на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Социально-психологические аспекты исследования брачно-семейных отношений


Курсовая работа: Социально-психологические аспекты исследования брачно-семейных отношений

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ


Курсовая работа

по специализации

на тему: «Социально-психологические аспекты исследования брачно-семейных отношений»


Москва 2010


Содержание

Введение

1.  Семья как малая социальная группа: функции, ролевая структура, динамика развития

2.  Мотивация вступления в брак

3.  Удовлетворенность брачно-семейными отношениями. Подходы к интерпретации понятий

Заключение

Литература


Введение

Семья является одним из важнейших социальных институтов культуры. Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. [4, с.245] Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. [4,с. 128] Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социально-культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Современная ситуация характеризуется оживлением интереса к семье. Ведь именно сейчас правительство, региональные и муниципальные власти, наконец-то стали пропагандировать образ «здоровой семьи», как основной ячейки общества. Это связано с нарастанием трудностей и проблем в современной семейной жизни.

Спецификой современного брака является его нестабильность. Это подтверждают высокие коэффициенты разводов, о чем свидетельствует статистика последних лет. По самым последним данным Росстата, количество разводов в России увеличилось с 685,9 тыс. в 2007 году до 703,4 тыс. в 2008-м. Частота разрывов семейных уз возросла соответственно с 4,8 человек на 1 тыс. населения до 5. Впрочем, это не стало неожиданностью – с 2005 года количество разводов стабильно росло. Зато с 2004 года количество браков возросло с 6,8 на 1тыс. человек до 8,9 в 2007-м. [19]

По количеству лет, прожитых вместе, разводы распределяются так: до 1 года – 3,6%, от 1 до 2 лет – 16%, от 3 до 4 лет – 18%, от 5 до 9 лет – 28%, от 10 до 19 лет – 22%, от 20 и более лет – 12,4%. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 – около 2/3 от общего числа, заключенных браков. [19].

История семейных отношений знает различные мотивы вступления в брак, кроме любви - это и решение политических проблем, и повышение социального статуса (например, вхождение в ту или иную привилегированную касту), и решение материальных проблем. Современные же браки основаны, главным образом, на свободном выборе супругов, не всегда опирающихся на любовные отношения, на личных чувствах в период добрачного ухаживания, и не до конца осознанной ответственности за будущую семью.

Тема семьи и брака достаточно широко освещена в трудах современных западных и отечественных психологов – Ю. И. Алешиной, Т. В. Андреевой, В.Н. Дружининой, С.В. Ковалевой, Навайтис Г., А.С. Спиваковской, Л. Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллера, Р. Саймона, А. Келама, И. Эббера.

Цель исследования: изучение брачно-семейных отношений – понятий семья, мотивы вступления в брак, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, в социально-психологическом аспекте.

Задачи исследования:

·  Провести теоретический анализ литературы;

·  Определить понятие семьи, как малой социальной группы, изучить ее функции, структуру и динамику;

·  Анализировать представления о мотивации вступления в брак; определить, что влияет на выбор партнера;

·  Провести анализ понятий - удовлетворенность брачно-семейными отношениями, супружеская совместимость.

Объектом исследования являются брачно-семейные отношения.

Предметом исследования выступают мотивация вступления в брак и удовлетворенность брачно-семейными отношениями.


1. Семья как малая социальная группа: функции, структура, динамика

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.[1, с.40]

Для начала разберемся, что же такое малая социальная группа. В.А.Гаврилов, говорит, что для того, «чтобы определить понятие «малая социальная группа», надо выявить исходные, более или менее устойчивые признаки, существенные свойства малой группы, подведя бесконечно разнообразные социальные действия отдельных людей под критерий повторяемости». По его мнению, малая социальная группа характеризуется такими основными признаками: 1) это не случайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия группы лиц; 2) это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее относительно небольшого состава взаимодействуют друг с другом лично; 3) это форма социального взаимодействия индивидов на основе объединения для совместного участия в определенной сфере социальной деятельности (экономической, политической, духовной, бытовой, в сфере досуга и т.д.), которому присуща известная общность ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующее групповое действие. Такое определение представляется заслуживающим внимания. Опираясь на определение социальной группы, малой группой можно считать немногочисленную по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично. Другими словами, родовым признаком малой социальной группы является социальная группа, а видовым отличием - межличностные отношения, непосредственные контакты. К малым группам относят школьный класс, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения и... семью.

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном развитии. [2, с. 53]

Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в нашем обществе:

·  семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

·  семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.

·  семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

·  биологическая: состоит из родителей и детей.

В российском праве семейными отношениями считаются личные неимущественные и имущественные отношения между гетеросексуальными супругами, а также между родителями и детьми. [21, с.2]

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова являются:

■  репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

■  экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

■  воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

■  коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). [2, с.76]

М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

·  Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

·  Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

·  Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

·  Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

·  Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. [24, с. 10]

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.[2, с.78]

Функции семьи реализуются в процессах общения и взаимодействия членов семьи. Гармоничное функционирование семьи возможно, когда каждый из ее членов выполняет роли, соответствующие своим и взаимным возможностям, и потребностям. Эти роли, а тем самым и семейную структуру, можно рассматривать, руководствуясь различными подходами. Наиболее распространенные из них – анализ ролей в семье, как социальном институте, анализ семейных ролей в семье, как малой группе и количественный анализ семейной структуры.

Роли, соотносимые с семьей, как социальным институтом и семьей, как малой группой, заметно отличаются по степени формализации. В первом случае они достаточно строго определены и за отклонения от них предусмотрены санкции, что подтверждает наличие законов, регулирующих брак и семейную жизнь. Во втором случае, взаимодействие членов семьи основывается на личностной интерпретации семейных ролей. Часть из них связана с ролями, обусловленными социальным институтом семьи (например, современными законами установлены равные права и обязанности супругов, интерпретирующиеся, как партнерские психологические роли). Другая часть семейных ролей никак не формализуется и зависит только от структуры конкретной семьи. Некоторые из этих ролей широко распространены и передаются из поколения в поколение (например распределение бытовых ролей между мужем и женой). Некоторая часть этих неформализованных ролей своеобразно повторяет ранее существовавшие формальные роли (например мужчина - как глава семьи). [12, с.7]

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

■  «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

■  «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместили в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

■  «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

■  «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

■  нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

■  расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

■  централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

■  автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

■  демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:

■  патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

■  матриархальные, где наивысшим авторитетом и влияние используется мать, и

■  эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. [2, с. 78]

Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями, воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) [12, с.13].

В нашей стране наибольшую "известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: I — зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II — рождение и воспитание детей. Эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III — окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; IV — дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V— супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. [24, с.11]

Итак, в данной главе определили семью, как малую социальную группу, рассмотрели функции семьи с нескольких точек зрения, проанализировали структуру семьи, как социального института, как малую группу, и по степени формализации, а также изучили динамику развития семьи.

2. Мотивация вступления в брак

Для того чтобы говорить о мотивах вступления в брак, разберемся с термином - мотивация.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. [17, с.90]

Мотивация межличностных выборов (мотивационное ядро выборов) — система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности. [11, с.67]

Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.

В изучении мотивации семейной жизни принято различать мотивы поиска брачного партнера и мотивы семейной жизни (Е.П. Ильин).

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) [Melville К., 1977].

Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания.

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине [5, с. 49].

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сен-Терсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их. [16,с.56]

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано, скорее, на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партнеров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак [12, с.94].

Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1)на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2)брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:

1)установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);

2)самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

3)формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);

4)реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии) [11, с. 78].

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу, как супруги.

Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при супружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представлении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.