждом центре социального обслуживания имелся в наличии автотранспорт и нормальная материально-техническая база для приобретения и обслуживания автотранспорта. На сегодняшний день из 110 центров, только 10 из них имеют машины, хотя по примерному штатному расписанию центра в каждом из структурных подразделений центра должен быть автотранспорт.

 - в штатное расписание ввести ставку грузчика или добавить эту ставку, как внутреннее совмещение - водителю. Так как любая продуктовая, вещевая или гуманитарная помощь, предоставляемая в центр, разгружается с помощью сил работников центра.

 Отделения дневного пребывания (ОДП)- это лицо, визитная карточка любого центра социального обслуживания. Главная задача - обеспечение общения пожилых людей и инвалидов, обеспечение их активного образа жизни, адаптация их жизнедеятельности в "своей" среде. Как вид полустационарного социального обслужи-вания он включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых людей, организацию их питания и отдыха.

 Отделения рассчитаны на одновременный прием от 30 до 90 одиноких пенсионеров и инвалидов. Посещение ОДП организуется по путевкам сроком на 4 недели (в некоторых случаях на 2 недели).

 Работа отделений дневного пребывания строится в соответствии с утвержденным Положением о центре социального обслуживания.

 Отделения дневного пребывания в центрах, в соответствии с утвержденным распорядком дня, начинают обслуживание в 10 ч. 00 мин. Сотрудники отделения встре-чают своих посетителей уже при входе в центр, после чего их проводят по центру и знакомят с его работой.

 Приветливое и доброе отношение сотрудников центра, встречающих пенсионеров, сразу создают атмосферу доброжелательности и расположения.

 В каждом центре тщательно продуманно оформление, интерьер создает домашний уют, поднимает настроение. На стендах отражена жизнь как самого центра, так и отделения дневного пребывания. Пенсионеры могут ознакомиться с информацией о работе социальных служб, о проведении мероприятий посвященных различным праздникам, посмотреть фотографии, посвященные работе ОДП.

 Администрация центра, в лице его директора, знакомится с группой пенсионеров, рассказывает им об отделении, его функциях и различных видах помощи, которые они смогут получить во время посещения ОДП.

 После этого обслуживаемым предлагают посетить медицинский кабинет, в котором медицинская сестра по желанию пенсионера измеряет артериальное давление, рассказывает о различных медицинских препаратах, применяемых при конкретных обстоятельствах. В случае плохого самочувствия оказывает первую медицинскую помощь, дает консультации по интересующим вопросам.

 Для желающих посещать зал лечебной физкультуры медицинская сестра проводит занятия лечебной гимнастикой, рассказывает о предназначении различных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут заняться физическими упражнениями, необходимыми для восста-новления утраченного здоровья вследствие перенесенных операций или стрессовых ситуаций.

 Каждый Центр социального обслуживания находит свои особенные подходы в работе с пожилыми людьми, посещающие ОДП.

 Так в центре "Дмитровский" Северного адми-нистративного округа работает фитобар . Волшебный целительный чай из различных лекарственных трав, который заваривается под контролем медицинской сестры, пользуется большим спросом у посещающих отделения пенсионеров, т.к. по их словам этот чай значительно улучшает их самочувствие, придает им сил и бодрости до конца дня.

 Для привлечения граждан пожилого возраста к посильной трудовой деятельности в центре "Дмитровский" работают кружки по интересам. Занятия в кружках являются самым любимом делом для посещающих отделения. Многие пенсионеры вкладывают в это дело всю свою любовь и умение, а их работы, представленные на выставках, пользуются большим успехом и вызывают восхищение у посетителей.

 Работает кулинарный кружок . Посещающие этот кружок обмениваются рецептами приготовления блюд. Организуется конкурс на лучшее приготовление, для чего все желающие приносят готовые блюда, приготовленные по собственному рецепту. Выбирается жюри. Под музыку проводится парад блюд, каждый участник представляет свое блюдо, делится рецептом его изготовления и затем предлагает для пробы присутствующим. Победителям вручаются призы - поделки, изготовленные кружковцами.

 Кроме этого в ЦСО проводятся конкурсы (на лучший бальный танец, лучшее исполнение песни, стихов и т.д.) с вручением призов, изготовленных в кружках.

 В центре "Митино" Северо-Западного администра-тивного округа, совместно с лечебно-физкультурным диспан-сером, (1 раз в квартал) оказываются такие медицинские услуги как ЭКГ и УЗИ. Они проводятся по предварительной записи желающих, которую осуществляет медицинская сестра отделения. После обследования даются консультации и рекомендации врачей, что в значительной степени помо-гает обслуживаемым узнать о состоянии своего здоровья и правильно определить в дальнейшем методы лечения различных заболеваний.

 С целью расширения социально-бытовых услуг для пожилых и нетрудоспособных граждан с июля 1997 г. организована парикмахерская. Режим работы её с 9-00 час. до 18-00 час. Услугами парикмахерской пользуются не только лица посещающие ОДП, но и пенсионеры и инвалиды, которые обслуживаются на дому социальными работниками. Данный вид помощи помогает многим малоимущим гражданам получить необходимые парик-махерские услуги. Пенсионеры дают этому начинанию хорошую оценку, о чем свидетельствует большое количество благодарностей, получаемых от них.

 Для любителей чтения в центрах работает библиотека, дополнительно выписываются журналы и газеты такие как: "Российская газета", "Московская правда", "Аргументы и факты", "Вечерняя Москва", "Медицинская газета", "Социальная защита", "Социальное обеспечение". Многие пенсионеры сами приносят различные книги в фонд библиотеки.

 В ЦСО "Митино" более 4-х лет работает кружок флористики "Природа и фантазия" . Занятия в кружке проводятся два раза в неделю, в нем занимаются пенсионеры и инвалиды, посещающие отделение дневного пребывания и пенсионеры, которые ранее посещали центр. Кружок специализируется на изготовлении различных картин из природного материала.

 Руководитель кружка поддерживает связь с различными общественными организациями, с помощью которых организуются выставки работ пенсионеров . Так, коллекция картин кружка была представлена на Международной выставке "Новейших природоохранных и ресурсосберегающих технологий и разработок под девизом "Человек, город и окружающая среда", которая проходила в июне т.г. в павильоне "Цветы" ВВЦ.

 За пропаганду создания экологически безопасной окружающей среды в городах, кружок флористов "Природа и фантазия" награжден дипломом.

 Кроме этого, работы кружка постоянно выставляются в выставочном зале муниципального района, в самом центре. Его работы отмечены префектурой Северо-Западного округа.

 При ЦСО "Митино" создана и функционирует мастерская по пошиву одежды, в которой работают пенсионеры и инвалиды, проживающие в районе "Митино". Центром заключен договор с коммерческой фирмой "Шарм" о том, что центр осуществляет набор граждан в мастерскую для пошива одежды и постельного белья. В свою очередь фирма обязуется предоставлять сырье и техническую базу для организации работы инвалидов. За сделанную работу пенсионерам и инвалидам выплачивается заработная плата от 400 до 500 руб. Реализация товара осуществляется через предприятия общественной торговли. Следует отметить, что участие в труде пенсионеров и инвалидов дает им значительную прибавку к пенсии, моральное удовлетворение и ощущение собственной полезности.

 Особую благодарность пенсионеры, посещающие ОДП, высказывают за организацию горячего питания в центрах. Для посещающих отделение дневного пребывания, вывешивается меню-калькуляция с указанием веса порций, стоимости блюда и общей стоимости обеда. В конце месяца, в случае остатка денежных средств, для пенсионеров формируются дополнительные продуктовые наборы, а по праздничным датам сотрудники отделения стараются сделать эти обеды действительно праздничными.

 В условиях резкого взлета цен и обеднения населения, в особо тяжелом положении оказались пенсионеры и инвалиды.

 Именно центры социального обслуживания в первую очередь обязаны придти к ним с предложениями о помощи, которая может быть не только в виде путевок в ОДП, вещей и продуктовых наборов. Важное значение приобретает для пенсионеров психологическая помощь и общение, участие в культмассовых мероприятиях, трудовой и кружковой деятельности.

 В это трудное время как никогда необходимо внимательное, чуткое и доброжелательное отношение ко всем пожилым и нетрудоспособным гражданам, посещающим центры социального обслуживания.

 В связи с вышеизложенным, видно, что благодарность и признание со стороны подопечных, зависит прежде всего от руководителя центра, от его умения и желания правильно построить свою работу, от его успешного взаимодействия с благотворительными и общественными организациями.

 Для лиц, попавшим в экстремальные условия и остро нуждающихся в натуральной или вещевой помощи, при центрах открыты Отделения срочного социального обслуживания (ОССО).

 Отделения срочного социального обслуживания на сегодняшний день являются одним из незаменимых видов помощи в структуре ЦСО. Чаще всего развернуто одно ОССО на центр, но возможно его открытие и в филиалах, и в специально выделенных для этих целей помещениях, особенно, если центр обслуживает население большой территории.

 Основными направлениями деятельности отделений срочной помощи являются:

 - оказание вещевой помощи (одежда, обувь, постельное белье и т.п.);

 - оказание продуктовой помощи (наборы продуктов или талоны на бесплатное питание);

 - оказание гуманитарной помощи;

 - оказание психологической помощи;

 - проведение юридических консультаций по вопросам социальной защиты населения.

 По состоянию на 1999г. в г.Москве при 109 ЦСО в отделения срочного социального обслуживания обратилось 488998 человек, из них 454629 (92,9%) человек получили ту или иную помощь. Из получивших помощь 64,9% случаев - инвалиды (295148 человек), в 29,8% - пенсионеры (135679 человек). Относительно стабильно получали помощь неполные (в 4873 случаях - 1,7%) и многодетные (в 5939 случаях - 1,3%) семьи. Остальные категории населения обращались и получали помощь реже: безработные - 1097, бомжи - 134, беженцы - 120, погорельцы - 100 и т.д.

 Для пенсионеров и инвалидов, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания, при центрах открыты Отделения социально-медицинского обслуживания на дому (ОСМО). До последнего времени, работу данных отделений частично брал на себя персонал общества Красного Креста. На данный период времени в отделениях социально-медицинского обслуживания на дому на учете состоит 1548 человек (26 отделений).

 К видам услуг, предоставляемых отделением относятся:

 - оказание экстренной доврачебной помощи;

 - проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);

 - осуществлений подкожных и внутримышечных введений лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача;

 - оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигие-нические ванны, стрижка ногтей, причесывание);

 - кормление ослабленных граждан;

 - другие социальные и бытовые услуги, оказываемые в надомных условиях.

 Медицинские сестры отделения осуществляют свою работу во взаимодействии с учреждениями здравоохра-нения, к которым прикреплены обслуживаемые граждане. Учреждения здравоохранения в свою очередь обеспечивают по договоренности медицинских сестер инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами, другими материалами и предметами медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодействующих препаратов, и оказывают медицинским сестрам организа-ционно-методическую помощь.

 Для оказания доврачебной помощи отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов (за исключением наркотических и сильно-действующих) и перевязочных средств.

 Выполнение медицинскими сестрами отделения обслуживаемым гражданам плановых медицинских назна-чений производится только по назначению лечащего (участкового) врача.

 При рассмотрении функций основных структурных подразделений ЦСО можно сказать о том, что со временем сеть центров социального обслуживания будет более разнообразной, чем сейчас. Но, несомненно, что какие-то учреждения этого типа будут играть главенствующую роль в административном округе и нести универсальные функции. Такие учреждения можно условно назвать окружными, головными, базовыми и т.п. Они должны иметь в своем составе весь набор структурных подразделений по социальному обслуживанию населения округа и заниматься организационно-методической работой. Все же остальные центры муниципальных округов могут быть узкопрофильными, иметь неполный набор структурных подразделений (в зависимости от потребностей населения) и в функциональном плане подчиняться окружному центру. Эта схема, возможно, неидеальна, но на наш взгляд вполне логична.

 Кроме обязательных функций, ЦСО приходится решать и дополнительные задачи, в частности по организации бесплатного питания малоимущих москвичей. В соответствии с решением Правительства Москвы ежемесячно выделяются ассигнования на питание 24550 остро нуждающимся гражданам. В настоящее время стоимость одного обеда 25 руб., а стоимость путевки на 24 обеда - 600 руб. (она периодически индексируется). Основные получа-тели этих путевок – одинокие пенсионеры и инвалиды с минимальными размерами пенсий. Однако, из них лишь 38% (около 15 тыс. человек) находятся на обслуживании в отделе-ниях социального обслуживания на дому, а остальные - дополнительный для центров контингент. Предприятия общепита, на которые возложено непосредственное обеспе-чение малоимущих граждан горячим питанием, заинтересованы только в одном: как бы выжить. И поэтому они "накручивают" непомерные наценки, в результате чего пенсионер получает в два раза меньше продуктов, чем запланировано Правительством Москвы.

 На наш взгляд, было бы более правильным передать эти функции муниципалитетам, в ведении которых нахо-дятся предприятия общественного питания, и на местах решить вопрос о льготном налогооблажении таких столовых. Участие же ЦСО должно быть только в одном - "поставка" предприятиям общепита нуждающегося контингента. Достаточно было бы иметь в муниципальном округе одно подобное предприятие и малоимущие получали бы то, что им положено в полном объеме. А сегодняшняя ситуация напоминает "театр абсурдов": со столовой взимается огромный налог в городской бюджет, из которого в дальнейшем выделяются средства на бесплатное питание. В обороте крутятся миллионы рублей, а посетитель столовой выходит из нее полуголодным.

 Для выхода из сложившейся ситуации и поддержки малообеспеченных граждан, одним из вариантов решения проблемы стало торговое и бытовое обслуживание по сниженным ценам.

 Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 1999 г. N 87 "О развитии сети торгового и бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан" утверждена Программа развития сети торгово-бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан в учреждениях социальной защиты и торгового обслуживания в системе АООТ "Ветеран" в которой предусмотрено:

 - организация торгово-бытового обслуживания для малообеспеченного населения по сниженным ценам в учреждениях социальной защиты

 - расширение сети магазинов системы АООТ "Ветеран" и улучшение деятельности этого акционерного общества

 - активное привлечение благотворительных и ветеранских организаций к участию в организации торгового и бытового обслуживания ветеранов и инвалидов.

 По состоянию на 01.12.99г. в Комплексных центрах социального обслуживания "Соколиная Гора" и "Новогиреево" торговое обслуживание уже осуществляется. Проводится работа по обслуживанию торговых помещений в 2 центрах социального обслуживания - "Восточное Измайлово" и "Вешняки" Восточного административного округа, а также принимаются и другие меры, направленные на реализацию указанной Программы.

 С Департаментом потребительского рынка и услуг ведутся переговоры о содействии в открытии пунктов бытового обслуживания в ЦСО.

 В свою очередь деление территорий в г.Москве на административные и муниципальные округа повлекло за собой образование новой инфраструктуры, потребовало иных подходов к организации социального обслуживания населения. Возникла необходимость максимального приближения различных видов социальной помощи к жителям муниципальных округов.

 В связи с чем возникла необходимость внедрения инновационных форм социального обслуживания не только для пенсионеров и инвалидов, но и для других граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

 По предложению Управления социальной защиты населения Юго-Восточного округа был создан Экспериментальный комплексный центр социальной защиты. В центре предусмотрены комплекс помещений для социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми-инвалидами, отделение социальной реабилитации, проведение досуговых мероприятий и др.

 В задачу центра входит не только обслуживание населения муниципального района "Марьино", но и отработка новых форм и методов обслуживания населения, для последующего их внедрения в работу центров социального обслуживания всех административных округов.

 Одним из направлений работы центра является содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

 Для выполнения этих задач, помимо работы традиционных отделений (ОСО, ОДП, ОССО, ОСМО), в центре планируется создать и другие формы социального обслуживания:

 1. Кризисное отделение помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию . Отделение предназначено для оказания различных видов помощи, женщинам и детям, подвергшимся насилию, находящимся в кризисной ситуации.

 Целью создания отделения является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи, женщинам и детям, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии и подвергшимся психофизическому насилию.

 

 Отделение создает необходимые условия для обеспечения максимально полной-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье, привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам и детям.

 Отделение имеет свой "телефон доверия" для оказания экстренной психологической помощи.

 Для наиболее разносторонней помощи отделение развивает, поддерживает контакты и взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими организациями и учреждениями, в целях эффективной социальной поддержки женщинам и детям, попавшим в экстремальную ситуацию.

 2. Для оказания помощи инвалидам по социальной реабилитации, направленной на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вос-становление социального статуса инвалида в центре открыто Отделение социальной реабилитации .

 Реабилитационное отделение проводит прежде всего выявление и учет инвалидов, нуждающихся в реабилитации; реализует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в части социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации; оказывает инвалидам, а также членам их семей консультативно-правовую помощь по вопросам социальной защиты инвалидов; проводит оздоровительно-реабилитационные мероприятия; проводит санитарно-просветительскую работу с целью решения вопросов возрастной адаптации.

 Отделение организуется для обслуживания не менее 10 граждан. Продолжительность пребывания в Реабили-тационном отделении граждан определяется характером и срокам необходимым для них оздоровительно-реабили-тационных мероприятий.

 На сегодняшний день это единственный госу-дарственный центр в котором кроме предоставления услуг пожилым гражданам и инвалидам, оказывается бесплатная психологическая и социальная помощь молодым инвалидам и женщинам попавшим в беду.

 В заключение хочется сказать о том, что сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т.д.) в нестационарных формах развивается в сложных условиях, в первую очередь, в связи с недостаточным ее финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты населения на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.

 Однако, несмотря на все трудности в целом по г.Москве удалось не только сохранить сеть нестационарных учреждений, но и в определенной мере расширить ее.

 Хотя система социального обслуживания населения развивалась бы гораздо успешнее, если бы было меньше нерешенных вопросов, как в правовом, так и в орга-низационном планах.

 Прежде всего, до настоящего времени не разработана государственная концепция социальной защиты населения, отсутствуют законодательная база и нормативные акты по социальному обслуживанию пенсионеров и инвалидов, многодетных, неполных и других семей. Существующие же немногочисленные документы по данной проблеме нередко иногда "тормозят" процесс оказания социальной помощи.

 Налаживается обеспечение компьютерами и другой вычислительной техникой, но только в одном направлении: пенсионное обеспечение. Центрам социального обслужи-вания компьютеры практически не выделяются в централизованном порядке Минсоцзащиты России и не приобретаются Комитетом социальной защиты населения Москвы, причина в основном сводится к недостатку финансирования. В связи с этим, в ЦСО практически не ведется работа по сбору и анализу данных о населении, и введения полученной информации в компьютеры. Все это сказывается на качестве планирования и проведение тех или иных социальных программ. Сейчас расслоение общества настолько велико, что учесть все группы социально незащищенных людей, а тем более отдельные семьи, старыми методами нереально.

 Органы исполнительной власти, создавая центры социального обслуживания, как государственные учреждения, предназначенные для оказания поддержки населению, с первого дня существования ставят их в унизительное положение, вынуждая выкручиваться и искать или просить помощь для себя. Почему центры финансируются из бюджета частично: на заработную плату работников, ремонт, оборудование и хозяйственные расходы? Но ведь есть еще питание посетителей, культурно-массовые мероприятия, срочная социальная помощь и другие направления деятельности ЦСО, которые требуют стабильного бюджетного финансирования. На данный период времени московским центрам помогает Отделение Пенсионного фонда по г.Москве. А завтра возможностей этой организации хватит только на выплату пенсий, что сейчас и происходит в ряде регионов Российской Федерации, т.к. предприятия останавливаются и поступления денежных средств существенно сокращаются. Какой же выход? Неужели придется закрывать ЦСО, в условиях, когда количество нуждающихся в социальной поддержке резко возрастает в результате полного или частичного прекращения деятельности предприятий?

 Что касается заработной платы руководителей центров, то тут возникает множество проблем и вопросов, и не столько из-за ее размеров, сколько из-за принципов установления должностных окладов. Во внимание прини-мается всего лишь один критерий: количество обслу-живаемых пенсионеров и инвалидов на дому, да и то с неприемлемой разбивкой по категориям. Совсем не учитываются другие условия: наличие и мощность отделения дневного пребывания, отделения срочного социального обслуживания, мини-пансионата, филиала и т.д. В итоге, директор ЦСО, не имеющий в структуре центра ничего, кроме ОСО, обслуживающих чуть больше 1000 человек, получает такую же зарплату, что и директор ЦСО с ОСО, обслуживающими 2000-4000 человек, да еще имеющий полный набор структурных подразделений. Отсутствие материальной заинтересованности руководителей, в определенной степени, не способствует более быстрому развитию структурных подразделений центров и качеству обслуживания пожилых людей.

 Если еще год назад в центрах социального обслуживания велись журналы с записью желающих устроиться на должность социального работника, то сейчас ситуация в корне изменилась: резко возросла текучесть кадров. Причина - низкая заработная плата. Не говоря даже о физической нагрузке, социальному работнику в психологическом отношении порой непросто бывает обслуживать своего подопечного, в подавляющем боль-шинстве получающего пенсию в 1,5-2 раза превышающую оценку нелегкого труда. В аналогичном положении нахо-дится и административно-хозяйственный персонал ЦСО: бухгалтеры, кассиры, водители, сторожа и др.

 В этой системе еще довольно многое не совершенно. Но можно с уверенностью сказать, что центры социального обслуживания и социальные работники нужны пожилым людям. Так же люди пожилого возраста нужны нам: их пройденный жизненный опыт, их оптимизм и уверенность в том, что все уладится и будет лучше - все это нам необходимо, чтобы не забыть для чего и ради чего мы живем на Земле.

 Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у пожилого человека не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

 Несмотря на сложившуюся ситуацию, социальная работа с пожилыми совершенствуется и этому в немалой степени способствует профессиональная подготовка кадров.

 

В 1995 году десять российских вузов осуществили первый выпуск профессиональных социальных работников, которым вручены дипломы специалиста социальной работы.

 Начиная с 1991г. сеть высших учебных заведений России, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, постоянно расширялась. Если в 1990/91 учебном году таких вузов было 8, то в 199/98 учебном году - 81. Подготовку специалистов по социальной работе осуществляли также 9 средних специальных учебных заведений.

 По состоянию на начало 1998г. среди учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, было 10 государственных академий, 62 государственных университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1 учебный центр.

 Значительный вклад в обучение, подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, а также обеспечение научно-методической и учебной литературой вносит Московский государственный социальный университет (МГСУ).

 Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в 1994г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы. Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня.

 Все это свидетельствует о том, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.

 Однако еще немало проблем и нерешенных вопросов.

 Чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра: на 89 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки социального работника.

 В МГСУ действуют курсы повышения квалификации для практических социальных работников. Но прием на них небольшой: 25 человек. При МГСУ открыты также курсы по переподготовке преподавателей социальной работы.

 В числе актуальных проблем подготовки социальных работников на наш взгляд стоит отметить следующие:

 1. Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика теории и методики социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.

 2. Подготовка социальных работников, которая наряду с получением общих знаний и умений предусматривает и узкую специализацию с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

 3. Расширение географии подготовки социальных работников. Сейчас высшее образование получают в 55 субъектах Российской Федерации из 89. Конечно, эта задача может быть решена лишь со временем.

 4. Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным обновленным Государст-венным стандартом.

 5. Конституирование социальной работы как новой дисциплины. Это позволит осуществлять подготовку социальных работников высшей квалификации, без чего успешное развитие этого актуального направления невоз-можно.

 6. Получение, хранение и распространение социальной информации.

 Необходимо решить проблему оформления социального и юридического статуса социальных работ-ников, определить их права, гарантии деятельности, ввести данную специальность в штатное расписание всех служб и учреждений.

 В сфере социальной защиты населения должность специалиста по социальной работе введена в штатное расписание девяти видов учреждений. Такая должность введена также в системе учреждений комитетов по делам молодежи. Вопрос о ее введении в учреждения здравоохра-нения, пенитенциарной системы находится в стадии решения.

 Актуальной остается проблема отбора лиц, избравших эту профессию.

 Как в подготовке социальных работников, так и в содержании социальной работы необходимо прежде всего (не игнорируя все полезное и ценное за рубежом) опираться на традиции своей страны, менталитет народа, особенности образа жизни населения России.

 Таким образом,

1.Существующая сеть ЦСО в столице можно и должно развивать, не останавливаясь на достигнутом, делая социаль-ное обслуживание еще более доступным и эффективным.

Системе социального обслуживания необходимы соответствующее материально-техническое обеспечение и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

Слабое финансирование.

Несоответствие выполняемого объема труда и оплаты работников ЦСО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие.

 Рассматриваемые в дипломной работе проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов требуют незамедлительного решения.

 Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.

 Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполни-тельных органов, исследователей, общественных объеди-нений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

 Старение населения России, приблизившееся к критическому рубежу, вовлекает государство в решение вопросов перераспределения ресурсов в пользу пожилых людей, как особой группы населения, эффективного обеспечения их социальной защищенности в период реформирования экономики.

 Правительство Москвы исходит из того, что результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-политической ситуации.

 В рамках дипломной работы сложно осветить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества. Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые вопросы следующим образом:

 1. Социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики.

 2. Необходимо продолжать работу по совершенст-вованию законодательно-нормативной базы, ввести стандар-ты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зару-бежный опыт.

 3. Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.

 4. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

 5. Финансирование центров социального обслужи-вания, как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и произ-водиться за счет бюджета.

 6. Необходимо пересмотреть подходы к оценке труда руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.

 7. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми позволит сделать социальное обслужи-вание более доступным для каждого нуждающегося москви-ча. Для развития сети учреждений и оказания более эффек-тивной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотво-рительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации.

 Важность проведенных исследований подтверждает рост числа людей пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, а существующая система не спо-собна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования.


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.