на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основы культурологии


4.  Основным строительным материалом был кирпич, высушенный на солнце. Естественно, он был очень недолговечным. Поэтому большинство вавилонских построек не сохранилось.

5.  Среди всех культур, населявших Месопотамию, были распространены изображения зверей, чаще всего льва и быка. В ассирийский период быки стали крылатыми, каждый из них имел по пять копыт.

6.  Для художественных изображений эпохи Ассирии была характерна очень большая жестокость; распространены сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи в присутствии царя.

7.  Висячие сады Семирамид – озелененные террасы вавилонской башни – известны как одно из семи чудес света.

Характерные черты политической культуры Месопотамии:

1.  Правитель мог как избираться, так и получать свою власть по наследству, однако второе было распространено больше

2.  Очень большое значение придавалось атрибутике, т.е. тем предметам, которые окружали правителя, а также его личностным качествам. Правитель должен был обладать тронным именем, титулом, местом правления (трон), носить строго определенную одежду, украшения и атрибуты царской власти (скипетр), причем эти предметы у некоторых культур сами считались богами, иметь отменное здоровье, физическую силу, уметь читать, желательно знать иностранные языки, владеть арифметикой (сложение и вычитание, ведение учетных табличек), танцевать и играть на музыкальных инструментах.

3.  Правители Месопотамии считали свое происхождение божественным; всем вышеперечисленным знаниям и умениям и должны были учить сами боги

4.  Можно говорить о том, что здесь зародилась абсолютистская система государственного управления.

5.  Существовала очень четко прописанная процедура передачи власти.

Характерные черты правовой культуры Месопотамии:

Древневавилонское царство достигло наивысшего расцвета при царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) – опытном полководце, политике и законодателе. При Хаммурапи и его преемниках Вавилон вступил в отношения с Египтом. Законы Хаммурапи – первый из известных во всемирной истории сборник законов. В них выражена попытка учета злой воли при определении наказаний за преступления. В Вавилонии были развиты ростовщичество и долговое рабство. Хаммурапи законодательно пытался сдерживать ростовщичество, но его законы выполнялись далеко не всегда.

6.  Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая

Китайская культура – одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога – на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города.

В XII в. до н.э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.

Истоки традиционности и консерватизма культуры Древнего Китая

1.  Практически все религии и философские течения в Китае проповедуют принцип пассивности в жизни, начиная от даосизма, который вообще во главу угла ставит принцип недеяния и кончая буддизмом, рассматривающем жизнь как непрерывное страдание. Особую роль в формировании китайского консерватизма сыграло конфуцианство (по имени его основателя – проповедника Кун-цзы).

2.  Конфуцианство зародилось в период «воюющих царств» – достаточно неспокойное время, когда большинство жителей поднебесной устали от нестабильности. Конфуций (европейская транскрипция имени) обосновал свою систему. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе; он утверждал, что общественная структура, как и структура всего мира вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: сын – чтить своего отца, подчиненный – начальника. Все полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба». Император – отец народа, а народ – его дети. В основе идей Конфуция лежал культ повиновения старшим по возрасту и должности. С течением времени Конфуцианство превращается в государственную религию. К началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико-идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного подчинения народа. Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни или превращения в государственных рабов как самого \нарушителя, так и членов его семьи.

3.  На основе конфуцианства были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Малейшая самодеятельность наказывалась

4.  Строгая регламентация общественной жизни, в том числе того кому, когда и какую одежду носить, доходящая до абсурда.

5.  Человек не представлял самостоятельной ценности как личность; древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и колллективным»

6.  Как результат всего вышеперечисленного, у китайцев развилась склонность к догматизму и конформизму, уверенность в правильности государственных истин.

Наука и искусство Древнего Китая

Наука

Китайцы первыми ввели понятие отрицательных чисел, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Астрономами был составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил, а также первые карты звездного неба.

Китайские врачи изобрели наркотики и активно применяли их в лечебной практике. Они также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания.

Технические изобретения: водяная мельница, водоподъемный насос, первый в мире сейсмограф

Письменность

Развитая система иероглифического письма (более 2000 иероглифов). К 3 веку нашей эры их число достигло 18000. Для систематизации лексического материала стали использоваться словари.

Изготовление бумаги – одно из величайших изобретений китайцев

Литература

Особенно развита поэзия, наиболее известные памятники – «Книга песен», «Книга перемен».

Существовали исторические труды.

Живопись тушью на бумаге, шелке высокоразвита

Прикладные искусства

Изготовление бронзовых зеркал, резьба по нефриту и кости. Самый высокий уровень техники обработки нефрита

Художественная керамика; позднее – изобретение фарфора, лаковые изделия

Архитектура

Типичное здание – пагода, т.е. здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз.

Множество императорских дворцов (более 700), один из них гигантский.

Во время объединения в единое государство строилась основная часть Великой китайской стены.

Музыка и театр

В Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов, обслуживающих церемонии.

Развитое театральное искусство, цирковые представления, акробатика, выступления мимов, театр кукол и теней.

7.  Конфуцианство и его роль в определении и формировании основных параметров политической и социальной культуры народов Дальнего Китая

Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное ее основателем Кун-цзы или Конфуцием (551–479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.

Учение:

1.  Как возможно совершенное государство?

2.  Как возможно совершенное общество?

3.  Как воспитать совершенного человека?

Для К. важны 5 «постоянств»:

·  Ритуал (ценен в управлении страной, обеспечивал сохранение моральных устоев об-ва)

Как возможно совершенное общество?

Об-во основано на семье, «настоящая семья основана на почитании мужа женой, отца сыном, старшего брата младшим».

Как воспитать совершенного человека?

Совершенный человек (цзюнь цзы, или благородный муж) стремится к истине, а сяо джень (подлый человек) – к выгоде.

Б.м. следует традициям и ритуалу (Ли), одинаково почтителен со всеми. Главный принцип – гуманность (Жэнь).

Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Мэн-цзы (372–289 до н.э.) развил тезис о сущности добродеятельного правления.

Рубеж новой эры: к ритуалу прибавляется закон, причем верхами управлять надо с пом. ритуала, а низами – с пом. закона и наказания.

II в. до н.э.: характер государственной идеологии.

Средние Века: синтез элементов к. и буддизма.

Влияние:

·  Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания.

·  Синкретические верования народа рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия.

·  Гос-во-верховный религиозный институт

·  Обожествление императора

·  Сын Неба – высший жрец и совершенство

·  Воля императора – закон

·  Торжественные обряды поклонения Небу

·  Трепет и суеверие перед символом императорской власти – драконом.

·  Раболепие и покорность подданных

·  Растет разрыв между подданными и чиновным сословием

·  Обожествление Конфуция

После 1949 г. к. было почти полностью отброшено.

Сейчас традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев.

8.  Древнеиндийская политическая культура и развитие науки управления государством

Государственность в Индии сформировалась достаточно поздно, около I тыс. н.э., т.к. процессу ее складывания мешало сословное деление на варны.

Памятником законодательства и религии Индии является законы Ману. Это сборник правовых норм, составленный предположительно около V века до н.э. (но записанный гораздо позже), сделался кодексом социального строя Индии на все последующие столетия. В нем кастовая структура индийского общества закреплялась и освящалась религией.

Кастовая система в древнеиндийском обществе утверждалась достаточно долго. Само понятие касты подразумевает деление людей на сословия – Варны. Высшая считалась варна жрецов – бахманов, затем шли кшатрии (воины, из которых выходили князья и цари), затем вайшьи (свободные общинники-земледельцы, скотоводы и торговцы) и, at last, шудры (слуги). Первые три касты – благородные, последние воплощали в себе все низменное, им запрещалось в ритуалах, занимать ответственные должности и владеть землей. Принадлежность человека к касте определялась его рождением и была вечной.

Индия всегда боялась анархии в своем государстве, за счет этого царь наделялся достаточно обширными полномочиями. Они считали, что лучше иметь хоть какого-нибудь царя, чем никакого. Подданные сами избирали себе царя.

Процедура вхождения на престол занимала целый год.

Царь в Древней Индии считался:

·  Самодержцем,

·  Божественным,

·  Верховным законодателем,

·  Защитником своих подданных.

Однако царь был обязан прислушиваться и к советам своих министров. Особенность функций министров было то, что помимо советов они должны были вступать с царем в споры, в противном случае министр мог быть даже отстранен от своей должности.

Наследование престола так же имело место. Этот процесс происходил так же как и в Египте, наследник мог вступить на престол еще при жизни отца, но отец в данном случае или убивался, или по традиции становился отшельником. Еще одной особенностью во властных отношениях в Индии было и то, что править могла женщина. В роли правительницы могла выступать как главная жена царя, так и его законная дочь.

Само государство делилось на провинции, которыми управляли члены царской семьи. Основной налог, который существовал в Индии, был налог на землю. Еще одним изобретением в Древнеиндийском государстве стало нечто подобное страховки.

Взяточничество чиновников и просто воровство жестоко наказывались (применялись пытки, смертная казнь).

При царе существовал Тайный совет, который состоял от 7 до 37 человек. Это был главный орган управления. Главный советник назывался мантрин.

В Индии была сделана первая попытка создать супер секретную службу. Страна была опутана шпионской сетью. Агентов специально обучали, они были очень образованны, имели публичную профессию. Весь шпионский состав набирался из сирот. Слежка велась за 40 знатными фамилиями.

В Индии была создана книга о политической культуре и основах государственного управления. Артхашастра является одним из важнейших литературных памятников, сохранившим ценные сведения об общественно-экономическом устройстве Древней Индии и системе ее государственного управления. Вероятнее всего Артхашастра возникла не сразу, а оформлялась на протяжении длительного периода времени.

9.  Буддизм – первая мировая религия, мировоззренческая основа художественной культуры народов Азии

Буддизм – самая древняя мировая религия.

Он возник в I тыс. до н.э. в Индии. Закрепился в сознании многих регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока.

Согласно преданию, основателем буддизма был знатный член племенного образования Шакья – «царевич» Сиддхартха Гаутама.

Основные идеи

Учение изложено в ряде канонических сборников, главный из которых «Типитака».

Жизнь – это выражение различных комбинаций нематериальных частиц (дхарм).

Их сочетание определяет бытие человека, животного, растения и т.д.

Распадение комбинации – смерть, но дхармы создают новую комбинацию. Цепь перерождений может быть прервана, что означает достижение нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Это возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

«Четыре великие истины»:

1.  жизнь есть страдание

2.  причина всех страданий – желание

3.  страдания можно прекратить путем избавления от желаний. Для этого необходимо

4.  вести добродетельную жизнь по законом «правильного поведения»

«Правильное поведение» означает следовать принципам:

·  не убей и не причиняй никому вреда

·  не укради

·  не лги

·  не прелюбодействуй

·  не употребляй дурманящих разум напитков

·  для монашества – аскетизм

·  самоуглубление и созерцание – медитация

На пути к нирване людям помогает Будда (он творец мира, а мир существует сам по себе) и бодхисатвы – существа, которым осталось сделать последний шаг до нирваны, но которые не делают его сознательно, а хотят помочь людям.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения, так и неиндийских народов, принявших буддизм.

Направления:

·  «Узкий» путь спасения – хинаяна (крайний аскетизм, путь к нирване через монашеское состояние).

·  «Широкий» путь спасения – махаяна (допускалась возможность спасения мирян, возрастала значимость молитвы, обряда).

III–I вв. До н.э. – распространение в южном и восточном направлении, в основном в форме хинаяна

Рубеж эры – другие направления, в форме махаяны.

Б. исчез из Индии в начале II тысячелетия под ударами мусульманских завоевателей.

По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Богам прямо не отказано в существовании, но считается, что они подчинены постоянному процессу перерождений по закону кармы так же, как и люди. Помощь богов не обязательна для продвижения по пути к ниббане, поэтому теология в тхераваде не разрабатывалась. Главные объекты поклонения называются «тремя прибежищами», и каждый верный последователь Пути возлагает на них свои надежды: (1) Будда – не в качестве бога, но как учитель и пример; (2) дхамма – истина, которой учил Будда; (3) сангха – учрежденное Буддой братство последователей.

Где распространен Буддизм?

·  Шри – Ланка

·  Таиланд

·  Вьетнам

·  Мьянма

·  Камбоджа

·  Лаос

·  Вьетнам

В период колониальной зависимости в сер. XIX – нач. XX в. б. использовался как символ в борьбе за независимость, за мобилизацию верующих на борьбу за национальное освобождение. После б. так и остался частью государственной идеологии, модернизованные идеи легли в основу социальных и политических концепций национального развития.

Влияние на художественную культуру:

·  Строительство храмов. Сначала это пещерные храмы, затем чайтья – продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа. Многочисленные храмы были созданы при Ашоке (сделал буддизм государственной религией)

·  Скульптура. Изображения Будды выполнены в строгом соответствии с общеиндийским религиозным каноном. Богатство и роскошь в храмах Аджанты: скульптуры, резьба на разнообразные сюжеты из жизни Будды. Период Гуптов: создание двухметровой медной статуи Будды, воплощающей неземную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.

·  Не оказал влияние на развитие живописи

Влияние на культуру вообще, не только на художественную:

·  именно буддизм способствовал изменению самого типа индийской религиозности и культуры вообще: во многом под влиянием буддизма в центре ортодоксальной традиции оказались не сложные жертвоприношения, а йогическая практика самопознания и самоусовершенствования, не стремление к рождению в небесном мире богов (сварга), а воля к обретению освобождения от цепи рождений-смертей и познанию окончательной и абсолютной истины. В этике же буддизм способствовал замене принципов ритуальной чистоты и сакрального действия, определенных статусными нормами, принципами личной нравственности, базирующейся на нормах ненасилия (ахимса) и сострадания всему живому. Даже то, что в поздневедийскую и классическую эпохи вегетарианство и воздержание от алкоголя становятся нормами повседневной жизни высших сословий Индии – тоже заслуга буддизма (и отчасти, конечно, джайнизма).

·  Именно через буддизм народы Восточной Азии знакомились с китайской культурой, в том числе и с ее небуддийскими пластами, хотя в дальнейшем буддизм мог быть (и зачастую бывал) оттеснен другими формами китайских идеологических доктрин (прежде всего конфуцианством). Но и в случае подобного оттеснения буддизм зачастую сохранял значительное влияние (особенно ощутимое во Вьетнаме и несколько меньшее в Японии; только в Корее конфуцианству после XV века удалось полностью оттеснить буддизм на обочину культурной традиции и маргинализировать его).

·  Именно буддизм из всех идеологических течений Китая был меньше всего связан с китайской официальной идеологией и правящими кругами Государства Центра (т.е. он не мог использоваться в качестве орудия политического давления), что также способствовало его популярности в качестве средства приобщения к китайской культуре у народов Восточной Азии, особенно у тех, кто подобно вьетнамцам регулярно отстаивал свою независимость в вооруженных столкновениях с могучим соседом.

·  Поскольку буддийские монахи в Китае были носителями не только Учения Будды, но и собственно китайской культуры во всем ее объеме, то они наряду с учением буддийских доктринальных текстов пропагандировали конфуцианскую образованность, достижения классической литературы и искусства Китая, даже далекие от буддизма.

·  Именно благодаря буддизму Тибет не только приобщился к индийской культуре, но и стал хранителем индийской буддийской традиции, которую он воспроизвел с удивительной точностью, после исчезновения буддизма в Индии. Благодаря буддизму Тибет познакомился не только с сокровищами индийской философской мысли, но и с другими, не связанными с буддизмом, аспектами буддийской культуры: в жизнь тибетцев вошли драмы Калидасы, герои «Рамаяны» и «Махабхараты», ритмы санскритской поэзии. Даже тибетская письменность создается на основе переработки одного из индийских стилей письма – бенгальского, выполненной ученым и сановником тибетского царя Тхонми Самбхотой.

·  Буддизм дал Индии целую плеяду великих мыслителей, получивших позднее в Тибете почетный титул «украшений Индии». Это Нагарджуна, Арьядэва, Чандракирти, Асанга, Васубандху и Дхармакирти.

10.  Культура народов майя: особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники

культура религия искусство общества

Культура народов Майя – особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники.

Наиболее оригинальной и высокоразвитой среди мезоамериканских цивилизаций считается цивилизация майа (3000 г. до н.э. – XVI в н.э.). Этот народ, обладающий гениальными творческими способностями, называют одним из самых выдающихся на планете. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

Историю и культуру народов майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:

·  Период формирования (1000 г. до н.э. – 317 г. н.э.)

·  Древнее царство (217–987 гг. н.э.)

·  Новое царство (987 гн. э.-XVI в.).

Согласно преданиям, майя пришли на территорию теперешней Мексики из Гондураса и Гватемалы. Повсеместный рост их городов предполагает однозначный вывод – до своего прихода сюда майа уже обладали единой и древней культурой.

Новая территория майя имела форму треугольника. Тогда появилась еще одна специфическая черта майя – расширение земель шло от периферии к центру, а не наоборот как повсюду.

Майяские города-государства (самые крупные и известные из них – Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль) были средоточением власти и культуры. Они имели свою схему застройки. Города становились центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики.

Ядро (ритуальная, храмовая зона) располагалось на холме.

Вокруг него находились дворцы жречества и знати (амельхенов). Обычно это были монументальные дворцы из камня и извести в один – пять этажей, расположенные на террасах и платформах, фасадом ориентированные на восток. Они имели свои алтари, бани, были обставлены простой, но удобной мебелью (кроватями из прутьев, деревянными и каменными скамейками, столами и ширмами).

На периферии, у подножья холма располагались деревянные двух- и четырехкомнатные хижины простых горожан, крытые пальмовыми листьями.

Во главе города-государства стоял халач-виник (великий человек). Его власть была наследуемой, пожизненной и неограниченной.

Чтобы подчеркнуть избранность и исключительность правителя, воплощения божественных сил на земле, его лицо украшали изощренной татуировкой, нос с помощью пластического вещества наращивался до размеров огромного орлиного клюва, зубы затачивались и украшались нефритовыми пластинками, а мочки ушей прорезались и вытягивались с помощью индюшиных яиц.

Костюм подчеркивал священный вид халач-виника. Он был украшен блестящими цветными узорами из раковин, древесины камней и перьев. Множество ремней, браслетов, наколенников имело священные узелки, талисманы и амулеты. Его головной убор, оформленный в виде животного, должен был символизировать тесную связь с богом.

Майяская знать называлась амельхенами (от слова амельхоноб – тот, кто имеет оба имени – по отцу и по матери). Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а дочери – только матери; кроме того человек имел имя, данное ему от рождения, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище).

Простолюдины делились на две группы:

·  Зависимые, но лично свободные земледельцы, рабочие, ремесленники.

·  Рабы, не принесенные в жертву богам пленные, должники и уголовники.

Низшие люди составляли соседскую общину, сообща владея землей. Их занятия по преимуществу было земледелие и птицеводство (индейки, утки). Они возводили пирамиды и дворцы, прокладывали дороги между городами («белые дороги»).

Все майа были религиозны. Мир в их представлении был сложным образованием, наводненным священными силами. Творцом всего сущего они считали бога Хунаб Ку. Он имел сына Ицамну (господина небес и верховного бога – основателя жречества), отождествляемого с солнцем (порядком, теплом, светом, мужским началом).

Согласно мировоззрениям майа боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь.

Отсюда идея об исключительной важности любой формы жертвоприношений. Ими могли быть цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы – все, что только дорого сердцу. Более серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майа были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигалась реальная взаимосвязь и единство уровней космоса и земного сообщества.

Более жестокие жертвоприношения – ритуальные убийства и каннибализм – совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, политические события, эпидемии). Ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью – обрести достоинства умершего.

К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, посты (воздержание от соли, перца, мяса и секса), исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни.

Наука и искусство.

Храмы были настоящими научно-исследовательскими центрами древних майя.

Основы математики, астрономии, письменности майя переняли у ольмеков. Наблюдение за звездным небом фиксировались письмом и связывались в последовательности и периодичности математикой. Впервые в мире майя разработали точную систему нумерации и применили идею учета расположения цифр при записи больших чисел.

Майя определили продолжительность года и период обращения вокруг земли; с необычайной точностью предсказывали затмение луны и фазы Марса.

Их календарная система включала 269-дневный счет по 13 дням недели. Появилась астрология.

Майя развили и обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. В большинстве своем их иероглифы имеют строго определенное фонетическое значение и являются слогами.

Таким образом, майя создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность.

Немногочисленные сохранившиеся книги майя условно называют кодексами и различают по месту хранения – Парижский, Дрезденский, Мадридский.

Особый интерес представляют книги пророчеств жрецов ягуара. Это рассказы о мировых эрах, о грядущих событиях и катастрофах. Народ майя сумел сберечь свою устную литературу – песни и молитвы, пророчества и заговоры. Литература майя знакомит со своеобразным мышлением этого народа. Выше холодного разума и сухого расчета они ставили чистоту и благородство человеческого сердца, служение божественным проявлениям Вселенной.

Музыка. Майя были очень музыкальны. Пение и музыка были частью их обыденной мирской и ритуальной жизни. Сохранились инструменты майя и их изображения – это бубенцы, погремушки, барабаны, флейты, свистки. Музыка и пение сопровождали танец. Нам известен танец воинов, длящийся целый день, танец «старых женщин», исполняющийся на раскаленных углях. Чаще всего танцы носили ритуальный характер.

Архитектура. Зрелость культуры майя выражается их архитектурой и искусством. Они возводили свои уникальные постройки из грубо обработанного камня, уложенного в известковый раствор, или из известкового бетона, облицованного камнем. Фасады всегда украшались богатым рельефом. Отличительная черта построек – строгая простота и развитое чувство пропорции. Пирамида «Храм волшебника» в Ушмале, пирамида «Пернатого змея» в Чичен-Ице.

Основные темы скульптуры и живописи – божества, правители, их быт и войны. Майа применяли все скульптурные приемы – барельеф, резьбу, круглый и моделированный объем. Использовались камень (обсидиан, нефрит, кремень), раковины, кость, дерево. Многие скульптуры раскрашивались в различные цвета. Колоритной была и живопись майа. С ней нас знакомят «кодексы» и фрески. Классическим образцом фресок являются огромные росписи города Бонампака (конец VII в н.э.) яркие образы воинов и пленников, знати и слуг, сцены быта, битв, пыток и смерти переданы реалистично и динамично.

11.  Характерные черты и основные центры развития культуры в империи инков

Язык. Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственного языка. Благодаря политике завоеваний и переселений кечуа распространился по территории всей империи, и на нем по сей день говорит большинство перуанских индейцев.

Социальная организация. Айлью. В основании социальной пирамиды инкской империи находилась разновидность общины – айлью. Она была образована из семейных кланов, которые жили вместе на отведенной им территории, сообща владели землей и скотом и делили между собой урожаи. Практически всякий принадлежал к той или иной общине, в ней рождался и умирал. Общины бывали маленькими и крупными – вплоть до целого города. Инки не знали индивидуального землевладения: земля могла принадлежать только айлью или, позже, императору и как бы сдавалась в аренду члену общины. Каждую осень происходило перераспределение земли – наделы увеличивались или уменьшались в зависимости от размеров семьи. Все сельскохозяйственные работы в айлью производились сообща.

В 20-летнем возрасте мужчинам было положено жениться. Если юноша сам не мог найти себе пару, ему подбирали жену. В низших социальных слоях выдерживалась строжайшая моногамия, тогда как представители правящего класса практиковали многоженство.

У некоторых женщин появлялась возможность покинуть айлью и улучшить свое положение. Речь идет об «избранницах», которых за красоту или особые таланты могли взять в Куско или в провинциальный центр, где их обучали искусству приготовления пищи, ткачеству или религиозным ритуалам. На приглянувшихся «избранницах» нередко женились сановники, а некоторые становились наложницами самого Инки

Государство Тауантинсуйю. Название империи инков – Тауантинсуйю – буквально означает «четыре соединенные стороны света». Из Куско выходили в разных направлениях четыре дороги, и каждая, независимо от своей длины, носила название той части империи, куда она вела. Антисуйю включала в себя все земли к востоку от Куско – Восточные Кордильеры и амазонскую сельву. Отсюда инкам грозили набеги не усмиренных ими племен. Континсуйю объединяла западные земли, включая покоренные города Косты – от Чан-Чана на севере до Римака в Центральном Перу (местоположение нынешней Лимы) и Арекипы на юге. Кольясуйю, самая обширная часть империи, простиралась на юг от Куско, охватывая Боливию с озером Титикака и отдельные районы современных Чили и Аргентины. Чинчасуйю пролегала на север до Румичаки. Каждой из этих частей империи управлял апо, связанный кровными узами с Инкой и подотчетный только ему.

Инка. Нового императора обычно избирал совет членов царской семьи. Прямое престолонаследие соблюдалось не всегда. Как правило, императора выбирали из сыновей законной жены (койя) умершего властителя. У Инки была одна официальная жена при бесчисленном количестве наложниц. Так, по некоторым оценкам, Уайна Капак имел около пятисот одних только сыновей, которым довелось жить уже при испанском господстве. Своих отпрысков, составлявших особый царский айлью, Инка назначал на самые почетные должности. Инкская империя была подлинной теократией, поскольку император был не только верховным правителем и жрецом, но также, в глазах простых людей, полубогом. В этом тоталитарном государстве император имел абсолютную власть, ограниченную лишь обычаями и страхом перед мятежом.

Сохранение информации. Исторические события и предания сохраняли в памяти специально обученные сказители. Инки изобрели мнемоническое средство для хранения информации под названием «кипу» (букв. «узел»). Оно представляло собой веревку или палку, с которой свисали цветные шнурки с узелками. Содержавшуюся в кипу информацию устно пояснял специалист по узелковому письму, кипу-камайок, иначе она осталась бы непонятной. Каждый правитель провинции держал при себе множество кипу-камайок, которые вели дотошный учет народонаселения, воинов, податей. Инки пользовались десятичной системой исчисления, у них существовал даже символ нуля (пропуск узелка). Испанские конквистадоры оставили восторженные отзывы о системе кипу.

Придворные кипу-камайок выполняли обязанности историографов, составляя перечни деяний Инки. Их усилиями создавалась официальная версия истории государства, исключавшая упоминания о достижениях покоренных народов и утверждавшая абсолютный приоритет инков в формировании Андской цивилизации.

Религия. Религия инков была тесно связана с государственным управлением. Бог-демиург Виракоча считался властителем всего сущего, ему помогали божества ниже рангом, среди которых более всего почитался бог солнца Инти. Почитание бога Солнца, ставшего символом инкской культуры, носило официальный характер. Инкская религия включала в себя многочисленные децентрализованные культы богов, олицетворявших природные реалии. Кроме того, практиковалось почитание магических и священных объектов (уака), каковыми могли быть река, озеро, гора, храм, собранные с полей камни.

Религия носила практический характер и пронизывала всю жизнь инков. Земледелие почиталось священным занятием, и все с ним связанное становилось уака. Инки верили в бессмертие души. Считалось, что аристократ, вне зависимости от своего поведения в земной жизни, после смерти попадает в обитель Солнца, где всегда тепло и царит изобилие; что же касается простолюдинов, то туда попадали после смерти лишь добродетельные люди, а грешники отправлялись в своего рода ад (око-пака), где мучились от холода и голода. Таким образом, религия и обычаи воздействовали на поведение людей. Этика и мораль инков сводились к одному принципу: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» – «Не воруй, не лги, не ленись».

Искусство. Инкское искусство тяготело к строгости и красоте. Ткачество из шерсти лам отличалось высоким художественным уровнем, хотя и уступало по богатству декора тканям народов Косты. Широко практиковалась резьба из полудрагоценных камней и раковин, которые инки получали от прибрежных народов.

Однако главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов. Лучшие произведения инкских ювелиров погибли в ходе конкисты. По свидетельству испанцев, впервые увидевших Куско, город слепил золотым блеском. Некоторые здания были покрыты золотыми пластинами, имитировавшими каменную кладку. Крытые соломой крыши храмов имели золотые вкрапления, имитировавшие соломинки, так что лучи закатного солнца зажигали их блеском, создавая впечатление, будто вся крыша сделана из золота. В легендарном Кориканча, Храме Солнца в Куско, имелся сад с золотым фонтаном, вокруг которого «росли» из золотой «земли» сработанные из золота в натуральную величину стебли маиса с листьями и початками и «паслись» на золотой траве двадцать лам из золота – опять-таки в натуральную величину

Архитектура. В области материальной культуры самых впечатляющих свершений инки достигли в архитектуре. Хотя инкская архитектура уступает майяской по богатству декора и ацтекской – по эмоциональному воздействию, ей не найдется равных в ту эпоху ни в Новом, ни в Старом Свете по смелости инженерных решений, грандиозным масштабам градостроительства, искусной компоновке объемов. Инкские памятники, даже находящиеся в руинах, изумляют своим количеством и размерами. Представление о высоком уровне инкского градостроительства дает крепость Мачу-Пикчу, выстроенная на высоте 3000 м в седловине между двумя пиками Анд. Инкское зодчество отличается необыкновенной пластичностью. Инки возводили здания на обработанных поверхностях скал, пригоняя каменные блоки друг к другу без известкового раствора, так что строение воспринималось как естественный элемент природного окружения. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи. Инкские мастера умели резать камни по заданным образцам и работать с огромными каменными блоками. Крепость (пукара) Саскауаман, защищавшая Куско, – это, несомненно, одно из величайших творений фортификационного искусства. Длиной в 460 м, крепость состоит из трех ярусов каменных стен общей высотой 18 м. Стены имеют 46 выступов, углов и контрфорсов. В циклопической кладке фундамента встречаются камни весом более 30 т со скошенными краями. На строительство крепости ушло не менее 300 000 каменных блоков. Все камни – неправильной формы, но пригнаны друг к другу так прочно, что стены выдержали бесчисленные землетрясения и сознательные попытки разрушения. В крепости имеются башни, подземные переходы, жилые помещения и внутренняя система водоснабжения. Инки начали строить в 1438 и закончили через 70 лет, в 1508. По некоторым оценкам, в строительстве было задействовано 30 тыс. человек.

Основной центр развития культуры столица империи инков – столица Куско.

Куско был центром империи инков, которая правила Перу до прибытия испанских конкистадоров в XVI веке. Теперь это основная туристическая достопримечательность Перу.

Археологическая экспедиция под руководством испанского историка Сантьяго дель-Валье обнаружила в Перу последнюю столицу древней империи инков Вилькабама-ла-Гранде. Об этом исчезнувшем городе, откуда вождь инков Манка Инка долгие годы руководил борьбой против испанских конкистадоров в 16-м веке, многие столетия ходили легенды. Однако о том, что Вилькабамба-ла-Гранде реально существовала, стало известно лишь в 1987 году.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.