на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Банковская система Республики Башкортостан и ее социально-экономическая роль


Реферат: Банковская система Республики Башкортостан и ее социально-экономическая роль

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...2-3

ГЛАВА I. Становление современной структуры банковской системы  на  территории  Республики  Башкортостан.

1.1.   Исторические этапы формирования банковской системы.……………………..4-6

1.2.  Становление двухуровневой банковской системы…………………………....….6-8

1.3. Современное состояние Национального банка РБ:

       основные функции и задачи………………………………………………...8-12

1.4. Реализация Национальным Банком РБ программ социально - экономического развития региона………………………………………..13-16

ГЛАВА II. РазвитиЕ банковского сектора Рес­публики Башкортостан…………………………………………………………………...16

2. 1. Сеть кредитных организаций……………………………………………………...17-18

2.2. Динамика и структура привлеченных ресурсов………………………….18-19

2.3.  Динамика и структура активов…………………………………………………...20-21

2.4. Структура доходов и расходов, рентабельность…………………………21-23

ГЛАВА III. Итоги и перспективы развития банковской системы Республики Башкортостан.

3.1.   Итоги деятельности банковской системы РБ………………………...…..23-33

3.2. Совещание с кредитными организациями РБ: модернизация банковской                           системы республики……………………………………….……………….33-42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43-44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………45-46


ВВЕДЕНИЕ.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении тенденций развития банковской системы Республики Башкортостан  и ее социально-экономической роли.

В теоретической части работы представлены последовательные этапы формирования банковской системы на территории республики для выяснения необходимости создания принципиально новой банковской системы. Здесь же освещается вопрос о становлении двухуровневой банковской системы в Республике Башкортостан и развитие современной организационной структуры банковской системы, в частности состояние Национального банка Республики Башкортостан, его основные функции и задачи.

Согласно выбранной теме, в I главе рассматривается установление различных республиканских целевых программ социально-экономического развития и непосредственное участие Национального Банка Республики Башкортостан в их реализации.

В виду того, что Национальный банк Республики Башкортостан представляет первый уровень банковской системы, а второй уровень рес­публики образуют кредитные организации различных видов и их филиалы, специальные банки и другие учреждения, практическая часть курсовой работы построена на анализе сети кредитных организаций за I полугодие 2003 года.

В данном разделе с помощью таблицы показаны разные степени институциональной обеспеченности республики банковскими  услугами за периоды 2002-2003 годов. Здесь перечислены основные и второстепенные  источники  ресурсной  базы  кредитных  организаций с целью определения динамики и структуры привлеченных ресурсов.

Также определяются причины роста активов банковского сектора и объемов кредитования населения за текущий период.

Таким образом, практическая часть включает в себя анализ основных параметров, характеризующих финансовое состояние кредитных организаций за I полугодие 2003 года, позволяя оценить общее состояние и степень эффективности банковского сектора экономики региона, а также количество финансово стабильных кредитных организаций. 

В первом разделе заключительной главы подводятся итоги деятельности банковской системы Республики Башкортостан. Выводы и перспективы дальнейшего развития делаются на основе совещания руководителей кредитных организаций, прошедшего 5 августа текущего года в Национальном Банке Республики Башкортостан. Необходимым было сообщить совокупный финансовый результат банков региона, который возрос на 6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 818 млн. руб. прибыли. Но, несмотря на положительную оценку финансовой устойчивости банковского сектора, выявились некоторые тревожные тенденции в показателях деятельности банков. Причины возникновения и методы решения подобных проблем также освещаются в этом разделе.

Во втором разделе заключительной главы были выделены основные приоритеты модернизации банковской системы Республики Башкортостан на современном этапе: мероприятия по развитию банковской системы; мероприятия по укреплению банковского надзора; мероприятия, стимулирующие взаимодействие кредитных организаций с реальным сектором экономики. В работе показано, что результатом проведения подобных программ является установление положительной динамики в денежно-кредитных и финансовых секторах региона, а, следовательно, и повышение эффективности банковского сектора в целом.

ГЛАВА I. Становление современной структуры банковской системы на территории Республики Башкортостан.

1.1. Исторические этапы формирования банковской системы.

Процесс формирования банковских учреждений на территории Республики Башкортостан проходил параллельно с возникновением и развитием банков в России. Это связано с тем, что первые банков­ские учреждения стали возникать уже после присоединения Башки­рии к России.

Впервые на территории России попытка создания банка была предпринята в 1665 г. в Пскове - практически одновременно с созданием банковских учреждений в Англии. При этом идея создания этого банка, принадлежавшая псковскому воеводе А.Л. Ордину-Нащокину, была близка к идее государственного банка. Роль банка должна была выполнять городская управа, действующая при поддержке крупных торговцев.

Первые банки возникли в России в середине XVIII века. Все они были государственными и носили скорее характер организованных сберкасс, принимавших вклады до востребования и выдававших долгосрочные ипотечные ссуды частным лицам и государственной казне. В числе первых банков были Дворянский банк (1754), Государственный заемный банк (1786), Астраханский банк (1764).

До 50-х годов XIX в. банковская система России оставалась практически неизменной. Изменения начались с проведением банковской реформы 1860 г. Основной чертой реформы была отмена государственной монополии на банковское дело. Государственный банк России стал выполнять функции центрального банка. С 1863-1864 годов стали возникать первые акционерные коммерческие бан­ки, но наибольший рост их количества приходится на 1868-1873 го­ды.

К этому периоду относится и широкое распространение банков­ских учреждений на территории Башкирии. Стали возникать муни­ципальные банковские учреждения в Оренбурге, Троицке, Челябин­ске (1864), Белебее, Стерлитамаке (1873), Бирске, Уфе, Мензелинске (1874-98), а также отделения крупных российских коммерческих банков: Волжско-Камского в Уфе (1873) и Оренбурге (1885) и другие; появлялись общества взаимного кредитования.

Многие из этих банков испытали серьезные затруднения или прекратили свою деятельность в период кризиса 1899- 1900 гг. и последовавшей за ним экономической депрессии. Новый подъем банковской деятельности на территории Башкортостана связан с началом экономического роста 1909 года. В этот период в России уси­лилась концентрация банковского капитала, и главную роль на финансовых рынках стали играть 12 крупнейших банков. Из пяти наи­более крупных банков России открыли свои отделения на террито­рии Башкортостана Русский банк для развития внешней торговли (в г. Уфе), Азовско-Донской коммерческий банк (Оренбург). Из числа пяти менее крупных банков свои отделения в городах Уфе и Бирске открыл Сибирский торговый банк.

Серьезные изменения претерпела банковская система на терри­тории республики в период Октябрьской революции и сразу после нее. Госбанк России перешел в руки Советской власти, частные ак­ционерные банки были национализированы, ликвидированы ипо­течные банки. Принятые меры по реорганизации банковской систе­мы лишили банки всякой самостоятельности.

С приходом НЭПа пришлось по существу заново создавать бан­ковскую систему. В конце 1921 года начал функционировать Гос­банк, стала активизироваться кредитная кооперация, а в 1922 г. бы­ли созданы кооперативные банки. На селе начали формироваться на паевых началах общества сельскохозяйственного кредита, которые представляли собой местные сельхозбанки, расположенные в обла­стных центрах. Несколько позже началось создание отраслевых спе­циальных банков. Реализация новой экономической политики по­требовала аккумуляции и широкого использования средств предпринимателей. В связи с этим было принято решение об образова­нии частных банковских учреждений в форме обществ взаимного кредита. Таким образом, к концу 1925 года сформировалась доста­точно развитая банковская система, состоящая в основном из раз­личных кредитных учреждений, созданных на паевых началах.

На территории Башкирии в 1922-1925 гг. были открыты филиа­лы крупных общесоюзных банков - Всероссийского кооперативного, Промышленного, Всесоюзного кооперативно-колхозного, а также возникли местные банки - коммунальный банк (Башкомбанк), Уфимское общество взаимного кредита.

Последующие меры по реорганизации денежно-кредитной сферы были направлены на монополизацию банковского дела государст­вом. Начало этому положило принятое в 1927 г. ЦИК и Совнарко­мом СССР постановление «О принципах построения кредитной сис­темы». После этого, в 1930 году была осуществлена кредитная ре­форма. В результате все операции по краткосрочному кредитованию были сосредоточены в Госбанке СССР. Были реорганизованы банки сельскохозяйственного кредита, функции которых в последующем перешли также к Госбанку; создано 4 специализированных банка долгосрочных вложений. В Башкортостане стала действовать баш­кирская контора Госбанка СССР, полностью входившая в единую централизованную банковскую систему.

В последующие годы не происходило сколько-нибудь значитель­ных изменений в принципах организации банковской деятельности.

И лишь в 1988 году была предпринята попытка устранить недостат­ки излишне централизованной системы. Тогда на месте монополь­ного Госбанка СССР были созданы специализированные отраслевые банки - Промстройбанк, Агропромбанк, Социнвестбанк, Сбербанк. На территории Республики Башкортостан они имели свои регио­нальные отделения - такие, как Башкирское отделение Промстрой­банка СССР и т.п. Они представляли собой самостоятельные под­системы, что затрудняло координацию их деятельности. И только с началом создания в 1988 году сети коммерческих банков заверши­лась государственная монополия на банковское дело и возникла не­обходимость создания принципиально иной банковской системы.

1.2. Становление двухуровневой банковской системы.

Современная организационная структура банковской системы Республики Башкортостан формировалась в сложных условиях пе­реходной экономики. Проводимые экономические реформы наряду с тяжелым экономическим кризисом создали новые предпосылки раз­вития кредитных отношений. Начиная с 1990 года, как в России, так и в Башкортостане началось создание двухуровневой банковской системы, так как именно эта модель организации денежно-кредитной сферы доказала свою жизнеспособность во многих стра­нах с развитой рыночной экономикой. Верхний уровень банковской системы в Российской Федерации представлен Центральным банком России. Национальный банк Республики Башкортостан входит в систему ЦБР, выполняя функции Главного территориального управ­ления Центрального банка России. Национальный банк Республики Башкортостан представляет первый уровень банковской системы в Республике Башкортостан. Второй уровень банковской системы рес­публики образуют кредитные организации различных видов и их филиалы, специальные банки, другие учреждения.

Организационная структура территориальной системы Нацио­нального банка развивалась в соответствии с теми основными зада­чами, которые она призвана решать. Основными элементами данной системы является сам Национальный банк, сеть расчетно-кассовых центров, расположенных в городах и районах республики и регио­нальный центр информатизации. Данная структура позволяет обес­печивать проведение единой денежно-кредитной политики (ДКП) на территории Республики Башкортостан.

Наряду с осуществлением общих целей ДКП каждый элемент данной системы имеет свои конкретные функции. Национальный банк, как основное звено этой системы, осуществляет эмиссионные операции, лицензирование, надзор за деятельностью кредитных ор­ганизаций, контролирует выполнение экономических нормативов, устанавливаемых Центральным банком РФ.

Основу действующих в республике принципов организации пла­тежной системы составляет сеть расчетно-кассовых центров, в которых открыты корреспондентские счета кредитных организаций. Рас­четно-кассовые центры призваны осуществлять расчеты между уч­реждениями разных банков. Особенностью межбанковских расчетов на территории Республики Башкортостан является переход с июня 1993 года на единые корреспондентские счета коммерческих банков, открытых в Головном расчетно-кассовом центре.

В целях сокращения сроков доставки расчетно-денежных доку­ментов между банками и РКЦ в республике была внедрена система внутриреспубликанских электронных платежей. Все кредитные ор­ганизации Республики Башкортостан, их филиалы и РКЦ через раз­личные каналы связи подключены к Региональному центру инфор­матизации (РЦИ) Национального банка РБ. Система электронных платежей предполагает компьютерное осуществление безналичных расчетов.

Таким образом, РЦИ выполняет функции расчетного цен­тра. Здесь осуществляются внутриреспубликанские расчеты, через него идут также межрегиональные и межгосударственные расчеты.

1.3. Современное состояние Национального банка Республики Башкортостан: основные функции и задачи.

Национальный банк Республики Башкортостан - территориальное подразделение Банка России.

Центральный банк Российской Федерации имеет разветвленную территориальную сеть. Объективная необходимость подобной организации учреждений Центрального банка связана, прежде всего, с федеративной организацией государства. Кроме того, экономика отдельных регионов страны по – разному реагирует на единую денежно-кредитную политику. Причина этого – специфика отраслевой, воспроизводственной структуры хозяйства регионов, различия в природно-климатических и демографических условиях. И, наконец, для того, чтобы осуще­ствлять функции денежно-кредитного регулирования, контроля и над­зора за деятельностью кредитных организаций, Центральный банк так­же должен располагать развитой территориальной сетью.

По состоянию на 1 января 2002 г. в составе Национального банка Республики Башкортостан функ­ционирует 16 РКЦ (расчетно-кассовых центров), охватывающих всю территорию республики: 3 РКЦ расположено в наиболее экономически развитых подрайонах - Цент­ральном (2 - в Уфе, 1 - в Бирске), 3 - Южном (в Стерлитамаке, Мелеузе, Кумертау), 3 - Западном (в Туймазах, Белебее, Давлеканово), 3 - в Се­веро-западном подрайоне (в Нефтекамске, Дюртюлях, Старобалтачево), 3 - в Уральском (в Учалах, Сибае и Белорецке) и 1 - Северо-Восточном (в Месягутово) подрайонах.

Национальный банк Республики Башкортостан организует испол­нение полномочий Банка России на территории республики. Его основ­ными задачами являются: участие в проведении единой государствен­ной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспече­ние устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Республики Башкортостан, эффективное и бесперебойное функциони­рование системы расчетов, осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организация и контроль за дея­тельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг и валют­ном рынке; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Одним из главных направлений деятельности Национального банка является денежно-кредитное регулирование. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования, находящиеся в распоряжении На­ционального банка, - контроль за формированием фонда обязательных резервов кредитными организациями, контроль за соответствием остат­ков корреспондентских счетов кредитных организаций, отражаемых на балансе кредитной организации, их остаткам на балансе РКЦ, недопу­щение образования дебетового сальдо по корреспондентским счетам, организация рефинансирования коммерческих банков.

Важнейшей функцией центральных банков всех стран является эмис­сионная. Для наиболее эффективного ее исполнения Центральный банк России уполномочивает свои территориальные учреждения (в том числе и национальные банки) организовывать и регулировать денежный оборот региона. Национальный банк Республики Башкортостан анали­зирует состояние наличного денежного оборота в республике и на осно­ве баланса денежных доходов и расходов региона и прогнозов кассовых оборотов коммерческих банков определяет потребности в наличных день­гах в регионе. В соответствии с этим Национальный банк устанавлива­ет размеры резервных фондов и оборотной кассы РКЦ в пределах лими­тов, выделенных территориальному учреждению. Национальный банк организует кассовое обслуживание кредитных организаций и контро­лирует соблюдение ими условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре. Наци­ональный банк осуществляет контроль за соответствием купюрного стро­ения банкнот и монеты в обращении потребностям наличного денежно­го оборота, а также за качеством денежных знаков.

С рассмотренной функцией связана еще одна, не менее важная для экономической системы региона - функция по организации платежей и регулированию платежных отношений. В рамках этого направления деятельности Национальный банк организует расчеты между кредит­ными организациями по корреспондентским счетам в РКЦ. Следует от­метить, что в Республике Башкортостан внутрирегиональные расчеты полностью автоматизированы и осуществляются расчетной палатой Национального банка день в день.

Выполнение Национальным банком описанных выше функций яв­ляется необходимым условием деятельности субъектов экономической системы региона и затрагивает основы ее существования.

Следующий блок задач Национального банка Республики Башкор­тостан связан с регулированием деятельности и развития банковской системы региона.

Национальный банк проводит системный анализ и прогнозирование складывающихся денежно-кредитных и финансовых отношений в увяз­ке с состоянием экономики в целом по региону; организует сбор, систе­матизацию, обработку и хранение статистической информации о дея­тельности кредитных организаций региона; ведет обмен аналитической информацией с кредитными организациями по вопросам текущей дея­тельности, о сделках на финансовых рынках, о финансовом положении предприятий республики; представляет необходимую информацию Бан­ку России обо всех направлениях деятельности банковской системы ре­гиона; оказывает методологическую и методическую помощь кредитным организациям; осуществляет деловые контакты с региональными орга­нами статистической отчетности.

В рамках регулирования деятельности субъектов банковской систе­мы региона Национальный банк Республики Башкортостан осуществляет функции банковского надзора и лицензирования. Национальный банк в соответствии с указаниями Банка России контролирует правиль­ность подготовки документов, необходимых для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует уставы коммерческих банков, выдает разреше­ния на открытие филиалов и представительств банков на территории Республики Башкортостан и за ее пределами; осуществляет учет фили­алов и представительств банков на территории Республики Башкортос­тан, а также контроль над их деятельностью.

Национальный банк Республики Башкортостан подготавливает и направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организа­ции лицензии на осуществление банковских операций. Функции бан­ковского надзора включают в себя также работу по контролю над полно­той и своевременностью представления бухгалтерской и статистичес­кой отчетности, необходимой для надзора, и анализу этой отчетности, проведению проверок деятельности банков на местах (инспекционные проверки), а также применению к банкам санкций и требований по уст­ранению выявленных нарушений банковского законодательства. В частности, Национальный банк устанавливает порядок временного исполь­зования фондов обязательных резервов (и страховых фондов) в соответ­ствии с полномочиями, определяемыми Уставом, осуществляет контроль над соблюдением кредитными организациями экономических нормати­вов, установленных Банком России, контролирует соблюдение кредит­ными организациями и их филиалами установленного лимита открытой валютной позиции.

Осуществляя банковский надзор, Национальный банк Республики Башкортостан проводит анализ деятельности банков, на основе предо­ставляемой ими отчетности, с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковс­кой системы в целом.

В настоящее время Банком России создается система так называе­мого раннего реагирования, задача которой заключается в том, чтобы посредством постоянного контроля за такими показателями деятельно­сти коммерческих банков, как достаточность капитала, качество акти­вов, доходность и ликвидность, обнаружить на ранней стадии возникно­вение проблем, создающих риск неплатежеспособности банка, его банк­ротства. Таким образом, Национальный банк выявляет проблемные орга­низации, определяет степень их проблемности, разрабатывает предло­жения по плану мероприятий, направленных на улучшение их финан­сового положения. В случае принятия решения о проведении санации кредитной организации Национальный банк подготавливает проект ре­шения о стоимости и целесообразности проведения санации и направляет его в Банк России. Одним из направлений надзора является конт­роль за проведением кредитными организациями операций с ценными бумагами, формированием капитала акционерными банками. С Нацио­нальным банком согласовываются сделки о приобретении участниками (акционерами) более 20 % долей (акций) кредитных организаций.

В рамках реализации валютной политики Центрального банка Национальный банк осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Контроль над соответствием проводимых в регионе резидента­ми и нерезидентами валютных операций действующему законодатель­ству Российской Федерации и нормативным актам Банка России осу­ществляется путем проведения регулярных проверок. В пределах пол­номочий, предоставленных Банком России, Национальный банк выдает разрешения на совершение валютных операций, связанных с движени­ем капитала, которые могут быть им же аннулированы в случае необхо­димости. Ходатайства кредитных организаций на получение ими лицен­зий на осуществление валютных операций также рассматривает Наци­ональный банк, дает по ним заключения и представляет в Банк России. В случае нарушения валютного законодательства Российской Федера­ции Национальный банк применяет к нарушителям штрафные санкции, а также иные меры, предусмотренные законодательством.

Подводя итог сказанному, отметим, что Национальный банк Респуб­лики Башкортостан является связующим звеном республиканской эко­номической системы с общероссийской и выполняет двоякую роль. С одной стороны, Национальный банк выступает как проводник денежно-кредитной политики Банка России. С другой стороны, проводя глубо­кий анализ специфики экономики региона, способствует развитию фи­нансового и нефинансового секторов Республики Башкортостан.


1.4. Реализация Национальным Банком РБ программ социально - экономического развития региона.

На территории Республики Башкортостан реа­лизуются следующие федеральные целевые программы, направленные на социально-экономичес­кое развитие республики: «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года" и "Социальное развитие села до 2010 года".

В целях обеспечения координации работ по реали­зации первой программы 04.11.2002 по­становлением Кабинета Министров Республики Башкор­тостан было создано республиканское государственное учреждение "Дирекция федеральной целевой програм­мы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года". Через 5 месяцев после создания было утверждено положение о порядке размещения заказов на закупку товаров (ра­бот, услуг) для выполнения мероприятий Программы.

Национальный банк Республики Башкортостан активно взаимодействует с дирекцией с момента создания программы. Кроме того, в целях оценки финансового состояния 27 предприя­тий-участников программы, являющихся одновремен­но участниками мониторинга предприятий Банка Рос­сии, Национальный банк Республики Башкортостан ежеквартально готовит на основе результатов мониторинга предприятий для дирекции сводные материалы, содержащие основные показатели их финансового состояния в динамике с 01.01.2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.