на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Использование качественных методов теории принятия решений в процессе построения UFO-моделей


Вероятно, самым существенным недостатком является наличие висящей связи, менее существенным – наличие подсистем, не имеющих входа или выхода, а наименее существенным – наличие внутренних «петель».


3. Классификация UFO-моделей в Microsoft Excel

3.1 Описание UFO-моделей в Microsoft Excel

Наилучшую модель (1, 4, 0) системы представим, как показано на рис. 3.1.

Рисунок 3.1 – Описание наилучшей модели системы

Для генерации количества висящих связей (рис. 3.2) используем формулу:

=ЕСЛИ(C2=2;0;C2+1)

Рисунок 3.2 – Описание третьего критерия

Для генерации внутренних связей (рис. 3.3) используем формулу [42]:

=ЕСЛИ(И(B2=6;C2=2);4;ЕСЛИ(И(C2=2;C3=0);B2+1;B2))

Рисунок 3.3 – Описание второго критерия

Для генерации количества подсистем (рис. 3.4) используем формулу:


=ЕСЛИ(И(A2=3;B2=6;B3=4);1;ЕСЛИ(И(B2=6;B3=4);A2+1;A2))

Рисунок 3.4 – Описание первого критерия

Затем введем для каждой модели количество недостатков и подсчитаем вес модели (рис. 3.5) по формуле:

=СУММ(A2:C2)+D2*4

Рисунок 3.5 – Описание недостатков и веса модели

К первому классу отнесем все модели, у которых нет недостатков (вес от 5 до 9). Ко второму – модели с 1 или 2 недостатками (вес от 10 до 14 и от 15 до 19). Оставшиеся модели (с 3 и 4 недостатками) отнесем к третьему классу (вес от 20 до 22 и 25).

Для вычисления номера класса (рис. 3.6) используем формулу:

=ЕСЛИ(И(E2>=5;E2<=9);1;ЕСЛИ(И(E2>=10;E2<=19);2;3))


Рисунок 3.6 – Описание класса модели

Для вычисления количества моделей в каждом классе (рис. 3.7) используем формулу:

=СЧЁТЕСЛИ($F$2:$F$28;H4)

Рисунок 3.7 – Описание количества моделей в классах

3.2 Анализ классов UFO-моделей

Данные о принадлежности моделей к классам были обработаны в системе SPSS 8.0 for Windows для статистической обработки результатов эксперимента (рис. 3.8).

Рисунок 3.8. – Представление данных в системе SPSS 8.0 for Windows

Анализ показал, что распределение моделей по классам удовлетворяет закону нормального распределения (рис. 3.9).

Рисунок 3.9 – Нормальное распределение моделей по классам


4. Использование порядковой классификации в процессе

UFO-моделирования систем телемеханики

Все результаты, представленные в этом разделе, получены в ходе преддипломной практики на фирме «Технокон» [43].

4.1 Общие сведения о фирме «Технокон»

Предприятие «Технокон» предлагает услуги по проектированию и поставке «под ключ» заказных систем и комплексов телемеханики для применения на объектах:

–теплофикации;

–водоснабжения, канализации и водоочистки;

–электроэнергетики;

–нефтяной и газовой промышленности;

–транспорта.

Проектируемые под заказ системы и комплексы телемеханики комплектуются всем необходимым для решения задач дистанционного контроля и управления оборудованием удаленных объектов, включая:

–программируемые логические контроллеры;

–модемы для обмена данными с системами оперативно-диспетчерского контроля и управления;

–заказное прикладное программное обеспечение;

–системы терморегулирования;

–силовая защитная и коммутационная аппаратура;

–аппаратура электропривода исполнительных механизмов;

–средства обеспечения искробезопасности, молниезащиты и пр.

В зависимости от особенностей конкретного применения, в качестве платформы (ядра) узла заказной системы телемеханики используются стандартные элементы промышленной автоматики, выпускаемые группой Schneider Electric: программируемые логические контроллеры (ПЛК) серий Modicon TSX Quantum, Compact или Micro, и, при необходимости, сопрягаемые с ними устройства распределенного сбора и обработки сигналов объекта – Modicon TSX Momentum.

4.2 Стратегия работы с заказчиком

Современная скорость эволюционирования систем и средств автоматизации диктует необходимость применять технологии разработки, способные учитывать как изменения требований заказчика, так и возможностей аппаратуры и ПО. Иначе в результате выполнения работ по проекту заказчик может получить именно то, что он запрашивал, но это будет не то, что ему действительно необходимо.

Стратегия фирмы «Технокон» по работе с заказчиком основывается на вовлечение его в процесс разработки продукта и концепции «ориентированного на пользователя» программного обеспечения. Участие заказчика на всех этапах создания продукта гарантирует выпуск продукции высокого качества, удобной в эксплуатации и удовлетворяющей всем требованиям заказчика еще и потому, что сам пользователь проникается концепцией и восприятием конечного продукта. Вовлечение заказчика в процесс проектирования значительно повышает качество обучения персонала заказчика.

При необходимости взаимодействие с заказчиком реализуется с помощью различных методов прототипирования – традиционного макетирования (создание функционирующей системы, в значительной степени подобной проектируемой) и демонстрационного (создание опережающей реализации ограниченной версии системы в соответствии со структурой или этапностью процесса проектирования и разработки).

На этапе функционального проектирования полномасштабного программно-технического комплекса работающий прототип улучшает взаимодействие между исполнителем и заказчиком, проясняет функциональные требования к системе. Пользователь может также ознакомиться с особенностями ввода/вывода и его мнение может быть учтено при проектировании.

Тесное взаимодействие с заказчиком позволяет получить обратную связь от пользователя на ранних шагах проектирования и исключить дорогостоящие изменения проекта после этапа рабочего проектирования [44].

4.3 Порядковая классификация UFO-моделей системы

телемеханики

Пусть необходимо построить систему телемеханики, контекстная диаграмма которой показана на рис. 4.1.

Рисунок 4.1 – Контекстная диаграмма системы телемеханики

Для сравнения различных UFO-моделей системы телемеханики будем пользоваться теми же критериями, которые были рассмотрены в разделе 2:

–количество подсистем (три значения от 1 до 3);

–количество внутренних связей (пять значений от 6 до 10);

–количество висящих связей (три значения от 0 до 2).

Всего 3*5*3 = 45 различных состояний. Разбиваем их на пять классов, центры которых указаны в таблице 4.1.


Таблица 4.1. – Центры классов

Класс Центр класса Вес
1 (1; 1; 1) 3
2 (1,5; 2; 1,5) 5
3 (2; 3; 2) 7
4 (2,5; 4; 2,5) 9
5 (3; 5; 3) 11

Центром первого класса будет UFO-модель, содержащая одну подсистему без висящих связей, которая формально описывается вектором (1; 1; 1) (рис. 4.2).

Рисунок 4.2 – Центр первого класса

К первому классу также отнесем состояние (1; 2; 1), в котором мы «чуть-чуть» ухудшили значение по второму критерию. Состояния (2; 1; 1) и (1; 1; 2) не представляется возможным отнести к первому классу, так как ухудшение по первому и третьему критерию, у которых всего три значения, на одно значение шкалы гораздо более существенно, чем ухудшение на одно значение шкалы по второму критерию, у которого пять значений. Поэтому отнесем состояния (2; 1; 1) и (1; 1; 2) ко второму классу. Все три состояния с весом 4 проклассифицированы.

Ко второму классу отнесем все состояния с весом 5, кроме состояний (3; 1; 1) и (1; 1; 3), которые отнесем к третьему классу. Причина та же – длина шкалы первого и третьего критериев.

Центром третьего класса будет UFO-модель, содержащая две подсистемы с восемью внутренними связями и одной висящей связью, которая формально описывается вектором (2; 3; 2) (рис. 4.3).


Рисунок 4.3 – Центр третьего класса

Все состояния с весами 6, 7 и 8 отнесем к третьему классу. К четвертому классу отнесем все состояния с весом 9, кроме состояний (1; 5; 3) и (3; 5; 1), которые отнесем к третьему классу (по аналогии с состояниями с весом 5).

Центром пятого класса будет UFO-модель, содержащая три подсистемы с десятью внутренними связями и двумя висящими связями, которая формально описывается вектором (3; 5; 3) (рис. 4.4).

Рисунок 4.4 – Центр пятого класса

К пятому классу также отнесем состояние (3; 4; 3), а состояния (2; 5; 3) и (3; 5; 2) – к четвертому (по аналогии с состояниями с весом 4). Построим гистограмму по полученным данным (рис. 4.5).

Рисунок 4.5 – Первый вариант распределения UFO-моделей


Рассуждения логичные, но полученные результаты сильно отличаются от эталонного нормального распределения. Попробуем действовать более прямолинейно (табл. 4.2).

Таблица 4.2 – Диапазон весов классов

Класс Центр класса Диапазон весов
1 (1; 1; 1) 3
2 (1,5; 2; 1,5) 4-5
3 (2; 3; 2) 6-7-8
4 (2,5; 4; 2,5) 9-10
5 (3; 5; 3) 11

Построим гистограмму по полученным данным (рис. 4.6).

Рисунок 4.6 – Второй вариант распределения UFO-моделей

Теперь полученные результаты более соответствуют нормальному распределению.

Попробуем перенести состояние (2, 2, 2) с весом 6 из третьего класса во второй и состояние (2, 4, 2) с весом 8 из третьего класса в четвертый. Построим гистограмму по полученным данным (рис. 4.7).

Рисунок 4.7 – Третий вариант распределения UFO-моделей

Теперь полученные результаты почти идеально соответствуют нормальному распределению.


Выводы

В процессе выполнения магистерской аттестационной работы получены следующие результаты:

–  проанализирована проблема автоматизации построения UFO-моделей;

–  проанализированы методы решения задачи выбора;

–  проанализированы качественные методы принятия решений:

1)  ранжирования многокритериальных альтернатив;

2)  выбора лучшей многокритериальной альтернативы;

3)  порядковой классификации альтернатив;

–  проанализированы особенности определения множества критериев;

–  разработан подход к определению критериев оценки UFO-модели;

–  на основании предложенных критериев исследованы UFO-модели:

1)  с двумя лучшими значениями по критериям;

2)  с одним лучшим значением по некоторому критерию;

3)  с не лучшими значениями по всем критериям;

–  осуществлена классификация UFO-моделей в Microsoft Excel:

1)  реализовано описание UFO-моделей в Microsoft Excel;

2)  проведен анализ классов UFO-моделей;

–  полученные результаты применены в процессе UFO-моделирования систем телемеханики.

Полученные результаты можно использовать в процессе UFO-анализа.

Среди возможных направлений развития следует отметить перспективность исследования возможности применения вербальных методов принятия решений, не затронутых в данной работе, в процессе UFO-анализа. Также направлением развития может быть внедрение полученных результатов в CASE-инструментарии, используемые в процессе моделирования систем.

Результаты работы апробированы на IV-м Международном научно-практическом форуме «Информационные технологии и кибернетика 2006», который проходил в Днепропетровске 27-28 апреля 2006 г., и опубликованы в сборнике докладов и тезисов этого форума [41].


Перечень ссылок

1. Бондаренко М.Ф., Маторин С.И., Ельчанинов Д.Б. Системная технология моделирования информационных и организационных систем: Учебное пособие. – Харьков: ХНУРЭ, 2005. – 116 с.

2. Бондаренко М.Ф., Соловьева Е.А., Маторин С.И., Ельчанинов Д.Б. Объектная технология моделирования информационных и организационных систем: Учебное пособие. – Харьков: ХНУРЭ, 2005. – 160 с.

3. Бондаренко М.Ф., Соловьева Е.А., Маторин С.И., Ельчанинов Д.Б. Системологическая технология моделирования информационных и организационных систем: Учебное пособие. – Харьков: ХНУРЭ, 2005. – 136 с.

4. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 392 с.

5. Петровский А.Б. Компьютерная поддержка принятия решений: современное состояние и перспективы развития. / Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. – М.: УРСС, 1996. – С. 146-178.

6. Кини Р.Л., Райфа Х. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. – М.: Радио и связь, 1981. – 560 с.

7. Иванилов Е.И. Некоторые аспекты выбора серверов. // Корпоративные системы. − 2003. – №4. – С. 34-36.

8. Кини Р.Л. Размещение энергетических объектов: выбор решений. – М.: Энергоатомиздат, 1983. – 320 с.

9. Рытиков А.М., Ройтман Е.Я., Шафрин Ю.А. Что мешает эффективному внедрению типовых АСУ. // Цветные металлы. − 1988. – №1. – С. 98-101.

10. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. – М.: Физматлит, 2002. – 176 с.

11. Подиновский В.В. Количественная важность критериев. // Автоматика и телемеханика. − 2000. – №5. – С. 110-123.

12. Ройзензон Г.В., Фуремс Е.М. Исследования возможностей человека при сравнении трехкритериальных альтернатив. / Труды восьмой национальной конференции по искусственному интеллекту с международным участием (КИИ-2002). – Т. 1. – М.: Физматлит, 2002. – С. 511-518.

13. Ларичев О.И., Зуев Ю.А., Гнеденко Л.С. Метод запрос (замкнутые процедуры у опорных ситуаций) анализа вариантов сложных решений. / Многокритериальный выбор в слабоструктуризованных проблемах. / Под ред. С.В. Емельянова. – М.: ВНИИСИ, 1978. – С. 83-97.

14. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. – М.: Физматлит, 1996. – 208 с.

15. Larichev O.I., Moshkovich H.M. ZAPROS-LM: A method and a system for ordering multiattribute alternatives // Europ. J. Operat. Res. – 1995. – Vol. 82. − №3. – P. 503-521.

16. Larichev O.I. Ranking multicriteria alternatives: The method ZAPROS III. // Europ. J. Operat. Res. – 2001. – Vol. 131. − №3. – P. 550-558.

17. Larichev O., Brown R. Numerical and verbal decision analysis used for the problems of resources allocation in Arctic. // J. Multi-Criteria Decision Anal. – 2000. – Vol. 9. − №6. – P. 263-274.

18. Larichev O.I., Kochin D.Yu., Ustinovicius L.L. Multicriteria method for choosing the best object for investments. / DSS in the Uncertainty of the Internet age. – Katowice: The Karol Adamiecki Univ. of Econ., 2003. – P. 255-270.

19. Kochin D., Ustinovicius L. Verbal analysis of the investment risk in construction. // J. Business Econ. and Manag. – 2003. – Vol. 4. − №4. – P. 228-234.

20. Кочин Д., Ларичев О., Устинович Л. Вербальный метод определения эффективности инвестиций в строительстве. // Computer Modell. and New Technol. – 2003. – Vol. 7. − №2. – P. 37-47.

21. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. – М.: Наука, 1979. – 199 с.

22. Clansey W. Classification problem solving. / Proc. of National Conf. Artificial Intelligence AAAI. – Austin: Univ. of Texas, 1984. – P. 49-55.

23. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Задача классификации в принятии решений. // Докл. АН СССР. – 1986. – Т. 287. − №3. – С. 567-570.

24. Выявление экспертных знаний. / О.И. Ларичев, А.И. Мечитов, Е.М. Мошкович, Е.М. Фуремс. – М.: Наука, 1989. – 128 с.

25. Мошкович Е.М. Конструктивный поиск и устранение противоречий в предпочтениях лица, принимающего решения при разбиении многомерных альтернатив на конечное число классов. / Проблемы и процедуры принятия решений при многих критериях. Сборник трудов. №6. / Под ред. С.В. Емельянова, О.И. Ларичева. – М.: ВНИИСИ, 1982. – С. 73-80.

26. Hansel G. Sur le nombre des functions Booleennes monotones de n variables. // C. r. Acad. sci. – 1966. – Vol. 262. − №20. – P. 1088-1090.

27. Ансель Ж. О числе монотонных булевых функций от n переменных. / Кибернетический сборник. №5. Н. с. – М.: Мир, 1968. – С. 53-57.

28. Алексеев В.Б. О расшифровке некоторых классов монотонных многозначных функций. // Журн. вычисл. математики и мат. физики. – 1976. – Т. 16. − №1. – С. 189-198.

29. Соколов Н.А. Об оптимальной расшифровке монотонных функций алгебры логики. // Журн. вычисл. математики и мат. физики. – 1982. – Т. 22. − №2. – С. 449-461.

30. Соколов Н.А. Оптимальная расшифровкя монотонных булевых функций. // Журн. вычисл. математики и мат. физики. – 1987. – Т. 27. − №12. – С. 1878-1887.

31. Ларичев О.И., Болотов А.А. Система дифкласс: Построение полных и непротиворечивых баз экспертных знаний в задачах дифференциальной классификации. // НТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. – 1996. – №9. – С. 9-15.

32. Асанов А.А. Методы извлечения и анализа экспертных знаний: Дис. … канд. техн. наук. – М., 2002. – 129 с.

33. Ларичев О.И., Асанов А.А. Метод цикл порядковой классификации многокритериальных альтернатив. // Докл. РАН. – 2000. – Т. 375. − №5. – С. 592-596.

34. Кочин Д.Ю. Метод классификации заданного множества многокритериальных альтернатив. / Методы поддержки принятия решений: Сб. тр. Ин-та систем. анализа РАН. / Под ред. О.И. Ларичева. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 4-18.

35. Larichev O.I., Kortnev A.V., Kochin D.Yu. Decision support system for classification of a finite set of multicriteria alternatives. // Decision Support Systems. – 2002. – Vol. 33. − №1. – P. 13-21.

36. Ларичев О.И. Вербальный анализ решений. – М.: Наука, 2006. – 181 с.

37. Ройзензон Г.В. Выбор вычислительных кластеров на основе анализа количественной и качественной информации. / Искусственный интеллект. – Т. 2. – Донецк: Наука і освіта, 2004. – С. 375-379.

38. Асанов А.А., Борисенков П.В., Ларичев О.И., Нарыжный Е.В., Ройзензон Г.В. Метод многокритериальной классификации ЦИКЛ и его применение для анализа кредитного риска. // Экономика и математические методы. − 2001. – Т.37. – №2. – С. 14-21.

39. Ашимихин И.В., Ройзензон Г.В. Выбор лучшего объекта на основе парных сравнений на подмножествах критериев. / Методы поддержки принятия решений: Сб. трудов ИСА РАН / Под ред. О.И. Ларичева. – М.: УРСС, 2001. – С. 51-71.

40. Ройзензон Г.В. Многокритериальный выбор вычислительных кластеров. / Методы поддержки принятия решений: Сб. трудов ИСА РАН. – М.: УРСС, 2005. – С. 68-94.

41. Рингис А.М. Качественные методы принятия решений в процессе организационного моделирования. / Информационные технологии и кибернетика 2006: Сборник докладов и тезисов IV-го Международного научно-практического форума (Днепропетровск, 27-28 апреля 2006 г.). – Днепропетровск: ИТМ, 2006. – С. 61.

42. Петров В.Н. Информационные системы. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

43. Технокон – О фирме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tehnokon.com/company.html. – Загл. с экрана.

44. Технокон – АСУТП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tehnokon.com/asutp.html. – Загл. с экрана.


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.