на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Понятие политической системы общества


Курсовая работа: Понятие политической системы общества

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева»

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Специальность 030501

Курс I

Курсовая работа

На тему

«Понятие политической системы общества»

студентки группы 9182

Кузьминой Лидии Вячеславовны

Руководитель:

Никифоров М.М.

Казань-2011


Оглавление

Введение

1. Понятие политической системы общества, ее структура

1.1 Понятие и теория политической системы общества

1.2 Структура и функции политических систем общества

1.3 Типология политических систем общества

2. Государство — основное звено политической системы общества

2.1 Место и роль государства в политической системе общества

2.2 Государство и другие элементы политической системы

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о понятии политической системы общества и ее структуре, месте государства в политической системе общества и его роли в ней.

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “политическая система” и “государство”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль политической системы и государства в общества.

Задачами, которые определяются целью работы, являются:

-  раскрытие понятия и теории политической системы общества;

-  рассмотрение структуры и функций политических систем общества;

-  рассмотрение типологии политических систем общества;

-  определение места и роли государства в политической системе общества;

-  рассмотрение взаимоотношений государства и других элементов политической системы.

Предметом исследования являются политическая система общества и ее соотношение с государством.

Объектом исследования курсовой работы являются теоретические положения правоведов-теоретиков, касающиеся теории политической системы общества и роли и места государства политической системе общества, интернет-ресурсы.

При написании работы были использованы Конституция РФ; современные труды по теории государства и права таких авторов, как Мелехин А.В. , Лазарев В.В., Н.И. Матузов., А.В. Малько, Курьянов М.А., Наумова М.Д., Венгеров А.Б., и др., а также Конституция Российской Федерации, интернет-ресурсы.


1. Понятие политической системы общества, ее структура

1.1 Понятие и теория политической системы общества

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.

Политическая система общества   это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти[1]. Основными элементами политической системы являются:

а) само государство;

б) негосударственные структуры;

в) органы местного самоуправления.

Политическая система общества развивается и трансформируется в более сложную системную связь совместно с развитием государства. Этот процесс носит постоянный характер. Необходимо отметить, что власть (считай: государство) занимает столько места, сколько ей позволяет это сделать общество.[2]

Политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель /382—332 гг. до н.э./ понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления /власть/ и тип правления.

Другой философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.

Активное использование термина «политическая система» правления в естественных науках многие исследователи связывают с именем Т. Парсонса /1902—1979 гг./[3]

Термин политическая система был введен в 50 - 60-х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид.

В.В. Лазарев определяет, политическую систему как устойчивую форму человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения.[4]

Рис. 1. Политическая организация общества по В.В. Лазареву


В науке имеется множество различных понятий политической системы, что объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее можно выделить следующие основные признаки политической системы:

·  во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

·  во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

·  в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

·  в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями. [5]

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.[6]

В науке также известны несколько основных теорий политической системы.

Теория Т. Парсонса заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

- экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах.

 -политической подсистемы определяет коллективные интересы, мобилизует ресурсы на их достижение.

-социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения.

-духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона считается наиболее детально разработанной и рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил Д.Истону более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы.[7] В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия "вход" и "выход".[8] На "входе" он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д. Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы. Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на “выходе” в решения и действия.

Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества. Д. Истон видел ее смысл в учете взаимодействия со средой, сущность системного анализа политической жизни – в выявлении способов поддержания равновесия со средой, а назначение политической системы – в растворении социальных различий, преодолении политических конфликтов и противоречий[9].


Рис. 2. Теория политической системы по Д.Истону

Теория Г. Алмонда характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны – как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем Г. Алмонд и Д.Пауэлл перешли от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам, т.е. совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.

Теория К. Дойча (кибернетическая теория). К. Дойч рассматривал политическую систему как кибернетическую, в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней cpeды, и информации о ее собственном движении[10].

Еще одна теория политической системы – марксистская, согласно которой политическая система, подобно праву, государству и другим политическим явлениям и институтам, представляет собой объективное явление. Ее существование неразрывно связано с существованием и функционированием классового общества. Она формируется и видоизменяется вместе с ним в силу раскола общества на классы и возникновения классовых противоречий. С развитием классового общества и переходом его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всего своего существования политическая система неизменно выражает и защищает интересы и волю господствующего класса, а в социалистическом обществе она должна выражать волю и интересы народа (практика показывает что это не совсем так - прим.автора). Политическая система, подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них обратное влияние. Аналогичные двусторонние связи устанавливаются также между политической системой общества и экономикой, всей материальной базой общества, образующей определенную систему производственных отношений.

Основываясь на данных теориях, можно утверждать, что политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.[11] Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы - это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно-исторических образований людей - все это отражается на политических институтах.[12] Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного.

Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.). Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Из всего указанного выше следует что, политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

1.2 Структура и функции политических систем общества

политический система общество государство

Политическая система чрезвычайно сложное явление. Ее структуру составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Структурирование политической системы зависит от подхода к изучению структуры и функций политической системы - либо исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода[13].

Системному подходу положил начало Д.Истон, четко определивший границы политической системы и применивший понятие «входа» и «выхода» в политическую систему. На «входе» он определяет два элемента – требования и поддержку, на «выходе» - решение и действия.

Структурно-функциональный подход дает видимо, больший простор для структуры политической системы общества. В литературе имеются разные мнения авторов, но критерии у всех почти одни и охватывают одни и те же элементы, за небольшой и несущественной для настоящей курсовой работы, разницей. Составные элементы называются диалектическими сторонами, а политическая система представляется как диалектическое единство этих сторон.[14] Некоторые авторы полагают, что политическая система состоит из подсистем[15] или элементов.[16]

Ниже нами сделана скромная попытка представить структуру политической системы общества в обобщенном виде из нескольких вариантов, ставших нам известными. Учитывая, что каждая составляющая часть политической системы в свою очередь может представлять собой совокупность сложных взаимоотношений собственных элементов или компонентов, нам представляется наиболее приемлемым обозначать составные элементы политической системы – подсистемами.

Итак, политическая система общества состоит из следующих основных подсистем:

1) институциональной – государство, политические партии, социально-экономические и другие организации (и их взаимоотношения), образующие в совокупности политическую организацию общества и связанные с функционированием политической власти. Центральное место в ней принадлежит государству.[17]

2) регулятивной или нормативной – право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д., определяющие и регулирующие политическую жизнь общества;

3) функциональной – методы и способы политической деятельности, составляющие основу политического режима, т.е. совокупность методов и способов осуществления власти.

4) идеологической – политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология, т.е. совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества.

Некоторые авторы выделяют также культурную и коммуникативную подсистемы. Культурная подсистема включает комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности и является интегрирующим фактором политической системы. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействии и является совокупностью отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики.[18]

А.И.Демидов отмечает, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:

·  общая цель для всех участников организации;

·  иерархичность структуры отношений внутри организации;

·  дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации – появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей[19]

В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

Имеются некоторые спорные моменты в вопросе отнесения некоторых общественных образования в структуру политической системы.

Так, спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы[20].

И в порядке информации, необходимо отметить также деление политической системы на подсистемы трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Данное деление требует более детального изучения, что является задачей невыполнимой в рамках данной курсовой работы.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.