на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Теоретическое обоснование инновационного менеджмента в социокультурной сфере


Курсовая работа: Теоретическое обоснование инновационного менеджмента в социокультурной сфере

Министерство культуры Омской области

Омский библиотечный техникум.

Курсовая работа

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Тема: Теоретическое обоснование инновационного менеджмента в социокультурной сфере

Омск 2011


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время всё более возрастает роль социокультурных учреждений со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром станет информация. И особенно большую роль здесь будут играть школы и учреждения культуры, где и закладываются навыки её получения и переработки. В большей мере именно от этого зависит, раскроется ли человек в будущем, найдёт ли он своё место в жизни. Президент РФ

В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года, особенно отметил, что «нам нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток». Именно персонал, как ключ к успеху современных организаций, способен создать такую инновационную среду и эффективно в ней развиваться.

Академик Ю.К. Бабанский указывал на то, что приблизительно 30 – 40% прироста национального дохода даёт образование. Известно также, что 3,5% одарённых людей обеспечивает 95 – 97% национального дохода.

Задача руководителя социокультурных учреждений в данном случае – обеспечить необходимые условия для развития личности, создать атмосферу, способствующую максимальной её самореализации.

Культурные и образовательные учреждения являются, таким образом, отражением существующего общества – сложного и многогранного. И как социальный институт они вряд ли могут быть существенно лучше создавшего их человеческого сообщества по той причине, что именно оно учреждает и разрабатывает программы, определяет цели и функции, обеспечивает финансами, создаёт правовое пространство.

Тем не менее, культурно-образовательные учреждения должны быть максимально приближены по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое.

В последние годы всё более заявляет о себе новый метод управления– инновационный менеджмент – сфера науки, изучающая инновационные процессы управления.

В связи с этим развитием нарастает сложность как объектов управления и муниципальных социокультурных учреждений в сфере инноватики:

увеличивается число связей учреждений культуры с другими системами (школы, спорта, медицины), они становятся более интенсивными,

возрастает необходимость максимально учитывать социокультурные запросы местного сообщества, ориентироваться на актуальные и перспективные потребности местного рынка труда, поддерживать и развивать муниципальные историко-культурные традиции и т.д.;

появляются новые формы собственности, меняется компонентный состав и структура учреждений культуры;

продолжаются инновационные процессы в культуре;

появляются новые функции в связи с введением федеральных и региональных стандартов (аттестация, аккредитация).

Наше же общество находится сейчас в состоянии кризиса, начавшегося в начале 90х годов, когда изменилась политическая ситуация в стране. Это сказывается и на социокультурной системе, ведь вместе с обществом изменилось и их деятельность:

получена большая возможность в проявления инициативы по сравнению с прежней системой;

раньше учреждения культуры были ориентированы на воспроизводство существующих социальных порядков, были менее восприимчивы к нововведениям.

Сейчас сталкивается со следующими затруднениями, «оставшимися в наследство» от прежней системы, мешающими нормальному функционированию и развитию:

некачественное исполнение какого-либо или всех управленческих действий (планирования, организации, мотивации, контроля);

несовершенство в определении функций управления (содержания управления);

построен не оптимальный организационный механизм управления;

недостаточность финансирования;

недостаточная квалификация управленческих кадров;

недостаток информационного обеспечения;

недостаток научно-методического, концептуального обеспечения управленческой деятельности, управленческого образования, и т. д.

Подсистема управления должна ориентироваться как на решение этих и других проблем функционирования и развития школы, так и на решение собственно управленческих проблем, что есть средство и условие решения проблем школы в общем.

Таким образом, из данного «проблемного поля» становится очевидна актуальность рассматриваемой темы– для эффективного управления успешным развитием школ, в том числе и муниципальных образовательных и культурных учреждений, требуется системный и научный подход.

К тому же это просто необходимо в данный момент. Как наука менеджмент существует давно, есть труды и русских исследователей по данной отрасли научного знания, но все эти разработки не применяются нынешними директорами в полном объёме, хотя того требует ситуация.

Объектом нашего исследования является управление инновационным процессом в муниципальных учреждениях культуры.

Предметами исследования выступают составные части процесса управления инновациями (целеполагание, соорганизация, контроль, мотивация).

Целью исследования является, таким образом, систематизация и углубление существующих теоретических знаний по управлению инновационными преобразованиями в муниципальных учреждениях культуры; анализ существующего опыта Дома культуры с.Екатеринославка.

Задачи же, стоящие перед нами как перед исследователями, следующие: анализ ряда управленческих функций, принципов, методов, которые используются при управлении инновационным развитием ДК.

Для данной работы были использованы различные материалы как по общему, социальному, так и по образовательному менеджменту. В числе последних трудов хотелось бы выделить исследования (Е.К. Пилипян), ставшую своего рода основой для дальнейшего системного изучения учреждений культуры. В данной книге даётся довольно широкий обзор.

Во время подготовки данной работы использовались следующие методы:

анализа и синтеза имеющихся разработок других исследователей (М.М. Поташника, А.М. Моисеева, Т.И. Шамовой).

теоретический метод моделирования ситуаций, например, сравнение и обобщение собранных данных по какому-либо вопросу, систематизация материала, его синтез и анализ.

Практическая значимость данной работы видится в возможности применения её директорами муниципальных культурных учреждений, переходящих из режима стабильного положительного функционирования на путь целенаправленного инновационного развития.


ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА

1.1 Менеджмент как теоретическая основа управления инновационным развитием

Главная заслуга основоположников менеджмента Ф. Тейлора и А. Файоля заключается в том, что они доказали: эффективно управлять людьми и производством можно только научно. По заявлению другого классика менеджмента Питера Друкера: «Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость… как развивался менеджмент с начала нынешнего столетия».

Что же такое менеджмент, и может ли он применяться в образовании и культуре?

Термин «Менеджмент» трактуется довольно широко. В обобщенном виде содержание подходов к определению менеджмента можно представить так: менеджмент это:

функция (вид деятельности);

процесс;

орган или аппарат управления;

категория людей (русская аналогия-руководство);

наука и искусство управления – система знаний об управлении, которая возникла в конце XIX века, а в начале ХХ столетия окончательно сформировалась.

Сейчас и ниже под понятием «менеджмент» будет пониматься наука об управлении, теория и практика управления в социальных организациях, т.е. в организациях людей.

Одним из видов таких организаций является любое социокультурное учреждение. В любой социальной организации люди собираются вместе, чтобы делать то, что порознь делать невозможно или нерационально, они ставят перед собой цели, выбирают средства их достижения и получают те или иные результаты. Благодаря управлению совместная деятельность становится не стихийной и хаотичной, а целенаправленной и организованной. В общем виде закономерности и принципы менеджмента пригодны для любой социальной организации.

Как только мы начинаем применять эти закономерности в практике управления тем или иным объектом, то из-за специфики объекта тут же возникает и специфика системы управления им. Поэтому-то и возникли новые области научного знания – «менеджмент в строительстве», «менеджмент в спорте», «менеджмент в образовании» и т.д. так что хотя менеджмент был впервые разработан для бизнеса, но позднее – и для других сфер деятельности. В том числе и для сферы образования и культуры.

Конечно, опыт коммерческих организаций непосредственно не может быть использован в области образования, но общие свойства управления, такие как: целенаправленность, системность, прогностика, демократичность, а также необходимость в целях управления совершать одни и те же управленческие действия (планирование, организация, руководство, мотивация, контроль) и многое другое является общим для всех социальных организаций.

Синонимом термина «менеджмент» в ряде случаев может являться термин «управление». Существует такое определение термина «управление».

Управление – способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени, совокупность действий руководителя для достижения результатов. Процесс управления может быть рассмотрен как последовательное выполнение функций управления, как механизм принятия управленческих решений.

Управление может быть рассмотрено ещё и как процесс – способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени, ход управления, последовательная смена состояний, стадий, этапов развития, совокупность действий руководителя для получения поставленных результатов, достижения целей.

Частным случаем управления в целом является управление развитием учреждения культуры.

Под целью деятельности здесь и далее мы подразумеваем не просто образ желаемого результата, а образ необходимого результата:

фиксированным временем получения;

соотнесённого с возможностями получения;

мотивирующего субъекта к его достижению;

операционально определённого (чтобы можно было сравнивать степень его соответствия запрограммированным).

Исходя из данного выше определения управления развитием учреждение культуры следует, что развитие – непременное условие оптимального управления, а если оно уже стабильно функционирует, и возможности дальнейшего совершенствования быстро исчерпываются, то становится очевидным, что нет никакого другого пути развития учреждения культуры, кроме как через инновационный процесс (процесс создания и освоения новшеств).

Таким образом, из сказанного выше: развитие учреждений культуры – закономерное, целесообразное, эволюционное, управляемое позитивное изменение самого учреждения и его управляющей подсистемы, приводящее к достижению качественно новых результатов; это переход учреждения культуры от прежнего состояния к новому в ходе инновационного процесса.

Управление инновационными процессами же – это руководство и координация трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству проекта.


1.2 Функционирование, развитие и методы инновационного менеджмента.

Мы с руководителем считаем, что в управлении развитием учреждений культуры существует три этапа обновления: становление (создание новых коллективов, клубов по интересам и т.д.); функционирование (процесс организован на основе различных форм организации обслуживания населения культурно-досуговыми мероприятиями); развитие (прежнее содержание вступает в противоречие с новыми целями, условиями, потребностями).

Далее необходимо определиться со значением терминов «функционирование» и «развитие».

Функционирование – процесс, при котором не происходит никаких изменений, что можно выразить в формулировке «сегодня как вчера, и завтра как сегодня».

Развитие – процесс закономерного изменения, перехода от одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Таким образом, процесс развития – переходное состояние от одного способа функционирования к другому; и всякое развитие можно представить как ряд различных ступеней функционирования, связанных друг с другом таким образом, что одна ступень является основой для другой.

Но это всё в идеальном случае.

На практике же мы всегда сталкиваемся с некоторыми вариациями. Ведь функционирования в чистом виде ни в одной социальной организации, мы встретить не можем: изменяется нормативно-правовое поле, в котором работает культурное учреждение; неминуемо внедряются достижения научно-технического прогресса; меняются, в конце концов, качественные характеристики специалистов. Получается функционирование, но с какими-либо отличиями от предыдущих состояний.

Если верно организовывать процесс функционирования, аккумулируя все приходящие небольшие новации разного характера, то можно очень органично привести в режим целостного развития, компонентами которого являются:

управление развитием учреждения культуры;

внедрение новых и передовых технологий;

готовность специалистов к инновационной деятельности;

система формирования культурных ценностей у подрос тающего поколения;

удовлетворение общественной потребности в сохранении и развитии культуры;

организация дополнительных форм досуга.

Важно помнить, что управление стабильным режимом учреждения культуры ориентировано на настоящее, а управление развитием – на будущее. Оно должно обеспечивать адекватное понимание потребностей (как существующих, так и потенциальных) и возможность развития. (Таблица 1).

Не следует заблуждаться, однако, считая, что инновации – непременное условие – учреждение культуры, работающая в стабильном режиме функционирования, может много лет обеспечивать достаточно высокие результаты и нельзя упрекать его в том, что она не осваивает новое. Это можно осуждать только тогда, когда её участники не реализуют свои возможности в сфере культуры, и качественным можно считать работу, если определенные достижения имеют не только коллективы, но и специалисты учреждения культуры.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика функционирования и развития

Параметры

Функционирование

Развитие

Цель Удовлетворение сложившейся потребности Удовлетворение новой потребности
Риск Низкий Высокий
Тип процесса Непрерывный Дискретный
Управляемость как единого целого Высокая Низкая
Результат для системы Сохранение на прежнем уровне Переход на новый уровень
Отношение к текущим интересам участников Соответствует Противоречит

Методы инновационного менеджмента

Инновация (от латинского in-в и novus-новое) в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В научный оборот был введён экономистом

Й. Шумпертом. Сегодня за ним стоят два понятия:

новшество – новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности на рынке, в общественной деятельности;

нововведение – процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления связанных с этим изменений (в чём и состоит главный смысл инновации).

Инновации способствуют развитию технической, хозяйственной, социальной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Процесс осуществления инновационного менеджмента в учреждениях культуры предполагает:

разработку планов и программ инновационной деятельности;

наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

рассмотрение проектов, создания новых культурно-досуговых услуг;

проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до воплощения её в жизнь. Под временными целевыми группами следует понимать матричные структуры, которые станут действовать параллельно с остальными структурами организации.

В современный период развития в учреждениях культуры инновационных изменений в идут по следующим направлениям:

формирование нового содержания культурного образования;

разработка и реализация новых культурных технологий, методик, систем развития детей и подростков;

создание новых видов социокультурных заведений.

Демократизация внутри культурного управления способствовала снижению уровня распорядительства в организационной деятельности руководителя на современном этапе, но вместе с тем повысился уровень административной ответственности за инновационные процессы.

Объектом почти любого инновационного процесса становится воздействие на общество через образовательный, культурно досуговый, воспитательный процессы. Задача руководителей культурных учреждений – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс подлежит обязательному управлению.

Новое содержание культурной сферы требует новых методик, новых форм организации культурно-досугов ого процесса и, как следствие, иное кадровое, научно-методическое, финансовое, нормативно-правовое, временное обеспечение и иное управление. В этом есть цель развития культурной сферы. В доперестроечные времена от социокультурной сферы таких нововведений не требовалось.

В связи с этой потребностью в течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.

Для предотвращения недостаточной эффективности программ инновационных преобразований был разработан так называемый программно-целевой метод управления, объединяющий в единую систему все важнейшие аспекты деятельности культурных учреждений, отказываясь, таким образом, от решения лишь локальных проблем.

В настоящее время данный метод получил высокое признание. Его достоинство состоит в том, что предусматривает:

1. интеграцию усилий всех субъектов управления;

2. чёткую операциональную фиксацию основных и промежуточных результатов;

3. определение полной структуры действий, направленных на достижение конкретных целей и обеспечивающих для этого условий;

4. создание матричных структур, ориентированных на реализацию конкретных целей и развитие;

5. согласованную проработку всех видов ресурсов.

В составлении программ инновационного развития следует избегать типичных ошибок:

недостаточно чёткое и системное представление администрацией культурных учреждений «проблемного поля»;

отсутствие концептуальных идей по преодолению обозначенных проблем;

отсутствие структурированного «дерева целей» культурного учреждения как конечного результата работы;

отсутствие у директора теоретических знаний как по предмету инновационных изменений, так и по управлению в целом;

недостаточно хорошее представление тенденций изменения в социальном заказе

С целью более эффективного использования программно-целевого управления, о котором шла речь выше, рекомендуется следующий алгоритм:

1 этап – принятие управленческого решения о программно-целевом управлении. Главным содержанием этапа является подготовка сотрудников к преодолению психологического барьера при переходе системы в иное качественное состояние. Весьма важно, чтобы главным идеологом работы стал директор;

2 этап – организационный (назначение руководителя программы – это может быть заместитель директора по культуре, и руководителей отдельных подпрограмм, утверждение требований к будущей программе в части её ориентации на основные проблемы);

3 этап – анализ «проблемного поля», ранжирование выявленных рассогласований между желаемым и действительным, составление «дерева целей», на основе чего сформулировать стратегические цели с горизонтом планирования на3- 5 лет;

4 этап – формирование и согласование общих целей и подпрограмм (политики учреждения культуры), уточнение деталей программы, оценка ресурсов, сроков, конкретных исполнителей;

5 этап – основной: завершение комплексного анализа потенциала организации, социального заказа, завершение формулировки концепции и стратегии перевода функционирующей системы в режим её инновационного развития, перевод всей системы в режим инновационного развития;

6 этап – анализ составленного проекта программы, экспертиза по четырём основным параметрам: реальность мероприятий, их важность для достижения целей программы, сроки, ресурсы.

При воплощении в жизнь указанного алгоритма следует помнить о некоторых законах управления социальными структурами (принципы социального управления):

Принцип правовой защищённости управленческого решения (руководитель должен знать действующее законодательство и принимать решения только в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами);

Принцип оптимизации управления (принцип Оккама «Не умножай сущность без необходимости»);

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.