на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений


Источник: CIA. The World Factbook. Washington, 2010.

Из этой таблицы видно, что практически все представленные экономические и социальные показатели были изменены в лучшую сторону.

Исследовав экономические данные, было обнаружено, что по уровню хозяйственного развития и экономического потенциала Венесуэла вошла в число ведущих государств региона. Другие государства рассматривают ее в качестве партнера по торговым связям, о чем говорит трехкратное увеличение экспорта за 10 лет. Страна экспортирует главным образом нефть и нефтепродукты, алюминий, железную руду, химические товары и кофе. В три раза повысился импорт. Венесула закупает автомобили, оборудование, запчасти, продовольствие, медикаменты.

За десятилетие президентства Уго Чавеса ВВП за последние десять увеличился в три раза, а ВВП на душу населения вырос на 60 процентов. Это является прямым результатом активного участия государства в экономике страны и увеличения производимых на территории страны товаров и услуг для потребления и экспорта.

Основным результатом реализации новой социальной политики Уго Чавеса стало улучшение параметров общества. Прежде всего, следует отметить, что продолжительность жизни возросла практически на год, и, как результат, увеличилась численность населения. Это можно объяснить массивными инвестициями в сферу здравоохранения, выделением средств на строительство клиник и покупку необходимого оборудования для лечения онкологических заболеваний, проведением «Программы внутри квартала» и организаций «врачебных миссий» (бесплатная помощь высококвалифицированных кубинских медиков жителям бедных районов, где созданы хорошо оснащенные диагностические центры, в которых можно получить экстренную помощь и пройти полное обследование).

За последнее десятилетие число грамотных людей увеличилось на 2 процента, чему опять-таки способствовала помощь кубинских специалистов. Количество студентов высших учебных заведений с каждым годом растет, проводятся реформы по повышению грамотности малограмотных людей и детей из малоимущих семей («Программа Робинсон», «Программа Сукре»).

Однако уменьшилась рождаемость (на 2 человека на 1000), незначительно, но повысилась смертность. Количество мигрантов растет, что, возможно, является отражением пренебрежения государством интересов среднего класса, которые мигрируют в ближайшие страны Латинской Америки и США («маленький Каракас» в Майами).

Анализ численность населения, проживающего за чертой бедности, показал, что оно сократилось в два раза, благодаря тому, что Уго Чавес уделяет особое внимание малообеспеченному слою населения, выходцем которого является он сам. Большую поддержку этому классу оказала кампания по созданию социальных предприятий и народных кооперативов, основная цель которых - содействовать улучшению жизненных условий бедного класса. Эти же задачи выполняет действующая несколько лет система «Меркаль» - распределение среди малоимущих граждан продуктов питания по дотационным ценам. Немаловажную роль играют и банки, призванные кредитовать бедные семьи на льготных условиях.

Одним из направлений социальной политики Уго Чавеса была борьба с безработицей, но проведение реформы по ее ликвидации не принесло должных результатов. Проведя анализ данных, можно отметить, что уровень безработицы вырос более, чем на 1 процент. Это может быть итогом того, что реализация программы по занятости населения, включающей создание Центров временной занятости, способна охватить не больше 300 тыс. человек, в то время как больше 2,5 млн. человек не имеют источника дохода. Интересно отметить, что именно на эти 300 тыс. увеличилась рабочая сила.

В заключении, можно сделать вывод о том, что в целом новая политика Уго Чавеса плодотворно сказывается как на обществе, так и на положении государства в регионе и в мире. Это подтверждают не только положительные результаты реформ по ликвидации бедности, повышению грамотности или продолжительности жизни, но и увеличение ВВП, доходов и расходов государственного бюджета, свидетельствующие о том, что другие государства рассматривают Венесуэлу в качестве выгодного партнера в международных торговых отношениях.

1.5  Противоречия новой социально-экономической модели и политической системы

Проанализировав результаты социальной политики Уго Чавеса, можно обнаружить, что по мере реализации она встречается с некоторыми препятствиями. Например, меры для поддержки бедного населения страны проводятся в ущерб среднему слою населения, происходит пренебрежение его интересами, социальное положение людей ухудшается. Они, теряя былую уверенность в завтрашнем дне, стремятся эмигрировать. Так, в Майами уже образовался свой «маленький Каракас». Всего же в США, по некоторым оценкам, община выходцев из высших и средних слоев Венесуэлы составила около 300 тыс. человек. Это свыше одного процента численности населения страны[21].

Начались конфликты со средним классом, влиятельными предпринимательскими объединениями, лидерами профсоюзов, верхушкой католической церкви, средствами массовой информации, которые недовольны жестким, авторитарным стилем руководства и намерением поставить крупный бизнес под контроль правительства[22]. Поводом стало обнародование в конце 2001 г. 49 социально-экономических декретов, затрагивавших интересы различных групп и социальных слоев. В их числе законы о земле и землепользовании, недвижимости, нефти, рыболовстве, прибрежных зонах, пенсиях и другие. Они были внедрены в жизнь без предварительной и квалифицированной экспертизы, что вошло в противоречие с провозглашенными принципами «демократии участия» и привело к появлению оппозиционного альянса предпринимателей и профсоюзов[23].

Тем не менее, отличительной чертой нового режима является появление новой элиты, так называемая «боливарианская буржуазия», представители которой заняли высокопоставленные должности в государственных структурах (PDVSA, Корпорация развития Гуайаны), в банках, медицинских страховых обществах и торговых сетях[24].

Одной из причины напряженности в обществе явилась деятельность «боливарианских дружин» - прямой канал связи народа и президента, созданный по инициативе Чавеса. Глава государства общался с дружинами напрямую, получая оттуда письма, направляя в их адрес финансовые ресурсы, иными словами, стремился держать руку на пульсе. Услугами этих дружин, оснащенных стрелковым оружием из армейских арсеналов, не раз пользовались официальные инстанции для разгона антиправительственных манифестаций, для устрашения оппозиционных органов печати.

В 2004 г. Уго Чавес утвердил институт военных резервистов, который насчитывает от 50 до 80 тыс. человек. По сути это - парамилитаристская структура, которая подчинена президенту. В одном из своих заявлений Чавес поставил задачу довести численность резервистов до одного млн. человек, которые должны «защищать революцию под лозунгом суверенитет или смерть». В апреле 2005 г. было создано Генеральное командование военного резерва и национальной мобилизации, которое возглавил армейский генерал X. Кинтеро и которое также находится в прямом подчинении президенту.

Другой проблемной зоной нового строя стала оппозиция режиму Чавеса, которая представляла собой раздираемый противоречиями конгломерат партий и движений от ультралевых до крайне правых. В апреле 2002 г. при поддержке части командования вооруженных сил была предпринята попытка свергнуть Чавеса; он был интернирован на 48 часов. Правые объявили о добровольном сложении полномочий президентом, заявили об отмене конституции, роспуске парламента и законодательных собраний штатов, о смещении губернаторов. Однако эти меры вызвали неприятие умеренных кругов, которые хотели ограничиться лишь устранением главы государства. Несмотря на неудачу, оппозиция продолжала ориентироваться на отстранение главы государства силовыми методами. В конце 2002 - начале 2003 гг. состоялась общенациональная «бессрочная забастовка», длившаяся 63 дня. Она охватила важнейшие сферы экономики, прежде всего нефтяную отрасль, банки, промышленные и торговые предприятия, медицинские учреждения, высшие и средние учебные заведения. Акция нанесла огромный урон экономике, ВВП сократился на 9 процентов, инфляция достигла 31 процента. Страна находилась на грани коллапса, который властям с трудом удалось преодолеть, прибегнув к чрезвычайным мерам[25].

Серьезным изъяном нового президентства стали массовые заявления о ликвидации коррупции, которые на деле оказались лишь словами. По данным международной организации Transparency International, Венесуэла остается в числе пяти наиболее коррумпированных стран региона и занимает 114-е место из 146 в мировом рейтинге[26].

Следующим препятствием, с которым столкнулся Уго Чавес, стал контроль над PDVSA (ранее «Petroleos de Venezuela»). Корпорация была образована в 1976 г. после национализации нефтяной промышленности и вскоре превратилась в «государство в государстве», самостоятельно решая вопросы нефтяной политики. Персонал этой корпорации занимал привилегированное положение в обществе, и одно правительство до Чавеса не могло полностью контролировать ее деятельность. Придя к власти, правительство Уго Чавеса уволило 15 тыс. служащих PDVSA и капитанов танкерного флота, установил жесткий контроль над предприятиями пищевых отраслей, отменил свободное хождение доллара, ввел фиксированный курс иностранной валюты по отношению к боливару. Эти меры привели к забастовкам, но к середине 2003 г. властям удалось взять ситуацию под свой контроль.

Позднее оппозиция создала Демократический координационный комитет (ДКК), и взяла курс на мирное разрешение конфликта через референдум о доверии президенту, предусмотренного Конституцией. За многомесячной подготовкой референдума наблюдала Организация американских государств и ее генеральный секретарь С. Гавирии. К декабрю 2003 г., оппозиция собрала свыше 3 млн. подписей, подлинность которых в течение месяца согласно закону проверял Национальный избирательный совет. Референдум состоялся 15 августа 2004 года. Президент заручился поддержкой 60 процентов электората (5,86 млн. человек). Проголосовало «против» 3,98 млн. человек[27].

Таким образом, победа на референдуме 2004 г. и на президентских выборах 3 декабря 2006 г. (63 процента голосов избирателей[28]) дает право Уго Чавесу оставаться на вершине власти до 2013 г. Между тем, принимая во внимание то, что около 40 процентов граждан недовольны существующим строем, можно спрогнозировать вероятность сохранения социально-политической напряженности.

Ключевым фактором всех конфликтов является и характер личности самого президента. Уго Чавес родился 28 июля 1954 г. в штате Баринас в крестьянской семье. Завершив среднее образование, он поступил в Военную академию, так как военная карьера была единственным способом решения экономических проблем бедного населения, и окончил ее в 1975 году. В 1992 г. в связи с попыткой переворота оказался в тюрьме, где просидел до марта 1994 г., выпущенный из тюрьмы без суда и следствия. Это обстоятельство позволило ему впоследствии баллотироваться на пост президента.

Президент Чавес – политик авторитарного типа. Он взял под контроль все ветви власти, по собственному усмотрению распоряжается государственными средствами: как выразился американский исследователь А.Коэн, государственная нефтяная корпорация, «по сути, превратилась в президентский кошелек»[29]. Одна многие его расходы противоречат ст.114 Конституции Венесуэлы, в которой написано, что «запрещаются расходы любого типа, не предусмотренные Законом о бюджете»[30].

Важной чертой личности Чавеса является умение «подстраиваться» под аудиторию. Его речь, как правило, проста и понятна народу, изобилует библейскими аллегориями, поэзией, что позволяет простому населению отождествиться с президентом, в то время как представители средних и высших слоев раздражены его высказываниями, которые могут содержать просторечные выражения и поговорки, порой граничащие с вульгаризмами.

Между тем, в начале 2008 г. Уго Чавес сделал ряд признаний, в которых говорил о готовности прислушаться к народу, отказаться от конфронтационного руководства и готовности к компромиссам: «Мы должны искать союзы со средними слоями, даже с буржуазией. Мы не должны придерживаться тезиса, будто они потерпели крах во всем мире, и по этой причине ликвидировать частную собственность»[31]. Затем в передаче «Алло, президент!», развивая свои идеи, он сказал: «Мы говорим добро пожаловать всем патриотическим и националистическим секторам. Не только тем, кто носит красные рубахи. Мы должны объявить войну сектантству и экстремизму тех, кто хочет быть святее Папы»[32]. Чавес также признал, что ставил перед своим правительством завышенные и практически невыполнимы задачи и подчеркивал: «Это было одной из моих ошибок. Я обязан притормозить процесс»[33].

В заключении, прогнозируя дальнейшее развития страны и решение возникающих с этим сложностей, можно сказать, что нынешнее положение Венесуэлы диктует Чавесу следующие альтернативы: или скорректировать направления политики, учитывая появившиеся ранее сложности в различных сферах общественной деятельности, или продолжать реализовывать политику жесткого контроля над жизнью общества. Вместе с тем, не стоит забывать, что Чавес, несмотря на впечатляющую карьеру, относительно молодой лидер, который путем политического маневрирования и дипломатии профессиональных политиков может добиться стабилизации положения в стране и разрешения всех противоречий.


Глава 2. Отношения России и Венесуэлы

2.1 Начало отношений между Россией и Венесуэлой

Новое правительство Уго Чавеса после прихода к власти начало активно участвовать в региональных и мировых процессов, выступая за построение многополярного мира, отказ от применения силы в разрешении международных конфликтов, принцип национального суверенитета и территориальной целостности. Такая динамичная внешняя политика способствует обеспечению интересов страны, укреплению ее международного авторитета и становлению в качестве одного из лидеров развивающихся стран.

В это же время Российская Федерация, активизируя внешнюю политику в Латинской Америке и сотрудничая со многими государствами, например, с Бразилией, Аргентиной и Колумбией, укрепляет дипломатические отношения и с Венесуэлой. В своем приветствии венесуэльскому президенту во время его визита в Москву в мае 2001 г. В.В. Путин сказал: «Сотрудничество с Венесуэлой является основополагающим элементом взаимоотношения России с Латинской Америкой»[34]. Анализ договоренностей, подписанных между странами во время первого этапа развития отношений, указывает на «совпадение либо близость позиций по ключевым вопросам мирового развития»[35]. «Обе страны договорились прилагать усилия для становления многополярного и ненасильственного миропорядка, базирующегося на принципах невмешательства во внутренние дела, равноправия и суверенного равенства государств, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы ее применения, территориальной целостности и политической независимости»[36]. Чавес выразил суть новых российско-венесуэльских отношений как «стратегический союз, способный оказать влияние на геополитику»[37].

Одним из главных рычагов внешней политики России и Венесуэлы является энергетическая составляющая. Изучение второго этапа взаимодействия показал, что обе страны углубили сотрудничество по добыче и экспорту углеводородного сырья, было продлено давно действующее соглашение о том, чтобы Венесуэла осуществляла поставки оплаченной Россией нефти на Кубу, а Российская Федерация в том же объеме выполняла венесуэльские обязательства к западноевропейским государствам, значительно сокращая, таким образом, время поставки и транспортные расходы[38]. Кроме того, было налажено широкое техническое сотрудничество по добыче и поставке нефти, что очень важно для обеих стран и помогает не отставать от научного прогресса в области этих технологий и, таким образом, удовлетворять требованиям потребителей нефтепродуктов из высокоразвитых стран.

Третий этап расширения дипломатического сотрудничества начался после встречи в Москве в ноябре 2004 г. российских и венесуэльских бизнесменов и государственных чиновников, которые работают в области добычи нефти. На этой встрече Чавес пригласил российских предпринимателей инвестировать в венесуэльскую экономику и конкретно в нефтедобывающую промышленность. Тогда же Российская Федерация подтвердила свое участие в обновлении 150 нефтеперерабатывающих заводов в Каракасе, в строительстве газопровода, проходящего по всей Южной Америке и в строительстве огромного комбината для производства бокситов и алюминия[39].

Однако это направление внешней политики Венесуэлы, связанное с нефтяным сотрудничеством, критикуется как оппозицией Чавеса, так и многими исследователями в области международных отношений. Так, М.Л. Чумакова констатирует, что «нефтедолларовая дипломатия Чавеса превратилась в средство для привлечения союзников»[40] и применяет к его режиму термин «petroestado» (государство, функционирующее за счет нефтедолларов) и считает, что его возможности ограничены. По ее мнению, «боливарийский проект с его методами давления на оппозицию и мобилизаций сторонников режима на борьбу с последней привел к сужению гражданских и политических свобод».

Тем не менее, взаимоотношения между Россией и Венесуэлой продолжали развиваться, и четвертый этап сотрудничества ознаменовался совместном заявлением российского и венесуэльского президентов о «борьбе с преступностью, распространением наркотиков, терроризмом и другими болезнями века»[41].

Несмотря на мировой финансовый кризис, отношения между странами продолжали развиваться, хотя сотрудничество во время пятого этапа больше опиралось на экономический сектор[42]. Динамика межправительственных контактов показывает, что пик экономических отношений этого этапа пришелся на 2008 г., но в 2009 г. началось падение показателей российско-венесуэльской торговли в связи с упомянутым ранее мировым финансовым кризисом. По данным Федеральной таможенной службы, за 10 месяцев 2009 г. товарооборот сократился почти в 3 раза — до 275,8 млн. долл. против 787,5 млн. долл. за 10 месяцев 2008 г. Главной причиной сокращения товарооборота стало падение в 2,9 раза российского экспорта — до 275,5 млн. долл. против 787,1 млн. долл. за аналогичный период 2008 г. Объемы импорта из Венесуэлы сократились незначительно, но в абсолютном выражении остались на том же низком уровне - 0,3 млн. долл.[43].

Одним из новых и важных для венесуэльской стороны аспекта российско-венесуэльских отношений является установление и развитие военно-технического сотрудничества. Намечается довольно широкий спектр этого сотрудничества — от поставки российских вертолетов до строительства российскими специалистами космодрома в Венесуэле. Хотя сам Чавес и другие высшие венесуэльские функционеры постоянно подчеркивают, что основное в экономическом сотрудничестве двух стран — это энергетические и торговые договоры, именно российские поставки вооружения для Каракаса занимают первое место в медийных публикациях и информациях о двусторонних отношениях[44].

Анализируя военное сотрудничество, можно отметить, что в конце 2008 г. Россия провела воздушное патрулирование вдоль побережья Южной Америки и маневры флотов. Два стратегических бомбардировщика ВВС России Ту-160 совершили посадку на военном аэродроме Либертадор в Венесуэле и в течение нескольких дней выполняли учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами. Прошли совместные маневры отряда боевых кораблей Северного флота в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» ВМФ в Карибском море[45].

В целом 2007 - 2008 гг. Москва продала Каракасу боевой техники на 4 млрд. долл. В конце 2009 г. Россия выделила Венесуэле оружейный кредит еще на 2,2 млрд. долл. Известно, что Уго Чавес намерен потратить на перевооружение армии в ближайшие 3 года до 30 млрд. долл.[46]

23 июня 2009 Россия и Венесуэла заключили межправительственное соглашение об учреждении Российско-Венесуэльского банка со штаб-квартирой в Москве. Соответствующий документ был подписан заместителем министра финансов РФ Дмитрием Панкиным и заместителем министра экономики и финансов Венесуэлы Густаво Эрнандесом. Новый банк создается на базе Еврофинанс-Моснарбанка и будет финансировать совместные проекты и программы в сфере сотрудничества России и Венесуэлы, обладая уставным капиталом в размере до 4 млрд. долл. Учредителями банка с российской стороны выступят ВТБ и Газпромбанк.

Все соглашения и договоренности, подписанные на этих этапах, дали мощный импульс к развитию дипломатического сотрудничества между странами, к шестому, современному этапу взаимодействия.

2.2 Отношения России и Венесуэлы на современном этапе

Результатом продолжающихся весь 2009 г. интенсивных переговоров стало то, что 1 февраля 2010 г. в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина и Министра энергетики и нефти Боливарианской Республики Венесуэла Р. Рамиреса состоялось подписание Договора о создании и управлении совместным предприятием между дочерним предприятием государственной нефтяной компании PDVSA «Petróleos de Venezuela, Sociedad Anonima» и ООО «Национальный нефтяной консорциум». Предприятие будет реализовать интегрированный проект, в рамках которого проводится деятельность по разведке и добыче углеводородов блока Хунин-6, а также по улучшению качества сырой нефти и ее сбыта на международных рынках[47].

В начале апреля 2010 г. Премьер-министр России В.В. Путин провел в Каракасе переговоры с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. По итогам переговоров премьер-министра России В.В. Путина с президентом Венесуэлы Уго Чавесом был подписан следующий пакет совместных соглашений[48]:

-  Контракт купли-продажи автомобилей LADA и Протокол о намерениях об организации сборочного производства автомобилей LADА в Венесуэле;

-  Соглашение о намерениях между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и компанией «PDVSA»;

-  Межведомственная программа сотрудничества и культурных обменов на 2010-2012 гг.;

-  Межведомственный Меморандум о сотрудничестве в сфере электроэнергетики;

-  Межведомственный меморандум в области науки, технологий и инноваций;

-  Межправсоглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства;

-  Межправсоглашение о сотрудничестве в области транспортной инфраструктуры;

-  Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Ильюшин Финанс Ко» и Министерством народной власти по общественной работе и жилью Боливарианской Республики Венесуэлы;

-  Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» и Венесуэльским консорциумом авиационной промышленности и обслуживания (Конвиаса);

-  Соглашение о выплате бонуса по проекту «Хунин-6»;

-  Соглашение о неразглашении информации между ОАО «Транснефть» и «PDVSA»;

-  Межведомственное Соглашение об условиях реализации новых проектов в нефтегазовой сфере;

-  Межведомственный протокол по линии МЧС о создании Центра управления в кризисных ситуациях (СЕНАПРАД);

-  Межведомственный меморандум о намерениях по разработке ТЭО о создании СП по производству и сварке рельсов;

-  Межведомственный меморандум о сотрудничестве в области спорта;

-  Межведомственный меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области общего, начального и среднего профобразования;

-  Протокол о внесении изменений в Межправсоглашение об учреждении российско-венесуэльского банка;

-  Заключительный акт 7-ого Заседания Российско-Венесуэльской Комиссии высокого уровня.[49]

Кроме того, В.В.Путин и У.Чавес подписали заявление по случаю 65-летия окончания Второй Мировой войны, а также совместное заявление по случаю 200-летия независимости Венесуэлы.

Анализ экономических взаимоотношений между нашими странами показывает, что, начиная с 2000 г., увеличивается участие российского крупного бизнеса в экономике Венесуэлы, активно расширяются взаимосвязи в машиностроении, электроэнергетике, геологоразведке, в добыче полезных ископаемых. Сейчас в Венесуэле присутствуют такие ведущие российские компании, как ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл", ЗАО "Зарубежнефтегаз", Группа компаний "Разноимпорт-Венесуэла", ОАО "ВО "Технопромэкспорт", ТНК-ВР, "Российский алюминий", ВНИИГАЗ, "РусКаолин", "Разноимпорт". Планируется участие крупных российских фирм в таких секторах венесуэльской экономики, как горнорудная промышленность, нефтегазовая и транспортная инфраструктура, финансово-инвестиционная и банковская деятельность, химическая промышленность. В стадии разработки находится ряд совместных проектов в области железнодорожного и воздушного транспорта. "ТНК-BP" и "Газпром" примут участие в разработке венесуэльских нефтегазовых месторождений и в строительстве транслатиноамериканского газопровода на участке между Венесуэлой и Боливией[50].

Высокая результативность сотрудничества между странами была достигнута на ежегодных различных межпарламентских встречах, деловых совещаниях и конференциях:

·  визиты в Россию Президента Венесуэлы Чавеса: официальные – в мае 2001 г. и ноябре 2004 г., рабочие – в октябре 2001 г., июле 2006 г., июне 2007 г., июле 2008 г., сентябре 2009 г.;

·  заседания Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня (ежегодно с 2004 г.);

·  встречи сопредседателей Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня (январь 2004 г., сентябрь и ноябрь 2008 г., июль 2009 г. в Каракасе, сентябрь 2007 г., июнь 2008 г., июнь 2009 г. в Москве);

·  встречи Президента Венесуэлы Чавеса с представителями деловых кругов России (май 2005 г. и сентябрь 2006 г. в Каракасе, июнь 2007 г. в Москве);

·  российско-венесуэльские деловые форумы (в июне и сентябре 2007 г., в сентябре 2009 г. в Москве, в октябре 2007 г. в Каракасе).

·  визит Президента РФ Д. Медведева в Венесуэлу в ноябре 2008 г. [51]

В заключении, надо подчеркнуть, что правительство Уго Чавеса, безусловно, позитивно относится к активизации российской дипломатии на латиноамериканском направлении и выступает за расширение нашего присутствия в регионе. По мнению Каракаса, это является стабилизирующим фактором, которое гарантирует более полное и самостоятельное участие Венесуэлы в международных делах. Уго Чавес рассматривает Россию в качестве ключевого звена будущего многополярного мира и в своих публичных выступлениях неоднократно подчеркивает, что венесуэльская сторона приветствует укрепление роли России в мировых делах.


Заключение

Уго Чавес и его новое правительство руководят государством уже более 10 лет. За этот довольно большой срок им удалось достичь определенных успехов: принята новая конституция, улучшилось положение малоимущих граждан, условия труда стали более благоприятными, повысилась грамотность и усложнилась социальная структура и политическая культура государства, увеличилась роль широких слоев населения в общественно-политической жизни благодаря их участию в деятельности партий, профсоюзов, других общественных организаций и движений. Создалось впечатление, что новому президенту удалось достичь поставленных целей.

Но в то же время многие проблемы остались нерешенными. Неравномерный характер перемен приводил к тому, что смягчение одних проблем обостряло другие. Например, меры, предпринятые с целью улучшения качества жизни бедных слоев общества, повлекли за собой пренебрежение интересами среднего класса. Неоправданные заявления Уго Чавеса об искоренении коррупции и жесткий контроль над жизнью общества со стороны правительства повлекли за собой недовольство новым строем, требования корректировки курса модернизации и даже попытки переворота государственной власти.

За это десятилетие изменился облик не только Венесуэлы, но и всего мира, далеко ушли в своем развитии ведущие державы. Но, несмотря на достигнутый Венесуэлой прогресс, сохранилось ее заметное отставание от передовых в политическом, социально-экономическом, и научно-техническом отношении государств. Страна все еще находится в периферийном положении в мировом хозяйстве и зависит от других стран. Однако правительство Уго Чавеса прилагает много усилий, чтобы изменить свой статус на международной арене и выйти на мировые позиции.

Так, Венесуэла стала одним из ключевых партнеров России. Но основа этого партнерства – крупные компании и государственные корпорации. Здесь нет среднего и малого бизнеса, без деятельности которого не работоспособна ни одна модель экономического взаимодействия. Несмотря на то, что в Венесуэле востребованы новые технологии в сфере медицины, образования, коммунального хозяйства, связи, строительства, а российский бизнес готов активно развиваться на новых территориях, ошибочно недооценивать роль среднего бизнеса в международных экономических программах[52].

Возможно, стоит воспользоваться тем интересом, которая венесуэльская сторона проявляет к развитию экономических связей с Санкт-Петербургом. Развитие товарооборота между нашими странами невозможно без портовой инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В сентябре 2007 года в Санкт-Петербурге было создано «Общество Российско-Венесуэльской дружбы и делового сотрудничества», которое работает над развитием партнерского подхода с привлечением и местных властей к совместной систематической деятельности в области развития коммерческих связей среднего бизнеса[53].

Итак, главной задачей правительства Уго Чавеса в 21 в. становится поиск и осуществление таких вариантов развития, которые бы позволили стране совместить обновление экономики и общества с интересами большинства, сочетать интеграцию в глобальное мировое сообщество с сохранением самобытности и собственных цивилизационных основ. Разработанный боливарийцами план развития государства может иметь шансы на претворение в жизнь, но при этом необходимо расширить его социальную базу, создать прочную опору в лице гражданского общества, которое будет видеть результаты своего участие в осуществлении намеченных планов и ощущать успех в экономике. Также необходимо пересмотреть формирование финансовой базы трансформации страны, которая основывалась бы не только на нефтяном секторе экономике.

Между тем существует опасность скатывания нового режима к авторитаризму, если принимать во внимание методы, которые использует Уго Чавес, его неприятие оппозиции и нежелание считаться с ней, уважая и прислушиваясь к ее мнению. Это порождает сомнения в прочности и долговременности нового режима. А экономика страны продолжает оставаться в состоянии спада. Еще С.Боливар, к имени которого постоянно апеллируют новые политики, в январе 1814 г. говорил: «Бегите из страны, где полнотой власти обладает лишь один человек. Это – страна рабов»[54].

Один из видных деятелей левого движения А.Истурис отметил, что, несмотря на изъяны, проявившиеся со всей очевидностью в предшествующий период, альтернативой должен стать не отказ от демократии, а ее совершенствование: «Проблема демократии должна решаться с помощью еще большей демократии»[55].

Таким образом, пока еще преждевременно давать окончательную характеристику процессов, происходящих в Венесуэле, и феномена Уго Чавеса, поскольку многое в стране еще не устоялось и возможны новые повороты в ее политической и экономической жизни.


Литература

1.  «Боливарианский проект» и перспектива российско-венесуэльского партнерства / отв. ред. В.М. Давыдов. – М.: ИЛА РАН, 2005. – 58 с.

2.  Венесуэла: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1984.

3.  Венесуэла в поисках альтернативы. / Булавин В.И., Дабагян Э.С., Семенов В.Л. — М.: ИЛАРАН, 2002. - 216 с.

4.  Дабагян Э.С. Венесуэла: сдвиг влево. / Латинская Америка- 2002- N4.

5.  Дабагян Э.С. Государства - сколько необходимо, рынка - сколько возможно. / ИЛА РАН. – (Электронный ресурс). http://www.ilaran.ru/

6.  Дабагян Э.С. Консолидация режима в Венесуэле. / Латинская Америка. ‘ 2008. - N5.

7.  Жирнов О. А., Шереметьев И. К. "Левый поворот" в Латинской Америке. M., ИНИОН РАН, 2008. - 130 с.

8.  Интеграция в Западном полушарии на пороге XXI века. М.: Наука, 1999.

9.  Латинская Америка. 2004. №11

10.  Латинская Америка. 2006. №12

11.  Латинская Америка. Энциклопедический справочник, т.1. М., 1980.

12.  Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы. Отв. ред. Ивановский З.В. М.: Наука, 2000. – 448 с.

13.  Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Отв. ред. Чумакова М.Л. М.: ИЛА РАН, 2009. – 432 с.

14.  Независимая газета, 27.04.1999

15.  Никольский А. Российско-венесуэльские отношения в цифрах // Война и мир. 2010. – [Электронный ресурс] http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/45256/

16.  Окунева Л.С. "Левый поворот" и демократия в Латинской Америке. M., 2009.

17.  Россия - Венесуэла. Итоги переговоров // Голос России. 2010. – [Электронный ресурс] http://rus.ruvr.ru/2010/04/03/5965557.html

18.  Россия в глобальной политике. 2005, №1

19.  Строганов А. И. Латинская Америка. Страницы истории XX века. — М., 2004. - 168 с.

20.  Сударев В.П. Две Америки после окончания "холодной войны". - М.: Наука, 2004. - 205 с.

21.  Трушин А. Венесуэла-2006: внешнюю политику страны будет определять противостояние с США / ИТАР - ТАСС. 2006. №4

22.  Уго Чавес и Боливарианская революция. М., 2004

23.  Assessing banking sector soundness in a long-term framework: the case of Venezuela / Western hemisphere dep.; prep. by Rodolphe Blavy - Washington: Intern. Monetary fund, 2006 - 31 с.

24.  Colin R. Caribbean Pover, 1995, №140

25.  Contribuciones. Buenos Aires, 1998, №1; 1999, №1

26.  El Espectador. Bogota, 11.03.1999

27.  El Nacional. Caracas, 1.11.1958; 31.07.2000

28.  El Pais. Madrid, 16.12.1999

29.  Exposicion de Motivos. Caracas, 2.02.1999

30.  Gaceta Oficial de la Republica de Venezuela. Año CXXVII. Caracas, jueves 30 de diciembre de 1999, №36.860

31.  Ibid., 21.10.2004;11.05.2005; 14.11.2007; 04.01.2008; 07.01.2008; 21.01.2008

32.  Heinz D. Hugo Chavez Y El Socialismo Del Siglo XXI. 2005, p.225

33.  Latin American Research Review. Albuquerque, 1998, vol.33, №2

34.  Mensaje annual de Hugo Chavez Frias, presidente de la Republica Bolivariana Venezuela, desde el Palacio Legislativo. El 14 de enero de 2005, «Año de la Alternativa Bolivariana para Las Americas»

35.  Richard G. Hugo Chavez y la revolucion bolivariana. 2006, p. 352

36.  The World Factbook. Washington.: CIA, 2010.

37.  Venezuela. Election Factbook. December 1963. Institute for the Comparative Study of Political Systems. Washington, 1963

38.  Venezuela Analitica. Caracas, 14.08.2000

39.  Zeta. Caracas, 17.12.1998, №1228

 


[1] El Nacional. Caracas, 1.11.1958

[2] Venezuela. Election Factbook. December 1963. Institute for the Comparative Study of Political Systems. Washington, 1963, p.28

[3] Colin R. Caribbean Pover, 1995, №140, p.30

[4] Латинская Америка. Энциклопедический справочник, т.1. М., 1980, с. 395

[5] Венесуэла: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1984, с.169-172

[6] Zeta. Caracas, 17.12.1998, №1228, p.19, 22

[7] The World Factbook, CIA

[8] Latin American Research Review. Albuquerque, 1998, vol.33, №2, p.159

[9] Contribuciones. Buenos Aires, 1999, №1, p.232

[10] Exposicion de Motivos. Caracas, 2.02.1999

[11] Ibid., p.2

[12] Независимая газета, 27.04.1999

[13] El Espectador. Bogota, 11.03.1999

[14] El Pais. Madrid, 16.12.1999

[15] Здесь и далее ссылки на текст Конституции 1999 г. даются по изданию: Gaceta Oficial de la Republica de Venezuela. Ano CXXVII. Caracas, jueves 30 de diciembre de 1999, №36.860, р.312171-312198

[16] Venezuela Analitica. Caracas, 14.08.2000

[17] El Universal, 14.04.2005

[18] Ibid., 7.03.2005

[19] Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч.2, М., 2009, с.358

[20] Mensaje annual de Hugo Chavez Frias, presidente de la Republica Bolivariana Venezuela, desde el Palacio Legislativo. El 14 de enero de 2005, «Año de la Alternativa Bolivariana para Las Americas»

[21] Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч.2, М., 2009, с.359

[22] Ibid., 14.11.2007

[23] Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч.2, М., 2009, с.359-360

[24] Ibid., 11.05.2005

[25] Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч.2, М., 2009, с.360

[26] Ibid., 21.10.2004

[27] Латинская Америка, 2004, №11, с.55

[28] www.cne.gob.ve

[29] Россия в глобальной политике, 2005, №1, с.181

[30] El Universal, 3.06.2005

[31] Ibid., 4.01.2008

[32] Ibid., 7.01.2008

[33] Ibid., 21.01.2008

[34] Уго Чавес и Боливарианская революция. М., 2004. с. 215

[35] Там же

[36] Там же

[37] Там же, с. 216

[38] www.politex.info/content/view/465/30/

[39] www.politex.info/content/view/465/30/

[40] Латинская Америка. 2006. № 12

[41] Уго Чавес и Боливарианская революция. М., 2004. с. 218

[42] www.finmarket.ru

[43] www.customs.ru/ru/stats/stats

[44] www.gzt.ru/topnews/politics

[45] http://pda.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/45256/

[46] Уго Чавес и Боливарианская революция. М., 2004. с. 218

[47] www.hispanidad.ru

[48] Россия - Венесуэла. Итоги переговоров // Голос России. 2010. – [Электронный ресурс] http://rus.ruvr.ru/2010/04/03/5965557.html

[49] По итогам российско-венесуэльских переговоров был подписан ряд двусторонних документов //Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. – [Электронный ресурс] http://www.premier.gov.ru/events/news/10056/

[50] http://pda.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/45256/

[51] Никольский А. Российско-венесуэльские отношения в цифрах // Война и мир. 2010. – [Электронный ресурс] http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/45256/

[52] http://pda.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/45256/

[53] Никольский А. Российско-венесуэльские отношения в цифрах // Война и мир. 2010. – [Электронный ресурс] http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/45256/

[54] El Universal, 31.03.2007

[55] Contribuciones. Buenos Aires, 1998, №1, р. 98-99


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.