на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Факторы формирования социально-психологического климата в строительных бригадах


В русском языке понятие «конфликт» появилось только в конце XIX в. Само слово «конфликт» происходит от латинского conflict, что обозначает столкновение, разногласие[34].

Понятие «конфликт» является одновременно и научным и обыденным. В обыденной речи оно используется в различных контекстах и даже метафорически. Говорят, например, о конфликте взглядов, цветовых сочетаний, о конфликте поэзии и прозы жизни и т.д. В науке оно применяется также широко, получая в различных сферах разнообразные толкования и трактовки.

Как показывает анализ специальной литературы, понятие «конфликт», несмотря на его широкое распространение и актуальность, не имеет четкого и более или менее универсального определения.

Ф. Тейлор и М. Вебер видели в конфликтах разрушительные свойства и в своих учениях предлагали меры к «полному» устранению конфликтов из жизни организации.

Бихевиористская, а затем и современные школы управления установили, что в большинстве организаций конфликты могут иметь и конструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. [10; с. 227-273]

Вот, например, некоторые из них:

«Конфликт используется для описания поведения групп, которые идут одна против другой, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида» [23, с. 127].

"Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть конкретные лица или группы"[11]

 «наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности» [1, с. 158]

«противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми субъективно значимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями» [6, с. 15]

«способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте» [14, с. 112]

«важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [24]

Проанализировав эти определения, можно сделать некоторое обобщение. Конфликт - это

·состояние противоборства или борьбы;

·форма взаимоотношения людей, находящаяся в дисгармоничном состоянии;

·противоречие идей, целей, ценностей;

·столкновение противоположностей;

·состояние эмоциональной напряженности;

·способ достижения единства.

Также из анализа определений конфликта можно сделать вывод, что конфликт – это не всегда плохо, а иногда даже необходимо. Такая характеристика взаимодействия людей может не только препятствовать развитию общества, но и помогать ему. В состоянии конфликта могут изменяться взгляды и позиции людей по многим вопросам, тем самым изменяя сложившийся образ жизни.

·Прежде всего, конфликт является плодоносной почвой для возникновения социальных изменений. Если люди недовольны условиями жизни или политикой, которая кажется им глупой, они должны вступить в борьбу с существующим порядком, иначе им не добиться изменений к лучшему. Почти каждый новый закон в Конгрессе США принимается после продолжительных дебатов и перекрестного давления групп с оппозиционными интересами.

·Вторая положительная сторона социальных конфликтов состоит в том, что при их помощи удается примирить законные интересы людей. Большинство конфликтов не кончается тем, что одна сторона выигрывает, а другая проигрывает. Обычно при удовлетворении интересов обеих сторон удается достигнуть некоего синтеза – вырабатывается интегративное соглашение, соответствующее интересам первой и второй стороны и. следовательно, тех больших групп, представителями которых они являются.

·Третьей положительной стороной конфликта является то, что благодаря уже описанным благотворным функциям конфликт сплачивает группу. Без способности к социальным изменениям и без примирения и согласования индивидуальных интересов групповая солидарность будет слабеть, а вместе с этим уменьшается и эффективность действия группы, и удовольствие от пребывания в группе. [11, с. 198-215].

В зарубежной психологии на данный период популярно выделение пяти способов поведения в конфликтной ситуации:

·Приспособление. Стремление к принесению в жертву своих интересов ради интересов другого человека.

Конкуренция (соперничество). Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека.

·Компромисс.

·Избегание. Характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

·Сотрудничество. Стремление найти такой вариант, который бы полностью удовлетворял как собственные интересы так и интересы другого человека.

Рис.1 Способы поведения в конфликтной ситуации:

Конкуренция, противоборство (соперничество) сотрудничество
КОМПРОМИС
уклонение, избегание приспособление, уступчивость

При таких формах поведения как конкуренция, приспособление один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает. Приспособление - стиль разрешения межличностного конфликта, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль типа «невыигрыш - выигрыш» безусловно, носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Он помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако в то же время воспринимаются как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

Стиль компромисс заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Его реализация связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его используют, оцениваются окружающими в целом благоприятно. В отличие от стиля, ориентированного на сотрудничество, при компромиссе нет взаимной удовлетворенности, но и нет неудовлетворенности каждой их сторон. Это стиль типа «невыигрыш-невыигрыш». Во многих ситуациях он позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно когда одна из сторон имеет явные преимущества [10; с. 227-273]. Компромисс предполагает уступки с обеих сторон и при таком поведении в конфликте обе стороны в чем-то проигрывают.

При избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха.

Только ситуация сотрудничества дает возможность обеим сторонам оказаться в выигрыше[24].

Когда люди пытаются разрешить конфликт с помощью соперничества, стремясь добиться выгоды за счет другого, они используют такие действия и контрдействия, которые усиливают конфликт. Такое усиление его интенсивности мы называем эскалацией. Эскалация конфликта сопровождается рядом трансформаций, каждую из которых трудно, но не невозможно, ликвидировать. Конфликт не обязательно должен иметь пагубные последствия, но если уж он носит тяжелый характер, то может превратиться в кошмар. И так как разрушительные конфликты, хотя и происходят значительно реже, чем их собраться – конструктивные конфликты, могут оказаться гибельными для вовлеченных в них людей.

Большинство социальных контактов обходятся без конфликтов. Более того, если конфликты и случаются, их удается разрешить без боли и вражды, и таким образом они играют положительную роль.

Может казаться парадоксальным, что конфликт способен иметь и отрицательные и положительные стороны, но парадокс этот кажущийся, чем реальный. Дело в том, что негативные последствия конфликта часто подавляют его позитивные функции, а эти негативные последствия вызываются применением жестоких тактик соперничества. Трудно, конечно, радоваться положительным сторонам конфликта, если он выливается во взаимные оскорбления, угрозы и даже насилие.

1.4 Гендерная специфика деятельности строительных бригад

Сколько существует человек, столько он нуждается в крове. Конечно, профессия строителя не для малодушных. Это трудно: и в снег, и в ветер, и в жару не отступать, не сдавать позиций. Из года в год меняются строительные технологии. И хотя основные строительные материалы остаются прежними - цемент, песок, гипс, появляется много новых материалов, которые упрощают строительный процесс и повышают качество выполняемых работ. Новые машины и механизмы также облегчают труд строителя.

Строитель — мирная профессия, вместе с тем, ответственная и сложная. Эта профессия, требующая знаний, опыта и выносливости, во все времена была востребовано обществом и пользовалась заслуженным уважением. Молодое поколение строителей, перенимая опыт заслуженных ветеранов, использует в своей работе новые современные технологии и строительные материалы, стремится к повышению качества возводимых объектов.

При всем при этом, современный строитель должен быть очень терпелив и коммуникабелен. Ведь всегда необходимо найти положительный контакт с партнерами, чтобы судьба дальнейших проектов решалась позитивно и взаимовыгодно. Это общая концепция работы в современных условиях.

И все-таки строитель — это мужчина. Трудно представить женщину в роли каменщика, плотника, кровельщика, монтажника, плотника. Производственные операции каменщик выполняет при помощи ручных инструментов: кельмы, молотка, ковшей - лопаты и расшивки. Чрезмерно важную роль играет глазомер, нужны сила, ловкость, согласованность и взаимозаменяемость в работе обеих рук. Профессия плотник существует на земле более 5 тысячи лет. Русские деревни и города строились плотниками. А основной инструмент у плотника - топор. "Топорная работа" - сегодня это выражение, когда речь идет о плохой, грубой, некачественной работе. Кровельщики завершают основные строительные процессы, возводят крышу - будь то черепица, металл или другие материалы. Монтажники разного рода систем проводят основные коммуникации - воду, вентиляцию, газ, электричество, связь.

И все же женский труд часто остается также востребован в строительстве. Красота города, облик его улиц и площадей зависит от работы строителей-отделочников. Нет ни одного здания, где бы не был использован труд, штукатура, маляра. Маляры, штукатуры, облицовщики производят отделочные работы и придают внутренним помещениям вид, приемлемый для обитания. Именно со штукатурных работ начинается отделочных цикл на строящемся объекте. Штукатуру необходимо обладать способность к тонкому восприятию оттенков серых тонов, по которым отливаются растворы разного состава. Количество извести, цемента, гипса, мела и других материалов в растворе опытный штукатур может определить на глаз по его оттенку.

По мнению бригадиров, мастеров, начальников участков производительность труда на сегодняшний день в строительстве составляет от 20 до 30%. При использовании современной техники, инструментов, технологий она может вырасти в разы, но все равно основой низкой производительности труда в российском строительстве остаются кадры. Женский и мужской труд остается по-прежнему востребован в строительстве. Тонкие, художественные, отделочные работы отданы для женских рук, тогда как основные работы по возведению зданий по-прежнему — мужские.

Рассмотрим термин Производственная бригада — тип низового структурного подразделения в организациях промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.д. Бригада представляет собой постоянный или временный коллектив рабочих, выполняющих общее производственное задание и несущих совместную ответственность за результат своего труда. Члены бригады могут иметь как одинаковые, так и различные профессии.

Специализированные бригады — выполняют однородные процессы, изготавливают определенную продукцию, строительные или иные работы.

Комплексные бригады — выполняют разнородные работы, как правило, смежные или близкие по технологии.

Если на производстве бригада — это постоянная внутренняя единица, в которую вливаются и из которой уходят работники, где меняются бригадиры, то в строительстве, как правило, на объект приходят готовая сплоченная бригада и так же целиком уходит. Это ближе психологии маленького партизанского отряда, который автономно присоединяется к крупному объединению.

Положительными факторами бригадной организации труда являются использование возможностей самоорганизации трудового коллектива, совмещение смежных профессий, взаимная помощь, обучение молодежи, благоприятный психологический микроклимат. Бригадная организации труда помогает улучшить дисциплину, сократить прогулы, простои. В то же время отрицательные факторы — снижение индивидуальной ответственности рабочего, преувеличенная роль бригадира, усиление напряженности между рабочими и администрацией.

Психология деятельности строителей.

При рассмотрении этой темы необходимо рассмотреть психологические особенности строителя, осуществляющего особый вид трудовой деятельности. Рассматривая личность строителя, необходимо выделить личностные особенности этой категории людей.

Некоторые психологии считают, что нецелесообразно проводить исследования особенностей психических функций или психологических черт личности строителя, так как отсутствует реальная потребность в такой работе. Ведь главный смысл, социальный заказ и направленность «дифференциальных» исследований личности, ее свойств и психических функций – это отбор и подбор людей на соответствующие позиции. Но задачи подбора строителей в данный период времени не существует. Она, в соответствии с природой самого строительства, решается методом естественного отбора. Поэтому оптимальным является динамический подход, следование за строителем по пути его карьеры.

Интересно в данном контексте рассмотреть социальную роль строителя – термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. И в то же время, вводя понятие индивидуального стиля исполнения ролей, этот подход оставляет достаточно широкое пространство для понимания большого спектра вариаций и различий, наблюдаемых в поведении людей, эти роли исполняющих. Какие бывают строители?

В современной России мы можем обнаружить строителей гастарбайтеров и местных. Обычно делятся на несколько уровней по оплате труда:

·  низкооплачиваемые - «копальщики» чаще всего выходцы из Азии

·  среднеоплачиваемые - «каменщики», «плотники», «бетонщики» - выходцы из Белоруссии, Украины и Молдавии

·  высокооплачиваемые — славянские бригады, в основном местные.

Наблюдая Человека - строителя, мы действительно можем увидеть у него определенные качества, которых нет, во всяком случае, в таком сочетании, у представителей других профессий.

Строитель - это наемный работник, и первое качество, которым он должен обладать – готовность действовать в условиях жестких требований заказчика, умение выполнять работу точно, в срок, с наименьшими материальными потерями. Два других качества наиболее явно определяются по мере развития зрелости строителя. От развития этих качеств впрямую зависит не только успешность, но и само выживание строителя. Это, конечно, умение работать в непривлекательных и даже экстремальных условиях работы, такие как химическое загрязнение, грязь, тяжелый физический труд, работа на открытом воздухе, вдалеке от гигиенических условий. Не каждый человек психологически готов выдерживать подобные ограничения и по состоянию здоровья длительные годы работать по выбранной специальности. Далее, конечно это профессиональная компетентность и готовность к постоянному обучению, повышению квалификационного уровня, в условиях конкуренции, появлении новых строительных материалов, освоение новых технологий и правил строительства, стандартов качества. Также, без сомнения, умение ладить с заказчиком, терпеливо выполняя все его требования. Тут мы наблюдаем важные негативные психологические особенности человека - строителя, во-первых, любой строитель хочет работать поменьше, а получать побольше. Во-вторых : качество результата часто волнует только заказчика. Время — деньги. Строители стараются побыстрее завершить объект большим образом за счет несоблюдения технологий работы. В третьих: проблема краж материалов и инструментов с объекта стройки. В четвертых: строителям небезразлично что они возводят, как правило, работа с частным заказчиком более продуктивна «хозяин -барин». Также можно отметить следующую особенность в последнее время появляется новый тип человека -строителя, часто это выпускники вузов, которые идут в молодые ремонтно-строительные фирмы и прекрасно осваивают рабочие специальности, умело составляя конкуренцию зарубежным фирмам, однако, по своей сути так и оставаясь «вольными художниками».

психологический климат коллектив конфликт


ГЛАВА 2. Исследование гендерной специфики социально-

психологического климата в строительных бригадах

2.1 Организация исследования

База исследования: исследование проводилось на базе строительной компании ООО «ТРойкон». В обследование были включены работники двух строительных бригад: штукатуры-маляры (А) - женская бригада; бригада каменщиков, плотников (В) - мужская бригада. Выборка проведённой диагностики составила: 10 работников. В их числе 5 женщин, 5 мужчин. Все сотрудники работают от 1 и более лет на предприятии. Возраст испытуемых от 18 до 56 лет.

Практической целью исследования выявление гендерной специфики социально-психологического климата строительных бригад.

Задачи эмпирического исследования:

1.  Провести психологическую диагностику женской и мужской строительной бригады;

2.  Исследовать социально-психологический климат, стилей поведения в конфликте на примере строительных бригад.

3.  Исследовать гендерные особенности строительных бригад;

4.  Провести сравнительный анализ полученных результатов исследования.

Исходя из цели и задач исследования, сформулируем гипотезу: в строительных женских бригадах СПК психологически более комфортный, чем в мужских. Нами были подобраны методы исследования, сообразные целям и задачам.

В проведённом исследовании были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование. Опрос носил анонимный характер. Также в процессе диагностики подразделений был применён метод наблюдения. Анализировались: поведение испытуемых, их фразы, обращённые друг к другу, к исследователю.

В качестве методик исследования использовались (см. Приложение):

1.  Анкета удовлетворенности условиями работы;

2.  «ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ» (опросник К. Томаса) для изучения личностной предрасположенности человека к конфликтному поведению. Адаптирована Н.В. Гришиной [34];

3.  Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе, авторы методики О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто [34].

Социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности [34].

Таким образом, социально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентации [23].

2.2 Результаты исследования и их интерпретация

1. Анкета удовлетворенности работой

Далее проинтерпретируем результаты, полученные в ходе анкетирования респондентов. Нас интересовали следующие общие вопросы:




Вопросы

Бригада А (женская) Бригада Б (мужская)
1. Эмоциональная удовлетворенность работой 3,9 2,9
2. Общая оценка СПК 4 1,5
3. К авторитету начальства 3,2 4,1
4. Интерес к работе 1,5 3,2
5. К общему отдыху 3,9 4,1
6. К межличностному общению 4,5 3
7. К взаимопомощи 4,1 4,2
8. Друг к другу 4,1 4
9. К интересам коллектива 4 4,2
9.Отношение к смене работы 3,2 4
10. Частота конфликтов 4,5 4,1
11. Выраженность конфликтов 2,9 4,1
Среднее 4 3,79

По анкете отношение к своей работе у женщин несколько лучше, чем у мужчин, но незначительно.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.