на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Развитие экономических отношений России со странами СНГ


-  последовательная интеграция рынков зерна, сахара, мясомолочной и плодоовощной продукции;

-  реализация согласованной аграрной политики большинства государств - участников СНГ, направленной на расширение и развитие взаимной торговли продовольствием;

-  формирование балансов производства и потребления основных видов продовольствия;

-  реализация высокотехнологичных проектов, позволяющих ускоренными темпами обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продовольствия;

-  создание взаимовыгодного таможенного режима между государствами - участниками СНГ, позволяющего создать благоприятные условия для развития национальных сельскохозяйственных рынков;

-  проведение межрегиональных ярмарок, обеспечивающих беспрепятственный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам, и сокращение числа посредников на пути движения сельскохозяйственных товаров от производителя к потребителю;

-  разработка совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ и контроля качества продовольствия.

Необходимым условием стратегического развития взаимодействия в сфере транспорта является системное и последовательное совершенствование проводимой государствами - участниками СНГ согласованной транспортной политики путем осуществления следующих приоритетных направлений:

-  формирование на пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров;

-  повышение эффективности тарифной политики;

-  разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников СНГ;

-  устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок;

-  гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств - участников СНГ в соответствии со Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, создание условий для развития авиационных перевозок;

-   повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;

-  совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;

-  формирование согласованной политики в области транспортной безопасности и защиты окружающей среды.

При осуществлении деятельности по реализации указанных приоритетных направлений предполагается разработать мероприятия, направленные на решение следующих основных задач:

-  подготовка проекта межправительственного соглашения о согласованном развитии транспортных коридоров на пространстве СНГ;

-  разработка и реализация комплекса мер по согласованному развитию участков сложившейся системы международных транспортных коридоров на территории государств - участников СНГ, повышению эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности транспортных проектов;

-  содействие в ускорении процедур пересечения границы;

-  разработка и реализация комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров;

-  разработка комплекса мер по регулированию согласованной тарифной политики;

-  формирование нормативно-правовой базы, регулирующей принципы ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении между государствами - участниками СНГ;

-  продолжение работы по оптимизации и повышению эффективности взаимного использования вагонов железнодорожными администрациями;

-  формирование рынка транспортных и экспедиторских услуг на пространстве железных дорог колеи 1 520 мм.;

-  согласование основных направлений развития рынка международных автотранспортных услуг государств - участников СНГ;

-  разработка согласованных предложений по улучшению состояния транспортной инфраструктуры автомобильных дорог СНГ;

-  разработка и реализация скоординированных национальных программ по поэтапной интеграции в европейскую и мировую аэронавигационные системы;

-  создание экономических условий, стимулирующих развитие парка воздушных судов;

-  совершенствование механизмов регулирования и надзора в области обеспечения безопасности полетов и развитие международной системы независимого расследования авиационных происшествий;

-  осуществление разработок, направленных на транспортно-логистическое обеспечение взаимодействия видов транспорта при осуществлении международных перевозок;

-  формирование системы мультимодальных транспортно-логистических центров;

-  совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов;

-  разработка и принятие в рамках СНГ международных договоров, создающих правовые условия для реализации приоритетных направлений транспортного сотрудничества;

-  дальнейшая гармонизация законодательства государств - участников СНГ в сфере транспорта, в том числе в целях обеспечения интеграции в европейскую и азиатскую транспортные системы.

Реализация указанных приоритетных направлений предусматривает конкретизацию задач сотрудничества в каждом виде транспорта и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей.

Государства - участники СНГ признают необходимым осуществлять управление процессом ресурсе- и энергосбережения, создавая такие правовые условия, при которых максимально возможное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и экономически выгодным.

Экономическое развитие государств - участников СНГ будет осуществляться в рамках совершенствования технологий до уровня, позволяющего проводить абсолютное сокращение удельного расхода сырья и отходов на единицу продукции и обеспечивать создание системы рециркуляции вторичных ресурсов, снижение воздействия на природную среду.

Это предполагает переход к рациональному использованию ресурсов, включающему:

-  создание, внедрение и использование ресурсосберегающих технологий;

-  создание принципиально новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями природных аналогов;

-  сокращение потерь природно-сырьевых ресурсов на всех стадиях их переработки и использования;

-  увеличение объема использования отходов на всех стадиях производства продукции;

-  развитие альтернативных источников энергии, в том числе нетрадиционных и возобновляемых источников.

В сфере валютно-финансового сотрудничества дальнейшее поддержание позитивных тенденций во многом будет определяться результатами формирования фондового рынка СНГ, а также создания интегрированного валютного рынка, основная цель которого - построение эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами и в конечном счете для значительного увеличения их использования во взаимных расчетах.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития валютно-финансового сотрудничества государств - участников СНГ являются:

-  создание правовых основ взаимного допуска банков-резидентов государств - участников СНГ на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей;

-  разработка и реализация основных принципов политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ для сближения их национального валютного законодательства с учетом международной практики;

-  разработка и осуществление мер по либерализации рынка финансовых услуг в целях предоставления хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям свободного доступа на рынки финансовых услуг государств - участников СНГ;

-  определение и принятие порядка согласования основных макроэкономических показателей развития экономики государств - участников СНГ, первоначально предусматривающего рекомендательный характер его применения;

-  развитие взаимодействия в области информационно-аналитического и консультативного сотрудничества между центральными (национальными) банками;

-  повышение роли Межгосударственного банка, в том числе за счет ориентации его деятельности на финансирование программ развития в государствах - участниках СНГ;

-  совершенствование надзора за деятельностью банков и иных кредитно- финансовых организаций;

-  дальнейшее расширение использования национальных валют государств - участников СНГ в практике взаимных трансграничных расчетов;

-  создание условий для функционирования надежных и эффективных механизмов денежных переводов граждан государств - участников СНГ с использованием широкой сети корреспондентских отношений между коммерческими банками государств - участников СНГ, международных систем переводов и других современных информационных технологий.

Предусматривается проведение регулярных консультаций руководителей финансово-экономических органов и центральных банков государств - участников СНГ в целях выработки совместных решений по минимизации влияния мировых финансовых кризисов.

В области сотрудничества налоговых органов государств - участников СНГ предполагается взаимодействие по следующим основным направлениям:

-  дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для субъектов хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ и налаживания взаимовыгодных экономических связей на многосторонней основе;

-  согласование основных направлений налоговой политики государств - участников СНГ;

-  мониторинг практики применения налоговыми органами государств - участников СНГ соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения;

-  подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля;

-  обмен информацией между налоговыми органами государств - участников СНГ в целях соблюдения налогового законодательства, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений, предотвращения легализации доходов от незаконной деятельности;

-  совершенствование форм международного налогового сотрудничества в области обмена информацией;

-  организация подготовки и переподготовки кадров налоговых служб государств - участников СНГ в соответствии с международными стандартами и требованиями.

Сотрудничество таможенных органов государств - участников СНГ предполагается развивать по следующим основным направлениям:

-  поэтапное сближение таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе требований Всемирной таможенной организации;

-  гармонизация таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе вступивших в силу и действующих либо готовящихся к вступлению в силу новых таможенных кодексов, положения которых основаны на мировом опыте и положениях международных договоров, в том числе Киотской конвенции;

-  инвентаризация международно-правовой базы СНГ в таможенной сфере;

-  устранение барьеров при транзите грузов, содействие внедрению современных информационных технологий для предварительного декларирования грузов и транспортных средств.

Межгосударственное инновационное сотрудничество государств - участников СНГ является объективной необходимостью и предполагает:

-  создание межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем, придающего системный характер инновационному развитию и способствующего использованию научно-технических разработок и изобретений;

-  усиление инновационной компоненты экономического роста на основе формирования национальных инновационных систем и межгосударственных инновационных проектов;

-  осуществление мер по созданию импортозамещаемых производств в отдельных сегментах экономики;

-  увеличение доли отраслевой, академической и вузовской науки в формируемых системах научно-технических и инновационных фондов;

-  формирование полноценного рынка нано- и биохимической продукции, новых материалов и лекарственных средств.

Сотрудничество в сфере информатизации предполагает создание программы сотрудничества, которая будет осуществляться через целевые программы международного сотрудничества по согласованным сферам деятельности. Получит дальнейшее развитие комплекс мер по проведению согласованной научно-технической, организационно-правовой и экономической политики в этой области.

Основными направлениями сотрудничества в данной сфере являются:

-  создание национальных информационно-маркетинговых центров с объединением их в межгосударственную сеть для продвижения конкурентоспособных товаров и услуг;

-  внедрение новых технологий и совершенствование процессов стандартизации, сертификации, лицензирования и координации работ по управлению качеством услуг;

-  развитие и совершенствование рыночных отношений за счет либерализации рынка услуг;

-  развитие потенциала частного предпринимательства;

-  сотрудничество в области внедрения информационных технологий паспортно-визовых документов нового поколения;

-  обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения.

Государства - участники СНГ будут углублять и расширять сотрудничество в космической сфере путем:

-  реализации комплекса мероприятий по развитию взаимовыгодной производственной, технологической и научной кооперации;

-  выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере исследования и использования космического пространства в рамках межгосударственных программ с учетом наибольшей экономии при общем использовании ресурсов и результатов научных исследований;

-  использования и развития глобальных навигационных спутниковых систем;

-  проведения исследований космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет;

-  создания и развития наземной космической инфраструктуры;

-  объединения усилий государств - участников СНГ для продвижения продукции космического назначения на внутренние и мировой рынки;

-  предоставления коммерческих услуг по проведению запусков космических объектов государств - участников СНГ, третьих стран и международных организаций;

-  развития конверсионной деятельности с использованием космических технологий;

-  проведения исследований в области космической медицины и биологии.

Осуществление выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности позволит значительно расширить круг участников программ и проектов межгосударственного взаимодействия, а также предоставит возможность активизировать и сделать эффективным взаимодействие органов отраслевого сотрудничества СНГ.

Этот вид деятельности будет ориентирован на отрасли, определяющие научно-технический прогресс, в том числе информационно-коммуникационные технологии, альтернативные источники энергии, нанотехнологии, новые конструкционные материалы, оборудование и материалы для производства новых лекарственных средств.

В целях развития торгово-экономических отношений и повышения эффективности взаимодействия в экономической сфере будет проводиться работа по созданию постоянно действующих выставок государств - участников СНГ. Таким образом, к сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.


4. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

При проведении согласованной экономической политики в форме межгосударственных программ сотрудничества государства - участники СНГ будут инициировать или поддерживать предложения по созданию конкурентоспособных производств, наращиванию интеллектуального потенциала, формированию национальных инновационных систем.

Одновременно будут приниматься согласованные меры в отношении естественных монополий и проведения сбалансированной макроэкономической политики.

Взаимодействие государств - участников СНГ при осуществлении согласованной структурной политики, основанное на национальных интересах и понимаемое как равноправное объединение усилий и ресурсов государств - участников СНГ, согласованное воздействие на структурообразующие элементы экономики, будет направлено:

-  на создание конкурентоспособной и социально ориентированной экономики, способной динамично развиваться на основе передовых достижений науки и техники;

-  первоочередное развитие конкурентоспособных на мировом рынке производств;

-  обеспечение материальных, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления структурных изменений;

-  достижение договоренностей по вопросам основных направлений технического перевооружения в отраслях, где особенно эффективны специализация и кооперация;

-  диверсификацию экспортного потенциала государств - участников СНГ.

Предусматривается координация национальных программ структурной перестройки экономики государств - участников СНГ с выходом на разработку межгосударственных инновационных и инвестиционных программ и проектов, комплексного прогноза развития экономики и взаимных хозяйственных связей заинтересованных государств - участников СНГ на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Для формирования открытого и конкурентного рынка необходимо обеспечение взаимного доступа к экономической информации в максимально возможном объеме. В этих целях будут предприняты шаги для унификации и расширения публикуемых статистических данных о социально-экономическом положении государств - участников СНГ, а также обмена информацией по экономическим вопросам.

Основные усилия в области рынка труда и миграционных процессов будут направлены на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы на пространстве СНГ, решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции, повышение эффективности согласованной миграционной политики на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и с учетом законодательства принимающего государства. Предусматриваются также обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения, противодействие незаконной миграции и формирование у граждан государств - участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания.

Решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции состоит в предоставлении трудящимся-мигрантам равных с постоянным населением страны пребывания прав при приеме на работу и расторжении трудовых соглашений, а также на социальное и медицинское обеспечение.

Для решения проблемы экономики предполагается:

-  формирование системы экономических механизмов природопользования и охраны природной среды, введение платного природопользования; развитие финансово-кредитной системы по сохранению окружающей среды; стимулирование развития рынка экологических услуг, продукции, технологий и оборудования;

-  внедрение инновационных проектов, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов;

-  внедрение международной системы экологической маркировки товаров и пищевых продуктов;

-  введение экономической ответственности природопользователей за загрязнение окружающей природной среды;

-  проведение совместных исследований в целях точной фиксации происходящих перемен и прогнозов их последствий;

-  разработка систем по охране водных ресурсов и повышению качества питьевой воды;

-  организация разработки научно обоснованных экологических норм и стандартов (предельно допустимые концентрации выбрасываемых вредных веществ и физические факторы воздействия оборудования на человека), а также обоснование требований к экологической безопасности выпускаемой продукции;

-  взаимодействие в области разработки, производства и взаимных поставок необходимой техники и приборов природоохранительного назначения, специальных технических средств и средств индивидуальной защиты для мониторинга, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;

-  объединение и концентрация совместных усилий и ресурсов государств - участников СНГ для реализации межгосударственных приоритетных направлений развития образования, науки и техники в области рационального использования природных ресурсов, предотвращения загрязнения окружающей природной среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В области технического регулирования и метрологии необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:

-  гармонизация технических регламентов и нормативных документов на основе международных стандартов, метрология и оценка соответствия и аккредитации;

-  проведение согласованной политики информационного обеспечения в области разработки и использования национальных, межгосударственных и международных стандартов;

-  развитие стандартизации в приоритетных отраслях экономики;

-  гармонизация процедур оценки соответствия на основе международных стандартов и требований относительно маркировки Единым знаком доступа на рынок;

-  активизация деятельности соответствующих структур по охране и защите прав интеллектуальной собственности;

-  совершенствование санитарных и фитосанитарных норм.

Развитие взаимодействия в области статистики будет направлено:

-  на внедрение комплекса статистических классификаторов, унифицированных с международными стандартами;

-  согласование и внедрение единых принципов создания статистических регистров экономических единиц на территории государств - участников СНГ.

Для обеспечения конкурентоспособного характера развития экономики государств - участников СНГ и защиты интересов их граждан сотрудничество в области антимонопольной и конкурентной политики предполагается развивать по следующим направлениям:

-  совершенствование правовых и регулятивных аспектов конкурентной политики на основе общепринятых международных норм и правил;

-  проведение антимонопольными органами совместных расследований деятельности транснациональных корпораций, наносящих ущерб государствам - участникам СНГ;

-  обеспечение равных условий конкуренции при внешнеэкономических сделках;

-  противодействие распространению недобросовестной и заведомо ложной рекламы на территории государств - участников СНГ;

-  обеспечение гражданам государств - участников СНГ равных возможностей по защите прав потребителей;

-  учет принципов конкуренции при разработке мер регулирования в различных секторах экономики;

-  содействие развитию кооперационных связей и консолидации активов экономических операторов государств - участников СНГ в целях повышения конкурентоспособности производимой ими продукции на мировом рынке, не допуская при этом существенного ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков.

В целях углубления межрегионального и приграничного сотрудничества, являющегося одним из факторов экономического роста, взаимодействие государств - участников СНГ в предстоящий период будет направлено:

-  на постепенное формирование межгосударственного регионального рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы;

-  установление прямых экономических связей между регионами;

-  развитие приграничной торговли;

-  содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон;

-  осуществление совместных инвестиционных проектов;

-  расширение сотрудничества в области сельского хозяйства, транспорта, информационных технологий и связи;

-  оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры;

-  проведение на приграничных территориях совместных мероприятий по мониторингу и охране окружающей среды, обеспечению санитарной охраны территорий, предотвращению заноса заразных болезней животных;

-  развитие приграничного туризма.

В сфере социальной политики предполагаются совершенствование взаимодействия в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения, обеспечение социальных гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, приравненных к ним, участников боевых действий, а также дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в социальной сфере и обеспечивающей соответствующие социальные гарантии гражданам государств - участников СНГ.

Основными направлениями в области образования и науки являются:

-  гарантированный равноправный доступ к образованию и содействие возможности получения высокого качества образования каждым гражданином в течение всей его жизни;

-  расширение взаимодействия в научно-технологической, информационной, образовательной и других сферах гуманитарного сотрудничества;

-  расширение возможностей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

-  обеспечение в соответствии с применимыми международными договорами взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании и ученых степенях.

Таким образом, государства - участники СНГ будут содействовать доступу к национальным и мировым рынкам товаров, услуг, технологий, инноваций, финансов, а также развитию секторальных рынков, прежде всего энергоресурсов и аграрного, в том числе для продвижения продукции совместного производства на рынки третьих стран.

5. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОСУДАРСТВАМИ – ЧЛЕНАМИ СНГ

экономический сотрудничество товарооборот миграционный

В связи с развитием демократических принципов управления государствами, приобретением большей самостоятельности их территориальных образований, углублением и расширением торгово-экономических, производственных, культурных, научно-технических и других связей между регионами многих государств в последние годы все более усиливается проблема межрегионального сотрудничества. Учитывая нарастающие тенденции усиления межрегиональных связей в мировом хозяйстве, можно ожидать, что XXI век станет эпохой регионального сотрудничества. В рамках сотрудничества регионов многих стран осуществляются активные связи между хозяйствующими субъектами, создаются межрегиональные рынки, решаются задачи повышения эффективности национальных экономик.

В мире идет интенсивный процесс региональной организации межрегионального сотрудничества, особое внимание уделяется приграничному сотрудничеству, как наиболее активной форме межрегиональных отношений. В ООН и ЕС созданы специальные международные советы и комиссии по данной проблеме, регулярно проводятся международные конференции, семинары и симпозиумы по обобщению опыта и выработке рекомендаций по межрегиональному сотрудничеству.

В рамках развития общемирового процесса межрегиональных связей основой углубления интеграции в СНГ в XXI веке может также стать межрегиональное сотрудничество.

В настоящее время в Содружестве Независимых Государств сотрудничество регионов осуществляется с разной степенью интенсивности и определяется политикой каждой страны, возможностью удовлетворения взаимных потребностей регионов в товарах и сырье.

Межрегиональное сотрудничество в СНГ имеет объективную основу в виде взаимодополняющих производств и общих технологий, ранее действующих в составе единого народнохозяйственного комплекса, традиционных культурных и общественных связей и пока не забытого общего русского языка для общения.

В последнее время стали активно сотрудничать регионы Российской Федерации, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии с другими регионами из стран Содружества.

Так, на конец 2001 года субъектами Российской Федерации было заключено 963 договоров и соглашений с административно-территориальными образованиями (АТО) стран СНГ. Наиболее активно работают со странами СНГ г. Москва – 62 соглашения, Оренбургская область – 62, Ярославская область – 44, Ростовская область – 56, Тюменская область – 35, г. Санкт-Петербург – 34, Омская область – 32. В числе перечисленных субъектов г. Москва имеет договора и соглашения о сотрудничестве с АТО практически всех стран СНГ. В Оренбургской области более одной трети соглашений заключены с АТО Республики Казахстан, которая является приграничной территорией. Много договоров и соглашений субъекты РФ заключили с АТО Украины. В значительной мере здесь лидируют приграничные к Украине регионы России (Ростовская область - 26 соглашений, Брянская область - 21, Белгородская область - 13). На республику Казахстан приходится 20,9% всех соглашений, Республику Беларусь - 20,6%, Республику Узбекистан - 8,7% и Республику Кыргызстан - 4,9%. Удельный вес остальных республик колеблется от 2 до 4%.

Правительство Украины, руководители ее разных министерств, ведомств, крупных коммерческих структур и администрации территориальных образований подписали с регионами России почти 240 разных документов. Приграничные с Украиной регионы России (Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и Ростовская области) заключили Договор, подписали соглашения и протоколы о намерениях с Правительством Украины, министерствами и руководителями администраций почти всех областей Украины, в том числе с сопредельными областями (Донецкой, Запорожской, Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской). Из 45 подписанных между ними соглашений - 18 или 40% относятся к сопредельным областям Украины. Приграничная проблема отражена также в многостороннем Соглашении между руководителями приграничных областей Российской Федерации и Украины об организации и деятельности российско-украинской Ассоциации экономического и научно-технического сотрудничества - "Российско-Украинский Союз".

В свою очередь, регионы Украины осуществляют межрегиональное сотрудничество, кроме России, с 6-ю областями Беларуси, 8-ю областями Казахстана, Азербайджаном, Арменией, Грузией, 4-мя областями Узбекистана. Области Казахстана развивают торгово-экономические и кооперационные связи с регионами России, Киргизии, Узбекистана, Украины, Таджикистана.

В Регионах СНГ действуют многие совместные предприятия на основе кооперационных поставок, развивается общая инфраструктура внешнеторговых связей. Активно создаются межгосударственные финансово-промышленные группы. Например, "Интерагроинвест" (Пермская область России и Беларусь), "Интерсвинецаккумулятор" (Хабаровский край и Иркутская область России и Павлодарская область Казахстана).

В каждой стране СНГ можно выделить регионы наиболее активно участвующие в торгово-экономическом сотрудничестве с другими регионами СНГ. Так, в России из 89 субъектов на 10 ведущих регионов (г. Москва, Тюменская область, г. С-Петербург, Красноярский край, Свердловская, Московская, Иркутская, Челябинская, Пермская, Нижегородская области) приходится почти 70% общего товарооборота со странами СНГ; в Украине – на 5 областей – 80%, Казахстане – на 4 области - 72%.

Весомую роль в развитии межрегионального сотрудничества в СНГ имеют программы межрегионального и приграничного сотрудничества, которые были подписаны Российской Федерацией с Украиной и Казахстаном.

Сейчас в регионах стран СНГ формируется практически весь товарооборот Содружества. В тоже время во внешнеэкономической деятельности административно-территориальных образований и их хозяйствующих субъектов накопилось много проблем, требующих совместного решения.

Необходимо признать существенные расхождения в характере государственного устройства и рыночных режимов в государствах Содружества, что значительно затрудняет межрегиональное сотрудничество. Если в России регионы относительно экономически самостоятельны и их сотрудничество практически полностью обеспечено необходимой нормативно-правовой базой (включая договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и др.), то во многих других странах внешнеэкономические связи строго контролируются государствами. В этих условиях целесообразно торгово-экономические отношения регионов перевести на долгосрочную основу путем разработки совместных региональных целевых программ.

Требуется провести работу по гармонизации национальных законодательств стран СНГ в части расширения полномочий регионов в области торгово-экономического и кооперационного сотрудничества.

В связи с кардинальным изменением производственных условий в размещении и специализации отраслей стран СНГ, отказа от сохранения прежних хозяйственных связей необходимо проинвентаризировать сдвиги в производстве государств-участников СНГ.

Межрегиональному и особенно приграничному сотрудничеству способствует развитие транспорта, обеспечение единых условий перевозок грузов и пассажиров, а также оплаты транспортных услуг.

Сдерживает сотрудничество регионов низкий уровень платежно-расчетных отношений, отсутствие реального механизма обеспечения совместной хозяйственной деятельности.

В условиях развития межрегионального сотрудничества усиливается роль общественных объединений, национальных союзов промышленников и предпринимателей, торгово-промышленных и хозяйственных палат, ассоциаций поддержки малого и среднего бизнеса, а также российских региональных ассоциаций социально-экономического взаимодействия субъектов РФ.

В целях более интенсивного межрегионального (включая приграничное) сотрудничества в СНГ, направленного на усиление интеграционных процессов, было бы целесообразно:

-  разработать общий упрощенный порядок осуществления приграничной торговли и предпринимательской деятельности;

-  подготовить двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения между государствами о принципах сотрудничества приграничных регионов, предусматривающие меры по упрощению процедур оформления таможенного, пограничного, иммиграционного, ветеринарного и иных видов контроля для граждан пограничных территорий;

-  разработать и утвердить гармонизированные законы о приграничных территориях с учетом многолетнего опыта европейских стран;

-  создать в структуре Исполнительного комитета СНГ координирующий орган по межрегиональному и приграничному сотрудничеству;

-  разработать общую концепцию сотрудничества регионов, с выделением приграничного сотрудничества.

Таким образом, России нужно развивать связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается в России. Содружество для России — это жизненно необходимое пространство для сохранения статуса великой державы и для обеспечения собственного устойчивого развития. Умело налаженные связи со странами Содружества, могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы; расширения рынка сбыта российской продукции; доступа к избыточной дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут избежать нерациональной конкуренции со странами Содружества в торговле сырьевой продукцией через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь, остро нуждаются в финансовом донорстве России и преференциальном доступе на российский рынок.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страны СНГ и Содружество в целом являются для внешней политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения с ними, во многом зависит прочность международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в рамках Содружества, прямо скажем, "пробуксовывают", наращивание сотрудничества с государствами-участниками на двусторонней основе приобретает для нас дополнительную актуальность.

Наибольшее постоянство в сотрудничестве демонстрировали Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, которые участвовали во всех или почти во всех соглашениях. Тяготела к этому и Армения. В то же время с самых первых встреч лидеров СНГ выделилась и группа стран, не стремящихся к укреплению институтов СНГ. Это Туркменистан и Украина. Промежуточную позицию заняла Беларусь. К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Свободному перемещению товаров и услуг поможет ускорение реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить технические барьеры и другие ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в торговых связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле.

Для формирования общего рыночного пространства важно согласование взаимосвязанных направлений реформирования и структурных преобразований экономики. Такую работу могли бы проводить экономические ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на среднесрочную перспективу. Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного союза, что помогло бы проводить согласованные изменения в структуре национальных экономик, облегчить поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и финансово-промышленных групп.


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.