на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Понятие политической системы общества


Политическая система как устойчивая форма человеческих отношений[21], имеет и свои функции, которые позволяют эти решения принимать и реализовывать, и осуществлять сложные взаимосвязи между ее подсистемами. Прежде чем приступить к освещению функций, считаем необходимым уяснить что означает термин «функция».

Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Она представляет собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы[22].

Как известно, функции политической системы, как и структура политической системы определяется либо исходя из системного подхода, либо из структурно - функционального подхода[23].

Применив системный подход к определению функций политической системы, Г. Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций:

●  преобразования,

●  адаптации и сохранения системы.

Первая группа, преобразования включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции:

1) артикуляция (выражение) интересов;

 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов.

На "выходе" четыре функции:

3) разработка норм,

4) применение норм,

5) контроль за применением норм,

6) политическая коммуникация.

Вторая группа адаптации и сохранения системы, включает две основные функции – политическое рекрутирование и политическую социализацию.

Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы.

Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.

Близкую по смыслу классификацию функций предложил Д. Эптер. На "входе" он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На “выходе” три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.

Современные авторы выделяют следующие функции политической системы:

Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества, т.е. согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства, обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение материальных ресурсов и духовных ценностей между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.[24]

В государствах где политическая система находится в переходном состоянии, стадии формирования, как, например, нынешняя российская, кыргызская и др.постсоветских государств, то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических кризисов[25].

В литературе имеется многообразие идей и представлений по вопросу определения функций политической системы общества. И каждая из них представляет известную ценность и интерес в изучении темы данной курсовой работы. Однако, в силу известных ограничений, мы вынуждены ограничиться изложенным выше.

В завершение вопроса о функциях политической системы, считаем возможным коротко остановиться на неотъемлемой части функций - функциональном кризисе системы. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и мн. др.) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами. Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, наступает когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с антагонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.

Таким образом, неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает кризис политической системы:

- когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных;

- деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается вопреки традициям и историческому опыту народа[26].

 

1.3 Типология политических систем общества

В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли[27].

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.[28]

Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:

Ø  либеральные демократии,

Ø  коммунистические (авторитарно-радикальные),

Ø  традиционные,

Ø  популистские,

Ø  авторитарно-консервативные.

С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:

Ø  примитивные системы,

Ø  патримониальные империи,

Ø  кочевые или завоевательные империи,

Ø  феодальные системы,

Ø  централизованные бюрократические империи,

Ø  современные системы.

Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:

Ø  тоталитарную,

Ø  авторитарную,

Ø  демократическую[29].

Вопрос типологии политических систем изучается разными исследователями и, имеется столько же вариаций типологии, сколько исследователей. И каждое из них имеет свое место и ценность в науке, и заслуживает пристального изучения. Но учитывая, что невозможно осветить данный вопрос в желаемых объемах, в рамках одной курсовой работы, считаем возможным резюмировать известные нам классификацию политических систем.

1. Типология, исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.

Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

2. Типология по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Черты тоталитарной политической системы:

− отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

− ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

− радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

Черты авторитарной политической системы:

− использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;

− ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

− централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

− сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Черты демократической системы:

− правление большинства;

− свобода критики и оппозиции правительству;

− защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;

− право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.

3. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем. Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов.[30]

По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий [31] системы подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов)[32].

В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой.


2. Государство — основное звено политической системы общества

2.1 Место и роль государства в политической системе общества

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на всё население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства[33]. Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля. Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить, непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как: Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

В Конституции США, например, записано: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.[34] «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, …, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».[35]

Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями[36].

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР. Согласно конституции 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса, основные средства производства, основной городской и жилищный фонд.

Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию[37].

Таким образом, государство является главным звеном политической системы. Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует, прежде всего, в сфере интересов всего общества.[38]

2.2 Государство и другие элементы политической системы

К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод. Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Ст. 13 Конституции Российской Федерации установила «политическое многообразие» и многопартийность[39]. Это является важнейшим показателем демократизма политической системы общества.

Массовыми общественными объединениями являются различные профессиональные союзы, а также объединения по отдельным сферам жизни общества — культурные, научные, спортивные и другие. С согласия или по поручению государства они могут участвовать в выполнении некоторых его функций. Всех их можно назвать общественно-государственными структурами. Существуют также многочисленные объединения «по интересам», например, общества книголюбов, филателистов, любителей музыки и т.п. Их влияние на власть и политику является преимущественно интеллектуальным.

Еще одним звеном политической системы общества и религиозные организации. Ее моральное и идеологическое влияние пытаются использовать политические партии и официальные власти. Это противоречит самой природе религии, выполняющей объединительную миссию на земле. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом[40].

Наконец, вопрос о взаимоотношениях государства и органов самоуправления, самоорганизации общества. Такие органы возникают для решения так называемых местных дел: бытового и коммунального устройства, обрядовой духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы, родительские комитеты и т.п. К таким органам самоуправления, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их различные руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы и некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями выдвижения кандидата в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях. Органы самоуправления играют большую роль в самых массовых, «низовых» политических структурах общества. Представляют ли органы самоуправления самый глубинный слой органов государственной власти или это отдельные от государства, но взаимодействующие с ним специфические организации управления делами общества – этот вопрос постоянно возникает практически в каждом обществе и решается по-разному.

Негосударственные предпринимательские структуры — непременные и важные элементы политической системы, особенно в странах с развитой рыночной экономикой. Все более заметны они и в политической жизни России, в том числе в формах непосредственного участия предпринимателей и их объединений в органах представительной (законодательной) власти[41].

Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество[42].

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.


Заключение

Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач курсовой работы можно сделать следующие выводы.

1.  Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества выступает как универсальная управляющая система общества, которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

2.  Политическая система, как диалектическая система имеет свои функции, которые определяются разными авторами в зависимости от подхода: системного - понятия «»входа» и «выхода», и структурно-функционального – применение категорий диалектических подсистем.

В государствах, где политическая система вынуждена решать задачи, которые она решить не может, возникает кризис политической системы.

3.  В современном мире существуют многообразные политические системы, которые в свою очередь состоят из составляющих элементов. Государство же является главным звеном политической системы. Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует, прежде всего, в сфере интересов всего общества. Любая политическая деятельность, в конечном счете так или иначе связана с государственной властью.

4.  Завершая изучение понятия и структуры политической системы общества как темы настоящей курсовой работы, можно отметить, что цель, обозначенная во вводной части работы достигнута. Задачи, которые определялись целью работы выполнены.


Список использованной литературы

1.  Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебн. пособие, М., - 2010

2.  Лазарев В.В.(под ред), Общая теория права и государства: Учебник М.,- 2011.

3.  Н.И. Матузов., А.В. Малько (под ред), Теория государства и права: Курс лекций - М., 2011.

4.  Курьянов М.А., Наумова М.Д., Политология в вопросах и ответах:Учебное пособие, -Тамбов, 2010.

5.  Венгеров А.Б., Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 2009.

6.  В.Н. Протасов. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы, М., - 2011.

7.  Марченко М.Н. Теория государства и права. — М., 2009.

8.  Косарев А.И. Теория государства и права. М.: — 2008.

9.  Р.Т. Мухаев, Правовые основы Российского государства: Учебник, М., - 2007.

10.  Папарин А.С., Политология: Учебник, М.,-2011.

11.  Муштук О.З., Политология, М.,-2011.

12.  Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., 2011 г.

13.  Конституция Российской Федерации, 1993., http://www.constitution.ru/

14.  Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su


[1] Теория государства и права,/Учебное пособие, Мелехин А.В., М., - 2010

[2] Теория государства и права,/Учебное пособие, Мелехин А.В., М., - 2010

[3] Теория государства и права,/Учебное пособие, Мелехин А.В., М., - 2010

[4] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. —М., 2011.

[5] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. Лазарева В. В. М.,- 2011.

[6] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. Лазарева В. В. М.,- 2011.

[7] Политология в вопросах и ответах:Учебное пособие/ Курьянов М.А., Наумова М.Д., -Тамбов, 2010.

[8] Политология в вопросах и ответах:Учебное пособие/ Курьянов М.А., Наумова М.Д., -Тамбов, 2010.

[9] Теория государства и права: Курс лекций/ Под.ред . Н.И. Матузова., А.В. Малько. - М., 2011.

[10] Политология в вопросах и ответах:Учебное пособие/ Курьянов М.А., Наумова М.Д., -Тамбов, 2010.

[11] Теория государства и права: Курс лекций/ Под.ред . Н.И. Матузова., А.В. Малько. - М., 2011.

[12] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. —М., 2011.

[13] Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ Курьянов М.А., Наумова М.Д., -Тамбов, 2010.

[14] Теория государства и права: Курс лекций/ Под.ред . Н.И. Матузова., А.В. Малько. - М., 2011.

[15] Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su

[16] Теория государства и права: Учебное пособие/ Мелехин А.В., - М., 2010

[17] Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su

[18] Политология в вопросах и ответах:Учебное пособие/ Курьянов М.А., Наумова М.Д., -Тамбов, 2010.

[19] Теория государства и права: Курс лекций/ Под.ред . Н.И. Матузова., А.В. Малько. - М., 2011.

[20] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. Лазарева В. В. М.,- 2011.

[21] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. —М., 2011.

[22] Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su

[23] Политология в вопросах и ответах:Учебное пособие/ Курьянов М.А., Наумова М.Д., -Тамбов, 2010.

[24] Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su

[25] Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ Курьянов М.А., Наумова М.Д., -Тамбов, 2010.

[26] Теория государства и права: Курс лекций/ Под.ред . Н.И. Матузова., А.В. Малько. - М., 2011.

[27] Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ Курьянов М.А., Наумова М.Д., -Тамбов, 2010.

[28] Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su

[29] Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su

[30] Теория государства и права: Курс лекций/ Под.ред . Н.И. Матузова., А.В. Малько. - М., 2011.

[31] Политология в вопросах и ответах:Учебное пособие/ Курьянов М.А., Наумова М.Д., -Тамбов, 2010.

[32] Теория государства и права: Курс лекций/ Под.ред . Н.И. Матузова., А.В. Малько. - М., 2011.

[33] Теория государства и права,/Учебное пособие, Мелехин А.В., М., - 2010

[34] Теория государства и права,/Учебное пособие, Мелехин А.В., М., - 2010

[35] Конституция Российской Федерации, 1993.,

[36] Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.,2009 г.

[37] Теория государства и права,/Учебное пособие, Мелехин А.В., М., - 2010

[38] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. Лазарева В. В. М.,-2011.

[39] Конституция Российской Федерации, 1993.,

[40] Теория государства и права,/Учебное пособие, Мелехин А.В., М., - 2010

[41] Теория государства и права,/Учебное пособие, Мелехин А.В., М., - 2010

[42] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. Лазарева В. В. М.,-2011.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.