на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты


Детское мышление эгоцентрично. «Я» ребенка растворено в окружающем его мире, слито с ним. Другой выдающийся психолог - Жан Пиаже – выявляет детский наивный «реализм», основной признак которого заключается в том, что свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Отмечая своеобразие детского мышления, Пиаже не выделяет такого его качественного отличия, как способность мыслить художественными образами. В самом деле, синкретизм, характерный для художественно - образного мышления, характерен и для восприятия мира ребенком.

Как уже было сказано, швейцарский психолог открыл эгоцентризм детского мышления. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной.

Выделяя в социальных отношениях два крайних типа: отношения принуждения (управления в современном понимании) и отношения кооперации (общения), Пиаже отмечает значимость последней для осознания ребенком своей субъективности. Подлинная кооперация (общение), считает Пиаже, возможна только между детьми. Они устанавливают отношения равных, способствующие осуществлению развивающего взаимного контроля: с одной стороны, появляется потребность приспособиться к другому лицу, с другой стороны, доказать свое мнение. Несомненно, что именно совместное проживание детей в воображаемых ситуациях, в выполняемых ими воображаемых ролях и позволяет ребенку качественно развить мышление, подготовиться к восприятию более сложных логических конструкций. Исследую качественное своеобразие детского мышления, Пиаже не отмечает такой его уникальной особенности, как способность воспринимать мир художественно-образно. При этом психолог открыл удивительную способность человеческого мышления: творчески воспринимать окружающий его мир. Эволюция теорий детского развития продвигалась в направлении все более глубокого осмысления роли общества в формировании ребенка. В концепции, Эрика Эриксона становление и развитие личности представлено в системе «ребенок-общество». Психолог открыл новый метод исследования психики - психоисторический. Этот метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Эриксон утверждает, что ее (личности) становление происходит на протяжении всей жизни. По убеждению Эриксона «Я», комбинируя в себе стихию природного начала и социальное начало, определяет целостность личности. По мнению Эриксона характер взаимоотношений между ребенком и его окружением определяет направление психосоциального развития.

Таким образом, в теории Эриксона развитие личности детерминировано родительским воспитанием, социальным окружением, особенностями культуры. Сама личность - не пассивный инструмент внешнего воздействия, а динамичная система, способная и к выбору, и к определению своего жизненного пути.

Другой психолог - Эльконин, в своей концепции детства не замечает особое, художественно-образное восприятие мира ребенком, сводит его художественную деятельность только к познанию свойства предметов, овладению материалом; не понимает специфики художественных образов детей, называя их творчество «странным». Эта концепция была общепризнанной в советской психологической науке и служила обоснованием для построения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, становится понятно, почему искусство оказалось выведенным на периферию учебного процесса.

В 70-е годы М. С. Каган, разработал концепцию человеческой деятельности, в которой ее видовое строение представлено пятью потенциалами: художественное общение, познание мира (фантазия, воображение, любознательность), преобразования (созидание, мировоззрение, самосознание), ценностного ориентирования и художественным потенциалом. Личность, по мнению философа, определяется через целостно рассмотренную ее деятельность». Деятельность человека – единое целое человеческой индивидуальности.

Выведение художественной деятельности за рамки учебного процесса в младшем школьном возрасте имеет губительные последствия как для развития школьника в целом, так и для формирования его абстрактно- логического мышления, несомненно, ценного качества в эпоху глобальной информатизации. Кроме того, отсутствие активной художественной деятельности в младшем школьном возрасте приводит к тому, что в старшем школьном возрасте исчезает потребность в общении с искусством. И поэтому, указанная философом, «былая неравномерность развития сознания юноши и девушки» не только не преодолевается, а, наоборот, усугубляется. Итак, в крупных психологических концепциях развития личности художественная деятельность ребенка не рассматривается как обязательное условие «очеловечивания человека».

Редким исключением в ряду теорий детства в этом аспекте является исследование «Психология детства» В.В.Зеньковского. Главное внимание Зеньковский уделяет проблеме становления личности, условиям, способствующим формированию ее целостности. По мнению психолога, детство имеет особый смысл и функцию в созревании человека. У взрослого и ребенка разные задачи в культуре: взрослый творит культуру, а ребенок приобщается к ней. Зеньковский рассматривает периоды развития ребенка по принципу расширяющейся спирали, а основным критерием периодизации считает психическую установку ребенка на восприятие мира.

Известно, что для возникновения установки необходимо наличие актуальной потребности и ситуации ее удовлетворения. Так, основная установка первого периода (0–1 год) - освоение новой среды обитания. Следующий период развития психолог называет «ранним» или «первым» детством (5-6 лет). Психическая установка его определяется стремлением ребенка развить свои силы и способности. Во второе детство (от 5-13 лет), по мнению Зеньковского, ребенок входит психически тогда, когда в его сознании происходит строгое разделение реального мира и мира воображаемого. В следующем периоде развития - отрочестве (12-18 лет) развитие девочек и мальчиков идет уже совершенно различным темпом. Рождается личность. Внешний мир не принимается подростком, подвергаются критике все моральные традиции, нравы, обычаи. Отрицая действительность, подросток создает ее воображаемый идеальный образ.

Последний период детства человека - юность – чисто эстетический характер.

Итак, развитие ребенка Зеньковский рассматривает во взаимодействии трех детерминантах: биологической, социальной и культурной. Длительность человеческого детства обусловлена его особой функцией в культуре. Основная форма активности ребенка - игра ее неразличимости сплетения реального и воображаемого. Критерием периодов развития является психическая установка. Огромна роль искусства в разные периоды развития ребенка. По глубокому убеждению Зеньковского, с возрастом художественный потенциал личности должен не «увядать», а, наоборот, - расширяться, оказывая оплодотворяющее воздействие на развитие других ее потенциалов.

 

ПАРАГРАФ 2. МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ОНТОГЕНЕЗА

Человеческое детство-явление культуры и оно детерминировано типом культуры своего времени. Потому-то детство в эпоху первобытности, Возрождения, наши дни - суть разные детства, отличающиеся и по своей продолжительности и по этапам развития. Можно высказать предположение, что и психологические теории личности детерминированы типом культуры, ибо психология смотрит на личность с позиций требований своей культуры и, прежде всего, исследует развитие тех линий многоликой личности, которые необходимы в человеке данной культуры для ее (культуры) развития. В различных психологических теориях личности первый этап онтогенеза выделяется исследователями как период, в котором основополагающее значение для развития ребенка имеет общение. Известно, что дитя человека, в отличие от детеныша животного, не созревает спонтанно, и деятельность - главное и необходимое условие его формирования. Общение - экологически валидный фактор развития. Но, если у животных оно необходимо для нормального развития поведения детенышей, то у человека - сложной системы, сочетающей в себе взаимообуславливающее единство биологического, социального и культурного начал, - общение имеет глубокую культурогенную функцию сотворения из «кандидата в человеки» человека.

Имеет глубокий смысл тот факт, что первым, доступным ребенку видом деятельности, в котором он может проявить себя как человек по отношению к другому человеку, является деятельность, представленная в чисто духовной форме. Привязанность ребенка к взрослому, складывающаяся в первом полугодии жизни, является фундаментом для появления позднее сопереживания. И, наконец, именно в процессе общения формируется основа человеческого мироощущения, мировосприятия, мироосмысления - диалогичность. Постепенно, в процессе расширения круга общения (другие люди, художественные образы, образы внешнего мира) изменяется величина «Я», его емкость. «Я» становится и «Ты», и «Мы». Человек, находясь в позиции общения, относится ко всему окружающему как к участнику диалога.

Итак, голос, способный производить звуки, и слух, способный их воспринимать, позволяют беспомощному младенцу проявлять свою активность в общении со взрослыми.

Характеризуя формы общения матери и ребенка, исследователи выделяют три основные категории мотивов общения - познавательные, деловые и личностные, определяя при этом в первом полугодии жизни ребенка в качестве основных - личностные. Но среди средств общения психологи не рассматривают художественных действий взрослого, способствующих и пробуждению активности ребенка и установлению между им и матерью эмоционально-личностного контакта. На наш взгляд, в стадии младенчества именно музыка и только музыка как «искусство людского общения» обладает широким спектром воздействия на личность ребенка.

Периоды новорожденности и младенчества наиболее благоприятны для установления тесной духовной связи между матерью и младенцем: ребенок еще так мал, беспомощен и зависим, еще не исчезла его физиологическая связь с матерью. И звучание колыбельной в минуты общения создает особую эмоциональную атмосферу, рождает удивительную близость (родство душ), способствует возникновению у ребенка душевного отзвука: сочувствия, эмпатии, симпатии.

Музыка - искусство наиболее активное из всех искусств и даже «властное, агрессивное. Звук... заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю». Звук непосредственно воздействует на чувство, заставляет само тело слушающего отзываться непроизвольными движениями. Таким образом, не освоив еще самые примитивные действия, не овладев речью ребенок способен проявлять активность при восприятии колыбельной.

В развитии речи младенца исследователи выделили три стадии; крик, лепет, членораздельная речь. Взаимосвязанное и взаимообусловленное формирование голоса, слуха и речи детерминировано музыкальной деятельностью взрослого и ребенка. Так, лепет - это, прежде всего пение, точнее, «рудимент пения и музыки». Основной функцией лепета является развитие голоса. Художественно-выразительные особенности жанра колыбельной песни способствуют этому процессу. Как правило, для мелодики колыбельной характерно преобладание нисходящих интонаций узкого диапазона (чаще всего в пределах малой терции); ритм соответствует речевому ритму, а из ладовых средств наиболее часто встречается пентатоника. Соединение музыки со словом в колыбельной позволяет последнему приобрести особую выразительность и значимость ибо "слова можно говорить, не интонируя их истинного смысла; музыка же всегда не слышима". Таким образом, музыкальная интонация колыбельной способствует выявлению истинного смысла слова.

И колыбельные песни, и пестушки, и потешки, и прибаутки - все это художественные произведения, и их восприятие соответствует законам восприятия человеком искусства. А как показали исследования нейрофизиологов, в процессе восприятия искусства уровень активности обоих полушарий одинаков. Таким образом, в процессе слушания (и подпевания) ребенком колыбельных песен происходит интеграция левополушарных и правополушарных функций головного мозга. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, играли, исполняя потешки, развлекали прибаутками и сказками, по многочисленным наблюдениям - наиболее творческие дети…

Необходимо отметить следующий важный факт. Потребность в общении у ребенка становится осознанной к двум с половиной месяцам его жизни. Именно в этот период ребенок начинает сам проявлять активность в своих действиях, призывая взрослого к общению, а значит и детерминирует формирование осознанной потребности общения у ребенка.

Раннее детство – сензитивный период для воспитания чувства милосердия ко всему, что окружает человека. И духовное восхождение, и духовное очищение может быть впервые осуществлено в младенчестве под воздействием музыки. В процессе приобщения ребенка к культуре на этом этапе онтогенеза огромное значение приобретает его художественная деятельность. Возросшая самостоятельность младенца позволяет ему обратиться к ее новому виду: изобразительному искусству.

Следующий этап детского развития (3-6 лет) является во многом определяющим в становлении направленности личности. Ребенок открывает для себя мир взрослых, "с их деятельностью, их функциями, их отношениями" и овладевает не столько предметными действиями, сколько отношениями.

Детство - явление историческо. Культурное наследие, в отличие от биологического, не передается генетически. Овладеть культурой предшествующих поколений можно только творчески. Велико значение в этом плане образов сказочных героев. Сказка - произведение искусства. Сказка позволяет ребенку найти собственное решение насущных жизненных проблем. Резко возрастает роль искусства в юношеском возрасте. Но, как культурная - потребность в общении с искусством возникает не спонтанно, сама по себе, а только в результате целенаправленного художественного воспитания и образования Отсутствие последнего приводит к драматическим последствиям;

На новом этапе онтогенеза - начале профессиональной деятельности - востребованность личностью искусства целиком и полностью определяется формированием и развитием его художественно-творческого потенциала. Можно отметить жесткую корреляцию между отношением человека к искусству и уровнем его духовности.

И, как уже было сказано ранее, при благоприятном ходе онтогенеза на заключительном этапе жизненного пути может произойти «прорыв» к новому качественному росту личности, в том числе и в плане художественного развития. Многочисленные примеры внезапного открытия человеком в себе художественного таланта - тому подтверждение.

ПАРАГРАФ 3. ПОДСИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬ ТУРЫ

По убеждению ученого у искусства особая миссия. Определяя одну из задач сознания как задачу на смысл, он считает, что: "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности".

Известно, что в отдельных педагогических системах огромная роль отводилась художественной деятельности ребенка. В вальдорфской педагогике в дошкольном периоде искусство является главным средством развития фантазии - "того качества, которое позволяет человеку выйти за рамки наличного и творить будущее". А в школьном периоде искусство " вплетено" в преподавание всех дисциплин. Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский во всех своих работах целые главы и разделы посвящал художественному воспитанию ребенка, подростка, юноши, девушки. "Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества... Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки... Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка... Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек... Я твердо убежден, что, когда в юношескую душу невнятно стучат первые ветры неосмысленных желаний и порывов, очень важно раскрыть всю глубину красоты женщины как высшего воплощения общечеловеческой красоты... Никакие моральные поучения не могут утвердить в юных сердцах эти благородные, высокие чувства, если рядом не стоит искусство".

Вытеснение искусства в XX столетии в сферу частных интересов косвенным образом отразилось и в развитии основных направлений педагогической и психологической наук. Не случаен факт отсутствия в психологии фундаментальных исследований, посвященных проблемам художественного восприятия, а в ряду "психических явлений оказываются "забытыми", т. е. пренебрегаемыми как несущественные для понимания строения и работы человеческого мозга" не только фантазия, любовь, вера, вкус и эстетический, и художественный, что отмечает М.С. Каган в своем исследовании "Философия культуры", но и художественно-образное мышление, и художественные эмоции.

Радикальное изменение культурной ситуации, наиболее четко ощущаемое с середины XX столетия, вызвано движением к новому историческому типу культуры - антропоцентристскому. Человек - субстанция целого и его смысл. Потребность культуры антропоцентрического типа в целостном человеке диктует необходимость культивирования тех форм его деятельности, которые способствуют формированию и развитию целостности.

В XX веке неизмеримо выросла роль школы как социального института, основная цель которого - формирование личности, отвечающей запросам и требованиям соответствующего типа культуры. Изменение вектора культуры во второй половине XX столетия, потребность культуры в новом типе личности обусловило особую остроту старой проблемы: какова функция искусства в формировании личности и каким должно быть общее художественное воспитание и образование в школе.

На протяжении многих десятилетий в отечественной педагогике постулировалась идея о всестороннем и гармоничном развитии личности как основополагающей цели деятельности учителя. Но формула "всестороннее развитие личности" не отвечает онтологической сущности человека - целостности. Всесторонность же - механистична, в ней нельзя выделить системообразующий фактор развития. Потому, педагогической целью должно быть не воспитание "всесторонней и гармоничной личности", а создание условий, способствующих формированию, и развитию целостной личности.

Мир целостен во всех его формах и аспектах. Возможность восприятия и осознания человеком целостности мира детерминирована структурой его мозга - функциональной организацией коры больших полушарий. Возможна аналогия с интерпретацией художественного текста, например музыкального, которая "предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, активное к ней отношение". В процессе профессиональной художественной деятельности происходит настолько тесное взаимодействие двух полушарий, что правое полушарие в высокой степени овладевает стратегиями, свойственными левому и наоборот. Целостность восприятия обусловленная активизацией обеих полушарий головного мозга, характерна не только для людей искусства в процессе их художественного творчества, но и для читателя-зрителя-слушателя в процессе общения с предметами художественного творчества. Соответственно, формирование и развитие целостной личности наиболее органично в ее художественной деятельности.

К художественной деятельности, как механизму культурного наследования не заданного генетически ребенка необходимо целенаправленно приобщать, воспитывая в нем потребность общения с искусством.

В современной школе художественное воспитание и образование эпизодично, фрагментарно, случайно. Именно поэтому предметы художественного цикла с легкостью "исчезают" из учебного плана. В последнее время в работах философов, психологов, педагогов отечественная школа культуры индустриального общества определяется как знаниецентристская. Вся система организации деятельности в такой школе направлена на достижение одной цели: дать учащимся "крепкие знания". Общение учащихся друг с другом при такой организации внутреннего пространства практически невозможно. Поэтому, форма изложения учебного материала учителем, и ответов учениками – монологична, а она, как было сказано ранее, не прибавляет качественных знаний.

Вне учебного плана общеобразовательной школы остаются архитектура, театр, танец - древнейшие виды искусства - и кино, ТУ, дизайн - виды искусства, возникшие и развивающиеся в XX столетии и повсеместно входящие в жизнь современного человека. А между тем, как показали социологические исследования, "отсутствие даже одного вида искусства в кругу интересов людей отрицательно сказывается на формировании их художественного вкуса, и вообще с уменьшением числа искусств, осваиваемых людьми, ухудшаются показатели художественного вкуса, являющегося ...одной из важнейших характеристик художественного развития личности".

В современном преподавании предметов художественного цикла не учитываются и сензитивные периоды развития психики ребенка, влияющие на восприятие того или иного вида искусства. Традиционное художественное образование, осуществляемое в детских художественных учебных, предназначено, в основном, для подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности. Поэтому в таких школах естественна узкая специализация, т.е. ребенок, овладевает каким-либо одним видом искусства и, зачастую, обучение художественному ремеслу становится определяющим и отодвигает проблему художественного воспитания.

Целью художественного воспитания и образования в школе является создание условий для формирования и развития художественно-творческих способностей каждого школьника, воспитание человека, любящего и понимающего искусство, обладающего развитым художественным вкусом, а значит адекватно воспринимающего замыслы творцов искусства, обретающего в постижении художественных произведений ценностные смыслы и, в конечном итоге, испытывающего постоянную потребность в общении с искусством. Необходимо учитывать и следующий факт: художественное воспитание и образование имеет пролонгированное воздействие на личность.

Как известно, система искусств расчленяется на три группы: пространственные, временные и пространственно-временные. Реальная жизнь человека протекает в жестко ограниченном пространственно-временном измерении. Только искусство дает возможность расширить до бесконечности эти границы реальности, а его способность отделить пространство от времени позволяет ощутить движение вне пространственного «чистого» времени в музыке и искусстве слова, и пережить пребывание в «чистом» пространстве, где не властно время и "останавливается мгновение".

Пространственные искусства: и изобразительные, и неизобразительные постигают внутреннее через внешнее, а временные в тех же двух принципах формообразования - внешнее через внутреннее. Пространственные искусства воссоздают устойчивость, стабильность, непреходящесть (египетские Пирамиды), а временные - текучесть, изменчивость, динамичность (прелюдии Ф. Шопена, рассказы И. Бунина). И вновь проявляется принцип дополнительности, который в третьей группе искусств - пространственно-временных - смоделирован в своей одновременности. Искусство актера и танца имеют своим материалом человека, строение форм этих искусств аналогично структуре реального бытия человека и поэтому способно к адекватному художественному постижению взаимопревращения одной стороны человеческого бытия в другую.

Искусство функционирует как целостная система. Один из основополагающих принципов целостности - дополнительность - является характерным как для системы искусств в целом, так и для всех ее звеньев. Каждое искусство образно моделирует внешний мир и человека со "своей точки зрения", используя выразительные возможности своего языка. В процессе художественной деятельности необходима особая тренировка органов восприятия: зрения, слуха, руки. Живопись, графика, скульптура требуют особого глаза ("с крючочком"), умеющего увидеть по-новому, - острее и точнее - объекты внешнего мира и самого человека. Художника Клода Моне прозвали "создателем лондонского тумана", потому что он первый увидел истинный цвет тумана в Лондоне - багровый. И только после картины Моне люди вгляделись в туман и вдруг поняли, что он действительно багровый и начали искать этому объяснение и обнаружили, "что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма. Кроме того, этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома". Глядя на мир глазами художника, человек начинает воспринимать его полнее и красочнее.

В ходе освоения художественных языков - живописи, графики, скульптуры, литературы - развивается особая чуткость зрительного восприятия и тактильных ощущений, происходит тренировка руки, ее мелких движений. Искусство слова (особенно поэзия), как вид художественной деятельности, требует своеобразного и тонкого восприятия звучания речи, что и обуславливает развитие слуховых ощущений. Специфическое развитие слуха необходимо в процессе освоения языка искусства актера, ибо воспроизведение широкого диапазона интонаций возможно лишь при способности слышания тончайших их оттенков.

Но более всего развитие слуховых ощущений детерминировано музыкальной деятельностью. В процессе исследования особенностей музыкальных представлений выяснилось, что они никогда не бывают чисто слуховыми, и обязательно включают в себя зрительные, двигательные и другие моменты, но двигательный имеет большее значение. Таким образом, освоение языка искусства музыки непосредственно связано и с освоением языка искусства танца. Кроме ритмических движений язык танца (как и язык актера), требует владения жестом; искусство танца и искусство актера имеют своим основным материалом человеческое тело. Овладение художественным языком этих искусств способствует развитию гибкости и выразительности тела, выработке особой осанки, походки и т.д.

Среди всех искусств может быть наиболее сложным и для восприятия, и для освоения является язык архитектуры. Человек, живя в мире архитектуры, находится по отношению к ней в большинстве случаев в положении своеобразного слепоглухонемого, так как культурно он не видит, не слышит, не ощущает и ничего не может сказать об образах архитектуры. Так человек становится чужестранцем в мире своей культуры.

Неограниченны возможности искусства в становлении мыслительной деятельности человека. Формирование и развитие речи во многом зависит от богатства и тонкости зрительных образов, приобретению которых способствует восприятие зрительных видов искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура и т. д.). Художественная деятельность ребенка способствует и воспитанию в нем качеств личности, составляющих ее фундамент, определяющих и ее характер, и судьбу человека. В процессе художественной деятельности в результате интеграции сенсорных функций происходит настоящая перестройка, способствующая возникновению как бы совершенно новых сенсорных способностей, свойственных исключительно человеку. То есть, человеческий глаз, ухо и даже рука совершенствуются в художественной деятельности. Поэтому в системе художественного воспитания и образования искусство должно быть представлено целостно во всех его видах. Лишь все они способны воссоздать разносторонность связей человека и мира, и связей разных сторон духовной жизни самого человека.


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.