![]() |
|
|
Сочинение: Жанровая специфика лирической песниКомпозиционная форма лирической песни символическая часть плюс реальная «раскрывает» так называемый психологический параллелизм, в котором «общая схема психологической параллели представлена в сопоставлении двух мотивов: «… один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием». «Основной тип параллели: картина природы, притягивающая свои аналогии к картине человеческой жизни» /Круглов 1982 : 153/. Основные мотивы сюжета Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по-разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа. Они «стремятся ответить современным идейно-эстетическим потребностям народа» /Лазутин 1965 : 56/. Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку. «Применительно к лирической песне, пожалуй, точнее было бы говорить не о сюжетах, а о сюжетных ситуациях» /Лазутин 1965 : 44/. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя. Давлетов говорит о том, что «основных песенных сюжетов протяжной лирической песни мы можем назвать не более пятисот, вокруг которых группируются вновь возникшие песенные варианты» /Давлетов 1966 : 279/. В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики. В конце ХIX века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, «дается яркая характеристика социально-экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином» /Лазутин 1965 : 58/. Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину. Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них. Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой. Среди рассмотренных нами семейных песен, собранных А.И. Соболевским, наиболее распространенными сюжетными линиями являются следующие: девушка тоскует в чужой семье по родным краям, по батюшке и матушке. Она обращается к соловушке с просьбой полететь на родимую сторонку и передать весточку родным. При этом мы наблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья полететь к милому, а не к родителям; в некоторых песнях девушка просит, чтобы соловушка поведал батюшке и матушке о ее горькой жизни, в других – просит просто повидать родных, но не печалить их рассказами о ее нелегкой судьбе. Кроме того, героиня песен обращается с просьбами не только к соловью, но и к кукушке, ласточке. Не менее популярным является сюжет, где сокол убивает лебедушку. Здесь образы символичны: сокол – молодец, лебедушка – красна девица, убивает – значит берет девушку в жены, лишает девственности. Распространенным является сюжет песни «Калину с малиной вода поняла» (см. выше). Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе. В связи с развитием капитализма в традиционные крестьянские песни все глубже проникают мотивы отходничества. («Калина с малиной, лазоревый цвет»). Песня развивается в период XIX-ХХ вв. При этом она продолжает наполняться новым идейно-тематическим содержанием. Изменяются и сами творческие принципы отражения действительности. На смену символических образов и мотивов все чаще приходят образы и мотивы реалистические. (Ах, по морю, морю синему») В соответствии с новыми историческими условиями человеческие образы получают определенную социальную конкретизацию («Соловей кукушку подговаривал»). «В пореформенное время, в связи с развитием капитализма, расширением рынка, возникают купеческие варианты песни. Девушек в этих вариантах приглашают не солдаты и не матросы, а <…> купцы. Соответственно изменяется и монолог, в котором говорится о приглашении девушки. На первое место в нем теперь выступает не красота города, в который приглашается девушка, а богатство его рынка» /Лазутин 1965 : 65/. Меняются эстетические взгляды народа. Некоторые песни настолько изменяются в своем содержании и форме, что по существу превращаются в новые песни. «Язык и стиль традиционных лирических песен сохраняют удивительную устойчивость даже тогда, когда эти песни существенно изменяются в своем содержании, значительно трансформируются в композиционном отношении. И все же язык и стиль традиционных лирических песен на протяжении веков не остаются мертвенно неподвижным» /Лазутин 1965 : 69/. Происходят изменения как в самом словаре, так и в стилистике отдельных песен. Изменяются устаревшие слова современными («Ах по морю, морю синему»), появляются и различного рода социально-профессиональная терминология. Появляются новые эпитеты. В песнях утрачивается начальная развернутая описательная картина, превращаясь в короткую повествовательную информацию. Происходит упрощение художественной формы и усложнение содержания песни. Солдаты и казачество в XVIII веке представляли собой новую значительную социальную группу со специфическими условиями быта, жизни. В связи с этим и появляются в народном поэтическом творчестве солдатские и казацкие песни. Их тематика разнообразна. Здесь отражены и военно-исторические события, в которых ярко изображены картины сражений, в которых рассказывается о смелости и храбрости русских воинов, создаются образы полководцев. Война рисуется суровыми, правдивыми красками. Солдатские песни военно-исторической тематики представляют совершенно новое явление в русском народном песенном творчестве. В них представлены иные образы, сюжеты, темы и мотивы. В XVIII веке в связи с развитием мануфактурной промышленности и горнорудного производства в России появляются работные люди. Происходит развитие так называемого рабочего фольклора, где главной темой является тема труда. В этих песнях рассказывается и об орудиях производства, и о самом процессе труда. Мотив наказания рабочего является характерным в песнях рабочего фольклора. Содержание песен в конце XIX – начале ХХ веков максимально отражает действительность. Эволюция содержания песен оказало свое влияние и на эволюцию основных песенных образов. Основные герои Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. «Лирический герой народной песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – «удалой разбойник» /Лазутин 1965 : 33/. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни. Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны. В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев Суворова, Платова и Кутузова. Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом. Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. «Особенно показательны в этом отношении песни горнозаводских рабочих Урала и Сибири» /Лазутин 1965 : 104/. В песнях показан также и образ хозяина фабрики – угнетателя рабочих масс. Отходнические песни развивают любовную и семейно-бытовую тематику традиционных песен. Героями являются девушки и их любимые. Образ отходника скупо изображен в песнях. Крестьяне уходили на заработки в другие города, возвращаясь в родные места после долгого скитания. Отходники в песнях разделены на две группы: отходники, которые после долгой работы возвращались в деревню, и отходники, которые, поработав в трактире, отвыкли от тяжелой жизни в деревне. Именно о любителях «легкой жизни» слагали сатирические и юмористические песни. Героями песен были также бурлаки, извозчики. Бурлаки в песнях называются «людьми вольными», они сравниваются с вольными птицами гусями-лебедями. Впоследствии изменяется народное мировоззрение по отношению к бурлачеству. Бурлачество становится символом каторжного труда и бедности. «Находясь в тесном творческом взаимодействии, крестьянские, солдатские и рабочие песни представляют собой единый песне-творческий процесс XIX века» /Лазутин 1965 : 141/. Однако именно со второй половины XIX века в песнях этих групп развивались яркие специфические черты, своеобразие каждой группы песен, особенно в идейно-тематическом плане. Более отчетливо и ярко показан лирический герой в песнях XIX – начала ХХ века, где в качестве лирического героя выступает коллектив /Лазутин 1965 : 166/. Однако мысли и чувства, раскрывающиеся в народной поэзии, не лишены конкретности и выражают идеологии определенного класса. В семейных лирических песнях, рассмотренных нами, главными героями являются девушка и молодец. Девушка тоскует по родному дому, томится в чужой семье. В песне все это представлено с помощью различных эпитетов и метафор, которые помогают четче представить нелегкую жизнь «в неволе». В одних песнях она находит друга – соловья или подругу – кукушечку (пташечку). Героиня обращается к ним с просьбой повидать родных батюшку и матушку, поведать им о ее нелегкой жизни. Героями народных песен являются и представители из животного или растительного мира. Так мы встречаем сокола, голубя, лебедушку, голубку, дубчик, ивушку и т.п. Эти образы, как правило, символичны. За каждым из них закреплена определенная черта характера. Так, например: дубчик – символ молодости, крепости; лебедушка – символ девушки-невесты; стадо лебединое – символ невесты и ее подруг; лебедь с лебедятками – женщина с детишками; голубь с голубкой – древний символ влюбленных. Но в песнях, рассмотренных нами, голубь с голубкой практически не встречается. «Следует заметить, что символ голубя редко встречается в народной лирике» /Сидельников 1959 : 74/. Соловей – пожалуй, самый распространенный персонаж лирических песен. Он посланец любви. Девушка часто просит соловушку спеть. Его песня наполнена грустью и печалью, тоской и болью. Яркая песня соловья как бы раскрывает перед нами картину внутренних переживаний лирической героини. Уважение к этому герою выражается с помощью ласкового обращения: его называют и соловушкой, и соловьюшкой, и соловеюшкой, и соловейкой, и соловейкой вольной пташечкой. Все говорит о любви к пташке вольной. Сокол – это добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку – красную девицу. Поэтика Стиль лирических песен сложен и разнообразен. С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и конечно же сами люди – персонажи песен» /Аникин, Круглов, 259/. Именно используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей. Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую систему, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с природным. Так, часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях – лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба, береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или настроение. «Так, например, если калина и малина могут быть символами радости и веселья, то полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда являются символом печали, горя и тоски. Как правило, цветение любого растения означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его увядание – печаль, горе, разлуку» /Лазутин 1965 : 33/. Таким образом, символические образы лирических песен еще более подчеркивают специфику их содержания. Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирического героя, придают песне яркую эмоциональную выразительность. Характерным художественным средством лирических песен является эпитет. В песнях встречаются определительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и т.п.), выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец, добрый молодей, красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты (создают условно-символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая, блюдо златое и т.п.). В лирических песнях функция эпитета главным образом «выразительная, эмоционально-оценочная» /Лазутин 1965 : 48/. Очень редко встречаются в песнях гиперболы, которые прежде всего определяют чувства и настроения героя. «Типичным местом в лирических песнях в гиперболических масштабах созданные картины женского плача» /Лазутин 1965 : 49/. Средством эмоционально-психологической выразительности в лирических песнях выступают и метафоры. Но они употребляются довольно редко. Рассмотрим более подробно художественный прием олицетворения как один из видов метафоры. Олицетворение – древнейший художественный прием, тесно связанный с формированием образного мышления человека и свойственный устной народной поэзии. Способы выражения олицетворения многообразны. Среди них выделяются олицетворения в позиции обращения, глагольные олицетворения (особая роль здесь принадлежит антропоморфному сказуемому), именные олицетворения, олицетворения-приложения, олицетворения в прямой речи и диалоге. Следует обратить внимание на способ выражения олицетворения через позицию обращения. Обращение используется в речевом общении с целью привлечения внимания того лица, к которому обращаются с речью. Помимо этого, обращение побуждает слушателя слушать, то есть выполняет побудительную функцию. В лирических песнях встречаются однословные обращения, «не содержащие в своей семантической структуре и в ближайшем окружении дополнительные антропоморфные действия, кроме местоимений второго лица» /Константинова 1997 : 34/: Верея ли ты, моя вереюшка, Поддержи-ка ты бабу пьяную… / «Я вечор, молода, во пиру была»; Соб. Т.II/. Встречаются в рассматриваемых нами контекстах лирических песен и конструкции с распространенными обращениями, где присутствуют антропоморфные приложения и оценочные эпитеты: Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая, Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду … /«Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая»;Соб. Т.II /. Побудительную функцию обращение как способ выражения олицетворения выполняет при наличии императивной формы, то есть глагола в повелительном наклонении: Соловеюшка премилый, Сядь поближе ты, голубь, к дружку; Ты скажи-ка дружку моему… / «Соловеюшка премилый»; Соб. т.II /; Ты лети-ка, мой соловьюшко, На родимую сторонушку, Скажи батюшке низкой поклон… / «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб. т.III/. Нередко наблюдаются олицетворения-обращения, осложненные вопросительными конструкциями, в которых вопрос чаще всего является риторическим: Лучина, лучинушка березовая! Что же ты, лучинушка, не ясно горишь… / «Лучина, лучинушка березовая»; Соб. Т.II /. В песнях выявление олицетворения через прямую речь и диалог встречается реже, чем олицетворения-обращения. Однако прямая речь и диалог являются самыми наглядными способами создания олицетворения, поскольку именно в них неодушевленные предметы, животные и растительные реалии наделяются способностью говорить. Например: Ах ты, рощица, ты моя зеленая! Чем же ты, рощица, изукрашена? Изукрашена разным ягодам, Я калиною да со малиною, Черной ягодой смородиной… / «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II /. Способы создания олицетворения с помощью антропоморфных глаголов, атрибутивных характеристик (определения), приложений также характерны для лирических песен. Степень олицетворения при антропоморфных глаголах усиливает деепричастие, поскольку оно обладает ярко выраженными глагольными признаками: По улицам воробушек попархивает, Красных девушек молодушек засматривает… / «По улицам воробушек попархивает»; Соб. Т.II /; Кричит гагара, на воде сидючи, Красных девушек к себе манючи … / «У меня ли муж водопьяница»; Соб. Т.II /. Структура построения олицетворения в песнях связана, прежде всего с композицией лирических песен, в основе которой лежат «три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/. В лирических песнях широко употребительны повторы. Особо распространен «синтаксический параллелизм, который является формой выражения так называемого психологического параллелизма, когда две параллельно развивающиеся картины находятся в отношении друг к другу как символ к символизируемому» /Лазутин 1965 : 50/. Данный прием усиливает эмоциональное звучание лирической песни. Символическая параллель создает настроение, человеческая параллель конкретизирует данное настроение. Встречаются в песнях и морфологические средства выражения идейно-художественной функции песен. Это прежде всего суффиксы. «Основное назначение слов с уменьшительными суффиксами в лирических песнях – служить средством выражения любви, ласки и нежности» /Лазутин 1965 : 51/. «Поэтический стиль традиционных лирических песен отличается ярким жанровым своеобразием. Если в эпических песнях… различные приемы и средства поэтического стиля выполняют в основном функцию изобразительную, то в лирических песнях их роль главным образом – эмоционально-выразительная» /Лазутин 1965 : 52/. При помощи образного сопоставления создателям и исполнителям народных песен удавалось ярче выражать свои чувства. «Кроме того, эти сопутствующие образы или образы из мира природы в народной песенной лирике как бы срастались с теми человеческими обликами, которые они символизировали. Они дополняли те стержневые образы, которые несли на себе всю смысловую нагрузку песни» /Сидельников 1959 : 49/. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, их страстях, переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы русского народа, показывает жизнь народа в различные исторические периоды. Народная песня – летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни. Влияние народной песни на русскую литературу огромно. Оно проявляется и в созданных крупных характерах, особенно женских, и в развитии так называемой лирической прозы, в трактовке темы «человек и природа», в стилистических элементах. «Русская народная песня – явление уникальное, грандиозное и вечно живое» /Выходцев 1990 : 26/. Мы привели свою классификацию песен, опираясь на имеющиеся в литературе. Так, мы выделяем семейно-бытовые песни, которые включают песни любовной и семейной тематики; трудовые песни; отходнические: бурлацкие, чумацкие, ямщицкие, солдатские; удалые песни – разбойничьи, каторги и ссылки, тюремные; шуточные, сатирические, хороводные песни и песни литературного происхождения. Выявляя композиционные особенности песни, уделяем внимание вариативности песенных сюжетов и такому песенному явлению, как контаминация. Часто встречается такой композиционный тип, как песня-монолог, реже – песня-диалог. Особенностью песни-монолога является наличие обращений, которые, в основном, выполняют риторическую функцию. Характерным для песенной композиции является повествовательная форма, которая как таковая сама по себе встречается редко. В основном этот композиционный тип встречается в сочетании с монологом или диалогом, что является наиболее распространенным композиционным типом. Анализируя каждый композиционный тип, находим, что композиция влияет на восприятие слушателя. Она, соединяясь с содержанием и мелодией, не только участвует в раскрытии характеров героев через события, но и позволяет сопоставить внутренний мир человека с миром окружающей природы. Сюжетную основу, по нашему мнению, составляют социальные мотивы: женитьбы или замужества, неразделенной любви, родительской власти, любви к родному дому и т.п. Антикрепостническая тематика также является характерной для лирических песен, поскольку крепостное право оказывало огромное влияние на семейные отношения. Герои – это выходцы из простого народа: девушки и молодцы из крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием смириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы, переживания, плачи героев. Представители растительного и животного мира также являются героями русских народных лирических песен, но часто их образы символичны. Именно эти образы-символы позволяют глубже понять внутреннюю жизнь русского народа. Анализируя фольклорный текст, находим, что его основой является все же слово. Оно, соединяясь с музыкой, раскрывает внутренний мир героя. Именно сочетание слова и музыки и определяет специфику жанра лирической песни. Каждое слово в песне важно, каждое слово участвует в описании мира чувств, характеров и настроений. Слово в песне изменяет свое значение, которое определяется контекстом. Все это связано с тем, что фольклорные произведения создаются на живом, разговорном народном языке. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. 2. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. – М.: Наука, 1966. – 365 с. 3. Константинова С.К. Семантика олицетворения. – Курск, 1997. 4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1977. – 375 с. 5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с. 6. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965. – 302 с. 7. Лирические песни / Составление, предисловие, подготовка текстов и примечания П.С. Выходцева. – М.: Современник, 1990. – 653 с. 8. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. Пособие для вузов / Под ред. Л.И. Тимофеева. – М.: Гос-е уч.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – 128 с. 9. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. – Т.2, 3. – СПб, 1896, 1897. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |