на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основы культурологии


Шпаргалка: Основы культурологии

1.  Культурологическая концепция происхождения человека. Основные этапы антропосоциогенеза

В конце 18 века было сделано первое открытие в области археологии, которое поставило под сомнение библейскую теорию происхождения человека и общества. С этого момента начинается изучение происхождения человека как результата длительной эволюции.

Появление человека можно представить в следующей модели, ужав все время до одного года: с января по октябрь – темно, в ноябре появляются грибы, в декабре – динозавры, а в декабре ориентировочно в 23:43 появляется человек.

Самой выдающейся концепцией антропосоциогенеза является теория Дарвина. Согласно этой теории человек произошел от обезьяны. Основные 4 фактора, которые выделили человека из животного мира:

1.  труд,

2.  «приручение огня»,

3.  речь,

4.  мышление.

Вследствие археологических исследований был прослежен путь развития и изменения основных видов первобытного человека (Этапы):

1.  питекантроп («homo erectus» – «человек выпрямленный», появился 1 млн. лет назад, жил в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, степях Африки, охотился загоном; имел большое сходство с животным, но уже мог ходить выпрямившись, размер мозга был достаточно большим; он делал различные орудия из камня – рубила, резцы) – не имеет отношения к современному человеку

2.  неандерталец («homo sapiens neandertalensis» – «человек разумный неандертальский», появился 250 тыс. лет назад, жил на юге Европы, Азии, Африки; охотился с копьями, камнями, дубинами, имел более развитое сознание, он одевался, научился добывать огонь, начал хоронить предков) – не имеет отношения к современному человеку

3.  кроманьонец («homo sapiens sapiens» – «человек дважды разумный», появился 35 тыс. лет назад в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке, позднее через дно Берингова пролива попал в Америку, а благодаря оледенению – в Австралию; орудия – копья, лук и еще 20 видов охотничьих приспособлений, появляются иглы для шитья, создает наскальную живопись, ему свойственен процесс познания, эстетическая оценка мира, этические правила, появление идеала, образование)

Предположительно, неандерталец был вытеснен кроманьонцем. Это подтверждается одной из археологических находок. Были найдены два проломных черепа одних из последних неандертальцев недалеко от поселения кроманьонцев.

Первобытные люди жили в племенах достаточно обособлено. Внутри племени отношения были полигамными, что привело к кровосмешению, дети стали рождаться не полноценными. Это способствовало переходу от полигамных отношений к моногамным. Современный человек появился именно в результате перехода коммунальной праобщины к дуальной организации: племени из двух родов, в котором мужчины одного племени берут в жены женщин из другого. Это было связано и с тем, что существовал запрет на половые отношения внутри праобщины в период охоты, полевых работ и т.д. для повышения работоспособности.

Появление дуальной организации племени, по-видимому, тесно связано с матриархатом. Главенствующая роль женщины в родоплеменной структуре привела к развитию традиционно женских видов труда, собирательство превращалось в огородничество, постепенно формировалось мотыжное земледелие. Таким образом, именно изменение семейно-социальных отношений стимулировало новый этап развития производственных сил, которое в свою очередь содействовало ликвидации матриархата.

В этот период мужчина превращается из охотника в пастуха, увеличивается его работоспособность, появляется деление собственности. Повышение значимости труда мужчины привел к переходу к патриархальному роду. Женщины, не справляясь с огромным количеством обязанностей, стала инициатором многоженства.

В конечном итоге появляется община и, соответственно, власть, основанная на частной собственности на землю.

2.  Становление культуры и ранние формы её развития. Материальная и духовная культура первобытного общества

Каменный век – 2 млн – 6 тыс. лет назад:

·  Палеолит:

§  Нижний

§  Средний

§  Верхний (поздний)

·  Мезолит

·  Неолит

Медный век (неолит) – 4–3 тыс лет до н.э.

Бронзовый век 4 – 1 тыс. лет до н.э.

Железный век начало 1-го тыс. до н.э.

Палеолит

·  стоянки на мысах при выходе оврагов в ту или иную широкую долину.

·  Охота – массовый загон животных – орудия не совершенны – дротики, рогатины.

Мезолит

·  Лук и стрелы. Охота на мелких животных. Индивидуальное мастерство. Рыболовство – сети, крючки.

·  Человек все еще занимался присваивающей деятельностью.

О этапе появления земледелия спорят. Много мест, где были найдены орудия земледелия (эпоха мезолита). Например, памятники Натуфийской культуры в Палестине.

15–10 тыс. лет назад приручили собаку – предок: волк.

Человек первобытной эпохи не часть природы – он формирует себя посредством искусства.

Синкретизм. Понятие – сочетание разнообразных воззрений.

Росписи на скалах, скульптуры из камня, рисунки на сосудах посвящены сценам охоты и животным. Главный объект творчества – звери. Первые произведения изобразительного искусства – в Пещере Ориньяк (Франция).

Женские фигурки из камня и кости – венеры. Гипертрофированные формы – символ материнства. Такие венеры найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России.

Наскальные рисунки животных. Символическая форма изображения. Целый комплекс символов, описывающих чувства и несущих эстетическую нагрузку.

Культура палеолита – три этапа в эту эпоху изобразительной деятельности.

Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет.

Искусственно-изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

Верхнепалеолитическое изображение – росписи пещер, гравировки на кости. Палитра бедна – черная, белая, красная, желтая краска.

Музыка тоже на три этапа:

Имитация звуков природы – звукоподражательные мотивы.

Искусственную интонационную форму – мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона.

Интонационное творчество – двух и трезвучные мотивы.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Геометрические узоры, зигзаги. Как появились – никто не знает. Штампы, оттиски на глине. Небольшие фигурки, из бивня мамонта, мела, мергеля и пр.

Культура в эпоху мезолита и неолита.

Здесь человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Здесь первый искусственный материал – огнеупорная глина.

Более сложные изображения.

Декоративно-прикладное искусство – керамика, обработка металла.

Луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованые. Литье появилось гораздо позже. На Урале 5 тыс. лет назад – шилья, ножи из меди. Около 4 тыс. лет назад – первые отливки на рукоятках ножей, например.

Культура бронзового века.

Фигурки зверей исчезают. Распространяются геометрические схемы. Древнее искусство никогда не возродится.

Культура населения Северного Кавказа – эпоха ранней бронзы, Майкопская культура. Велась добыча медных руд, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

Все поделились на кочевых скотоводов и оседлых земледельцев. Земледельцы продвинулись – освоили плуг. Социальные сдвиги внутри племен.

Художественные ремесла – изделия из бронзы, золота, серебра.

Виды поселений и погребений.

Архитектурные сооружения – крепости. Из огромных грубо отесанных камней. Сохранились во многих местах Европы и Кавказа.

Поселения:

·  Селища – неукрепленные поселения.

·  Городища – укрепленные поселения.

Ранние формы верований.

Анимизм – наделение природных явлений человеческими качествами. Способность души отделяться от тела. От анима – дух, душа.

Магия – ряд символических действий, ритуалов, обрядов. Связана с развитием веры в сверхъестественное.

Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам. Вера в амулеты – конкретный предмет с магической силой.

Тотемизм – поклонение животным и деревьям есть родовой, фратриальный (от слова фратрия – братство), групповой, половой и индивидуальный тотемизм. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в религиях классовых обществ. Например, предание о Капитолийской волчице.

3.  Особенности политической и хозяйственной культуры Древнего Египта. Быт, нравы и обычаи египетского общества

 

Фараон

Египет всегда управлялся абсолютным монархом (обладал неограниченной властью и мог присвоить себе любой титул). Царь, или фараон, считался живым богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он носил титул Сына Солнца и воплощал власть религиозную, политическую и военную во всем Египте. Его помощником был первый министр (визирь), возглавлявший исполнительную власть. «Фараон» – это на самом деле греческое искажение египетского слова, обозначавшего царский дворец. Этим словом стали обозначать персону царя лишь со времени Нового царства после 1580 года до н.э.

Гражданское и административное устройство

Египтяне делились на классы. Наиболее почитаемыми были жрецы, которым была доверена служба в храмах. Богатые и влиятельные, они были освобождены от налогов и содержались на средства храмов. Остальные классы – это знать, облеченная политической и религиозной властью в провинциях; писцы – чиновники царской администрации, и, наконец, большая часть народа, состоявшая из ремесленников и крестьян.

Сельское хозяйство

С самой глубокой древности Египет был всегда в основном аграрной страной, производившей фрукты, бобы, чечевицу, лен и прежде всего зерновые – пшеницу и ячмень, которые экспортировались в больших количествах. Живопись разных эпох на сельскохозяйственную тематику показывает нам, что применявшиеся орудия труда почти не отличаются от тех, которые используют египетские крестьяне в наши дни.

Производство и торговля

В Египте были достаточно развиты ремесла и торговля. Большое разнообразие предметов, найденных в гробницах, доказывает, что египтяне умели с редким искусством обрабатывать золото, серебро, медь и что они создавали замечательные украшения из драгоценных камней. Ювелирные изделия (кольца, браслеты, подвески, серьги) отличались невероятным совершенством при IV, XII, XVIII и XX династиях.

Пользуясь примитивными инструментами, они успешно выделывали драгоценные ткани, изготовляли керамику, стекло, эмали. Монет не было: товары обменивались по соглашению. Народам Нубии, например, они отдавали свои сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия – пшеницу, лук, оружие, украшения – в обмен на дерево, кожи, золото и слоновую кость. Из Аравии привозились пряности и благовония, Финикия поставляла в большом количестве древесину (кедр). Начиная с XVIII династии египтяне завязывают достаточно выгодные деловые отношения со странами Евфрата и восточными островами Средиземного моря: медь, например, привозилась с Кипра.

Науки

По учению жрецов, основы науки были изначально переданы людям богом луны Тотом, который считался изобретателем письма и создал все свои произведения, вдохновленный высшим божеством. Греки отождествляли его с Гермесом Трисмегистом, что значит «трижды всесильный». Другому Гермесу древний Египет был обязан всеми гражданскими институтами. Астрономия достигла в Египте небывалых высот. В незапамятные времена египтяне, основываясь на наблюдении движения небесных тел, рассчитали астрономический год, разделенный на 12 месяцев по 30 дней, сгруппированных в три сельскохозяйственные сезона по 4 месяца в каждом: период разлива, период сева и период жатвы. К 360 дням года они добавляли 5 дней, соответствующих главным праздникам.

Медицина появилась также очень рано, но чаще всего она связывалась с магией. До нас дошли многочисленные медицинские трактаты: по гинекологии, по хирургии, прописи рецептов и различных лекарств.

Без всякого сомнения, египетские медики знали лечебные свойства растений. В области анатомии, напротив, их знания были ограниченными, несмотря на их опыт бальзамирования, так как с религиозной точки зрения труп считался священным.

Быт

Город делился на бедных и богатых. Жилые дома (глинобитные) отличались разнообразием в зависимости от достатка владельца. В богатых домах была мебель: кровати, кресла, столики, скамейки, лари; в бедных – обходились простыми циновками.

Одежда древних египтян отличалась простатой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой. Использовались также рубахи (у женщин длинные) и плащи. Пользовались календарем (12 месяцев по 30 дней, остальные дни не входили в календарь, и были днями празднеств). Часами пользовались водными – прототип песочных. В семейных отношениях был изобретен брачный договор. Из пищи не употребляли рыбу.

Главное:

-  централизованная власть, основанная на системе ирригации

-  во главе фараон, который имел неограниченную, божественную власть, все формально принадлежало ему (и земля, и вода)

-  жизнь и времяисчисление связаны с разливами Нила

-  вера в загробную жизнь, связь тела с духом

-  развитие культуры обусловлено развитием рабовладельческого общества

-  пирамиды как главное культурное достояние

-  в Египте впервые создан госаппарат (грамотные чиновники)

-  большое количество писцов, перепись каждый год (говорит о эконом. мощи).

4.  Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место и роль человека в религии и искусстве

I Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта.

Хронологические рамки существования Древнего Египта как с играющей значимую роль в историческом процессе цивилизации – IV–III тыс. д. н.э. – рубеж н.э.

Зарождение египетской народности происходило еще в 10–8 тыс. д. н.э., когда многочисленные тогда еще первобытные племена стали заселять долину Нила. Со временем племена перемешивались, перенимали отличительные черты друг друга. К 4 тысячелетию до н.э. можно говорить о том, что в Египте сформировалась определенная народность – тот тип людей, который мы находим на памятниках египетской культуры. Отличительными чертами этого типа были:

·  Высокий рост

·  Черные прямые волосы

·  Утолщенные губы

В 3 тыс. до н.э. при фараоне Менесе было объединено государство. В дальнейшем саму историю страны в Египте отсчитывали по династиям; нескончаемые имена фараонов, одно длиннее другого, служили средством разделять периоды времени. Цикличность, так характерна для Египта повлияла и на развитие его материальной и духовной культуры. Сами циклы, точкой отсчета которых стали разливы Нила (египетский новый год) стали краеугольным камнем всего мировосприятия Египтян. После окончания одного цикла начинается следующий, а за ним еще один и еще… Жителю Египта само понятие какого-то исторического прогресса было чуждо, о чем писал еще О. Шпенглер в своем «Закате Европы». Проходили годы и годы, а египетская пластика оставалась такой же примитивной, как и раньше. Подчиненность традициям, нежелание вносить изменения в жизнь – доминирующая черта миросознания египтян.

В связи с этим, все глобальные изменения в культуре Египта были связаны с влиянием извне. Можно выделить три основных этапа:

1. Древний Египет 4–1 тыс д. н.э.

На этом этапе были сделаны все основные достижения египетской культуры

Создание усыпальниц фараонов

-  1-я – пирамида Джосера, ступенчатая и возвышается как лестница к небу

-  самая известная – пирамида Хеопса в Гизе. Строилась более 20 лет; высота 146 т; одно из чудес света;

-  впоследствии пирамиды стали строить не из камня, а из кирпича; их размер уменьшается;

-  чтобы защитить погребения от грабителей, строительство пирамид прекращают, начинают строится гробницы-тайники, тщательно скрытые от чужих глаз. Часто их делали в скалах. Заупокойный храм фараона Ментухотепа 1 – скальная гробница, 15 в. д. н.э.

Развитие письменности; эволюция иероглифического письма

-  иероглифы – изображения животных, людей и неодушевленных предметов

-  запись иероглифами абстрактных понятий (использовалось сочетание вещественных иероглифов); следует отметить, что египтяне считали свою письменность очень простой для изучения и даже говорили о поголовной грамотности населения;

-  создание скорописи, или иератического письма, – переход от иероглифической письменности к слоговой, что явилось несомненным достижением; некоторые культуры этот переход так и не совершили;

-  создание демотического письма, еще более совершенного и более подходившего для потребностей гос-ва.

Создание культовых сооружений

-  эволюция колонн от деревянных к каменным – каменные точно копируют деревянные

2.  Египет под персидским владычеством – период упадка национального самосознания, разрушения традиционных ценностей

3.  Эллинистический Египет 332 –36 год д. н.э.

В течение этого периода египетская культура пережила свой последний расцвет, который впрочем продолжался недолго и, возможно, был связан скорее с территориальным положением египетских городов (особенно Александрии, основанной А. Македонским), чем с культурным подъемом в сознании жителей Египта.

В это время был построен знаменитый Александрийский маяк – одно из чудес света. Повсеместно распространяется почитание бога Сараписа, соединившего в себе важнейшие черты богов греков и Египтиан.

4.  Египет – римская провинция. Римляне, завоевав Египет стремились выжать и этой богатой к тому времени страны все, что только было можно. Постоянно повышались налоги, часто возникали беспорядки. Мятежи, которые подавлялись с истинно римской жестокостью. Собственно египетская культура исчезла; гений Египта, как сказали бы римляне, отвернулся от страны, что в конечном итоге привело к исчезновению цивилизации. В 6 веке нашей эры Египет был завоеван арабами, которые принесли туда ислам.

II Место и роль человека в религии и искусстве.

В древнем Египте человеку как конкретной личности отводилась подчиненная роль. Это связано с коллективизмом, без которого было бы немыслимо выживание цивилизации в столь суровой стране.

Роль фараона была очень велика, поскольку он считался сыном солнца. Роль архитекторов была очень велика, поскольку именно они возводили пирамиды, а также различные каменные изваяния и культовые сооружения. Поэтому, читая материалы по истории Египта, обычно чаще всего можно встретить имена фараонов и архитекторов.

Роль человека в религии была двойственной. С одной стороны, человек считался мелкой сошкой, выполняющей прихоти богов, но с другой – часть богов для просвещения людей принимала человеческий облик (Осирис). Кроме того, египтяне очень заботились о загробной жизни своей души, порой больше, чем о мирской жизни своего тела. Вся жизнь для большинства жителей Египта виделась непрерывной подготовкой к существованию после смерти. Соблюдение необходимых религиозных правил, а также изучение того, как себя вести после смерти, было условием достойной жизни по окончании земного существования. Таким образом, роль человека в религии Египта состояла в ведении правильной жизни, строгом подчинении государственной власти, участии в строительстве культовых сооружений и отправлении религиозных культов, и подготовке к загробному существованию с надеждой на возрождение в земном теле через 3000 лет.

Искусство в Египте имело религиозный характер. Человек безусловно являлся объектом изображения, но такое изображение носило скорее подчиненный характер: человек выступал необходимым элементом окружающего ландшафта. Если каким-то изображениям и придавалось повышенное значение, то это были лишь фараон и боги, которых в Египте было великое множество. В целом рисунки людей были не персонифицированы, в них практически нельзя было распознать личность. Исключением были лишь рисунки времени фараона Эхнатона; пожалуй, в его время внимание к личности в египетском обществе достигло своего апогея.

5.  Передняя-Азия – колыбель мировой культуры. Характерные черты политической, правовой и художественной культуры народов Месопотамии

Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н.э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне – территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.

Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н.э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н.э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 по 539 год до н.э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н.э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н.э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, создавшее свою, ассирийскую культуру, расцвет которой выпадает на 800–700 годы до н.э. В 605 году до н.э. она уничтожена Мидией и Вавилонией.

Переднюю Азию называют колыбелью мировой культуры. Это связано с тем, что:

1.  Именно там возникло одно из двух древнейших государственно-территориальных образований;

2.  Большинство ученых полагают, что именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества – она относится к IV тыс. до н.э.

3.  Именно там появились первые города-государства, зародилась наука и литература.

4.  В Месопотамии были сделаны многие изобретения, очень важные для дальнейшего развития человечества, в т. ч первый календарь, первые медицинские книги, составлены первые географические карты, а также созданы первые струнные музыкальные инструменты – арфа и лира;

5.  В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство – Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилони, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичными, чем в Египте, были история и культура Двуречья;

6.  В Месопотамии впервые появились такие важные элементы архитектуры как купола, арки, сводчатые потолки. Ряд искусствоведов придерживается точки зрения, что именно вавилонские архитекторы явились создателями тех архитектурных форм, которые впоследствии легли в основау строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.

Характерные черты художественной культуры Древней Месопотамии:

1.  Здесь появляются первые литературные памятники (первая в истории человечества поэма «Золотой век», цикл сказаний о Гильгамеше, предания о всемирном потопе, «Поема об Атрахасисе» – рассказывает о временах, когда еще не было людей и боги сами «бремя несли»), древние Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог.

2.  Очень важную роль в архитектуре играли храмовые сооружения. Храмы строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества. Классической формой месопотамских храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Самый известный в истории человечества зиккурат – знаменитая Вавилонская башня, храм бога Мардука в Вавилоне.

3.  Собственно жилище бога находилось в верхней башне зиккурата, нередко увенчанной золотым куполом; считалось, что там бог гостил по ночам.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.