на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Политический аспект расширения ЕС: история и современность


На развитие политической интеграции повлиял доклад премьер-министра Бельгии Л. Тиндемаса, который и не был одобрен правительственными кругами стран-членов, но свидетельствовал о намерении трансформации Европейского Сообщества в Европейский Союз. В своем докладе Тиндемас предложил построение Европейского Союза не путем принятия новых договоров, а усилением уже имеющихся институтов и развитием политического сотрудничества, механизм которого должен был осуществляться в единых институциональных рамках. Им также было предложено выделить группу стран-членов, наиболее развитых, которые готовы к ускоренным темпам валютной и экономической интеграции. Однако, как было сказано выше, данный проект не получил значительной поддержки среди правящих кругов.

Ключевым событием в развитии евроинтеграционных процессах стало принятие Единого европейского акта 17 февраля 1986 года в Люксембурге, который вступил в силу 1 июля 1987 года после ратификации национальными парламентами.[53] Подписывая данный акт страны-участницы Сообщества изъявили желание трансформироваться в Европейский Союз на основе Европейского Сообщества и системы Европейского политического сотрудничества, которому в акте выделялось особое значение, в частности в сфере внешней политики. Если раньше такое сотрудничество осуществлялось в рамках Европейского совета неофициально, то после 1986 года оно впервые получило законодательную основу и должно было регулироваться на основе международного договора. Единый акт легитимизировал новый институт Сообщества – Европейский Совет; был также основан Суд первой инстанции, который должен был рассматривать трудовые и административные иски; расширены полномочия Европейского Парламента, который теперь мог утверждать договоры об ассоциации и принятии новых членов в Сообщество, а также принимать участие в разработке правовых актов по поводу функционирования внутреннего рынка Европейского Сообщества. Была установлена процедура сотрудничества между Европейским Парламентом и Советом Министров в области реализации общего рынка и общей политики.

Существенным принципом Единого европейского акта стал второй раздел, в котором была прописана цель развития Европейского Сообщества путем повышения эффективности коммунитарных институтов. Пересматривалось соотношение полномочий между Советом, Комиссией и Европарламентом. Теперь он мог принимать поправки к решениям Совета абсолютным большинством голосов или отклонять их.

Большое внимание в Едином европейском акте уделялось механизму функционирования Европейского политического сотрудничества. Согласно этой процедуре предусматривалось, что министры иностранных дел и члены Комиссии должны собираться не менее четырех раз в год по поводу решения вопросов в области внешней политики. В структуре Европейского политического сотрудничества образовался новый институт – Политический комитет, который регулярно собирал директоров политических департаментов МИДов с целью осуществление последовательной деятельности и подготовки вопросов для обсуждения на сессии министров иностранных дел.

Единый европейский акт провозглашал необходимость координирования политики Сообщества и Европейского политического сотрудничества.[54] Между ЕПС и институтами Сообщества впервые предусматривалась прямая связь, а глава Комиссии официально принимал участие в деятельности ЕПС.[55] Также расширилась сфера деятельности, в которую входили непосредственно вопросы европейской безопасности, которые в большей степени касались политических, экономических аспектов безопасности, а военное сотрудничество продолжало развиваться в рамках сотрудничества с НАТО и Западноевропейским Союзом.

Средиземноморское расширение, наиболее длительное по временным рамкам, значительно расширило границы Европейского Сообщества. В свою очередь, вступление Греции, Испании и Португалии в ЕС способствовало нормализации экономической и политической обстановки в этих странах.

Принятие Единого европейского акта стало важным событием на пути углубления интеграции, которое дало возможность определить стратегический курс и политику сообщество на много лет вперед. Единый европейский акт в дальнейшем лег в основу Маастрихтских соглашений.

Таким образом, в середине 70-х гг. в процессе углубления политической интеграции наметились существенные сдвиги, о чем свидетельствует создание высшей политической инстанции Сообщества – Европейского Совета, полномочия которого охватывали практически все сферы сотрудничества. Расширение состава Европейского экономического сообщества, увеличение количества стран-членов ЕЭС стимулировало процессы углубления политической интеграции. В 1980-е гг. произошло еще более значительное событие – подписание Единого европейского акта, который реформировал установочные Римские договоры, а также легитимизировал значительную часть положений, принятых в ходе Парижского саммита в 1974 году. Подписание данного акта стало следующей ступенью на пути к углублению интеграции и движению к трансформации в Европейский Союз.

политическая интеграция европейский союз


Глава 3. Политическая трансформация ЕС в XXI веке: четвертое, пятое и шестое расширения

1990-е годы ознаменовались кардинальными изменениями в Европейской архитектуре и символизировали начало нового этапа европейского строительства.

14-15 декабря 1990 года в Риме одновременно начали свою работу две межправительственные конференции: одна из них по рассмотрению вопросов об Экономическом и валютном союзе, другая – по рассмотрению вопроса о политическом союзе.[56] Обе конференции завершились подписанием Маастрихтского договора 7 февраля 1992 года. Завершение экономического сближения – переход к единой европейской валюте; существенное расширение компетенций Европейского Экономического сообщества – трансформация в Европейское сообщество, в целом дополнялись созданием новой институциональной модели – Европейского Союза. Крах социалистических режимов в Центрально-Восточной Европе и самого Советского Союза открыл в то же время перспективы для продвижения Евросообщества на восток.[57]

Главным достижением Маастрихтского договора было объединение под одной институциональной структурой трех составляющих: Европейских Сообществ (ЕОВС, ЕЭС, Евратом), общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничества в области правосудия и внутренних дел.[58] Общая внешняя политика и политика безопасности были обусловлены глубинными геополитическими преобразованиями в Европе на рубеже 90-х гг., которые ускорили трансформацию политического сотрудничества между странами Сообщества в полноправную составляющую европейского строительства.

Обширные нововведения договора определили и структуру документа – он состоял из семи разделов. У первом разделе изложены общие принципы, во втором- положения, которые вносят изменения в договор об ЕЭС с целью создания Европейского Союза, в третьем - изменения к договору об ЕОУС, в четвертом – изменения в договор о Евратоме, в пятом – положения об общей политике в сфере международных отношений и безопасности, в шестом – положение о сотрудничестве в сфере юстиции и внутренних дел, в седьмом – заключительные положения.[59]

Политический характер новой фазы евроинтеграции подчеркивало внедрение института европейского гражданства. Гражданство Союза, обусловленное наличием гражданства страны-члена, давало его носителям определенные гражданские и политические права: право свободного передвижения и проживания на всей территории ЕС, право избирать и быть избранным в местные органы власти и Европарламент на территории страны проживания, право на защиту со стороны дипломатических и консульских представительств любой страны-члена на территории третьих государств, право предоставления петиций в Европейский парламент.[60]

Таким образом, вступление в силу Маастрихтского договора 1 ноября 1993 года, после его ратификации национальными парламентами, ознаменовало рождение Европейского Союза, начало нового этапа в развитии европейской интеграции в направлении построения единого политического, а также экономического и валютного союзов. Об этом также свидетельствовало изменение названия: трансформация Сообществ в Союз предусматривала, что во многих сферах страны-члены должны перейти от координации действий национальных правительств к проведению общей политики.[61]

В результате, чем больше Европейское Сообщество обретало свою структурированную форму, с развитыми и усовершенствованными институтами, тем более к нему тянулись страны, которые прежде дистанцировались от него. Такие тенденции наблюдались среди стран Европейской Ассоциации Свободной Торговли, в частности, в Австрии, Финляндии, Швеции. Несмотря на их высокий экономический уровень развития, устойчивые демократические традиции, они осознавали, что больше не могут конкурировать с таким централизованным объединением, как Европейское Сообщество. Особенно ярко такая тенденция проявилась в ситуации, когда эти страны, принимая участие в экономических процессах не могли изменить их течение путем политического влияния. Важное значение в развитие отношений между ЕС и ЕАСТ имели такие политические факторы, как геополитические изменение в Восточной Европе и СССР, которые принципиально изменили отношение нейтральных стран ЕАСТ к своему политическому статусу. Углубление интеграционных процессов в ЕС и их постепенное расширение на политическую сферу сотрудничества усложняли вступление в Сообщество стран-кандидатов, требуя от них выполнения всех коммунитарных принципов, а это означало, что не предусматривалась возможность учесть особый нейтральный статус этих государств, поскольку это бы нарушило основные принципы классического механизма расширения и помешало бы углублению интеграционных процессов. Поэтому Австрия, Финляндия и Швеция вынуждены были пересмотреть основные положения и задачи их политики нейтралитета, так как в системе только что сложившегося однополярного мира такая политика уже не могла в полной мере обеспечить национальную безопасность этих стран.

Уже 1 июля 1991 года Швеция подала заявление на вступление в ЕС, в котором поддерживала формирование общей внешней политики и политики безопасности. В 1992 году была принята новая концепция нейтралитета, которая предусматривала преобразование Швеции в активного субъекта формирования новой системы безопасности в Европе на основе её участия в невоенных блоках. Она также стала участником программы НАТО «Партнерство ради мира». Финляндия также, в своем заявлении 18 марта 1992 года поддержала такой подход, но в отличие от Швеции не отказалась в перспективе от своего нейтрального статуса, но теперь он был ограничен до воздержания от участия в альянсах военного характера и способность к независимой и самостоятельной обороны. Сложной оказалась ситуация с австрийским нейтралитетом, так как он носил постоянных характер и был закреплен в основных положениях Конституции Австрии и признавался нормами международного права. Но сложившаяся геополитическая ситуация, а также военные действия в Боснии и Герцеговине представляли угрозу национальной безопасности Австрии, поэтому и она вынуждена пересмотреть понятие «нейтралитета», что в итоге, включило в себя воздержание от участия в военных организациях и пребывание иностранных войск на её территории.

Характерной особенностью данного расширения явился тот факт, что разные страны-члены по-разному отнеслись как к расширению, так и в вопросе о начале переговоров: одни из них выступили за начало переговоров после ратификации Маастрихтских соглашений, другие – представляли возможность начать переговорный процесс до ратификации. Франция выступала за укрепление интеграции перед расширением, что делало перспективу расширений более сложной и проблематичной, однако в 1992 году её позиция кардинально изменилась и она дала согласие на начало переговоров до ратификации Маастрихтских соглашений.[62] Испания, Греция, Португалия, Италия заняли двойную позицию: с одной стороны они понимали, что принятие новых экономически развитых стран привело бы к уменьшению их роли в ЕС, с другой стороны – новые кандидаты являлись чистыми донорами, что обеспечивало бы улучшение их экономического положения. Великобритания же выступала активным сторонником расширения вместо углубления, так как, традиционно, она была против углубления интеграции, чтобы не потерять суверенитет. Германия не выражала никаких противоречий по вопросу расширения. Она была сторонником сохранения коммунитарных принципов, поэтому выступила за начало переговоров после ратификации Маастрихтских соглашений. Также она выступила против затягивания переговорного процесса и его завершения до начала работы межправительственной конференции, которая должна была состояться в 1996 году.[63]

Во время Европейского Совета в Корфу Финляндия, Австрия, Швеция подписали договор о вступлении в ЕС – договор вступил в силу 1 января 1995 года. Вместе с этими государствами, договор в очередной раз подписала и Норвегия, однако и теперь он не был ратифицирован из-за его неодобрения на референдуме.

Уже в середине 90-х годов стало очевидным, что необходимо пересмотреть Маастрихтский договор с целью существенного реформирования институциональной системы. Основными причинами послужили отсутствие единства среди стран-членов по поводу общей социальной политики, стратегии и рамок политического сотрудничества, разработка обновленного механизма принятия решений в пределах ЕС- все это свидетельствовало о необходимости ревизии этого договора. Механизм ревизии Маастрихтского договора был заложен в самом договоре, где оговаривалось, что поправки и дополнения к нему могут быть рассмотрены на конференции представителей глав правительств стран-членов ЕС. Эта конференция открылась в Турине 29 марта 1996 года.[64] Основными задачами конференции были: дальнейшая разработка концепций европейского гражданства, усовершенствование механизмов внутренней безопасности, проведение более последовательной внешней политики и политики безопасности ЕС более мощной юридической базой, формирование европейской концепции безопасности и обороны, реформирование институтов с учётом новых требований.

В ходе конференции определились неблагоприятные факторы, которые повлияли на ход переговоров: ослабление традиционной поддержки углубления интеграции Францией и Германией, доминирование национальных интересов стран-членов. О сложности переговоров свидетельствовало и количество дополнений, принятых к Маастрихтскому договору: 14 протоколов и 56 деклараций, которые, несмотря на количество, не вносили ясность и обусловили его тяжелое восприятие гражданами ЕС. В результате, было принято решение начать институциональную реформу накануне очередного расширения ЕС.

Проект договора, подготовленный во время работы конференции, был одобрен в июне 1997 года на сессии Европейского Совета в Амстердаме. 2 октября 1997 года «Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, которые основали Европейские Сообщества, и связанных с ними актов» окончательно был одобрен главами стран-членов ЕС, а вступил в силу 1 мая 1999 года.[65]

Амстердамский договор внес поправки в институциональную систему ЕС. Были расширены законодательные полномочия Европарламента. Отныне должен был утверждать назначение главы Комиссии правительствами стран-членов ЕС. Эти правительства, в свою очередь, назначали других членов Комиссии. Также Европарламент мог наложить вето на акт, который утверждается Советом единогласно. Данные изменения увеличили статус Европарламента в иерархии европейских институтов.

Амстердамский договор повысил роль ЕС в сфере сотрудничества во внешней политике и политике безопасности. Теперь за реализацию этой политики был ответственен лишь ЕС, без участия отдельно стран-членов, однако предусматривалась бесспорная, лояльная и солидарная поддержка странами-членами общей политики Союза. Отныне, страны, которые воздерживались при голосовании, не обязаны были исполнять данное решение, но соглашаться с тем, что оно касается всего Союза и не препятствовать его реализации. Если от голосования воздерживается боле трети голосов от квалифицированного большинства, то решение не принимается.

Вводилась должность Высокого представителя по вопросам внешней политики и политики безопасности. Это лицо также было и Генеральным секретарем Совета и имело группу планирования политики быстрого реагирования для анализа политических событий в регионах, которые были в зоне европейских интересов.

Отношения с Западноевропейским Союзом и НАТО оставались на прежнем уровне. Они осуществляли помощь ЕС в разработке оборонных аспектов безопасности.

Амстердамских договор повысил эффективность институтов в сфере правового сотрудничества и внутренних дел. Совет получал право на протяжении переходного периода вступления в силу Амстердамского договора принимать решения по предложению Комиссии и страны-члена.

Таким образом, Амстердамский договор усилил наднациональный компонент в функционировании институциональной системы ЕС, в частности, повысил статус Европарламента в иерархии институтов, расширил сферу принятия решений в Совете квалифицированным большинством, расширил полномочия главы Комиссии, модифицировал управленческую и организационную структуру внешней политики и политики безопасности.[66] Вместе с тем, главная цель – подготовка институциональной системы к расширению ЕС, которая была поставленная на конференции, не была достигнута. Также ЕС не был наделен статусом юридического лица, что значительно бы повысило его престиж на международной арене. Страны члены не готовы были потерять, и даже ослабить контроль над общей внешней политикой и политикой безопасности, а также в сфере внутренних дел и правосудия ЕС.

Решение об институциональной реформе ЕС, которое так и не было принято Амстердамским договором, было принято во время Кёльнской сессии Европейского Совета, которая проходила 3-4 июня 1999 года.[67] А в начале 2000 года межправительственная конференция разработала решения, которые были неразрешенными в Амстердаме: размер и состав Европейской Комиссии, усовершенствования принципа квалифицированного большинства, расстановка позиций по поводу голосования в Совете ЕС.[68] Такие решения вызвали бурю протестов со стороны политических и общественных кругов, средств массовой информации, так как они считали, что институциональная реформа, которая является обязательным условием расширения ЕС, не может сводиться всего лишь к решению этих трех задач. А требует глубокого пересмотра принципов европейского строительства.

Реформы, необходимые для эффективного функционирования ЕС после го последующего расширения, были согласованы во время сессии Европейского Совета Ницце – 7-11 декабря 2000 года.[69] По его итогам была расширена сфера применения голосования квалифицированным большинством в Совете ЕС: выборы руководства ЕС, контроль над бюджетом, предоставление финансовых услуг, также было принято решение о расстановке позиций при голосовании в Совете ЕС, которое должно было вступить в силу после расширения ЕС.[70] В результате, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, которые имели в Совете ЕС по 10 голосов, получали каждая по 29 голосов. Испания, которая имела 8 голосов получала 27 голосов; Нидерланды получили 13 голосов, ранее имели 5; Бельгия, Греция, Португалия – по 12 каждая, а ранее имели по 5, Швеция и Австрия – по 10, ранее – 4; Дания, Финляндия, Ирландия – по 7, ранее – 3; Люксембург – 4 голосов, ранее имел 2. После вступления в ЕС 12 новых стран квалифицированное большинство должно было составлять не менее 255 голосов из общего количества 342,но лишь в том случае, если они будут представлять не менее 62% общего населения ЕС.[71]

Также, в Ницце было принято решение о том, что после расширения, каждая страна-член ЕС будем иметь по одному комиссионеру в Европейской Комиссии, количественный состав которой не будет превышать 27 комиссаров. Президент Европейской Комиссии и её члены буду назначаться главами государств и правительств ЕС по процедуре голосования квалифицированным большинством голосов. Были расширены полномочия главы Комиссии: он должен назначать вице-глав, распределять обязанности между членами Комиссии.[72] Количество европарламентариев должно было увеличиться до 738 голосов. На саммите в Ницце было принято решение о созыве в 2004 году межправительственной конференции, на которой планировалось разработать Конституцию ЕС. Таким образом, были согласованы реформы, которые должны были создать условия для эффективного функционирования ЕС.

Фактическое превращение ЕС в лидера европейских экономических и политических процессов, формирование общей внешней политики и политики безопасности вызывала у других европейских государств, которые не были членами ЕС опасения остаться вне европейских интеграционных процессов. А окончание холодной войны и появление на мировой политической карте новых демократических государств ускорили процессы европейской интеграции. К тому же, эти государства из-за своей нестабильной экономической ситуации и политической нестабильности могли нарушить систему безопасности в Европе. Поэтому, одним из основных аспектов нового расширения и углубления интеграционных процессов ЕС считал обеспечение мира и стабильности в своем непосредственном окружении. Страны Центральной и Восточной Европы рассматривали будущее членство в ЕС не только как инструмент достижения экономического благосостояния, а и как возможность избежать перспективы оказаться буферной зоной между Востоком и Западом.[73] Пятое расширение ЕС было наиболее масштабным и проблематичным, охватывающее ряд противоречий и сложность. Во-первых, усложнился механизм принятия решений, а вместе с ним и увеличилось время, которое требовало принятия решений; во-вторых, увеличение числа стран-членов и укрупнение институциональной структуры ставили под угрозу интересы малых государств, которые дорожили принципом равенства.[74] К тому, же увеличение числа стран-членов чуть ли не вдвое создало бы нагрузку на институциональную систему ЕС.

Первым шагом на пути расширения зоны европейской интеграции на восток стало заключение соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название Европейских соглашений, которые предусматривали в неопределенный срок вступление в ЕС. В 1991 г. соглашения об ассоциации были заключены с Венгрией, Польшей, в 1993 г. – с Румынией и Болгарией, в 1994 г. – с Чешской Республикой и Словакией, в 1995 г. – со Словенией.

В июне 1993 года в Копенгагене Советом ЕС было принято решение о возможности пятого расширения, которое обусловило основные критерии, предъявляемые странам-кандидатам. Первый критерий – наличие стабильных институтов, которые гарантируют демократию, верховенство права, права человека, уважение и защиту меньшинств. Второй – существование жизнеспособной рыночной экономики, а также способность противостоять давлению конкуренции и рыночных сил внутри Союза. Третий – способность взять на себя обязательства, связанные с вступлением в ЕС, в особенности, поддерживать цели политического, экономического и валютного союзов. Четвертый критерий, который редко фигурирует в политических и экономических дискуссиях по поводу расширения ЕС – способность самого Европейского Союза абсорбировать новых стран-членов, не ставя под угрозу собственную целостность и стабильность.[75]

Установление четких критериев членства для стран ЦВЕ послужило основой для подачи официальных заявлений государств с просьбой о принятии в члены ЕС: Венгрии и Польши – в 1994 г., Румынии, Словакии, Латвии, Эстонии, Литвы и Болгарии – в 1995 г., Чехии и Словении – в 1996 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.