на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия


Реферат: Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН АТР

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

КУРСОВОЙ РЕФЕРАТ

На тему

«Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия»

Студента группы 1137 А Кандинского

Александра Александровича

                     Научный руководитель: Середенко Оксана Владимировна,

ассистент кафедры

Подпись________________

«Допущен к защите.                                      «Защищена с оценкой_____________»

Зав. кафедрой                                                              

______________ (Подпись)                                               ______________ (Подпись) Дата «___» _____________                                                Дата «___» _____________

Владивосток

2004 г.

Содержание

                                                                                                                стр.

Введение………………………………………………………………………….3

1.      Основные цели и структура ВТО…………………………………………..5

2.      Этапы и ход присоединения России к ВТО……………………………….16

3.      Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………23

4.      Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….30

Заключение………………………………………………………………………..32

Библиография……………………………………………………………………...35


ВВЕДЕНИЕ

Мы твердо приняли ре­шение двигаться в нап­равлении вступления в ВТО. и это решение бу­дет реализовано», — за­явил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Мос­кве, состоявшейся в октябре 2001 г. Но, подтвердив в очередной раз решимость Рос­сии присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направ­лении будут сопоставляться с интересами на­циональной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоедине­ния к ВТО, которые сегодня кажутся бесспор­ными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциаль­но конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.

Ключевой вопрос переговоров о вступле­нии в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенси­ровать потери от присоединения к ВТО вы­годами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства, в принци­пе невозможно.

Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступле­ния в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, кото­рым это сулит немалые проблемы (автомо­билестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в ком­плексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отрасле­вые интересы сегодня очевидны, а вот о на­циональных говорить весьма сложно.

«Одним из негативных моментов вступ­ления в ВТО является то, что наша наука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания.  У нас в силу ряда обсто­ятельств такой школы не сложилось, нес­мотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях основы­ваемся прежде всего на диалоге с предста­вителями реальной экономики, а не на ре­комендациях и оценках нашей науки».

Отметим, что невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо бо­лее важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступле­нии России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позици­ях, по которым достигнуты конкрет­ные договоренности. Хотя очевид­но, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких ус­ловиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года.


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена 8 де­кабря 1994 г. и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), существовавшего с 1947 по 1995 г.

Всемирная торговая организация представляет собой свое­образный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется подавляющая часть мировой торговли товарами и услугами.

К основным многосторонним соглашениям ВТО относятся сле­дующие:

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами, среди ко­торых основными являются:

·  Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в редакции 1994г.);

·  Соглашение по сельскому хозяйству;

·  Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

·  Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

·  Соглашение по техническим барьерам в торговле;

·  Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

·  Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпин­говая пошлина);

·  Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (Оценка това­ров в таможенных целях);

·  Соглашение по предотгрузочной инспекции;

·  Соглашение по правилам происхождения;

·  Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

·  Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

·  Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам.

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

IV. Соглашение по правилам и процедурам, регулирующим раз­решение споров.

V. Механизм обзора торговой политики.

VI.  Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным кругом участников, т. е. не обязательное для всех членов ВТО): Соглаше­ние по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по пра­вительственным закупкам[1].

Структура Всемирной торговой организации.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая пред­ставителей всех участников ВТО. Сессии собираются по крайне мере каждые два года.

Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет (ГС), состоящий также из представителей стран-членов ВТО.

Кроме того, Генеральный совет администрирует деятельность по урегулированию споров и Орган по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав на интел­лектуальную собственность.

Министерская конференция создает Комитет по торговле и раз­витию, Комитет по ограничениям в целях обеспечении равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администра­ции, Комитет по торговле и окружающей среде, а также комитет по региональным торговым соглашениям. Членство в советах и коми­тетах открыто для всех участников ВТО.

Министерская конференция назначает Генерального дирек­тора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соот­ветствии с положениями, принятыми Министерской конференцией[2].

В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если друго­го не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от приня­тых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

По состоянию на начало 2001 г. полноправными участниками ВТО являлись 140 стран, еще более тридцати государств находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Среди этих пре­тендентов — Россия, Китай, Тайвань, Саудовская Аравия и Украи­на, а также большинство стран СНГ. Еще около 60 международных организаций имеют статус наблюдателя при ВТО.

Необходимо отметить, что процесс присоединения достаточно долгая и сложная процедура. В частности, серьезные проблемы для ВТО связаны с приемом Китая, переговоры с которым продолжа­ются уже около 15 лет. Однако до сих пор Китай не соглашается открыть свой гигантский рынок в той степени, как того требуют США, ЕС и другие ключевые игроки ВТО.

6.2. Перспективные направления деятельности ВТО

В настоящее время правилами ВТО регулируется почти 95% стоимостного объема мировой торговли.

Одной из основных тенденций в развитии мировой торговли яв­ляется ее либерализация и глобализация.

Завершение переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (1986—1994 гг.) дало возможность к началу третьего тысячелетия уменьшить средний уровень таможенного обложения товаров в ми­ровой торговле:

• для промышленно развитых стран с 6,3% до 3,9%,

• для стран с переходной экономикой с 8,6% до 6,0%,

• для развивающихся государств с 15,3% до 12,3% (средний уровень российских ввозных пошлин в 2000 г. составлял пример­но 12%).

Кроме того, планируется значительно либерализовать торговлю услугами, ужесточить меры по защите интеллектуальной собствен­ности.

Глобализация экономической активности прежде всего прояв­ляется в том, что большинство товаров поступает на мировой рынок либо через внешнюю торговлю, либо изготовляется в стране с ис­пользованием иностранного компонента.

С точки зрения политики, глобализация означает, что правитель­ства должны учиться сотрудничать в более широком круге облас­тей, чем в прошлом.

По мере совершенствования международных правил сокраща­ется поле для внутренней политики. Действительным выражением

суверенитета в современном мире является способность демокра­тически избранных правительств четко выражать интересы избира­телей посредством переговоров и международных обязательств.

Процесс глобализации не проходит безболезненно. Неизбежны социальные издержки в связи с экономической интеграцией и тор­говой либерализацией, но в целом этот процесс приносит выгоды.

Повышается эффективность производства за счет углубления специализации, благодаря росту торговли усиливается экономичес­кая активность и новые рабочие места создаются в большей мере, чем сокращаются старые.

Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как сочетание позитивных итогов с обязательствами, которые еще предстоит выполнить. Среди позитивных итогов следует выделить следующие:

•  реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров (в результате переговоров было подписано свыше 50 документов — соглашений, решений, деклараций, протоколов и пр.);

• разрешение торговых споров (создан уникальный и достаточно эффективный механизм их разрешения и значительная часть подан­ных в ВТО жалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этой организации, т. е. в процессе консульта­ций заинтересованных сторон);

• создание апелляционного органа;

• расширение числа членов организаций;

• торговля и окружающая среда (ВТО разработала широкомас­штабную программу деятельности в этом направлении)[3].

В то же время медленно идут переговоры в таких секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги, морское судо­ходство. Хотя первоначально установленные сроки прошли, но диа­лог продолжается и может привести к взаимоприемлемой догово­ренности.

На министерской конференции (являющейся высшим органом ВТО), прошедшей в декабре 1996 г. в Сингапуре, были определены перспективные цели Всемирной торговой организации.

В качестве основной цели следует выделить либерализацию торговли товарами и услугами через совершенствование тор­говых правил.

Проблема заключается прежде всего в разном понимании этой цели. Одна группа стран не проявляет заинтересованности в уве­личении своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда, тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правила определения происхождения товаров.

К этому следует добавить договоренность на Уругвайском раунде о том, чтобы до конца столетия начать переговоры о дополнитель­ных обязательствах по так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства и услуг, ряда других Соглашений ВТО, продол­жить рассмотрение проблем взаимосвязи торговли и окружающей среды, регулирования инвестиций и конкурентной политики, трудо­вых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д.

В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим мно­госторонним правилам в торговле.

В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим всеобъ­емлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распро­странил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы — режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования, связанные с охраной окружающей среды.

Опасность заключается в том, что в отдельных странах до сих пор существуют несовместимые и даже дискриминационные националь­ные режимы в отношении иностранных инвестиций.

Необходимо обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но также общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате.

В настоящее время в мире существует свыше 900 двусторонних инвестиционных соглашений, и, конечно, было бы желательно иметь одно для всех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной. По мере либерализации торговли возникает проблема регули­рования конкурентной политики, ибо независимо от государст­венных мер, торговые барьеры создают сами компании.

В этой связи необходимо либо принять решение на многосторонней базе, обязывающее правительства соответственно скорректировать национальную конкурентную политику либо разработать основные пра­вила международной конкуренции.

Потребуются значительные усилия, чтобы довести до сознания народов стран мира, что свободная мировая торговля и многосто­роннее ее регулирование отвечают их интересам. Быстрая глобаль­ная интернационализация порождает обстановку нестабильности во многих странах, провоцируя определенные круги на сохранение протекционизма.

Однако история свидетельствует, что свободная торговля с правилами многосторонней системы является ключом к экономическому развитию.

Следует также укреплять основную договоренность, которая в на­стоящее время объединяет все страны. Индустриальные страны должны сохранять открытыми свои рынки и больше их либерализо­вать в будущем.

Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либе­рализации торговой и инвестиционной политики, должны стимули­ровать интеграционные процессы.

Индустриальные и развивающиеся страны вместе призваны со­действовать улучшению социально-экономической ситуации в наи­менее развитых странах.

В качестве средств решения этой задачи следует обеспечить полную свободу доступа на внешние рынки товаров и услуг из наиме­нее развитых стран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиеся количественные ограничения импорта), улучшить режим для иностранных инвестиций в указанных странах, содейство­вать их региональному сотрудничеству и принять более гибкие прави­ла происхождения в отношении товаров последних.

Важно добиться подлинной универсальности ВТО, для чего не­обходимо принять Китай, Россию и все другие страны, находящиеся вне этой организации, в ее систему.

Это свидетельствует не только о большом значении, которое при­дается присоединению России к ВТО, но и заинтересованности в том, чтобы Россия стала участником многосторонней системы торговых правил. Наличие общего интереса как у России, так и у ВТО объек­тивно содействует поиску взаимоприемлемых компромиссных реше­ний на пути к присоединению, но не следует преувеличивать роль данного фактора. Особенность присоединения большой страны с пе­реходной экономикой порождает серьезные вопросы, ответы на которые должен дать баланс между надеждами стран-кандидатов, «коммерчески значимыми» интересами нынешних членов ВТО и необходимостью сохранить единство системы и ее правил.

Кандидаты и члены ВТО одинаково несут ответственность за то, чтобы переговоры о вступлении завершались как можно быстрее, но таким образом, чтобы укрепить систему в целом.

За последние 15 лет произошел «драматический взрыв» в облас­ти заключения соглашений об особо тесном сотрудничестве от­дельных, групп стран, и сегодня эти соглашения стали существенным фактором международных экономических отношений (число таможен­ных союзов и зон свободной торговли уже превышает 100). В настоящее время почти все страны-члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений. Региональная либерализация сама по себе не повод для беспокойства сторонников многосторонней системы. Региональные инициативы могут вносить существенный вклад в развитие многосторонних правил и обязательств, а также давать силь­ный импульс ускорению роста национальных хозяйств в рамках более широкого экономического пространства.

Однако необходимо ясно сформулировать принципы, подкреплен­ные твердыми обязательствами, которые предотвратили бы пре­вращение региональных схем в центробежные силы разруше­ния многосторонней системы. Эту проблему необходимо решать посредством утверждения принципа «открытого регионализма».

Участники региональных соглашений должны придерживаться следующих принципов: во-первых, каждая региональная зона префе­ренциальной торговли должна соответствовать правовым требова­ниям многосторонней системы; во-вторых, постепенное устранение торговых барьеров во взаимной торговле стран-членов региональ­ного объединения должно применяться примерно в том же объеме и в те же сроки в отношениях со странами, не являющимися члена­ми объединения.

Это будет означать, что региональная либерализация де-факто, как и де-юре, будет полностью совместима с принципом режима наибольшего благоприятствования. Подобный подход уже осуще­ствляют члены НАФТА, МЕРКОСУР и прежде всего АТЭС.

В настоящее время мировое сообщество стоит перед альтерна­тивой: либо через 20-25 лет торговый мир будет поделен на две или три межконтинентальные преференциальные зоны, каждая со своими правилами и со свободной торговлей между участниками, но с внешними барьерами по отношению к другим блокам, либо открывается путь к постепенному слиянию («конвергенции») регионализма и многосторонности на основе общих целей и принципов. Механизм конвергенции региональных и многосто­ронних систем требует дальнейшей проработки.

С точки зрения тенденций развития мировой экономики более предпочтительным представляется один глобальный свободный рынок с согласованными правилами и дисциплиной, применяе­мой ко всем странам. В свою очередь, страны должны взять на себя обязательства по выполнению этих правил. Что касается со­хранения приоритета правил и системы разрешения споров в рамках ВТО, то это не является самоцелью, а средством избе­жать хаоса конкуренции и противоречий юрисдикции, когда прави­тельства выбирают те правила, которые им более подходят.

В настоящее время в лице ВТО мир имеет постоянно дейст­вующий форум в области торговой политики, а также более эф­фективные средства для согласования обязательств и претворения в жизнь торговых правил.

С созданием ВТО и заключением всеобъемлющих соглашений о сотрудничестве с МБРР и МВФ, которое ожидается в ближайшее время, произойдет более тесное объединение торговли и финансов в интересах глобального развития, стабильности и процветания в новом столетии.

В мае 1998 г. в Женеве прошла конференция ВТО на министер­ском уровне, посвященная пятидесятилетию существования систе­мы ГАТТ/ВТО, на которой основным лейтмотивом было усиление роли международной торговли в мировой экономике и продолжение процесса либерализации.

Новым вопросом, обсуждавшимся на конференции, стала про­блема торговли информацией на электронных носителях. По дан­ным Секретариата ВТО, к 2000 г. объем торговли через Интернет различного рода услугами (музыкальные фонограммы, фильмы, ко­торые близки к таким аналогам, как компакт-диски, видеофильмы, кассетные записи и др.) достиг 200 млрд. долл. Однако в отличие от вещественных аналогов торговля электронной информацией не об­лагается таможенными пошлинами и не учитывается внешнеторго­вой статистикой, что создает определенные проблемы.

В 1998 г. группа ученых из США и Австралии провела исследование влияния реформ по либерализации мировой торговли, осущест­вляемых в рамках ВТО, на рационализацию глобальной торговли. В частности, среднегодовая экономия в мировом масштабе оце­нивается в 96 млрд. долл., а в период после 2000 г. эта экономия превысит 170 млрд. долл. [4]

В краткосрочной перспективе наибольшие выгоды от либерали­зации мировой торговли получат промышленно развитые страны, поскольку степень либерализации их экономики и торговли значи­тельно выше. В долгосрочной перспективе ощутимые выгоды будут иметь и большинство других стран.

Третья Министерская конференция состоялась 30 ноября — 3 декабря 1999 г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уруг­вайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планирова­лось начать переговоры прежде всего по «встроенной повестке дня» (сельское хозяйство, услуги), а также подготовить рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих кон­ференций, в том числе возможному включению в будущие перего­воры новых сфер — конкуренции, экологии, трудовых стандартов, инвестиций и т. д.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, так как не была выработана конкретная повестка раунда и не опреде­лен формат его проведения. Это обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности между промышленно развитыми государства­ми и развивающимися странами. Также имеются значительные раз­ногласия между ведущими игроками ВТО, включая несовпадение стратегических интересов ЕС и США по проведению нового раунда.

В итоге принято решение продолжить обсуждение указанных проблем в Женеве под эгидой Генсовета ВТО, который должен пред­ставить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов весной началось обсуждение только про­блематики «встроенной повестки» — торговля услугами и вопросы сельского хозяйства. В настоящее время идет рассмотрение предложе­ний стран-членов по дальнейшей эволюции этих Соглашений, а также по формату нового раунда. С учетом сохраняющихся противоречий эта работа может быть частично завершена в 2001 г.

Четвертую Министерскую конференцию намечено провести в Ка­таре в ноябре 2001 г. Работа по подготовке этого мероприятия ведется Генсоветом ВТО.


ЭТАПЫ И ХОД ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО.

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус на­блюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.