![]() |
|
|
Контрольная работа: Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспектыВ восприятии научного текста интеллектуальная сторона настолько заслоняет перцептивную, что ею можно пренебречь. В художественном же восприятии индивидуальные особенности перцепции влияют на результаты интеллектуального постижения. Восприятие формируется в результате практики и опыта: мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Об этом, например, свидетельствуют данные о поведении мальчика, найденного охотниками в 1799 году в лесах Аверона на юге Франции, который жил там один и идеально адаптировался к образу жизни животных. Его восприятие окружающей действительности было своеобразным: «При малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции». Таким образом, мальчик слышал то, чему был обучен и не воспринимал незнакомые ему звуки. Аналогичны данные и по зрительному восприятию. Так, восприятие слепорожденных в первые дни после удаления катаракты лишено всякого смысла, «а знакомые предметы они узнавали только на ощупь». Более того, окончательное суждение о предмете они выносили не по всей совокупности признаков. Но если восприятие окружающей действительности связано с созданием ее образов в сознании воспринимающего субъекта, то в восприятии художественного произведения возникает свой художественный образ, имеющий сложные детерминанты, как со стороны художника, так и со стороны реципиента. Понятие «художественный образ» выявляет особый тип образности и признается наиболее точным определением структуры искусства. В содержании художественного образа синкретически сплавлены познание, ценностное осмысление, проектирование и интенция. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в произведении искусства, воспринимается при активной работе воображения читателя-зрителя-слушателя. Художественные языки имеют целый ряд специфических особенностей: знаки художественных языков не столько значения, сколько выразительно-смысловые возможности, обладающие известной направленностью. В каждом художественном произведении знак художественного языка выявлен в своей уникальности. Особенности знаков художественного языка обусловливают и отсутствие словарей искусства, а путь овладения их выразительно-смысловыми возможностями ассоциативен. Процесс постижения смыслов художественного произведения детерминирован широтой и многообразием ассоциативных связей психики воспринимающего субъекта. Несформированность механизма художественных ассоциаций в психике воспринимающего искусство не позволяет ему адекватно декодировать художественную информацию. В лучшем случае воспринимается верхний пласт произведения, в худшем - происходит искажение информации, посланной художником читателю-зрителю-слушателю. Она не оказывает глубокого воздействия на личность, не расширяет границы ее жизненного опыта. Ярким примером такого искажения замысла автора является, часто встречаемое в школьной практике, восприятие так называемой «Лунной сонаты» Бетховена, ее первой части. Само название, принадлежащее, кстати, не композитору, а поэту Рельштабу, создает неверную слушательскую установку. Оно предполагает воплощение некоей мечтательности, светлой грусти, печали. Именно так большинство слушателей и воспринимает музыку. Они слышат только покачивающееся баркарольное звучание триольного сопровождения. А ритмоформула, воплощающая образ траурного марша и остинатно выдержанная на протяжении почти всей первой части сонаты: хорал, ассоциируемый в миноре с образами глубокой скорби: нисходящая интонация мерными «растянутыми» длительностями, заставляющая вспомнить о пассакалии и чаконе - жанрах, воплощающих образы страдания. Всё это остается недоступным такому слушателю. Еще один важный фактор: особая апперцепция художественного восприятия - определяет способность реципиента к декодированию художественной информации. Наряду с художественными необходим и определенный минимум запасов жизненных ассоциаций, накапливаемых в процессе разных форм человеческой деятельности и, прежде всего, в общении. Немаловажное значение в процессе восприятия произведения искусства имеет художественно-психологическая установка. Собственно именно установка подготавливает и направляет восприятие искусства. И последнее. Восприятие искусства - это всегда общение, в процессе которого личность открывает в себе новые грани, творчески преобразовывается. Таким образом, если в эстетическом формировании личности доминирует воспитание, то в художественном - происходит сопряжение воспитания, научения, образования. Способность к эстетическому восприятию действительности предзадана человеку, т. е. способность эта существует как возможность, но ее реализация осуществляется в процессе воспитания и самовоспитания личности. Базисная роль в системе эстетического отношения к действительности принадлежит эстезису. Эстезис - психический комплекс, обеспечивающий восприятие, познание и оценивание реалий действительности». Индивидуальные эстетические образы детерминированы сензитивной одаренностью перципиента, уровнем его духовной культуры, работой его воображения, развитостью механизмов ассоциативного мышления. Культивирование эстетиза происходит, прежде всего, в процессе художественного воспитания и образования. Для восприятия временных искусств необходимо «поставить» слух, голос; пространственных - глаз, руку, моторику; пространственно-временных - тело, мимику. В процессе овладения индивидом художественным опытом человечества происходит «тренировка» и развитие всех его каналов восприятия образов мира. Таким образом, художественная деятельность ребенка развивает его способности к эстетическому восприятию действительности, но создание системы художественного воспитания и образования обусловлено уровнем и качеством эстегической среды школы. ПАРАГРАФ 3. МЕСТО И РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в едином синкретическом комплексе. Но во взаимообусловленном единстве основных культурных «технологий» в первобытном обществе, несомненно, доминировали воспитание и научение. Известно, что на этом историческом этапе художественное начало «было разлито по всему пространству культуры», и, поэтому естественна «вплетенность» художественной деятельности в повседневную жизнь ребенка. Необходимо отметить, что в первобытном обществе ребенок не готовился к жизни, а жил, и воспитание являлось неотъемлемой частью его жизни, а не рассматривалось как подготовка к будущему. Вхождение в мир культуры своего рода-племени во многом осуществлялось посредством художественных действий; воспитания, осуществляемого не в процессе повседневной жизнедеятельности, а в рамках специальных общественных институтов. Детство в первобытном обществе было коротким: в 9-11 лег детей начинали готовить к церемонии посвящения в полноправные члены общества. Отметим, что первобытная «педагогика» не была бесполой, и мальчики проходили свою обязательную специальную подготовку в созданных для этой цели «учебных» лагерях, а девочки – свою. Как в процессе онтогенеза имеющиеся психические механизмы не отменяются вновь возникающими психическими новообразованиями, а диалектически включаются в них, так и в культурогенезе найденные технологии культурации индивида не исчезают бесследно на последующих этапах развития. Формы художественного воспитания, зародившиеся в недрах первобытного общества, сохранялись и дополнялись, входя в арсенал народной педагогики, в которой осознание значимости детства намного опередило научное понимание этой проблемы. И не случайно впоследствии не только обряд инициации, но каждое значительное событие в ходе роста ребенка (первый зуб, первый шаг и т.д.) в народной культуре оформляется художественно. В движении от первобытности к следующему этапу культурного развития человечество «испытывало» разные варианты перехода. В зависимости от того, какая форма практической деятельности человека становилась «базовой» и определялся тип культуры и тип хозяйства. По-разному в каждом из типов культуры проходила и культурация человека. В культуре кочевников-скотоводов человек должен был, прежде всего, приспособиться к окружающей его среде, познавать мир природы, изучать и приручать животных. Творческий потенциал его был направлен на адаптирование к среде, на завоевание все новых пространств. В земледельческой культуре человек осваивал окружающий его природный мир. Его энергия была направлена на то, чтобы «заставить» природу эффективно служить ему (человеку). В культуре же ремесла человек, уповая, прежде всего, на себя, обретал подлинную свободу творчества и самовыражения. Самым эффективным изобретением той эпохи, по мнению Л. Мэмфорда, было «изобретение мощной социальной организации – социальной пирамиды, имевшей иерархическую структуру». Формирование крупных государственных образований, появление письменности, потребность в специалистах «узкого профиля». Так в III тысячелетии до н. э. возникают первые специальные образовательные учреждения - школы. Образование в древних школах Ближнего Востока носило узкоспециализированный характер, детерминированный четкой иерархической структурой древневосточного общества. Древнеегипетская педагогика рассматривала ребенка как незавершенного взрослого, и вопрос о целостном развитии учащихся в школах даже не ставился. «Гимнастика и музыка были исключены из всеобщего образования ибо изнеживает характер мужчины». Аналогично складывалась ситуация и в системе школьного образования Древнего Китая и Древней Индии: искусство не входило в круг предметов, изучаемых в школе. В Китае школа «производила» профессионально подготовленных и, главное, унифицированно мысливших администраторов. Шесть искусств, введенных как обязательные в школу со времен Конфуция, представляли собой церемониал, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, чтение и математику, т.е. кроме музыки и чтения не были видами художественной деятельности. Если в Древнем Египте социальные роли индивида определялись не только происхождением, но и соответствующим образованием, то в Древней Индии «дорога жизни» для каждого индивида была определена раз и навсегда до деталей в момент его рождения. Школа в древневосточных цивилизациях в большей степени выполняла функцию социализации личности. Системообразующим фактором материальной культуры древних греков было ремесло. Обретение в процессе практической деятельности свободы действования, осознание могущества творческой силы человека обусловило появление проблемы воспитания человека, отрефлектированной античными философами. При этом эстетизм древнего грека проявляется и выявляется не только в эстетизированных формах поведения (ритуале, как в Древнем Китае), сколько в его художественной деятельности. Художественное начало проникало во все сферы деятельности грека. Даже философия - казалось бы, самое абстрактное человеческое знание - выражает свои истины непосредственно художественными образами и поэтическим языком. Несомненно, древние греки хорошо понимали значение эмоций в воспитании человека. Отсюда доминирование в системе образования предметов, непосредственно воздействующих на формирование и развитие эмоционального отношения к миру - предметов художественного цикла (по современной классификации). Так как музыка а глазах греков сливалась с высшей моральной культурой, они придавали большое значение ее преподаванию. Таким образом, общая направленность античного образования на «высвобождение естественных возможностей человека» обусловила его художественную доминанту. В процессе исторического развития античной школы происходит смещение центра преподавания от мусических искусств к риторике. Распад полисной системы приводит к вычленению художественного начала из всенародной жизни, искусство начинает восприниматься как досуг, который «безвреден», «приятен» и «благороден». Ведущими искусствами в художественном образовании грека, в период архаики и, отчасти, классики были мусические искусства (музыка, танец, слово), способствующие выявлению сверхличного, коллективного ритма жизни, ибо основная ценность культуры на ранней стадии ее развития - недифференцированная целостность и общность. При этом необходимо отметить, что ведущие искусства художественной культуры античности (пластические) вовсе не являются таковыми в сфере воспитания и образования. Более того, они занимали весьма скромное место в школах Древней Греции, обучение ваянию, живописи в основном было специализированным, подготавливающим к будущей профессии. Древние греки воспринимали искусство прагматично. Две функции искусства имели большую значимость в культуре античности: эстетическая и воспитательная. «Для древнего грека все, что красиво - правильно, эстетические категории становятся этическими - чтобы человека воспитать правильно, его надо воспитать художественно. Поэтому искусство сводится в основном к воспитательной функции, являясь самодостаточным.» Отношение к искусству как к средству для достижения педагогической цели было единым. Таким образом, направленность образования в античности отличает стремление воспитать человека в целом (а не подготовить «узкого специалиста»), развивая те качества личности, которые способствуют преобразованию самой личности. Греки открыли неограниченные воспитательные возможности искусства, в первую очередь музыки, создали такую систему школьного образования, в которой гармонично сосуществовали предметы, формирующие ум, развивающие тело, наполняющие душу. Культура феодализма, как новый этап исторического развития культуры, отличается от предшествующих ей культур стабильной и жесткой инвариантной структурой. Это первая культура в истории человечества, которая предстает как система субкультур, ибо для феодального общества характерна «строгая расчлененность и иерархичность форм жизни и сознания разных социальных слоев», что порождает соответственные культурные модификации. Но это и первый тип культуры с ярко выраженной духовной доминантой, определяющей в цепом направленность развития и субкультур, и самого человека как творца культуры и творимого ею. Высшей ценностью для средневекового человека была его бессмертная душа. Воспитание духовных лиц, обучавшихся в монастырях и соборных школах, являлось основной задачей средневекового образования. Предметы в школах западной церкви разделялись на религиозные и нерелигиозные. Развитие города в эпоху средневековья, приобретаемая городом самостоятельность и свобода рождала потребность горожан иметь образовательные заведения, отвечающие их положению и требованиям. Вследствие этой потребности и возникли городские школы. Рациональная направленность жизни и деятельности горожанина обуславливает отсутствие искусства как предметов преподавания в этих школах. Крестьяне «образовывались» в церкви, прежде всего, художественно, ибо их общение с Богом происходило посредством художественного слова, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. Художественное воспитание и образование в средневековье развивалось. В художественном развитии личности в эпоху средневековья четко прослеживаются две линии. Одна из них связана с воздействием искусства на внутренний духовный мир человека, другая - с гедонистическим восприятием искусства. Начиная с Возрождения все явственнее проявляется тенденция, наметившаяся уже в античности - видеть идеал личности в образовании ума. В высказываниях итальянских гуманистов о содержании образования, способного сформировать тип идеальной личности, искусство присутствует в основном как форма «изящного досуга». В культуре Ренессанса главным признаком и проявлением человеческой природы объявляется речь, риторика становится царицей всех наук. Реформация вызывает к жизни новое явление - народные школы. Закладывается фундамент системы общего образования, ибо народные школы предназначались для всех. Музыка в народных школах была обязательным предметом. Новая тенденция культуры - стремление учить всех. Гармоничное развитие личности, как претворение образа человека эпохи Возрождения в педагогической практике ХVII столетия, было главной целью. Тем самым «прозревали» и весь дальнейший путь педагогики. Выделение педагогики в самостоятельную форму человеческой деятельности не изменило положения в философии и, отделившейся от нее, эстетике. По-прежнему основные идеи художественного и эстетического воспитания разрабатывались философами и эстетиками... В XVIII веке одной из задач художественного воспитания становится формирование тонкого изысканного вкуса. Надо сказать, что в XVIII-XIX столетиях человечество в целом находилось под обаянием открытий, совершаемых в естественных науках и необходимость «образовывать» человека посредством изучения точных наук ни у кого не вызывало сомнения. Исследователи пришли к выводу о том, что посредством художественной и эстетической деятельности человек обретет целостность. Во второй половине XIX столетия системе российского образования удалось сохранять хрупкое равновесие между реальным образованием (в реальных коммерческих училищах) и классическим (в гимназиях). Реальные и коммерческие училища были призваны обеспечить нужды развивающейся промышленности, в гимназиях же формировался слой русской интеллигенции. Необходимо подчеркнуть, что стремление ввести художественно-эстетическое воспитание в образование как обязательный компонент учебного процесса, отличало не только «низы», но и «верхи»: «Воспитанники средней школы выходят в жизнь без развитого художественного вкуса, без умения наблюдать окружающие их красоты природы и наслаждаться ими, без знания величайших произведений человеческого гения в области искусств, знакомство с которыми отличает человека образованного от необразованного». В 20-е годы XX столетия в России была предпринята еще одна попытка коренного переустройства школы, введения в ее систему общего художественного воспитания и образования. Единой трудовой политехнической общеобразовательной школы России одна треть учебного времени отводилась посильному производственному труду, одна треть - изучению основ науки и одна треть - предметам художественного цикла. Изменение культурной ситуации в конце XX столетия обусловило возрождение интереса к проблеме формирования личности в педагогике Западной Европы и США. Немецкие педагоги, опираясь на новые теоретические выводы естественных наук, разработали проект «целостной школы». В центре педагогики целостной школы стоит человек, в котором заложен высший параметр порядка - творческий потенциал. Развитие творческого потенциала учащихся в целостной школе понимается как универсальный подход педагогической науки к решению всех учебно-воспитательных задач. Это обусловливает место и роль «музыки» и «эстетического воспитания» как обязательных предметов в системе общего образования. В 80-90-е годы активно рассматривается необходимость введения эстетического образования и воспитания во все уровни школьного обучения в США. Проводимые исследования позволяют делать выводы об особой роли искусства в развитии детского мышления, расширения его культурного кругозора, повышения общей успеваемости. Универсальные возможности музыки - фактора духовного единения людей - обуславливают и специфику музыкального воспитания, как диалогового процесса. Традиционные особенности японской культуры, в частности, иероглифическая письменность, способствуют формированию и принципов художественного мышления, и принципов художественного выражения. Художественное воспитание и образование в Японии осуществляется планомерно и целенаправленно, начиная с детского сада. Японцы всем строем своего жизненного уклада показывают, что при правильном понимании научно-технический прогресс не столь уж неизбежно враждебен человеку и что возможно противостоять его тенденции отдалить человека от самого себя и от природы. Таким образом, в конце XX столетия осознается особая функция искусства в формировании и развитии личности, что, в свою очередь определяет место и роль общего художественного образования в современной школе. 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРЕ ПАРАГРАФ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕДУЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и проблема детства становится кардинальной в психологии. Так или иначе, к ней обращаются все выдающиеся психологи, основной целью которых становится нахождение закономерностей детского развития. Первые концепции детского развития возникли под большим влиянием теории Дарвина, в которой впервые была четко сформулирована идея о том, «что развитие, генезис подчиняется определенному закону». Что определяет детское развитие? Среда? Генетика? Активность субъекта? Время, когда осуществляется воздействие среды? Тип культуры? Разные концепции по-разному отвечают на эти вопросы, но ни в одной из них не прослеживается влияние искусства на процесс формирования личности, не ставится вопрос о месте художественной деятельности в периодах онтогенеза. Детское развитие рассматривается психологами в разных системах отношений: «ребенок - предмет», «ребенок - взрослый», «ребенок - общество». Эволюция учений шла по линии все более глубокого осмысления роли общества в развитии ребенка. Особое место среди психологов, занимавшихся проблемой детского развития принадлежит Зигмунду Фрейду. Его работы изменили облик психологии в XX столетии, оказали воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию. Детское развитие Фрейд рассматривает в системе «ребенок - взрослый». Он показывает, что для формирования и становления личности главное значение имеют не предметы, окружающие ребенка, а другой человек, прежде всего - мать. Взаимоотношения с матерью во многом определяют развитие человеческого характера. «Мужчина, который был неоспоримым любимцем своей матери, на всю жизнь получает победное чувство, уверенность в успехе, а это нередко ведет к реальным успехам», - писал Фрейд. В модели личности, построенной австрийским психологом, все три ее компонента: «Оно», «Я», «Сверх-Я» взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но в очеловечивании человека «Я» и «Сверх-Я» имеют основополагающее значение: «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, «Сверх-Я» - носитель моральных норм, критик и цензор. Образование основных инстанций человеческой личности совершается под прямым влиянием Значимых Других: «Я», по мнению Фрейда, в большей степени матери, «Сверх-Я» - отца. В теории Фрейда «Сверх-Я» соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В процессе взросления ребенка роль отца переходит к учителям, другим авторитетным людям, их заповеди и запреты сохраняют свою силу в «Я-идеале», осуществляя в качестве совести моральную цензуру, И социальные чувства индивида формируются на основе общего для всех «Я-идеала». Фрейд утверждал, что область бессознательного не только низкие страсти, «…даже тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая обычно требует напряженного размышления, может быть совершена совершенно бессознательно», и самокритика, и совесть «бесспорно высокоценные душевные проявления, оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки». Выявив коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, Фрейд обошел молчанием вопрос о значении искусства в формировании личности. При этом нельзя сказать, что ученый игнорировал искусство. Напротив, он оставил удивительно тонкие наблюдения о сути художественного творчества, о родстве профессиональной художественной деятельности и детских игр: «...каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир, или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок»; о закреплении этого родства в немецком языке, в котором и детская игра и «произведения писателя ...способные быть представленными зрелищем, комедией, трагедией, - а лиц, которые их изображают, - актерами». Фрейд осознавал возможности искусства в раскрытии самых сокровенных тайн человеческой души, ее движений и порывов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |