на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков


-     передача в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;

-      дарение валютных ценно­стей супругу или близким родственникам;

-     завещание или получение валютных ценностей по праву наследо­вания;

-     приобретение, продажа и обмен единичных ино­странных денежных знаков (в том числе и из драгоцен­ных металлов) в целях коллекционирования.

Приоритетным направлением валютного регулиро­вания является внутренний валютный рынок. Его устойчивое функционирование при нестабильном состоянии экономики требует применения директивных ограничений на вывоз важных ценностей за границу. Юридическим лицам-резидентам запрещено откры­вать текущие валютные счета в иностранной валюте за границей без разрешения ЦБР. Заявления клиентов на открытие валютных счетов за границей рассматрива­ются ЦБР с учётом специфики проведения конкретных операций и невозможности открытия подобных счетов в российских уполномоченных банках.

Юридические лица-резиденты, получившие разре­шение на открытие валютных счетов за границей обязаны отчитываться по остаткам средств и процентам, полученным и помещённым в уполномоченные банки, по форме и в сроки, установленные ЦБР. Часть нахо­дящихся на счетах за границей средств, превышающая необходимые для осуществления операций текущие остатки, может быть переведена в уполномоченные банки по требованию Центрального банка России. Фи­зическим лицам-резидентам разрешено иметь валют­ные счета и вклады в зарубежных банках только на период их пребывания за границей либо по разреше­нию ЦБР. По окончанию срока пребывания остатки средств переводятся в уполномоченные банки либо ввозятся с соблюдением таможенных правил.

Иностранная валюта, полученная резидентами за рубежом, подлежит переводу в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу рези­дента банком плательщика-нерезидента либо другим банком по поручению плательщика.

Переводу не подлежат:

·     средства, используемые для оплаты местных рас­ходов резидента из выручки от сооружения объектов на территории иностранного государства;

·     поступления от участия в фондовых операциях, ис­пользуемые для дальнейшего участия в операциях и покрытия операционных расходов на период прове­дения операций;

·     валютные поступления резидентов от выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за гра­ницей для покрытия рисков по их проведению.

Валютная выручка, переводимая в уполномочен­ный банк и поступавшая собственность резидента, может использоваться для осуществления перевода только для оплаты банковских и иных компенсаций, других расходов, связанных непосредственно с данной операцией. Остатки средств и прибыль от разрешен­ных операций и мероприятий за границей подлежат переводу в Российскую Федерацию в течение 30 дней от даты завершения операций.

При предварительной оплате (авансовых платежах) предприятий и организаций-резидентов в пользу нере­зидентов в уполномоченный банк плательщиком пред­ставляются копии контрактов, в которых должно со­держаться обязательство нерезидента по передаче то­варов (выполнению работ, оказанию услуг) в срок не позднее 180 дней от даты предварительного платежа. В случае осуществления предварительного платежа ре­зидент в течение 180 дней от даты перевода обязан представить в уполномоченный банк копии грузовой таможенной декларации и других документов, подтве­рждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг резиденту), либо сообщить о причинах невыполнения обязательств нерезидентом.

Резидентам запрещено продлевать сроки оплаты требований к нерезидентам и их размер. Не допуска­ются также оказание услуг, передача имущества и иму­щественных прав в рублях с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей.

На счета резидентов в уполномоченных банках под­лежат обязательному зачислению иностранная валю­та, полученная в качестве дара, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера.

Устойчивое предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке обеспечивается:

-     обязательной продажей предприятиями-резидентами 50% валютной экспортной выручки через уполномо­ченные банки на межбанковских валютных биржах;

-     добровольной продажей юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) собственных валютных средств по коммерческому курсу при посредничестве уполномоченных банков;

-     валютными интервенциями Центрального банка России.

Спрос на валюту регулируется ограничениями на ее покупку для предприятий и уполномоченных банков. Предприятия могут покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке только для проведения текущих операций и выполнения платежей по задол­женности в иностранной валюте при представлении в уполномоченный банк соответствующих документов.

Уполномоченные банки имеют право приобретать иностранную валюту за счет собственных средств для последующей продажи на внутреннем валютном рын­ке в пределах лимита открытой валютной позиции.

Легализация части наличной валюты населения, снятие ограничений на ее покупку и продажу в упол­номоченных банках сделали необходимым регулирова­ние розничной торговли за иностранную валюту. Со­гласно инструкции ЦБР Л № 11 от 21 января 1993 г. указанной деятельностью могут заниматься юридичес­кие лица-резиденты, получившие специальную лицен­зию в территориальных главных управлениях ЦБР. Запрещается реализация за иностранную валюту това­ров, произведенных в РФ или купленных за рубли.

За иностранную валюту могут реализовываться в безналичном порядке товары, купленные:

1.   у нерезидента непосредственно, по договорам ко­миссии или поручениям;

2.   у российского посредника, закупившего товары у нерезидента;

3.   услуги гостиниц, баров и ресторанов;

4.   услуги по различным видам страхования, связан­ные с выездом граждан за рубеж и приобретением ими товаров зарубежного производства;

5.   услуги по перевозке пассажиров и их багажа по территории Российской Федерации (для нерезидентов) и в международном сообщении;

6.   услуги по международной связи;

7.   услуги по международному туризму;

8.   услуги по организации обучения (стажировке) рос­сийских граждан за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Реализация указанных товаров и услуг осуществля­ется одновременно за рубли и иностранную валюту по самостоятельно установленному коммерческому кур­су. Выручка в иностранной валюте зачисляется на текущие валютные счета и не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке. С 1 января 1994 г. оплата перечисленных товаров и услуг возмож­на только в безналичном порядке, за исключением магазинов беспошлинной торговли, представительств иностранных транспортных компаний.

Магазинам беспошлинной торговли разрешено за­ниматься розничной торговлей за иностранную валю­ту под таможенным контролем на таможенной территории РФ при наличии разрешения территориаль­ных ГУ ЦБР и с применением зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции контрольно-кассовых машин.

Без ограничений на текущие валютные счета пред­приятий, учреждений, организаций (резидентов и нерезидентов) в уполномоченных банках могут зачи­сляться следующие поступления в наличной иностранной валюте:

-     неиспользованный остаток средств на командиро­вочные расходы, ранее полученные предприятием;

-     таможенные платежи физических лиц согласно та­моженному законодательству;

-     суммы в уплату физическими лицами подоходного налога в соответствии с налоговым законодатель­ством;

-     конфискованные суммы в соответствии с законода­тельством РФ;

-     выручка от реализации гражданам на территории РФ представительствами иностранных транспортных предприятий перевозочных документов

-     суммы, ввезенные в Российскую Федерацию с со­блюдением таможенных правил по доверенности пред­приятий, учреждений и организаций-нерезидентов.

Предоставление в кредит наличной иностранной валюты и погашение кредита наличной иностранной валютой допускаются только по межбанковским до­говорам для обеспечения валютно-кассового обслужи­вания клиентов.

Консульские сборы в наличной иностранной валю­те запрещено зачислять на текущие валютные счета официальных представительств иностранных госу­дарств в уполномоченных банках в связи с возмож­ностью покупки валюты на внутреннем валютном рынке за счет сумм консульских сборов, зачисленных на их рублевые счета типа «Т».

Обязательной продаже не подлежат:

·     платежи от резидентов за счет средств, зачисленных на текущие валютные счета после обязательной продажи части экспортной выручки;

·     средства, купленные на внутрен­нем валютном рынке;

·     экспортная выручка нерезиден­тов, зачисленная на транзитные счета посреднических организаций и перечисляемая по поручению посред­нических организаций на валютные счета нерезидентов за вычетом комиссионного вознаграждения.

С транзитных счетов можно оплачивать относимые на себестоимость расходы по транспортировке, стра­хованию и экспедированию грузов в пользу нерезиден­тов (с перечислением на их валютные или транзитные счета), таможенные процедуры, таможенные пошлины (по разрешению Минфина РФ). Вышеуказанные рас­ходы и комиссия посреднических организаций умень­шают объем экспортной выручки, подлежащий обяза­тельной продаже. Посреднические организации по по­ручению поставщиков экспортной продукции могут переводить экспортную выручку за вычетом комисси­онного вознаграждения в свою пользу на транзитные счета предприятий. Предприятия в этом случае само­стоятельно оплачивают расходы с транзитных счетов и осуществляют обязательную продажу.

Посреднические предприятия могут осуществлять по поручению предприятий -поставщиков экспорт­ной продукции обязательную продажу части экспорт­ной выручки за минусом расходов и комиссионного вознаграждения. Остаток экспортной выручки перево­дится на текущие валютные счета поставщиков экс­портной продукции либо по их поручению на текущие валютные счета посреднических организаций для опла­ты импорта в Российскую Федерацию на основании соответствующих контрактов. Суммы комиссионных вознаграждений посреднических организаций остают­ся на транзитных счетах и подлежат частичной обяза­тельной продаже.

ЦБР установил особый порядок обязательной про­дажи экспортной выручки российских транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предприятии и учреждений, оказывающих услуги международной связи (письмо N5 03-113 от 12 ноября 1992 г., письмо № 72 от 24 января 1994 г., письмо N9 19-4-00711414 от 15 июля 1992 г.). Указанные предприятия ежекварталь­но в установленные сроки представляют в уполномо­ченные банки расчеты с указанием сумм, подлежащих обязательной продаже.

Предприятия и организации рыбного хозяйства направляют для обязательной продажи 10% экспортной выручки.

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует средст­ва, подлежащие обязательной продаже, на специальном лицевом балансовом счете № 076. Средства с ука­занного счета в течение 7 рабочих дней от даты зачис­ления на него должны быть проданы на межбанковс­кой валютной бирже, в торгах которой принимает участие ЦБР. При условии предварительного согласо­вания с ЦБР допускается их продажа в валютный резерв ЦБР. Если остаток средств на указанном лице­вом счете не достигает минимальной суммы разовой биржевой сделки, банк покупает этот остаток от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции. Одновременно с депонированием средств оставшаяся часть экспортной выручки зачисля­ется на текущий валютный счет.

При непредставлении предприятием поручения по истечении 14 рабочих дней от даты зачисле­ния поступлений на транзитный счет уполномочен­ный банк в безакцептном порядке списывает с транзит­ного счета 50% всей валютной выручки с зачислением на счет № 076 и последующей продажей в течение 7 рабочих дней на торгах межбанковской валютной биржи.

Концентрация операций по покупке-продаже валю­ты на межбанковских биржах, отмена розничной тор­говли за наличную валюту направлены на сокращение разрыва между существующими курсами иностранной валюты к российскому рублю (текущий курс ЦБР, биржевой и внебиржевой, курсы покупки-продажи на­личной валюты в обменных пунктах).

При проведении валютных операций нерезидентов на территории Российской Федерации необходимо учи­тывать следующие особенности их регулирования. Со­гласно ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валют­ные ценности в Российскую Федерацию при соблюде­нии таможенных правил. Разрешено открытие нерези­дентам счетов в иностранной валюте в уполномочен­ных банках, на которые могут зачисляться наряду с указанными поступлениями в пользу нерезидентов из-за границы следующие средства:

-     платежи от резидентов и нерезидентов за реализу­емые товары и услуги на территории Российской Феде­рации;

-     погашение обязательств перед владельцами счетов;

-     проценты, уплаченные уполномоченными банкам;

-     поступления со счетов других нерезидентов в упол­номоченных банках;

-     поступления от инвестиций на территории Российс­кой Федерации.

Средства с указанных счетов могут использоваться для торговых платежей на территории Российской Фе­дерации, оплаты обязательств перед резидентами и не­резидентами, размещения в срочные вклады, для ин­вестиционной деятельности. Они могут переводиться за границу и быть проданы уполномоченному банку за рубли.

Закон Российской Федерации «Об иностранных ин­вестициях в РСФСР» от 4 июня 1991 г. определяет правовые и экономические основы инвестиционной де­ятельности нерезидентов. Согласно ст. 1 закона ино­странными инвесторами могут быть только иностран­ные юридические лица, физические лица-нерезиденты, зарегистрированные за границей в качестве предприни­мателей, иностранные государства и международные организации. Инвестирование может осуществляться в прямой и портфельной формах, посредством приоб­ретения имущества, земельных участков и иных при­родных ресурсов в соответствии с действующим зако­нодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением валютного законода­тельства при проведении валютных операций осуще­ствляется органами и агентами валютного контроля. Основными направлениями валютного контроля являются:

1.   определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2.   проверка выполнения резидентами обязательства по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и перед государством;

3.   проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4.   проверка полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям и операциям нерезиде­нтов в российских рублях.

Органами валютного контроля являют­ся Центральный банк России и Правитель­ство Российской Федерации. ЦБР как основ­ной орган валютного контроля выполняет следующие функции в рамках действующего законодательства:

·     определяет порядок и сферу обращения иностран­ной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации;

·     издает нормативные акты, обязательные к исполне­нию в Российской Федерации резидентами и нерезиде­нтами;

·     проводит все виды валютных операций;

·     устанавливает правила проведения резидента­ми и нерезидентами операций с валютными ценнос­тями в Российской Федерации, а также правила про­ведения нерезидентами операций с российскими руб­лями и ценными бумагами в валюте Российской Феде­рации;

·     утверждает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, при­надлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

·     устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам на осуществление валютных операций и выда­ет такие лицензии;

·     вводит единые формы отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их представления;

·     готовит и публикует статистику валютных опера­ций Российской Федерации по принятым международ­ным стандартам.

Функции валютного контроля осуществляют аге­нты валютного контроля, например упол­номоченные банки, подотчетные ЦБР. Го­сударственный таможенный комитет и его структурные подразделения выполняют функции контроля при пересечении това­ров, валютных и рублевых ценностей че­рез границу Российской Федерации. В целях усиления контроля за внешнеэкономической деятель­ностью, координации деятельности агентов валют­ного и экспортного контроля создана Федераль­ная служба России по валютному и экс­портному контролю. До завершения формирова­ния ее органов проверку соблюдения требований ва­лютного законодательства выполняет Государст­венная налоговая служба Российской Фе­дерации.

Лицензирование операций с иностранной валютой в коммерческих банках
К банковским операциям с иностранной валютой относятся:

-     ведение валютных счетов клиентуры;

-     неторговые операции;

-     установление корреспондентских отношений с рос­сийскими уполномоченными и иностранными банка­ми;

-     международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;

-     покупка и продажа иностранной валюты на внут­реннем валютном рынке;

-     привлечение и размещение валютных средств внут­ри Российской Федерации;

-     кредитные операции на международных денежных рынках;

-     депозитные и конверсионные операции на междуна­родных денежных рынках.

Коммерческие банки могут осуществлять вышеука­занные операции только при наличии соответствующей лицензии ЦБР. Банки, получившие лицензию на валют­ные операции, называются уполномоченными банка­ми. Лицензии делятся на внутренние, расширенные и генеральные.

Внутренняя лицензия дает право на совершение ограниченного круга операций на территории Российс­кой Федерации; ведение валютных счетов клиентуры;

торговые и неторговые операции; покупка, продажа наличной и безналичной валюты на внутреннем ва­лютном рынке; установление корреспондентских от­ношений с российскими банками, имеющими генераль­ную лицензию. Для получения внутренней лицензии коммерческий банк должен проработать не менее одно­го года с момента регистрации ЦБР и получения руб­левой лицензии. В исключительных случаях при нали­чии веских обстоятельств валютная лицензия дается до истечения указанного срока.  

 Внутренняя лицензия предоставляется при выпол­нении банком следующих обязательных условий:

рентабельной работы и соблюдения установленных экономических нормативов в течение последнего года;

квалификационной и технической готовности к осу­ществлению валютных операций;

экономического обоснования внешнеэкономических связей.

Для получения внутренней лицензии коммерческий банк должен представить в Центральный банк России следующие документы.

1. Ходатайство банка о предоставлении ему внут­ренней лицензии, включающей наименование бан­ка, реквизиты его регистрации в ЦБР; сведения о результатах деятельности за последний год, разме­ре ссудной задолженности, выполнении банком эко­номических нормативов; данные об итогах послед­ней ревизии; количество клиентов, желающих от­крыть текущие валютные счета в банке; информа­цию о технической и квалификационной готовности банка к осуществлению валютных операций; размер объявленного и оплаченного уставного фонда на дату подачи ходатайства в ЦБР; перечень операций с ино­странной валютой, которые банк желает осущест­влять.

Документы подписываются председателем совета банка.

2. Экономическое обоснование о внешнеэкономичес­ких связях будущих клиентов, давших согласие на открытие текущих валютных счетов. Необходимо сде­лать условный расчет по 2—3 клиентам с описанием их иностранных партнеров и характера партнерских свя­зей. Экономическое обоснование заверяет председа­тель правления банка.

3. Список клиентов, давших согласие на открытие текущих валютных счетов, с приложением их офици­альных заявок на имя банка и сведений об оборотах за год и остатках на последнюю дату на валютных сче­тах, открытых в других банках.

4. Справка о технической готовности к осуществле­нию валютных операций. Банк должен иметь достаточ­ный размер клиентского зала для валютного обслужи­вания клиентуры, отдельное помещение под обменный пункт. В справке следует указать название организа­ции, с которой заключен договор на охрану, его номер и дату. Необходимо привести сведения о наличии бла­нков строгого учета, штампов, печатей, пломбиров, справочного материала (журналов образцов иностран­ных валют, нормативной документации).

На балансе банка должны находиться специальные технические средства: компьютеры, засыпные двух­стенные сейфы и шкафы, машины для перерасчета валюты, тестеры валют, пишущие машинки с латинс­ким шрифтом, компьютерные терминалы для автома­тизированной обработки чеков, пластиковых карточек и других документов с магнитной полосой, функци­онирующие телексы и телефоны и т.п.

5. Справка об организации внутрибанковского конт­роля, его соответствие установленным требованиям. В документ необходимо включить сведения о плано­вых проверках внутрибанковского учета, документо­оборота, отчетности, процедуре обсуждения результа­тов проверки и устранения выявленных нарушений, данные о должностных лицах банка, ответственных за внутренний аудит.

6. Аудиторское заключение о деятельности банка за последний год с подтверждением достоверности бала­нса и отчетности.

7. Письмо коммерческого банка, имеющего гене­ральную лицензию о согласии установления коррес­пондентских отношений.

8. Список филиалов банка с указанием всех почто­вых реквизитов, телефонов, фамилий руководителей.

9. Отчетность банка, включая годовой баланс, отчеты о доходах, расходах и прибыли банка на после­днюю дату, справку о соблюдении экономических нор­мативов, пояснительную записку.

10. Список лиц, которые будут заниматься валют­ными операциями с приложением документов, подтвер­ждающих их теоретическую подготовку в зарегистри­рованном и лицензированном учебном заведении и прохождение ими практики в коммерческом банке. В документах должны быть сведения о валютных опе­рациях, которые освоил каждый сотрудник.

Валютная группа должна иметь в своем составе не менее 4 сотрудников (руководитель, 2 экономиста, 1 валютный кассир). По специальной форме составля­ются справки-объективки на сотрудников, непосредст­венно выполняющих валютные операции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.