на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений


Курсовая работа: Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Курсовая работа

Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений

Москва – 2010


Аннотация

В курсовой работе раскрываются особенности политики Уго Чавеса, рассматриваются ее противоречия, проводится сравнительный анализ основных показателей социально-экономического развития страны накануне прихода к власти Уго Чавеса и после его десятилетнего президентства. Анализируются дипломатические отношения России и Венесуэлы и дается прогноз на относительно перспектив дальнейшего сотрудничества с Российской Федерацией.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основные результаты курсовой работы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при написании дипломной работы.

ВЕНЕСУЭЛА, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, УГО ЧАВЕС, КОНСТИТУЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, РОССИЯ


Содержание

Введение

Глава 1. Реструктуризация политической системы Венесуэлы

1.1     Общая справка

1.2     Реформирование конституционного строя

1.3     Социальная политика правительства

1.4     Анализ социально-экономических показателей

1.5     Противоречия новой социально-экономической модели и политической системы

Глава 2. Отношения России и Венесуэлы

2.1 Начало отношений между Россией и Венесуэлой

2.2 Отношения России и Венесуэлы на современном этапе

Заключение

Литература

 


Введение

Практически всю вторую половину 20 века, после свержения диктатуры М. Переса Хименеса в январе 1958 г., Венесуэла двигалась по пути представительной демократии, предполагающей стабильность и устойчивое развитие на фоне авторитаризма стран Латинской Америки. После падения диктатуры в стране встал вопрос выбора направлений дальнейшего развития. Коммунисты и революционные демократы выступали за коренную перестройку общественной системы, за социальную демократию. Однако победили представители других партии, ратовавшие за постепенное осуществление преобразований, за внедрение системы представительной демократии, подразумевающей многопартийность. Проект этой политической системы просматривался в Пакте «Пунто-Фихо», который подписали Р. Бетанкур, Р. Кальдера, и Х. Вильяльба – лидеры трех ведущих демократически ориентированных партий – социал-демократических (Демократическая Акция), социал-христианских (КОПЕИ) и либеральных (Республиканско-демократический союз) взглядов. В этом документе определялись государственное устройство страны в постдиктаторский период, принципы взаимоотношений между партиями[1].

Первые выборы после свержения М. Переса Хименеса состоялись 7 декабря 1958 г. Они прошли при очень высокой активности электората – 93 процента избирателей[2]. Подавляющее большинство мест в Национальном конгрессе (высшем законодательном органе) завоевали партии, подписавшие Пакт «Пунто-Фихо»; главой государства стал Р.Бетанкур.

Следующий кризис политического режима произошел на рубеже 1950-1960-х гг. И правые, и левые партии, не оставляя надежд возврат к прошлому, организовывали свержения действующего правительства. По подсчетам английского историка Р.Колина, в период с февраля 1959 г. до середины 1962 г. было совершено 17 попыток переворота[3].

Ситуация осложнялась и тем, что правительственную коалицию покинул Республиканско-демократический союз из-за разногласий по кубинскому вопросу. Таким образом, в 1959-1968-е гг. партийно-политическая система развивалась как многопартийная, но лидерство АД и КОПЕИ было очевидным. После 1968 г. страна приобрела конфигурацию двухпартийной модели, суть которой – смена АД и КОПЕИ у штурвала исполнительной власти и их владение большинством мандатов в законодательных органах всех уровней. Так, многопартийность становилась призрачной, хотя формально ее никто не отменял.

Партии осуществляли сходный курс экономического и политического развития страны; основой экономической базы являлся госсектор, основывавшийся на железорудной и нефтяной отраслях промышленности. Приток нефтедолларов (в 1977 г. Венесуэла вышла на первое место на континенте по объему внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, превысившего 2,5 тыс. долл.[4]) позволил обеспечить не только реализацию широкомасштабных индустриальных проектов, но и проведение гибкой социальной политики (например: закон об обязательном социальном страховании – 1966 г., закон об установлении минимума зарплаты для промышленных и сельскохозяйственных рабочих – 1974 г., декреты об оказании помощи кормящим матерям и о снижении платы за коммунальные услуги для слоев населения со средними и низкими доходами – 1977 г.)[5].

Двухпартийная система продолжала функционировать до конца 1980-х гг., когда наметились признаки застоя, а потом уже социально-экономического кризиса. Основным слабым местом этой системы было игнорирование интересов огромной массы жителей маргинальных кварталов, располагающихся вокруг крупных городов. Это население не охватывала программа по социальному обеспечению, здравоохранению и школьного образования: их положение не улучшалось, а жилищные условия оставались неблагоприятными. Стагнация была обусловлена падением мировых цен на нефть, преувеличенной роли политических партий и бюрократического аппарата, и коррупцией, все также преобладающей на всех уровнях власти и быта.

В 1993 г. впервые в истории страны произошел импичмент президента, обвинявшегося в коррупции и превышении должностных полномочий. Новым главой государства стал Р.Х.Веласкес – общественный и государственный деятель, пользовавшийся авторитетом и уважением, однако, его назначение не спасло Венесуэлу от революции. Тогда на политическую арену стали выходить молодые офицеры, боливарийцы, обещавшие создать достойные условия жизни для народа. Несмотря на то что в феврале 1992 г. ими была предпринята неудачная попытка свергнуть легитимного президента, они создали политическую организацию Движение V Республика, чей лидер, Уго Чавес Фриас, на выборах в декабре 1998 г., получив 56 процентов голосов, стал хозяином президентского дворца «Мирафлорес»[6].

После этого начался новый этап истории Венесуэлы, когда относительно урегулировалось политическое и социально-экономическое положение в стране, и она стала укрепляться на международной арене, и, прежде всего, началось сотрудничество Россией. Поэтому актуальной задачей на сегодня является анализ идеологии Боливарианской революции и дипломатических отношений Венесуэлы и России, которые привели к стабилизации положения в Венесуэле и усиления ее роли в мире.

Цель работы является изучение развития Венесуэлы на рубеже XX-XXI вв., влияния внутренних процессов в Венесуэле на формирование международного пространства, путей сотрудничества с Россией.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

§  Характеристика эволюции Боливарианской республики Венесуэла конца 20 – начала 21 вв.;

§  Анализ противоречий новой политики и сравнительный анализ основных показателей социально-экономического развития общества до президентства Уго Чавеса и после его десятилетнего правления;

§  Изучение особенностей отношений России и Венесуэлы и прогноз их дальнейшего сотрудничества.

Для достижения поставленной цели и выполнения намеченных задач в первой главе после общей информации о стране (раздел 1.1) рассматриваются реорганизация Уго Чавесом конституционного строя (раздел 1.2) и направления социальной политики нового президента и его правительства (раздел 1.3). Далее проводится сравнительный анализ основных показателей социально-экономической жизни общества (раздел 1.4) и исследуются противоречия, возникшие в результате новой политики Уго Чавеса (раздел 1.5).

Во второй главе изучаются этапы взаимодействия России и Венесуэлы (раздел 2.1) и характеризуются направления сотрудничества между странами (раздел 2.2).

В заключении дается прогноз на дальнейшее развитие внутренней и внешней политики Венесуэлы.

Значительную методологическую помощь при написании курсовой оказали работы отечественных исследователей В.И. Булавина, Э.С. Дабагяна, В.М. Давыдова, З.В. Ивановского, А.Н. Пятакова, Б. Ф. Мартынова, В.Л. Семенова, А. И. Строганова, В.П. Сударева, М.Л. Чумаковой и др. а также иностранных специалистов: Р. Колина, Г. Ричарда, Д. Хайнца и др.


Глава 1. Реструктуризация политической системы Венесуэлы

1.1  Общая справка

Территория – 912 050 км2 (33-е место в мировом рейтинге)

Население – 26 814 843 человек (июль, 2009; 45-е место в мировом рейтинге)

Столица – Каракас

Государственное устройство – федеральная республика

Административное деление – 23 штата

Национальный состав – венесуэльцы

Язык – испанский

Религия – католицизм

Средняя продолжительность жизни – 73,6 года (106-е место в мировом рейтинге)

Рождаемость – 20,61 на 1000 человек (96-е место в мировом рейтинге)

Смертность – 5,12 на 1000 человек (182-е место в мировом рейтинге)

Денежная единица – боливар фуэрте (1 долл. США = 2150 боливаров)

ВВП на душу населения – 13 100 долл. США (2009; 86-е место в мировом рейтинге)[7]

1.2  Реформирование конституционного строя

В феврале 1999 г. Венесуэлу возглавил энергичный и весьма амбициозный политик, бывший подполковник Уго Чавес. Его победа послужила отправным пунктом демонтажа прежней системы представительной демократии, основы которой были заложены в 1958 г. после свержения диктатуры М.Переса Хименеса.

Главным лозунгом предвыборной кампании боливарийцев был пересмотр Конституции 1961 г. Чавес отмечал: «Конституция, которую они сотворили, нелегитимна как по происхождению, так и по развитию. Ее одобрили с благословения господствующих политических партий. Там нет права на референдум, на отзыв президента или министра, нет ничего».[8]

Во время церемонии инаугурации, Уго Чавес, давая присягу, сказал: «Клянусь умирающей Конституцией...», пообещав, что в кратчайшие сроки страна обретет свой Основной закон[9]. Придя к власти, новый президент начал реализацию своего политического проекта. Он создал Президентскую комиссию, в состав которой вошли видные политические деятели и специалисты по конституционному праву. Первым указом, изданным 2 февраля 1999 г., в день инаугурации, стал декрет о референдуме с целью выявить отношение народа к созыву конституционной ассамблеи[10]. В этом документе говорилось о необходимости трансформации страны и установления такого политического строя, который бы содействовал функционированию «социальной и партисипативной демократии»[11].

Референдум, итогом которого стало согласие большинства голосующих на созыв Национальной конституционной ассамблеи, состоялся 25 апреля 1999 г.[12] В нее избирался 131 депутат – министры, руководители автономных учреждений, сенаторы, губернаторы, члены законодательных ассамблей штатов, судьи, которые заблаговременно оставили свои посты[13].

15 ноября 1999 г. ассамблея утвердила окончательный вариант новой Конституции Венесуэлы; через 30 дней, 15 декабря, большинством голосов на референдуме был одобрен ее текст[14].

Итак, с 1 января 2000 г. страна, свыше 170 лет именовавшаяся Республикой Венесуэла, обрела новое название - Боливарианская Республика Венесуэла[15]. Вместо двухпалатного парламента учреждена однопалатная Национальная ассамблея в составе 165 депутатов, избираемых по принципу пропорционального представительства на 5 лет. Депутаты избираются персонально, не анонимно, как по округам, так и по партийным спискам. Период президентства увеличен с 5 до 6 лет с правом на повторное избрание по окончании предыдущего мандата. Наряду с традиционными ветвями власти образованы еще две – электоральная, осуществляющая наблюдение за организацией выборов, и гражданская, регулирующая решения нравственных и этнических проблем (например: коррупция). Конституция предусматривает должность исполнительного вице-президента, который, в отличие от других стран, назначается и смещается главой государства. В голосовании разрешено участвовать военнослужащим, однако, им все так же запрещено вступать в политические партии.

Обширный социально-экономический блок новой Конституции: она предусматривает гарантии государства на полную занятость, обучение в школах и вузах, бесплатное медицинское обслуживание, предоставляет автономию университетам. Основной закон также зафиксировал запрет на приватизацию государственной нефтяной корпорации «Petroleos de Venezuela» (PDVSA), признанной национальным достоянием и являющейся стратегическим объектом экономики.

Одним из новшеств Конституции был раздел о «Безопасности нации», подразумевающий не только охрану границ и защиту территории государства от внешних посягательств, но и предполагающий обязательство государства по обеспечению безопасности граждан, включая различные сферы деятельности человека. В законе дается расширенное определение прав человека, фиксируются новые субъекты права (дети, подростки, молодежь, старики, женщины), запрещаются любые формы дискриминации, подчеркивается мультикультурный и мультиэтнический характер нации.

Этап политических преобразований завершился в июле 2000 г., выборами органов власти снизу доверху и легитимизацией режима. Прежняя элита была отстранена от рычагов управления. На выборах в июле 2000 г., проведенных с целью приведения государственного устройства в соответствии с новой конституцией, Уго Чавес был вновь практически с тем же результатом, что и в декабре 1998 г., был избранным президентом страны, получив 59 процентов голосов избирателей. Именно с этого момента начинается отсчет его полномочий и начало социальной модернизации страны.

1.3  Социальная политика правительства

венесуэла чавес

После проведения институциализации власти всех уровней, сформировалась основа новых структур, которая заменила ранее существовавшие. Большая часть правящей элиты была оттеснена на задний план: только 31 депутат парламента из 165 имел опыт работы в прежнем Национальном конгрессе[16].

Новый режим опирается на поддержку низов и определенной части вооруженных сил. Был взят курс на реализацию проекта «альтернативного» развития, противопоставляемого неолиберальному. Провозглашалось построение «демократии участия», справедливого общества. В апреле 2005 г. Уго Чавес высказался в пользу социалистического выбора[17]. Суть социализма, именуемого боливарийским, заключается в укреплении роли государства, расширении числа мелких собственников в городе и деревне, которые должны стать опорой нового строя[18].

Осуществлен ряд мер, направленных на улучшение материального положения незащищенных слоев населения, обитателей бедняцких кварталов. Стимулируется и поощряется создание коллективистских форм собственности, безземельным крестьянам предоставляются участки без права продажи, в их распоряжение выделяется сельскохозяйственная техника. Жителям поселков нищеты оказывается медицинская помощь при содействии кубинских медиков. По данным, приведенным президентом в ежегодном послании нации, в 2004 г. 20 тыс. медиков провели 76 млн. консультаций. Свыше 3 млн. 800 тыс. взрослого населения охвачено кампанией по ликвидации неграмотности. В ней активное участие принимают кубинские учителя. Численность студентов возросла на 400 тыс. и составила 1 млн. 400 тыс. чел. Создана сеть магазинов, торгующих качественным продовольствием по фиксированным ценам. В 2004 г. они обслужили свыше 9 млн. человек, объем продаж вырос в 14 раз[19].

Повышена минимальная заработная плата рабочих и служащих в частном и государственном секторах, увеличено денежное довольствие военнослужащих. Создана сеть финансовых институтов, призванных кредитовать на льготных условиях малоимущие категории населения, включая инвалидов, матерей-одиночек. Среди них «Банко де ла Мухер», выдавший 12 тыс. кредитов на сумму 5,2 млн. долл. малым предприятиям, «Банко дель пуэбло соберано», выделивший свыше 5 тыс. кредитов на сумму почти в 11,5 млн. долл., Фонд финансирования малых проектов, выдавший 6 тыс. кредитов на сумму около 13 млн. долл.[20].

В 2004 г. из бюджета государственной нефтяной компании на осуществление социальных программ было выделено 1,7 млрд. долл. В мае этого года возникло противоречие между президентом, который предлагал использовать часть валютных резервов на развитие социальной политики, и руководством Центрального банка, которое воспротивилось инициативе, ссылаясь на закон. Однако Уго Чавес, проявив непреклонность, настоял на своем.

В реализации социального направления нового режима большую роль играют вооруженные силы, которые строят дороги, возводят школы и фельдшерские пункты в отдаленных районах, подвозят продовольствие в города, в случае забастовок берут под контроль предприятия пищевой промышленности.

Все меры, проведенные новым президентом и его окружением, привели к улучшению качества и уровня жизни малоимущего населения, что благоприятно сказалось на положении гражданского общества в стране. Тем не менее, новая политика Чавеса столкнулась с определенными противоречиями и трудностями, успешно решить которые не удается и до сих пор.

1.4  Анализ социально-экономических показателей

Совершая демократический переворот, Уго Чавес намеревался претворить в жизнь «социализм XXI в.», подразумевавший укрепление роли государства в социально-экономической сфере общественной жизни и проведение государственных реформ, чтобы сгладить недовольство общества положением в стране и разработать механизмы для активного развития. Для того чтобы понять, насколько новому президенту и его правительству удалось решить поставленную задачу, проанализированы основные показатели жизни общества двух периодов – 1998-1999 гг., когда Уго Чавес только встал у руля власти, и 2008-2009 гг. по истечению его десятилетнего правления, которые представлены в Таблице.

Социально-экономические показатели Венесуэлы

Период

Критерии

сравнения

1998-1999 гг. 2008-2009 гг.
Экономические показатели
ВВП на душу населения 8 000 долл. США 13 100 долл. США
ВВП за год 106,4 млрд. долл. США 357, 6 млрд. долл. США
Импорт 12,4 млрд. долл. США 41,44 млрд. долл. США
Экспорт 16,9 млрд. долл. США 51,99 млрд. долл. США
Расходы государственного бюджета 27 млрд. долл. США 92,04 млрд. долл. США
Доходы государственного бюджета 26,4 млрд. долл. США 65,14 млрд. долл. США
Уровень безработицы 9,5% 10,9%
Рабочая сила 9,9 млн. человек 13,1 млн. человек
Бедность 80% 40%
Социальные показатели
Численность населения 23 203 466 человек 26 814 843 человек
Окончание

 Период

Критерии

сравнения

1998-1999 гг. 2008-2009 гг.
Социальные показатели
Продолжительность жизни 72,95 года 73,61 года
Рождаемость 22,25 на 1000 человек 20,61 на 1000 человек
Смертность 4,93 на 1000 человек 5,12 на 1000 человек
Миграция -0,23 на 1000 человек -0,42 на 1000 человек
Грамотность 91,1% 93%

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.