![]() |
|
|
Курсовая работа: Система социального туризма в РФ: история и современностьКурсовая работа: Система социального туризма в РФ: история и современностьКУРСОВАЯ РАБОТА СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РФ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 1.1 Развитие социального туризма в России 1.2 Развитие социального туризма на региональном уровне ГЛАВА II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 2.1 Правовые основы социального туризма в России 2.2 Регулирование социального туризма на региональном и муниципальном уровнях ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [2]. В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. Практика проведения социальных туров в России и за рубежом показывает, что их организация имеет свою специфику. Особенно это выражается в работе с ограниченно дееспособными лицами, в том числе с инвалидами. Эффективность этой работы напрямую зависит от наличия и развития соответствующей инфраструктуры. Надо признать, что в России инфраструктура для организации инвалидного туризма отсутствует. Имеющиеся в некоторых общественных местах пандусы не снимают проблему дискомфортного, а чаще невозможного, перемещения людей, например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В результате ущемляются конституционные права и интересы этих людей в их желании путешествовать и постигать Родину. Другая проблема – специализированные кадры. Здесь сказался многолетний «простой» в подготовке специалистов в сфере социального туризма, что естественным образом привело к дефициту профессионального туристского опыта, как пример – обслуживание туристов и экскурсантов с дефектами зрения или слуха. Обратившись к мировому опыту, мы видим демонстрацию примеров заботы о гражданах в удовлетворении их духовных потребностей. Люди всегда стремятся увидеть, узнать родной край, свою страну. Они хотят, чтобы это стало доступно, чтобы путешествия духовно их обогащали, радовали, наполняли яркими впечатлениями. Это – нормальная всеобщая потребность, и она должна быть социально удовлетворена. Несмотря на то, что в России социальный туризм нормативно не определен (проект закона о социальном туризме отклонен), государственная задача по созданию экономически выгодных условий для работы туроператоров по формированию и реализации общедоступных туров на внутреннем рынке остается. Итак, все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы данной курсовой работы. Объект исследования – система социального туризма в РФ. Предмет исследования – исторические аспекты социального туризма, а также правовые основы и вопросы регулирования социального туризма на современном этапе. Цель курсовой работы – рассмотреть систему социального туризма в Российской Федерации, ее исторические аспекты и современный этап. Задачи курсовой работы: 1) рассмотреть развитие социального туризма в России на федеральном и региональном уровнях; 2) проанализировать правовые основы социального туризма в России; 3) охарактеризовать регулирование социального туризма на региональном и муниципальном уровнях. Гипотеза исследования: социальный туризм – это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. Методы исследования, используемые в данной работе: изучение и анализ научной и специальной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение. ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 1.1 Развитие социального туризма в России В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек. Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек. Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями. При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе. БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых». Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития». Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация, которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже: · Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека. · Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам. · Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера. · Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду. · Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности. · Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров [12]. Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях. Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка: · проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма; · отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы; · информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма; · растущие стандарты качества обслуживания социального туризма; · формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем. Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий. Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость. Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов: 1. наличие агентства, уполномоченного производить не необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату); 2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы); 3. носителей и пользователей чеков (отдельные физические лица); 4. предприятий обслуживания по отпускным чекам. Основные принципы функционирования данной системы заключается в следующем: 1. определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму. 2. оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные). 3. работник предприятия рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку. 4. полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т. д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия. Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания [19]. Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. 1.2 Развитие социального туризма на региональном уровне В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Подчеркивая значимость туризма как экономической категории, нельзя недооценивать его социальную составляющую, возрастающую роль в развитии человека, формировании уровня и качества его жизни. По данным зарубежных исследований, Россия занимает 55-е место в мире по уровню реальных доходов, 101-е место в мире по уровню качества жизни [12]. Туризм на коммерческой, рыночной основе для большинства населения недоступен. Данная тенденция имеет распространение и на региональном уровне. В социально-экономическом отношении Забайкальский край является одной из неблагополучных территориальных единиц РФ. Согласно данным исследования проведенного в 2007 году туристической фирмой «Вокруг света», объем туристов въезжающих в Забайкальский край увеличивается (преимущественно жители регионов с высоким уровнем жизни, иностранные туристы), а количество жителей Забайкальского края, пользующихся услугами туризма, уменьшается. По мнению исследователей, данная тенденция связана с низким уровнем жизни населения края, возрастанием цен на туруслуги и уменьшением доходов большей части населения [14]. Особенно обделенными в данной ситуации оказываются социально уязвимые категории жителей региона: пенсионеры, молодежь, семьи с детьми и др. Чтобы существенно изменить сложившееся положение, необходимо развитие социального туризма, как в России в целом, так и на региональном уровне. На данном этапе развития научного знания понятие «социальный туризм» не имеет однозначного толкования в научной и специальной литературе, а также в нормативно-правовых документах. Наибольшее распространение к трактовке данного понятия получили два подхода – широкий и узкий. В основе определения социального туризма были использованы следующие документы: декларации Всемирной туристской организации, принятые на международных конференциях в Брюсселе (1963), Маниле (1980), Акапулько (1982), Софии (1985), Гааге (1989), Монреале (1996), Санкт-Петербурге (1997). Социальный туризм в широком понимании отражает массовый характер потребления туристских услуг. Суть его в том, чтобы сделать туризм доступным для как можно большего количества людей [16]. Согласно узкому подходу социальный туризм – деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными организациями в интересах социально уязвимых слоев населения, с целью реализации их прав на отдых, в той или иной мере субсидируемая из средств, выделяемых государством на социальные нужды и/или иных источников финансирования. Возрождение и развитие социального туризма на региональном уровне позволяет решить как социальные, так и экономические проблемы региона. Сегодня туристические фирмы в основном ориентированы на высокодоходный зарубежный туризм, значительная часть капитала остается вне страны, ориентация на развитие внутреннего туризма, по мнению ряда исследователей, позволит значительно увеличить доходные поступления в бюджет региона. Стоит сделать акцент на положительном влиянии социального туризма на состояние социальной сферы. Социальный туризм способствует сокращению безработицы, улучшению демографической ситуации, борьбе с беспризорностью, развитию системы образования, решению проблемы занятости в регионе и др. Вместе с тем за последнее десятилетие социальный туризм в России практически прекратил свое существование. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация – социальное государство, не поддается реализации, если рассматривать права граждан, относящиеся к сфере туризма. Если в 1989 г. около 89% объема предоставляемых туристских услуг дотировалось органами социального страхования, профсоюзами, предприятиями и организациями, то в настоящее время такая социальная поддержка предоставляется фондом социального страхования лишь отдельным категориям населения, пользующимся путевками в санаторно-курортные организации и оздоровительные учреждения, находящиеся на территории РФ [10]. Сегодня развитие социального туризма в России и ее регионах сдерживается практически полным отсутствием правового обеспечения данной сферы. Очевидна необходимость реорганизации и совершенствования системы управления социальным туризмом, как на федеральном, так и региональном уровнях. Практически отсутствует теоретическая разработка форм предоставления социального туризма в новых экономических условиях. Теория и формы социального туризма, наработанные в рамках советской системы, устарели и не пригодны для применения в настоящей социально-экономической ситуации. Они требуют коренной переработки и осмысления для выработки методов, адекватно соответствующих новой модели общественного и государственного строя. В связи с этим, сегодня особо актуальными является теоретическое и практическое исследования социального туризма, как в России в целом, так и на региональном уровне. ГЛАВА II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 2.1 Правовые основы социального туризма в России Согласно Всемирному совещанию по туризму, созванному Всемирной туристской организацией в Акапулько (Мексика) в 1982 г., провозглашается «право на отдых, досуг, оплачиваемый отпуск и на создание законодательных положений для облегчения доступа к проведению отпусков всеми слоями населения». В данном документе также подчеркивается необходимость признания государствами не как роскоши, а как обычной потребности права всех своих граждан на проведение отпуска. Для этого должны быть приняты соответствующие меры административного, законодательного и финансового порядка, направленные на обеспечение доступа все более широких слоев населения к путешествиям. В документе сказано о необходимости переориентации туристских инвестиций для создания более льготных структур расценок, для вовлечения в туризм людей со средними и низкими доходами. Характеризуя значение туризма как отрасли рыночной экономики, необходимо отметить его социальную значимость, возрастающую роль в духовном и физическом развитии личности, формировании уровня и качества жизни. Туризм во многих странах превратился в необходимую социальную потребность людей, составляющую их образа жизни. В Российской Федерации современное самостоятельное развитие отрасли без государственной поддержки привело к выживанию преимущественно коммерческих форм и видов туризма. Не реализуются не только целевая функция туризма — воспроизводство биосоциального потенциала человека, но и экономические функции туризма в национальном и региональном масштабах, что привело к уменьшению доступности туристских услуг для большей части населения. Большинство туристских организаций в процессе приватизации превратились в чисто коммерческие предприятия, для которых главной целью деятельности является получение прибыли. В результате роль туризма, объем его услуг за годы реформы значительно упали. На долю России приходится менее 1% мировой туристской продукции. Ухудшается материальная база туризма, свыше 80% ее нуждается в капитальном ремонте и модернизации [13]. Социальному туризму, как фактору развития общества, не уделяется должного внимания, что несет в себе массу негативных социальных моментов. Потребность людей в отдыхе является наименее удовлетворенной среди основного круга социальных потребностей. Около 80% населения являются потенциальными клиентами социальных форм туризма, но на практике реализуют свой отдых только каким-либо самодеятельным способом, даже не задумываясь об услугах туристских фирм. Объективный анализ позволяет сделать вывод, что стихийное развитие туризма в России за несколько «переходных лет» не только не приносит выгод никому, кроме предпринимателей, но и наносит вред обществу, поскольку валюта уходит за рубеж, отечественный турпродукт не сформирован и разрушается, новые рабочие места создаются лишь на предприятиях, обслуживающих выезжающих российских путешественников. Общая неудовлетворенность в отдыхе влечет за собой и другие проблемы. Это вопросы сохранения и профилактики здоровья населения, рационального использования свободного времени, удовлетворения образовательных и культурных потребностей, проблемы снижения жизненной активности и межличностных контактов и многие другие [19]. Развитие системы социального туризма можно считать одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Одним из начальных этапов разработки и реализации политики является создание адекватного законодательства. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль социального туризма, позволяет сделать вывод о ее несовершенстве. Основным недостатком является то, что нормативно-правовые акты не содержат конкретных подходов к разработке комплексных механизмов создания системы социального туризма на территории Российской Федерации. Основным правовым документом является Конституция Российской Федерации. В области социальной политики государства этот документ закрепляет следующие направления деятельности государства: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1]. Каждый гражданин имеет право на отдых [Статья 37 Конституции РФ]. Кроме того, в Российской Федерации поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [Статья 39 Конституции РФ]. К федеральным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере социального туризма, относятся: — Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [2]. В данном законе дается определение социального туризма, а также поддержка социального туризма провозглашается приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности. — Федеральный закон от 9.01.1996 г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), в т.ч. и туристского продукта, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [5]. — Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, устанавливает единый порядок размещения заказов, в т.ч. в сфере социального туризма [6]. — Федеральный закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», устанавливающий основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления [3]. — Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В законе вводится понятие «набор социальные услуги», определяемое как перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, одной из которых является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение вышеназванным категориям граждан [7]. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |