|
Реферат: Системная ЭнергетикаСтроительство обеих АЭС позволит к 2020г. полностью отказаться от ввода КАУ, а также уменьшить суммарные затраты в развитие энергетики примерно на 200 млн дол/год. Отказ от обеих АЭС (3-ый сценарий) приведёт существенному увеличению расхода угля на ТЭС; ввод КАУ возрастёт к 2020г. до 4 млн т.у т. Дополнительные поставки сахалинского газа (4-ый сценарий) практически не влияют на конкуренцию АЭС и КЭС на угле, они лишь позволяют заменить уголь газом на ТЭЦ и отказаться от ввода КАУ. Экономическая эффективность АЭС кроме местных условий значительно зависит от коэффициента дисконтирования капиталовложений, т.е. реальной банковской ставки при инвестировании развития энергетики Дальнего Востока Рис 1 Зависимость приведённой стоимости электроэнергии от коэффициента дисконтирования и стоимости топлива для Дальневосточной и Приморской АЭС в сравнении с ГРЭС. При составлении вариантов по стоимости электроэнергии за весь срок службы объекта (АЭС или ГРЭС) учитывались диапазоны отклонений стоимости условного топлива – от 60 до 70 дол./т у.т. Результаты показывают эффективность Дальневосточной АЭС при коэффициенте дисконтирования 6–7 %, что можно считать приемлемой при стабильной экономике. Эффективность Приморской АЭС обеспечивается при банковской ставки до 10%. Эффективность ввода АЭС на Дальнем Востоке возрастает при осуществлении экспорта электроэнергии в Китай и Южную Корею за счёт валютных поступлений в федеральный и местный бюджеты.
К концу ХХI века основой энергетики мира станут уголь и ядерная энергия, суммарная мощность быстрых реакторов достигнет 10000 ГВт. Из них 46% составляет АЭС для производства водорода, используемого для производства теплоты и пиковой электроэнергии. Большие перспективы развития имеет ядерная энергетика в регионах мира, для которых прогнозируется быстрый рост населения и электропотребления при ограниченных ресурсах органического топлива (Япония, Корея, Африка, Южная и Юго-Восточная Азия, Латинская Америка). В отличие от указанных регионов, Россия имеет значительные ресурсы органического топлива. В связи с этим для неё прогнозируется более умеренный рост ядерной энергетики в первой половине XXI века. Однако по мере истощения дешевых энергоресурсов, уран – 38 в выработке электроэнергии начнёт конкурировать с дорогим углём, а с учётом экологических ограничений к концу XXI века почти полностью вытеснят его; к 2100 году мощность АЭС с быстрыми реакторами в России может достигнуть 240 ГВт. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА1.Региональные аспекты энергетической политики России. Становление и развитие России как самостоятельного государства в условиях перехода к рыночной экономики потребовало, кроме всего прочего, и разработки новой энергетической политики – энергетической стратегии России, одобренные Комиссией по оперативным вопросам Правительства Р.Ф. в 1994г. В 1995г. вышел Указ Президента Р.Ф. №472 (Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки энергетического комплекса Р.Ф. на период до 2010года). Одним из важнейших отличий энергетической стратегии от разрабатываемых ранее энергетических программ и концепций стало детальная разработка региональных аспектов. Росси конфедеративному государству с её огромными пространствами и значительным разнообразием природно-климатических и экономических условий, исторических и социальных традиций без разработки и реализации региональной политики просто не выжить. Основной задачей региональной энергетической политики является обеспечение социально экономического развития территории любого уровня путём эффективного, надёжного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах общества и при приемлемом уровне техногенного воздействия на окружающую среду. Эта задача постоянна независимо от изменений, вызванных самыми различными экономическими, политическими, социальными, техническими и другими факторами. Большинство регионов России не обеспечено в достаточном объёме энергоресурсами и со временем их дефицитность будет возрастать. Энергоизбыточными в будущем останутся только несколько регионов – север Западной Сибири, Центральная Сибирь, ряд районов Восточной Сибири и север европейской части России. Соответственно региональная политика должна учитывать принципиальные различия условий энергообеспечения и структуры ТЭБ макро регионов. Вторым объективным фактором необходимости решения региональной энергетической политики является федеративное устройство России, когда властные функции, права собственности и ответственности за топливо и энергообеспечение разделены между федеральными органами и субъектами федерации. В этих условиях региональная политика должна обеспечить реализацию стратегии развития энергетики России в интересах как государства, так и субъектов федерации. И, наконец, появились новые приграничные районы, изменились условия выхода продукции России на мировой рынок. Ряд областей и регионов России оказались связанными между собой линиями электропередач и газопроводами, проходящими через территорию других государств. Это относится к местным связям ЛЭП 500-1150 кВ между Уралом и Сибирью, проходящими по Казахстану связям Северного Кавказа, Псковской и Калининградской областей по газу и электроэнергии, проходящим через Украину, Эстонию и Литву. В энергетической стратегии России сформированы следующие основные цели региональной энергетической политики: - достижение консенсуса между интересами федеральных и региональных органов власти, предприятий ТЭК и потребителей энергоресурсов с учётом экологии путём сочетания стремления регионов к самообеспечению ТЭР и сохранения ТЭК России; - чёткое разделение обязанностей, прав и ответственности по управлению энергетикой между органами власти, передача из центра в регионы всех тех полномочий, которые необходимы для надёжного энерго- и топливоснабжения территорий. Задачи федеральных органов, в первую очередь, создать регионам такие условия, которые бы обеспечивали им выполнение этих функций, и осуществить координацию межрегиональных энергетических связей внутри России; - рациональное использование местных и поставляемых в регионы ТЭР, обеспечивающие повышение эффективности отраслей и предприятий народного хозяйства и подъём жизненного уровня населения. Опыт зарубежных развитых стран свидетельствует, что основными условиями проведения эффективной национальной промышленно-энергетической политики считается: - интернациональный характер ТЭК, когда на передний план выступают два равноправных принципа: конкуренция и кооперация; - антимонопольное законодательство, позволяющее государству использовать весь научно-промышленный потенциал; - прогрессивное налоговое законодательство. Энергетическая стратегия России предусматривает следующие разграничения порядка управления энергетикой в центре и на местах: федеральные государственные органы в директивном порядке контролируют деятельность федеральных энергетических систем и атомную энергетику; управляют стратегическими запасами энергоресурсов; разрабатывают стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организовывают государственный надзор за их соблюдением; ведут лицензирование экономической деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путём владения акциями компаний и акционерных обществ. К совместному ведению федеральных органов и субъектов федерации относятся; лицензирование деятельности предприятий по освоению месторождений природных ресурсов, предприятий, действующих в составе федеральных энергетических систем, а также объектов атомной энергетики; определение условий лицензирования деятельности энергетических предприятий, ответственных за надёжное топливо- и энергоснабжение потребителей и контроль за соблюдением выданных лицензий; организация энергоснабжения в условиях чрезвычайных обстоятельств. В исключительном ведении субъектов РФ находятся; порядок функционирования объектов, не входящих в состав федеральных энергетических систем; выдача лицензий на строительство новых и расширение действующих топливно-энергетических объектов и отвод земель для них; принятие дополнительных требований к экологической безопасности и энергоэффективности объектов на подведомственной территории. Опыт зарубежных стран показывает, что по мере совершенствования рыночных структур прямое государственное регулирование во многом заменяется разнообразными косвенными регуляторами. Но при этом роль государства в выработке стратегии промышленно-энергетического развития возрастает через совместную энергетическую политику государства, бизнеса и отдельных энергетических компаний. Бесплановое развитие России последних лет убедительно показало, что, когда рухнула административно-командная система и одновременно не была разработана стратегия постепенного перевода экономики на рыночные рельсы, произошёл обвал. Сегодня стало очевидным, что государство не может сосредоточиться только на «монетарном» регулировании – финансовой стабилизации – бездефицитного бюджета, чисткой кредитно-финансовой политики, укрепления курса рубля и т.д. Это прозрение даётся слишком дорогой ценой: валовая продукция России в 1995г. составила около 45% от уровня 1990г. Региональные аспекты энергетической политики России рассмотрим на примере ТЭК Сибири и Иркутской области. 2. Основные приоритеты и проблемы перестройки ТЭК Сибири. Сибирь обладает огромным потенциалом ТЭР (табл.), определяющим будущее энергетики и экономики самой Сибири, России, а также масштабы и эффективность их экспорта на международные рынки. На долю Сибири приходится 85% разведанных в России запасов природного газа (или около 1/3 мировых), 65% нефти (4%), 75% угля (16%). Таблица. Роль Сибири в ТЭК России (1994г.) Доля разведанных запасов, % Природный газ 85Уголь 75 Нефть 65 Гидроэнергетические ресурсы 40 Добыча, производство и потребление ТЭР. Производство ТЭР, млн. т у. т ( % ) 1200 (83) Потребление ТЭР, млн. т у. т ( % ) 235 (25) Добыча нефти и конденсата, млн. т ( % ) 218 (69) Добыча газа млрд. м3 (%) 550 (91) Добыча угля, млн. т (%) 166 (61) Производство электроэнергии, млрд. кВт*ч (%) 235 (27) Производство централизованной тепловой энергии, млн. Гкал.(%) 345 (19)
Для ТЭК Сибири завершился длительный этап форсированного количественного роста. Максимальный уровень добычи и производства ТЭР в Сибири был достигнут в 1988 г. и составил 1914 млн. т у. т(20% мирового уровня). На 1994 г. данные приведены в таблице, откуда видно, что за 7 лет падение производства энергоресурсов составило более 700 млн т у.т или 37%. При этом добыча нефти сократилась почти в 2 раза, угля – на 1/3,производство электроэнергии –на 15%, добыча газа –на 6% несмотря на кризис в отраслях ТЭК, Сибирь и в настоящее время остаётся главной топливо- энергетической базой России и многих её регионов, обеспечивая почти половину валютных поступлений за счёт экспорта энергоресурсов. В новых формируемых условиях хозяйствования оказались нарушенными принципы комплексного прохода к прогнозированию и управлению развитием страны, регионов и отдельных территорий. Часто принимаются отраслевые и локальные решения без учёта энергетической стратегии России и согласования с регионами. Так, без должной взаимосвязи принимаются отдельные решения по освоению ямальского газа и созданию Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса, развитию КАТЭКа и завершению строительства Богучанской ГЭС. Отсутствие комплексного решения проблем энергетики Сибири приводит к избыточности реализуемых проектов, их несогласованности по срокам и масштабам , распылению финансовых и трудовых ресурсов. В результате, в ТЭК Сибири не разрешаются, а усиливаются кризисные явления в его развитии: 1). Имеет место нерациональный баланс котельно-печного топлива (КПТ). Если в европейских регионах России основу КПТ составляют газ и мазут, то в Сибири теплоэнергетика по-прежнему остаётся «угольной» отраслью (табл.). Таблица. Структура топливоснабжения электростанций России, %.
В результате такой структуры КПТ во многих городах и промышленных центрах Сибири сложилась тяжёлая экологическая обстановка: загрязнение воздушного бассейна в ряде городов превышает ПДК по пыли в 4-18 раз, по окислам серы-до 4 раз, по окислам азота-до 6-7 раз, а концентрация тяжёлых металлов в почве в десятки раз. При этом доля теплоэнергетики в загрязнении воздушного бассейна достигает 60-70%. Это связано с низким техническим уровнем многих энергетических объектов, в Сибири продолжает действовать свыше 30000 мелких котельных. В ОЭЭС Сибири доля агрегатов со сроком службы более 30 лет составляет около 11% и со временем рост доли устаревшего оборудования имеет экспоненциальный характер. Таблица. Возрастной состав агрегатов ТЭС России, % (1994г.)
2). Нарушены пропорции в структуре элетро- и теплогенерирующих мощностей, что приводит к нерациональным режимам работы энергосистем, появлению избыточных и дефицитных районов по электроэнергии. Так, в Сибири в настоящее время имеются избытки электроэнергии в Красноярском крае, Тюменской и Иркутской областях и дефицит на юге Западной Сибири и Бурятии (табл.) Таблица. Самообеспеченность регионов Сибири, млрд.кВт*ч (1993г.)
3). Расстроены межтерриториальные связи, что привело к использованию неэффективных источников топлива и энергии, росту цен на них. Рост железнодорожных тарифов привёл к тому, что цены на восточносибирские угли на Дальнем Востоке оказались сопоставимыми с ценами на австралийский уголь (табл.) Таблица. Цены на топливо, электро- и теплоэнергию, III кв. 1995г.
Для справки: цены на Лондонской нефтяной бирже в III квартале 1995г.: сырая нефть-120 $/т, мазут-99 $/т, дизтопливо-156 $/т. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |