|
Реферат: Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участияПроцесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле». В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации. Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ. В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной торговой организации, включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О .Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО). В апреле 1995 г. в Государственной думе были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО, итоги обсуждения получили одобрение законодательного органа. В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которую возглавляет Заместитель Председателя Правительства России А.Л. Кудрин. Руководителем Российской правительственной делегации на переговорах по присоединению России к ВТО в начале 2001 г. был утвержден заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю.Медведков. В состав Правительственной Комиссии по ВТО в настоящее время входят около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации. Координирует деятельность Комиссии Министерство экономического развития и торговли. В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной международной организации. В соответствии с установленной процедурой первый, т. е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка Доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России (как и других стран) к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны-соискателя. Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве в штаб-квартире организации (это общее правило) — Секретариате ВТО. В июле 1995 г. состоялось первое заседание Рабочей группы. К данной сессии российская сторона передала в Секретариат ВТО (в рамках процесса присоединения все документы и материалы представляются Россией только на английском языке) ответы на 400 вопросов стран-членов ВТО по Меморандуму о внешнеторговом режиме, а также пакет законодательных актов по данной тематике. На этом заседании представители многих стран, включая крупнейшие торговые державы мира, выразили свою поддержку началу процесса присоединения России к ВТО. В ходе данной сессии началось обсуждение российского Меморандума о присоединении к ВТО. Второе заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1995 г. Оно было в основном посвящено завершению первого чтения российского Меморандума по «традиционным» областям — торговле товарами. Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных документов. К таким документам относятся — дополнения к Меморандуму по «новым» сферам ВТО, торговля услугами (ГАТС), вопросы прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), меры инвестиционной политики (ТРИМс), а также ответы на почти 500 дополнительных вопросов стран-членов ВТО[5]. Более предметное обсуждение «новых» сфер, а также дополнительно заданных вопросов по некоторым аспектам торговли товарами было продолжено на третьем заседании Рабочей группы, которое состоялось 20-31 мая 1996 г. К этому заседанию российская сторона представила ответы почти на 600 вопросов, а также ряд других документов, включая описание системы лицензирования импорта в России. На третьем заседании российская делегация предложила сменить приоритеты — перейти от «информационной» стадии к следующему этапу процесса присоединения — двусторонним консультациям с целью более предметного сосредоточения на вопросах, связанных с конкретными условиями членства России в ВТО. Основанием для такой постановки вопроса явилось то, что накопленный в Секретариате ВТО, государствах-членах организации объем информации о торгово-политическом режиме нашей страны и системе регулирования торговли, включая действующее законодательство, уже заложил основу для перехода к практическим шагам в указанном направлении. Это, разумеется, не исключало продолжения обсуждения всех остающихся вопросов в ходе двусторонних консультаций с членами ВТО. Такой подход был в целом поддержан членами Рабочей группы и ее председателем. Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15—16 октября 1996 г. Круг затрагиваемых проблем был сконцентрирован на обсуждение узкосекторальных вопросов: политика России в области поддержки сельского хозяйства (неофициальное обсуждение), меры нетарифного регулирования и система таможенной оценки товаров. Также были рассмотрены вопросы эволюции российского внешнеэкономического законодательства и ряд других проблем. К данной сессии МВЭС России и заинтересованные ведомства подготовили более десяти официальных документов и информационно-аналитических материалов: система внутренней поддержки аграрного сектора; режим нетарифного регулирования экспорта и импорта сельхозпродукции, а также импорта промышленных товаров; описание системы таможенной оценки товаров; развитие российского законодательства в сфере внешнеэкономического регулирования; пакет новых законодательных актов; ответы на 200 дополнительных вопросов и др. Одновременно проводились двусторонние консультации с членами ВТО с целью обсуждения узкосекторальной проблематики, а также вопросов, связанных с ходом присоединения России к ВТО. Пятое заседание Рабочей группы состоялось 15—18 апреля 1997 г., на нем были рассмотрены вопросы деятельности государственных торговых предприятий; проблематика ТРИПС; система государственной поддержки аграрного сектора (более детально и в неофициальном формате); изменения в российском законодательстве и ряд других вопросов. Это заседание во многом явилось поворотным в плане дальнейшего развития переговорного процесса. На нем российская делегация в целях более динамичного продвижения данного процесса подтвердила намерение (следуя заявлению, сделанному на Министерской Конференции ВТО в Сингапуре в декабре 1996 г.) подготовить в ближайшие несколько месяцев свои предложения по доступу на российский рынок товаров и услуг и начать по ним предметные двусторонние переговоры со странами ВТО по согласованию конкретных параметров будущего членства России в организации. Пятое заседание прошло по новому сценарию, когда официальный его формат был значительно сужен, а основная работа велась входе параллельных двусторонних консультаций, которые были проведены с 18 странами. Шестое заседания Рабочей группы состоялось в июле 1997 г. На заседании основным вопросом повестки дня были — технические барьеры в торговле (стандарты, сертификация), санитарные и фитосанитарные меры. В ходе заседания проводились двусторонние консультации о готовности наших предложений по доступу на рынок. Особое внимание уделялось проблемам государственных закупок. Седьмое заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1997 г. и было посвящено вопросам доступа на рынок услуг, в том числе банковских. Проводились интенсивные двусторонние консультации. Восьмое заседание Рабочей группы состоялось в июле 1998 г. и было посвящено конкретным проблемам сельского хозяйства, субсидированию производства, в том числе и производства сельскохозяйственной продукции, техническим барьерам в торговле и др. Девятое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось в Женеве 16 декабря 1998 г. В повестку дня этой сессии были включены следующие основные вопросы: развитие российского законодательства в сфере экономики и внешнеэкономического регулирования и основные направления законотворческой работы в этой сфере по приведению его в соответствие с нормами и правилами ВТО; режим Российской Федерации в области тематики Соглашения по ТРИПС; государственная поддержка аграрного сектора и экспортные субсидии на сельхозпродукцию; обзор хода двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров. Десятое заседание Рабочей группы было проведено в октябре 1999 г. в формате многосторонних консультаций странч-ленов. Ключевым вопросом данной сессии явилось представление российской стороной первоначальных предложений по доступу на национальный рынок услуг, включающих перечень обязательств по торговле услугами и список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования). Таким образом, со стороны России был представлен последний недостающий документ для начала полномасштабных переговоров по доступу на рынки с целью выработки конкретных условий присоединения России. Кроме того, российская делегация изложила новые предложения в сфере сельского хозяйства, обсуждались вопросы, связанные с развитием российского законодательства и региональными промышленными субсидиями[6]. Одиннадцатое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 25—26 мая 2000 г. В повестку дня были включены вопросы развития российского законодательства в сфере экономики и внешнеторгового регулирования; торговли услугами; промышленных субсидий; таможенной оценки; технических барьеров и санитарных и фитосанитарных норм. Также во время указанной сессии состоялась специальная многосторонняя (плюрилатеральная) встреча по обязательствам в сфере государственной поддержки сельского хозяйства и экспортным субсидиям. Двенадцатое заседание Рабочей группы состоялось 18—19 декабря 2000 г. Повестка дня заседания включала следующие вопросы: обзор развития российского законодательства, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, преференциальные торговые соглашения и обзор состояния двусторонних переговоров. Ко времени проведения заседания РГ была также приурочена серия двусторонних переговоров по товарам, которые в период с 12 по 20 декабря 2000 г. охватили 28 стран. Таким образом, можно констатировать, что информационный этап присоединения в целом завершен, хотя по мере необходимости он будет продолжаться в рамках Рабочей группы на многостороннем уровне вплоть до момента присоединения. Начиная с 1998 г. Акцент в процессе присоединения перенесен на двусторонние переговоры России с заинтересованными странами-членами ВТО по доступу на рынки, которые в настоящее время находятся в активной фазе. ВЫГОДЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО Когда речь заходит об издержках присоединения России к ВТО, разговор обычно сводится к опасности облегчения доступа иностранных компаний на отечественные рынки товаров и услуг «Транснациональные корпорации имеют богатейший опыт вытеснения конкурентов с рынка — и этим, безусловно, воспользуются. — говорит директор сводного департамента зоны свободной торговли Исполкома СНГ Владимир Покровский. — Здесь мы можем потерять очень многое. Например, если сейчас полностью открыть рынок услуг мобильной связи, то через некоторое время никаких национальных компаний в этой сфере не будет. То же самое касается банковских услуг многих товаров, особенно продовольствия, потому что страны ЕС тратят колоссальные деньги на поддержание низких цен на продовольственные товары». Во Всероссийском союзе страховщиков говорят, что со вступлением России в ВТО число российских страховщиков сократится в полтора-два раза. При этом у региональных страховщиков могут возникнуть серьезные трудности, что приведет к серии масштабных слиянии. Резко возражают против открытия российского рынка для продукции зарубежного машиностроения представители Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). «Если сегодня Новолипецкий комбинат поставляет тридцать процентов своей продукции на внутренний рынок, то в случае вступления России в ВТО он сразу этот рынок потеряет, — говорит председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин. — Например, сельхозмашиностроение, не выдержав конкуренции, перестанет заказывать сталь. Резко потеряют объемы производства автомобилестроители». Еще одна отрасль, которой присоединение к ВТО сулит колоссальные проблемы, — гражданское авиастроение. «Сейчас пошлина на ввоз самолетов составляет двадцать пять процентов, — говорит гендиректор компании „Ильюшин Финанс энд Ко» Александр Рубцов. — Если мы войдем в ВТО, то пошлина будет всего пять процентов, более того, они собираются отменить НДС. Это создаст очень удобные условия для прихода иностранцев. Это нанесет огромный ущерб нашим производителям, поскольку мы не сможем выдержать такой конкуренции. Поэтому я считаю, что российская гражданская авиация должна войти в ВТО не ранее чем через двенадцать лет. И прежде чем входить в ВТО, необходимо, чтобы прошел процесс интеграции нашей авиаотрасли и ее становление, на что, по нашим подсчетам, и уйдет порядка двенадцати лет». Отметим, что сокращение производства в таких отраслях, как автомобилестроение или авиастроение, неизбежно ударит по всем поставщикам комплектующих для этих производств, а это тысячи предприятий, включая такие благополучные сегодня отрасли, как черная металлургия и производство алюминия. Пока обнадеживает только то, что, во-первых, именно по этим направлениям — гражданская авиация, автомобилестроение, финансовый сектор — переговоры еще не завершены. И российская сторона занимает достаточно жесткую позицию. Вполне вероятно, что какого-то переходного периода добиться все-таки удастся. Во-вторых, есть у нас стойкое подозрение, что пока угроза прихода иностранных конкурентов на российский рынок не станет объективной реальностью, никакого прогресса в отечественном авто- и авиастроении ждать не имеет смысла. Судите сами — сколько лет уже наше автомобилестроение защищено гигантскими импортными пошлинами от иностранных конкурентов? Около десяти. Помогло это тому же ВАЗу вывести свои модели на мировой уровень? Об этом даже смешно говорить. В-третьих, обсуждая перспективы тех или иных отраслей в свете возможного прихода западных конкурентов, надо обсуждать причины низкой конкурентоспособности отечественной продукции. «Причина в том, что пока в России гораздо дороже капитал, — считает Александр Рубцов. — У нас ставка рефинансирования LIB — двадцать пять процентов, а в США — всего два с половиной процента. То есть наш капитал в значительной степени дороже, и нашей гражданской авиа-рвм иии нельзя входить в ВТО. пока стоимость капитала у нас и за рубежом не сравняется. На это опять-таки уйдет порядка двенадцати лет. Присоединение к ВТО до этого убьет отечественную гражданскую авиацию, она не выдержит конкуренции с Airbus и Boeing». Действительно, кредитные ресурсы у нас существенно дороже, чем на Западе. Но ведь вступление России в ВТО как раз сможет существенно облегчить эту проблему — приведение российского законодательства в соответствие с международными нормами, большая прозрачность экономики снизят риски кредиторов, а приход западных банков и усиление конкуренции на рынке финансовых услуг облегчат доступ к более дешевым кредитным ресурсам. Вот вам и снижение кредитных ставок, и увеличение инвестиций в промышленность. Плавное, чтобы продукция соответствовала требованиям рынка. Наконец, даже после вступления в ВТО в распоряжении российского правительства останется достаточно большой набор эффективных инструментов зашиты своих рынков. В первую очередь это, разумеется, валютный курс. При нынешнем уровне зависимости нашей экономики от мировых цен на энергоносители, при нашем гигантском внешнем долге всегда можно найти благопристойный повод для большей или меньшей девальвации рубля, не вызывая санкций со стороны ВТО. Есть и более тонкие механизмы. В частности национальные стандарты на продукцию. Например, в последнее время приобрела широкую известность история о том, как США заблокировали импорт швейцарского сыра, установив стандарт на размер дырок в сыре. В принципе никто не мешает и нам установить на те же автомобили или авиатехнику такие стандарты, которым в большей степени будут соответствовать российские изделия, чем западные. Беда лишь в том, что импорт зачастую превосходит отечественную продукцию по всем параметрам, кроме разве что иены. Но, в конце концов, вечный парник для отечественных производителей устраивать никто не собирается. Да и о потребителях грех было бы забывать. Они-то от конкуренции с иностранцами только выиграют. Трудно не согласиться с главой ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» Кахой Бендукидзе, который, выступая за скорейшее вступление России в ВТО, отмечает, что «мы в первую очередь граждане, которые хотят получать лучшее медицинское обслуживание, страхование, ездить на лучших автомобилях, есть качественную пишу и при этом не платить дополнительные налоги». Едва ли не самым главным аргументом в пользу присоединения России к ВТО с самого начала переговоров и до сего дня является утверждение, что в результат наши компании получат возможность защищаться в международных судебных органах от неправомерных санкций в отношении своего экспорта. «Пока мы не являемся членом ВТО, нас не допускают ни к каким переговорам, мы не имеем права голоса при решении важных вопросов, — жалуется генеральный директор «Северстали», Алексей Мордашов, возглавляющий рабочую группу РСПП по присоединению к ВТО. — Постоянно проводят нечестную практику борьбы с нашими товарами на рынках. Мы не можем апеллировать к антидемпинговому кодексу, антидемпинговому трибуналу, нас постоянно ограничивают или нарушают наши права. Вступление в ВТО может служить инструментом, который позволит нам защитить российские товары при продвижении их на внешний рынок». В результате вступления в ВТО будто бы должны многократно возрасти объемы российского экспорта, вырасти валютная выручка, отечественные производители увеличат своё присутствие на зарубежных рынках. Как это ни печально, но для подобного оптимизма оснований не много. Судите сами. По оценкам Минэкономразвития, от разного рода ограничений нашего экспорта отечественные компании сегодня теряют 2-3 млрд. долларов в год. Андрей Кушниренко говорит, что при грамотном отстаивании своих интересов в рамках ВТО мы сможем добиться отмены или смягчения примерно половины действующих сегодня ограничений. Итого наш потенциальный выигрыш — 1-1.5 млрд. долларов в год (минус издержки, связанные с ведением судебных споров, для которых, в частности, нужны высококвалифицированные юристы, услуги которых влетают в копеечку). Немало, конечно, но и отнюдь не «многократный рост российского экспорта» (сегодня он. напомним, превышает 100 млрд. долларов в год). «Россия заинтересована в присоединении к ВТО меньше, чем например Китай, который экспортирует только игрушек на сумму в полтора раза большую, чем Россия получает от экспорта нефти, — отмечает директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) Валерии Орешкин. — Наш основной экспорт — энергоносители — будет осуществляться в неизменном режиме, поскольку никаких ограничений на торговлю энергоресурсами в мировой практике нет». Так что основа российского экспортного потенциала — нефтегазовый сектор — не получит никаких дополнительных выгод от присоединения страны к ВТО. Второй главный плюс присоединения России к ВТО, о котором говорят практически все его сторонники, — это возможность участия в выработке международных правил торговли с учетом российских национальных интересов. «Не стоит забывать, что наши внешнеторговые партнеры получают выгоды от присоединения России к ВТО немедленно, в то время как Россия может получить их в перспективе, — отмечает Валерий Орешкин. — При этом потери могут оказаться неизбежными, а выгоды — возможными, для их реализации потребуются существенные дополнительные усилия». Другими словами, участвовать в переговорах мы, несомненно, будем, а вот удастся ли нам в результате этого чего-то добиться — это совсем другой вопрос. Необходимость приведения российского законодательства в соответствие с нормами ВТО подавляющее большинство специалистов оценивает как однозначно положительный факт. «Вступив в ВТО, Россия выйдет на единое международное правовое пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений, которые, в свою очередь, образуют правовую основу международной торговли, являются так называемым кодексом правил движения на мировом рынке, — говорит профессор Всероссийской академии внешней торговли Ипполит Дюмулен. — И отступать от этих правил просто глупо». Изменение отечественного внешнеторгового законодательства в соответствии с международными нормами — давно назревшая проблема. Причем здесь надо быть готовыми к кардинальному изменению привычных правил взаимоотношений бизнеса и государства, в частности к резкой переоценке так называемого административного ресурса, благодаря которому отдельные компании продавливали для себя различные льготы. Например, по словам Александра Рубцова, возглавляемая им компания «Ильюшин Финанс энд Ко» имеет налоговую льготу в Воронежской области — на несколько лет освобождена от НДС, потому что у нее в регионе есть свой завод. После присоединения России к ВТО на российский рынок двинутся Boeing и Airbus. Предположим, что «Ильюшин» уличит их в демпинге и полает на конкурентов жалобу в суд ВТО. Что будет в итоге? Суд скажет: «А вы сами получаете поддержку от региональных властей, так что не жалуйтесь». А, если например, какой-нибудь губернатор предоставит налоговые льготы расположенному в его регионе металлургическому комбинат); то все российские экспортеры металла будут обвинены в демпинге и подвергнутся санкциям. Еще одно малоочевидное последствие присоединения к ВТО: чтобы защищать свои интересы, отечественные производители импортзамешаюшей продукции должны будут обеспечить максимальную прозрачность финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Приходят, предположим, на наш рынок западные компании и начинают беспардонно демпинговать. Наши, понятно, вводят антидемпинговые санкции, а те, в свою очередь, подают жалобу в суд ВТО. Но чтобы доказать оправданность антидемпинговых санкций в суде ВТО. наши компании должны будут предоставить полную финансовую отчетность о своей деятельности. А многие российские предприятия к этому явно не готовы, поскольку "черный» нал до сих пор занимает прочное место в сфере производства и реализации товаров широкого потребления — продуктов питания, мебели etc. А «черный» нал и зашита своих интересов в международных судах — две веши несовместные. И подобных сюрпризов присоединение к ВТО сулит нашим бизнесменам немало. Сегодня уже не обсуждается вопрос, надо ли России вступать в ВТО. Мы вступаем. Краткосрочные плюсы и минусы этого шага зависят от условий, на которых мы присоединимся к Всемирной торговой организации. Пока шанс выторговать приемлемые для отечественного бизнеса условия остается. Но присоединение к ВТО — это шаг, рассчитанный на перспективу в десятки лет. И реальный баланс потерь и приобретений будет зависеть исключительно от экономической политики российского правительства. В частности, если многолетние разговоры о переориентации российского экспорта с энергоносителей и сырья на продукцию высоких переделов так и останутся пустыми декларациями, наши потери не окупятся никогда. Выгоды от присоединения России к ВТО: · Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами. · Россия может получить выход на новые рынки услуг. · Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли. · Адаптация нашего законодательства к международным нормам — положительный фактор для отечественного бизнеса. · Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов. Издержки вступления в ВТО: · Защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена. · Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин. · Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится. · Вступление в ВТО не гарантирует от применения против наших товаров антидемпинговых мер. ПОДДЕРЖКА РОССИИ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ К ВТО
Япония. После неформальной встречи бывшего премьер-министра Японии Рютаро Хасимото и Президента России Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность о поддержки со стороны Японии вступления России в ВТО. Япония первой из промышленно развитых стран в начале 1998 г. Провела официальные переговоры по данной тематике с Россией. США. Администрация США в целом благоприятно относится к вступлению России в ВТО. Однако в 70-е гг. конгресс США принял так называемую поправку Джексона—Вэника к закону «О торговле». Согласно ей США имеют право не предоставлять другим странам режим наибольшего благоприятствования (РНБ), если там нарушают права человека, препятствуя свободному выезду граждан из страны. Поправка была распространена на СССР и сохраняет свое действие для России. В 1994 г. Статус России в рамках применения поправки Джексона—Вэника был изменен. Ежегодно президент США после консультация с конгрессом выносит решение о предоставлении России РНБ. По истечении года процедура повторяется вновь. Совсем отменить поправку может только конгресс США, который пока не намерен этого делать. Иными словами, у США есть полное право, ссылаясь на упомянутую поправку, объявить и о непредоставлении России РНБ в полном объеме. Кстати, подобный прецедент уже был. США отказались распространить РНБ на недавно вступившую в ВТО Монголию. Единственная надежда — на получение заверения от американской стороны о поддержке России на переговорах по ВТО. Страны ЕС. На уровне высшего политического руководства ЕС присоединение России к ВТО поддерживается. В частности, это было подтверждено на саммите Россия — ЕС в начале марта 1997 г. В Москве. Вместе с тем, позиция делегации ЕС на переговорах остается жесткой. Перед ЕС поставлена задача о необходимости трансформации политической поддержки в более конструктивную позицию делегации ЕС. Прежде всего по указанным выше вопросам, а также по другим проблемам присоединения России к ВТО. Евросоюз снял почти все возражения на вступление России во Всемирную торговую организацию. Как сообщается, стороны договорились по самой острой, газовой проблеме. По имеющейся информации, европейские переговорщики отказались от всех пунктов так называемого газового ультиматума Паскаля Лами. От России требовалось повысить внутренние цены и отменить экспортные пошлины на газ, а также ликвидировать монополию «Газпрома». Президент Путин дал личные гарантии, что «Газпром» будет реформирован. Видимо, президентские гарантии Евросоюз удовлетворили. Остальные возражения на вступление России в ВТО Евросоюз может снять уже сегодня. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю. Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что: • условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки; • позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО. Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров. Встает вопрос о завершении выработки консолидированной переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации. Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров по переговорам-, так и об урегулировании имеющихся проблем в доступе российских товаров и услуг на рынки членов ВТО. После начала нового раунда («раунд тысячелетия») многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО процесс присоединения России будет происходить параллельно с этими переговорами. В экономической программе Правительства Российской Федерации, утвержденной в июле 2000 г., зафиксирована цель интенсификации переговоров о присоединении России к ВТО. В то же время это не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства и др.) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды. В настоящее время российская делегация предпринимает усилия по активизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами и другими членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО и ускорению общих темпов переговорного процесса при обеспечении соблюдения национальных экономических интересов и баланса взаимных требований и уступок. В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда. Россия намерена сохранить действующий торговый режим — без каких-либо ограничений со странами СНГ и партнерами по таможенному союзу. Он-то и попадет в российский перечень изъятий из общих принципов генерального соглашения о тарифах и торговле. Основанием для этого являются соглашения между Россией и странами СНГ «О свободной торговле» и «О таможенном союзе». С точки зрения присоединения к ВТО основным вопросом является необходимость соответствия условий формирования зон свободной торговли и Таможенного союза стран СНГ положениям ВТО. Имеется в виду беспошлинная торговля внутри зон свободной торговли и единый внешний тариф для стран-участниц Таможенного союза. Так, в частности, нормами ВТО предусматривается, что если страна-член ВТО образует таможенный союз, то вступать в ВТО должен такой союз или одна из стран от его имени. В связи с соглашениями об образовании Таможенного союза пяти стран СНГ, ЕС, как и другие партнеры, начинают все более настойчиво ставить такого рода вопросы. Проблема состоит в том, что если участники Таможенного союза СНГ вступят в ВТО на значительно различающихся условиях, то это может существенно осложнить процесс формирования Таможенного союза. Вопрос соответствия положениям ВТО по зонам свободной торговли и таможенным союзам должен рассматриваться после вступления в ВТО, а не на стадии переговоров о присоединении. ЕС неоднократно выступал в поддержку такого подхода в ходе переговоров о присоединении к ВТО других стран, в частности государств Балтии. Кроме того, формирование Таможенного союза находится в самой начальной стадии и окончательное оформление потребует времени. Вступать в ВТО все пять стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) намерены самостоятельно, консультируясь между собой. Законодательство каждой из стран предусматривает их полный суверенитет в вопросах внешнеэкономической деятельности. В рамках зоны свободной торговли СНГ беспошлинный режим уже действует. Существуют некоторые различия во взимании НДС в СНГ по сравнению с третьими странами, но этот вопрос должен рассматриваться отдельно. В торговле услугами для изъятий из РНБ наличие соглашений о свободе торговли не обязательно. Стране-кандидату достаточно просто аргументировано заявить о желании предоставить лучшие, нежели всем остальным, условия доступа на рынок поставщикам услуг из той или иной страны. Льготный режим работы на российском рынке услуг, скорее всего, получат поставщики банковских и страховых услуг из стран ЕС. Это закреплено заключенным три года назад соглашением «О сотрудничестве и партнерстве» между Россией и Европейским союзом. Распространять его на кого-либо еще российская сторона считает экономически нецелесообразным. ВТО вполне удовлетворится таким объяснением, если оно будет подтверждено расчетами. БИБЛИОГРАФИЯ: 1. The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (The Legal Texts). — Geneva, 1995 2. Trading into the Future, 2nd revised edition, WTO. — Geneva, 2000. 3. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — №66 4. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). – 2000. — № 10. 5. Внешняя торговля. - 1998. - № 3-4 6. Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО // 7. Вопросы экономики. — 2000. — №8. 8. Внешняя торговля. — 2000. — № 2. 9. Эксперт. — 2001. — № 41. 10. http://www.wto.org/ 11. http://www.euronews.com/ 12. http://vazhno.ru/vazhnonews/article_2004_5_20_N2_85095853.html [1] The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (The Legal Texts). — Geneva, 1995. [2] Trading into the Future, 2nd revised edition, WTO. — Geneva, 2000. — P. 60. [3]Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — №66. [4]Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — С. 22. [5] Внешняя торговля. - 1998. - № 3-4. [6] Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). – 2000. — № 10. — С. 2—3. |
Страницы: 1, 2
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |