на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Валютные операции в Российской Федерации


1) гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц;

2) гарантии от изменения законодательства;

3) гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

4) гарантии перевода платежей в связи с иностранными инве­стициями;

5) гарантии использования платежей в валюте РФ на ее тер­ритории.

Главное в проблеме инвестиций - их эффектив­ность, создание условий для интенсификации вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные производства, дающие быст­рую отдачу, позволяющие максимально увеличить доходы пред­приятий, населения и бюджета; предотвращать те капитальные и иные затраты, которые ведут лишь к растранжированию ресурсов и усилению инфляции.

Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чре­вато серьезными угрозами. Без значительного притока высокоэф­фективных инвестиций не удастся решить задачи устойчивой мак­роэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяй­ства и возобновления экономического роста.

Потребность российской экономики в инвестициях для струк­турной перестройки на ближайшие 15 лет составляет, по оценке Е.Ясина, 800-900 млрд. долл. Внутренние возможности страны при максимальном использовании всех резервов - 400-600 млрд. долл. Чтобы безнадежно не отстать в развитии экономики и не за­тянуть на десятилетия "переходный период", необходимо за это время привлечь 300-400 млрд. долл. иностранных инвестиций.1

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику любой  страны, в том числе и России, должна бази­роваться, прежде всего, на изучении интересов по­тенциальных зарубежных инвесторов и возможностей их удовле­творения без ущерба для национальной экономики.

Одним из главных мотивов зарубежных инвесторов является стремление получить максимальную прибыль и благоприятные ус­ловия для ее последующей реализации. Этот мотив вполне сочета­ется с интересами российской стороны, поскольку получаемая от реализации инвестиционных проектов прибыль распределяется между сторонами-партнерами.

Следующий движущий мотив иностранного инвестора состоит в его стремлении завоевать обширный рынок России, отличаю­щийся потенциальной емкостью, как с точки зрения инфраструкту­ры, так и производства потребительских товаров. Необходимость технического обновления производства и инфраструктуры страны, сравнительно низкая доля конкурентоспособных товаров и услуг открывают перед иностранными инвесторами немалые перспекти­вы на российском рынке. В реализации подобного интереса заин­тересована и российская сторона, ибо потенциально обеспечивает­ся приток дополнительных инвестиций и решение назревших про­блем. Объем продаж и уровень прибыльности здесь может быть значительно выше, чем в развитых и так называемых "зрелых" раз­вивающихся странах. Однако сочетание этого интереса может быть обеспечено определенными методами государства, регламенти­рующими направления и совокупность приоритетов в приложении иностранных инвестиций. Если речь идет, например, о создании производства (в том числе и совместного) и распространении вы­пускаемой продукции в соответствии с потребностями внутреннего рынка России, то такое завоевание вполне удовлетворяет интере­сам обеих сторон. В случае же, когда через зарубежного инвестора как через посредника внутренний рынок России заполняется това­рами, которые выпускаются местными производителями и кото­рые, по сути, отвоевывают у них рынок, то такое положение долж­но пресекаться соответствующей политикой государства. Разумная протекционистская защита внутреннего производства с помощью тарифных и нетарифных мер способна, на наш взгляд, стимулиро­вать импорт капитала, а не товаров.

И, наконец, еще одним важным мотивом иностранного инве­стора является возможность доступа к природным ресурсам стра­ны. В эффективной добыче и переработке сырья, включая решение экологических проблем и применение высоких технологий, обеспе­чивающих максимальную отдачу от эксплуатации месторождений, весьма заинтересована и российская сторона. Однако реализация этого интереса требует значительных инвестиций. Следовательно, для сочетания интересов сторон необходима соответствующая це­ленаправленная политика государства, которая бы способствовала разработке природных ресурсов страны для внутренних потребно­стей производства и населения, а не для превращения России в "сырьевой придаток".

Иностранные инвесторы, движимые своими интересами и по достоинству оценивая имеющиеся предпосылки эффективного при­ложения капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности. Совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала и представляет инве­стиционный климат страны реципиента.

Состояние инвестиционного климата (благоприятный, небла­гоприятный, рискованный) и степень привлекательности страны-реципиента определяются уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой и действующим законо­дательством в отношении иностранных инвестиций; отношением к иностранной собственности и зарубежным инвестициям; условиям перевода капитала, прибылей и движения кредитных ресурсов; ог­раничениями и льготами для иностранных инвестиций; устойчиво­стью национальной денежной единицы и уровнем развития мест­ного рынка капиталов, протекционистской защиты и социально-культурным взаимодействием.

Анализу состояния инвестиционного климата в России посвя­щено достаточно много исследований специалистов. Все они оце­нивают инвестиционный климат в России как неблагоприятный.

Иностранные инвесторы, высоко оценивая потенциальные предпосылки эффективного приложения своего капитала в России (огромные природные богатства, дешевые ресурсы производства, большой производственный и интеллектуальный потенциал, по­зволяющий в сочетании с богатыми природными ресурсами раз вернуть производство таких видов продукции, которые пользуются спросом на внутреннем и конкурентоспособны на мировом рын­ках), весьма осторожно относятся к его вложению в экономику нашей страны. Они считают, что в сравнении с другими стра­нами-импортерами капитала инвестиционный климат России является весьма рискованным. Для такого заключения у них есть основания, поскольку большинство западных исследований утверждает, что комплексная оценка риска вложений капитала в российскую экономику заметно выше, чем, например, в Запад­ной Европе. Так, например, международный финансовый жур­нал "Euromoney" периодически публикует экспертную оценку показателя риска зарубежного инвестирования, оцениваемого по 100-балльной шкале. Чем выше этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот. По данным этого журнала, по состоя­нию на 1993 г. показатель степени риска вложений в россий­скую экономику составляет 18,13. В Японии, например, данный показатель составляет 99,44; в США - 99,07; во Франции - 96,46; в Эстонии - 23,35.

Главными факторами, обусловившими столь низкую оценку инвестиционного климата в России, являются политическая и экономическая нестабильность, финансовый кризис и высокие темпы инфляции, значительность внешнего долга, нестабильное и противоречивое законодательство, недостаточно развитая инфраструктура вообще и рыночная, в частности, не конверти­руемость рубля, высокий уровень преступности и, наконец, профессиональная неподготовленность управленческого звена к широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству.

Совместные предприятия остаются наиболее распространен­ной формой инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инве­стиционных сделок. Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы вложений - покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

Привлекая иностран­ный капитал в СП, национальный парт­нер стремится:

-    получить доступ к зару­бежной передовой технологии; попол­нить внутренние источники накопления;

-    использовать иностранный опыт управ­ления для повышения эффективности производства;

-    уменьшить неоправдан­ный импорт и сократить расходы в сво­бодно конвертируемой валюте;

-    расши­рить экспорт, в особенности готовой промышленной продукции.

По данным Госкомстата, в 1996 г. в России работало 7,8 тыс. совместных и иностранных предприятий с численнос­тью персонала 220 тыс. человек.1

1997 г. общий объем иностранных инвестиций достиг 10,5 млрд. долл. плюс 10,4 трлн. руб., в том числе прямых — 3,9 млрд. долл. плюс 8,3 трлн. руб. Годовые объемы привлеченных иностран­ных инвестиций, таким образом, незначитель­ны и не соответствуют основным макропоказа­телям российской экономики; минимальными являются также значения иностранных инвес­тиций надушу населения. Так, в 1996 г. общий объем иностранных инвестиций на душу насе­ления составил 44 долл., а прямых — 14,3 (для сравнения: в том же году - соответствующий по­казатель в Польше находился на уровне 140, а в Венгрии — 1300 долл.).2

Наиболее выгодным для иностранных прямых инвестиций является российский топливно-энергетический комплекс, а наибо­лее крупным источником привлечения таких инвестиций - США.

Сейчас в различной стадии проработки находится несколько десятков крупных проектов освоения нефтегазовых месторождений в разных регионах России с участием американских и других ино­странных инвесторов.

Другие не менее привлекательные для иностранного капитала отрасли: электронная, аэрокосмическая, автомобиле и судострое­ние, гостиничный бизнес и сфера банковских услуг.

В последние годы заметно увеличились портфельные инве­стиции в экономику России, на сегодня в России обосновалось бо­лее 20 крупных инвестиционных институтов. Среди них: Европей­ский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (МФК), банк CSFirst Boston, Morgan Grenfell, Фонд Pioneer Investment, инвестиционный банк Brunswick Investment и т.д.

Решающая роль в изменении сложившейся ситуации с инве­стиционным климатом России принадлежит, в частности, государ­ственной политике в отношении иностранных инвестиций.

Инвестиционной политика - совокупность государственных подходов и решений, определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики, мобилизации средств предприятий и создание благоприятно­го режима для иностранных инвесторов с помощью введения нало­говых и других льгот, институциональная определенность в управлении процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций и дебюрократизация деятельности соответствующих оргструктур. Особое значение в этом плане имеет правовое регули­рование инвестиционной деятельности, которое, как правило, предполагает законодательство о собственности, включая положе­ния об иностранных инвестициях; налоговое законодательство, в том числе в отношении иностранных инвесторов; законодательство о труде, социальной защищенности определенных групп населения, антимонопольное законодательство, законодательство об охране природы в связи с производственной деятельностью и др.

Представление о законодательной базе России в области ре­гулирования иностранных инвестиций дает следующий перечень:

Закон РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 4.07.1991 г.;

Закон РФ  "Об инвестиционной деятельности в РФ" от 26.06.1991 г.;

Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 г.:

Указ Президента Российской Федерации от 27. 09.1993 г. " О совершенствовании работы с иностранными инвестициями";

Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами";

Указ Президента РФ от 25.01.1995 г. "О дополнительных ме­рах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли матери­ального производства Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 29.09.1994 г. "Об акти­визации работы по привлечению иностранных инвестиций в эко­номику Российской Федерации";

Любой инвестор постоянно действует, исходя из соотношения между получением размера возможной прибыли и риском. В отли­чие от участников процесса прямой купли-продажи товара инве­стор намеревается вложить свой капитал в расчете на будущий ре­зультат и должен быть в определенной степени уверен в надежно­сти планируемой им операции. В этой связи задача принимающей стороны, если она всерьез и надолго заинтересована в иностран­ных инвестициях, состоит в создании стабильного для деловой ак­тивности и ясного для вкладчика капитала инвестиционного ре­жима. Как считают сами инвесторы, лучше иметь, возможно, и не очень хорошие, но стабильные правила и условия инвестиционной деятельности (отношения собственности, уровень налогообложе­ния, репатриации прибылей и капиталов и пр.), чем более привле­кательные, но подверженные постоянным изменениям. При посто­янно меняющихся "правилах игры" инвесторы не могут уверенно планировать свои действия на перспективу. В таких условиях они либо требуют более высокой прибыли в порядке компенсации за риск, либо воздерживаются от вложения капитала, либо выбирают минимально рискованную стратегию.

Среди названных выше документов есть ряд нормативных актов, при­званных облегчить участь иностранных инвесторов. Так, в соответствии с Указом президента РФ от 25.01.1995 г. 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвести­ций в отрасли материального производства" принято предло­жение Правительства РФ о применении в отношении отдельных групп товаров (за исключением алкогольных напитков и табач­ных изделий) при ввозе их на таможенную территорию РФ ста­вок ввозных таможенных пошлин, уменьшенных в 2 раза. Уста­новлено, что эти ставки могут применяться в отношении ино­странных товаров не более 5 лет при условии, что поставляю­щие их компании являются учредителями предприятий по про­изводству аналогичных товаров на территории РФ с использо­ванием отечественного сырья и труда российских работников и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материаль­ного производства РФ в сумме, эквивалентной не менее 100 млн. долл. США. При этом вклад иностранного участника в ус­тавный фонд такого предприятия должен составлять сумму, эк­вивалентную не менее 10 млн. долл. США.

Что касается регионов – лидеров по привлеченным инвестициям, то данные приведены в таблице.

Пять регионов с наибольшим объемом капитальных вложений за 1993-1997 гг.

Регион Объем в 1993-1997 гг. млрд. неденом. руб. Доля в России, %
Москва 263626,3 14,92
Ханты-Мансийский АО 132931,9 7,52
Ямало-Ненецкий АО 94523,7 5,35
Республика Башкортостан 62127,9 3,52
Московская обл. 57272,3 3,24

Распределение объема иностранных инвестиций в I полугодии 1998г. в региональном аспекте (млн. долларов США).1

Поступило В том числе
Всего в % к итогу прямые портфельные прочие

Всего инвестиций

7698 100 1509,4 32,4 6156,1
из них:

Центральный район

5456 70,9 768 17,1 4670,4
Москва 5054 65,6 550,7 5,2 4497,7

Западно-Сибирский район

494,8 6,4 121,1 2,5 371,2
Тюменская область 96,9 1,3 43,4 0,1 53,4

Северо-западный район

219,9 2,9 112,7 4,8 102,4
Санкт-Петербург 135,8 1,8 87,9 4,8 43,1

Дальневосточный район

328,2 4,3 204,3 - 123,9
Приморский край 35,7 0,5 18,7 - 17
Магаданская область 22,7 0,3 20,7 - 2

Поволжский район

672,1 8,7 93,7 0 578,4
Самарская область 52,5 0,7 45,5 - 7

Характерно сохранение позиций Центральным районом во главе с Москвой, сырьевых регионов, крупных машиностроительных центров, а также регионов, расположенных в приграничных районах.

Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительности регионального распре­деления иностранных инвестиций. Одна из при­чин этой деформированности — слабость ре­гиональной политики привлечения иностран­ных инвестиций, прежде всего в аспектах стра­хования, залога, гарантий безопасности капи­тала и инвесторов, обеспечения последних ин­формацией об инвестиционных проектах По­литика, о которой идет речь, тоже должна быть дифференцированной и направленной в первую очередь на привлечение капиталов в депрессив­ные регионы. Для улучшения региональной структуры иностранных инвестиций желательно создать на территории России (помимо Мос­квы и Санкт-Петербурга) несколько крупных инвестиционных центров, в частности, в Ниж­нем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Ново­сибирске и во Владивостоке.

Но говорить о перспективах дальнейших иностранных инвестиций сложно, т.к. августовский кризис 1998 г. явно показал, что Россия до сих пор подвержена экономической и политической нестабильности.

 Проблема вывоза капитала в РФ на современном этапе.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих сегодня перед экономикой России, является продолжающийся вывоз капитала из страны. В то время как Правительство РФ изыскивает свободные кредитные средства на Западе и ведет переговоры с МВФ о предоставлении стране очередного транша на сумму 4 – 5 млрд. $, из России, по оценке бывшего премьер–министра РФ Примакова Е.М., ежегодно уходит порядка 20-25 млрд. долларов. Общая сумма капитала, вывезенного из России за период реформ, оценивается в сумму равную 200 млрд. $.1

Вывоз капитала преследует следующие цели:

-    попытка сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и экономической нестабильности в стране;

-    «отмывание» денег, полученных в результате преступной деятельности.

Поэтому целесообразно рассмотреть два данных вопроса в отдельности.

3.1 Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и экономической нестабильности в стране.

Говорить о том, что бегство капиталов – проблема только России, неверно. Как свидетельствует мировой опыт, капитал всегда остро реагирует на угрозу политической и экономической нестабильности и именно тогда начинает перекачиваться из страны в страну. Возвращение же его начинается после восстановления национальной экономики, введения конвертируемости национальной валюты и других положительных экономических сдвигов.

Бегство капитала – это анормальный отток капиталов, вызванный страхом инвесторов перед возможной потерей активов. К анормальным мотивам вывоза капитала относятся те мотивы,  которые возникают у экономических агентов в обстановке возрастания страновых рисков (усиление экономической либо политической нестабильности, ухудшение состояния основных макропеременных) и в ожидании неблагоприятных поворотов в экономической политике государства (риски национализации, девальвации, повышения налогов, ужесточения мер валютного контроля, замораживания выплат по внутреннему госдолгу и др.). Можно также сказать, что к убежавшим относятся все те легально и нелегально вывезенные за рубеж инвестиционные ресурсы, доходы по которым не вернулись в страну.

Проблема бегства отечественных капиталов в России остро встала после объявления либерализации внешнеэкономической деятельности в начале 90-х годов. Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и контроля не была сформирована.

Предпринимательский капитал уходит из России в поисках безопасности от непредсказуемых изменений российской политической и экономической конъюнктуры, от давления криминальных структур, а также от жесткого российского таможенного и налогового законодательства, о реформировании которых давно идут жаркие дебаты.

Все основные каналы утечки капиталов известны.

Значительная доля российских денег попадает на Запад после проведения внешнеторговых сделок через подставные фирмы. При импорте товаров заключаются договоры комиссии со специально для того созданными фирмами-однодневками. Туда переводятся значительные валютные средства, фирма заключает контракты на импорт товаров, отправляет контрагенту деньги, а товар не поступает. При этом директор – владелец денег подает иск на то, что товар не поставлен. Налоговые органы ничего не могут поделать, так как у фирмы-однодневки нет никаких активов, а ее директор к этому времени уже уволился. При этом владелец денег остается чист перед законом.

При экспортном варианте используется та же схема с использованием фирмы-однодневки. Она поставляет деньги за рубеж, получает деньги, переводит их на счета в зарубежные банки, а затем ликвидируется. Даже не смотря на запрет иметь счета в иностранных банках, этот запрет игнорируется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.