на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Социальная работа в регионах (Анапа)


Реферат: Социальная работа в регионах (Анапа)

ОГЛАЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________________ 2

1. ОСНОВНЫЕ  СОЦИАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ.________________________________________________________________ 6

2.ФОРМЫ  И  МЕТОДЫ  РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМ  БЕЗРАБОТНЫХ.__________ 18

2. СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ     28

3. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ - ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.______________________________________________________ 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________________ 44

CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ_________________________________________________________ 49


ВВЕДЕНИЕ

Процессы реформирования проходят в нашей стране в сложных экономических и политических условиях, выявляя резкое обострение социальных противоречий между идеями гуманизма, демократизации и тенденциями, связанными с усилением социального расслоения, кризисными явлениями экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, ростом преступности и бездуховности детства, обнищанием семей, политической нестабильностью. Обострились и другие противоречия, например, между потребностью в работе и ее представлением; между требованием своевременной и достойной оплаты за труд и ее реальным получением; между потребностью в нормальном функционировании семьи, исполнению ею своих функций и материальными возможностями семьи; между потребностью пожилых и старых людей иметь достойную и обеспеченную старость и реальной возможностью государства и общества предоставить такие условия и др.

Вследствие этого нарушается нормальное функционирование социальных отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к различным социальным откликам и реакциям. В обществе нарастает вал социальных проблем.

В дипломной работе речь идет о социальных проблемах регионов. Именно на этом уровне проявляются разнообразные социальные проблемы: индивидуальные и семейные. Социально-экономические и социально-психологические проблемы структур власти и поведенческого характера. Словом, разнообразные проблемы: социальные, экономические, психологические и другие. Проблемы простые и проблемы сложные. Это связано с положением, которое играют регионы в решении задач, вставших в настоящее время перед обществом. Именно регионы (республики, края, области, города и районы) играют ведущую роль в выявлении социальных проблем и их разрешении, берут на себя функции изыскания резервов и возможностей в разрешении разнообразных проблем, в помощи органам местного самоуправления в разрешении многих из них, социальных, психологических, экономических, социально-педагогических проблем отдельного человека и проблем социальной группы общности.

В этой связи чрезвычайно ценен опыт регионов по выявлению, устранению, нейтрализации и решению социальных проблем. Это и обусловило выбор темы дипломной работы. Автор опирался на публи­кации по данной теме, появившиеся в нашей печати. Они разнообра­зны, но их важно сгруппировать в группы.

К первой группе можно отнести публикации в которых рассмат­риваются теоретические аспекты социальных проблем: причины возни­кновения противоречий и способы их разрешения; уровни и виды социальных проблем; пути их решения.[1]

К другой группе публикаций относятся работы, которые рассматривают противоречия и проблемы отдельных социальных групп: семьи, пожилых и старых людей, безработных и др.[2]

Представляют  интерес публикации в которых раскрывается роль социальной работы в выявлении, устранении и решении социальной проблемы.[3]

Вместе с тем, не все аспекты этой сложной проблемы  нашли отражение в публикациях. Обойденным оказался региональный  уро­вень, его роль в выявлении и разрешении социальных проблем при­меняемые при этом  формы и методы  деятельности. Эти проблемы в какой-то степени и решил восполнить автор дипломной работы.

Не претендуя на  исчерпывающее освещение данной темы автор поставил задачу выявить основные социальные проблемы города, района в основном относящиеся к жизненным проблемам человека, и показать роль социальной работы в содействии их разрешений.

В качестве главной цели исследования выступает анализ при­чин, порождающих социальные проблемы на региональном  уровне и обоснование путей их решения средствами социальной работы.

Поставленная цель исследования предполагает решение соци­альных задач:

- исследование причин появления жизненных проблем человека на региональном уровне, анализ путей их разрешения;

- выявление специфики мер направленных на решение проблем семьи;

- исследование социальных проблем пожилых людей и определение мер по их разрешению;

- анализ проблем безработицы и определение путей их разрешения;

- разработка практических рекомендаций по предотвращению и решению социальных проблем региона, повышению роли и ответственности учреждений социального обслуживания в содействии решению жизненных проблем человека.

Объектом исследования являются социальные отношения сложившиеся в регионе по поводу жизнеобеспечения населения.

Предметом исследования - проявление нарушений нормального функционирования социальных отношений, появившихся вследствие обострения существующих общественных противоречий.

Исследование базируется на научных принципах познания социальных явлений - историзме, объективности, системном подходе, а также базовых положений отдельных наук и специальных дисциплин: социальной истории, философии, теории социального управления и др.

В процессе исследования использовались такие методы иссле­дования, как системный анализ, методы социологического анализа, сравнения, обобщения и др.

Источниковую базу исследования составили материалы текущего делопроизводства органов и учреждений социального обслуживания г.Анапа, материалы пе­риодической печати, публикации по данному вопросу.


1.  ОСНОВНЫЕ  СОЦИАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ.

Все более углубляющиеся преобразованные и кризисные процес­сы в обществе стремительно изменяют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте проблемы. В научной литературе дается, толкование самому понятию "проблема". Так, Большая  совет­ская энциклопедия определяет ее как сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных по­зиций в объяснении явлений, процессов и требующая адекватной те­ории для ее разрешения. Необходимо отметить, что важной предпосылкой успешного разрешения проблемы служит правильная ее постановка. Неверно поставленная проблема уводит в сторону от решения.[4]

Социальная проблема - это проявление разрыва социальных от­ношений или нарушение их нормального функционирования вследствие обострения существующих противоречий, которые меняют нормы поведения и ведут к социальным откликам и реакциям.[5]

Источники  социальных  проблем - социальные  противоречия (спрос и предложения рабочей силы, труд и его оплата, потребность в жилище и его отсутствие, богатые и бедные, отцы и дети, потребность в получении профессии и отсутствие средств на оплату обучения и др.).

Наиболее полно социальные противоречия проявляют себя на региональном уровне. Это связано с той ролью, которую играет ре­гион в социально-экономической жизни страны. В основном на регионы возложена обязанность по обеспечению жизнедеятельности насе­ления, выявлению  проблем, противоречий и их разрешению. Этому служит социальная политика, проводимая на региональном уровне. Регионы (их руководящие, законодательные и исполнительные орга­ны) выполняют двоякую роль в разработке и реализации социальной политики: доводят суть государственной социальной политики, ее цели, задачи до населения с одной стороны, с другой -  обогащают социальную политику местными подходами, приемами, средствами ее реализации, следовательно и разрешения социальных проблем на уровне региона. Наиболее полно проявляются социальные проблемы и наиболее оперативно принимаются меры по их разрешению.

Проблемы бывают простыми и сложными, реально решаемыми, принципиально решаемыми, принципиально нерешаемыми.

Важнейшими социальными проблемами регионов являются: индивидуальные и семейные; социально-экономические; проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей; проблемы коммуникации, информационного обеспечения; проблемы социальной стратификаций; проблемы занятости, и др.

Существуют и другие подходы к определению, проблем. Они могут быть: личные, семейные, педагогические, психологи­ческие, духовно-нравственные, социальные, экономические, экологичес­кие. Проблемы разного вида могут быть  взаимосвязаны, проблемы одного вида могут рождать проблемы другого вида. Так проблемы экономические рождают проблемы социальные. Экологические проблемы включают в себя проблемы экономические, проблемы окружающей среды, проблемы последствий гонки вооружений. Социальные пробле­мы - это проблемы женщин, проблемы подростков, проблемы пожилых людей, проблемы семьи.

Изучение показало, что на региональном уровне проблемы мож­но охарактеризовать и по степени охвата различных сфер общества и различных категорий населения.[6]

Проблемы могут носить глобальный характер и затрагивать ин­тересы значительной части населения. Так и например, проблемы де­мографические, экологические и продовольственные и др. носят явно глобальный характер, так как,  их разрешение требует участия не только своей страны, но и многих государств мира, включая, есте­ственно и отдельный регион.

Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем, распространяться  на национально-этнические общности, ассоциации, блоки. Проблемы могут распрост­раняться на отдельные сферы жизнедеятельности людей или отдель­ной личности. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или социальную сферу жизнедеятельности людей. В их выявлении и разрешении огромную роль играет социальная работа.

Для социальной работы особую значимость имеют жизненные, личностные проблемы человека, которые возникают в процессе взаимодействия и взаимовлияния личности и социальной среды. Ведь именно в социальной сфере возникают факторы, которые ведут к неудовлетворению социальных потребностей, Факторы, кото­рые мотивируют или блокируют защиту социальных интересов личнос­ти, реализацию ее потребностей.

Для правильного понимания роли социальной работы в  решении социальных проблем, на взгляд автора, следует обратиться к объектив­но-субъективной сущности социальной проблемы. В научной  литературе по этому вопросу говорится, что проблема социальная – это социальное противоречие, осознаваемое субъектами (отдельными ли­чностями, группами лиц и т.д.) как значимое для них несоответст­вие между существующими и должными, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей. Противоречие, лежа­щее в основе проблемы, чтобы стать проблемой обязательно должно переживаться, оцениваться в качестве проблемы или проблемной ситуации.[7] В этом и заключается субъективно-объективный  характер социальной проблемы. В выявлении проблемы, ее "переживании и оценивании", разрешении участвует "социальная работа".

Исходя из определения социальной работы как профессиональ­ного содействия людям в решении их жизненных проблем, обратимся к технологии их правильной постановки и эффективного разрешения. Правильно поставить проблему значит на половину ее решить.

Чтобы прояснить различие между правильной и неправильной формулировкой проблемы важно сформулировать логические требования к постановке проблемы. Сами по себе такие требования, конечно же не гарантируют решения проблемы, но зная и учитывая их, мы можем приблизиться к эффективному решению.

Автор согласен с высказанными в научной литературе  выводами о том, что эти требования следующие:[8] точная и четкая Формулировка собственных целей примени­тельно к данной проблеме; определение целей других лиц и организаций, на которые направляется воздействие; определение характера взаимосвязи целей других лиц и ор­ганизаций, на которых оказывается воздействие.

Важно учитывать не только цели других лиц, но и то, как они соотносятся: определение вероятных последствий достижения сформулированных целей; определение обстоятельств, препятствующих достижению по­ставленных целей; определение причины существования или появления  обстоя­тельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение управляемых переменных проблемной ситуации; определение неуправляемых переменных проблемной ситуации; определение внешних и внутренних ограничений, накладывае­мых на разрешение проблемной; определение причинных связей между тем, что мы собираемся делать, и тем что хотим получить; определение возможных путей перевода неуправляемых  пере­менных в управляемые.

Во многих  случаях жизненная проблема очевидна, и ее пра­вильная постановка обходиться без применения специальных процедур и методов. Однако в ряде случаев смысл проблемы не столь очевиден и требуются немалые усилия для ее осознания и правиль­ной постановки.

Для облегчения этих усилий существует несколько методов правильной постановки жизненных проблем:[9] метод функциональных сопоставлений, основанный на сравне­нии предлагаемых альтернативных вариантов решения проблемы по критерию эффективности; метод функциональных допущений, основанный на оценке ве­роятных последствий достижения цели; метод проблемного моделирования, основанный на оценке тенденции изменения смоделированной проблемной ситуации (использование так называемых "групп противодействия"); метод причинной редукции - метод последовательного сведе­ния причин к исходной, устранение которой создает возможность решить проблему; метод расширения управляемых переменных, заключающийся в преобразовании неуправляемых переменных в управляемые; метод расширения неуправляемых переменных, заключающийся в учете и привлечении незамеченных до этого неуправляемых  пере­менных; экспериментальный метод, основанный на определении и оценке проблемы проведения соответствующего эксперимента; метод позиционного анализа, заключающийся в выяснении реальных интересов людей, скрытых за декларируемыми ими позициями; метод эталонного прогнозирования, основанный на составле­нии эталонного прогноза, который представляет собой  экстраполя­цию существующих тенденций при условии, что они не изменяются; метод целевой имитации, основанный на "вхождении" в образ другого человека, группы людей; метод "мозговой атаки" - метод творческого обсуждения проблемы, предполагающий генерирование идей и более точную оцен­ку проблемной ситуации; метод генетической редукции - метод определения  своевременности постановки жизненной проблемы посредством выявления оценки ее необходимых и достаточных оснований; метод структурной редукции – метод определения своевременности постановки жизненной проблемы посредством ее системно-структурного анализа.

Приступая к практическому решению жизненной проблемы, нужно предварительно выяснить, разрешима ли эта проблема.

Любая жизненная проблема, решением которой люди озабочены, относится к одной из трех категорий: реально разрешимая, т.е. существуют необходимые и  доста­точные условия для разрешения; потенциально разрешимая, т.е. пока нет необходимых и до­статочных условий для разрешения но они могут быть; принципиально-неразрешимая - нет и не может быть  необхо­димых и достаточных условий для ее разрешения.

Действия социальной работы по разрешению проблем базируются на учете критериев разрешимости проблемы:[10] информационного критерия, выражающего наличие информации, необходимой и достаточной для оценки проблемы  и ориентации в складывающейся обстановке; детерминационного критерия, выражающего осознание и Форму­лировку причин, блокирующих процесс достижения поставленных  це­лей. Не определив причины затруднений, неправомерно рассуждать о разрешимости или неразрешимости проблемы; ресурсного критерия, выражающего наличие ресурсов, необ­ходимых для разрешения жизненной проблемы; инструментального критерия, выражающего наличие нужных способов, средств разрешения проблемы; мотивационного критерия, выражающего наличие мотивов, ко­торые в достаточной степени побуждают людей к достижению целей и преодолению трудностей; экономического  критерия, выражающего допустимые затраты при осуществлении проекта разрешения жизненной проблемы.

Комплексное применение критериев разрешимости проблемы поз­воляет добиться ее всесторонней оценки, не упустить ничего важ­ного. Однако в жизни возникают и такие проблемы, при оценке ко­торых достаточно воспользоваться одним-двумя критериями.

Жизненные проблемы можно характеризовать с разных сторон - психологической, социологической, логической… Правильная поста­новка проблемы, правильная оценка ее разрешимости сама по себе еще не гарантируют ее эффективного разрешения. Разрешение про­блемы - это главное.

Существует три пути преодоления проблем: устранение, нейтра­лизация и разрешение (решение). Устранение проблемы - снятие проблемной ситуации, в которой находится человек путем изменения им собственных целей, устремлений.

Нейтрализация проблемы – это ослабление или снижение ее субъективного переживания посредством вытеснения этой проблемы из ближайшего жизненного пространства, ограничения или блокиров­ки действия стимулирующих ее Факторов.

Решение проблемы - это выбор действия, которое обеспечивает эффективное функционирование социальной системы(человека, группы, организации).

Существует два варианта решения проблем: оптимальное решение (в итоге получается оптимальный  ре­зультат); удовлетворительное решение (в итоге получается не опти­мальный, но все же достаточно хороший результат).

Любая жизненная проблема своеобразна и требует особого, ин­дивидуального подхода к ее разрешению. Но поскольку все проблемы решаются или должны быть решены, то сам процесс решения имеет какие-то общезначимые элементы. Рассмотрим основные принципы решения жизненных проблем:[11]

- принцип активности. Требует активного вмешательства  субъ­екта в жизненные ситуации, активных действий по преодолению жиз­ненных затруднений;

- принцип творчества. Ориентируется на то, что любая  жиз­ненная проблема, требует к себе творческого подхода;

- принцип прочности. Достижение успеха зависит от  взаимос­вязи между тем, что мы изменяем и тем, что хотим изменить;

- принцип комплексности. Обычно мы стараемся свести сложные проблемы к одной или нескольким простым разрешимым пробле­мам. Упрощение проблемы может затруднить ее решение. Правильный подход состоит в расширении границ исследуемого объекта с цепью использования информации о более крупной системе, частью которой он является;

- принцип социальной помощи. Практически у каждого человека могут быть жизненные проблемы, успешное решение которых предпо­лагает оказание ему поддержки, помощи со стороны других людей.

В подходах к решению жизненных проблем и в самом процессе их решения есть нечто общее. Анализ этого позволяет  сформулиро­вать несколько способов решения: преобразование проблемы - решение проблемы  посредством переформулирования или преобразования проблемы. Если первоначальная формулировка и постановка проблемы не  оставляет шансов на нахождение эффективного решения, то можно попытаться ее пере­формулировать; расширение пространства проблемной ситуации - расширение системы переменных, в которой рассматривается проблемная ситуа­ция. Если в "узкой" системе переменных удовлетворительного реше­ния не находится, то в более широкой оно может обнаружиться; преобразование переменных - решение проблемы посредством преобразования неуправляемых переменных в управляемые; комбинирование переменных - решение проблемы  посредством комбинирования неуправляемых переменных. Каждая из переменных сама по себе не поддается регулированию,  но при их комбинации появляется возможность решения проблемы; мотивация - решение проблемы посредством побуждения к этому других людей (организаций).

Существенное содержание социальной работы включает  следую­щие аспекты: 1)оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, попа­вшим в трудную жизненную ситуацию путем поддержки и  консультиро­вания, реабилитации, патронажа и использования других видов со­циальных услуг; 2)актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложных жизненных условиях; 3)целенаправленную привентивную деятельность в социальной сфере; 3)активное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях (от муниципального до Фе­дерального) с целью обеспечения социально здоровой сферы жизне­деятельности человека.

Для реализации этих задач формируется система мер по  социальной защите, поддержке и помощи населению, включающая расшире­ние сферы социального обслуживания, развитие социальных услуг и организацию социальных служб.

Одним  из  условий  успешного  решения  социальных проблем, сглаживания и смягчения социальной напряженности в обществе яв­ляется повышение профессионализма специалистов социальных служб, использование в практике социальной работы наиболее эффективных технологий.[12]

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух ас­пектах. Во-первых, в широком плане как систему теоретических знаний и практику, которая характеризует организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия субъек­тов на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объ­ектом социальной работы. Такой подход к проблемам технологии со­циальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с пациентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.[13]

Любая социальная технология конкретно направлена на решение определенной социальной проблемы, всегда сопровождается теми или иными модификациями. Связано это с определенными условиями ее реализации: состояния материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Социальная технология, как правило является ответом, на не­которую назревшую социальную потребность. Поэтому создание новых социальных технологий, адаптация ранее применявшихся к новым ус­ловиям, является объективным и закономерным процессом.

Любая социальная технология должна применяться адресно. Для разрешения даже одной и той же социальной проблемы не просто возможно, но и не­обходимо разрабатывать и внедрять "набор" социальных технологий.

На региональном уровне, в городах, районах понятие техноло­гии социальной работы, как впрочем и понятие "социальная работа" являются новыми и не всеми понимаемыми.  Применяются лишь про­стейшие технологии социальной работы  при разрешении жизненных проблем человека. Социальные работники исходят из понимания то­го, что объекты социальной работы довольно разнообразны.

Технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. Задача таких технологий состоит в том, чтобы не только способст­вовать лечению "социальных болезней", но и способствовать их предотвращению, а следовательно и предотвращению возникновения и социальных проблем. И это мы наблюдаем на региональном уровне, где приходится иметь дело с разнообразными социальными проблема­ми и использовать комплекс средств по их предотвращению, устранению, нейтрализации и решению.[14]

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.