на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История скорой помощи


Реферат: История скорой помощи

Московский Государственный

Медико-стоматологический университет

  Кафедра истории

 медицины и правоведения.

  Зав. кафедрой доцент,к.м.н

Пашков К.А.

Курсовая работа

ТЕМА : «ИСТОКИ СКОРОЙ ПОМОЩИ, МОСКОВСКАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ ЗА 75 ЛЕТ, А. С. ПУЧКОВ И СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

           Студента 1 курса 109 группы

   Вечернего лечебного факультета

             Выстрелкова А.С.

                  Преподователь Вагина Е.И.

Москва 2003г.

ИСТОКИ СКОРОЙ ПОМОЩИ

Во времена самой глубокой древности, как порыв милосердия, у человека возникала потребность оказать помощь страждущему. Это чувство в его первозданном виде сущест­вует поныне. Поэтому принято считать, что самым массовым видом медицинской помощи больным или пострадавшим от несчастных случаев является скорая медицинская помощь.

С момента возникновения этот вид медицинской помощи претерпевал и до сего времени претерпевает различные изменения. Идет постоянный поиск наиболее удобных и оптимальных форм организации этой службы как в городах, так и в сельской местности.

К самому древнему учреждению, оказывавшему первую помощь, можно отнести «ксендокию». Это странноприимный дом, множество которых было устроено на дорогах специально для странствующих пилигримов. На этом этапе «больного доставляли к врачу», а не как позднее, — «врача к больному».

В XII веке в Англии рыцарями Иерусалимского ордена Святого Иоанна создается благотворительное общество, призванное для подачи первой помощи пострадавшим от несчастных случаев, а в XV веке в Голландии также благотворительное общество оказывает первую помощь утопающим.

В XVIII веке в Амстердаме (1767) и в Гамбурге действуют общества спасения, в задачу которых входит не только оказание помощи утопающим, но и при несчастных случаях и внезапных заболеваниях.

В России в XV—XVI веках существовали так называемые Богадельни, куда свозили пострадавших, больных, немощных, обмороженных для «призрения» их и подачи первой помощи.

В XVII веке в Москве ближний боярин царя Алексея Михайловича Федор Михайлович Ртищев на свои средства построил в Москве несколько таких домов, и команда рассыльных, созданная из его дворовых людей, собирала по улицам «больных и калек» и свозила их в своеобразную лечебницу, прозванную в народе «больницей Федора Ртищева», где, по свидетельству современников, оказывался «амбулаторный приют нуждающимся во временной помощи». «Больница» эта служила одновременно и богадельней для людей, которых «человечество должно было взять на свои руки до самой смерти».

Тот же Ртищев, сопровождая царя в походе во время польской войны, объезжал поля сражения после военных действий и, собирая в свой экипаж раненых, доставлял их в ближайшие города, где обустраивал для них дома. Это было прообразом военных госпиталей.

В начале XIX века в оказании скорой помощи большую роль играли пожарные. Первую пожарную команду создал московский градоначальник граф Ф. В. Ростопчин. Эта команда с 1823 года стала городским учреждением и вместе с полицейскими оказывала медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Пост­радавшие доставлялись в приемные покои, существовавшие при полицейских домах.

В 1826году доктор Ф. П. Гааз ходатайствовал «об учреждении в Москве особого врача для наблюдения, за организацию попечения о внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи». Московские власти отрицательно отнеслись к этой просьбе, сочтя эту меру «излишней» и «бесполезной», ибо при каждой части (поли­цейской) Москвы «есть уже положенный по штату лекарь». И толь­ко в 1844 году Гаазу удалось открыть в М. Казенном переулке больницу для приема поступающих «по внезапным случаям для пользования и оказания бесплатной помощи для лиц, подобранных на улице в бесчувственном состоянии». Больница находилась в веде­нии московского обер-полицмейстера. Кроме Гааза в больнице тру­дились ординаторы и фельдшера. При больнице имелась амбулато­рия, где оказывалась первая помощь. В стационаре, рассчитанном на 150 коек, всегда находилось вдвое больше больных. Больница кроме лечения заботилась о помещении престарелых в богадельни, об отправке бедных крестьян на родину и т. д.

В середине XIX века бурный рост промышленности оказал немалое влияние на приток населения в города. Росло число предприятий, жилых домов, на улицах увеличилось движение транс­порта. В связи с этим появились многочисленные несчастные случаи на улицах, заводах и фабриках. Они уносили человеческие жизни или делали их инвалидами. Жизнь в самой резкой форме указывала на необходимость службы, способной немедленно ока­зывать медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Поначалу эта функция легла на плечи добровольных пожарных обществ и общества Красного Креста, Но возможности их были недостаточны. Нужна была самостоятельная служба, способная решить эти задачи.

Пусковым моментом к возникновению Скорой помощи как самостоятельного учреждения был пожар Венского театра коми­ческой оперы, случившийся 8 декабря 1881 года. Это происшествие, принявшее грандиозные размеры, в результате которого погибло 479 человек, представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу валялись сотни обожженных людей, многие из которых получили различные травмы во время падения. Пострадавшие свы­ше суток не могли получить никакой медицинской помощи, не­смотря на то, что Вена в то время обладала множеством пер­воклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся эта ужасная картина совершенно потрясла находившегося на месте происшествия про­фессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать действенной и по­добающей помощи беспорядочно лежащим на снегу людям. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Вен­ского добровольного спасательного общества. Граф Ганс Гильчек пожертвовал новосозданной организации 100 тысяч гульденов. Этим Обществом были организованы пожарная, лодочная команды и Станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим. В составе бригады работали врачи и студенты медицинского факультета.

Вскоре, подобно Венской, была создана профессором Ф. Эсмархом Станция в Берлине. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в целом ряд< городов европейских государств стали возникать подобные станции. Венская станция играла роль методического центра.

В России, где капиталистические отношения стали складываться значительно позднее, первая Станция скорой помощи возникла в 1897 году в Варшаве. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Петербурге и Москве.

Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году: До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах. Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи.

В ту пору в Москве существовало Дамское благотворительное общество Великой княгини Ольги. Оно попечительствовало над приемными покоями при полицейских участках, больницами и богоугодными заведениями. Среди членов правления общества была потомственная почетная гражданка, купчиха Анна Ивановна Куз­нецова, активная деятельница этого общества, содержавшая на свои средства гинекологическую лечебницу. На необходимость создания карет А. И. Кузнецова откликнулась с глубоким пониманием и не­медленно выделила необходимую сумму денег.

При Сущевском и Сретенском полицейских участках 28 апреля 1898 года были открыты две первых Станции скорой помощи. На каждой Станции было по одной карете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с ме­дикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Де­журили как штатные врачи полиции, так и сверхштатные. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Начиналось дежурство в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день. Медицинскому персоналу была выделена ком­ната. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале. Указы­вались паспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи ему оказывался, куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены. Вызывалась карета только через посланного им же по телефону.

В связи с малым количеством частных телефонов полицейская часть, о наличии их имевшая сведения, входила в соглашение с их владельцами на своей территории, чтобы круглосуточно можно было вызвать скорую помощь. Право вызова скорой по­мощи имели только официальные лица — полицейский, дворник, ночной сторож. Кареты кроме оказания помощи осуществляли перевозку тяжелых больных из квартир в больницы. Обо всех значительных происшествиях за дежурство докладывалось стар­шему врачу полиции.

В первый же месяц своей деятельности обе станции подтвер­дили неотъемлемое право на свое существование. Понимая необ­ходимость этого, обер-полицмейстер города приказал расширить территорию обслуживания этих станций, не дожидаясь открытия новых.

Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станций превзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на что было затрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первое место среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы. С ушибами и ушибленными ранами — 8 человек, с переломами конечностей — 4, падение с высоты — 6, падучая болезнь — 4 и т. д. Своим приказом № 212 обер-полицмейстер обязал принимать вызо­вы в первую очередь к пьяным, находящимся «в бесчувствии». Остальных же, по его мнению, надлежит доставлять в приемные покои на извозчиках.

13 июня 1898 года в истории Москвы была первая катастрофа, обслуженная Скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упала строящаяся каменная стена. Было девять пост­радавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.

Следующий, 1899 год был ознаменован открытием еще трех станций при Лефортовском, Таганском и Якиманском полицейских участках. В январе 1900 года при Пречистенском пожарном депо была запущена шестая Станция скорой помощи. И последней, седьмой стала Пресненская, вступившая в строй 15 мая 1902 года. Таким образом, вся тогдашняя Москва в пределах Камер-Коллежского вала, включая Бутырские улицы, обслуживалась семью каре­тами скорой помощи.

Увеличение числа станций, конечно, не могло не сказаться на состоянии финансовых субсидий, жертвуемых А. И. Кузнецовой. Их хватало с большим трудом. На содержание медицинских работ­ников начали поступать средства из бюджета города. С 1899 года врачи стали выезжать только на очень серьезные вызовы, а основ­ная работа выполнялась фельдшерами, которые выезжали с санита­рами. В 1900 году обер-полицмейстер обратился к Городской Думе с прошением взять на содержание города кареты скорой помощи. Этот вопрос предварительно обсуждался на комиссии «О пользах и нуждах общественных», и было предложено финансировать каре ты из городского бюджета, а ремонт производить на средства А. И, Кузнецовой. 19 декабря 1900 года на заседании Думы это предложение было поддержано Гучковым, Герье и князем Голицы­ным. Дума ассигновала 2160 рублей в распоряжение Московского обер-полицмейстера на содержание двенадцати лошадей для карет скорой помощи и 375 рублей для лошадей пожарных команд.

В 1902 году после открытия Пресненской станции эта сумма была увеличена до 2957 рублей. Особым событием 1903 года стало появление в Москве первой кареты для перевозки рожениц при родильном приюте братьев Бахрушиных. В этом же году прогрес­сивными московскими врачами делается попытка организовать «не­отложную» помощь на дому в связи с надвигавшейся эпидемией холеры. Но этой идее так и не суждено было осуществиться.

Москва продолжала расти, появилось большое количество многоэтажных домов, росло население, увеличивался обществен­ный транспорт, открывались новые заводы и фабрики. В Москве участились несчастные случаи. Карет скорой помощи, которыми располагало полицейское управление, уже не хватало. Надо было искать выход из создавшегося положения. С предложениями из­менить статус скорой помощи, выделив ее из ведомства полиции, выступил губернский врачебный инспектор Владимир Петрович Поморцов. Аналогичные предложения звучали и из уст других видных общественных деятелей.

Профессор Московского университета Петр Иванович Дьяко­нов (1855—1908) предложил создать добровольное общество ско­рой медицинской помощи с привлечением частного капитала. С большим энтузиазмом взялся он за дело создания общества, но преждевременная смерть помешала его завершить. Но труды П. И. Дьяконова нашли своих последователей и в мае 1908 года состоялось учредительное собрание общества, на котором был ут­вержден устав и избрано его правление. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев на улицах, в общественных местах, на фабри­ках, железных дорогах и прочих местах. Председателем правления общества был избран Сулима, секретарем — Меленевский. Обще­ство, состоявшее из энтузиастов, преданных делу людей, в своей деятельности решило применить все самое передовое, что было в мире в то время в области оказания экстренной медицинской помощи. Секретарь общества, Меленевский, был командирован на конгресс скорой помощи во Франкфурт-на-Майне. Кроме Франкфу­рта он посетил Вену, Одессу и ряд других городов, имевших станции скорой помощи. Вернувшись из командировки, Меленевский сделал доклад, выводы которого было решено использовать при организа­ции скорой помощи в Москве.

Вскоре членами общества Варнеком, Меленевским и Остроуховым была выпущена брошюра «Несчастные случаи и подача помо­щи потерпевшим при них. Станции скорой медицинской помощи, их задачи, устройства и деятельность». По существу, это был первый сборник инструкций для практических врачей как по оказанию экстренной медицинской помощи больным, так и по организации работы станций. Большую помощь в создании этого труда оказала Одесская станция скорой помощи, поделившаяся своим опытом организации работы.

В 1908 году исполнилось десять лет существования в Москве карет скорой помощи. Отдавая должное уважение заслугам А. И. Кузнецовой, Общество скорой медицинской помощи направи­ло ей приветствие, в котором подчеркивались ее благородная роль в создании столь важной службы для родного города, ее большой вклад в дело оказания первой помощи пострадавшим. В этом же приветствии члены Общества выразили свою озабоченность тем положением, которое создалось к тому времени в Москве. В нем указывалось, что «... в настоящее время, в связи с быстрым ростом населения Москвы, с развитием городских путей сообщения и осложнением жизни во всех ее отношениях, число несчастных случаев в домах и на улицах увеличилось в таких размерах, что скорая, находящаяся у нас в заведывании полиции, уже совершенно недостаточна сравнительно с запросами на нее». Понимая, что скорая при полиции не может обеспечить потребности города, общество всеми силами старается создать в Москве службу, способ­ную удовлетворить запросы растущего города, вырвать ее из под­чинения полицейскому ведомству и передать Обществу скорой ме­дицинской помощи. Но это оказалось трудной задачей и встретило много препятствий со стороны городских властей.

В апреле 1909 года члены Общества организовали медицинское обслуживание массового мероприятия, посвященного открытию па­мятника Н. В. Гоголю. На призыв Общества откликнулось много врачей и студентов-медиков, которые активно поработали, оказы­вая первую помощь участникам празднеств. Хорошая организован­ная Обществом работа заслужила самые лестные отзывы в москов­ской печати. Вдохновленный этим успехом Сулима еще раз под­твердил свою уверенность в необходимости создания в Москве самостоятельной станции скорой медицинской помощи. В мае 1909 года он заявил на годичном собрании Общества: «Мы пришли к такому заключению, что при осуществлении нашего дела в Моск­ве на первых порах необходимо учредить одну центральную стан­цию, а впоследствии по мере развития дела возможно будет учреж­дать филиальные станции в различных частях города». В его планы входила закупка шести карет, лошадей и весь необходимый для этого инвентарь. По приблизительным подсчетам, на это требова­лось около 30 тысяч рублей, а годичное содержание такой Станции с персоналом составляло 25 тысяч рублей. Такими средствами Об­щество не располагало. Планам Сулимы не суждено было осущест­виться.

Отсутствие финансовых средств, а также уход с поста председа­теля Сулимы, в связи с его переводом в Петербург, сильно пошат­нули деятельность Общества. Финансовое положение Общества не­льзя было назвать удовлетворительным. Только в 1912 году за счет частных пожертвований удалось сколотить необходимую сумму денег для создания станции и оборудования санитарного автомоби­ля. Станция эта была открыта на Долгоруковской улице и работали на ней врачи — члены Общества и студенты медицинского факульте­та. Помощь оказывалась в общественных местах и на улицах в ра­диусе Земляного вала и Кудринской площади.

По мнению членов Общества, деятельность Долгоруковской станции должна поддержать их в упорной борьбе, начатой Сули­мой, за передачу всех имеющихся карет в ведение Общества, окон­чательно разорвав узы, связующие их с полицией. Но Городская управа всячески препятствовала этим действиям. Приглашенный на одно из заседаний Общества член управы Малинин заявил: «Пусть Общество скорой помощи покажет свою деятельность, тогда упра­ва, может быть, пойдет навстречу этой организации».

В 1912 году доктором В. П. Поморцовым была разработана конструкция городской кареты скорой медицинской помощи. Это был комбинированный тип экипажа как для скорой, так и для обслуживания хирургической помощи в армейских условиях, в каче­стве подвижного лазарета. Этот труд положил начало созданию отечественного санитарного транспорта.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила многое в судьбе развития скорой медицинской помощи. Материаль­ные ресурсы были переориентированы на фронт. Из полицейских участков исчезли кареты А. И. Кузнецовой, Долгоруковская стан­ция прекратила свое существование, а единственный в Москве сани­тарный автомобиль, принадлежавший Обществу скорой помощи, был мобилизован для перевозки раненых. Прекратили также свою работу станции Петрограда и многих других крупных городов России.

В середине 1917 года, после Февральской революции, вновь поднимается вопрос о создании в Москве скорой помощи. В город­ском самоуправлении выступает с докладом о необходимости ор­ганизовать скорую медицинскую помощь в городе доктор В. П. Поморцов. На страницах периодической печати появляется статья доктора С. М. Швайцара с предложением открыть четыре подстанции скорой помощи при Старо-Екатерининской, Бахрушинской. Яузской и I Градской больницах. Но вопрос этот так и не был решен. Москва оставалась без скорой помощи.

МОСКОВСКАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ ЗА 75 ЛЕТ

Октябрьские события 1917 года не решили проблемы: Москва еще целых два года продолжала существовать без скорой помощи. Медицинская помощь пострадавшим и внезап­но заболевшим оказывалась больницами, существовавшими еще до революции, но, как и в древние времена, «больного доставляли к врачу», а не «врача к больному». Сама жизнь диктовала о необ­ходимости существования службы скорой помощи как службы го­рода, способной оказывать экстренную медицинскую помощь в лю­бом месте и своевременно.

В периодической и медицинской печати стали появляться статьи бывших членов бывшего Добровольного общества скорой помощи с настоятельными требованиями: «... организовать в Моск­ве станцию скорой медицинской помощи!» Бывший губернский врачебный инспектор доктор В. П. Поморцов, работавший в то время врачом почтамта, в специальной записке, поданной им в Мо­сковский Совет, изложил свои предложения по созданию службы экстренной помощи. Предложения были рассмотрены 18 июля 1919 года на заседании Коллегии врачебно-санитарного отдела Мо­сковского Совета рабочих депутатов, проходившем под председа­тельством Н. А. Семашко. Присутствовавшие на заседании В. А. Обух, В. С. Вейсборд, В. П. Неёлов, С. С. Молоденков, С. М. Щвайцар с пониманием отнеслись к предложениям В. П. Поморцова и вынесли следующее постановление:

«Организовать в Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передать кареты бывшей скорой помощи. В первую очередь организовать скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в обществен­ных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией, коему и пору­чается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания Станции — 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал».

Доктор В. П. Поморцов, приглашенный на должность заведу­ющего Станцией, оказался в тяжелой ситуации: надо было найти транспорт, кадры, помещение. В те трудные годы эта задача была не из простых. В одной кустарной мастерской взялись переделать старый трофейный автомобиль под карету скорой помощи. Здесь помогла разработанная В. П. Поморцовым еще в 1913 году кон­струкция «Городской кареты скорой помощи», по чертежам которой был создан работавший на Долгоруковской станции санитарный автомобиль. Помещение для Станции было предоставлено бывшей Шереметьевской больницей на Б. Сухаревской (ныне Институт име­ни Н. В. Склифосовского).

В левом крыле этого подковообразного дома были выделены три небольшие комнаты. Долго пришлось ждать, когда отремон­тируют помещение и проведут телефоны. Гараж для единственной машины отвели на Миусской площади.

15 октября 1919 года Московская станция скорой медицинской помощи начала работать. Первый вызов был выполнен врачом Леонидом Григорьевичем Овосаповым, и с тех пор Станция не прекращала ни на минуту своей деятельности, всегда готовая ока­зать помощь больному или пострадавшему.

Как и было указано в постановлении врачебной коллегии, помощь оказывалась преимущественно в несчастных случаях. Рабо­та шла в трудных условиях. Тяжело было выезжать на полуразби­той машине. После поступления вызова приходилось ждать этот автомобиль, пока приедет с Миусской площади из гаража. После принятия вызова врач звонил в гараж, и машина направлялась на Б. Сухаревскую, чтобы взять врача. Но тогда это считалось дости­жением, так как доезд до больного на лошади потребовал бы значительно большего времени. Несколькими месяцами позже авто­машине нашли место в старом деревянном сарае, находившемся во дворе больницы. Но машина была до того изношенной, что то и дело ремонтировалась.

В 1920 году В. П. Поморцов заболел и через некоторое время был вынужден оставить работу на Станции. Руководство скорой помощи стало осуществляться главным врачом Шереметьевской больницы Г. М. Герштейном, где Станция была на правах отделе­ния. Деятельность же Станции начала расти, увеличивалось число выездов. Она уже не могла довольствоваться только общим руко­водством текущей работы. Ей требовался руководитель, способный видеть перспективы развития этой службы, заниматься ею каждод­невно. На тот момент необходимо было не улучшать организацион­ные формы работы, а создавать их. Нужны были правила, инструк­ции и другие документы, регламентирующие деятельность город­ской Станции, а их не существовало. Человеку, руководившему больницей, было не под силу поднимать эту целину. Жизнь ставила вопрос о руководстве Станции скорой помощи.

В то тяжелое время в Москве разразилась эпидемия сыпного тифа, принявшая грандиозные размеры. Эпидемическая обстановка осложнялась с каждым днем. В борьбе с инфекцией нужно было принимать самые интенсивные и решительные меры. Наскоро строились сыпнотифозные бараки, развертывались койки, перепро­филировались некоторые больницы. Были выделены машины, что­бы перевозить больных. Для организации борьбы с сыпнотифозной эпидемией специальным приказом по военному ведомству были отозваны с фронтов гражданской войны врачи-организаторы и на­правлены в распоряжение Московского отдела здравоохранения. Это были В. В. Крылов, И. А. Арутюнян, Гительзон, С. М. Кабачник, Т. Ю. Маркович и А. С. Пучков. Врачам было поручено ор­ганизовать эвакуационную службу, способную осуществлять транс­портировку больных сыпным тифом и контролировать коечный фонд инфекционных стационаров. Руководство Центральным эва­копунктом, по желанию всех вышеупомянутых врачей, было пору­чено Александру Сергеевичу Пучкову. За короткое время создается новый тип медицинского учреждения, роль которого была едва ли не решающей в ликвидации эпидемии. В самые тяжелые послерево­люционные годы, когда шла гражданская война, Городской эвако­пункт, или как его называли Центропункт, работал с полной от­дачей. Зимой не хватало топлива, в диспетчерских работали в шу­бах, часто гасло электричество и наряды записывали при коптилке, но работа не останавливалась ни на минуту. Охваченные энтузиаз­мом люди понимали свое назначение.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.