на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики


При продумывании композиции книги необходимо не забывать правило золотого сечения, но применять его условно, в зависимости от конкретных задач и возможностей.

Существует много пропорций страницы, т.е. линейных отношений ширины к высоте. При подготовке макета к верстке в основном используются следующие:

1. Геометрически определимые иррациональные пропорции 1:1,41 (отношение стороны квадрата к его диагонали); 1:1,538; 1:1,618 (золотое сечение); 1:1,732

2. Простые рациональные пропорции 1:2, 2:3, 3:4, 5:8 (приближено к золотому сечению), 5:9. Остальные пропорции являются случайными.

Хотя и необъяснимо, но доказано, что человеческий глаз воспринимает плоскости, имеющие геометрически ясные пропорции более приятными или красивыми, чем плоскости, наделенные случайными пропорциями.

Все элементы в книге должны гармонично сочетаться между собой: грамотно подобранный шрифт подходить под формат издания, полоса набора уравновешена размером полей, графические элементы не должны смотреться вычурно и выбиваться из общей стилистики книги. Допуская небрежность хотя бы в одном из элементов книги – в тексте, в цветах, в подборе шрифта, в противоречивом негармоничном оформлении, в выборе низкокачественной бумаги – дизайнер-верстальщик может безвозвратно испортить общее эстетическое впечатление о книге.

Основные элементы макета:

Текстовые элементы по своей значимости имеют разные уровни иерархии, поэтому после определения параметров основного текста необходимо выбрать стили для заголовков. Эффектным является сдвиг заголовка влево относительно вертикали выравнивания текста. Это позволяет быстро просмотреть заголовки по вертикали.

Расстояние между текстом и последующим заголовком, как правило, больше, чем расстояние от этого заголовка до относящегося к нему текста. Все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковым по размеру пустым пространством (например, заголовки и относящиеся к ним тексты, иллюстрации и подписи к ним).

Используемая в заголовках гарнитура или кегль должны контрастировать с основным текстом. Подзаголовки должны быть менее контрастными, чем заголовки, но более контрастными, чем основной текст. Основные заголовки (заголовки первого уровня) имеют кегль обычно на 2 пункта выше, а заголовки второго уровня — на 1 пункт выше или тот же кегль, что и у основного текста. Для заголовков любого уровня часто применяют капители. Капителью называют начертание шрифта, когда строчные знаки выглядят как уменьшенные прописные; капитель нельзя путать с прописными уменьшенного кегля, т.к. такое начертание отличается контрастностью и удобочитаемостью по сравнению с истинными прописными.

Колонтитулом называются заголовочные данные, помещаемые над или под текстом каждой страницы. С помощью колонтитулов можно усилить единство всей публикации. Место расположения постоянных колонтитулов принимается в соответствии с типом выключки заголовков в тексте. Колонтитулы должны легко отличаться от основного текста.

Колонцифры (номера страниц) обычно помещаются на одну строку с колонтитулом вверху страницы с выключкой влево или вправо, или в строку нижнего колонтитула с интервалом в одну строку от последней строки текста на странице. В качестве колонцифры чаще всего используют арабские цифры. Иногда колонцифры служат элементом дизайна страницы.

Иллюстрацию следует верстать близко к тексту, к которому она относится, после ссылки на нее. Иллюстрация, равная по ширине наборной полосе, может быть установлена вверху, внизу или на оптической середине полосы вразрез. При заверстке вразрез двух иллюстраций одна под другой между ними должно быть не менее трех строк текста, не считая подписи, и обе иллюстрации должны располагаться на оптической середине полосы. Правило приводности при заверстке иллюстраций вразрез также строго выполняется, т.е. размер иллюстрации с подписью и отбивками от текста сверху и снизу должен быть кратен интерлиньяжу основного набора. Иллюстрация отбивается от текста в пределах цицеро.

При создании макета книги Шведских народных сказок была использована программа электронной вёрстки Adobe InDesign. В настройках документа был выбран размер листа формата А4, значения полей выставлены на 2,5 сантиметра по верхней и боковым сторонам и 4,5 сантиметра по нижней стороне. К верхней, нижней и внешней сторонам был применен учет выпуска на обрез 2 миллиметра. На обложку книги был учтен выпуск на обрез 5 миллиметров.

После заполнения поля параметров документа, на страницы переносятся иллюстрации, сохраненные в формате *.tiff. Далее производится перемещение слоя с изображением на задний план, помещаются буквицы и текстовый фрейм через меню Файл – Поместить.

В книге Шведских народных сказок для заголовков был использован несистемный шрифт. Чтобы избежать проблем во время печати, он был переведен в кривые и заблокирован по позиции.

После завершения вёрстки макета книги, он был сохранен в формате *.psd под печать.

3.4 Подготовка к печати, печать и после печатная доработка

Допечатная подготовка — это комплекс мероприятий, позволяющий воспроизвести физиологически (или, по крайней мере, психологически) точную копию оригинала при помощи того или иного печатного процесса, а также позволяющий учитывать большую часть ошибок, которые могут возникнуть при печати, и, соответственно, их исправить (или не допустить), и который заканчивается изготовлением печатных форм.

К допечатной подготовке относятся:

1. Цветокоррекция и цветоделение цифровых оригиналов.

2. Учет потенциальных проблем при печати (процедура треппинга, обеспечение воспроизведения насыщенных цветов, профилактика растровых разрывов, спуск полос и т.д.).

3. Верстка изображения.

4. Запись PS-файла.

5. Растрирование.

6. Вывод пленок и печатных форм.

По большому счету процесс допечатной подготовки является самой ответственной и самой незаметной стадией получения готового оттиска, так как если подготовка изображений проходит удачно, то на оттиске трудно заметить ее недочеты, особенно непрофессионалам. Видно только то, что он хорошо напечатан.

Печать – это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал. Способ печати — полиграфический процесс воспроизведения и тиражирования издания, который отличается принципом создания печатающих и пробельных элементов на печатной форме и методом передачи краски с печатной формы на запечатываемый материал. Различают четыре основных способа печати: высокую (типографскую), глубокую, плоскую и трафаретную печать. Самым распространенным видом плоской печати является офсетная печать. В более обширной классификации можно выделить офсетную печать, трафаретную печать, флексографскую печать, цифровую печать, типоофсет, фототипию, литографию, струйную печать, электрографию, глубокую офсетную печать, комбинированную печать и др.

В сфере полиграфии печать обычно делят на основные два типа: офсетная печать и цифровая печать. У каждого вида печати есть свои достоинства и недостатки.

Полиграфическая продукция, как известно, является самым массовым средством обмена информацией на сегодняшний день. До недавнего времени единственным способом производства такого рода продукции была офсетная печать.

Однако у классического офсета помимо ряда достоинств, таких как высокое качество печати, существует и ряд недостатков. Большой недостаток офсетного способа это сложность технологического процесса и, как следствие, низкая рентабельность при печати малых тиражей, 500 экземпляров – минимум. Это обосновывается тем, что для того, чтобы типография начала печатать тираж, ей помимо проведения допечатной подготовки необходимо еще настроить печатную машину. При этом, естественно, определенное количество продукции уходит в брак, т. е. печать меньшего тиража попросту нерентабельна.

В данном дипломном проекте использовалась цифровая печать — направление в оперативной полиграфии, которое позволяет быстро реализовать идеи в области печати. Основная особенность цифровой печати заключается в управлении печатью с помощью компьютера. Процессор печатной машины при наложении изображения на поверхность с легкостью проецирует цифровые данные на нужный участок. Имеется возможность просмотреть тестовый отпечаток и при необходимости произвести коррекцию цветов. К достоинствам цифровой печати можно отнести готовность тиража от 1 часа, малые тиражи и мгновенная обновляемость позволят материалам всегда оставаться актуальными, есть возможность посмотреть тестовый отпечаток и сразу скорректировать цвета при необходимости

Послепечатная подготовка — заключительный этап выпуска проектируемого издания, определяющий конечный вид любой печатной продукции.

Послепечатная обработка включает в себя четыре основных технологических процесса: резка тиража, фальцевание, сборка и обшивка.

Также существует большое количество второстепенных послепечатных отделочных операций, таких как лакировка, перфорация, сверление отверстий и т.д. Некоторые поверхности могут проходить такие отделочные операции, как склеивание, приклеивание на различные подложки, ламинирование и комплектацию. Существует также ряд послепечатных технологических операций, применяемых только при растровой печати, он включает штамповое высекание, вакуумное формование и тиснение.


Глава IV. Методика обучения книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики

4.1 Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

Ребенок входит в жизнь распахнутый к принятию красоты. Мамин голос, руки, глаза, слова прекрасны для всех и навсегда. Это точка отсчета. Начало всех начал. Отсюда ведут пути к светлой радости открытия красоты; к способности видеть, ценить и творить прекрасное.

Казалось бы, в эстетической области воспитания компьютерная графика как сфера художественного творчества может играть в лучшем случае только трехстепенную роль. Действительно, если понимать компьютерную графику так, как это зачастую делается в специальной педагогической литературе, то иного вывода быть не может: "Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем полученные изображения выводят на принтере".

Такая трактовка является в корне неверной. Она идет от некорректного понимания явления, которое по необходимости приводит к безнадежно искаженному представлению о его значении и роли в системе воспитания и ошибочным действиям педагога. Не углубляясь в терминологический анализ понятия "компьютерная графика", припомним каждодневные встречи современного ребенка с ее произведениями. Книжки с красочными иллюстрациями, мультфильмы, различные игрушки – далеко не полный перечень объектов, охватываемых рассматриваемой нами областью.

Становится очевидным факт, что в наши дни компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка.

Это остается справедливым даже тогда, когда сам ребенок не имеет непосредственых контактов с инструментарием и технологиями создания и обработки изображений на компьютере. Ему все равно неизбежно приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение может проходить либо под грамотным руководством воспитателей (родителей, учителей), либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не согласованных между собой элементов социального окружения.

В том же случае, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной), организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.

Общеизвестно, что общение детей с произведениями искусства развивает их эстетические чувства, потребности и способности. Однако для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные возможности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений.

Современные компьютерные системы дают ребенку реальную возможность реализовать себя не только в качестве зрителя, но и непосредственно войти в творческую лабораторию создателя компьютерной графики. Важность этого заключается в том, что "невозможно до конца войти в художественное произведение, будучи совершенно чуждым технике его языка. И поэтому известное минимальное техническое ознакомление со строем всякого искусства непременно должно входить в систему общего образования" (7, с. 291).

Специализированные программные пакеты позволяют ребенку создавать на экране компьютера полноценные изображения, практически гарантируя успешность результата. Очевидно, что на начальных этапах это будут достаточно простые изображения с элементарным сюжетом, но педагогический эффект от их создания, тем не менее, очень значителен и разносторонен. Возможности графических редакторов позволяют за счет автоматизации многих процессов и подготовительных этапов, выйти за круг самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм, самореализоваться в искусстве. Наконец, становится возможным в художественном образовании согласовать обучение технике творчества и самореализации.

Уже давно была замечена удивительная особенность эстетической деятельности, которая заключается в том, что в художественном творчестве не столько повторяется, сколько преодолевается внутренний и внешний космос человека. Данная интерпретация искусства, не претендуя на всеобщность и монопольное обладание истиной, доказала свою правомерность и эффективность в области педагогической психотерапии искусством. Впервые термин "арт-терапия" был употреблен психиатром А. Хиллом в 1938 году при занятиях изобразительным искусством с людьми, находящимися в туберкулезном санатории.

Цвет, характер линии, выбор сюжета, детали, размер и расположение объектов свидетельствуют об сознаваемых или спонтанных чувствах ребенка. Средствами искусства ребенок может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и других людях. Строя отношения с педагогами, владеющими языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь. Для воспитателя важно создавать определенную атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам. Главное, что нужно при использовании компьютерной графики, это создать пространство безопасности и доверия. Инструментарий ее абсолютно подходит для решения этой задачи. Особенно ценным является принципиальная возможность исправления любых некорректных действий при создании изображения. Технологически это реализовано с помощью команды "Отмена". В контексте дидактического процесса это обеспечивает безусловную успешность любой работы. Широчайшее поле выбора шаблонов, примитивов, сюжетных заготовок, интуитивная понятность интерфейса, простота, изящество и богатство инструментария работы с формами, контурами, цветом позволяют снять напряжение, присущее любой другой технике рисования аппликации, раскрашивания и т.п., открывают возможность чистого творчества.

В компьютерной графике особенно отчетливо осознается, что рисование это процесс, идущий изнутри, поэтому ребенка не следует учить, как надо рисовать, ему необходимо помочь осознать, что он рисует.

"Компьютер наиболее опасен для сознания ребенка тем, что способен создать достоверную и увлекательную "иллюзорную реальность". (Г.Костоев)

Все новое и непривычное вызывает закономерную настороженность и опасения. Не является исключением и компьютерная графика, особенно в своих педагогических приложениях. Такие опасения можно только приветствовать в качестве первого шага к построению действительно эффективной системы ее использования в области эстетического воспитания. Нельзя только ограничиваться этим первым шагом и надо стараться отделить действительные угрозы от иллюзорных.

Очень часто компьютерную графику, как и вообще все экранные искусства, обвиняют в том, что они настолько увлекают ребенка, что он теряет органическую связь с действительным миром, уходя в фантастическую реальность оторванной от жизни сказки.

Практический выход из такого положения может быть только один: обязательное взаимное сотворчество с ребенком за компьютером и непременное продолжение его в совместных играх, прогулках, конструировании, чтении, лепке, вышивании и т.п. Компьютерная графика служит для украшения реального мира, и ее педагогическое использование должно осуществляться в этом же направлении не только в постановке перспективных целей, но и для каждого отдельного случая. Это в полной мере отвечает и особенности детского возраста, которая «состоит в том, что непосредственная сила конкретного переживания для ребенка гораздо значительнее, чем сила воображаемой эмоции» (7, с. 277).

В связи с данной проблемой эстетического воспитания хотелось бы обратить внимание только на то, что "мы никогда не можем быть заранее уверенными, каково будет моральное воздействие того или иного произведения на ребенка" (7, с. 272). Л.С. Выготский приводит примеры, когда симпатии детей при оценке басен Крылова однозначно оказывались на стороне Лисицы ("Ворона и Лисица"), Стрекозы ("Стрекоза и Муравей"), Волка ("Волк на псарне"), а чтение детям "Хижины дяди Тома" вызывало у них искренние сожаления о том, что времена рабства миновали (7, с. 272-273). В то же время замечено, что дети, увлекающиеся компьютерными игами с военной тематикой, очень не любят смотреть репортажи с театра военных действий и мест катастроф ("потому, что происходит на самом деле").

Процессы морального воздействия искусства (как компьютерного, так и традиционного) сложны и неоднозначны, и недопустимо в их анализе примитивизировать психику ребенка. "Прежде всего, необходимо отказаться от взгляда, будто переживания эстетические имеют какое-то непосредственное отношение к моральным и что всякое художественное произведение заключает в себе как бы толчок к моральному поведению" (7, с. 272). Если этого не сделать, то наступает банальная эстетическая слепота, когда вместо художественного образа видится только голая моральная схема. А умение видеть едва ли не самое ключевое в эстетическом воспитании.

Также существует мнение о изначально разрушительном характере компьютерной графики в контексте развития творческих способностей человека. «Если недопустимо примитивизировать психику ребенка, то так же неприемлема мифологизация компьютера, который, в конечном счете, не уступает таким художественным инструментам, как кисть или карандаш».

Новые информационные технологии не заменяют и не подменяют творческий процесс создания произведения искусства, но не являются безразличными к нему, открывая новые возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности построения художественного образа. По-прежнему в основе восприятия и создания произведений искусства лежит потребность человека выявить свои глубинные личностные смыслы в чувственной форме, характер и степень развитости эстетического чувства и художественный вкус.

Таким образом, важнейшая задача системы эстетического воспитания видится в том, чтобы сформировать эстетическую культуру личности, адекватную реалиям и вызовам современного информационного общества. Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Мы все сталкиваемся с его произведениями практически в любой сфере деятельности. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Задача воспитания – оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического развития творческой личности.

4.2 Цели, задачи и содержание занятий факультативного курса обучения компьютерной графике

Факультативный курс подразумевает углубленный уровень изучения одного из направлений изобразительного искусства – компьютерной графики. При подготовке учащихся информационного профиля приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей школьного курса изобразительного искусства с информатики, логикой и эстетикой. С появлением доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, Web-камер люди получили в свои руки большое количество цифровых изображений. Это породило потребность в их обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажей, коллажей, а также самостоятельных цифровых изображений. Изучение графических векторных и растровых редакторов позволяет подготовить учащихся для возможной работы в более сложных графических системах. Учащиеся знакомятся с наиболее часто используемыми графическими редакторами Corel Draw и Adobe Photoshop. Данный факультатив способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к художественной деятельности, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием полученных знаний.

Цель: Дать учащимся углубленные знания в области компьютерной графики, показать возможности и принципы работы графических редакторов, сформировать информационную культуру школьников, развить творческий и познавательный потенциал учеников.

Задачи:

1.  Дать представление о создании векторных изображений в Corel Draw.

2.  Дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображений в Adobe Photoshop.

3. Научить создавать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении.

4. Ознакомить с основными операциями в Adobe Photoshop.

5. Способствовать развитию творческого и алгоритмического типов мышления.

6. Способствовать развитию познавательного интереса к художественной деятельности и к информационным технологиям.

7. Профориентация учащихся.

8. Научить использовать средства графических программ для практической деятельности в области дизайна на примере разработки книжной иллюстрации.

Данный курс, рассчитанный на учащихся 9 – 11-х классов, содержит теоретическую и практическую части. В данной программе в простой и ясной форме изложены наиболее доступные возможности программ Corel Draw и Adobe Photoshop. Курс содержит уроки по изучению этих графических редакторов, а также большое количество примеров и иллюстраций. Модульная структура курса позволяет изучать широкие возможности этих графических пакетов в зависимости от возрастных отличий школьников, их индивидуальных способностей и количества учебных часов.

Факультативный курс рассчитан на 68 часов. Курсу отводится 2 часа в неделю для изучения в двух полугодиях.

Календарно-тематическое планирование факультативного курса по изучению компьютерной графики

Тема Содержание учебного материала Количество часов
1. Методы представления графических изображений Растровые и векторные изображения. Достоинства и недостатки. Используемые графические редакторы. 2
2. Системы цветов в компьютерной графике Назначение и описание цветовых моделей. Цветовые модели RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических редакторах. Цветовая модель HSB. 2
3. Форматы графических файлов Векторные и растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Преобразование файлов из одного формата в другой. 3
4. Введение в программу Corel Draw. Рабочее окно Corel Draw Меню, рабочая область. Панель инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния. 1
5. Основы работы с объектами Рисование линий и геометрических форм. Выделение объектов. Операции над объектами. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. 3
6. Закраска рисунков. Вспомогательные режимы работы Заливка объектов и ее виды. Палитра цветов. Встроенные палитры. Формирование собственной палитры цветов. Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга. Режимы вывода объектов на экран. 3
7. Создание кривых Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых – узлы, отрезки, дуги. Редактирование формы кривой. Рекомендации по работе с кривыми. 3
8. Методы упорядочивания и объединения объектов Упорядочивание объектов. Блокировка объектов. Выравнивание объектов. Методы объединения объектов. Методы формирования объектов. 2
9. Эффект объема Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений. 3
10. Эффект перетекания Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов. 2
11. Работа с текстом Простой и фигурный текст. Оформление текста. Размещение текста вдоль контура. Создание рельефного текста. Трансформация отдельных букв текста. 2
12. Сохранение и загрузка изображений в CorelDraw Особенности работы с изображениями, созданными в разных версиях программы. Импорт и экспорт объектов. 1
13. Обзорная препроектная лекция 1
14. Подготовка и защита проекта Разработка проекта «Рекламный бюллетень» на основе полученных знаний. Защита проекта. 6
15. Графический редактор Paint Назначение, возможности, инструменты программы. 2
16. Adobe Photoshop. Интерфейс программы Особенности и назначение программы. Панель инструментов, меню, палитра, окна программы. Настройки редактора. 4
17. Рисование в Adobe Photoshop Инструменты свободного рисования. 2
18. Работа со слоями Палитра слоев. Создание и группировка слоев. Настройки смешивания слоев и эффекты слоя. Возможные операции со слоями. 6
19. Работа с текстом Создание текста. Возможные операции с текстом. Растрирование текста. 4
20. Использование фильтров Возможности, области применения и настройки фильтров редактора. 4
21. Ретушь изображений Инструменты ретуши изображений. Работа со слоями и масками в процессе ретуши. 3
22. Коррекция готовых изображений Инструменты цвето- и светокоррекции изображений. Инструменты трансфор-мации. 2
23. Обзорная предпроектная лекция 1
24. Подготовка и защита проекта Разработка проекта «Иллюстрация к книге» на основе полученных знаний. Защита проекта. 6

4.3 Методы, приемы, средства обучения компьютерной графике

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.