на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Управление деятельностью профессиональных участников регионального рынка ценных бумаг


В настоящее время многие специалисты в области рынка ценных бумаг не уверены в необходимости существования регистраторской системы в России, по крайней мере, в таком виде, в котором она сложилась сейчас. Регистратор - это организация, с некоторой периодичностью составляющая список владельцев тех или иных именных ценных бумаг. На основании этого списка владельцы осуществляют свои права. Но во многих странах с этой ролью прекрасно справляется центральный депозитарий, получающий сведения от депозитариев регионального масштаба. В этой схеме нет места для независимых регистраторов.

Схема регистраторов возникла во время приватизации, породившее огромное количество «собственников», которых записали к регистраторам. Однако приватизация государственных предприятий происходила на основании аукционов. Списки новых владельцев концентрировались в аукционных центрах. На базе этих центров при поддержке государства можно было создать региональные депозитарии. Если бы это осуществилось, то сейчас мы имели бы сеть региональных депозитариев – основу инфраструктуры фондового рынка.

Совершение сделок с ценными бумагами сопровождаются не только их передачей от одного владельца к другому или переучетом прав собственности на них у реестродержателей или в депозитариях, но и противоположно направленной передачей денег за эти ценные бумаги от их покупателей к продавцу. Если речь идет о разовых или немногочисленных сделках, то расчеты по ним производятся обычным путем, как и при сделках купли-продажи других товаров. Однако на ранке ценных бумаг, организованном в форме биржевой торговли или на основе компьютерных систем торговли, число сделок и участников торговли очень велико, что объективно привело к выделению деятельности по расчетам с ценными бумагами в специфическую сферу с образованием присущих ей специализированных на указанных расчетов организаций – расчетно-клиринговых.

В практике эти организации могут иметь такие названия, как: Расчетная палата, Клиринговая палата, Клиринговый центр и т.п.

В самом общем плане расчетно-клиринговая организация – это специализированная организация банковского типа, которая осуществляет расчетное обслуживание участников организованного рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются:

·      минимальные издержки по расчетному обслуживанию участников рынка;

·      сокращение времени расчета;

·      снижение до минимального уровня всех видов риска, которые имеют место при расчете.

Расчетно-клиринговая организация обычно существует в тех же юридических формах, что и коммерческие банки, но чаще – в форме акционерного общества закрытого типа, и должна иметь лицензию Центрального банка на право обслуживания всех видов расчетных операций на соответствующем рынке ценных бумаг.

Расчетно-клиринговые организации может обслуживать какую-нибудь одну фондовую биржу или сразу несколько фондовых бирж или рынков ценных бумаг. Последний вариант предпочтительнее, так как обычно профессиональные фондовые посредники работают сразу на многих фондовых рынках и для них удобнее и выгоднее, если расчетное обслуживание всех таких рынков ведется в одном месте.

Расчетно-клиринговые организации могут быть не только национальными, но и международными, а в перспективе – всемирными. Это отражает происхождение процесса интернационализации национальных рынков ценных бумаг.

Расчетно-клиринговые организации осуществляют расчетно-клиринговую деятельность, которая, в частности, включает:

·      проведение расчетных операций между членами расчетно-клиринговой организации (а в ряде случаев – и другими участниками фондового рынка);

·      осуществление зачета взаимных требований между участниками расчетов, или осуществление клиринга;

·      сбор, сверку и корректировку информации по сделкам, совершенным на рынках, которые обслуживаются данной организацией;

·      разработку расписания расчетов, т.е. установление строгих сроков, в течение которых денежные средства и соответствующая им информация и документация должны поступать в расчетно-клиринговую организацию;

·      контроль за перемещением ценных бумаг (или других активов, лежащих в основе биржевых сделок) в результате исполнения контрактов;

·      гарантирование исполнения заключенных на бирже контрактов (сделок);

·      бухгалтерское и документальное оформление произведенных расчетов;

·      другую деятельность.

Расчетно-клиринговые организации занимают центральное место в торговли производными ценными бумагами: фьючерскими контрактами и биржевыми опционами. Без них современный рынок ценных бумаг был бы просто невозможен.

Взаимоотношения между расчетно-клиринговой организацией и ее членами, биржами и другими организациями строятся на основе соответствующих договоров.

Членами расчетно-клиринговой организации обычно являются крупные банки и крупные финансовые компании, а также фондовые и фьючерсные биржи.

Расчетно-клиринговые организации не имеют права проводить кредитные и большинство других активных операций (вкладывали деньги в ценные бумаги и т.д.) в отличие от коммерческих банков. Содержание расчетно-клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг рассматривается в главе, посвященной клирингу и расчетам.

Часто расчетно-клиринговые организации не ограничивают круг своей деятельности только расчетным обслуживанием, а одновременно выполняют и услуги депозитарного характера.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг. Организаторы торговли представляют услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок. Они обязаны раскрывать следующую информацию любому заинтересованному лицу:

·     правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

·     правила допуска к торгам ценных бумаг;

·     правила заключения и сверки сделок;

·     правила регистрации сделок;

·     порядок исполнения сделок;

·     правила, ограничивающие манипулирование ценами;

·     расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

·     регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;

·     список ценных бумаг, допущенных к торгам.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

·     дата и время заключения сделки;

·     наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

·     государственный регистрационный номер ценных бумаг;

·     цена одной ценной бумаги;

·     количество ценных бумаг.

Таким образом, организаторы торговли должны содействовать открытости рынка ценных бумаг.

В России стихийно сложилась смешанная полицентрическая модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правилами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и др. финансовые институты. Эта модель отличается от американской, в которой запрещено участие коммерческих банков на фондовом рынке. Отмечают сходство отечественной модели рынка ценных бумаг с германской,  которая предполагает исключительное участие банков на рынке, где осуществляются операции с ценными бумагами.

Важно понимать, что любая модель вытекает из конкретных исторических обстоятельств и условий развития конкретной страны. Таким образом, РФ будет формировать собственную модель рынка ценных бумаг на основе ее национальных интересов и традиций. При этом не исключено использование зарубежного опыта и усиление государственного регулирования.

Переходя ко второй главе дипломной работы, необходимо отметить, что для того, чтобы понять необходимость лицензирования, понять механизм получения, приостановления и аннулирования лицензий, необходимо было ознакомиться видами профессионалов фондового рынка, рассмотреть и понять суть их деятельности на рынке ценных бумаг.


Глава 2. Механизм лицензирования

различных видов профессиональной деятельности

на рынке ценных бумаг.

2.1. Порядок лицензирования деятельности профессиональных участников на фондовом рынке.

В главе 1 было сказано, что порядок и условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в настоящий момент устанавливаются федеральным законом №39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг».

С целью упорядочения положения на  рынке ценных бумаг в России введена система государственного лицензирования, согласно которой все юридические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами и работающие на рынке ценных бумаг, т.е. профессионалы фондового рынка, обязаны получить лицензию ФКЦБ России и уполномоченными ею органами.

Порядок выдачи, аннулирования и приостановления действия лицензий, требования, предъявляемые при лицензировании к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, деятельность лицензирующих органов регулируется «Положением о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации», утвержденным Постановлением ФКЦБ России №26 от 19 сентября 1997 г., «Положением  о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации», утвержденным Постановлением ФКЦБ России №50 от 23 ноября 1998г. и дополнениями к ним.

При рассмотрения механизма лицензирования в первую очередь необходимо раскрыть роль саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - саморегулируемая организация) – это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

        Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными ФКЦБ, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и контролирует их соблюдение.

Саморегулируемая организация утверждается не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выдаваемого Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Для получения разрешения в ФКЦБ представляются:

заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;

правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:

        1) профессиональной квалификации персонала (за исключением технического);

        2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;

        3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;

        4) документации, ведения учета и отчетности;

        5) минимальной величины их собственных средств;

        6) правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;

        7) равных прав на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;

        8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;

        9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов членов организации;

        10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и / или персонала;

        11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;

        12) процедур проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;

        13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и / или персонала и порядка их применения;

        14) требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе организации;

        15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.

Саморегулируемая организация, являющаяся организатором торговли, обязана помимо требований, предусмотренных выше, установить и соблюдать правила:

        заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;

        проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и / или расчетных операций);

        оформления и учета документов, используемых членами организации при заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами;

        разрешения споров, возникающих между членами организации при совершении операций с ценными бумагами и расчетов по ним, включая денежные;

        процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения, о ценах и об объеме сделок с ценными бумагами, совершаемых членами организации;

        оказания услуг лицам, не являющимся членами организации.

В выдаче разрешения может быть отказано, если в представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится соответствующих требований, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:

        возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;

        необоснованная дискриминация членов организации;

        необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;

        ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;

        регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;

        предоставление недостоверной или неполной информации.

Отказ в выдаче разрешения по иным основаниям не допускается.

Отзыв разрешения саморегулируемой организации производится в случае установления ФКЦБ нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных ФКЦБ, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.

Саморегулируемая организация обязана представлять в Федеральную комиссию данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений.

Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления ФКЦБ не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.

Условием функционирования организации служит выполнение ею и ее членами всех федеральных законов. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в Федеральную комиссию отчеты о своей деятельности и другую информацию.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Она вправе получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, контролировать соблюдение ими принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов  профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами, разрабатывать учебные программы и планы подготовки специалистов       рынка ценных бумаг.

В России роль саморегулируемых организаций менялась на разных этапах развития рынка ценных бумаг. На этапе зарождения рынка они занимались профессиональным образованием, обменом опытом работы, лоббированием на разных уровнях власти. Решения их носили рекомендательный характер. Когда саморегулируемые организации получили официальный статус, они стали заниматься зашитой своих членов, клиентов, вопросами этики. Решения их приобрели обязательный характер (отказ от их выполнения означал исключение из организации).

Саморегулируемые организации призваны сделать российский рынок бумаг цивилизованным, укрепить доверие к нему российских  и иностранных инвесторов. Разобраться в сложных условиях рынка ценных бумаг могут только профессионалы. Там, где контроль над рынком ценных бумаг находится только в руках государства, он недостаточно эффективен и почти всегда опаздывает с принятием решений.

В 1992 – 1999гг. в России (в Центральном районе и в других регионах) по инициативе участников рынка ценных бумаг возникли многие виды саморегулируемых организаций. К их числу относятся объединения брокеров при крупных эмитентах, территориальные объединения профессионалов фондово-эмиссионных синдикатов и т.п. Наибольшую роль на рынке ценных бумаг играют крупные всероссийские некоммерческие профессиональные обьединения.

Из них наиболее известны и влиятельны Национальная ассоциация участников фондового рынка (далее – НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (далее – ПАРТАД), филиалы которых есть и в Саратове. Как видно из названия в ПАРТАД входят депозитарии, трансфер-агенты и регистраторы, все остальные профессиональные участники рынка ценных бумаг входят в НАУФОР (брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации и организаторы торговли на рынке ценных бумаг). Однако это касается только нашего регионального фондового рынка, на котором существует только две саморегулируемые организации.

Членство в саморегулируемых организациях профессиональным участникам рынка ценных бумаг обязательно в соответствии с Постановлением ФКЦБ от 3 июня 1998г. №22 «Об усилении роли саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг в Российской федерации и внесении дополнений в Положение о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 19 сентября 1997 г. №26», в котором сказано, что в соответствии  со статьями 42, 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" во исполнение подпункта 4.5.2 Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 года N 408 и пункта 7 раздела III Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1008, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:

          1. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, обязан в срок до 1 января 1999 года стать членом саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, получившей в установленном порядке лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, учредительные документы которой предусматривают членство названных профессиональных участников рынка ценных бумаг. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 22.09.98 N 37) (см. текст в предыдущей редакции)

2. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, обязан в срок до 1 августа 1998 года стать членом саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, получившей в установленном порядке лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, учредительные документы которой предусматривают членство названных профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Не смотря на то, что и ПАРТАД и НАУФОР объединяют профессионалов фондового рынка, сотрудничество между этими двумя саморегулирующими организациями началось лишь летом 1997 года, когда было заключено соглашение о сотрудничестве, направленное на координацию усилий, отстаивание прав и полномочий саморегулируемых организаций перед лицом государственных регуляторов, что не так просто, если учитывать неоднозначное отношение структур власти к самой идее саморегулирования.

В обозримом будущем планируется создание единого третейского  суда для профессиональных участников рынка. Ведь понятно, что регистратору вряд ли имеет смысл обращаться с жапобой на брокера в третейский суд НАУФОР.  Да и брокер в аналогичной ситуации едва ли будет доверять обьективности суда, состоящего сплошь из членов ПАРТАД. Следовательно, необходима некая общая судебная процедура, в объективности которой были бы совершенно уверены обе конфликтующие сторон.  Кстати сказать, в качестве временной меры ПАРТАД уже направила своих представителей в третейский суд НАУФОР. *[*]

Саморегулируемые организации свои предлисания дают на основе соглашения со своими членами, а не на законодательной базе. Санкции их  более строгие и действенные, чем санкцции  государства (в частности, бойкот фирмы-нарушителя, который ведет к ее разорению).

Очевидно, что на российском рынке ценных бумаг саморегулируемые организации приобретают все более важную роль.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг выдаются лицензии трех видов:

·     лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг;

·     лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра;

·     лицензия фондовой биржи.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг предоставляет право осуществлять на рынке ценных бумаг следующие виды деятельности:

·     брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг за исключением операций с физическими лицами;

·     дилерскую деятельность;

·     брокерскую деятельность, включая операции с физическими лицами;

·     деятельность по доверительному управлению ценными бумагами;

·     депозитарная деятельность;

·     клиринговая деятельность на рынке ценных бумаг;

·     деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Лицензия, выданная профессиональному участнику, не может быть передана другому лицу.

Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются ФЦКБ России, что представлено в таблице 1.

Таблица 1.Совмещение различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.