![]() |
|
|
Реферат: Социальная работа в регионах (Анапа)Реферат: Социальная работа в регионах (Анапа)ОГЛАЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________________ 2 1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ.________________________________________________________________ 6 2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТНЫХ.__________ 18 2. СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 28 3. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ - ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.______________________________________________________ 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________________ 44 CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________ 47 ПРИЛОЖЕНИЕ_________________________________________________________ 49 ВВЕДЕНИЕ Процессы реформирования проходят в нашей стране в сложных экономических и политических условиях, выявляя резкое обострение социальных противоречий между идеями гуманизма, демократизации и тенденциями, связанными с усилением социального расслоения, кризисными явлениями экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, ростом преступности и бездуховности детства, обнищанием семей, политической нестабильностью. Обострились и другие противоречия, например, между потребностью в работе и ее представлением; между требованием своевременной и достойной оплаты за труд и ее реальным получением; между потребностью в нормальном функционировании семьи, исполнению ею своих функций и материальными возможностями семьи; между потребностью пожилых и старых людей иметь достойную и обеспеченную старость и реальной возможностью государства и общества предоставить такие условия и др. Вследствие этого нарушается нормальное функционирование социальных отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к различным социальным откликам и реакциям. В обществе нарастает вал социальных проблем. В дипломной работе речь идет о социальных проблемах регионов. Именно на этом уровне проявляются разнообразные социальные проблемы: индивидуальные и семейные. Социально-экономические и социально-психологические проблемы структур власти и поведенческого характера. Словом, разнообразные проблемы: социальные, экономические, психологические и другие. Проблемы простые и проблемы сложные. Это связано с положением, которое играют регионы в решении задач, вставших в настоящее время перед обществом. Именно регионы (республики, края, области, города и районы) играют ведущую роль в выявлении социальных проблем и их разрешении, берут на себя функции изыскания резервов и возможностей в разрешении разнообразных проблем, в помощи органам местного самоуправления в разрешении многих из них, социальных, психологических, экономических, социально-педагогических проблем отдельного человека и проблем социальной группы общности. В этой связи чрезвычайно ценен опыт регионов по выявлению, устранению, нейтрализации и решению социальных проблем. Это и обусловило выбор темы дипломной работы. Автор опирался на публикации по данной теме, появившиеся в нашей печати. Они разнообразны, но их важно сгруппировать в группы. К первой группе можно отнести публикации в которых рассматриваются теоретические аспекты социальных проблем: причины возникновения противоречий и способы их разрешения; уровни и виды социальных проблем; пути их решения.[1] К другой группе публикаций относятся работы, которые рассматривают противоречия и проблемы отдельных социальных групп: семьи, пожилых и старых людей, безработных и др.[2] Представляют интерес публикации в которых раскрывается роль социальной работы в выявлении, устранении и решении социальной проблемы.[3] Вместе с тем, не все аспекты этой сложной проблемы нашли отражение в публикациях. Обойденным оказался региональный уровень, его роль в выявлении и разрешении социальных проблем применяемые при этом формы и методы деятельности. Эти проблемы в какой-то степени и решил восполнить автор дипломной работы. Не претендуя на исчерпывающее освещение данной темы автор поставил задачу выявить основные социальные проблемы города, района в основном относящиеся к жизненным проблемам человека, и показать роль социальной работы в содействии их разрешений. В качестве главной цели исследования выступает анализ причин, порождающих социальные проблемы на региональном уровне и обоснование путей их решения средствами социальной работы. Поставленная цель исследования предполагает решение социальных задач: - исследование причин появления жизненных проблем человека на региональном уровне, анализ путей их разрешения; - выявление специфики мер направленных на решение проблем семьи; - исследование социальных проблем пожилых людей и определение мер по их разрешению; - анализ проблем безработицы и определение путей их разрешения; - разработка практических рекомендаций по предотвращению и решению социальных проблем региона, повышению роли и ответственности учреждений социального обслуживания в содействии решению жизненных проблем человека. Объектом исследования являются социальные отношения сложившиеся в регионе по поводу жизнеобеспечения населения. Предметом исследования - проявление нарушений нормального функционирования социальных отношений, появившихся вследствие обострения существующих общественных противоречий. Исследование базируется на научных принципах познания социальных явлений - историзме, объективности, системном подходе, а также базовых положений отдельных наук и специальных дисциплин: социальной истории, философии, теории социального управления и др. В процессе исследования использовались такие методы исследования, как системный анализ, методы социологического анализа, сравнения, обобщения и др. Источниковую базу исследования составили материалы текущего делопроизводства органов и учреждений социального обслуживания г.Анапа, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу. 1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ. Все более углубляющиеся преобразованные и кризисные процессы в обществе стремительно изменяют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте проблемы. В научной литературе дается, толкование самому понятию "проблема". Так, Большая советская энциклопедия определяет ее как сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении явлений, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Необходимо отметить, что важной предпосылкой успешного разрешения проблемы служит правильная ее постановка. Неверно поставленная проблема уводит в сторону от решения.[4] Социальная проблема - это проявление разрыва социальных отношений или нарушение их нормального функционирования вследствие обострения существующих противоречий, которые меняют нормы поведения и ведут к социальным откликам и реакциям.[5] Источники социальных проблем - социальные противоречия (спрос и предложения рабочей силы, труд и его оплата, потребность в жилище и его отсутствие, богатые и бедные, отцы и дети, потребность в получении профессии и отсутствие средств на оплату обучения и др.). Наиболее полно социальные противоречия проявляют себя на региональном уровне. Это связано с той ролью, которую играет регион в социально-экономической жизни страны. В основном на регионы возложена обязанность по обеспечению жизнедеятельности населения, выявлению проблем, противоречий и их разрешению. Этому служит социальная политика, проводимая на региональном уровне. Регионы (их руководящие, законодательные и исполнительные органы) выполняют двоякую роль в разработке и реализации социальной политики: доводят суть государственной социальной политики, ее цели, задачи до населения с одной стороны, с другой - обогащают социальную политику местными подходами, приемами, средствами ее реализации, следовательно и разрешения социальных проблем на уровне региона. Наиболее полно проявляются социальные проблемы и наиболее оперативно принимаются меры по их разрешению. Проблемы бывают простыми и сложными, реально решаемыми, принципиально решаемыми, принципиально нерешаемыми. Важнейшими социальными проблемами регионов являются: индивидуальные и семейные; социально-экономические; проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей; проблемы коммуникации, информационного обеспечения; проблемы социальной стратификаций; проблемы занятости, и др. Существуют и другие подходы к определению, проблем. Они могут быть: личные, семейные, педагогические, психологические, духовно-нравственные, социальные, экономические, экологические. Проблемы разного вида могут быть взаимосвязаны, проблемы одного вида могут рождать проблемы другого вида. Так проблемы экономические рождают проблемы социальные. Экологические проблемы включают в себя проблемы экономические, проблемы окружающей среды, проблемы последствий гонки вооружений. Социальные проблемы - это проблемы женщин, проблемы подростков, проблемы пожилых людей, проблемы семьи. Изучение показало, что на региональном уровне проблемы можно охарактеризовать и по степени охвата различных сфер общества и различных категорий населения.[6] Проблемы могут носить глобальный характер и затрагивать интересы значительной части населения. Так и например, проблемы демографические, экологические и продовольственные и др. носят явно глобальный характер, так как, их разрешение требует участия не только своей страны, но и многих государств мира, включая, естественно и отдельный регион. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем, распространяться на национально-этнические общности, ассоциации, блоки. Проблемы могут распространяться на отдельные сферы жизнедеятельности людей или отдельной личности. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или социальную сферу жизнедеятельности людей. В их выявлении и разрешении огромную роль играет социальная работа. Для социальной работы особую значимость имеют жизненные, личностные проблемы человека, которые возникают в процессе взаимодействия и взаимовлияния личности и социальной среды. Ведь именно в социальной сфере возникают факторы, которые ведут к неудовлетворению социальных потребностей, Факторы, которые мотивируют или блокируют защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей. Для правильного понимания роли социальной работы в решении социальных проблем, на взгляд автора, следует обратиться к объективно-субъективной сущности социальной проблемы. В научной литературе по этому вопросу говорится, что проблема социальная – это социальное противоречие, осознаваемое субъектами (отдельными личностями, группами лиц и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующими и должными, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей. Противоречие, лежащее в основе проблемы, чтобы стать проблемой обязательно должно переживаться, оцениваться в качестве проблемы или проблемной ситуации.[7] В этом и заключается субъективно-объективный характер социальной проблемы. В выявлении проблемы, ее "переживании и оценивании", разрешении участвует "социальная работа". Исходя из определения социальной работы как профессионального содействия людям в решении их жизненных проблем, обратимся к технологии их правильной постановки и эффективного разрешения. Правильно поставить проблему значит на половину ее решить. Чтобы прояснить различие между правильной и неправильной формулировкой проблемы важно сформулировать логические требования к постановке проблемы. Сами по себе такие требования, конечно же не гарантируют решения проблемы, но зная и учитывая их, мы можем приблизиться к эффективному решению. Автор согласен с высказанными в научной литературе выводами о том, что эти требования следующие:[8] точная и четкая Формулировка собственных целей применительно к данной проблеме; определение целей других лиц и организаций, на которые направляется воздействие; определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которых оказывается воздействие. Важно учитывать не только цели других лиц, но и то, как они соотносятся: определение вероятных последствий достижения сформулированных целей; определение обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение причины существования или появления обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение управляемых переменных проблемной ситуации; определение неуправляемых переменных проблемной ситуации; определение внешних и внутренних ограничений, накладываемых на разрешение проблемной; определение причинных связей между тем, что мы собираемся делать, и тем что хотим получить; определение возможных путей перевода неуправляемых переменных в управляемые. Во многих случаях жизненная проблема очевидна, и ее правильная постановка обходиться без применения специальных процедур и методов. Однако в ряде случаев смысл проблемы не столь очевиден и требуются немалые усилия для ее осознания и правильной постановки. Для облегчения этих усилий существует несколько методов правильной постановки жизненных проблем:[9] метод функциональных сопоставлений, основанный на сравнении предлагаемых альтернативных вариантов решения проблемы по критерию эффективности; метод функциональных допущений, основанный на оценке вероятных последствий достижения цели; метод проблемного моделирования, основанный на оценке тенденции изменения смоделированной проблемной ситуации (использование так называемых "групп противодействия"); метод причинной редукции - метод последовательного сведения причин к исходной, устранение которой создает возможность решить проблему; метод расширения управляемых переменных, заключающийся в преобразовании неуправляемых переменных в управляемые; метод расширения неуправляемых переменных, заключающийся в учете и привлечении незамеченных до этого неуправляемых переменных; экспериментальный метод, основанный на определении и оценке проблемы проведения соответствующего эксперимента; метод позиционного анализа, заключающийся в выяснении реальных интересов людей, скрытых за декларируемыми ими позициями; метод эталонного прогнозирования, основанный на составлении эталонного прогноза, который представляет собой экстраполяцию существующих тенденций при условии, что они не изменяются; метод целевой имитации, основанный на "вхождении" в образ другого человека, группы людей; метод "мозговой атаки" - метод творческого обсуждения проблемы, предполагающий генерирование идей и более точную оценку проблемной ситуации; метод генетической редукции - метод определения своевременности постановки жизненной проблемы посредством выявления оценки ее необходимых и достаточных оснований; метод структурной редукции – метод определения своевременности постановки жизненной проблемы посредством ее системно-структурного анализа. Приступая к практическому решению жизненной проблемы, нужно предварительно выяснить, разрешима ли эта проблема. Любая жизненная проблема, решением которой люди озабочены, относится к одной из трех категорий: реально разрешимая, т.е. существуют необходимые и достаточные условия для разрешения; потенциально разрешимая, т.е. пока нет необходимых и достаточных условий для разрешения но они могут быть; принципиально-неразрешимая - нет и не может быть необходимых и достаточных условий для ее разрешения. Действия социальной работы по разрешению проблем базируются на учете критериев разрешимости проблемы:[10] информационного критерия, выражающего наличие информации, необходимой и достаточной для оценки проблемы и ориентации в складывающейся обстановке; детерминационного критерия, выражающего осознание и Формулировку причин, блокирующих процесс достижения поставленных целей. Не определив причины затруднений, неправомерно рассуждать о разрешимости или неразрешимости проблемы; ресурсного критерия, выражающего наличие ресурсов, необходимых для разрешения жизненной проблемы; инструментального критерия, выражающего наличие нужных способов, средств разрешения проблемы; мотивационного критерия, выражающего наличие мотивов, которые в достаточной степени побуждают людей к достижению целей и преодолению трудностей; экономического критерия, выражающего допустимые затраты при осуществлении проекта разрешения жизненной проблемы. Комплексное применение критериев разрешимости проблемы позволяет добиться ее всесторонней оценки, не упустить ничего важного. Однако в жизни возникают и такие проблемы, при оценке которых достаточно воспользоваться одним-двумя критериями. Жизненные проблемы можно характеризовать с разных сторон - психологической, социологической, логической… Правильная постановка проблемы, правильная оценка ее разрешимости сама по себе еще не гарантируют ее эффективного разрешения. Разрешение проблемы - это главное. Существует три пути преодоления проблем: устранение, нейтрализация и разрешение (решение). Устранение проблемы - снятие проблемной ситуации, в которой находится человек путем изменения им собственных целей, устремлений. Нейтрализация проблемы – это ослабление или снижение ее субъективного переживания посредством вытеснения этой проблемы из ближайшего жизненного пространства, ограничения или блокировки действия стимулирующих ее Факторов. Решение проблемы - это выбор действия, которое обеспечивает эффективное функционирование социальной системы(человека, группы, организации). Существует два варианта решения проблем: оптимальное решение (в итоге получается оптимальный результат); удовлетворительное решение (в итоге получается не оптимальный, но все же достаточно хороший результат). Любая жизненная проблема своеобразна и требует особого, индивидуального подхода к ее разрешению. Но поскольку все проблемы решаются или должны быть решены, то сам процесс решения имеет какие-то общезначимые элементы. Рассмотрим основные принципы решения жизненных проблем:[11] - принцип активности. Требует активного вмешательства субъекта в жизненные ситуации, активных действий по преодолению жизненных затруднений; - принцип творчества. Ориентируется на то, что любая жизненная проблема, требует к себе творческого подхода; - принцип прочности. Достижение успеха зависит от взаимосвязи между тем, что мы изменяем и тем, что хотим изменить; - принцип комплексности. Обычно мы стараемся свести сложные проблемы к одной или нескольким простым разрешимым проблемам. Упрощение проблемы может затруднить ее решение. Правильный подход состоит в расширении границ исследуемого объекта с цепью использования информации о более крупной системе, частью которой он является; - принцип социальной помощи. Практически у каждого человека могут быть жизненные проблемы, успешное решение которых предполагает оказание ему поддержки, помощи со стороны других людей. В подходах к решению жизненных проблем и в самом процессе их решения есть нечто общее. Анализ этого позволяет сформулировать несколько способов решения: преобразование проблемы - решение проблемы посредством переформулирования или преобразования проблемы. Если первоначальная формулировка и постановка проблемы не оставляет шансов на нахождение эффективного решения, то можно попытаться ее переформулировать; расширение пространства проблемной ситуации - расширение системы переменных, в которой рассматривается проблемная ситуация. Если в "узкой" системе переменных удовлетворительного решения не находится, то в более широкой оно может обнаружиться; преобразование переменных - решение проблемы посредством преобразования неуправляемых переменных в управляемые; комбинирование переменных - решение проблемы посредством комбинирования неуправляемых переменных. Каждая из переменных сама по себе не поддается регулированию, но при их комбинации появляется возможность решения проблемы; мотивация - решение проблемы посредством побуждения к этому других людей (организаций). Существенное содержание социальной работы включает следующие аспекты: 1)оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию путем поддержки и консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг; 2)актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложных жизненных условиях; 3)целенаправленную привентивную деятельность в социальной сфере; 3)активное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях (от муниципального до Федерального) с целью обеспечения социально здоровой сферы жизнедеятельности человека. Для реализации этих задач формируется система мер по социальной защите, поддержке и помощи населению, включающая расширение сферы социального обслуживания, развитие социальных услуг и организацию социальных служб. Одним из условий успешного решения социальных проблем, сглаживания и смягчения социальной напряженности в обществе является повышение профессионализма специалистов социальных служб, использование в практике социальной работы наиболее эффективных технологий.[12] Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане как систему теоретических знаний и практику, которая характеризует организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия субъектов на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Такой подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с пациентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.[13] Любая социальная технология конкретно направлена на решение определенной социальной проблемы, всегда сопровождается теми или иными модификациями. Связано это с определенными условиями ее реализации: состояния материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др. Социальная технология, как правило является ответом, на некоторую назревшую социальную потребность. Поэтому создание новых социальных технологий, адаптация ранее применявшихся к новым условиям, является объективным и закономерным процессом. Любая социальная технология должна применяться адресно. Для разрешения даже одной и той же социальной проблемы не просто возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять "набор" социальных технологий. На региональном уровне, в городах, районах понятие технологии социальной работы, как впрочем и понятие "социальная работа" являются новыми и не всеми понимаемыми. Применяются лишь простейшие технологии социальной работы при разрешении жизненных проблем человека. Социальные работники исходят из понимания того, что объекты социальной работы довольно разнообразны. Технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. Задача таких технологий состоит в том, чтобы не только способствовать лечению "социальных болезней", но и способствовать их предотвращению, а следовательно и предотвращению возникновения и социальных проблем. И это мы наблюдаем на региональном уровне, где приходится иметь дело с разнообразными социальными проблемами и использовать комплекс средств по их предотвращению, устранению, нейтрализации и решению.[14] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |