на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Системы потребительской кооперации и кредитного кооператива


Курсовая работа: Системы потребительской кооперации и кредитного кооператива

Содержание

Введение

1. Организационное построение системы потребительской кооперации, потребительских обществ и их союзов

2. Особенности потребительского общества

3. Членские отношения в потребительском обществе

4. Кредитные потребительские кооперативы граждан

5.Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

Миссия кооперации – сделать нравственными

людей и экономические отношения

Н. Нельсон

Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней изложены основные аспекты положения потребительской кооперации и ее роли в экономической и социальной жизни страны. Россия характеризуется становлением новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и в повседневной жизни.

Понятие кооперации вошло в обиход с середины 19-го века. Первый кооперативный закон в мире был принят в Англии в 1852 г. В идею кооперации были заложены основные принципы социальной справедливости: равенство возможностей, взаимопомощь, солидарность, честность, открытость.

В самом широком смысле под кооперацией наука подразумевает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человеческого общества, в третьем - основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно  выразился русский художник и ученый Николай Рерих, "все создается лишь истинной кооперацией".

Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и совместного труда появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова "кооперация") в те доисторические времена не существовало. Без кооперации нет самого общества. С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация.

Основоположниками отдельных видов кооперативов считаются: потребительских - Роберт Оуэн и Уильям Кинг; производственных - Филипп Бюше и Луи Блан; кредитных - Шульце Делич и Фердинанд Райфайзен. Кооперация в конце XX века представляет собой весьма распространенное общественное явление. Кредитная кооперация быстро получила широкое распространение в странах Европы как организационная форма, избавляющая мелких собственников, ремесленников и крестьян от ростовщической и банковской эксплуатации. В России, в связи с более поздним развитием капитализма, массовое кооперативное движение стало формироваться позднее. Время возникновения первых российских кредитно-накопительных союзов и обществ взаимного кредитования приходится на конец 19-го века. В условиях постоянных реформ общественного устройства, недостаточно развитой банковской системы и низкой капитализации нарождающегося среднего класса России эти формы организации реально отвечали веяниям времени.

Общества взаимного кредитования (ОВК) объединяли ремесленников и торговцев либо по направлению деятельности, либо по территориальному признаку. В социалистический период ОВК юридически не существовали, так как отсутствовало само понятие частного предпринимательства.

В наше время произошёл возврат к нормальной системе взаимного кредитования. Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время кредитные кооперативы успешно функционируют в регионах России и объединяют более 100 тыс. членов, что свидетельствует о востребованности их услуг. Наибольшую заинтересованность в деятельности этих кооперативов проявляют представители среднего и малого бизнеса.

Цель работы - изучить системы потребительской кооперации, виды потребительских обществ и их союзов; изучить сущность, основы формирования и принципы деятельности кредитных кооперативов.


1. Организационное построение системы потребительской кооперации, виды потребительских обществ и их союзов

В Законе РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (статья 1) дано следующее определение потребительской кооперации:

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Основным звеном системы потребительской кооперации является потребительское общество.

Потребительские общества разных видов классифицируются по двум основным признакам:

1. По территориальному признаку потребительские общества делятся на следующие виды:

- сельское потребительское общество – сельпо;

- городское потребительское общество - горпо;

- районное потребительское общество - райпо.

2. По составу членов различаются следующие виды потребительских обществ:

- рабочее потребительское общество (кооператив) - рабкооп;

- рыболовецкое потребительское общество (кооператив) - рыб-кооп;

- студенческое потребительское общество – студпо;

- ученическое потребительское общество – учпо;

- общегражданское потребительское общество - состоит из разных социальных слоев: крестьян, рабочих, служащих, учащихся и др.

В соответствии с Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительское общество может участвовать в создании союзов (ассоциаций) или вступать в действующие союзы потребительских обществ (статья 16, п.2).

Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (статья 1) дано следующее определение потребительского союза:

Союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг.

Потребительское общество, являясь членом потребительского союза, приобретает более прочное правовое положение в регионе и в стране, а его социально-экономическая деятельность становится организованной и более защищенной в условиях рыночных отношений.

Система потребительской кооперации построена по принципу административно-территориального деления страны.

Потребительское общество - добровольное объединение граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких поселений.

Районный потребительский союз - добровольное объединение потребительских обществ района.

Областной (краевой, республиканский) потребсоюз - добровольное объединение потребительских обществ и потребительских союзов области (края, республики).

Центросоюз - Центральный союз потребительских обществ РФ является добровольным объединением потребительских обществ и их союзов.

Процессы концентрации в потребительской кооперации предопределили преобразование районных потребительских союзов и их потребительских обществ в райпо - районные потребительские общества.

Системы областных (краевых и республиканских) союзов могут иметь следующую структуру: областной союз - райпотребсоюз - нотребобщество; областной потребсоюз - райпо; областной союз - потребительское общество (сельпо, горпо).

Потребительские общества функционируют не изолированно, а в единой системе; объединение потребительских обществ в союзы является одним из существенных преимуществ, позволивших потребительской кооперации выжить в сложных условиях реформируемой экономики.

Центросоюз РФ является членом Международного кооперативного альянса, поэтому по Закону РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" создание и деятельность потребительского общества осуществляется на основе принципов, изложенных в Декларации о кооперативной идентичности МКА, а также других принципов, приемлемых для российской кооперации и соответствующих российскому законодательству.

В Законе РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" выделена специальная статья 4, в которой изложены следующие основные принципы создания и деятельности потребительских обществ:

-добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него;

- обязательность уплаты вступительного и паевого взносов;

- демократичность управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);

- взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

- ограничение размеров кооперативных выплат;

- доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

- наиболее широкое привлечение женщин для участия в органах управления и органах контроля;

- забота о повышении культурного уровня пайщиков.

Принцип независимости потребительской кооперации (статья 3 Закона о потребительской кооперации) предусматривает, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития.

Потребительские общества и потребительские союзы объединены общностью целей и задач. Основными задачами потребительской кооперации являются:

- создание и развитие организации торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организацию розничной торговли;

- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Для выполнения указанных задач потребительские общества и их союзы осуществляют многоотраслевую хозяйственную деятельность, включающую торговлю, общественное питание, заготовки, производства и другие отрасли.

2. Особенности потребительского общества

По Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 1, статья 116) потребительское общество отнесено к потребительским кооперативам и является некоммерческой организацией.

В Законе РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (статья 1) дано следующее определение потребительского общества:

Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В определении предусмотрены следующие основные особенности потребительского общества:

- цель потребительского общества - удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов;

- для выполнения своих целей потребительское общество осуществляет торговую, производственную, посредническую, заготовительную и иную деятельность, не запрещенную законодательством России;

- потребительское общество - членская организация;

- потребительское общество может состоять:

а) из граждан (не менее 5 лиц);

б) из юридических лиц (не менее 3 лиц);

в) из граждан и юридических лиц;

- членство в потребительском обществе добровольное;

- потребительское общество - местная организация, члены которой знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды;

- начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов: денег, земли, технических средств и других средств, оцениваемых в денежных единицах;

- члены потребительского общества участвуют в формировании собственного имущества потребительского общества: вносят паевые взносы, вклады, принимают участие в хозяйственной деятельности в других формах, обеспечивая получение доходов потребительскому обществу. Часть доходов, полученных за счет экономического участия членов, распределяется по итогам хозяйственного года на развитие хозяйственной деятельности - на увеличение собственного имущества потребительского общества;

- основной источник развития собственности потребительского общества - это доходы от многоотраслевой хозяйственной деятельности: торговой, заготовительной, производственной, по предоставлению услуг, кредитованию членов, страхованию и другой деятельности;

- потребительское общество - демократически управляемая организация, члены-пайщики которой избирают органы управления и контроля за созданным имуществом и всей деятельностью потребительского общества.

Закон РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" наделяет потребительские общества значительными правомочиями:

- заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков;

- осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано;

- иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;

- создавать следующие фонды потребительского общества: неделимый, развития потребительской кооперации, резервный и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества;

- распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;

- привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан;

- осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества.

Потребительское общество может осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.

В настоящее время действующий Примерный устав потребительского общества утвержден 130-м Общим Собранием представителей потребительских обществ Российской Федерации 13 декабря 2006 года.

В Примерном уставе потребительского общества выделены следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Цели и предмет деятельности общества.

3. Пайщики в обществе.

4. Правомочия общества.

5. Основы экономической деятельности общества.

6. Структура органов управления и контроля общества.

7. Правомочия кооперативного участка общества.

8. Общее собрание уполномоченных общества.

9. Совет общества.

10. Правление общества.

11. Органы контроля.

12. Учет и отчетность. Документы общества.

13. Трудовые отношения.

14. Реорганизация и ликвидация общества.

Каждое потребительское общество на основе Примерного устава принимает свой конкретный устав.

Таким образом, потребительское общество является особой формой потребительского кооператива, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», уставом потребительского общества; в создании и деятельности потребительского общества члены-пайщики принимают активное участие, и который наделен широкими правомочиями.

3. Членские отношения в потребительском обществе

Членами-пайщиками потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица.

В Законе РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" дано следующее определение понятию "пайщик":

Пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.

Гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское общество. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты.

Вступающий признается пайщиком с момента вынесения решения советом, потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а таксисе паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.

Лица, принятые в потребительское общество и внесшие вступительный и паевой взносы, получают документ, удостоверяющий их членство.

Таким образом, пайщик уплачивает два вида взносов в потребительское общество:

- вступительный взнос - денежная сумма, направленная на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество;

- паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества.

Пайщики потребительского общества наделены значительными правами.

Пайщики имеют право участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов.

Участие, в хозяйственной деятельности потребительского общества - это приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственной продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

Члены потребительского общества имеют право на получение доходов от хозяйственной деятельности - право на кооперативные выплаты.

Кооперативные выплаты - часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. Повышение экономического участия пайщиков может быть достигнуто путем, поощрения участия пайщиков.

По Закону РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" пайщики имеют также следующие права:

-приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

- пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества;

- сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

- быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках;

- получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

- пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;

- получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;

- обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;

- обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы.

Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации " определены обязанности пайщиков потребительского общества:

1.Пайщики обязаны соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества.

2. Пайщики должны выполнять свои обязанности перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.

3. Пайщики несут субсидиарную ответственность по обязательствам потребительского общества.

Прекращение членства в потребительском, обществе может быть в случаях: добровольного выхода пайщика; исключения пайщика; ликвидации юридического лица, являющегося пайщиком; смерти гражданина, являющегося пайщиком; ликвидации потребительского общества.

Пайщику, выходящему или исключенному из потребительского общества, выплачивается стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в потребительское общество.

Паевой взнос и кооперативные выплаты передаются по наследству. Однако право участия в общих собраниях потребительского общества и другие права пайщиков по наследству не передаются.

При ликвидации потребительского общества имущество, оставшееся после требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

При ликвидации потребительского общества имущество его неделимого фонда разделу не подлежит, а передается потребительскому обществу на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества.

Таким образом, членские отношения, предусмотренные Федеральным законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", обеспечивают активное участие пайщиков в деятельности потребительского общества, способствуют улучшению социально-экономической деятельности потребительского общества и удовлетворению материальных и иных потребностей членов-пайщиков.

4. Кредитные потребительские кооперативы граждан

Кредитный потребительский кооператив граждан — потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.

Такие кооперативы могут создаваться по признаку общности места жительства, их трудовой' деятельности, профессиональной принадлежности, или иной общности граждан.

Число членов кредитного потребительского кооператива граждан не может быть менее чем 15 и более чем 2000 человек. Членами кредитного потребительского кооператива граждан могут быть граждане, достигшие возраста шестнадцати лет.

Члены кредитного потребительского кооператива граждан имеют право:

- пользоваться всеми видами услуг, предоставляемых кредитным потребительским кооперативом граждан;

- участвовать в органах управлении кредитных потребительских кооперативов граждан и быть избранными в его органы;

- передавать на основании договора личные сбережения в фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива;

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.