![]() |
|
|
Реферат: Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5-9 классахПроверка: если х=4, то 2*4(4+1/2)=8*4(1/2)=32/2=16 Ответ: туристы предполагали идти со скоростью 4 км/ч. В-II n t S
1ч. озеро х
км./ч. река 3 км/ч. Пусть скорость лодки собственная х км/ч., тогда скорость лодки по течению (х+3) км/ч. Зная, что по течению реки лодка прошла 6 км., а по озеру 10 км. затратив на весь путь 1час, составим и решим уравнение:
6х+10(х+3)=х(х+3) 6х+10(х+3)=х(х+3) 6х+10х+30=х2+3х х2+3х-16х-30=0 х2-13х-30=0 Д=в2-4ас=169-4*(-30)=169+120=289>0,2 к.
Проверка: если х=15, то 15(15+3)=15*18=270. Ответ: лодка ехала по озеру со скоростью 15 км/ч. В-III n t S моторная лодка х км/ч.
7ч. 30 мин. против течения (х-3)
км./ч. течение реки 3 км/ч. Пусть х км./ч. скорость лодки, тогда (х+3) км/ч. скорость лодки по течению и (х-3) км/ч. скорость лодки против течения реки. Зная что лодка прошла 54 км. по течению и вернулась обратно, затратив на весь путь 7ч 30 мин., составим решим уравнение: 7ч. 30 мин.=7,5 часа
54(х-3)+54(х+3)=(7,5х+22,5)(х-3) 54х-162+54х+162=7,5-22,5х+22,5х-67,5 7,5х2-108х-67,5=0 1,5х2-21,6х-13,5 Д=в2-4ас=(-21,6)2-4*1,5*(-13,5)=466,56+81=547,56>0 Проверка: если х=15, то (15+3)(15-3)=18*12=216 Ответ: скорость моторной лодки в стоячей воде 15 км/ч. IV Изучение нового материала. -Как вы понимаете выражение – задачи на работу? -Запомните: при решении задач на работу мы будем использовать понятия: работа, время и производительность: -Как вы понимаете, что такое производительность? (количество работы выполненное за единицу времени) -Работу мы всегда будем обозначать за единицу – 1. -Как мы будем находить производительность? -Как найдем время? -Давайте разберем задачу с. 132, 614 производительность время работа
II Пусть х ч. время работы второго штукатура, тогда время первого штукатура (х+5)ч. Зная что работая вместе они выполняют работу за 6 ч., составим и решим уравнение:
6х+6(х+5)=х(х+5) 6х+6х+30=х+5х х2+5х-12х-30=0 х2-7х-30=0 по т. Виета х1+х2=7 х1=10 х1х2=-30 х2=-3 – посторонний корень Проверка: если х=10, 6*10(10+3)=60*13=780 10+5=15(ч) Ответ: время работы первого штукатура 15 часов, а второго 10 часов. -У кого есть вопросы? -Кому что не понятно? V Подведение итогов -Итак мы разобрали как решаются задачи на работу. -Все понятно? -Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке. VI Задание на дом № 616, № 620. 5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, проведение в школе «дней математики», сочинение математических игр, сказок, спектаклей и др. На уроках — это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи. Тема: Обобщающий урок по теме "Квадратные уравнения" Цель: Закрепить теоретические и практические знания и умения учащихся при решении квадратных уравнений. Развивать речь, мышление, самостоятельность. Воспитывать интерес к предмету, усердие и активность. Оборудование: таблицы, рисунок Ход урока. 1. Организационное начало урока. а) Приветствие. б) Проверка готовности рабочих мест. 2. Сообщение темы и цели. - Сегодня мы проведем урок соревнование. И выясним ваши знания по теме "Квадратные уравнения" 3. Закрепление изученного материала. 1) Блиц - турнир. - Сейчас мы с вами разделимся на две команды. 1 ряд и половина второго ряда – 1 команда. 3 ряд и другая половина второго ряда – 2 команда. - А теперь выберем капитанов. - И так, в первом конкурсе я хочу выяснить, на сколько хорошо вами усвоен теоретический материал темы "Квадратные уравнения". - Я попрошу выйти к доске по одному представителю каждой команды. - Каждой команде предлагается серия вопросов. - Я буду задавать вопрос, а вы следовательно на него отвечать. - Но остальные так же должны принимать участие в работе. - У вас на партах лежат красные и синие таблички. - Если ученик дает правильный ответ, то поднимаете синий флажок, а если не верный – красный флажок. - И тем самым я смогу увидеть, как же каждый из вас знает теоретический материал. - Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков, давая правильные ответы. Вопросы 1 команде. 1. Дай определение квадратным уравнениям. 2. Если в квадратном уравнении ах + вх + с = 0 хотя бы один из коэффициентов в или с равны 0, то как называется такое уравнение. 3. Что называют дискриминантом квадратного уравнения. 4. Приведи конкретный пример квадратного уравнения, второй коэффициент равен 17. 5. Сформулируй и докажи теорему, обратную теореме Виета. - Хорошо ученик первой команды за блиц – турнир получит 3 очка, так как были допущены ошибки при доказательстве теоремы, обратной теоремы Виета. - А так же были неточности в определении квадратного уравнения. - Что касается работы класса, то нужно быть активнее. Вопросы 2 команде. 1. Сколько корней может иметь квадратное уравнение. 2. Сформулируй и докажи теорему Виета. Чему равна сумма корней квадратного уравнения ах + вх + с = 0 3. Приведи пример квадратного уравнения. 4. Напиши формулу корней квадратного уравнения 5. Чем являются числа а, в и с в квадратном уравнении? - Хорошо ученик 2 команды получит 4 очка, так как была допущена шибка в доказательстве теоремы Виета. - Итак, проведя этот конкурс мы с вами еще раз повторили теоретический материал темы "Квадратные уравнения" и увидели все пробелы в знаниях этого материала. 2) Конкурс "Кто быстрее сядет в ракету?" -Сейчас мы проведем следующий конкурс "Кто быстрее сядет в ракету"
Посмотрите на доску
и ступени, ведущие к ракете.
![]() ![]()
-Командам предлагается серия заданий. Решив первое задание вы записываете ответ на первую ступень ракеты. Садитесь и вас сменяет следующий участник вашей команды. -Но вы доберетесь до ракеты лишь в том случае, если все ответы будут верными. -Поэтому вы можете обращаться к помощи команды. Они самостоятельно решают задание, сверяют свой ответ с вашим и подписывают соответствующую табличку. -Приступим к выполнению конкурса.
-Хорошо, в этом конкурсе победила 2 команда, так как ее участники показали блестящее умение выполнения практических упражнений. 3)Конкурс "Составь уравнение" - А теперь следующий конкурс. - На доске записаны по 1 уравнению для каждой команды, у которых коэффициенты пропущены, в место их пустые клеточки. 1 К 2 К х2+х+=0 z2+z+=0 - Сейчас по одному из участников команды, выходят к доске подбирают в уме один из корней квадратного уравнения и соответственно коэффициенты, чтобы после выполнения действия выполнялось равенство. - Затем следующий ученик решает их. - А остальные ученики решают уравнения в тетрадях и правильность ответов подтверждают сигнальными карточками. - Приступаем к выполнению задания. - И так в этом конкурсе каждая команда получит по 1 очку, так как все справились с заданием. - Молодцы! 4.Самостоятельная работа. - Необходимо решить уравнение и выполнить проверку по теореме, обратной теореме Виета. - Эту самостоятельную работу будем проводить по 2 вариантам, за Олей – 1 в, за Сашей – 2 в (аналогично остальные). - За эту самостоятельную работу я выставляю оценки в журнал. - Итак, 1 В 2 В 3x2-4x-4=0 2x2+9x+8=0 IV Подведение итогов. - В соревновании, проведенном на уроке победила 2 команда. Так как они были более активны, хорошо работали. - А первой команде я бы посоветовала еще раз повторить весь теоретический материал темы и быть более активными 6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях.
Ход урока
I. Организационное начало урока а) Приветствие б) Проверка готовности рабочих мест II. Сообщение темы и цели -Сегодня у нас особенный урок -Мы проведем с вами «Звездный час» по теме «Квадратные уравнения», тем самым еще раз проверим свои знания и умения. III. Закрепление материала 1) (Знакомство с правилами игры) -Итак представим, что мы с вами в студии. -Вы игроки, а я ведущая. -У вас у каждого на партах лежат таблички с цифрами от 1 до 5.
-Итак, послушайте условия игры. -Я буду задавать всем вопросы, а соответственно поднимать табличку с тем номером, который соответствует правильному ответу. -А так же у каждого из вас лежат на партах листочки -За каждый правильный ответ, когда я вам скажу вы будете на нем чертить звездочку. -А в конце игры мы их подсчитаем и оценим работу каждого из вас. 2) Проведение игры -Итак, начинаем игру -Сейчас мы будем работать с вами по 1 табличке Таблица №1
-Итак, сверху вы видите номера ответов -А под ними соответствующие ответы -Я задаю вопрос, вы 5 секунд думаете и поднимаете таблички с правильными ответами. 1) Какой вид имеет квадратное уравнение. 2) Назовите формулы корней квадратного уравнения. 3) Назовите неполное квадратное уравнение. 4) Назовите, чему равен дискриминант квадратного уравнения -Хорошо с этим заданием вы справились хорошо, почти все учащиеся поднимали таблички с правильными ответами. -А кто ошибался, он еще раз увидел правильные формулы и надеюсь так же доучит материал. -А теперь мы все переходим во второй тур. -Во втором туре мы выясним знание правил по данной теме. Работать будем со второй табличкой. Таблица №2
-Я буду говорить вам правило, а вы поднимать соответствующую карточку. 1) Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. -Верно, а теперь дополнительный вопрос. Числа а, в и с чем являются в квадратном уравнении. -Верно, следующий вопрос, слушайте и поднимайте таблички. 2)
Если в квадратном уравнении -Верно, приведите пример квадратного уравнения 3)
Уравнение вида -Верно, приведите пример квадратного уравнения Следующий вопрос 4)
Если числа м и n таковы, что их
сумма равна р, а произведение q, то эти
числа являются корнями уравнения вида -Верно, скажите, сколько корней имеет неполное квадратное уравнение каждого вида. -Верно 5) Как называются полные квадратные уравнения у которых все три коэффициента отличны от нуля и в которых первый коэффициент равен 1. -Хорошо и с этим заданием вы справились III тур. Таблица №3
Самостоятельная работа. -Вам в этом туре необходимо выполнить следующие задания. -На доске выписаны квадратные уравнения. 1) х2 – 15х – 16 = 0 2) х2 – 9х + 20 = 0 3) 2х2 + 2х – 112 = 0 4) х2 – 6х + 8 = 0 -Вы самостоятельно решаете это уравнение в тетради, а потом мы проверим. -Итак, я буду называть вам уравнения а вы поднимать карточку соответствующую правильному ответу. -Хорошо давайте проверим. -Подымите карточку соответствующую правильному ответу для уравнения 2х2+2х-112=0 -А теперь составьте три не полных квадратных уравнения и решите их -Давайте посмотрим какие уравнения вы составили IV. Подведение итогов -Итак вот и подходит к концу наша игра. -В ходе игры мы повторили теоретический и практический материал, и теперь мы можем подвести урок игры. -Подсчитайте свои звездочки -Кто набрал от 20 до 25 звезд получают 5 -Кто набрал от 20 до 15 звезд получают 4 -Кто набрал 15 звезд и меньше получают 3
V Организация на перемену 7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих,— обеспечивать достоверную проверку уровня обучения; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.
План урока.
V. Организационный момент (2 мин.) VI. Сообщение темы и цели (3 мин.) VII. Проведение контрольной работы (37 мин.) VIII. Подведение итогов (3 мин.) Ход урока I. Организационное начало урока II. Сообщение темы и цели -Мы сейчас будем писать контрольную работу по теме «Дробные рациональные уравнения». Мы уже достаточно долго занимались по этой теме умеете хорошо решать и думаю, что все справятся с этой контрольной работой. III. Проведение контрольной работы Вариант-I 1) Решите уравнения:
2) Задача. Катер прошел 12 км. против течения реки и 5 км по течению. При этом он затратил столько времени сколько ему потребовалось бы, если бы он шел 18 км. по озеру. Какова собственная скорость катера, если известно что скорость течения реки равна 3 км/ч. Вариант-II 1) Решите уравнения:
2) Задача. Катер прошел 15 км. против течения реки и 6 км по течению. При этом он затратил столько времени сколько ему потребовалось бы, если бы он шел 22 км. по озеру. Какова собственная скорость катера, если известно что скорость течения реки равна 2 км/ч. IV Подведение итогов -Итак, мы написали контрольную работу. На следующий урок я проверю их и скажу оценки. Мы напишем работу над ошибками -До свидания! § 2. Результаты исследовательской работы по применению различных видов самостоятельной работы. 1. Анализ результатов выполнения самостоятельной работы по теме «Дробно рациональные уравнения». Цель: Пронаблюдать, как влияет самостоятельная работа учащихся на усвоение знаний и умений при закреплении изученного материала. Класс 8 «Е» Число учеников выполняющих работу 24 человека. Результаты самостоятельной работы.
Протокол беседы После проведения самостоятельной работы по теме «Дробно рациональные уравнения» я провела беседу с учеником, допустившим ошибки. 1. Что нужно было сделать в первом задании. (Решить уравнение, то есть найти корни уравнения или доказать, что их нет) 2. Посмотри внимательно на свою работу. В чем твоя ошибка? (Неверно перенес выражение из одной части уравнения в другую). 3. Скажи, как нужно правильно перенести выражение из одной части уравнения в другую? (Чтобы перенести выражение из одной части уравнения в другую нужно изменить знак на противоположный и получится уравнение, равносильное данному) 4. Верно, так как же правильно решить это уравнение. Выполнение решения -Хорошо, так ты разобрался, как правильно переносить выражение из одной части уравнения в другую. -И надеюсь, что больше аналогичных ошибок ты не допустишь. Вывод: Целью моей беседы с учащимися 8 «Е» класса было выяснение причины допущенных учеником ошибок. -И я выяснила, что ученик допустил ошибку в рассуждениях, при переносе выражения из одной части уравнения в другую. Причиной этой ошибки является незнание учеником свойства переноса выражения из одной части уравнения в другую. А так же невнимательность. -Но после повторения свойства ученик смог без особого труда выполнить верно данное задание. -Поэтому я бы посоветовала ученику лучше учить свойства и уметь применять на конкретных примерах. А так же быть более внимательным и проводить проверку выполненного решения. Это же я бы посоветовала и многим другим ученикам этого класса выполнивших самостоятельную работу. Я считаю что необходимо чаще давать учащимся самостоятельные работы и проводить анализ допущенных ошибок, так как это помогает усвоению теоретического материала, а так же вырабатывает умения решать практические задания. А учителю это помогает выявить все пробелы в знании учащихся и в дальнейшем учитывать это. 2. Анализ результатов исследования при проведении самостоятельной работы по теме «Решение уравнений» Цель: Пронаблюдать как влияет дифференциация в обучении на усвоение учащимися определенной темы. Показать, что дифференцированный подход активизирует работу учащихся и повышает качество знаний. Класс 5 «Ж» Число учеников выполняющих работу 23 человека. Результаты обучающей самостоятельной работы.
3. Дифференцированная самостоятельная работа по теме «Решение уравнений» Класс 5 «Ж» Число учеников выполняющих работу 23 человека. Уровень А выполняли: 1. Киктенко Стас. 2. Печениговская Аня. 3. Печениговский Андрей. 4. Сидельников Витя. 5. Киктенко Ю. 6. Бородина С. 7. Зинченко Ю. Уровень В выполняли: 1. Изербанова Ш. 2. Звягинцева О. 3. Бородаенко В. 4. Мацуга П. 5. Сиротенко С. 6. Сиротенко Л. 7. Фоменко О. 8. Романенко Ш. 9. Шкарупа Л Уровень С выполняли: 1. Обролов Ш. 2. Подопригора С. 3. Гринько М. 4. Дробина И. 5. Мельникова Я. 6. Тарануха А. 7. Варвашевич А. Результаты дифференцированной самостоятельной работы.
Вывод: Целью моей дифференцированной работы было выяснение того как, как влияет дифференциация в обучении на усвоение учащимися определенной темы. И результаты моей работы показали, что дифференцированный подход активизирует работу учащихся и повышает их качество. Так как каждый ученик сам определяет для себя степень трудности заданий. Такая работа учит детей размышлять, находить новые способы решения упражнений, а не действовать по образцу. Выполнив более сложное задание им хочется решить не аналогичные задания, а идти дальше, добиваться большего. Я считаю, что также самостоятельные работы нужно проводить чаще школах, так как все задания рассчитаны на среднего ученика и сильным учащимся нет возможности идти дальше, а так возможность им будет предоставлена. Заключение. Я выполнила дипломную работу по теме «Самостоятельная работа, как средство обучения решению уравнений в 5 – 9 классах». При выполнении дипломной работы мне понадобились не только те знания, которые имеются у меня, но и необходимая работа с дополнительной литературой, составление конспектов уроков и проведение исследовательской работы. Благодаря выполнению этой работы я поняла, что эффективность процесса обучения зависит от многих факторов. И одним из таких важных факторов является самостоятельная работа учащихся. Ведь проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной. Ее решение важно еще с той точки зрения, что для овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся. И в своей работе я остановилась лишь на некоторых приемах способствующих успешному усвоению учебного материала благодаря самостоятельной работе. Ведь детям важно не только дать твердые знания, но и научить их самостоятельно применять свои знания на практике при изучении в данном случае ними «Уравнения». И в своей работе я осветила, как при помощи самостоятельной работы можно активизировать процесс обучения учащихся решению уравнений. И результаты исследовательской работы проведенной мной, показали. Как самостоятельная работа учащихся влияет на процесс усвоения знаний, а так же на стремление детей самостоятельно получать знания. И благодаря этой дипломной работе я думаю, что в дальнейшем я смогу применять их в своей практике и достичь более высоких результатов в обучении. Подводя итог сказанному можно сделать вывод, что важную роль в эффективности процесса обучения математике играет самостоятельная работа, как средство обучения в данном случае при решении уравнений в 5 – 9 классах. Библиография
Приложение Самостоятельная работа по теме «Дробно рациональные уравнения» 8 класс. Вариант 1 1. Решите уравнение 2. При каком значении х
значение функции 3. Решите уравнение: 4. Решите задачу: Туристы должны были пройти путь в 18 км. за определенное время. Однако они шли со скоростью на 0,5 км/ч. большей чем предполагали и поэтому прошли намеченный путь на пол часа быстрее. С какой скоростью предполагали идти туристы? Вариант 2 1. Решите уравнение 2. При каком значении х
значение функции 3. Решите уравнение: 4. Решите задачу: Бригада намечала засеять 120 га. за определенный срок, однако перевыполняя запланированную ежедневную норму на 10 га. в день, она сумела закончить сев на 2 дня раньше. Сколько гектаров засевала бригада ежедневно Самостоятельная работа по теме «Решение уравнений» Класс 5 Вариант 1 1) Запишите в тетрадях образец записи решения уравнения. Образец Решите уравнение. 169*х=4225 Решение 169*х=4225 х=4225:169 х=25 Ответ: х=25 2) По указанному выше образцу решите уравнения а.) 138*х=14076 б.) б*37=11174 в.) k:34=228 г.) 2041-у=786 д.) у-6295=3215 Вариант 1 1) Запишите в тетрадях образец записи решения уравнения. Образец Решите уравнение. 45852:х=3821 Решение 45852:х=3821 х=45852:3821 х=12 Ответ: х=12 2) По указанному выше образцу решите уравнения а.) б*16=8752 б.) 25*у=1175 в.) k:24=85 г.) 1857-х=976 д.) у-7397=4518 Дифференцированная самостоятельная работа по теме «Решение уравнений» Класс 5 Уровень А на «3» 1) Запишите в тетрадях образец записи решения уравнения. Образец Решите уравнение. (1987+х):27=2160 Решение (1987+х):27=2160 1987+х=2160*27 1987+х=58320 х=58320-1987 х=56333 Ответ: х=56333 2) По указанному выше образцу решите уравнения а.) (х+242)+76=538 б.) (х-379)+125=30000 в.) (127+у)-83=1009 г.) 28х:4=1344 Уровень В на «4» Решите уравнения: а) 37+х+963=1000 б) 30а-16а=1498 в) 8у+10у+у=1200 г) Уровень С на «5» Найдите корни уравнения а) 0*а=0 б) 3*а=а в) х:х=1 г) (815+х)+284=284+815+581 [1] 1 См.: Выгодский М. Я. Алгебра и арифметика в древнем мире» 2-е изд. М. - Л., 1967. [2] Алимов Ш. А. Алгебра: Пробный учебник для 6 – 8 классов средней школы. – М. Просвещение, 1981г. [3] Фаддеев Д. К. Алгебра: 6 – 8 Материалы для ознакомления М. Просвещение, 1983г. [4] Никольский С. М. Потапов М. К. Алгебра: Пособие для самообразования М. Наука, 1984г. |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |