![]() |
|
|
Реферат: Правовое положение коммерческих банков на территории РоссииПо окончании работы ликвидационной комиссии счет закрывается. Банк считается прекратившим свою деятельность с момента завершения работы ликвидационной комиссии, о чем делается соответствующая запись в книге регистрации банков и государственном реестре акционерных обществ на основании заключения ликвидационной комиссии. 10) Письмо ЦБР "О вопросах регулирования деятельности филиалов коммерческих банков, их дочерних банков и представительств" от 18.05.91 Ответственность коммерческих банковСтрогое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками расчетных отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные санкции за нарушение правил совершения расчетных операций. Эти санкции принимаются в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки в случаях нарушения ими указанных правил. Случаи применения штрафов и их размеры определены законодательством. Имущественная ответственность коммерческих банков в расчетных правоотношениях определяется: а) нормативными актами и б) договорами между банком и клиентом. К нормативным актам следует отнести законодательные акты, а также правила, издаваемые Центральным банком России. Эти нормативные акты не могут быть изменены соглашением сторон расчетных правоотношений. Среди них особое место занимает Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1983 года # 991. Содержащиеся в нем нормы, определяющие штрафную ответственность банков, воспроизводятся в правилах о безналичных расчетах, утвержденных Центральным банком России (п.1.6) Согласно этим актам за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка (расчетно-кассового центра) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 процента несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета. Необходимо обратить особое внимание на то, что эта ответственность наступает только с момента поступления платежного документа в обслуживающий банк. За время задержки при пересылке его почтой банк ответственности не несет. Штраф взыскивается в случае, если нарушения произошли по вине банка. Требование об уплате штрафа могут предъявлять лишь владельцы счетов, по расчетам с которыми произошли нарушения. Поэтому, в частности, при предварительной оплате сторона, произведшая такой платеж, не может требовать уплаты штрафа за несвоевременное зачисление средств на счет поставщика. Штраф можно взыскать только с обслуживающего банка, т.к. в соответствии с п. 29 Закона "О банках и банковской деятельности" отношения между предприятием и банком носят договорной характер. При рассмотрении дел о взыскании штрафов за нарушение правил документооборота арбитражный суд исходит из того, что такой штраф подлежит взысканию, если между предприятием и банком имеется договор на расчетное обслуживание. Так, Московский арбитражный суд отказал Т.О.О. "Комюв ЛТД" в иске к Центральному банку России на 542 тыс.руб. (штраф за задержку платежа). Суть дела такова. 2 апреля 1993 года малое предприятие "МКМ" по платежному поручению направило истцу 600 тыс.руб.. Эти средства поступили в расчетно-кассовый центр Центрального банка России 7 апреля, но на счет "Комюв ЛТД" средства поступили только через 88 дней. Истец потребовал от РКЦ уплатить штраф, но в иске было отказано, т.к. между истцом и ответчиком, естественно, не было договора. Арбитражный суд указал, что штраф можно взыскивать только с обслуживающего банка (в данном случае - банка "Аэрофлот"). Поэтому при возникновении таких споров предприятие-истец должно привлекать в качестве ответчика не только РКЦ, но и банк, осуществляющий его кредитно-расчетное обслуживание. В мае 1993 года Центральный банк России внес существенное уточнение в Положение о безналичных расчетах от 9 июля 1992 года, направленное на повышение роли коммерческих банков в защите законных интересов клиентов в расчетных отношениях. Установлено, что претензии , связанные с осуществлением расчетных операций, должны направляться клиентом в обслуживающий его банк. Если в нарушении прав клиента нет вины этого банка, он направляет претензию в обслуживающий его расчетно-кассовый центр Центрального банка России. С 1 июля 1992 года с банков снята ответственность за начисление и взыскание пени в расчетах между клиентами и установлено, что при несвоевременной оплате поставленной продукции покупатель (плательщик) уплачивает пеню в порядке, предусмотренном в договоре между поставщиком (получателем) и покупателем. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 года # 2837-1 с 1 июля 1992 года введена пеня за просрочку платежа в пользу поставщика в размере 0,5 процента в день в случаях, когда размер ее не определен по согласованию между поставщиком и покупателем в договоре на поставку. Этим же актом предусмотрено, что при задержке зачисления на счет клиентов платежа по вине банка с этого банка взимается в пользу поставщика пеня за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0,5 процента в день. Уплатой штрафов, предусмотренных законодательством, не ограничивается имущественная ответственность банков. В договоре между банком и клиентом могут предусматриваться дополнительные штрафные санкции. Кроме того, банки несут ответственность за причиненный клиенту материальный ущерб в размере прямых убытков и упущенной выгоды. К коммерческим банкам, допускающим отдельные недостатки в работе и нарушения правил проведения операций, перечисленные ниже, Главные управления Центрального банка РФ, на которые возложен надзор за их деятельностью, имеют право применить следующие меры: - давать рекомендации руководству банков о возможных путях ликвидации недостатков; - предъявлять требования учредителям банка о принятии мер по устранению нарушений в определенные сроки, включая замену руководителей банка; - направлять в банк своего представителя для выяснения причин имеющихся недостатков и для разработки предложений по их устранению; - вносить на рассмотрение Совета директоров Центрального банка РФ предложения о введении ограничений на проведение банком операций и отзыве лицензии на проведение банковских операций. Центральный банк РФ может отозвать лицензию на введение банковских операций или ввести ограничения на проведение банком операций в следующих случаях: - обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия и осуществлена регистрация банка; - представлении недостоверных или вводящих в заблуждение балансовых данных, статистической отчетности и других сведений, или непредставления требуемых данных; - задержки начала деятельности банка более чем на один год с даты регистрации устава; - осуществлении банком операций, выходящих за пределы предоставленной ему лицензии; - обнаружении других нарушений, предусмотренных статьей 33 Закона РФ "О Центральном банке РФ (Банке России)". Об этом, в частности, может свидетельствовать систематическое несоблюдение коммерческим банком установленных Центральным банком РСФСР экономических нормативов и норм депонирования средств в фонде регулирования кредитных ресурсов банковской системы РФ, нарушение правил ведения бухгалтерского учета или при запущенности бухгалтерского учета; - выявлении нарушений банком требования антимонопольного законодательства РСФСР (например, превышение доли в 35% уставного капитала банка одним из его участников; решение Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур о монопольном положении коммерческого банка в кредитной системе РСФСР); - признании банка неплатежеспособным (банкротом). 11) "Хозяйство и право", #1, 1994г. ГЛАВА 3РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ . Централизованное управление деятельностью коммерческих банков Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных целей. Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регилирования операций отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность коммерческих банков. К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных и качественных параметров деятельности коммерческих банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты: - квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; - введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; - ограничение на открытие филиалов и отделений; - лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; - определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование). К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России. К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком России и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка России в необходимых масштабах и с нужной периодичностью. Эта форма воздействия более гибка и оперативна. В банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии6 уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка России с коммерческими банками: Центральный банк России не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком России,должны являтся: - установление минимальных резервных требований; - определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита); - официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банковДля обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков: - нормативы достаточности капитала коммерческого банка; - нормативы ликвидности баланса коммерческого банка; - минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ; - максимальный размер риска на одного заемщика. При этом Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния. Достаточность капитала коммерческого банка определяется минимально допустимым размером уставного капитала банка и предельным соотношением всего его капитала и суммы активов с учетом оценки риска. Руководствуясь необходимостью обеспечения интересов клиентов коммерческих банков для поддержания стабильности функционирования банковской системы Центральный банк России установил с 1 марта 1994 года минимальный размер уставного фонда вновь регистрируемых банков в сумме 2 миллиардов рублей и ввел поквартальные коэффициенты корректировки минимального размера уставного фонда, рассчитанные на базе среднеквартального соотношения между российским рублем и ЭКЮ (европейской валютной единицей) с тем, чтобы обеспечить уровень минимальной суммы уставного фонда регистрируемых банков в эквиваленте 1 миллион ЭКЮ. Действующие коммерческие банки с уставным фондом не менее 100 миллионов рублей и вновь создаваемые коммерческие банки обязаны принять меры к увеличению своих собственных средств (капитала) к 1 января 1999 года до размера , эквивалентного 5 миллионам ЭКЮ, то есть до минимального размера, позволяющего российским банкам соответствовать международным правилам достаточности капитала. Центральный банк России разрешает создание банков с ограниченным кругом совершаемых операций, имея в виду, что такие банки не могут вести расчетные, текущие счета как физических, так и юридических лиц, привлекать средства физических, юридических (кроме банков) лиц на срок менее 1 года. Минимальный размер уставного фонда для вновь регистрируемых банков с ограниченным кругом совершаемых операций с 1 марта 1994 года устанавливатся в сумме 500 миллионов рублей при ежеквартальной корректировке минимального размера уставного фонда с тем, чтобы эта сумма была эквивалентна 250 тысячам ЭКЮ. До 1 января 2001 года банки с ограниченным кругом совершаемых операций должны увеличить размер собственных средств (каптала) до размера, эквивалентного 1 миллиону ЭКЮ.
12) Лаврушина О.И."Банковское дело", 1992г. Нормативом достаточности капитала банка является соотношение капитала банка и активов с повышенным риском (кредиты банкам, краткосрочные ссуды, факторинговые операции, долгосрочные ссуды, лизинговые операции, бумаги акционерных обществ и предприятий, приобретенные банком, просроченная задолженность). Данный норматив является оценочным и рекомендуется коммерческим банкам для расчета при регулировании их активных операций с точки зрения достаточности капитала. Значение данного норматива рекомендуется поддерживать на уровне не ниже 0,1. Значение этого же норматива применительно к активам свободным от риска (касса, средства на корреспондентском счете) и активам с минимальным риском (ценные бумаги правительства, ссуды правительства, финансированные государственные капитальные вложения) на уровне не ниже 0,15. Для обеспечения необходимого уровня ликвидности коммерческих банков Центральный банк РФ устанавливает следующие нормативы ликвидности их балансов: 1. Соотношение капитала банка и его обязательств. Минимально допустимое значение данного норматива устанавливается на 2001 год: - по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, независимо от способа формирования капитала, - в размере 1:25; - по прочим коммерческим банкам, действующим в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа, - в размере 1:20; - по прочим коммерческим банкам, действующим в виде акционерных обществ открытого типа, - в размере 1:15. Соотношение суммы ликвидных активов банка и суммы обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение данного норматива устанавливается на 2001 год: - по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - в размере 0,2; - по прочим коммерческим банкам - в размере 0,3. При этом гарантии и поручительства, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме, могут выдаваться банком на сумму, не превышающую размер его капитала. Соотношение активов банка сроком погашения свыше года и обязательств банка по депозитным счетам, кредитам, а также долговых обязательств на срок свыше года. Максимально допустимое значение данного норматива устанавливается на 2001 год: - по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков - только применительно к кредитам, выданным после регистрации в качестве самостоятельного банка - в размере 1,5; - по прочим коммерческим банкам - в размере 1,0. Минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ. С целью реализации своих полномочий в области денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством РФ Центральный банк РФ образует резервный фонд кредитной системы республики. Средства фонда формируются путем резервирования части привлеченных банками ресурсов. Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований. При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него доотчисления на сумму недостатка. Доотчисления производятся коммерческим банком платежным поручением, представляемым вместе с расчетом. Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения недовзноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при очередном регулировании. При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка. При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются кредитным договором. В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы недовзноса за каждый календарный день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый последующий день. При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к нему нормативы резервных требований. Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком. В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции. Минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке, устанавливается на 2001 год в размере 2 процентов. При прекращении деятельности коммерческого банка Центральный банк возвращает перечисленные ранее на резервный счет средства на его корреспондентский счет для осуществления расчетов по его обязательствам. Максимальный размер риска на одного заемщика. Максимально допустимое значение данного норматива устанавливается на 2001 год: - по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - в размере 1,0; - по прочим коммерческим банкам, созданным в течение 1990 - 1991 годов, - в размере 0,75; - по прочим коммерческим банкам, созданным в течение 1988 - 1989 годов, - в размере 0,5. При этом размер риска банка на одного заемщика не может превышать 10% суммы активов банка. Контроль за соблюдением коммерческими банками экономических нормативов возлагается на учреждение Центрального банка по месту нахождения коммерческого банка. Такой контроль осуществляется на основании месячных балансов банка, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений нормативов. По результатам рассмотрения месячных балансов и справок в течение 10 дней составляется соответствующее заключение, которое рассматривается руководителем учреждения Центрального банка. В случае нарушения экономических нормативов учреждение Центрального банка дает коммерческому банку предписание об устранении этих нарушений, обязательное для исполнения. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банковКонтроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях. Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах: - межгосударственный контроль; - государственный контроль; - аудиторский контроль; - учредительский контроль (для паевых и акционерных банков). Межгосударственный контроль и надзор осуществляются: а) в рамках различных объединений и группировок самостоятельных государств, практикующих координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики; б) силами международных валютно-финансовых организаций, участие в деятельности и кредитно-финансовое обслуживание в которых предполагает наличие контроля не только за деятельностью конкретного банковского учреждения, но и за развитием экономической ситуации в стране в целом и в кредитной системе в частности. Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются: - внутриведомственный контроль; - межведомственный контроль; - региональный контроль; - вневедомственный контроль. Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами: - Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного контроля и надзора в банковской системе; - Министерством финансов России и его региональными учреждениями. Внутриведомственный контроль направлен на обеспечение стабильности, надежности и законности действий подведомственных организаций - банков и их учреждений. Он осуществляется силами специального подразделения, создаваемого для этих целей - контрольно-ревизионной службы. Согласно действующему законодательству на ведомственный контроль возложены функции по периодическому проведению ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций. Вневедомственный контроль осуществляется силами специально созданных вневедомственных органов (например, контрольных палат, ревизионных комитетов), в том числе включающих специальные подразделения для осуществления проверок и ревизий по заданиям правоохранительных органов. Межведомственный контроль осуществляется путем объединения усилий ряда заинтересованных министерств и ведомств. Органами межведомственного контроля в банковской системе могут выступать: - комитеты по делам банков, в работе которых участвуют представители заинтересованных ведомств; - специально созданный контрольный орган по ряду вопросов подотчетный и Центральному банку России, и Министерству финансов. Органами регионального контроля выступают региональные комиссии по делам банков. Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить: - проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству; - оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов; - проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности контролируемого банка; - контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка; - проверку фискальной и социальной защиты работников банка. В банковском законодательстве фиксируются следующие основные моменты организации государственного банковского контроля: - банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий контролирующий орган; - устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков; - определяются основные нормативные методы регулирования, обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных коэффициентов; - в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих форм не фиксируется. Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка России. Участниками деятельности Комитета выступают представители Центрального банка России; Министерства финансов России; Государственной Думы; Министерства внешних экономических связей России, а также представители 10-15 крупнейших банков России. Возглавляет работу Комитета в большинстве случаев председатель Правления Центрального банка России. Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить: - определение направлений деловой политики коммерческих банков; - планирование функционирования банковской системы в целом; - определение и пересмотр прямых количественных ограничений банковских операций; - решение вопросов организации новых кредитных учреждений и регулирование процессов развития банковской сети; - вопросы согласования банковской политики; - 46 - - организация и совершенствование системы страхования банковских депозитов; - организация и совершенствование системы банковского надзора. Для согласования деятельности банков и решения более узкоспециализированных вопросов их деятельности создаются региональные банковские комиссии, деятельность которых финансируется совместно банками и государством. Региональные банковские комиссии наделяются правом разработки и распространения среди банков как методической, так и нормативной документации, являющейся обязательной для исполнения. В случае выявления комиссией нарушений она может применить соответствующие санкции к банкам-нарушителям: - предупреждение и порицание; - запрещение (квотирование, приостановление) определенного вида операций; - отстранение (временное или постоянное) руководства банка и назначение своих уполномоченных (временно) или руководителей (постоянно); - временное приостановление действия лицензии; - штрафы в денежной или натуральной форме. Центральный банк России является основным субъектом государственного банковского контроля. К функциям департамента по регулированию (надзору) и лицензированию банковской деятельности можно отнести: - разработку единых правил лицензирования и экономических нормативов для коммерческих банков, координацию деятельности служб банковского надзора Центральных банков, оказание консультационных и методических услуг Центральным и коммерческим банкам по данным вопросам, ведение общегосударственного реестра коммерческих банков; - выдача лицензий и осуществление прямого надзора за крупномасштабными и межрегиональными коммерческими банками; - проведение ревизий коммерческих банков; - управление процессами слияния и поглащения банков; - координация и установление связей с банками; - установление нормативных коэффициентов, определение форм, сроков и содержания отчетности. Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные управления Центральный банк РСФСР по месту их нахождения, а также Главное управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ. Во исполнение этих функций может быть назначена сплошная или выборочная проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения функций по надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-расчетных операций. Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры, необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных средств, осуществить изменения структуры активов, а также использовать другие полномочия. Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных в них сведений. Региональные управления Центрального банка РФ ежеквартально направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного решения. Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа и надзора за ее работой Центральный банк РФ создает информационную базу данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный характер. Аудиторский контроль представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он осуществляется в двух основных формах: - внешний аудит; - внутренний аудит. Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д. В качестве основных целей внешних аудиторских проверок можно выделить: - подтверждение достоверности банковской отчетности; - подтверждение факта соблюдения банком установленных нормативных и законодательных требований; - анализ финансово-хозяйственной деятельности банка; - подготовка и выдача официального заключения аудиторов, состоящего из двух основных частей: констатирующей и рекомендательной. Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству и достоверность отчетности, и в соответствии с заключенным договором аудитор вправе оказать банку также различные услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности , консультации и рекомендации в вопросах учета, отчетности, инвестиций и т.д. Проведение аудиторской проверки не должно нарушать нормальной работы банка. Основными направлениями работы аудиторов при проверке состояния дел в банке являются: - проверка правовых аспектов хозяйственных и операционных договоров и иной документации (гарантийных писем, обязательств, досье); - контроль за правильностью ведения дел, организации документооборота и работы отдельных подразделений и органов управления; - проверка условий заключения договоров, их соответствия решениям правления (Кредитного комитета); - контроль за правильностью составления и своевременностью предоставления установленных форм отчетности, соблюдения и расчетов экономических нормативов, обязательных отчислений в централизованные фонды; - контроль за обеспечением кредитов; - контроль за правильностью осуществления операций с векселями и другими ценными бумагами; - контроль за состоянием и использованием собственных средств банка, оплатой уставного фонда и работой с акционерами (пайщиками); - проверка правильности расходования и поступления средств, включая погашение сумм основного долга, начисление и порядок уплаты комиссионных, а также взаимоотношений с налоговыми органами. Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право присутствовать на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения и уточнения по любому вопросу проверки у сотрудников банка. По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности отношений с бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета проверяемого банка. В случае отказа от подтверждения годовой отчетности банк обязан в месячный срок устранить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет на повторное подтверждение. Основанием для отказа аудиторов от подтверждения достоверности отчетности могут служить: - выявление серьезных недостатков в работе банка; - оказание давления на аудиторов; - отсутствие подтверждающей достоверность отчетности документации. Внутренний аудит представляет собой форму менеджериального, управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается специальное подразделение - отдел внутреннего контроля. Деятельность данного отдела строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной правлением. Основными функциями данного подразделения являются: - контроль за правильностью реализации подразделениями указаний руководства; - выявление узких мест в деятельности банка и его отдельных служб и подразделений; - проведение специальных исследований по поручению правления; - проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и финансовых ценностей; - предоставление информации внешним аудиторам. По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению каждого из них. Протокол направляется председателю правления. Контроль учредителей за деятельностью банка осуществляется в нескольких формах: - контроль наблюдательного совета за деятельностью правления; - контроль ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом; - контроль акционеров. Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью банка, заключающийся в получении необходимой информации от руководства предприятия о результатах его деятельности за истекший финансовый год перед собранием акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым документам. Руководство банка обязано периодически информировать акционеров (пайщиков) о состоянии дел в банке, в том числе путем рассылки информационных листков. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог вышеизложенного можно сделать определенные выводы. Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни, специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие. Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами Центрального банка России. Процесс этот непрост и требует не только желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех документов, носящих правовой характер, соблюдения требований Центрального банка, предьявляемых им при регистрации банка. Правовое регулирование деятельности коммерческих банков находится в становлении, поэтому государству необходимо более активно вести свою деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных основ для их деятельности. Сейчас в стадии разработки находится проект Банковского кодекса, что должно существенно повлиять на правовое регулирование деятельности коммерческих банков. Для Центрального банка России как регулятора деятельности коммерческих банков принципиальной установкой должен стать приоритет национальных, а не коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его деятельности. Центральный банк России не должен непосредственно участвовать в кредитовании предприятий. Острейшим вопросом остается совершенствование структуры коммерческих банков. Деятельность банков и их конечные результаты нельзя отрывать от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки допускают серьезные нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие инфляционные процессы. За это, а также за отклонение от принципов кредитования материального производства надо отзывать лицензии на совершение банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних банков или филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России. Учитывая размеры территории России было бы целесообразным создать территориальные коммерческие банки, которые обслуживали бы отдельные районы страны. В целом следует отметить тот факт, что новая банковская система функционирует, и в ней работает не мало преданных своему делу, инициативных и смелых российских банкиров. Большую роль в создании в нашей стране современной банковской системы может и должно сыграть творческое осмысление и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере. Конечно, это не будет слепое копирование - слишком специфичны наши условия. Заимствовать следует то, что в данный момент можно быстро и эффективно реализовать. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Закон Российской Федерации "О Центральном банке РСФСР" от 2.12.90 2. Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2.12.90 3. Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 4. Методические указания "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" от 13.03.91 5. Инструкция Центрального банка России #1 "О порядке регулирования деятельности коммерческих банков" от 30 апреля 1991г.(с изменениями от 17 марта, 28 мая, 7 июля и от 30 июля 1993г.) 6. Письмо Центрального банка России #15-3-01/1356 "О порядке регистрации изменений в составе акционеров(пайщиков) и объявленного коммерческим банком уставного капитала" от 17 сентября 1991г. 7. Письмо Центрального банка России #15-949 "О вопросах регулирования деятельности филиалов коммерческих банков, их дочерних банков и представительств" от 18.05.91 8. Положение об акционерных обществах ( утвержденное СМ РСФСР 25 декабря 1990 года) #601. 9. Положение о штрафах ( утвержденное СМ СССР 16 сентября 1983г.) # 991. 10.Положение о безналичных расчетах в РСФСР ( утвержденное ЦБ РФ ) от 9 июля 1992г.). 11.Теллеграмма Центрального банка России от 21 февраля 1994г. # 47-94. 12.Ухтуев Г.А. "Банковское право", Университет Дружбы народов, 1990г. 13.Лаврушина О.И. "Банковское дело", Банковский и биржевой центр, 1992г. 14.Усоскин В.М. "Современный коммерческий банк", Москва "Все для вас", 1993г. 15.Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1993г. 16.Пригожин А.В. "Банки и банковские операции", Издательство "Эхо", 1994г. 17."Финансовый вестник международной деловой информации", #5-9, 1991г. 18."Финансовая газета", #4-6, 1992г., #2-4, 1994г. 19."Хозяйство и право", #1, 1994г. 20."Бизнес и банки", #9, 1994г. |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |