на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сочинение: Жанровая специфика лирической песни


Сочинение: Жанровая специфика лирической песни

Министерство образования Российской Федерации

Курский государственный педагогический университет

Кафедра литературы


КУРСОВАЯ РАБОТА

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ


ВЫПОЛНЕНА Черниковой Ольгой,

студенткой 41 группы

филологического факультета

ОЗО

 

ПРОВЕРИЛА Гридина Лидия Андреевна,

старший преподаватель кафедры литературы

Курск - 2001


П  Л  А  Н

ВВЕДЕНИЕ

 

СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ:

 

 

 

а) особенности композиции;

 

 

б) основные мотивы сюжета;

 

в) основные герои;

 

         г) поэтика.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 


В В Е Д Е Н И Е

Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувств высокие воспитывают.

М. Ломоносов

Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песни могли родиться только у народа великой души – в мятеже, в тоске по правде и справедливости.

М. Горький

Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры.  При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990 : 7/.

В данной работе мы остановимся на лирической песне. Почему? Потому что, на наш взгляд, именно лирическая песня, позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика – намного позже.

Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики, «раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых песен при их сравнении с необрядовыми» /Круглов 1982 : 133/. В связи с этим у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных, его «манила трепещущая тайна леса, седые камни точно вырастали из земли. Все это, казалось, старо, давно жило и правилось, довлея самому себе, тогда как человек только что начинал устраиваться, распознавая и борясь; за ним лежали более древние, сложившиеся культуры, но он сам пошел от них, потому что везде он видел или подозревал веяние той же жизни. И он представлял себе, что его праотцы выросли из камней, пошли от зверей, зародились от деревьев и растений» /Веселовский 1989 : 102/. Человек невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, «вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль» /Сидельников 1959 : 13/. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. «Древний синкретизм удалялся перед расчленяющими подвигами знания: уравнение молния – птица, человек – дерево сменились сравнениями: молния, как птица, человек, что дерево, и т.п.» /Веселовский 1989 : 106/. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая. Магическое начало утрачивается, разрушается.

«Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к XVI-XVII векам» /Лазутин 1965 : 12/.

Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.

Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что «в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах» /Сидельников 1959 : 3/. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.

Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня – «это народная история, ­– писал Гоголь, – живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» / Цит. по: Сидельников 1959 : 5/.

Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают «краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам» /Сидельников 1959 : 11/.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Песня воодушевляла русских композиторов, обогащая их музыку различными мелодическими оборотами. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Песня живет своей жизнью, и от исполнительского мастерства певца зависит и понимание песни людьми. «Талантливые певцы всегда поют «с душой». В их исполнении чувствуется искренность и непосредственность переживаний. С огромным поэтическим мастерством и художественным вкусом они передают все оттенки человеческих переживаний» /Сидельников 1959 : 18/. Народные певцы имеют не только богатую поэтическую и музыкальную одаренность, но и полную «коробку с песнями» (как сказано одной латышской песенницей). Имея богатый материал, они изменяют, соединяют, расширяют его, складывая тем самым все новые и новые песни. Они наполняют песни великолепными поэтическими сравнениями и образами, взятыми из окружающей природы, соединяют воедино слово и чувство. Искусные певцы ставят задачей не показ своих «певческих способностей», а прежде всего – «знакомство слушателей с песней, с ее художественным богатством» /Сидельников 1959 : 19/.

Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит. «Показывая теневые стороны народной жизни, песня… указывала на истоки, породившие их. Песня способствовала разрушению старых феодальных порядков, домостроевщины в быту, помогала подрывать основы крепостничества и капиталистического строя» /Сидельников 1959 : 15/.

Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Роль песни в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990 : 5/.


СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

 

Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка зрения. Большинство ученых в основу песенной классификации положили тематический принцип.

Так С.Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую. Бытовая песня посвящена первоначально темам любви и семейно-бытовых отношений. Позже в них развиваются и различного рода социальные мотивы, прежде всего –  антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко представлена и нелегкая жизнь дворовых людей.

К социально-бытовой песне С.Г. Лазутин относит также солдатские и рабочие песни, в которых семейные отношения никаким образом не затрагиваются. Сюда входит и так называемая лакейская песня. К солдатским песням тесно примыкают казацкие песни.

С.Г. Лазутин указывает и на существование военно-исторических песен, куда также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен бытовой тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо песен, рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской среде возникают также шуточные, юмористические песни.

К трудовым песням С.Г. Лазутин относит и рабочие песни, в которых главной темой становится тема труда, раскрывающая «взаимоотношения между рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин, предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики и т.п.)» /Лазутин 1965 : 103/.

Богаты сюжетами и близки к любовно-бытовой тематики отходнические песни, возникшие во второй половине XVIII – начале XIX  века. В них девушка просит своего дружка, отправляющегося в Питер, отложить отъезд, но он отвечает, что никак не может. Опечаленная девушка клянется в вечной любви.

До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивой девушки, но с указанного периода в песнях появляется и другой образ – девушки смелой, боевой, решительной.

Выделяет также С.Г. Лазутин и городские песни, названные мещанским романсом, главной темой которых является несчастная любовь.

Тематика фольклорного произведения также лежит в основе классификации, предлагаемой А.И. Соболевским. А.И. Соболевский, издавая «Великорусские народные песни», писал: «Печатая песни, мы расположили их в порядке по содержанию. Само собой разумеется, мы руководствовались нашим собственным пониманием песен <…> Конечно, можно было бы разделить песни по группам: «беседные», «хороводные», «игровые», «плясовые», «протяжные» и т.п. Но что бы тогда получилось? Большинство напечатанных нами песен записано без отметки, которая из них «беседная», которая – «хороводная» и т.д., и нам пришлось бы помещать их в ту или в другую группу по своему благоусмотрению <…> Отметки тех из них, которые у нас помещены в нескольких вариантах, очень часто различны. Так, известнейшая песня «Калинушка с малинушкой лазоревый свет» <…> в одном варианте помечена «хороводною», в другом – «обыденною» и в двух – «протяжною» <…> Сверх того, самое значение отметок «хороводная» и т.п., по нашему мнению, очень невелико. Если песня отмечена «хороводною», это указывает единственно на то, что она поется в хороводе; последнее нисколько не мешает ее употреблению в «беседе», на свадьбе и вообще во всяком собрании молодежи <…> Понятно, при таком положении дела распределение песен по группам невозможно» /Цит. по: Круглов 1982 : 7-8/.

Существует и другая классификация песенного творчества – по функции. Она представлена К.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре основных жанра: песен заклинательных, игровых, величальных и лирических» /Давлетов 1966 : 251/. К лирическим песням он относит, например, любовные, семейные, или солдатские, рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает на то, что именно лирические песни подверглись историческому изменению. Также им выделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном – бурлацкие, студенческие песни.

Существует также и следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам относятся песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.).

Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше.

1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие:

а) бурлацкие;

б) чумацкие;

в) ямщицкие.

Мы считаем, что в данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим:

а) разбойничьи;

б) каторги и ссылки;

в) тюремные.

5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные.

6. В особую группу относим песни литературного происхождения.

Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно-выразительных средств.

Особенности композиции

 

Важную роль в лирической песне играет композиция.  Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация.

Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по содержанию, мелодии, напеву и т.д.

Часто контаминированный текст песни носит отпечаток той среды, в которой он бытовал или бытует (песня «Лучинушка»). Песни вступают в контаминацию на основе их идейно-тематической близости, «и такие контаминированные тексты одновременно являются показателем и разрушения, и своеобразного развития этих песен» /Лазутин 1965 : 83/. Но нередко вступают в контаминацию и песни, различные по сюжетам, но близкие по своим образами. Это в основном песни, изображающие образы нерадивых, ленивых и легкомысленных жен. В контаминацию могут вступать отдельные картины и мотивы песни. Чаще из песни отделяется зачин.

Итак, о композиции. Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора» /Сидельников 1959 : 41-42/.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

/«Вы не дуйте, ветры буйные»; Соб. Т. II/;

Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-монолог – это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.» /Лазутин 1965 : 34/. Нередко песня-монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.

Мысли мои, мысли, мысли дорогие,

Скажите вы, мысли, про мое несчастье:

Долго ли нам жити в печали-напасти?

Печальное сердце беспрестанно тужить,

Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…

 / «Мысли мои, мысли, мысли дорогие»; Соб. Т.III/

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. «Символические обращения в конечном счете определяют живых адресатов, действительных участников обряда, несимволические же обращения (или риторические), как правило, относятся не к человеку, а к окружающему его миру» /Курглов 1982 : 165/.

Обращения в песнях имеют характерную для лирических песен особенность: они всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. «Обращения нередко строятся при помощи анафоры» /Круглов 1982 : 166/ (единоначалие).

Второй тип композиции песни – диалог. Это, на наш взгляд, наиболее архаичная композиционная форма. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

/ «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II/.

Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:

Нет ли де здесь таковых-то людей,

Кто бы распорол мою белую грудь

И кто бы посмотрел ретивое сердце?

«На что пороть твою белую грудь,

На что смотреть ретивое сердце…»

                                     / «Кабы на цветы не морозы»; Соб. Т.III/

Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.

В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии. Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно «нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер. Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами  и т.п.» /Сидельников 1959 : 42/.

Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Над ней вился млад ясен сокол;

Он ушиб-убил лебедь белую

/ «Как по морю-морю синему»; Соб. т.II/;

По улицам воробушек попархивает,

Красных девушек молодушек засматривает

/ «По улицам воробушек попархивает» ; Соб. т.II/;

Садилася птичка-ласточка

Красной девке на окошечко,

Слушала-выслушивала

/ «За долом, долом» ; Соб. т.II /.

Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/.

         Вы не дуйте, ветры буйные,

         Над моим над новым сеням,

         Над высоким теремочком,

         Над косящатым окошком!..

/ «Вы не дуйте, ветры буйные» ; Соб. т.II /;

         Сосенка, сосенушка зелененькая!

         Чего ты, сосенушка, не зеленая?

         - Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..

/ «Сосенка,          сосенушка зелененькая!» ; Соб. т.II/.

         Из-за лесу, лесу темнаго,

Из-за садику зеленаго

Выходила туча грозная…

«Ты лети-ка, мой соловьюшко,

На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкой поклон…

                            / «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб.т.III/.

Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда «отдельные картины песни связываются между собой цепочно» /Аникин, Круглов, 265/. То есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.:

         Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,

От чего же ты, хмель, зарождаешься?

Зарождалася хмель от сырой земли,

Подымалася хмель по точиночке вверх…

/ «От чего же ты, Хмель, зарождаешься?» ; Соб. т.II /.

Следует отметить, что важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент «всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог» /Лазутин 1965 : 38/.

Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. В этом состоит сущность лирической повествовательности. «Часто песни начинаются со своеобразного введения-описания» /Круглов 1982 : 147/. При изложении содержания песни от первого лица перед нами раскрываются картины жизни того персонажа, от имени которого ведется повествование.

Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и  в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.