на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Инновативная диспозиционная структура личности как фактор, определяющий отношение к нововведениям


Изучение конкретных инновационных установок в области профессиональной деятельности предположительно соответствует низшему уровню диспозиций (См. схему).

Надо полагать, что и в случае инновативной диспозиционной системы также наблюдается воздействие высших уровней иерархии диспозиций на нижележащие конкретные установки (Советова, 1986).

Конкретные инновационные установки, видимо, в большей степени зависят от особых требований среды и глубинных параметров личности, они более изменчивы под воздействием частных условий деятельности. Видимо, готовность к изменениям в конкретной деятельности будет выше, если этому способствует ценностно-ориентационная структура, то есть когда инновативная диспозиция внутренне согласована.

Перестройка диспозиций низших уровней должна характеризовать собой начальный этап изменения отношения к конкретным нововведениям, когда конкретная профессиональная деятельность в меньшей степени регулируется ценностно-ориентационной структурой. Ценностные ориентации также обладают приспособительной функцией на уровне макросоциума и могут способствовать или препятствовать изменениям на уровне конкретных инновационных установок.

Надо полагать, что обобщенная инновационная диспозиция определяется и более общими факторами, например, особенностями мировоззрения личности.

Вполне возможно, что диспозиции к нововведениям разных уровней по-разному связаны с личностными особенностями, но в то же время есть и такие личностные качества, которые присущи либо инноваторам, либо консерваторам.


6. Эмпирическое исследование диспозиционной инновационной системы

6.1 Обоснование методологического подхода и подбора инструментария. Описание исследования

Исследуя инновативные диспозиции, мы должны, следовательно, в согласии общей диспозиционной концепцией выделять обобщенную диспозицию в отношении позитивно-негативного отношения к изменению условий жизни и деятельности личности в достаточно широком диапазоне. Вместе с тем надо фиксировать диспозиции именно к нововведениям в более строгом понимании этого термина, то есть к планируемым модернизациям в относительно четко очерченных рамках по сферам деятельности, направленности самих нововведений etc.

Соответственно на высшем диспозиционном уровне можно выделить обобщенные диспозиции, выражающие предрасположенность личности к изменениям в самом широком смысле.

На среднем уровне можно рассматривать оценочные характеристики отношения к инновациям в различных сферах жизнедеятельности.

Изучение конкретных инновационных установок в области профессиональной деятельности предположительно соответствует низшему уровню диспозиций.

Надо полагать, что и в случае инновативной диспозиционной системы также наблюдается воздействие высших уровней иерархии диспозиций на нижележащие конкретные установки.

Конкретные инновационные установки, видимо, в большей степени зависят от особых требований среды и глубинных параметров личности, они более изменчивы под воздействием частных условий деятельности. Видимо, готовность к изменениям в конкретной деятельности будет выше, если этому способствует ценностно-ориентационная структура, то есть когда инновативная диспозиция внутренне согласована.

Перестройка диспозиций низших уровней должна характеризовать собой начальный этап изменения отношения к конкретным нововведениям, когда конкретная профессиональная деятельность в меньшей степени регулируется ценностно-ориентационной структурой. Ценностные ориентации также обладают приспособительной функцией на уровне макросоциума и могут способствовать или препятствовать изменениям на уровне конкретных инновационных установок.

Надо полагать, что обобщенная инновационная диспозиция определяется и более общими факторами, например, особенностями мировоззрения личности.

Вполне возможно, что диспозиции к нововведениям разных уровней по-разному связаны с личностными особенностями, но в то же время есть и такие личностные качества, которые присущи либо инноваторам, либо консерваторам.

В исследовании были использованы следующие методики и методы: личностный опросник Р. Кеттела, тест Дж. Роттера, методика измерение обобщенной инновационной диспозиции (МИОИД); методика измерения отношения личности к новому социальному времени; методики незаконченных предложений «Отношение личности к изменениям». Анализ и выводы делались на основе статистической обработки полученного экспериментального материала.

На первом этапе с помощью 3 социологических опросников измерялись диспозиции разных уровней.

Процедура измерения диспозиций разных уровней предполагает использование разных методик.

Высший уровень диспозиций – с помощью методики измерения обобщенной инновационной диспозиции (МИОИД), что позволило дифференцировать инноваторов, радикальных инноваторов, умеренных инноваторов и консерваторов.

Измерения среднего уровня диспозиционной иерархии – оценочные характеристики отношения к инновациям в различных сферах жизни, фиксировались по специальной процедуре на основе вопросника, разработанного коллективом авторов социологической ассоциации, анкеты Института социологии, оригинального опросника «Отношение личности к новому социальному времени» [32].

На нижнем уровне инновационной диспозиционной иерархии измерения проводились с помощью полустандартизированного интервью, по результатам которого выводились показатели субъектно-объектной позиции и силы конкретной инновационной установки и с помощью методики незаконченных предложений «Отношение к изменениям».

Второму этапу исследования соответствовало измерение личностных характеристик, включающих 2 методики – опросник Кеттела и методика экстернальности-интернальности Роттера.

Опросник Кеттела построен на основе «теории личностных черт», согласно которой личность описывается как совокупность первичных свойств, определяющих ее внутреннюю сущность и поведение, опросник является одним из наиболее распространенных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

1. Интеллектуальный блок: факторы: В-общий уровень интеллекта; М – уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С – эмоциональная устойчивость; О – степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G – степень социальной нормированности и организованности.

3. Коммуникативный блок: факторы: А – открытость, замкнутость; Н – смелость; L – отношение к людям; Е – степень доминирования – подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N – динамичность.

Методика исследование уровня субъективного контроля Роттера позволяет определить, насколько человек ответственен, выяснить, насколько он «владеет собой» в различных профессионально значимых ситуациях, оценить степень его активности и эмоциональной зрелости.

Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. УСК является характеристикой, которая определяет степень независимости человека, его самостоятельности, ответственности и активности в достижении целей.

Обобщенные результаты исследования позволяют выделить характеристики типов людей по отношению к инновациям и тем самым построить модели отношения к инновациям у разных типов обобщенной инновационной диспозиции – инноваторы, радикальные инноваторы, умеренные инноваторы, консерваторы (Приложение V).

Исследование проводилось совместно с департаментом по работе с персоналом ФСК ЕЭС в рамках запланированного обследования резервных кадров.

Выборка в составе 378 человек не является репрезентативной, но достаточно однородна по профессиональному признаку. Большинство испытуемых – мужчины (73%) в возрасте 24–54 лет граждане России, проживающие в Саяногорске, Абакане, Красноярске, Новосибирске, Улан-Удэ, Омске работающие в ОАО ФСК ЕЭС.

Однородность состава испытуемых не является препятствием к проверке основных гипотез исследования, так как главное направление решаемых задач – выявление связей между диспозициями разных уровней с учетом общеличностных особенностей.

Основная гипотеза исследования состояла в то что, отношения к инновациям на разных уровнях обобщенной инновационной диспозиции (инноваторы, консерваторы) обуславливается отношением к инновациям в различных сферах жизни личности, оценкой восприятия изменений и личностными особенностями (интеллектуальным, эмоционально-волевым, коммуникативным характеристиками и локус контроля).

Предполагается, что:

-  инноваторы имеют следующие характеристики:

включены в новое социальное время. Склонны видеть позитивные изменения там, где они большинством не замечаемы. Имеют абстрактное мышление, гибкие, готовы к сотрудничеству, легко приспосабливаемы, коммуникабельны, с тенденцией к независимости, легко воспринимающие жизни, склонны к непостоянству, имеют тягу к риску и острым ощущениям, готовые пробовать новое. Имеют скорее высокий уровень экстернальности.

-  Консерваторы имеют следующие характеристики:

соответствуют новому социальному времени и имеют среднюю неудовлетворенность новым социальным временем. Имеют высокие оценки в восприятии изменений в реальной жизни. Для них характерна некоторая ригидность мышления, склонность к обособлению, постоянству, конформность, практичность, неприятие перемен, тенденция возражать против изменений и откладывать их «на потом». Имеют скорее низкий уровень экстернальности.


6.2 Анализ и интерпретация результатов по МИОИД и методике отношения личности к новому социальному времени

Таблица 1. Распределение по МИОИД.

Условное наименование типа диспозиции

Значение по школе МИОИД (балл)

Численность

Процентное выражение

Консерваторы 13–21 124 32,8%
Умеренные 22–24 146 38,6%
Инноваторы 25–27 77 20,4%
Радикальные инноваторы 28–34 31 8,3%

Главный вывод из рассмотрения распределения обобщенной инновационной диспозиции состоит в том, что умеренные и консервативные диспозиции доминируют у участников исследования (38,6% и 32,8% соответственно) (табл. 1).

По результатам методики измерения обобщенной инновационной диспозиции можно составить словесные портреты разных типов отношения к нововведениям.

По результатам методики измерения обобщенной инновационной диспозиции можно составить словесные портреты разных типов отношения к нововведениям.

«Консерваторы». Приведем словесный портрет представителя первой группы, с наиболее низким баллом (13). Он согласен с тем, что стабильность, устойчивость в жизни всегда лучше нестабильности, неустойчивости. Симпатизирует тем, кто сомневается в полезности (целесообразности) смелых начинаний и нововведений, проявляет разумную осмотрительность. Совершенно не согласен с тем, что надо действовать решительно и смело, как и с тем, что верна пословица: «старое под новое не подкрасишь». Отвергает суждение, что только те, кто боится риска, действуют но пословице: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Не считает, что успешность нового начинания, как правило, больше зависит от собственных усилий инициаторов этих начинаний, чем от внешних условий.

«Радикальные инноваторы». Словесный портрет представителя этой группы (34 балла) таков: совершенно не согласен с тем, что тот, кто сомневается в полезности (целесообразности) смелых начинаний и нововведений, проявляет разумную осмотрительность. Не считает, что стабильность, устойчивость в жизни всегда лучше нестабильности и неустойчивости, полагает, что надо действовать решительно и смело – убрать камни с пути разом и не симпатизирует тем, кто проявляет разумную осторожность и осмотрительность в делах. Совершенно не согласен с тем, что нововведения разумно осуществлять лишь в том случае, если полезный результат ожидается в ближайшем будущем, а не в отдаленной перспективе. Считает верной пословицу: «старое под новое не подкрасить». Поэтому нужно решительно вводить новое. Не согласен с тем, что только те, кто боится разумного риска, действуют по пословице: «семь раз отмерь, один отрежь».

«Умеренные». Согласен с утверждением, что тот, кто сомневается в полезности (целесообразности) смелых начинаний и нововведений, проявляет разумную осмотрительность. В то же время считает, что если жить по принципу «капля камень точит», ничего серьезного не добьешься: надо действовать решительно и смело – убрать камни с пути разом. Пожалуй, согласен с тем, что нововведения разумно осуществлять лишь в том случае, если полезный результат ожидается в ближайшем будущем, а не в отдаленной перспективе. Пожалуй, согласен с тем, что нужно решительно вводить новое. Совершенно не согласен с тем, что успешность нового начинания, как правило, больше зависит от собственных усилий инициаторов этих начинаний, чем от внешних условий. Затрудняется сказать, симпатизирует ли тем, кто проявляет разумную осторожность и осмотрительность в делах. Этот словесный портрет противоречив, но близок к описанию «консерватора».

«Инноваторы» (27 баллов). Не согласен с тем, что тот, кто сомневается в полезности (целесообразности) смелых начинаний и нововведений, проявляет разумную осмотрительность как и с тем, что стабильность, устойчивость в жизни всегда лучше нестабильности и неустойчивости. Пожалуй, не согласен с тем, что надо действовать решительно и смело, что нужно решительно вводить новое и что только те, кто боится разумного риска, действуют по пословице: «семь раз отмерь, один отрежь». Пожалуй, не согласен с тем, что нововведения разумно осуществлять лишь в том случае, если полезный результат ожидается в ближайшем будущем, а не в отдаленной перспективе. Пожалуй, согласен с тем, что успешность нового начинания, как правило, больше зависит от собственных усилий инициаторов этих начинаний, чем от внешних условий. Скорее не симпатизирует тем, кто проявляет разумную осторожность и осмотрительность в делах. Этот словесный портрет довольно близок описанию «радикальных инноваторов».

Следует отметить, что полученные данные не позволяют говорить о характере и виде инновационных диспозиций. На этом уровне обобщенных инновационных диспозиций строго можно вести речь о том, что многие опрошенные видят положительные стороны изменений, не пугаются нестабильности и неустойчивости, готовы к решительным действиям, могут ориентироваться на далекие перспективы, готовы проявлять инициативу. То есть обобщенную инновационную диспозицию можно интерпретировать так, что людей не так уж сильно пугает неопределенность, менее болезненно воспринимается неуверенность в завтрашнем дне, любая инициатива оценивается необязательно как успех или удача, за совершаемым действием предполагается не только желаемый результат, но множественность исходов, в том числе и неблагоприятные, вероятность которых требует специального подсчета. За фиксируемой обобщенной инновационной диспозицией могут стоять как мотивы дальнейшего и скорейшего осуществления начатых преобразований, для уточнения которых требуются специальные и крупномасштабные исследования, а, возможно, и наблюдения за происходящими событиями.

Среди мужчин в выборке больше людей с высокой инновационной диспозицией, чем среди женщин (коэффициент ассоциации 0,28). Значение этого коэффициента сохраняется, если сравнивать консерваторов и радикальных инноваторов среди мужчин и женщин.

Такое распределение по обобщенной инновационной диспозиции позволяет говорить о разнообразном наполнении и представлении инновационных диспозиций высшего уровня, о пластичности диспозиций и ставит вопросы о диспозиционных стилях принятия инноваций.

Диспозиционные стили принятия инноваций исследовались по методике отношения личности к новому социальному времени. При обработке определяется 6 шкал: включенности в настоящее время, соответствия времени, инновативности, фрустрированности, тоски по прошлому, отчужденной консервативности.

Шкала включенности в настоящее время. Высокие оценки свидетельствуют о: общей личной удовлетворенности; положительном отношении к происходящим изменениями принятие их, чувстве социальной и физической защищенности; чувстве сопричастности к нововведениям разного рода и уровня, которые оказались полезными для себя и своей семьи. Для включенных в настоящее время людей характерно: уверенность в целесообразности совершающихся перемен как для себя, так и в целом; высокий уровень активности; стремление к самореализации и самоутверждению; перспективное планирование будущего, основанное на личных возможностях.

Шкала соответствия времени. Высокие оценки означают: интенсивный и благополучный поиск новой идентичности и самоидентичности; ориентацию на одобрение новой референтной группы; стремление при любых условиях соответствовать новым обстоятельствам; потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с преуспевающими людьми; принятие системы ценностей и норм поведения, преобладающих в данное время. Для соответствующих своему времени людей характерно поведение, одобряемое их новой социальной группой в зависимости от степени заинтересованности в достижении формирующихся целей и от предполагаемого выигрыша или ущерба.

Шкала инновативности. Высокие оценки означают: активное вхождение в обновленное время; принятие особенностей нового общества; настроенность на расширение и углубление происходящих изменений; стойкое чувство уверенности в открывающихся для себя возможностях; умеренную критичность собственного поведения и поведения своих близких и единомышленников; готовность к самопреобразованию; желание самоактуализации и достижения материального благополучия; открытость к взаимовыгодному сотрудничеству с широким кругом предполагаемых партнеров; внутренний контроль за своим поведением по одобряемым в настоящий момент нормам; наличие современных целей и задач и готовность их осуществить.

Шкала фрустрированности. Высокие оценки говорят о дисгармонии личности. Такие люди характеризуются потерей четких ценностных ориентации, апатией, усиливающейся политической индифферентностью, все большим ощущением безнадежности и собственного бессилия в настоящем, потерей благоприятной перспективы. Это сопровождается пониженной самооценкой; запутанной и слабо выраженной самоидентификацией; нереализованными и невостребованными способностями и склонностями.

Шкала тоски по прошлому. Высокие оценки свидетельствуют о: слабых связях с современной действительностью, изолированности от основных событий; внутреннем дискомфорте из-за девальвации привычных ценностей и норм и невозможности обрести новые. В этом случае прошлое рисуется в розовых тонах, в настоящих подчеркивается намеренно и претенциозно самые мрачные стороны; нагнетается предсказание кризиса и отрицательных перспектив.

Шкала отчужденной консервативности. Высокие оценки означает неприятие меняющегося общества; желание сохранить и восстановить ценности и установки привычного мировоззрения и времени; рассогласование уровня притязаний и реальных возможностей; неуверенный поиск новой идентичности; сомнение в своем статусе и диспозиции; повышенное доверие к атрибутам внешнего контроля и отрицательных санкций; желание распространить привычные ценности и нормы на несоответствующие им обстоятельства и, как следствие, искаженная оценка действительности. Для таких людей характерна невозможность удовлетворить свои потребности и решить острые жизненные проблемы, ощущение покинутости, нетерпеливость, агрессивность.

Сумма баллов по первым трем «положительным» шкалам определяет общий уровень удовлетворенности новым временем, а по последним «отрицательным» – неудовлетворенность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.