на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты


В восприятии научного текста интеллектуальная сторона настолько заслоняет перцептивную, что ею можно пренебречь. В художественном же восприятии индивидуальные особенности перцепции влияют на результаты интеллектуального постижения.

Восприятие формируется в результате практики и опыта: мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Об этом, например, свидетельствуют данные о поведении мальчика, найденного охотниками в 1799 году в лесах Аверона на юге Франции, который жил там один и идеально адаптировался к образу жизни животных. Его восприятие окружающей действительности было своеобразным: «При малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции». Таким образом, мальчик слышал то, чему был обучен и не воспринимал незнакомые ему звуки. Аналогичны данные и по зрительному восприятию. Так, восприятие слепорожденных в первые дни после удаления катаракты лишено всякого смысла, «а знакомые предметы они узнавали только на ощупь». Более того, окончательное суждение о предмете они выносили не по всей совокупности признаков.

Но если восприятие окружающей действительности связано с созданием ее образов в сознании воспринимающего субъекта, то в восприятии художественного произведения возникает свой художественный образ, имеющий сложные детерминанты, как со стороны художника, так и со стороны реципиента.

Понятие «художественный образ» выявляет особый тип образности и признается наиболее точным определением структуры искусства. В содержании художественного образа синкретически сплавлены познание, ценностное осмысление, проектирование и интенция. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в произведении искусства, воспринимается при активной работе воображения читателя-зрителя-слушателя. Художественные языки имеют целый ряд специфических особенностей: знаки художественных языков не столько значения, сколько выразительно-смысловые возможности, обладающие известной направленностью. В каждом художественном произведении знак художественного языка выявлен в своей уникальности. Особенности знаков художественного языка обусловливают и отсутствие словарей искусства, а путь овладения их выразительно-смысловыми возможностями ассоциативен. Процесс постижения смыслов художественного произведения детерминирован широтой и многообразием ассоциативных связей психики воспринимающего субъекта.

Несформированность механизма художественных ассоциаций в психике воспринимающего искусство не позволяет ему адекватно декодировать художественную информацию. В лучшем случае воспринимается верхний пласт произведения, в худшем - происходит искажение информации, посланной художником читателю-зрителю-слушателю. Она не оказывает глубокого воздействия на личность, не расширяет границы ее жизненного опыта.

Ярким примером такого искажения замысла автора является, часто встречаемое в школьной практике, восприятие так называемой «Лунной сонаты» Бетховена, ее первой части. Само название, принадлежащее, кстати, не композитору, а поэту Рельштабу, создает неверную слушательскую установку. Оно предполагает воплощение некоей мечтательности, светлой грусти, печали. Именно так большинство слушателей и воспринимает музыку. Они слышат только покачивающееся баркарольное звучание триольного сопровождения. А ритмоформула, воплощающая образ траурного марша и остинатно выдержанная на протяжении почти всей первой части сонаты: хорал, ассоциируемый в миноре с образами глубокой скорби: нисходящая интонация мерными «растянутыми» длительностями, заставляющая вспомнить о пассакалии и чаконе - жанрах, воплощающих образы страдания. Всё это остается недоступным такому слушателю. Еще один важный фактор: особая апперцепция художественного восприятия - определяет способность реципиента к декодированию художественной информации. Наряду с художественными необходим и определенный минимум запасов жизненных ассоциаций, накапливаемых в процессе разных форм человеческой деятельности и, прежде всего, в общении. Немаловажное значение в процессе восприятия произведения искусства имеет художественно-психологическая установка. Собственно именно установка подготавливает и направляет восприятие искусства. И последнее. Восприятие искусства - это всегда общение, в процессе которого личность открывает в себе новые грани, творчески преобразовывается. Таким образом, если в эстетическом формировании личности доминирует воспитание, то в художественном - происходит сопряжение воспитания, научения, образования. Способность к эстетическому восприятию действительности предзадана человеку, т. е. способность эта существует как возможность, но ее реализация осуществляется в процессе воспитания и самовоспитания личности. Базисная роль в системе эстетического отношения к действительности принадлежит эстезису. Эстезис - психический комплекс, обеспечивающий восприятие, познание и оценивание реалий действительности». Индивидуальные эстетические образы детерминированы сензитивной одаренностью перципиента, уровнем его духовной культуры, работой его воображения, развитостью механизмов ассоциативного мышления. Культивирование эстетиза происходит, прежде всего, в процессе художественного воспитания и образования.

Для восприятия временных искусств необходимо «поставить» слух, голос; пространственных - глаз, руку, моторику; пространственно-временных - тело, мимику. В процессе овладения индивидом художественным опытом человечества происходит «тренировка» и развитие всех его каналов восприятия образов мира.

Таким образом, художественная деятельность ребенка развивает его способности к эстетическому восприятию действительности, но создание системы художественного воспитания и образования обусловлено уровнем и качеством эстегической среды школы.


ПАРАГРАФ 3. МЕСТО И РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ

Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в едином синкретическом комплексе. Но во взаимообусловленном единстве основных культурных «технологий» в первобытном обществе, несомненно, доминировали воспитание и научение.

Известно, что на этом историческом этапе художественное начало «было разлито по всему пространству культуры», и, поэтому естественна «вплетенность» художественной деятельности в повседневную жизнь ребенка. Необходимо отметить, что в первобытном обществе ребенок не готовился к жизни, а жил, и воспитание являлось неотъемлемой частью его жизни, а не рассматривалось как подготовка к будущему. Вхождение в мир культуры своего рода-племени во многом осуществлялось посредством художественных действий; воспитания, осуществляемого не в процессе повседневной жизнедеятельности, а в рамках специальных общественных институтов. Детство в первобытном обществе было коротким: в 9-11 лег детей начинали готовить к церемонии посвящения в полноправные члены общества. Отметим, что первобытная «педагогика» не была бесполой, и мальчики проходили свою обязательную специальную подготовку в созданных для этой цели «учебных» лагерях, а девочки – свою. Как в процессе онтогенеза имеющиеся психические механизмы не отменяются вновь возникающими психическими новообразованиями, а диалектически включаются в них, так и в культурогенезе найденные технологии культурации индивида не исчезают бесследно на последующих этапах развития. Формы художественного воспитания, зародившиеся в недрах первобытного общества, сохранялись и дополнялись, входя в арсенал народной педагогики, в которой осознание значимости детства намного опередило научное понимание этой проблемы. И не случайно впоследствии не только обряд инициации, но каждое значительное событие в ходе роста ребенка (первый зуб, первый шаг и т.д.) в народной культуре оформляется художественно.

В движении от первобытности к следующему этапу культурного развития человечество «испытывало» разные варианты перехода. В зависимости от того, какая форма практической деятельности человека становилась «базовой» и определялся тип культуры и тип хозяйства. По-разному в каждом из типов культуры проходила и культурация человека. В культуре кочевников-скотоводов человек должен был, прежде всего, приспособиться к окружающей его среде, познавать мир природы, изучать и приручать животных. Творческий потенциал его был направлен на адаптирование к среде, на завоевание все новых пространств.

В земледельческой культуре человек осваивал окружающий его природный мир. Его энергия была направлена на то, чтобы «заставить» природу эффективно служить ему (человеку). В культуре же ремесла человек, уповая, прежде всего, на себя, обретал подлинную свободу творчества и самовыражения.

Самым эффективным изобретением той эпохи, по мнению Л. Мэмфорда, было «изобретение мощной социальной организации – социальной пирамиды, имевшей иерархическую структуру».

Формирование крупных государственных образований, появление письменности, потребность в специалистах «узкого профиля». Так в III тысячелетии до н. э. возникают первые специальные образовательные учреждения - школы.

Образование в древних школах Ближнего Востока носило узкоспециализированный характер, детерминированный четкой иерархической структурой древневосточного общества.

Древнеегипетская педагогика рассматривала ребенка как незавершенного взрослого, и вопрос о целостном развитии учащихся в школах даже не ставился. «Гимнастика и музыка были исключены из всеобщего образования ибо изнеживает характер мужчины».

Аналогично складывалась ситуация и в системе школьного образования Древнего Китая и Древней Индии: искусство не входило в круг предметов, изучаемых в школе. В Китае школа «производила» профессионально подготовленных и, главное, унифицированно мысливших администраторов. Шесть искусств, введенных как обязательные в школу со времен Конфуция, представляли собой церемониал, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, чтение и математику, т.е. кроме музыки и чтения не были видами художественной деятельности.

Если в Древнем Египте социальные роли индивида определялись не только происхождением, но и соответствующим образованием, то в Древней Индии «дорога жизни» для каждого индивида была определена раз и навсегда до деталей в момент его рождения. Школа в древневосточных цивилизациях в большей степени выполняла функцию социализации личности.

Системообразующим фактором материальной культуры древних греков было ремесло. Обретение в процессе практической деятельности свободы действования, осознание могущества творческой силы человека обусловило появление проблемы воспитания человека, отрефлектированной античными философами. При этом эстетизм древнего грека проявляется и выявляется не только в эстетизированных формах поведения (ритуале, как в Древнем Китае), сколько в его художественной деятельности. Художественное начало проникало во все сферы деятельности грека. Даже философия - казалось бы, самое абстрактное человеческое знание - выражает свои истины непосредственно художественными образами и поэтическим языком.

Несомненно, древние греки хорошо понимали значение эмоций в воспитании человека. Отсюда доминирование в системе образования предметов, непосредственно воздействующих на формирование и развитие эмоционального отношения к миру - предметов художественного цикла (по современной классификации). Так как музыка а глазах греков сливалась с высшей моральной культурой, они придавали большое значение ее преподаванию.

Таким образом, общая направленность античного образования на «высвобождение естественных возможностей человека» обусловила его художественную доминанту. В процессе исторического развития античной школы происходит смещение центра преподавания от мусических искусств к риторике. Распад полисной системы приводит к вычленению художественного начала из всенародной жизни, искусство начинает восприниматься как досуг, который «безвреден», «приятен» и «благороден». Ведущими искусствами в художественном образовании грека, в период архаики и, отчасти, классики были мусические искусства (музыка, танец, слово), способствующие выявлению сверхличного, коллективного ритма жизни, ибо основная ценность культуры на ранней стадии ее развития - недифференцированная целостность и общность. При этом необходимо отметить, что ведущие искусства художественной культуры античности (пластические) вовсе не являются таковыми в сфере воспитания и образования. Более того, они занимали весьма скромное место в школах Древней Греции, обучение ваянию, живописи в основном было специализированным, подготавливающим к будущей профессии.

Древние греки воспринимали искусство прагматично. Две функции искусства имели большую значимость в культуре античности: эстетическая и воспитательная. «Для древнего грека все, что красиво - правильно, эстетические категории становятся этическими - чтобы человека воспитать правильно, его надо воспитать художественно. Поэтому искусство сводится в основном к воспитательной функции, являясь самодостаточным.» Отношение к искусству как к средству для достижения педагогической цели было единым.

Таким образом, направленность образования в античности отличает стремление воспитать человека в целом (а не подготовить «узкого специалиста»), развивая те качества личности, которые способствуют преобразованию самой личности. Греки открыли неограниченные воспитательные возможности искусства, в первую очередь музыки, создали такую систему школьного образования, в которой гармонично сосуществовали предметы, формирующие ум, развивающие тело, наполняющие душу.

Культура феодализма, как новый этап исторического развития культуры, отличается от предшествующих ей культур стабильной и жесткой инвариантной структурой. Это первая культура в истории человечества, которая предстает как система субкультур, ибо для феодального общества характерна «строгая расчлененность и иерархичность форм жизни и сознания разных социальных слоев», что порождает соответственные культурные модификации. Но это и первый тип культуры с ярко выраженной духовной доминантой, определяющей в цепом направленность развития и субкультур, и самого человека как творца культуры и творимого ею. Высшей ценностью для средневекового человека была его бессмертная душа. Воспитание духовных лиц, обучавшихся в монастырях и соборных школах, являлось основной задачей средневекового образования. Предметы в школах западной церкви разделялись на религиозные и нерелигиозные. Развитие города в эпоху средневековья, приобретаемая городом самостоятельность и свобода рождала потребность горожан иметь образовательные заведения, отвечающие их положению и требованиям. Вследствие этой потребности и возникли городские школы. Рациональная направленность жизни и деятельности горожанина обуславливает отсутствие искусства как предметов преподавания в этих школах.

Крестьяне «образовывались» в церкви, прежде всего, художественно, ибо их общение с Богом происходило посредством художественного слова, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. Художественное воспитание и образование в средневековье развивалось. В художественном развитии личности в эпоху средневековья четко прослеживаются две линии. Одна из них связана с воздействием искусства на внутренний духовный мир человека, другая - с гедонистическим восприятием искусства.

Начиная с Возрождения все явственнее проявляется тенденция, наметившаяся уже в античности - видеть идеал личности в образовании ума. В высказываниях итальянских гуманистов о содержании образования, способного сформировать тип идеальной личности, искусство присутствует в основном как форма «изящного досуга». В культуре Ренессанса главным признаком и проявлением человеческой природы объявляется речь, риторика становится царицей всех наук.

Реформация вызывает к жизни новое явление - народные школы. Закладывается фундамент системы общего образования, ибо народные школы предназначались для всех. Музыка в народных школах была обязательным предметом. Новая тенденция культуры - стремление учить всех.

Гармоничное развитие личности, как претворение образа человека эпохи Возрождения в педагогической практике ХVII столетия, было главной целью. Тем самым «прозревали» и весь дальнейший путь педагогики. Выделение педагогики в самостоятельную форму человеческой деятельности не изменило положения в философии и, отделившейся от нее, эстетике. По-прежнему основные идеи художественного и эстетического воспитания разрабатывались философами и эстетиками... В XVIII веке одной из задач художественного воспитания становится формирование тонкого изысканного вкуса.

Надо сказать, что в XVIII-XIX столетиях человечество в целом находилось под обаянием открытий, совершаемых в естественных науках и необходимость «образовывать» человека посредством изучения точных наук ни у кого не вызывало сомнения. Исследователи пришли к выводу о том, что посредством художественной и эстетической деятельности человек обретет целостность.

Во второй половине XIX столетия системе российского образования удалось сохранять хрупкое равновесие между реальным образованием (в реальных коммерческих училищах) и классическим (в гимназиях). Реальные и коммерческие училища были призваны обеспечить нужды развивающейся промышленности, в гимназиях же формировался слой русской интеллигенции.

Необходимо подчеркнуть, что стремление ввести художественно-эстетическое воспитание в образование как обязательный компонент учебного процесса, отличало не только «низы», но и «верхи»: «Воспитанники средней школы выходят в жизнь без развитого художественного вкуса, без умения наблюдать окружающие их красоты природы и наслаждаться ими, без знания величайших произведений человеческого гения в области искусств, знакомство с которыми отличает человека образованного от необразованного».

В 20-е годы XX столетия в России была предпринята еще одна попытка коренного переустройства школы, введения в ее систему общего художественного воспитания и образования. Единой трудовой политехнической общеобразовательной школы России одна треть учебного времени отводилась посильному производственному труду, одна треть - изучению основ науки и одна треть - предметам художественного цикла.

Изменение культурной ситуации в конце XX столетия обусловило возрождение интереса к проблеме формирования личности в педагогике Западной Европы и США. Немецкие педагоги, опираясь на новые теоретические выводы естественных наук, разработали проект «целостной школы». В центре педагогики целостной школы стоит человек, в котором заложен высший параметр порядка - творческий потенциал. Развитие творческого потенциала учащихся в целостной школе понимается как универсальный подход педагогической науки к решению всех учебно-воспитательных задач. Это обусловливает место и роль «музыки» и «эстетического воспитания» как обязательных предметов в системе общего образования.

В 80-90-е годы активно рассматривается необходимость введения эстетического образования и воспитания во все уровни школьного обучения в США. Проводимые исследования позволяют делать выводы об особой роли искусства в развитии детского мышления, расширения его культурного кругозора, повышения общей успеваемости. Универсальные возможности музыки - фактора духовного единения людей - обуславливают и специфику музыкального воспитания, как диалогового процесса.

Традиционные особенности японской культуры, в частности, иероглифическая письменность, способствуют формированию и принципов художественного мышления, и принципов художественного выражения. Художественное воспитание и образование в Японии осуществляется планомерно и целенаправленно, начиная с детского сада. Японцы всем строем своего жизненного уклада показывают, что при правильном понимании научно-технический прогресс не столь уж неизбежно враждебен человеку и что возможно противостоять его тенденции отдалить человека от самого себя и от природы.

Таким образом, в конце XX столетия осознается особая функция искусства в формировании и развитии личности, что, в свою очередь определяет место и роль общего художественного образования в современной школе.


2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРЕ

ПАРАГРАФ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕДУЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и проблема детства становится кардинальной в психологии. Так или иначе, к ней обращаются все выдающиеся психологи, основной целью которых становится нахождение закономерностей детского развития. Первые концепции детского развития возникли под большим влиянием теории Дарвина, в которой впервые была четко сформулирована идея о том, «что развитие, генезис подчиняется определенному закону». Что определяет детское развитие? Среда? Генетика? Активность субъекта? Время, когда осуществляется воздействие среды? Тип культуры? Разные концепции по-разному отвечают на эти вопросы, но ни в одной из них не прослеживается влияние искусства на процесс формирования личности, не ставится вопрос о месте художественной деятельности в периодах онтогенеза.

Детское развитие рассматривается психологами в разных системах отношений: «ребенок - предмет», «ребенок - взрослый», «ребенок - общество». Эволюция учений шла по линии все более глубокого осмысления роли общества в развитии ребенка. Особое место среди психологов, занимавшихся проблемой детского развития принадлежит Зигмунду Фрейду.

Его работы изменили облик психологии в XX столетии, оказали воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию.

Детское развитие Фрейд рассматривает в системе «ребенок - взрослый». Он показывает, что для формирования и становления личности главное значение имеют не предметы, окружающие ребенка, а другой человек, прежде всего - мать. Взаимоотношения с матерью во многом определяют развитие человеческого характера. «Мужчина, который был неоспоримым любимцем своей матери, на всю жизнь получает победное чувство, уверенность в успехе, а это нередко ведет к реальным успехам», - писал Фрейд.

В модели личности, построенной австрийским психологом, все три ее компонента: «Оно», «Я», «Сверх-Я» взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но в очеловечивании человека «Я» и «Сверх-Я» имеют основополагающее значение: «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, «Сверх-Я» - носитель моральных норм, критик и цензор. Образование основных инстанций человеческой личности совершается под прямым влиянием Значимых Других: «Я», по мнению Фрейда, в большей степени матери, «Сверх-Я» - отца.

В теории Фрейда «Сверх-Я» соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В процессе взросления ребенка роль отца переходит к учителям, другим авторитетным людям, их заповеди и запреты сохраняют свою силу в «Я-идеале», осуществляя в качестве совести моральную цензуру, И социальные чувства индивида формируются на основе общего для всех «Я-идеала».

Фрейд утверждал, что область бессознательного не только низкие страсти, «…даже тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая обычно требует напряженного размышления, может быть совершена совершенно бессознательно», и самокритика, и совесть «бесспорно высокоценные душевные проявления, оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки».

Выявив коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, Фрейд обошел молчанием вопрос о значении искусства в формировании личности. При этом нельзя сказать, что ученый игнорировал искусство. Напротив, он оставил удивительно тонкие наблюдения о сути художественного творчества, о родстве профессиональной художественной деятельности и детских игр: «...каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир, или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок»; о закреплении этого родства в немецком языке, в котором и детская игра и «произведения писателя ...способные быть представленными зрелищем, комедией, трагедией, - а лиц, которые их изображают, - актерами». Фрейд осознавал возможности искусства в раскрытии самых сокровенных тайн человеческой души, ее движений и порывов.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.