на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сочинение: Жанровая специфика лирической песни


Композиционная форма лирической песни символическая часть плюс реальная «раскрывает» так называемый психологический параллелизм, в котором «общая схема психологической параллели представлена в сопоставлении двух мотивов: «… один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием». «Основной тип параллели: картина природы, притягивающая свои аналогии к картине человеческой жизни» /Круглов 1982 : 153/.

Основные мотивы сюжета

Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по-разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа. Они «стремятся ответить современным идейно-эстетическим потребностям народа» /Лазутин 1965 : 56/.

Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку. «Применительно к лирической песне, пожалуй, точнее было бы говорить не о сюжетах, а о сюжетных ситуациях» /Лазутин 1965 : 44/. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя. Давлетов говорит о том, что «основных песенных сюжетов протяжной лирической песни мы можем назвать не более пятисот, вокруг которых группируются вновь возникшие песенные варианты» /Давлетов 1966 : 279/.

В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.

В конце ХIX века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, «дается яркая характеристика социально-экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином» /Лазутин 1965 : 58/.

Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину. Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.

Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.

Среди рассмотренных нами семейных песен, собранных А.И. Соболевским, наиболее распространенными сюжетными линиями являются следующие: девушка тоскует в чужой семье по родным краям, по батюшке и матушке. Она обращается к соловушке с просьбой полететь на родимую сторонку и передать весточку родным. При этом мы наблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья полететь к милому, а не к родителям; в некоторых песнях девушка  просит, чтобы соловушка поведал батюшке и матушке о ее горькой жизни, в других – просит просто повидать родных, но не печалить их рассказами о ее нелегкой судьбе. Кроме того, героиня песен обращается с просьбами не только к соловью, но и к кукушке, ласточке.

Не менее популярным является сюжет, где сокол убивает лебедушку. Здесь образы символичны: сокол – молодец, лебедушка – красна девица, убивает – значит берет девушку в жены, лишает девственности.

Распространенным является сюжет песни «Калину с малиной вода поняла» (см. выше).

Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.

В связи с развитием капитализма в традиционные крестьянские песни все глубже проникают мотивы отходничества. («Калина с малиной, лазоревый цвет»).

Песня развивается в период XIX-ХХ вв. При этом она продолжает наполняться новым идейно-тематическим содержанием. Изменяются и сами творческие принципы отражения действительности. На смену символических образов и мотивов все чаще приходят образы и мотивы реалистические. (Ах, по морю, морю синему») В соответствии с новыми историческими условиями человеческие образы получают определенную социальную конкретизацию («Соловей кукушку подговаривал»).

«В пореформенное время, в связи с развитием капитализма, расширением рынка, возникают купеческие варианты песни. Девушек в этих вариантах приглашают не солдаты и не матросы, а <…> купцы. Соответственно изменяется и монолог, в котором говорится о приглашении девушки. На первое место в нем теперь выступает не красота города, в который приглашается девушка, а богатство его рынка» /Лазутин 1965 : 65/. Меняются эстетические взгляды народа.

Некоторые песни настолько изменяются в своем содержании и форме, что по существу превращаются в новые песни.

«Язык и стиль традиционных лирических песен сохраняют удивительную устойчивость даже тогда, когда эти песни существенно изменяются в своем содержании, значительно трансформируются в композиционном отношении. И все же язык и стиль традиционных лирических песен на протяжении веков не остаются мертвенно неподвижным» /Лазутин 1965 : 69/. Происходят изменения как в самом словаре, так и в стилистике отдельных песен. Изменяются устаревшие слова современными («Ах по морю, морю синему»), появляются и различного рода социально-профессиональная терминология. Появляются новые эпитеты. В песнях утрачивается начальная развернутая описательная картина, превращаясь в короткую повествовательную информацию. Происходит упрощение художественной формы и усложнение содержания песни.

Солдаты и казачество в XVIII веке представляли собой новую значительную социальную группу со специфическими условиями быта, жизни. В связи с этим и появляются в народном поэтическом творчестве солдатские и казацкие песни. Их тематика разнообразна. Здесь отражены и военно-исторические события, в которых ярко изображены картины сражений, в которых рассказывается о смелости и храбрости русских воинов, создаются образы полководцев. Война рисуется суровыми, правдивыми красками.

Солдатские песни военно-исторической тематики представляют совершенно новое явление в русском народном песенном творчестве. В них представлены иные образы, сюжеты, темы и мотивы.

В XVIII веке в связи с развитием мануфактурной промышленности и горнорудного производства в России появляются работные люди. Происходит развитие так называемого рабочего фольклора, где главной темой является тема труда. В этих песнях рассказывается и об орудиях производства, и о самом процессе труда.

Мотив наказания рабочего является характерным в песнях рабочего фольклора.

Содержание песен в конце XIX – начале ХХ веков максимально отражает действительность. Эволюция содержания песен оказало свое влияние и на эволюцию основных песенных образов.

Основные герои

Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. «Лирический герой народной песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – «удалой разбойник» /Лазутин 1965 : 33/. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.

Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.

В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев Суворова, Платова и Кутузова.

Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.

Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. «Особенно показательны в этом отношении песни горнозаводских рабочих Урала и Сибири» /Лазутин 1965 : 104/.

В песнях показан также и образ хозяина фабрики – угнетателя рабочих масс.

Отходнические песни развивают любовную и семейно-бытовую тематику традиционных песен. Героями являются девушки и их любимые.

Образ отходника скупо изображен в песнях. Крестьяне уходили на заработки в другие города, возвращаясь в родные места после долгого скитания. Отходники в песнях разделены на две группы: отходники, которые после долгой работы возвращались в деревню, и отходники, которые, поработав в трактире, отвыкли от тяжелой жизни в деревне. Именно о любителях «легкой жизни» слагали сатирические и юмористические песни.

Героями песен были также бурлаки, извозчики. Бурлаки в песнях называются «людьми вольными», они сравниваются с вольными птицами гусями-лебедями. Впоследствии изменяется народное мировоззрение по отношению к бурлачеству. Бурлачество становится символом каторжного труда и бедности.

«Находясь в тесном творческом взаимодействии, крестьянские, солдатские и рабочие песни представляют собой единый песне-творческий процесс XIX века» /Лазутин 1965 : 141/. Однако именно со второй половины XIX века в песнях этих групп развивались яркие специфические черты, своеобразие каждой группы песен, особенно в идейно-тематическом плане.

Более отчетливо и ярко показан лирический герой в песнях XIX – начала ХХ века, где в качестве лирического героя выступает коллектив /Лазутин 1965 : 166/. Однако мысли и чувства, раскрывающиеся в народной поэзии, не лишены конкретности и выражают идеологии определенного класса.

В семейных лирических песнях, рассмотренных нами, главными героями являются девушка и молодец.

Девушка тоскует по родному дому, томится в чужой семье. В песне все это представлено с помощью различных эпитетов и метафор, которые помогают четче представить нелегкую жизнь «в неволе». В одних песнях она находит друга – соловья или подругу – кукушечку (пташечку). Героиня обращается к ним с просьбой повидать родных батюшку и матушку, поведать им о ее нелегкой жизни.

Героями народных песен являются и представители из животного или растительного мира. Так мы встречаем сокола, голубя, лебедушку, голубку, дубчик, ивушку и т.п. Эти образы, как правило, символичны.

За каждым из них закреплена определенная черта характера. Так, например:

дубчик – символ молодости, крепости;

лебедушка – символ девушки-невесты; стадо лебединое – символ невесты и ее подруг; лебедь с лебедятками – женщина с детишками;

голубь с голубкой – древний символ влюбленных. Но в песнях, рассмотренных нами, голубь с голубкой практически не встречается. «Следует заметить, что символ голубя редко встречается в народной лирике» /Сидельников 1959 : 74/.

Соловей – пожалуй, самый распространенный персонаж лирических песен. Он посланец любви. Девушка часто просит соловушку спеть. Его песня наполнена грустью и печалью, тоской и болью. Яркая песня соловья как бы раскрывает перед нами картину внутренних переживаний лирической героини. Уважение к этому герою выражается с помощью ласкового обращения: его называют и соловушкой, и соловьюшкой, и соловеюшкой, и соловейкой, и соловейкой вольной пташечкой. Все говорит о любви к пташке вольной.

Сокол – это добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку – красную девицу.

Поэтика

 Стиль лирических песен сложен и разнообразен. С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и конечно же сами люди – персонажи песен» /Аникин, Круглов, 259/. Именно используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей.

Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую систему, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с природным. Так, часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях – лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба, береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или настроение. «Так, например, если калина и малина могут быть символами радости и веселья, то полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда являются символом печали, горя и тоски. Как правило, цветение любого растения означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его увядание – печаль, горе, разлуку» /Лазутин 1965 : 33/.

Таким образом, символические образы лирических песен еще более подчеркивают специфику их содержания.

Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирического героя, придают песне яркую эмоциональную выразительность.

Характерным художественным средством лирических песен является эпитет. В песнях встречаются определительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и т.п.), выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец, добрый молодей, красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты (создают условно-символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая, блюдо златое и т.п.). В лирических песнях функция эпитета главным образом «выразительная, эмоционально-оценочная» /Лазутин 1965 : 48/.

Очень редко встречаются в песнях гиперболы, которые прежде всего определяют чувства и настроения героя. «Типичным местом в лирических песнях в гиперболических масштабах созданные картины женского плача» /Лазутин 1965 : 49/.

Средством эмоционально-психологической выразительности в лирических песнях выступают и метафоры. Но они употребляются довольно редко. Рассмотрим более подробно художественный прием олицетворения как один из видов метафоры.

Олицетворение – древнейший художественный прием, тесно связанный с формированием образного мышления человека и свойственный устной народной поэзии. Способы выражения олицетворения многообразны. Среди них выделяются олицетворения в позиции обращения, глагольные олицетворения (особая роль здесь принадлежит антропоморфному сказуемому), именные олицетворения, олицетворения-приложения, олицетворения в прямой речи и диалоге. Следует обратить внимание на способ выражения олицетворения через позицию обращения. Обращение используется в речевом общении с целью привлечения внимания того лица, к которому обращаются с речью. Помимо этого, обращение побуждает слушателя слушать, то есть выполняет побудительную функцию.

В лирических песнях встречаются однословные обращения, «не содержащие в своей семантической структуре и в ближайшем окружении дополнительные антропоморфные действия, кроме местоимений второго лица» /Константинова 1997 : 34/:

         Верея ли ты, моя вереюшка,

         Поддержи-ка ты бабу пьяную…

/ «Я вечор, молода, во пиру была»; Соб. Т.II/.       

Встречаются в рассматриваемых нами контекстах лирических песен и конструкции с распространенными обращениями, где присутствуют антропоморфные приложения и оценочные эпитеты:

         Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая,

         Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду …

/«Подуй, подуй, мать погодушка  низовенькая»;Соб. Т.II /.

Побудительную функцию обращение как способ выражения олицетворения выполняет при наличии императивной формы, то есть глагола в повелительном наклонении:

Соловеюшка премилый,

Сядь поближе ты, голубь, к дружку;

Ты скажи-ка дружку моему…

/ «Соловеюшка премилый»; Соб. т.II /;

         Ты лети-ка, мой соловьюшко,

         На родимую сторонушку,

         Скажи батюшке низкой поклон…

                                     / «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб. т.III/.

Нередко наблюдаются олицетворения-обращения, осложненные вопросительными конструкциями, в которых вопрос чаще всего является риторическим:

         Лучина, лучинушка березовая!

         Что же ты, лучинушка, не ясно горишь…

/ «Лучина, лучинушка березовая»; Соб. Т.II /.

В песнях выявление олицетворения через прямую речь и диалог встречается реже, чем олицетворения-обращения. Однако прямая речь и диалог являются самыми наглядными способами создания олицетворения, поскольку именно в них неодушевленные предметы, животные и растительные реалии наделяются способностью говорить. Например:

         Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

/ «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II /.

Способы создания олицетворения с помощью антропоморфных глаголов, атрибутивных характеристик (определения), приложений также характерны для лирических песен. Степень олицетворения при антропоморфных глаголах усиливает деепричастие, поскольку оно обладает ярко выраженными глагольными признаками:

         По улицам воробушек попархивает,

         Красных девушек молодушек засматривает

/ «По улицам воробушек попархивает»; Соб. Т.II /;

         Кричит гагара, на воде сидючи,

         Красных девушек к себе манючи

/ «У меня ли муж водопьяница»; Соб. Т.II /.

Структура построения олицетворения в песнях связана, прежде всего с композицией лирических песен, в основе которой лежат «три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/.

В лирических песнях широко употребительны повторы. Особо распространен «синтаксический параллелизм, который является формой выражения так называемого психологического параллелизма, когда две параллельно развивающиеся картины находятся в отношении друг к другу как символ к символизируемому» /Лазутин 1965 : 50/. Данный прием усиливает эмоциональное звучание лирической песни. Символическая параллель создает настроение, человеческая параллель конкретизирует данное настроение.

Встречаются в песнях и морфологические средства выражения идейно-художественной функции песен. Это прежде всего суффиксы. «Основное назначение слов с уменьшительными суффиксами в лирических песнях – служить средством выражения любви, ласки и нежности» /Лазутин 1965 : 51/.

«Поэтический стиль традиционных лирических песен отличается ярким жанровым своеобразием. Если в эпических песнях… различные приемы и средства поэтического стиля выполняют в основном функцию изобразительную, то в лирических песнях их роль главным образом – эмоционально-выразительная» /Лазутин 1965 : 52/.

При помощи образного сопоставления создателям и исполнителям народных песен удавалось ярче выражать свои чувства. «Кроме того, эти сопутствующие образы или образы из мира природы в народной песенной лирике как бы срастались с теми человеческими обликами, которые они символизировали. Они дополняли те стержневые образы, которые несли на себе всю смысловую нагрузку песни» /Сидельников 1959 : 49/.


З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, их страстях, переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы русского народа, показывает жизнь народа в различные исторические периоды. Народная песня – летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни.

Влияние народной песни на русскую литературу огромно. Оно проявляется и в созданных крупных характерах, особенно женских, и в развитии так называемой лирической прозы, в трактовке темы «человек и природа», в стилистических элементах.

«Русская народная песня – явление уникальное, грандиозное и вечно живое» /Выходцев 1990 : 26/.

Мы привели свою классификацию песен, опираясь на имеющиеся в литературе. Так, мы выделяем семейно-бытовые песни, которые включают песни любовной и семейной тематики; трудовые песни; отходнические: бурлацкие, чумацкие, ямщицкие, солдатские; удалые песни – разбойничьи, каторги и ссылки, тюремные; шуточные, сатирические, хороводные песни и песни литературного происхождения.

Выявляя композиционные особенности песни, уделяем внимание вариативности песенных сюжетов и такому песенному явлению, как контаминация. Часто встречается такой композиционный тип, как песня-монолог, реже – песня-диалог. Особенностью песни-монолога является наличие обращений, которые, в основном, выполняют риторическую функцию. Характерным для песенной композиции является повествовательная форма, которая как таковая сама по себе встречается редко. В основном этот композиционный тип встречается в сочетании с монологом или диалогом, что является наиболее распространенным композиционным типом.

Анализируя каждый композиционный тип, находим, что композиция влияет на восприятие слушателя. Она, соединяясь с содержанием и мелодией, не только участвует в раскрытии характеров героев через события, но и позволяет сопоставить внутренний мир человека с миром окружающей природы.

Сюжетную основу, по нашему мнению, составляют социальные мотивы: женитьбы или замужества, неразделенной любви, родительской власти, любви к родному дому и т.п. Антикрепостническая тематика также является характерной для лирических песен, поскольку крепостное право оказывало огромное влияние на семейные отношения.

Герои – это выходцы из простого народа: девушки и молодцы из крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием смириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы, переживания, плачи героев. Представители растительного и животного мира также являются героями русских народных лирических песен, но часто их образы символичны. Именно эти образы-символы позволяют глубже понять внутреннюю жизнь русского народа.

Анализируя фольклорный текст, находим, что его основой является все же слово. Оно, соединяясь с музыкой, раскрывает внутренний мир героя. Именно сочетание слова и музыки и определяет специфику жанра лирической песни. Каждое слово в песне важно, каждое слово участвует в описании мира чувств, характеров и настроений. Слово в песне изменяет свое значение, которое определяется контекстом.

Все это связано с тем, что фольклорные произведения создаются на живом, разговорном народном языке.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989.

2.   Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. – М.: Наука, 1966. – 365 с.

3.   Константинова С.К. Семантика олицетворения. – Курск, 1997.

4.   Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1977. – 375 с.

5.   Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.

6.   Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965. – 302 с.

7.   Лирические песни / Составление, предисловие, подготовка текстов и примечания П.С. Выходцева. – М.: Современник, 1990. – 653 с.

8.   Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. Пособие для вузов / Под ред. Л.И. Тимофеева. – М.: Гос-е уч.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – 128 с.

9.   Соболевский А.И. Великорусские народные песни. – Т.2, 3. – СПб, 1896, 1897.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.