на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Функции и принципы социокультурной деятельности


Созданы условия для сохранения культурных традиций и самодеятельного творчества народов, проживающих в Уфе. В городе организованы около 30 национально-культурных центров, в которых проводятся различные национальные праздники. Ряд центров имеют творческие коллективы, такие как, украинский вокальный ансамбль «Кобзарь», Народный фольклорно-этнографический марийский ансамбль «Ош Виче сем», Народный фольклорно-этнографический чувашский ансамбль «Нарспи».

Комитетом по культуре и искусству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан проводятся мероприятия, направленные на сохранение и развитие лучших традиций, благодаря которым культурная жизнь Уфы является яркой и насыщенной.

К общественно-политическим относятся мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, Дню Конституций Российской Федерации и Республики Башкортостан, Международному женскому дню – 8 Марта, Дню защитников Отечества, Международному дню защиты детей.

Традиционными стали массовые праздники: Дни славянской письменности, Аксаковский праздник, Городской фестиваль «Белая куница», Городской детский сабантуй, Городской праздник «Масленица», Городской праздник – День цветов, Рождественские гуляния, мероприятия по встрече Нового года, новогодний фестиваль «Вьюговей».

Особое внимание отводится работе с одаренными детьми. Большую популярность приобрели Межрегиональный конкурс юных вокалистов «Дебют» им. Ф.И.Шаляпина, Уфимский региональный конкурс юных пианистов им. В. Тимановой, Городской конкурс юных музыкантов. Особо одаренные юные музыканты и художники поддерживаются специальными стипендиями главы Администрации городского округа город Уфа РБ.

На пропаганду деятельности учреждений культуры направлены проведение профессиональных конкурсов и праздников среди работников библиотечной системы, работников дворцов культуры.

Муниципальное учреждение «Городской Дворец культуры» занимает особое место в жизни города и республики, являясь центром культуры, развитие народного творчества и пропаганды здорового образа жизни жителей многонационального Башкортостана.

Одним из основных направлений деятельности Дворца является культурно-массовая работа с населением. В нем успешно функционируют десятки кружков, спортивных секций, творческих обьединений по интересам.

Материально-техническая база Дворца позволяет организовывать и проводить театрально-концертную, выставочную, спортивно-массовую деятельности.

Дворец культуры располагает зрительным залом на 1124 мест, малым залом, современны спортивным комплексом и площадями для организации и проведения выставок.

Дворец культуры профкома Уфимского завода синтетического спирта им. 40 летия ВЛКСМ как новое юридическое лицо было зарегистрированно в Министерстве Юстиции РСФСР 25 сентября 1981 года, регистрационный номер 298, адрес: 450075, г. Уфа, Проспект Октября, 137. По завершению строительства и сдачи в эксплуатацию церемония открытия Дворца культуры состоялась 27 апреля 1982 года.

В связи с акционированием арендного предприятия УЗСС и образованием нового юридического лица - ОАО «Уфаоргсинтез» Постановлением Администрации Орджникидзевского района г. Уфы № 1483 от 13 июля 1994 года проведена перерегистрация ДК УЗСС с преобразованием во Дворец культуры профкома ОАО «Уфаоргсинтез».

В этот период во Дворце культуры начали работать такие самодеятельные коллективы как: коллектив бального танца «Пируэт» под руководством Идрисовой Н.Г.; фольклорный ансамбль «Дуслык» под руководством Саттарова; шоу-балет «Дизайн-шоу» под руководством Чухланцева Н.В.. В последствии участники ансамблей явились достойной заменой заслуженых руководителей этих коллективов. А это Валяс Людмила Геннадьевна, Петрук Наталья Филиповна, Игнатьева Марина Валентиновна.

В помещениях Дворца проводились юбилеи, заседания акционерных обществ, концерты зарубежной эстрады, а также художественной самодеятельности.

30 декабря 1999 года Указом Президента РБ № УП - 833 помещения Дворца культуры «Синтезспирт» АНО «Башнефтехим» переданно в муниципальную собственность г. Уфы. На основании Постановления главы Администрации г. Уфы № 459 от 14 февраля 2000 года.

Под руководством Маркарян В.Г. была воссоздана работа Дворца как центра культуры города. С 21 января 2003г. директором Муниципального учреждения «Городской Дворец культуры» назначен Ларионов Борис Андреевич.

Под его руководством расширена самодеятельная и профессиональная деятельность Дворца. При дворце появились ФАТ «Мирас», самодеятельные клубы «Соцветие», хор ветеранов войны и труда, клуб «СемьЯ», компьютерный салон «Столица», арт-галерея «Лимузин», духовой оркестр. клуб любителей литературы и искусства «Лира», клуб выходного дня, диско-клуб национальной молодежи студии «Аманат».

В настоящее время производится реконструкция и техническое переоснащение дворца в целях усовершенствования и улучшения обслуживания населения.

Многие из коллективов ГДК удостоены наград, и вышли на мировой уровень.

Уфимский Государственный ансамбль танца «Мирас», что переводе с башкирского языка означает «наследие» был создан в 1992 г.

За время своей творческой деятельности коллективом подготовлено более 20 концертных программ хореографического характера, а также программ популярных артистов.

В репертуаре ансамбля сочетаются варианты фольклорных танцев и обычаев народов, населяющих нашу многонациональную республику: башкир, татар, русских, чувашей, мари, немцев, молдаван, белорусов и других народов.

«Мирас» - неоднократный участник международных фольклорных фестивалей во Франции, Испании, Люксембурге, Болгарии, Венгрии, Лаосе и Вьетнаме.

Благодаря высокому исполнительскому мастерству, самобытности и широкому репертуару, ансамбль не раз становился лауреатом и обладателем Гран-При и кубков зрительских симпатии Международных фестивалей и конкурсов.

В настоящее время ансамбль является одним из ведущих фольклорных коллективов Башкортостана и России. В нем профессиональные танцоры, музыканты, вокалисты.

Художественный руководитель ансамбля - заслуженный работник России и Башкортостана В. Степанов.

Ансамбль бального танца «Радость» был основан в 1980 году. Рождению нового ансамбля предшествовала большая творческая и организационная работа его художественного руководителя Людмилы Валяс.

С тех пор прошло 24 года. За это время коллектив ансамбля принимал активное участие в культурной жизни г. Уфы и республики.

Ансамбль выезжает с обменными концертами по всем городам РФ.

Коллектив достиг творческой стабильности благодаря слаженному и неустанному труду всех его участников. В ансамбле занимается 110 человек: основная, средняя, младшая и подготовительная группы. Каждая из них ведет активную концертную и фестивальную деятельность. У ансамбля есть спутник школа-студия «Радость» для всех желающих научиться танцевать в возрасте от 4-х до 50-ти лет.

Можно отметить, что в ансамбле выросло не одно поколение ребят и некоторые из них продолжают нести бальные танцы в массы, организовывая свои самостоятельные коллективы.

Основная форма работы сотрудников ГДК с людьми - это клубы по интересам. В них никого силком не затаскивают, люди там занимаются сами, и занимаются с душой.

Они работают также с теми, кто сидит на лавочках возле каждого дома, кто ушел на пенсию и оказался немного забыт. Для них в ГДК проводятся вечера отдыха, по воскресеньям они танцуют под духовой оркестр, смотрят концерты детской художественной самодеятельности, на внуков любуются.

Городской хор ветеранов войны и труда - тоже большое подспорье. В нем занято 47 человек. В ГДК сохранен зимний сад, вокруг которого объединились любители комнатных растений.

Клуб ветеранов сцены собирается регулярно. Это те, кто всю жизнь участвовал в художественной самодеятельности и теперь не хочет отставать от жизни.

Наш фольклорно-танцевальный ансамбль «Мирас» отмечен на целом ряде конкурсов, выступал и в Испании, и в Португалии, так что не только у нас, но и во всем мире пропагандирует самобытное искусство народов нашей республики.

Духовой оркестр ГДК входит в элиту духовых оркестров республики, работает фирменно.

Вот малый перечень того, что делается в Городском Дворце культуры.

Из всего перечисленного видно, что в целом в сложных условиях социально-экономических преобразований в городе Уфе удалось сохранить и укрепить духовно-культурный потенциал.

Вместе с тем, в организации социокультурной деятельности ГДК существуют проблемы.

Так, например, в особом внимании нуждаются материально - технические базы учреждений культуры, обеспеченность инструментами, материалами, современными техническими средствами, аппаратурой.

Особое положение сложилось в коллективах дополнительного образования. Уменьшается количественный и качественный показатель выпуска учеников, отсутствует стабильное финансирование по поддержке новых проектов, низкая материально-техническая база не дает развития как учебной, так и просветительской и творческой деятельности.

Нет финансовых возможностей по организации гастрольных поездок коллективов, участия в различных фестивалях и конкурсах, проходящих за пределами столицы.

Долгое время не были организованы курсы повышения квалификации для работников культуры.

Не разработана система обеспеченности молодыми специалистами городских учреждений культуры.

МУ «Городской дворец культуры» требует поддержки на проведение капитального ремонта, реконструкции, оснащению, а также на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий для горожан.

Недостаточное внимание уделено национальной культуре народов, проживающих в столице. Созданные и действующие творческие коллективы не обеспечены техническими средствами, аппаратурой, костюмами в полной мере. В тоже время они участники всех общегородских праздников и фестивалей, частые гости и за пределами.

Ряд коллективов (украинский ансамбль «Кобзарь», Народный фольклорно-этнографический марийский ансамбль «Ош Виче сем», Народный фольклорно - этнографический чувашский ансамбль «Нарспи») нуждаются в помещении для работы.

Таким образом, социокульнурная деятельность также должна быть ориентирована на последовательную модернизацию отрасли с целью решения главных задач культурного развития.

2.2 Решение проблем и пути выхода в реализации социокультурной деятельности

Проанализировав опыт работы МУ ГДК, мы выявили, что деятельность этого учреждения по организации досуга молодежи ведется в различных направлениях.

Предложенные мероприятия могут дополнить мероприятия по организации культурно-досуговой деятельности и способствовать ее совершенствованию, в данной программе предложены новые формы работы, которые ранее не использовались в практике МУ ГДК, что также является интересным по совершенствованию досуга молодежи.

Цель - совершенствование и повышение эффективности деятельности МУ ГДК по организации молодежного досуга, удовлетворение духовный потребностей, формирование у молодого поколения гражданской позиции личности, поиска новых форм и методов организации досуга молодежи.

Задачи:

1.  Содействие духовному, культурному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи

2.  Создание условий для развития молодежного творчества, организации их досуга.

3.  Формирование здорового образа жизни.

4.  Создание условий для эффективного использования досуга молодежью

5.  Осуществление мер по поддержке молодой семьи, в сфере образования, культуры, науки, спорта

6.  Объединение усилий, материальных средств различных ведомств и организаций: учреждений образования, культуры, здравоохранения, правопорядка, используя формы спонсорства и меценатства.

Основные направления:

1.  Развитие художественного творчества молодежи.

2.  Поддержка талантливой молодежи

3.  Воспитание гражданственности и патриотизма

4.  Организация молодежных мероприятий и отдыха

Развитие художественного творчества молодежи

Для воспитания у молодежи потребности в освоении национальной культуры; развития эстетического вкуса, самодеятельного творчества через имеющиеся базы досуговых центров

Система мероприятий по реализации направлений работы Ответственные исполнители Смежные организации
1. Скорректировать планы работы, определить первоочередные задачи, поиск средств финансирования. МУ ГДК Департамент культуры по делам молодежи и спорта
2. Оказание методической помощи центрам досуга и художественного творчества МУ ГДК Департамент культуры по делам молодежи и спорта

3. Изучить: культурно-досуговые потребности молодежи;

-количество свободного времени и приспособить режим работы учреждений культуры к досуговым потребностям молодежи

МУ ГДК ЦВР «Ювента», Молодежный центр, клубы по месту жительства

4. Проведение областных конкурсов и фестивалей для молодежи: - фестиваль команд КВН

фестиваль эстрадного танца «Овация»

фестиваль бардовской песни «Открытие» и т.д.

- фестиваль творчества молодежи области и района

МУ ГДК

Департамент культуры по делам молодежи,

Молодежный центр

5. Ориентировать КДУ на поиск новых форм работы с молодежью МУ ГДК Департамент культуры по делам молодежи и спорта
6. Использовать опыт семейных клубов и клубов по интересам других КДУ. МУ ГДК ЦВР «Ювента», Молодежный центр
7. Способствовать развитию досуговой самодеятельности молодежи, создавать условия, стимулирующие самодеятельность участников клубного объединения. МУ ГДК

ЦВР «Ювента», Молодежный центр, ПК «Романтик»,

ПК «7-Я»;

8. Проводить семейные праздники, дни рождения, юбилеи, смотры-выставки семейных реликвий. МУ ГДК

ЦВР «Ювента», Молодежный центр, ПК «Романтик»,

ПК «7-Я»;

Поддержка талантливой молодежи

Для реализации этой задачи необходимо создание единого банка данных талантливой молодежи города, поддержка юных дарований с целью развития интеллектуального и творческого потенциала города, повышение индивидуального мастерства.

Система мероприятий по реализации направлений работы Ответственные исполнители Смежные организации
1. Организация и проведение научно-практических конференций учащихся и студенческой молодежи Департамент культуры по делам молодежи и спорту

Университеты, Колледжи, ПУ

Школы города

2. Присуждение и вручение стипендий за особые заслуги талантливой,

трудолюбивой молодежи

Управление образования Департамент культуры по делам молодежи и спорту
3. Организация конкурса молодых поэтов и писателей города «Полет души» Департамент культуры по делам молодежи Управление образования
4. Организация и проведение конкурса молодых педагогов «Вдохновение» МУ ГДК Департамент культуры по делам молодежи

Воспитание гражданственности и патриотизма

Формирование условий для гражданского становления духовно-нравственного и патриотического воспитания. Работа по созданию позитивного общественного и личностного отношения к службе в армии и защите Отечества, приобретение военно-спортивных навыков и умений.

Система мероприятий по реализации основных направлений работы Ответственные исполнители Смежные организации
1. Методическое обеспечение работы по патриотическому становлению молодежи, поддержка общественных объединений, ведущих данную работу МУ ГДК Управление образования

2. Организация и проведение областных и городских мероприятий, посвященным памятным датам и

истории культуры Ярославского края

МУ ГДК Департамент культуры молодежи и спорта, Молодежный центр
3. Организация и проведение конкурса патриотической песни МУ ГДК Молодежный центр
4. Организация и проведение «Звездных походов» студентов Учебные заведения Департамент культуры

Организация молодежного отдыха и развлечений

Система мероприятий по реализации основных направлений работы Ответственные исполнители Смежные организации
1. Проведение молодежных развлекательных программ и шоу ООО «Культурный центр» Молодежный центр
2. Проведение интеллектуальных игр Клуб интеллектуальной игры Управление образования
3. Организация встреч с интересными людьми Культурный центр Молодежный центр

Данная программа позволит расширить сферы социокультурной деятельности МУ ГДК, привлечь дополнительное внимание потенциальных посетителей и инвесторов.

Формированию позитивного образа МУ ГДК, распространению знания о её образовательных и социокультурных функциях могли бы помочь средства массовой информации. Однако в реальности СМИ мало заинтересованы образовательными проектами и социокультурными мероприятиями культурных учреждений, если партнерами и спонсорами не становятся крупные коммерческие организации, общественные фонды, государственные органы управления, видные деятели культуры, искусства, образования, политики и бизнеса. Здесь в первую очередь важно заручиться поддержкой крупных организаций, возможно использование возможности их рекламы в замен на спонсорскую поддержку во время проведения мероприятий.

Таким образом, нами были выявлены многоаспектные противоречия между потенциальной готовностью МУ «Городской дворец культуры» к участию в социокультурной жизни города (региона) и традиционными результатами их деятельности в городском образовательном пространстве, отношением к ним руководящих органов, потенциальных партнеров и широкой общественности.


Заключение

Изучение социокультурной деятельности по организации досуга подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др.

Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально–педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность.

При решении этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру социокультурной деятельности и раскрыть ее основные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время.

При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее:

1) Сфера социокультурной деятельности имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно–досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

2) При анализе опыта деятельности культурных учреждений центров был изучен опыт работы МУ «Городской дворец культуры» города Уфы, который является базой исследования. Культурные центры выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения.

Положительным на наш взгляд в организации работы Культурного центра является:

1.  Участие молодежи в различных коллективах и кружках художественной самодеятельности.

2.  Создание и организация клубов по интересам гостиных и любительских объединений.

3.  Творческие достижения работы молодежного ФИА «Мирас».

И на основе изученного анализа, рассмотрев опыт деятельности, были предложены конкретные рекомендации, которые позволят улучшить деятельность МУ ГДК по организации молодежного досуга по следующим разделам:

1.  развитие художественного творчества молодежи;

2.  развитие творчества среди молодежи;

3.  воспитание гражданственности и патриотизма;

4.  организация молодежного досуга.

Возможно, этот перечень не исчерпывает себя, но это наиболее значимые рубежи, которые должны достигнуть многие учреждения культуры, ведь они призваны создавать условия для творческой самореализации личности всех групп населения, но при этом концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них.

Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека.

Создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.


Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2008. – 352с.

2. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 2005-53с.

3. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.

4. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 1990.-107с.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 20067.-132с.

6. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.-32с.

7. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М, 1974. С. 44.

7. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

Клуб: Культура досуга. – М.: Профиздат, 2001.-184с.

8. Комарова Л.Н. Социально-культурная деятельность в дополнительном образовании: проблемы, поиски, перспективы: Учебное пособие. – М.: МГПУ,типография КГУКИ, 2009. - 128 с. (8,0 п.л.).

9. Комарова Л.Н. Учебно-опытная программа деятельности учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусств.- М.: МГПУ, типография КГУКИ, 2009. – 88 с. (5,5 п.л.).

10. Коптяева М.В. Социокультурная деятельность библиотеки им. В.Г. Белинского / М.В. Коптяева // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 56. – С. 252-260.

11. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.

12. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 005.-112с.

13. Марков А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. СПб., 2007. 124с.

14. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. С. 37.

15. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.-М., 1991.-16с.

16. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 1996.-№7.-С.10-13.

17. Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 2005.-291с.

18. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.- С105-110.

19. Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Вестн. Моск. ун- та культуры и искусства. Вып. 23. М. 2006. С. 30.

20. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусства. М., 2001. Вып. 23. С. 39–43.

21. www.journal-ufa.ru/index.php?num=31&id=400

22. www.minpromrb.ru/showactivity/

23. gdk.on.ufanet.ru/about.htm

24. ufa.regionz.ru/index.php?ds=15284


[1] Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Вестн. Моск. ун- та культуры и искусства. Вып. 23 М. 2006. С. 30.

[2] Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусства. М., 2001. Вып. 23. С. 42.

[3] Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусства. М., 2001. Вып. 23. С. 39–43.

[4] Марков А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пос. СПб., 1997. С. 5.

[5] Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. С. 37.

[6] Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М, 1974. С. 44.

[7] Синтетическая философия Герберта Спенсера в сокращенном изложении Говарда Коллинза. Киев, 1997. С. 506.

[8] Антропосоциальная теория и её значение для теоретической социологии: размышления над «Общей социологией» Н.И. Лапина с. 136-152 // Социологический журнал. 2008. №3.

[9] www.journal-ufa.ru/index.php?num=31&id=400

[10] www.journal-ufa.ru/index.php?num=31&id=400.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.