![]() |
|
|
Курсовая работа: Развитие экономических отношений России со странами СНГ- последовательная интеграция рынков зерна, сахара, мясомолочной и плодоовощной продукции; - реализация согласованной аграрной политики большинства государств - участников СНГ, направленной на расширение и развитие взаимной торговли продовольствием; - формирование балансов производства и потребления основных видов продовольствия; - реализация высокотехнологичных проектов, позволяющих ускоренными темпами обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продовольствия; - создание взаимовыгодного таможенного режима между государствами - участниками СНГ, позволяющего создать благоприятные условия для развития национальных сельскохозяйственных рынков; - проведение межрегиональных ярмарок, обеспечивающих беспрепятственный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам, и сокращение числа посредников на пути движения сельскохозяйственных товаров от производителя к потребителю; - разработка совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ и контроля качества продовольствия. Необходимым условием стратегического развития взаимодействия в сфере транспорта является системное и последовательное совершенствование проводимой государствами - участниками СНГ согласованной транспортной политики путем осуществления следующих приоритетных направлений: - формирование на пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров; - повышение эффективности тарифной политики; - разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников СНГ; - устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок; - гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств - участников СНГ в соответствии со Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, создание условий для развития авиационных перевозок; - повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок; - совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта; - формирование согласованной политики в области транспортной безопасности и защиты окружающей среды. При осуществлении деятельности по реализации указанных приоритетных направлений предполагается разработать мероприятия, направленные на решение следующих основных задач: - подготовка проекта межправительственного соглашения о согласованном развитии транспортных коридоров на пространстве СНГ; - разработка и реализация комплекса мер по согласованному развитию участков сложившейся системы международных транспортных коридоров на территории государств - участников СНГ, повышению эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности транспортных проектов; - содействие в ускорении процедур пересечения границы; - разработка и реализация комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров; - разработка комплекса мер по регулированию согласованной тарифной политики; - формирование нормативно-правовой базы, регулирующей принципы ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении между государствами - участниками СНГ; - продолжение работы по оптимизации и повышению эффективности взаимного использования вагонов железнодорожными администрациями; - формирование рынка транспортных и экспедиторских услуг на пространстве железных дорог колеи 1 520 мм.; - согласование основных направлений развития рынка международных автотранспортных услуг государств - участников СНГ; - разработка согласованных предложений по улучшению состояния транспортной инфраструктуры автомобильных дорог СНГ; - разработка и реализация скоординированных национальных программ по поэтапной интеграции в европейскую и мировую аэронавигационные системы; - создание экономических условий, стимулирующих развитие парка воздушных судов; - совершенствование механизмов регулирования и надзора в области обеспечения безопасности полетов и развитие международной системы независимого расследования авиационных происшествий; - осуществление разработок, направленных на транспортно-логистическое обеспечение взаимодействия видов транспорта при осуществлении международных перевозок; - формирование системы мультимодальных транспортно-логистических центров; - совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов; - разработка и принятие в рамках СНГ международных договоров, создающих правовые условия для реализации приоритетных направлений транспортного сотрудничества; - дальнейшая гармонизация законодательства государств - участников СНГ в сфере транспорта, в том числе в целях обеспечения интеграции в европейскую и азиатскую транспортные системы. Реализация указанных приоритетных направлений предусматривает конкретизацию задач сотрудничества в каждом виде транспорта и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей. Государства - участники СНГ признают необходимым осуществлять управление процессом ресурсе- и энергосбережения, создавая такие правовые условия, при которых максимально возможное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и экономически выгодным. Экономическое развитие государств - участников СНГ будет осуществляться в рамках совершенствования технологий до уровня, позволяющего проводить абсолютное сокращение удельного расхода сырья и отходов на единицу продукции и обеспечивать создание системы рециркуляции вторичных ресурсов, снижение воздействия на природную среду. Это предполагает переход к рациональному использованию ресурсов, включающему: - создание, внедрение и использование ресурсосберегающих технологий; - создание принципиально новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями природных аналогов; - сокращение потерь природно-сырьевых ресурсов на всех стадиях их переработки и использования; - увеличение объема использования отходов на всех стадиях производства продукции; - развитие альтернативных источников энергии, в том числе нетрадиционных и возобновляемых источников. В сфере валютно-финансового сотрудничества дальнейшее поддержание позитивных тенденций во многом будет определяться результатами формирования фондового рынка СНГ, а также создания интегрированного валютного рынка, основная цель которого - построение эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами и в конечном счете для значительного увеличения их использования во взаимных расчетах. Приоритетными направлениями дальнейшего развития валютно-финансового сотрудничества государств - участников СНГ являются: - создание правовых основ взаимного допуска банков-резидентов государств - участников СНГ на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей; - разработка и реализация основных принципов политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ для сближения их национального валютного законодательства с учетом международной практики; - разработка и осуществление мер по либерализации рынка финансовых услуг в целях предоставления хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям свободного доступа на рынки финансовых услуг государств - участников СНГ; - определение и принятие порядка согласования основных макроэкономических показателей развития экономики государств - участников СНГ, первоначально предусматривающего рекомендательный характер его применения; - развитие взаимодействия в области информационно-аналитического и консультативного сотрудничества между центральными (национальными) банками; - повышение роли Межгосударственного банка, в том числе за счет ориентации его деятельности на финансирование программ развития в государствах - участниках СНГ; - совершенствование надзора за деятельностью банков и иных кредитно- финансовых организаций; - дальнейшее расширение использования национальных валют государств - участников СНГ в практике взаимных трансграничных расчетов; - создание условий для функционирования надежных и эффективных механизмов денежных переводов граждан государств - участников СНГ с использованием широкой сети корреспондентских отношений между коммерческими банками государств - участников СНГ, международных систем переводов и других современных информационных технологий. Предусматривается проведение регулярных консультаций руководителей финансово-экономических органов и центральных банков государств - участников СНГ в целях выработки совместных решений по минимизации влияния мировых финансовых кризисов. В области сотрудничества налоговых органов государств - участников СНГ предполагается взаимодействие по следующим основным направлениям: - дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для субъектов хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ и налаживания взаимовыгодных экономических связей на многосторонней основе; - согласование основных направлений налоговой политики государств - участников СНГ; - мониторинг практики применения налоговыми органами государств - участников СНГ соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения; - подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля; - обмен информацией между налоговыми органами государств - участников СНГ в целях соблюдения налогового законодательства, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений, предотвращения легализации доходов от незаконной деятельности; - совершенствование форм международного налогового сотрудничества в области обмена информацией; - организация подготовки и переподготовки кадров налоговых служб государств - участников СНГ в соответствии с международными стандартами и требованиями. Сотрудничество таможенных органов государств - участников СНГ предполагается развивать по следующим основным направлениям: - поэтапное сближение таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе требований Всемирной таможенной организации; - гармонизация таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе вступивших в силу и действующих либо готовящихся к вступлению в силу новых таможенных кодексов, положения которых основаны на мировом опыте и положениях международных договоров, в том числе Киотской конвенции; - инвентаризация международно-правовой базы СНГ в таможенной сфере; - устранение барьеров при транзите грузов, содействие внедрению современных информационных технологий для предварительного декларирования грузов и транспортных средств. Межгосударственное инновационное сотрудничество государств - участников СНГ является объективной необходимостью и предполагает: - создание межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем, придающего системный характер инновационному развитию и способствующего использованию научно-технических разработок и изобретений; - усиление инновационной компоненты экономического роста на основе формирования национальных инновационных систем и межгосударственных инновационных проектов; - осуществление мер по созданию импортозамещаемых производств в отдельных сегментах экономики; - увеличение доли отраслевой, академической и вузовской науки в формируемых системах научно-технических и инновационных фондов; - формирование полноценного рынка нано- и биохимической продукции, новых материалов и лекарственных средств. Сотрудничество в сфере информатизации предполагает создание программы сотрудничества, которая будет осуществляться через целевые программы международного сотрудничества по согласованным сферам деятельности. Получит дальнейшее развитие комплекс мер по проведению согласованной научно-технической, организационно-правовой и экономической политики в этой области. Основными направлениями сотрудничества в данной сфере являются: - создание национальных информационно-маркетинговых центров с объединением их в межгосударственную сеть для продвижения конкурентоспособных товаров и услуг; - внедрение новых технологий и совершенствование процессов стандартизации, сертификации, лицензирования и координации работ по управлению качеством услуг; - развитие и совершенствование рыночных отношений за счет либерализации рынка услуг; - развитие потенциала частного предпринимательства; - сотрудничество в области внедрения информационных технологий паспортно-визовых документов нового поколения; - обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения. Государства - участники СНГ будут углублять и расширять сотрудничество в космической сфере путем: - реализации комплекса мероприятий по развитию взаимовыгодной производственной, технологической и научной кооперации; - выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере исследования и использования космического пространства в рамках межгосударственных программ с учетом наибольшей экономии при общем использовании ресурсов и результатов научных исследований; - использования и развития глобальных навигационных спутниковых систем; - проведения исследований космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет; - создания и развития наземной космической инфраструктуры; - объединения усилий государств - участников СНГ для продвижения продукции космического назначения на внутренние и мировой рынки; - предоставления коммерческих услуг по проведению запусков космических объектов государств - участников СНГ, третьих стран и международных организаций; - развития конверсионной деятельности с использованием космических технологий; - проведения исследований в области космической медицины и биологии. Осуществление выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности позволит значительно расширить круг участников программ и проектов межгосударственного взаимодействия, а также предоставит возможность активизировать и сделать эффективным взаимодействие органов отраслевого сотрудничества СНГ. Этот вид деятельности будет ориентирован на отрасли, определяющие научно-технический прогресс, в том числе информационно-коммуникационные технологии, альтернативные источники энергии, нанотехнологии, новые конструкционные материалы, оборудование и материалы для производства новых лекарственных средств. В целях развития торгово-экономических отношений и повышения эффективности взаимодействия в экономической сфере будет проводиться работа по созданию постоянно действующих выставок государств - участников СНГ. Таким образом, к сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. 4. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА При проведении согласованной экономической политики в форме межгосударственных программ сотрудничества государства - участники СНГ будут инициировать или поддерживать предложения по созданию конкурентоспособных производств, наращиванию интеллектуального потенциала, формированию национальных инновационных систем. Одновременно будут приниматься согласованные меры в отношении естественных монополий и проведения сбалансированной макроэкономической политики. Взаимодействие государств - участников СНГ при осуществлении согласованной структурной политики, основанное на национальных интересах и понимаемое как равноправное объединение усилий и ресурсов государств - участников СНГ, согласованное воздействие на структурообразующие элементы экономики, будет направлено: - на создание конкурентоспособной и социально ориентированной экономики, способной динамично развиваться на основе передовых достижений науки и техники; - первоочередное развитие конкурентоспособных на мировом рынке производств; - обеспечение материальных, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления структурных изменений; - достижение договоренностей по вопросам основных направлений технического перевооружения в отраслях, где особенно эффективны специализация и кооперация; - диверсификацию экспортного потенциала государств - участников СНГ. Предусматривается координация национальных программ структурной перестройки экономики государств - участников СНГ с выходом на разработку межгосударственных инновационных и инвестиционных программ и проектов, комплексного прогноза развития экономики и взаимных хозяйственных связей заинтересованных государств - участников СНГ на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Для формирования открытого и конкурентного рынка необходимо обеспечение взаимного доступа к экономической информации в максимально возможном объеме. В этих целях будут предприняты шаги для унификации и расширения публикуемых статистических данных о социально-экономическом положении государств - участников СНГ, а также обмена информацией по экономическим вопросам. Основные усилия в области рынка труда и миграционных процессов будут направлены на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы на пространстве СНГ, решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции, повышение эффективности согласованной миграционной политики на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и с учетом законодательства принимающего государства. Предусматриваются также обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения, противодействие незаконной миграции и формирование у граждан государств - участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания. Решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции состоит в предоставлении трудящимся-мигрантам равных с постоянным населением страны пребывания прав при приеме на работу и расторжении трудовых соглашений, а также на социальное и медицинское обеспечение. Для решения проблемы экономики предполагается: - формирование системы экономических механизмов природопользования и охраны природной среды, введение платного природопользования; развитие финансово-кредитной системы по сохранению окружающей среды; стимулирование развития рынка экологических услуг, продукции, технологий и оборудования; - внедрение инновационных проектов, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов; - внедрение международной системы экологической маркировки товаров и пищевых продуктов; - введение экономической ответственности природопользователей за загрязнение окружающей природной среды; - проведение совместных исследований в целях точной фиксации происходящих перемен и прогнозов их последствий; - разработка систем по охране водных ресурсов и повышению качества питьевой воды; - организация разработки научно обоснованных экологических норм и стандартов (предельно допустимые концентрации выбрасываемых вредных веществ и физические факторы воздействия оборудования на человека), а также обоснование требований к экологической безопасности выпускаемой продукции; - взаимодействие в области разработки, производства и взаимных поставок необходимой техники и приборов природоохранительного назначения, специальных технических средств и средств индивидуальной защиты для мониторинга, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф; - объединение и концентрация совместных усилий и ресурсов государств - участников СНГ для реализации межгосударственных приоритетных направлений развития образования, науки и техники в области рационального использования природных ресурсов, предотвращения загрязнения окружающей природной среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В области технического регулирования и метрологии необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях: - гармонизация технических регламентов и нормативных документов на основе международных стандартов, метрология и оценка соответствия и аккредитации; - проведение согласованной политики информационного обеспечения в области разработки и использования национальных, межгосударственных и международных стандартов; - развитие стандартизации в приоритетных отраслях экономики; - гармонизация процедур оценки соответствия на основе международных стандартов и требований относительно маркировки Единым знаком доступа на рынок; - активизация деятельности соответствующих структур по охране и защите прав интеллектуальной собственности; - совершенствование санитарных и фитосанитарных норм. Развитие взаимодействия в области статистики будет направлено: - на внедрение комплекса статистических классификаторов, унифицированных с международными стандартами; - согласование и внедрение единых принципов создания статистических регистров экономических единиц на территории государств - участников СНГ. Для обеспечения конкурентоспособного характера развития экономики государств - участников СНГ и защиты интересов их граждан сотрудничество в области антимонопольной и конкурентной политики предполагается развивать по следующим направлениям: - совершенствование правовых и регулятивных аспектов конкурентной политики на основе общепринятых международных норм и правил; - проведение антимонопольными органами совместных расследований деятельности транснациональных корпораций, наносящих ущерб государствам - участникам СНГ; - обеспечение равных условий конкуренции при внешнеэкономических сделках; - противодействие распространению недобросовестной и заведомо ложной рекламы на территории государств - участников СНГ; - обеспечение гражданам государств - участников СНГ равных возможностей по защите прав потребителей; - учет принципов конкуренции при разработке мер регулирования в различных секторах экономики; - содействие развитию кооперационных связей и консолидации активов экономических операторов государств - участников СНГ в целях повышения конкурентоспособности производимой ими продукции на мировом рынке, не допуская при этом существенного ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков. В целях углубления межрегионального и приграничного сотрудничества, являющегося одним из факторов экономического роста, взаимодействие государств - участников СНГ в предстоящий период будет направлено: - на постепенное формирование межгосударственного регионального рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы; - установление прямых экономических связей между регионами; - развитие приграничной торговли; - содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон; - осуществление совместных инвестиционных проектов; - расширение сотрудничества в области сельского хозяйства, транспорта, информационных технологий и связи; - оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры; - проведение на приграничных территориях совместных мероприятий по мониторингу и охране окружающей среды, обеспечению санитарной охраны территорий, предотвращению заноса заразных болезней животных; - развитие приграничного туризма. В сфере социальной политики предполагаются совершенствование взаимодействия в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения, обеспечение социальных гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, приравненных к ним, участников боевых действий, а также дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в социальной сфере и обеспечивающей соответствующие социальные гарантии гражданам государств - участников СНГ. Основными направлениями в области образования и науки являются: - гарантированный равноправный доступ к образованию и содействие возможности получения высокого качества образования каждым гражданином в течение всей его жизни; - расширение взаимодействия в научно-технологической, информационной, образовательной и других сферах гуманитарного сотрудничества; - расширение возможностей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров; - обеспечение в соответствии с применимыми международными договорами взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании и ученых степенях. Таким образом, государства - участники СНГ будут содействовать доступу к национальным и мировым рынкам товаров, услуг, технологий, инноваций, финансов, а также развитию секторальных рынков, прежде всего энергоресурсов и аграрного, в том числе для продвижения продукции совместного производства на рынки третьих стран. 5. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОСУДАРСТВАМИ – ЧЛЕНАМИ СНГ экономический сотрудничество товарооборот миграционный В связи с развитием демократических принципов управления государствами, приобретением большей самостоятельности их территориальных образований, углублением и расширением торгово-экономических, производственных, культурных, научно-технических и других связей между регионами многих государств в последние годы все более усиливается проблема межрегионального сотрудничества. Учитывая нарастающие тенденции усиления межрегиональных связей в мировом хозяйстве, можно ожидать, что XXI век станет эпохой регионального сотрудничества. В рамках сотрудничества регионов многих стран осуществляются активные связи между хозяйствующими субъектами, создаются межрегиональные рынки, решаются задачи повышения эффективности национальных экономик. В мире идет интенсивный процесс региональной организации межрегионального сотрудничества, особое внимание уделяется приграничному сотрудничеству, как наиболее активной форме межрегиональных отношений. В ООН и ЕС созданы специальные международные советы и комиссии по данной проблеме, регулярно проводятся международные конференции, семинары и симпозиумы по обобщению опыта и выработке рекомендаций по межрегиональному сотрудничеству. В рамках развития общемирового процесса межрегиональных связей основой углубления интеграции в СНГ в XXI веке может также стать межрегиональное сотрудничество. В настоящее время в Содружестве Независимых Государств сотрудничество регионов осуществляется с разной степенью интенсивности и определяется политикой каждой страны, возможностью удовлетворения взаимных потребностей регионов в товарах и сырье. Межрегиональное сотрудничество в СНГ имеет объективную основу в виде взаимодополняющих производств и общих технологий, ранее действующих в составе единого народнохозяйственного комплекса, традиционных культурных и общественных связей и пока не забытого общего русского языка для общения. В последнее время стали активно сотрудничать регионы Российской Федерации, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии с другими регионами из стран Содружества. Так, на конец 2001 года субъектами Российской Федерации было заключено 963 договоров и соглашений с административно-территориальными образованиями (АТО) стран СНГ. Наиболее активно работают со странами СНГ г. Москва – 62 соглашения, Оренбургская область – 62, Ярославская область – 44, Ростовская область – 56, Тюменская область – 35, г. Санкт-Петербург – 34, Омская область – 32. В числе перечисленных субъектов г. Москва имеет договора и соглашения о сотрудничестве с АТО практически всех стран СНГ. В Оренбургской области более одной трети соглашений заключены с АТО Республики Казахстан, которая является приграничной территорией. Много договоров и соглашений субъекты РФ заключили с АТО Украины. В значительной мере здесь лидируют приграничные к Украине регионы России (Ростовская область - 26 соглашений, Брянская область - 21, Белгородская область - 13). На республику Казахстан приходится 20,9% всех соглашений, Республику Беларусь - 20,6%, Республику Узбекистан - 8,7% и Республику Кыргызстан - 4,9%. Удельный вес остальных республик колеблется от 2 до 4%. Правительство Украины, руководители ее разных министерств, ведомств, крупных коммерческих структур и администрации территориальных образований подписали с регионами России почти 240 разных документов. Приграничные с Украиной регионы России (Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и Ростовская области) заключили Договор, подписали соглашения и протоколы о намерениях с Правительством Украины, министерствами и руководителями администраций почти всех областей Украины, в том числе с сопредельными областями (Донецкой, Запорожской, Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской). Из 45 подписанных между ними соглашений - 18 или 40% относятся к сопредельным областям Украины. Приграничная проблема отражена также в многостороннем Соглашении между руководителями приграничных областей Российской Федерации и Украины об организации и деятельности российско-украинской Ассоциации экономического и научно-технического сотрудничества - "Российско-Украинский Союз". В свою очередь, регионы Украины осуществляют межрегиональное сотрудничество, кроме России, с 6-ю областями Беларуси, 8-ю областями Казахстана, Азербайджаном, Арменией, Грузией, 4-мя областями Узбекистана. Области Казахстана развивают торгово-экономические и кооперационные связи с регионами России, Киргизии, Узбекистана, Украины, Таджикистана. В Регионах СНГ действуют многие совместные предприятия на основе кооперационных поставок, развивается общая инфраструктура внешнеторговых связей. Активно создаются межгосударственные финансово-промышленные группы. Например, "Интерагроинвест" (Пермская область России и Беларусь), "Интерсвинецаккумулятор" (Хабаровский край и Иркутская область России и Павлодарская область Казахстана). В каждой стране СНГ можно выделить регионы наиболее активно участвующие в торгово-экономическом сотрудничестве с другими регионами СНГ. Так, в России из 89 субъектов на 10 ведущих регионов (г. Москва, Тюменская область, г. С-Петербург, Красноярский край, Свердловская, Московская, Иркутская, Челябинская, Пермская, Нижегородская области) приходится почти 70% общего товарооборота со странами СНГ; в Украине – на 5 областей – 80%, Казахстане – на 4 области - 72%. Весомую роль в развитии межрегионального сотрудничества в СНГ имеют программы межрегионального и приграничного сотрудничества, которые были подписаны Российской Федерацией с Украиной и Казахстаном. Сейчас в регионах стран СНГ формируется практически весь товарооборот Содружества. В тоже время во внешнеэкономической деятельности административно-территориальных образований и их хозяйствующих субъектов накопилось много проблем, требующих совместного решения. Необходимо признать существенные расхождения в характере государственного устройства и рыночных режимов в государствах Содружества, что значительно затрудняет межрегиональное сотрудничество. Если в России регионы относительно экономически самостоятельны и их сотрудничество практически полностью обеспечено необходимой нормативно-правовой базой (включая договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и др.), то во многих других странах внешнеэкономические связи строго контролируются государствами. В этих условиях целесообразно торгово-экономические отношения регионов перевести на долгосрочную основу путем разработки совместных региональных целевых программ. Требуется провести работу по гармонизации национальных законодательств стран СНГ в части расширения полномочий регионов в области торгово-экономического и кооперационного сотрудничества. В связи с кардинальным изменением производственных условий в размещении и специализации отраслей стран СНГ, отказа от сохранения прежних хозяйственных связей необходимо проинвентаризировать сдвиги в производстве государств-участников СНГ. Межрегиональному и особенно приграничному сотрудничеству способствует развитие транспорта, обеспечение единых условий перевозок грузов и пассажиров, а также оплаты транспортных услуг. Сдерживает сотрудничество регионов низкий уровень платежно-расчетных отношений, отсутствие реального механизма обеспечения совместной хозяйственной деятельности. В условиях развития межрегионального сотрудничества усиливается роль общественных объединений, национальных союзов промышленников и предпринимателей, торгово-промышленных и хозяйственных палат, ассоциаций поддержки малого и среднего бизнеса, а также российских региональных ассоциаций социально-экономического взаимодействия субъектов РФ. В целях более интенсивного межрегионального (включая приграничное) сотрудничества в СНГ, направленного на усиление интеграционных процессов, было бы целесообразно: - разработать общий упрощенный порядок осуществления приграничной торговли и предпринимательской деятельности; - подготовить двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения между государствами о принципах сотрудничества приграничных регионов, предусматривающие меры по упрощению процедур оформления таможенного, пограничного, иммиграционного, ветеринарного и иных видов контроля для граждан пограничных территорий; - разработать и утвердить гармонизированные законы о приграничных территориях с учетом многолетнего опыта европейских стран; - создать в структуре Исполнительного комитета СНГ координирующий орган по межрегиональному и приграничному сотрудничеству; - разработать общую концепцию сотрудничества регионов, с выделением приграничного сотрудничества. Таким образом, России нужно развивать связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается в России. Содружество для России — это жизненно необходимое пространство для сохранения статуса великой державы и для обеспечения собственного устойчивого развития. Умело налаженные связи со странами Содружества, могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы; расширения рынка сбыта российской продукции; доступа к избыточной дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут избежать нерациональной конкуренции со странами Содружества в торговле сырьевой продукцией через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь, остро нуждаются в финансовом донорстве России и преференциальном доступе на российский рынок. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Страны СНГ и Содружество в целом являются для внешней политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения с ними, во многом зависит прочность международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в рамках Содружества, прямо скажем, "пробуксовывают", наращивание сотрудничества с государствами-участниками на двусторонней основе приобретает для нас дополнительную актуальность. Наибольшее постоянство в сотрудничестве демонстрировали Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, которые участвовали во всех или почти во всех соглашениях. Тяготела к этому и Армения. В то же время с самых первых встреч лидеров СНГ выделилась и группа стран, не стремящихся к укреплению институтов СНГ. Это Туркменистан и Украина. Промежуточную позицию заняла Беларусь. К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Свободному перемещению товаров и услуг поможет ускорение реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить технические барьеры и другие ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в торговых связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле. Для формирования общего рыночного пространства важно согласование взаимосвязанных направлений реформирования и структурных преобразований экономики. Такую работу могли бы проводить экономические ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на среднесрочную перспективу. Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного союза, что помогло бы проводить согласованные изменения в структуре национальных экономик, облегчить поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и финансово-промышленных групп. |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |