на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Функции и принципы социокультурной деятельности


Курсовая работа: Функции и принципы социокультурной деятельности

Курсовой проект

Функции и принципы социокультурной деятельности


Содержание

Введение

1.  Основные понятия функций и принципов социокультурной деятельности

1.1 Классификация функций социокультурной деятельности

1.2 Принципы социокультурной деятельности и важнейшая категория

1.3 Содержание принципов социокультурной деятельности

2.  Реализация принципов социокультурной деятельности на примере МУ «Городской дворец культуры»

2.1 Анализ деятельности культурного учреждения МУ «Городской дворец культуры» проблемы при осуществлении социокультурной деятельности

2.2  Решение проблем и пути выхода в реализации социокультурной деятельности

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Актуальность исследования обусловлена современным значением социокультурной деятельности дворцов культуры, которую данные учреждения способны и должны осуществлять в процессе функционирования в городском образовательном пространстве. Дворец культуры – социопедагогическая система, сформированная в соответствии с действующим нормативно-правовым полем как учреждение дополнительного образования детей в сфере культуры. Как структурный элемент общей социокультурной системы города, она занимает специфическое место, формируя одновременно подсистемы «культура» и «образование». В основе деятельности ДК лежат веками отработанные российской системой художественного образования и социально-культурной сферой принципы, формы и методы передачи новым поколениям культурного наследия, опыта творческого восприятия и создания новых предметов и явлений в различных видах искусства, организации духовно-нравственного, эстетически-насыщенного досуга, включения в гуманитарную профессиональную сферу. Как любой социальный институт ДК может эффективно действовать и развиваться адекватно социокультурной и социально-экономической ситуации с учетом её динамичной изменчивости, участвовать в реализации федеральных, региональных и муниципальных образовательных и социокультурных стратегий, способствовать решению социальных задач. Социально-экономический потенциал города также оказывает противоречивое воздействие на положение ДК в городском пространстве, задачи и направления деятельности. С одной стороны, постепенно улучшается экономическое положение учреждений культуры и образования за счет внедрения программно-целевого финансирования, хозрасчета, устойчивой социальной политики. Широко развитая сеть социально-культурных институтов создают условия для развертывания администрацией и коллективом ДК многоплановой социокультурной активности в городском образовательном пространстве, выхода на межрегиональный, межнациональный и международный уровни общественных отношений.

С другой стороны, в таком крупном городе как Уфа интенсивно развиваются негативные социальные процессы, формируются межличностные и институциональные противоречия. На демографическом уровне возникают различные асоциальные явления, девиантные проявления некоторых групп населения, которые препятствуют полноценной реализации образовательных и социокультурных проектов, приводят к искажению общей социально-экономической и социокультурной характеристики городского пространства. ДК постоянно сталкиваются с необходимостью решения социокультурных проблем (социально-демографического, этнокультурного, личностно-психологического, коллективно-коммуникативного характера), которые поражают городское образовательное пространство. Однако при традиционном содержании деятельности ДК оказываются бессильными перед потребностями, интересами и проблемами современного общества.

Объект исследования: социокультурная деятельность.

Предмет исследования: функции и принципы социокультурной деятельности.

Цель исследования: исследовать функции и принципы социокультурной деятельности на примере культурного учреждения «Дворца Культуры».

Задачи исследования:

- проанализировать основные функции и принципы социокультурной деятельности и их классификацию;

- проанализировать деятельность культурного учреждения ДК, выявить существующее проблемы;

- сформулировать возможные пути решения проблем.

Структура курсового проекта состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка используемой литературы.

1. Основные понятий функции и принципов социокультурной деятельности

1.1 Классификация функций и принципов социокультурной деятельности

Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую сферы и т.д.

Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена. Однако формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах (технический уровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, современности; виды транспорта, способы обработки металла, технология изготовления одежды и т.д.).

Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

В ходе совершенствования способов деятельности идет становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причем личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку ее жизнедеятельность развертывается в определенной культурной среде.

Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определенные достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры — это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления.

Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлено, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельный народов.

Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях.

Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,- характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.).

Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры).

В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Они часто применяются при классификации культур. В таком смысле термин культура использовался Я. Бахофеном, Н.Я. Данилевским, О. Шленглером, М. Сорокиным и др. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п.

Можно говорить о целостности культуры в том смысле, что она есть явление чисто человеческое, то есть развивающееся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Люди, именно потому, что они люди, во все времена и при всех различиях природно-географической среды ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле. Раскрытие тайн природы, поиски смысла жизни, творческие порывы, стремление к гармонии человеческих взаимоотношений, общие для всех времен и народов, — вот далеко не полный перечень тех оснований, на которых базируется целостность культуры

Социокультурную деятельность можно разделить на пять основных видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественное творчество как особый вид деятельности. С этой точки зрения социально-культурная деятельность соответствует понятию собственно человеческая деятельность, которая, как считает М.С. Каган, заключается «в социокультурной деятельности человека как общественного существа»[1]. Н.Н. Ярошенко утверждает, что «социально-культурная деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы»[2].

Мы в своем исследовании определяем социально-культурную деятельность как целенаправленный, специально организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс.

В обществе коллективного интеллекта, активно развивающихся и внедряющихся информационных технологий формирование культуры личности происходит в процессе социализации посредством образования, пропаганды научных знаний, вовлечения в духовное творчество, физкультуру, спорт и другие виды социально-культурной активности.

Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер и зависит от способностей конкретной личности. Процесс приобщения к культурным ценностям идет от личности к ценностям культуры, и задача социально-культурных институтов состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между минимумом социально-культурных знаний, умений и навыков и содержанием творческой деятельности личности, связанной с удовлетворением потребности в самоактуализации, самоорганизации, саморазвитии, реализации своих способностей.

В современных условиях одной из главных функций социокультурной деятельности, в том числе и ДК, является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную жизнь, формирования ее социальной активности.

Большинство ученых выделяют следующие общие функции социокультурной деятельности:

· производство новых знаний, норм, ценностей;

· накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей;

· воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

· коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

· социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

· рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Социокультурная деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции социокультурной деятельности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Социальный институт ДК отражает и выражает количественно-качественные характеристики не только интеллектуальных элит конкретно-исторического времени, но и бытие социума.

Их совокупность нацелена на совершенство человека, становление его как нравственной и разумной личности, способной к сотрудничеству и единению с другими людьми и окружающим миром, социально-культурной деятельности.

Содержательный аспект социальных функций социокультурной деятельности реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.

1.2 Принципы социокультурной деятельности и важнейшая категория

В ходе этого процесса происходят изменения в самой культуре. Ее ценностная основа обновляется, становится более гибкой, формируются новые смыслы и образы, развивается язык и т.п. С течением времени изменяются источники культуры, они осознаются каждым новым поколением как более глубокие и древние.

Кроме того, с течением времени внутри культуры происходит дифференциация, в результате возникают ее отдельные сферы, требующие новых средств самовыражения, нового духовного и практического опыта. Так родилась живопись, музыка, театр, архитектура, философия, наука. Сегодня мы тоже становимся свидетелями дифференциации культуры: рождаются новые виды искусства — голография, светомузыка, компьютерная графика; появляются новые отрасли научного знания.

В этом смысле культура выступает в качестве механизма последовательной выработки, закрепления и трансляции ценностей.

Культура — это явление, органичное жизни человечества, ее смысл определяется творческими усилиями человека по созданию «нового мира», «второй природы», или, как считал русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863 —1945), «ноосферы», то есть сферы человеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти.

Современная социально-культурная деятельность по своему внутреннему содержанию давно перешагнула объем и рамки прежней культурно-просветительной работы. Существенно трансформировались функции социокультурного менеджмента, все более важную роль начинают играть, наряду с просвещением, культурно-творческая, рекреационно-оздоровительная, развлекательная и социоинтеграционная функции.

В настоящее время в число активно действующих субъектов социально-культурной сферы входят не только традиционные культурно-просветительные учреждения, но и новые учебные центры, учреждения системы дополнительного образования, разнообразные структуры социально-защитного и социально-педагогического профилей, оздоровительно-рекреационные объекты, социокультурные ассоциации, движения, сообщества и т. д.

Соглашаясь с Н.Н. Ярошенко, к традиционным видам просветительной деятельности в настоящее время можно добавить виды, имеющие ярко выраженный социальный и социально-педагогический характер[3]. Понятие социально-культурная деятельность включает в себя три составляющих: социум, культура и деятельность. Как отмечают А.П. Марков и Г.М. Бирженюк, «в точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий и явлений, рассматриваемых изолированно друг от друга. Культура в контексте социума понимается не только как объективность «исторически застывшего», но и субъективность актуально воспринимаемого и практически осуществляемого, т. е. как персоналистическая реальность»[4].

Полностью соглашаясь с мнением Э.С. Маркаряна, который видит в культуре «внебиологически выработанный, особый, лишь человеку присущий способ деятельности и соответствующим образом объективированный результат этой деятельности», считаем, что концепция культуры «должна базироваться на анализе самой человеческой деятельности»[5]. Как отмечает М.С. Каган, основанием для такого вывода служит понимание человеческой деятельности как системы, элементами которой являются субъекты, объекты, продукты, средства и способы совершаемых действий, которая меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений[6].

Исследование сущности понятия социально-культурная деятельность началось в 50-х гг. XX столетия. Социолог Ж.Р. Дюмазедье определил ее как «сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности», как эффективное средство воспитания 5 . Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям.

В российскую науку термин социально-культурная деятельность введен М.С. Каганом, который, рассматривая человеческую деятельность «как двухуровневую биосоциальную систему, складывающуюся благодаря превращению — как в филогенезе, так и в онтогенезе жизнедеятельности живых существ — в социокультурную деятельность человека как общественного существа», считал, что первым уровнем этой системы является биологическая жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, специфически человеческая деятельность (социокультурная): «…У человека биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свой биологический фундамент, не позволяя ему функционировать в чистом виде».

Социокультурная деятельность как процесс, отражая логику педагогического взаимодействия, выступает как связь субъектов этого взаимодействия.

В этом смысле система социокультурной деятельности состоит из следующих компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса.

Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, как система перестает функционировать и распадается. Мы предполагаем, что смысл системного подхода состоит во взгляде на названные компоненты как единый технологический процесс.

В связи с активными социально-культурными изменениями меняются место и роль социокультурной деятельности в обществе.

Социально-культурная деятельность развивается в контексте социального прогресса, суть которого сформулирована в следующей идее Г. Спенсера: «…Прогресс может совершаться только путем улучшения индивидов вследствие улучшений общественных отношений и путем дальнейшего улучшения общественных отношений вследствие улучшения индивидов»[7].

В исследованиях Н.И. Лапина определены основные принципы социокультурного подхода, к которым относятся:

Принцип человека активного (homo activus) является исходным в социокультурном подходе; он близок к общефилософскому принципу деятельности, но специфичен тем, что акцентирует внимание на многомерности человека как биосоциокультурного существа по отношению ко всем субъектам взаимодействий; тем самым принцип homo activus одновременно является и принципом человеческого взаимодействия как простейшего, или родового, социокультурного явления.

Принцип взаимопроникновения культуры и социальности утверждает наличие этих двух измерений в любой человеческой общности, постоянную их взаимосвязь и взаимовлияние, но при этом ни одно из них не сводится к другому и не выводится из него. Принцип антропосоциетального соответствия означает совместимость личностноповеденческих характеристик этого общества (как единства культуры и социальности), инициатив индивида (принцип открытости).

Принцип социокультурного баланса означает динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости общества; иными словами, функции, структуры и процессы общества обеспечивают балансируемое удовлетворение противоречивых потребностей, ценностей, интересов субъектов деятельности , входящих в это общество.

Принцип симметрии и взаимообратимости социальных процессов означает, что каждому процессу, воплощающему динамику общества как целостной системы и имеющему определенную направленность, соответствует противоположно направленный (симметричный, парный) процесс, а при переходе процесса из одной стадии в другую он может превращаться в свою противоположность (интеграция – в дезинтеграцию и обратно). Эта попарность процессов имеет функциональную природу: одни из парных процессов обеспечивают воспроизводство соответствующих структур, другие – их изменение.

Принцип необратимости эволюции социокультурной системы как целого означает, что по мере удаления системы от точки равновесия нарушается симметрия процессов и структур, повышается вероятность бифуркации и перехода к новому, необратимому состоянию системы как целого»[8].

Опираясь на эти принципы, можно представить современный город как большую самодостаточную социокультурную систему, трансформирующуюся в результате действий и взаимодействий человека.

1.3 Содержание принципов социокультурной деятельности

Таким образом, содержанием «социокультурных функций ДК является совокупность видов, форм, способов профессиональной общественно значимой деятельности данного учреждения совместно с отдельными индивидами, социальными и этническими группами, государственными, коммерческими, общественными структурами, объединенными общими целями. Достижение общих целей позволяет совершенствовать окружающую действительность, сохранять и преумножать историко-культурные ценности, традиции, формировать благоприятный климат в образовательной, рекреационно-досуговой, культуротворческой среде.

социокультурный досуговый молодежный программа


2. Реализация принципов социально-культурной деятельности культурными учреждениями на примере МУ «Городской дворец культуры»

2.1 Анализ деятельности МУ «Городской дворец культуры», проблемы

В силу исторически сложившейся ситуации и благодаря усилиям руководства Республики Башкортостан по сохранению и развитию достижений культуры в переходный период, городской округ город Уфа как столица Башкортостана обладает развитой инфраструктурой в сфере профессионального искусства и культуры.

В городском округе город Уфа РБ активно действуют шесть театров, Башкирская государственная филармония, Национальный симфонический оркестр, Государственный академический ансамбль народного танца им. Ф. Гаскарова, Национальный музей РБ, Национальный литературный музей, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Республиканский музей Боевой Славы, Музей археологии и этнографии Центра научного исследования Уфимского научного центра Российской академии наук, Национальная библиотека имени А.З. Валиди.

Являясь учреждениями культуры и искусства республиканского подчинения и осуществляя свою деятельность в основном на территории городского округа город Уфа РБ, эти учреждения в большей мере доступны, прежде всего, жителям столицы Башкортостана. В силу этих обстоятельств можно в полной мере считать эти учреждения краеугольным камнем культурной жизни городского округа город Уфа РБ[9].

За последние десятилетия город Уфа стал крупным центром российского и международного искусства. Именно в столице Республики Башкортостан реализуются такие значимые проекты, как Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера», Международный фестиваль балетного искусства им. Р. Нуреева, Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», Международная триеннале печатной графики.

Получили постоянную прописку в Уфе многие межрегиональные и республиканские мероприятия: Фестиваль музыки тюркской молодёжи «Урал моно», Аксаковский праздник, Фестиваль современной и эстрадной хореографии «Ветер перемен», Республиканский молодёжный фестиваль «Йэшлек-шоу», Республиканский конкурс вокалистов им.Г.Альмухаметова, Республиканский фестиваль камерной музыки, Республиканский фестиваль симфонической и хоровой музыки.

На территории города располагаются пять ведомственных Дворцов культуры: Дворец культуры «Моторостроитель» ОАО «УМПО», Дворец культуры «Нефтяник» филиал ООО «Соцсервис», Дворец культуры и техники ОАО УЗЭМИК, Дворец культуры железнодорожников, Дворец культуры «Юбилейный», которые ведут большую работу по организации досуга и культурного обслуживания горожан.

Значительная доля культурно-массовой деятельности в области эстетического воспитания, пропаганды здорового образа жизни, истинных духовных ценностей в столице республики принадлежит муниципальным учреждениям культуры.

В Уфе активно работает МУ Городской дворец культуры. Дополнительное образование получают 7900 юных горожан в 12-ти музыкальных, 2-х художественных и 3-х школах искусств[10].

В целом, в городе, включая ведомственные дворцы и дома культуры, работают 500 коллективов художественной самодеятельности с численностью 10 тыс. человек. Почетные звания «Народный» и «Образцовый» имеют 72 коллектива.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.