![]() |
|
|
Курсовая работа: Социально-психологические аспекты исследования брачно-семейных отношенийПредставители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.[6, с.56] С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов - максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов. По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Во-первых, пишет С. В. Ковалев, «в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем — вполне конкретным человеком. Обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы». Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции. Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера. Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства, как ожидания необыкновенных чувств от другого. Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга [24, с.17] Эйдемиллер и Юстицкий считают, что во многом сходным по психологической сути является действие симпатии в супружеских отношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фрустрации». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стремлением помочь, совместно радоваться, или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье. О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорит работа Н. Г. Юркевич. На выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее — по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии — 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение — 1,63%. У остальных был иной ответ, или ответа не было. У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших мотивами заключения брака стремление избавиться от одиночества и легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков — 25,81%). Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, — наименее [22, с.57]. В другом исследовании, проведенном спустя 30 лет, наиболее удачным при вступлении в брак оказалось сочетание любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены [3, с.24]. Юркевич провела в Минске опрос 300 человек преимущественно с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, — это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование. Сопоставление данных, где мнениях женщин-работниц минских предприятий об их отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь— 32,8%, симпатию — 13,01%. Появился ответ «безразличие» — 4,47%. Не дали ответа 10,16%. В неудачных браках превалировали привычка — 44,85% и безразличие — 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью — 5,22%, симпатией — 1,74%. На основе проведенных исследований автор делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и, следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль [3, с. 35]. Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хотят замечать. «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости... Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и "семейных сцен", есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного "неудачничества"» [8, с. 65] О значении брака, в котором присутствует любовь, замечательно написал христианский писатель IV века св. Григорий Богослов в своей глубокой «моральной поэме»: «Смотри, что дает людям союз любви, "мудрый брак". Кто, как не брак, соединил море и сушу важной дорогой и объединил раздельное друг от друга? Но есть и еще более высокое и лучшее. Благодаря браку мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря чему мы получаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак - есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви» [цит. по: Троицкий С., 1995, с. 56]. «Брак — чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Жить врозь — мучительно, тяжело, а вместе с тем — легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я — самодовлеющая единица, мне хватает меня самого... А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силам» [15,с. 57] Итак, мотивация вступления в брак и удовлетворенность брачно-семейными отношениями тесно взаимосвязаны. Для вступления в брак и создания семьи необходимы – мотив поиска брачного партнера и мотив семейной жизни. брачный семейный гомогамия брак 3. Удовлетворенность брачно-семейными отношениями Большинство специалистов определяют удовлетворенность браком, как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение удовлетворенности браком дает С. И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности». А. Сысенко впервые разделяет понятия «устойчивость брака» и «стабильность брака». Устойчивость брака, он рассматривает, как «устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов» [14, с. 56]В.В. Бойко внес свои коррективы в исследуемое понятие, указав, что устойчивость брака имеет две стороны: · объективная - сторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенный промежуток времени; · субъективная сторона, включающая в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи. Стабильность семьи и удовлетворенность имеют много общего, но однозначного значения они не имеют — высокостабильные браки не всегда обладают высоким уровнем удовлетворенности браком. Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками. Существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов: 1 уровень - уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода); 2 уровень - уровень «приспособляемости в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т. д. 3 уровень - уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов. Шавлова А. В. дает следующую трактовку удовлетворенности брачными узами: «супружеская удовлетворенность браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей». Существует ряд ученых, которые ставят на первое место в исследуемой проблематике не удовлетворенность, а «неудовлетворенность браком». Например, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис утверждают, что характер травматизирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния.[21, с.87] Они выделяют два вида неудовлетворенности брачными отношениями. 1.Осознанная неудовлетворенность. Данный вид неудовлетворенности семейно-брачными узами характеризуется открытым признанием супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Особенностью данного вида неудовлетворенности является также указание на ее глобальный характер неудовлетворенности - на то, что семейная жизнь не соответствует даже самым минимальным требованиям. Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами, поэтому к констатации неудовлетворенности присоединяются выраженные агрессивные ноты, прямые указания на то, что причиной ее является супруг. 2.Плохо осознаваемая или «тлеющая» неудовлетворенность. В данном случае супругом выражается относительная неудовлетворенность семейной жизнью, которая выявляется косвенным путем. Данный вид неудовлетворенности имеет следующие формы выражения: · через выражение чувств и состояний, граничащих с прямой неудовлетворенностью: монотонность, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака; · через многочисленные жалобы на различные частные стороны семейной жизни; · через специфические феномены, наблюдаемые в жизни такой семьи. Рассмотрим более подробно феномены «тлеющей» неудовлетворенности. Первый из них назовем «капли дегтя». В данном случае речь идет о какой-то объективно второстепенной проблеме, которая в данной семье разрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить удовлетворенность супругов семейными взаимоотношениями. Примером могут послужить взаимоотношения с кем-либо из родственников, проживающих отдельно, или разногласия по второстепенным вопросам организации семейной жизни. Но в свою очередь аналогичную роль играют и крупные, значимые проблемы, которые не могут быть решены в данный момент и постоянно ощущаются как важный фактор неудовлетворенности жизнью семьи. Положительный момент данного феномена заключается в том, что мелкая проблема кристаллизует имеющуюся неудовлетворенность, затем включаются защитные механизмы индивида, которые начинают резко преувеличивать значимость данной проблемы, вследствие чего индивид получает возможность объяснить себе смутно ощущаемую им неудовлетворенность, на самом деле вызванную совокупностью семейных взаимоотношений. Другой феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудовлетворенности», представляется в виде нарастания фрустрации одного или обоих супругов. Они сообщают о том, что оба стали весьма «нервными», при этом указываются на какие-то, на взгляд супругов, объективные причины этого явления, как, например, беременность, различного рода трудности, встречающиеся в повседневной жизни. Следующий тип проявления данного типа неудовлетворенности – эмоциональные взрывы. Это один из наиболее деструктивных феноменов «тлеющей» неудовлетворенности, т.к. нередко приводят к разрушению семьи. Зачастую это происходит в ситуации, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, в повторном браке), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним своим представлениям, что в действительности все время был несчастлив. В психологической науке так же существует мнение, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых: · «неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов»; · неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье; · «неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях» (отчуждение супругов, эмоциональная холодность); · неудовлетворенность «потребности в ценности и значимости своего «я» (нарушение чувства собственного достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды, оскорбления, критика); · финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого партнера в ее материальное обеспечение); · различные потребности в проведении отдыха и досуга. [22 ,с.79] Наиболее систематизированном видами фактора удовлетворенности браком представлены в модели Р. А. Левисом и Дж. Б. Спэниером. Ими было выделено 40 важнейших признаков супружеского успеха, объединенного в 14 групп, которые, в свою очередь, дали три укрупненных блока факторов: · добрачные; · социальные и экономические; · личностные и внутри брачные. Более 2/3 из названных ими конкретных параметров, позитивно влияющих на качество брака, носят сугубо психологический характер, характеризуя степень сходства и согласия в межличностных отношениях супругов по разным параметрам. В настоящее время психологическая наука считает, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых: · неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов; · неудовлетворенность потребности в ценности и значимости своего «я», которая отражает нарушение чувства собственного достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды, оскорбления, критика; · неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; · финансовые разногласия супругов; · неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье; · различные потребности в проведении отдыха и досуга. Ю. Е. Алешиной установлено, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни: кривая этой зависимости имеет U-образную форму: в начале, в течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем резко возрастает. [1, с.114] Исследования Г. Навайтиса выявили взаимосвязь между успехами на работе у мужчин и удовлетворенностью брачных уз. Существует зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. В случаях, когда домашние обязанности целиком или полностью выполняет женщина, только 59% браков респонденты оценивают как счастливые и удовлетворительные, в случаях, когда муж помогает жене, этот показатель достигает 88%, а когда оба супруга несут одинаковую нагрузку — 94%. Удовлетворенность браком связана и с распределением обязанностей между супругами. В семьях, которые были отнесены к традиционным, жены; выполняли от 72% дел (работающие) до 80% (домохозяйки), совместно — 25 и 19% домашних обязанностей, исключительно мужьями — 3% всех дел (при работающей жене) и 1 % (если жена не работает). Наибольшую удовлетворенность браком испытывают домохозяйки при эгалитарных отношениях, а минимальная удовлетворенность — у домохозяек в традиционных семьях. Женщины из семей с традиционными отношениями, оказались также более неудовлетворенными ролью хозяйки, чем из семей с эгалитарными отношениями. Таким образом, была обнаружена связь между удовлетворенностью браком и мотивами: вступления в брак: в счастливых браках основным мотивом замужества у 75% женщин и женитьбы у 63% мужчин была любовь, у 14% и 18 % мужчин — симпатия; одним из мотивов вступления в брак отмечалось также стремление избавиться от одиночества. Удовлетворенность браком некоторые исследователи связывают также со сроком предбрачного ухаживания. Г. Навайтис указывает на проблемные брачные союзы, сформировавшиеся, как при кратковременном знакомстве, так и при длительном. [12, с.34] С. И. Голод указывает на взаимосвязь удовлетворенности браком и мерой сексуальной удовлетворенности супругов: среди супругов, отмечавших безразличие или неудовлетворенность сексуальными отношениями, лишь 8,2% были максимально удовлетворены браком. [6, с.56] Итак, наибольшие различия благополучные и неблагополучные семьи достигают по следующим показателям: · удовлетворенность психологической атмосферой в семье; · удовлетворенность общением; · наличие психологической поддержки супругов. Отсюда следует, что психологические факторы супружества вносят наибольший вклад в структуру напряженности в несчастливых семьях. Существенные различия выявлены также по удовлетворенности сексуальными отношениями и удовлетворенности досугом. Можно отметить тот факт, что образ счастливого брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин — через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества. Значимым фактором удовлетворенности браком является собственный локус контроля человека, состоящего в браке, т.е. человек, принимающий на себя ответственность за все происходящее в своей жизни, более удовлетворен браком независимо от пола. В рамках исследования[1, с.34] удовлетворенности браком можно отметить также и присутствие гендерных различий: 1. Удовлетворенность браком женщин статистически значимо связана с интроверсией. 2. У мужчин удовлетворенность браком связана с мотивацией брака супруги: если мотивом вступления в брак у женщины была любовь, статистически более вероятно, что мужчина будет удовлетворен браком. 3. По фактору нейротизма данные противоположны: более удовлетворены браком не тревожные мужчины, однако женщины с высоким нейротизмом статистически чаще оценивают свой брак как благополучный. 4.Исследование семей показало, что удовлетворенность браком выше у тех мужчин, которые более склонны к сотрудничеству и компромиссу при возникновении конфликтных ситуаций. 5.Удовлетворенность браком у женщин взаимосвязана со степенью интернальности мужей — чем выше показатели интернальности мужчины, тем больше удовлетворенность браком у его жены. 6.Удовлетворенность браком мужчин (на выборке рабочих и инженеров) статистически достоверно связана с таким фактором, как доход семьи. Одной из попыток систематизировать полученные в разных исследованиях факторы удовлетворенности браком можно назвать выделенные Т. А. Гурко четыре группы факторов: 1)социально-демографические и экономические характеристики семьи (например, величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. Д); 2)характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов (профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т. д.); 3)установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности (распределение хозяйственно-бытовых обязанностей, совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга); 4)характеристики межсупружеских отношений (эмоционально-нравственные ценности - чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.). Такие исследователи, как У. Харли, Андреева Т.В., Пипченко Т.Ю. связываются удовлетворение браком с удовлетворением потребностей в семейно-брачных отношениях таких, как потребность в общении, в открытости, домашней поддержке и других. Естественно надо отметить, что удовлетворенность браком будет напрямую зависеть от степени и уровня совместимости супругов. Т.М. Трапезникова пишет: «В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни». Итак, удовлетворенность браком важный аспект для достижения удовлетворенности другими сферами человеческой жизни, т.е. если в семье все благополучно, то и в работе и в учебе и т.д. будет все получаться. Заключение Итак, рассмотрев результаты исследований разных авторов, проведенных ими в разные периоды времени, можно сделать вывод: Основным мотивом вступления в брак и установление брачно-семейных отношений, является любовь, деторождение и ведение общего семейного хозяйства. Этот аспект жизни меняется в соответствии с изменениями социальной жизни общества, что привносит в семейную жизнь свои коррективы. Отношения к семейной жизни меняется в соответствии с изменениями в жизни общества. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье. Что приводит к тому количеству разводов, о которых было написано в введении. Таким образом, важным фактором сохранения семьи, является удовлетворенность брачно-семейными отношениями, которые складываются в результате соответствия мотивов вступления в брак обоих партнеров и их совместимости. Удовлетворенность брачно-семейными отношениями зависят от индивидуально-психологических особенностей личности, таких как, ощущение психологической близости, чувство субъективного благополучия, особенности коммуникации в семье, личность субъекта общения. Литература 1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 2004. 2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. Пособие / Т.В. Андреева – СПб.; Речь, 2004. 3. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар/ Перев. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой / Л. Берг-Кросс – М.: Изд-во института психотерапии, 2004. 4. Большая советская энциклопедия в 30 т. – М.: «Советская энциклопедия», 1978. 5. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. Пособие / Гаранина Е. Ю, Коноплева А.Н., Карабанова. С.Ф. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. 6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. / С.И. Голод – Спб.: Речь, 2002. 7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. / О.А. Карабанова – М.: Гардарики, 2005. 8. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. 9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Лига, 2001. 10. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика /М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин — М.: ПЕР СЭ, 2007. 11. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании / Г. Навайтис – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 12. Николе М. Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы / Пер, с англ. О. Очкур, А. Шишко. — М.: Эксмо, 2004. 13. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н.Н. Обозов – СПб.: Облик, 2000 14. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1984. №2 С. 98-101 15. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович – М.: Речь, 2006. 16. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии / А.В. Петровский, М. 1983 17. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ любви. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. [Текст] / Д.Я. Райгородский – Самара: БАХРАХ - М, 2002. 18. Росстат. Статистика браков и разводов / (http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_N/DEM#) 19. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие / Т.В. Румянцева - Спб.: Речь, 2006. 20. Семейный кодекс Российской Федерации (http://ru.wikipedia.org/) 21. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. 22. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. 23. Эйдемиллер Э.Г. В.В. Юстицкий Семейная психотерапия. / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий - Ленинград, Медицина, Ленинградское отделение, 1990. 24. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапии. Учебное пособие для врачей и психологов /Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская – Спб.: Речь, 2003. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |