на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Транснациональные корпорации как приоритетная организационно-экономическая форма субъектов хозяйствования на мировом рынке


В условиях кризиса, когда компании нацелены преимущественно на решение краткосрочных задач по обеспечению текущей деятельности, сворачиванию или спасению бизнеса, стратегические альянсы как массовый инструмент стратегического развития фирм временно теряют свою актуальность. В условиях неопределенной деловой среды для многих компаний изменяются привычные ориентиры и оценочные показатели. Это приводит к приостановке деятельности в рамках альянса или отказу от его дальнейшей реализации. Стратегический альянс является в большей мере фактором среднесрочного стратегического развития компании и в кризисных условиях не должен рассматриваться как механизм оперативного реагирования. Кризис может подтолкнуть и ускорить формирование альянсов в тех отраслях, где откроются новые возможности. Формирование альянсов будет еще более продуктивным при прямой или косвенной государственной поддержке.

Выход российских компаний на зарубежные рынки совпал с перестройкой мировой экономики как с точки зрения интенсификации международного экономического сотрудничества и развития его новых форм, так и формирования новой структуры глобальных игроков, в которую ворвалась группа компаний из наиболее продвинутых развивающихся стран. Вписываясь в общие тенденции транснациональных процессов, российский бизнес в той или иной степени использовал благоприятную международную экономическую конъюнктуру.

Предпринимательский сектор России, испытывая обусловленный переходным периодом дефицит свободных финансовых ресурсов, занимал до 2000 года достаточно скромные позиции в этом процессе. Производительные зарубежные активы аккумулировались ограниченным числом субъектов хозяйствования. Наиболее масштабная деятельность по инвестированию в реальный сектор зарубежной экономики осуществлялась такими промышленными гигантами, как «Газпром» и «Лукойл», на долю которых, по оценкам специалистов, приходилось в 90-е годы прошлого столетия до 90% активов за рубежом[16]. Внешние стратегии таких крупных российских компаний, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», ОК «РУСАЛ», «Северсталь», нацелены на их превращение в глобальные диверсифицированные вертикально-интегрированные компании со значительными зарубежными операциями и активами на крупнейших мировых рынках (США, страны ЕС, Китай), осуществляющими гибкую политику конкуренции и одновременно партнерства с крупнейшими транснациональными корпорациями мира.

В новое тысячелетие экономика России входила в стадии устойчивого экономического подъема. Рост экономики и выгодная конъюнктура на мировых рынках сыграли ключевую роль в укреплении финансового благополучия отечественных компаний, которое привело к росту их международной активности и увеличению масштабов капиталовложений за рубежом. В условиях динамичного и устойчивого улучшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках доходы российских компаний (особенно в топливно-энергетической и металлургической отраслях промышленности) существенно возросли, что дало возможность их определенной части начать активную производственную политику по транснационализации своей инвестиционной деятельности.

Главный способ осуществления отечественных предпринимательских инвестиций – поглощение иностранных фирм, занятых теми же видами деятельности, что и российские компании-инвесторы. Отечественные компании выбрали путь интернационализации по преимуществу профильных направлений своей деятельности в противовес их диверсификации.

Около половины всех накопленных за рубежом российских предпринимательских инвестиций приходится на нефтегазовый сектор, еще треть – на металлургию и горнодобычу. Среди российских предприятий практически нет компаний, базирующихся на новых технологиях, за исключением трех крупнейших операторов мобильной связи.

Специфика современного этапа инвестиционной активности за рубежом российских компаний состоит в том, что, в отличие от развивающихся стран, где сделки слияний и поглощений носят в основном горизонтальный характер, отечественные компании чаще всего заключают вертикальные или интегрированные сделки. Западные эксперты усматривают в этом продолжение традиций госкомпаний СССР, стремившихся иметь полный контроль над производственной и сбытовой цепочкой. По оценкам специалистов лондонского отделения компании KPMG, на долю российских компаний сырьевых и базовых отраслей российской экономики приходится свыше 75% инвестиционных сделок по приобретению зарубежных производительных активов[17].


3. Перспективы развития ТНК

3.1 Деятельность ТНК в России и влияние на экономику России

Российские ТНК организованы в виде отраслевых холдингов или неформальных объединений предприятий по принципу вертикальной или горизонтальной интеграции. Первоначально в мировую экономику выходит объединение, но по мере упрочения на мировом рынке дальнейшее увеличение ПИИ осуществляется в рамках каждого из отраслевых холдингов. Всё большее количество российских компаний, не относящихся к крупному бизнесу, выходит на мировой рынок. При этом степень отраслевой диверсификации российских ТНК «второго эшелона» значительно выше.

Основой конкурентной стратегии российского бизнеса за рубежом является экспорт своих преимуществ, в первую очередь — природных. У российских промышленных компаний одним из мотивов осуществления ПИИ становится расширение доступа к сырьевым ресурсам[18].

Финансовый кризис приостановил дальнейшее расширение российского бизнеса за границей, но большинство крупнейших по масштабу зарубежных активов компаний высказали намерение продолжать развитие бизнеса за рубежом. Эта тенденция обусловлена не только факторами макро-и мегаэкономического характера, но и нематериальными факторами, составляющими национальную специфику ведения бизнеса. Российские предприниматели отличаются высокой адаптивностью к изменениям рыночной конъюнктуры, умеют успешно работать в экстремальных условиях, когда необходимо генерировать и применять абсолютно новые, зачастую альтернативные методы ведения бизнеса. Этот предпринимательский потенциал сформировался под воздействием российского менталитета, которому свойственны такие черты, как высокая степень коллективизма, устойчивые межличностные отношения, высокий процент семейственно-клановой организации производства, приоритет общественной (государственной) собственности.

В первой половине 2009 года капитализация компаний, учрежденных в западноевропейских странах, включая Францию, ФРГ, Италию, Испанию и Нидерланды, продолжала снижаться, а капитализация компаний, учрежденных в КНР, Великобритании, России и Бразилии, значительно возросла. В России как темпы снижения фондовых индексов в конце 2008 года, так и темпы их роста в первом полугодии текущего года опережали общемировую динамику. Российские компании, несмотря на сильную зависимость экономики страны от внешней конъюнктуры сырьевых рынков, продолжают наращивать капитализацию, и за последние полгода стоимость российских компаний значительно увеличилась. Российский рынок, оказавшийся более волатильным, восстанавливает свои позиции, и в условиях нестабильности ситуация на нём развивается более динамично. В России темпы снижения индексов в конце 2008 года, а также их роста в первые шесть месяцев 2009 года опережают мировые показатели.

Россия имеет колоссальный потенциал развития, способный, при правильном его использовании, вывести нашу страну и ее корпорации на мировой уровень.

Среда российской экономики обусловила следующую структуру иностранных вложений (табл. 8).

Таблица 8 Структура иностранных вложений в экономику России по типам инвестиций (в % к итогу)[19]

Тип инвестиций Годы
1998 2000 2002 2004 2009
Прямые 43,4 40,4 20,2 23,3 19,4
Портфельные 5,5 1,3 2,4 0,8 1,1
Прочие 51,1 58,3 0,8 75,9 79,5

Из данных таблицы видно, что в структуре иностранных вложений в РФ стабильно преобладают кредитные ресурсы. Так, в I квартале 2009 года на статью «прочие инвестиции» приходилось ¾ всех иностранных вложений. Основная причина такого крена: у иностранных корпораций — отсутствие заинтересованности в формировании долгосрочных экономических отношений на нашем экономическом пространстве; у российских — дороговизна национальных кредитных ресурсов.

ТНК привлекают и реальные отрасли нашего хозяйства. В трех отраслях: обрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговле и ремонте различных изделий, а также в добывающей промышленности накоплено 70,9% иностранных инвестиций. При этом более 90% вложений в обрабатывающую промышленность направляется на производство конструкционных материалов, т.е. обрабатывающая промышленность РФ становится местом промышленной сборки, например, автомобилей на заводах Toyota, Hyundai и пр., которые затем поступают только на внутренний рынок страны. В такой отрасли, как фармацевтическая, доля иностранных лекарств на российском рынке достигает 80%, а российские предприятия в большинстве своём превратились в фасовочные. В сферах переработки сельскохозяйственной продукции и электрогенерации треть предприятий подконтрольны иностранному капиталу; в целлюлозно-бумажном производстве — 70%, в продажах бутылированной воды — 50%, шоколада и конфет — 70%, косметики — 85%, сигарет — 86%, пива — 87%.

Сфера «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования» привлекает ТНК своей высокой рентабельностью и скоростью оборота капитала, что в очередной раз свидетельствует о краткосрочности отношений с российским бизнесом и стремлением снизить возможные экономические и политические риски.

Российские правительство и национальные хозяйствующие субъекты, привлекая зарубежные инвестиции, преследуют разные цели. Мотивы, приведшие в российскую экономику иностранные ТНК, не соответствуют общественным потребностям и не могут реализовать потенциал российской экономики. Правительство, выражая общественные интересы в формировании развитой открытой экономики, решает задачи:

-  развития импортозамещения;

-  заимствования передовых технологий и управленческого опыта;

-  развития экспортного производства продукции, созданной с участием иностранного капитала.

Но решение данных задач не встроено в цельную инвестиционную политику и отраслевые приоритеты. В результате иностранные ТНК подстраиваются к несовершенной российской институциональной среде, используя национальную экономику для удовлетворения собственных интересов. Российский крупный бизнес с 2004 года резко активизировал транснациональную экспансию (табл. 9).

Таблица 9 Динамика масштабов 25 крупнейших российских ТНК[20]

Показатель 2004 2009
Совокупный объем зарубежных активов (млрд долл. США) 22 89,6
Совокупный оборот за пределами РФ 87 220
Общий штат сотрудников за пределами РФ (тыс. чел.) 46 140

За три года показатели существенно изменились: совокупные зарубежные активы компаний выросли в четыре раза, оборот увеличился в два с половиной раза, количество сотрудников за границей утроилось. По официальным данным Росстата 84% всех прямых инвестиций из РФ идут в Европу. Около 80% зарубежных активов приходится на три нефтегазовых концерна и девять горнодобывающих и металлургических компаний, но по мере упрочения российских ТНК на мировом экономическом пространстве в их число входят корпорации все новых отраслей.

Российские ТНК имеют более низкий коэффициент эффективности активов, нежели ТНК развитых стран (табл. 10).

Таблица 10 Сравнительная эффективность российских и зарубежных компаний, 2008 г.[21]

Отрасль и компании Объем продаж, млрд долл. Численность персонала, тыс. чел. Объем продаж на одного занятого, тыс. долл.
Нефтегазовая
Statoil Hydro (Норвегия) 89,0 31 2870
Petrobras (Бразилия) 87,5 68 1287
Sinopec China Petroleum (Китай) 133,8 364 368
ЛУКОЙЛ 54,1 150 360
Газпром 81,2 330 245
Металлургия
Nippon Steel (Япония) 36,4 14 2600
Gerdau S.A. (Бразилия) 21,2 41 517
Shanghai Baosteel Group Corp. (Китай) 14,5 32 453
Северсталь 12,8 100 128
Steel Authority of India Ltd. (SAIL) 6,4 132 48
Финансы
Banco do Brasil S.A. (Бразилия) 42,4 83 511
Bank of New York Mellon (США) 14,7 40 367
Bank of China (Китай) 31,1 209 149
Canara bank (Индия) 3,1 47 66
Сбербанк 14,8 240 62
Автомобилестроение
Suzuki Motor (Япония) 26,9 14 1921
Mahindra & Mahindra (Индия) 4,1 13 315
АвтоВАЗ 6,8 153 44

Очевидно, что крупнейшие российские корпорации невыгодно отличаются от подавляющего большинства зарубежных ТНК низкой производительностью труда. Основная причина заключается в том, что при гораздо меньших объемах продаж российские корпорации отличает избыточная занятость, порождающая низкую эффективность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.