![]() |
|
|
Дипломная работа: Социальная работа в организации по предупреждению производственных конфликтовКонтроль и коррекция свойств социально-психологического климата осуществляются сотрудниками эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность сотрудников, на качество их профессиональной деятельности. Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием “психологическая атмосфера” В отличие от социально-психологического климата, психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются сотрудниками более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат. Принято выделять систему факторов микро- и макросреды, значимо влияющих на состояние социально-психологического климата в организации. Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения специалистов. К этим факторам относятся: ─ Общественно-политическая ситуация в стране – ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству и т.д. ─ Экономическая ситуация в обществе – баланс между уровнями технического и социального развития. ─ Уровень жизни населения – баланс между заработной платой; уровнем цен, потребительская способность населения. ─ Организация жизни населения – система бытового и медицинского обслуживания. ─ Социально-демографические факторы – удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах. ─ Региональные факторы – уровень экономического и технического развития региона. ─ Этнические факторы – наличие или отсутствие межэтнических конфликтов[16, с.59]. Факторами микросреды является материальное и духовное окружение личности в организации. К ним относятся: ─ Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации. ─ Субъективные (социально-психологические факторы): а) формальная структура – характер официальных и организационных связей между сотрудниками, их официальные роли и статусы; б) неформальная структура – наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость [16, с.62]. У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и коллегам по работе, собственная установка на труд и организацию. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех сотрудников организации (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны коллег. Тогда начинает работать эффект социальной ингибиции и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивов и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, эффективность профессиональной деятельности. Социальная работа в организации нацелена на благоприятный психологический климат, так как каждый сотрудник переживает состояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. И выявляет те факторы, которые повышают настроение специалиста, мотивацию, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данной организации, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в организации, с руководством, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении сотрудника, его работоспособности и активности, на его здоровье. Так, в частности, критериями благоприятного социально - психологического климата считаются: 1. четкое знание каждым сотрудником своих функциональных обязанностей и знание основных отличий этих обязанностей от других. В частности, важно, чтобы и руководитель, и подчиненные имели ответы на следующие вопросы, связанные с ощущением своих границ в организации: - за что отвечаю Я; - за что отвечают Другие? - что принадлежит Мне? - что принадлежит Другим? - что делаю Я? - что делают Другие; 2. осознание своих убеждений, основных жизненных и профессиональных ценностей, лояльность по отношению к своей организации; 3. определение своих позиций по отношению к себе и другим сотрудникам в организации; 4. наличие у основной части сотрудников целенаправленности, эмоциональной выносливости, стремления профессионально развиваться, расти; 5. наличие позитивных деловых отношений, как между сотрудниками, так и между подчиненными и руководителями подразделений, организации в целом; 6. преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня и высокий уровень групповой сплоченности; 7. позитивные взаимоотношения между руководителями и подчиненными; 8. равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого сотрудника подразделения; 9. своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций; 10. справедливость и гласность в оценке деятельности персонала, а также при использовании системы стимулирования профессиональной деятельности сотрудников; 11. нежелание специалистов уходить из данного подразделения, взаимоподдержка и взаимопомощь; 12. групповое обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений [21, с.117]. Полезно также оценить наличие показателей негативного психологического климата в организации, которыми могут выступать: ─ тенденция сотрудников негативно реагировать на происходящие в подразделении или организации события и изменения; ─ слабая открытость и нетерпимость к различиям как между сотрудниками, так и при сравнении порученных руководством заданий и последующей оценки результатов; ─ преобладание в отношениях сотрудников критики, обвинений, проекции; ─ склонность к “постановке диагнозов” как отдельным сотрудникам, так и организации и руководству в целом; ─ при выполнении заданий большинство сотрудников склонны работать в «авральном порядке», по принципу «скорых решений», т. е. присутствует «линейное» мышление – потребность знать что-либо наверняка, отсутствие поиска вариантов в достижении целей; ─ частые опоздания и длительное отсутствие сотрудников на своем рабочем месте; ─ неточное выполнение решений и приказов руководства и обсуждение указаний руководителей в кулуарах; ─ длительные перекуры или чаепития во время работы, пустая трата рабочего времени; ─ частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения, распространение слухов друг о друге; ─ высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности [18, с.83]. Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность-неудовлетворенность. Нужно знать: довольны или недовольны отдельные работники своим статусом, заработной платой, содержанием своего труда, отношениями в организации. Необходимо иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого работника – это одна из целей руководства в организации. Но в то же время неудовлетворенность работника может служить важным побудительным стимулом его творческих поисков. Социальная работа в организации сталкивается с субъективной удовлетворенностью – крайне специфическая вещь. Одни и те же условия вполне устраивают одного сотрудника и существенно не устраивают другого. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что работник отдает организации, и того, что он получает взамен. Удовлетворенность-неудовлетворенность специалиста работой может быть вызвана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенными являются: а) характер труда; б) размер заработной платы; в) престиж профессии; г) перспективы повышения квалификации, разряда, должностного статуса и т.д.; д) специфические особенности и условия работы: месторасположение; организация, в которой много друзей; удобный режим работы; уважаемый и даже знаменитый руководитель и т.д.; е) сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок; возможности узнать и научиться новому. Социально-психологический климат создается в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты и приобретают отчетливый характер открытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соперничество, товарищество, сплоченность, круговая порука или сознательная дисциплина. Следовательно, оптимизацию социально-психологического климата следует начинать с регуляции взаимоотношений и ценностных ориентаций, с психологической культуры общения, с саморегуляции поведения сотрудников. Большой эффект в создании положительного климата в организации и снижении конфликтности дают совместные переживания каких-либо значимых жизненных явлений, событий, общения в свободное время. Происходит единение, сплочение, становление коллектива, но на этом пути надо опасаться группового эгоизма, узко групповых интересов, конфронтации с другими группами. Вывод по главе 1 1.Теоретические основы социальной работы в организации по предупреждению производственных конфликтов нашли отражение в методологических концепциях и подходах изучения конфликтов в зарубежной и отечественной психологической науке. Методологической основой по предупреждению производственных конфликтов выступают: комплексный, системный, субъектный, организационный, деятельностный, мотивационный, когнитивный и ситуационный подходы. 2. Производственные конфликты - это открытое или скрытое столкновение индивидуальных и (или) групповых интересов в сфере деловых и профессиональных отношений, складывающихся в совместной производственной деятельности. Можно выделить следующие основные типы производственных конфликтов: 1) ценностные, связанные с отсутствием разделяемого всем коллективом видения будущего предприятия; 2) ориентационные, обусловленные низким уровнем мотивации к высокопроизводительному труду; 3) функционально-ролевые, вызываемые несоответствием организации производственной деятельности новым производственным задачам и возникающим ожиданиям работников; 4) коммуникативные, порождаемые отсутствием должного уровня взаимопонимания между работниками предприятия 3. Проанализировав различные причины возникновения конфликтов в организации и влияние факторов на процесс развития конфликтного поведения, имеет смысл рассматривать конфликтное поведение в рамках оптимизации социально-психологического климата в организации. Существующие производственные условия и психологическая атмосфера в коллективе, при которой возможности возникновения конфликтов сведены к минимуму, формируют межличностные отношения в организации, в том числе и конфликтное поведение. Таким образом, проведение социальной работы в организации по предупреждению производственных конфликтов, следует рассматривать как элемент процесса оптимизации, улучшения социально-психологического климата в организации. Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИН ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ДИСКОНТ-ОПТИКА» 2.1 Методика исследования В основу исследования, было положено определение производственного конфликта и выделенные в теории социальной работы стратегии предупреждения производственных конфликтных ситуаций. Основные цели исследования: ─ выявление т. н. «болевых точек» в коллективе на основе анализа представлений сотрудников компании; ─ разработка рекомендаций по улучшению социально - психологического климата в коллективе. Пути достижения указанных целей: ─ изучение представлений 20 (двадцати) сотрудников компании о причинах эмоциональной напряженности в коллективе; ─ причинно–следственный анализ выявленных представлений; ─ групповое обсуждение с 4 (четырьмя) руководителями компании данной проблематики. Методы получения исходной информации: ─ наблюдение; ─ анонимное анкетирование; ─ беседа; ─ групповое обсуждение. База исследования Эмпирическую базу исследования составили сотрудники торговой организации ООО «Дисконт-Оптика». Выборочная совокупность данного исследования представлена следующими категориями персонала ООО «Дисконт-Оптика» в количестве 20 человек: 1. топ – менеджеры – 4 чел; 2. руководители магазинов -3 чел; 3. администраторы салонов – 3 чел; 4. линейный персонал – 10 чел. Исходя из предложенной нами теоретической модели разрешения конфликтных ситуаций, была подобрана следующая методика. 1.Методика оценки удовлетворенности персонала Оценка удовлетворенности работников дает важную информацию о том, чем довольны или недовольны сотрудники, и по каким направлениям следует совершенствовать систему стимулирования персонала и, как следствие, - снижение конфликтогенности коллектива. Изучение социальных причин конфликтности персонала торговой организации ООО «Дисконт-Оптика» подразумевает проведение исследований по двум направлениям. Первое связано с оценкой восприятия сотрудниками степени поощрения компанией их материального положения. Второе позволяет оценить степень понимания сотрудниками стратегических целей и приоритетов организации. Многообразный опыт, на основе которого формируется восприятие сотрудниками того, насколько благоприятен социально-психологический климат, включает в себя: ─ Способ структурирования деятельности. Как построена работа: многообразны ли используемые в работе методы, или она скучна и монотонна? Определены ли четко цели и принципы деятельности? ─ Характер формальных и неформальных межличностных отношений. ─ Процедуры, согласно которым распределяются вознаграждения, включая материальные поощрения. Таким образом, для анализа социальных причин конфликтности в коллективе необходимо изучить четыре блока вопросов: 1. материальное вознаграждение; 2. социальная защищенность; 3. производственная сфера деятельности; 4. моральный климат в коллективе. Алгоритм получения информации о мнениях 20 (двадцати) сотрудников, был построен по следующей схеме. Все они были анонимно проанкетированы по специально разработанной анкете (Приложение 1). 8 (восьми) из них было предложено участвовать в индивидуальных беседах. При этом акцент в беседах с ними был сделан на изучении мнений и представлений респондентов о возможных проблемах в социально – психологическом климате. Важно отметить, что всеми ими существующие проблемы в коллективе были сгруппированы по четырем блокам: 1. проблемы в адекватности оценки материального вознаграждения своего труда; 2. вопросы, связанные с социальной защищенностью работников; 3. рабочие проблемы, влияющие на эффективность взаимоотношений между руководителями и подчиненными; 4. состояние морального климата в коллективе. Фактически указанные блоки вопросов отражают сущностную характеристику корпоративного климата и соответствуют тем группам вопросов, на основании которых была составлена анкета. 2.2 Обработка и интерпретация полученных данных В процессе индивидуальных бесед с респондентами о состоянии корпоративного климата в коллективе и направлениях, требующих совершенствования, всеми опрашиваемыми были выделены четыре блока вопросов: 1.Проблемы в адекватности оценки материального вознаграждения труда. 2. Вопросы, связанные с социальной защищенностью персонала. 3.Организационные вопросы, влияющие на эффективность взаимоотношений между руководителями и подчиненными. 4. Состояние морального климата в коллективе. Фактически, высказанные респондентами мнения по указанным блокам вопросов достаточно полно отражают сущностную характеристику корпоративного климата, сложившегося в компании на данный момент времени. Общая оценка социально – психологического климата может быть охарактеризована как удовлетворительная. Основаниями для подобного вывода, а, по сути – обобщенными характеристиками корпоративного климата, являются следующие результаты анализа мнений персонала о плюсах и минусах, присущих составляющим корпоративного климата в компании. Материальная составляющая.
Социальная составляющая
Производственная составляющая.
Моральный климат.
Материальная составляющая Принципиальных различий в суждениях респондентов – женщин и респондентов – мужчин не выявлено. Общая картина удовлетворенности персоналом уровнем своей заработной платы выглядит следующим образом: ─ Удовлетворены частично - 80% ─ Удовлетворены полностью - 5% ─ Неудовлетворенны - 15% Результаты анализа мнений респондентов об основных причинах, вызывающих у них ту или иную степень неудовлетворенности уровнем своей заработной платы, позволяют утверждать, что таковыми являются: 1. Доминирующее мнение о том, что уровень получаемой зарплаты ниже, чем тот, который бы адекватно отражал объем выполняемой персоналом работы. 2. Отсутствие у большинства работников четкого и ясного понимания того, каким именно образом определяется руководством компании уровень их заработной платы. Эти выводы наглядно можно подтвердить и полученными статистическими данными: Адекватность зарплаты объему выполняемой работы: ─ адекватна - 10% ─ зарплату необходимо увеличить - 90% Подходы к определению суммы зарплаты. ─ основания мне неизвестны -75% ─ исходя из требований рынка - 5% ─ индивидуальный подход -20% Важно отметить, что определенное влияние на формирование у персонала подобных взглядов оказывает следующее обстоятельство – большинство респондентов искренне считают, что руководство компанией явно недооценивает важность использования в повседневной деятельности различных форм поощрения работников. Так, только 30% опрошенных заявили, что руководители компании часто применяют только одну форму поощрения – моральную. По мнению большинства респондентов, руководство компании никогда не применяет такие формы материального поощрения как: ─ премии по подразделениям; ─ индивидуальное премирование; ─ индивидуальное увеличение заработной платы. К редко используемым формам поощрения большинство респондентов относят такие как: ─ общее повышение заработной платы; ─ моральные поощрения; ─ организация и проведение коллективных мероприятий за счет компании. При этом мнения мужчин и женщин распределяются в следующем процентном соотношении (Таблица 2.1): Таблица 2.1. Мнения об использовании форм материального поощрения
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |