![]() |
|
|
Дипломная работа: Транснациональные корпорации как приоритетная организационно-экономическая форма субъектов хозяйствования на мировом рынкеВ основе проблемы различия деловых культур в управлении стратегическим альянсом лежат разные управленческие стили менеджеров компаний ЕС, США и Японии. Они определяют основные направления формирования стратегических альянсов и сетей отдельной национальной фирмы. Наиболее важными показателями являются склонность к риску, настойчивость в достижении поставленной перед альянсом цели и ориентация на будущее развитие. Управление в рамках стратегического альянса и альянсовой сети ставит перед менеджерами сложные комплексные задачи и проблемы. Нередко возникают трудности в принятии управленческих решений из-за несовпадений интересов партнеров или различных взглядов менеджеров на отдельные вопросы. Кроме того, традиционные иерархические структуры управления дополняются многочисленными горизонтальными связями. На современном этапе происходит переход к новой модели внутрифирменного управления, основанной на интеграционных процессах в компаниях, их объединении с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы[11]. 2.2 Анализ транснациональных корпораций и их влияние Рассмотрим основные направления и перспективы развития стратегических альянсов и их сетей в автомобильной, фармацевтической и биотехнологической отраслях, а также в секторе ИКТ ЕС. Таблица 6 Показатели по созданию стратегических альянсов компаний ИКТ, фармацевтической и биотехнологической отраслей и автомобилестроения ЕС[12]
Значение стратегических альянсов как фактора развития возрастает в зависимости от уровня развития кооперационных отношений и технологий в отрасли. Альянсы имеют наибольшее значение в среднетехнологичных отраслях с высоким уровнем предметной специализации (автомобилестроение, химическая отрасль) и высокотехнологичных отраслях (ИКТ, фармацевтика, биотехнологии, авиастроение). В автомобилестроении альянсы заключаются в жестких формах и носят сложный, комплексный и комплементарный характер. Партнерские ТНК широко используют механизм взаимного участия в капитале. В автомобильной промышленности, по данным ОЭСР, в период с 1998 по 2006 гг. было создано около 3 тыс. стратегических альянсов. Примерно 75 % стратегических альянсов в автомобильной промышленности - производственные совместные предприятия. Основными целями создания стратегических альянсов являются: достижение глобального охвата рынков, проведение совместной разработки автомобильных платформ, унификация узлов и деталей, проведение совместных НИОКР, осуществление совместных закупок, а также совместное использование сбытовой сети. Все более усложняющаяся и разветвленная система взаимоотношений между партнерами в рамках альянса затрагивает различные хозяйственные единицы и направления деятельности. В современных альянсах взаимодействие компаний переходят в сложный процесс «конкуренция-сотрудничество». При дальнейшем развитии происходит сокращение конкурентного пространства. Конкуренция ведется между глобальными альянсовыми сетями, состоящими из нескольких автомобильных ТНК и основных стратегических поставщиков комплектующих. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются современной и динамично развивающейся отраслью экономики ЕС. В 1997-2002 гг. доля стратегических альянсов в секторе ИКТ составляла примерно 15-17 % от общего числа всех создаваемых стратегических альянсов ЕС. В 2003-06 гг. доля стратегических альянсов сектора ИКТ сократилась до 7-8 %. В секторе услуг доля ИКТ в 1997-2002 гг. составляла 24-25 %, в 2003-06 гг. – 10 % [13]. В 1997-2002 г. в ЕС было сформировано 2,4 тыс. стратегических альянсов, в которые было вовлечено 5,3 тыс. фирм. В 2003-06 гг. было создано около 900 альянсов с участием 1,8 тыс. фирм. Более 90 % образованных в 1997-2006 гг. стратегических альянсов в ИКТ ЕС являлись международными. В 1997-2006 гг. от 10 до 26 % альянсов создавалось в форме совместных предприятий. В секторе ИКТ, характеризующемся динамичной и гиперконкурентной средой, альянсы европейских ТНК создаются в основном с целью адаптации к внешней среде. Благодаря развитию значительных альянсовых сетей, крупнейшие ТНК имеют возможность выстраивать гибкие стратегии среднесрочного и долгосрочного развития, а также оперативно реагировать на резко меняющиеся условия внешней среды. Основными областями для формирования стратегических альянсов в ИКТ ЕС являются: программное обеспечение и системы обработки информации, телефонные коммуникации, коммуникационное оборудование, электронные компоненты и принадлежности, компьютерное и офисное оборудование. Альянсам с участием европейских ТНК в секторе ИКТ в большей мере присуща проблема «размывания» границ отдельной компании, вследствие активного развития альянсовых сетей, а также непрерывного и динамичного инновационного процесса. «Размытые» границы компаний в перспективе приводят к сложностям в прогнозировании результативности деятельности альянса. Также при развитии альянсовой сети у ТНК в секторе ИКТ возникают проблемы с необходимостью учета возникающих страновых рисков. При участии в значительном числе альянсовых сетей у ТНК сектора ИКТ неизбежно возникнут проблемы оценки наиболее эффективных направлений развития, а также выбора наилучших технологических решений и приложений. Анализ практики создания стратегических альянсов между крупными европейскими фармацевтическими и биотехнологическими компаниями показывает, что основной задачей стратегических альянсов является оптимизация издержек по совместным НИОКР и минимизация связанных с ними временных, технологических и финансовых рисков. Доказано, что для обеспечения устойчивых рыночных позиций и увеличения конкурентоспособности европейских фармацевтических и биотехнологических ТНК в среднесрочной перспективе особое значение приобретает развитие альянсовых сетей. В первом десятилетии XXI в. наблюдается стирание границ между фармацевтической и биотехнологической отраслями. В рассматриваемый период отмечен резкий рост числа стратегических альянсов в отрасли при увеличении средней стоимости сделки по формированию альянса (с 3 до 20 млн. долл. США к 2007 г.). Таблица 7 Зарегистрированные стратегические альянсы и сделки по слияниям и поглощениям в фармацевтической и биотехнологической отрасли ЕС в 1995-2008 гг. (ед. в год)[14]
При формировании альянсов в рассматриваемых отраслях для крупнейших фармацевтических ТНК ЕС наиболее существенной проблемой является поиск оптимального соотношения между развитием за счет стратегических альянсов или слияний и поглощений. Стратегические альянсы между фармацевтическими и биотехнологическими компаниями нацелены на минимизацию издержек по НИОКР и выявление наиболее перспективных препаратов и продуктов, имеющих в дальнейшем потенциал развития при проведении клинических испытаний. Особое предпочтение отдается препаратам, уже находящимся на второй и третьей фазе клинических испытаний или показавшим значительный потенциал в ходе исследований на этапе предклинических испытаний. В указанных отраслях стратегические альянсы являются механизмами среднесрочного развития, в то время как слияния и поглощения компаний, обладающих абсолютно новыми технологическими платформами для производства препаратов нового поколения, - это основной фактор развития в долгосрочной перспективе.[15] |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |