на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Церковь как социальный институт


Отношения церкви и государства, регулирование всех сторон жизни Русской Православной Церкви и других конфессий — было одним из центральных мест в “Своде законов Российской империи” и основой канонического права Русской Православной Церкви. После Декрета об отделении церкви от государства каноническое право перестало быть таковым, поскольку вся внутренняя жизнь церкви перестали регулиро­ваться нормами, санкционированными государством. Зачастую фор­мально эти нормы оставались прежними, но их социальный статус из­менился. [4, с.123]  Естественно, понизился и социальный статус церкви как социального института.

Русская Православная Церковь, как и другие конфессии, дейст­вовавшие в стране, считались контрреволюционными организациями. Вследствие этого последовали жестокие репрессии и физическое унич­тожение большинства священников и почти всего епископата Русской Православной Церкви. К началу 40-х годов церковь фактически оказа­лась разграбленной и разгромленной — количество религиозных объе­динений исчислялось единицами. Лояльность Русской Православной Церкви по отношению к государству, а также ее патриотическая дея­тельность в годы Великой Отечественной войны сыграли решающую роль в активизации взаимоотношений между государственными органами и церковью. Осенью 1943 г. под давлением обстоятельств были приняты решения о возобновлении деятельности духовных школ, издании перио­дической печати для верующих, созыв архиерейского Собора и избра­нии патриарха. [9, с.210]  Это было результатом возросшего автори­тета церкви в обществе.

Годы перестройки и события последнего десятилетия существенно изменили положение Русской Православной Церкви в обществе. Были устранены многие деформации в отношениях государства и церкви, были приняты сначала Закон СССР “О свободе совести и религиозных организациях”, а затем Закон Российской Федерации “О свободе веро­исповеданий” и Федеральный закон “О свободе совести и о религиоз­ных объединениях”.

2.2.       Особенности современной Русской Православной Церкви

Как специфический социальный институт церковь включена в оп­ределенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодейст­вует с государством, политическими партиями, общественными органи­зациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатиро­вать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды от­ношений. Кроме этого, церковь постоянно взаимодействует с массой верующих, над которыми она возвышается как особый институт духов­ной власти.

В соответствии с Федеральным законом “О свободе совести и о религиозных объединениях” Русская Православная Церковь зарегистри­рована в государственном реестре религиозных организаций РФ за но­мером 1.[1]  Русская Православная Церковь является одной из ряда ав­токефальных (самостоятельных) православных церквей. Православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протес­тантизмом) христианских направлений. Для нее, как и для всех пра­вославных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное открове­ние, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов — неизменных истин, также являющихся ре­зультатом божественного откровения. Основные из этих догматов сле­дующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат ис­купления.

Отличительной особенностью Русской Православной Церкви явля­ется то, что она со времени первых семи вселенских соборов не до­бавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католи­ческой церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности перво­начальному христианству. [2, с.139]

Если католическая церковь давно перешла с латыни на нацио­нальные языки, то наша церковь до сих пор продолжает вести службы на древнерусском языке. Кроме того, Русская Православная Церковь до сих пор использует юлианский календарь, из-за чего основные ре­лигиозные праздники в христианской среде, использующей григориан­ский календарь, не совпадают. [1]

В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к “собору”. Под “собором” прежде всего, понимается духовное еди­нение людей на основе их идеалов и ценностей. Соборность, согласно известной формуле Хомякова, это “свободное единство в любви”. Но это только одно из определений соборности. Можно также сказать: соборность — это максимальное единство при наибольшем разнообра­зии. Соборность есть одновременно и природа церкви и ее задание. Цель спасения: собрать все человечество воедино, восстановить Адама, не мечем, не принуждением, а любовью в свободе и истине. [8, с.183]

Православию чужд теологический рационализм католицизма. Ис­тина в православном учении дается человеку как “благодать”, она переживается не столько разумом, сколько “сердцем”.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отно­шения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви.

Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хо­рошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоз­зрения и взглядов на многие социальные явления. Отсюда вытекает заинтересованность государства и церкви в совместных действиях по формированию в нужном направлении сознания людей. В государст­венно-церковных отношениях, которые являются одним из видов обще­ственных отношений, можно выделить ряд отдельных сторон и взаимо­связей, т.е. различных граней. Наиболее существенными аспектами отношений между государством и церковью являются экономические, правовые, социально-политические и некоторые другие. И хотя цер­ковь отделена от государства, федеральный бюджет на международную деятельность Русской Православной Церкви в 1997 г. предусматривал 2,2 млн. долларов на содержание представительств и церковной не­движимости за границей.[2]  Ощущая за спиной поддержку властей, еще недавно сама гонимая Русская Православная Церковь начинает при поддержке госаппарата выступать против других конфессий, склоняя власть на более жесткие меры против “нетрадиционных” религиозных конфессий. [1]  И хотя представители церкви говорят: “мы вне поли­тики”, но в жизни все чаще представители Русской Православной Церкви выступают в качестве публичных политиков. О возросшей поли­тической роли Русской Православной Церкви свидетельствует и тот факт, что имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия II посто­янно упоминается в списках ведущих политиков России.[3]  Сегодня цер­ковь — хоть и уважаемая, но общественная организация. Патриарх Алексий и иерархи церкви неоднократно заявляли, что не желают се­годня возвращаться к статусу государственной религии. Синод даже запретил духовенству участвовать в выборных органах власти. Это, по их мнению, могло бы привести к сращиванию духовенства с россий­ским истеблишментом, за действия которого церкви пришлось бы в глазах общества отвечать.[4]

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возни­кающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориенти­руют церковь на повышение нравственного потенциала человека. За последние годы заметно возросла активность церквей, духовенства, околоцерковного актива в различных сферах общественной жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась проповедниче­ская, благотворительная деятельность, резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность. Ведется строительство новых церквей, реставрируются прежде закрытые сооружения. Большую поддержку оказывают церковным организациям государственные органы, общественные организации. За последние годы церквам переданы из государственных музеев священные реликвии.

Религиозные центры активизируют свою деятельность по повыше­нию профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ори­ентации на рост моральных и духовных качеств. Принят новый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы. [2, с.140]

3.          Религиозная ситуация в современной России

В минувшие десятилетия 20 века, практически в течение всего послереволюционного периода религия в России находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена прежде всего, объективными социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, ходом процесса секуляризации, приводившим к по­степенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния и связей с обществом, к отходу от религии значительных масс числа людей, к существенному сокращению ее вос­производства в новых поколениях.

Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно ко­роткий срок в последнее десятилетие. Существенно вырос обществен­ный престиж религии и церкви. Изменились в их пользу настрой обще­ственного мнения. Поддержку и одобрение как государственных орга­нов, так и общественности встречает деятельность религиозных орга­низаций на ниве благотворительности и милосердия. В средствах мас­совой информации широко распространены публикации о деятельности разных конфессий и их религиозная пропаганда. Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представи­тельные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и цере­моний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается об­ращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеи­стами. Наряду с традиционными для России конфессиями (христианство, мусульманство и буддизм) широкое распространение получили нетрадиционные религии и формы верований, мистика, ок­культизм, всякого рода суеверия.

Исходя из этих фактов, можно сделать вывод о том, что совре­менная религиозная ситуация характеризуется:

·    во-первых, тем, что высвободившие из-под влияния администра­тивно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и сво­боды совести,

·    во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного уче­ния,

·    в-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с возрождением народных обычаев, традиций, праздно­ваний и ритуалов,

·    в-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопро­вождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.

Социологический анализ современной религиозной ситуации не может обойтись без соответствующей интерпретации. Специфика функ­ционирования религии проявляется в тех религиозных отношениях, ко­торые складываются в процессе религиозной деятельности людей. Влияние и распространение их в системе общественных отношений за­висит от того, какое место занимает религия среди других социальных институтов общества и какое влияние оказывает на все сферы общественной жизни. Поэтому важной характеристикой религиоз­ной ситуации является религиозность населения. В социологии рели­гии принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен:

·    религиозная вера (идентификация себя как верующего человека),

·    религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совер­шении обрядов и таинств),

·    принадлежность к определенной религиозной конфессии.

Строго говоря, подлинно верующим может считаться лишь человек, об­наруживающий устойчивые признаки всех трех составляющих религиоз­ности. Степень религиозности указывает на то, каково влияние рели­гии на индивида или группу; уровень религиозности — на то, каково соотношение религиозных и нерелигиозных индивидов в обществе, в той или иной социальной группе. Проводимые в последние годы социо­логические исследования динамики религиозности показали, что в России проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Наиболее рельефно эти процессы проявляются в быстром и внушительном росте религиозных объединений в современном российском обществе. В тоже время следует отметить противоречи­вость этих процессов, существует разрыв между верой в Бога (как состоянием сознания) и культовым поведением (как выражением этой веры). Социологические исследования показали, насколько огромен этот разрыв — на территории бывшего СССР в начале 90-х годов в Бога верили 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%. [7, с.378, 384]

В России сегодня не существует официальной статистики член­ства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от гра­ждан заявлений о религиозной принадлежности. С точки зрение соци­ально пассивной религиозности, в масштабах всей России наиболее заметны две конфессиональные традиции — православие и ислам. С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, можно выделить три больших конфессиональных массива (Русская Православ­ная Церковь, другие христиане, мусульмане), а также религиозные меньшинства и новые религиозные объединения.

Русская Православная Церковь на территории России имеет 74 епархии, 7,4 тыс. приходов. По социологическим данным, верующих, сознательно вовлеченных в церковную дисциплину — 2,5-3% от всего населения. Относительно стабильно посещают храмы около 7%. Назы­вают себя православными почти 50% населения, но без постоянной во­влеченности в церковную жизнь. [3]

Мусульмане не имеют единой структуры, в России зарегистриро­вано свыше 40 духовных центров и управлений. Число явных и потен­циальных мусульман достигает 15%, хотя практически верующих, по социологическим данным, — 3-4% всего населения. При этом следует заметить, что у мусульман переход от пассивной религиозности к ак­тивной значительно проще, чем в православии. [3]

Среди других христианских конфессий в России действуют:

·    Православные других юрисдикций: Российская Православная Свобод­ная Церковь (цент в Суздале), отделившаяся в 1991 г. от Русской Православной Церкви, — 7епархий, 103 прихода. Истинно-Православ­ная Церковь (катакомбная), образовавшаяся в результате разруше­ния централизованной структуры Церкви в 1927 г., — 4 центра, 50 зарегистрированных общин (есть незарегистрированные).

·    Старообрядцы (разных толков) — 5 центров, 177 общин, есть и не­зарегистрированные.

·    Римско-католическая Церковь — 2 епархии, 204 общины.

·    Протестантские конфессии — 2 тыс. зарегистрированных и до 1,5 тыс. незарегистрированных общин, общая численность до 1 млн. от­носительно активных членов. В отличие от православия членство в общинах сознательное и фиксированное (свыше 90% баптистов и пя­тидесятников — этнические русские).

Кроме того, на территории России действуют другие религиозные организации:

·    Религиозные меньшинства, имеющие исторические корни, но незначи­тельное количество последователей: иудеи — 3 центра, 82 общины, буддисты — 7 центров и 135 общин, толстовцы — 2 общины, духоборы — 2, молокане — 16, трезвенники — 5, язычники — 12, зороастрийцы — 2 общины, многие секты (как скопцы и хлысты) существуют без регистрации.

·    Новые религиозные объединения: отечественного происхождения (церковь Виссариона — 8 общин, “богородичники” — 9); и привне­сенные из-за рубежа, наиболее крупные, — “Свидетели Иеговы”, “Общество сознания Кришны” и Церковь объединения Муна. [3]

Россия конституционно гарантировала всем гражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и установок отдельных индиви­дов и их различных социальных общностей — семейных, территориаль­ных, национальных и т.д. В этих условиях резко усилилась актив­ность религиозных организаций и традиционных для России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддий­ских) и нетрадиционных. Среди прочих причин роста религиозности — причины, связанные с особенностями переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства населения, нарастание в различных группах настроений неуверенности, незащищенности и тре­вожности. В такой социально-психологической среде быстро возрас­тает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, проис­ходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глу­боким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внеш­них, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг и икон, посещение богослужений и т.д.). Религи­озная вера воспринимается многими как реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. [7, с.380]  Разумеется, на рост числа верующих повлияла и легитимиза­ция религии и церкви, что позволило открыто проявлять свою религи­озность, ранее скрываемую. Но религиозная идентификация ново ве­рующих чаще всего оказывается результатом не религиозной, а свет­ской культуры, следствием спонтанных духовных поисков и устремле­ний индивидов, ищущих надежной опоры в изменяющемся, находящемся в глубоком кризисе современном обществе.

Своеобразие современной религиозной ситуации в стране заклю­чается в том, что с ростом приверженцев определенных конфессий, растет число людей, склоняющихся к принятию веры как таковой, они верят не в Бога, а в сверхъестественные силы. Часть из них иденти­фицирует себя с православием, католицизмом или другими традицион­ными для России конфессиями, но в большинстве своем — это люди с неопределенным, эклектическим мировоззрением, с повышенным интере­сом к восточным религиозным учениям, к спиритизму, парапсихологии, астрологии.

Итак, первым направлением социодинамики религиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при сла­бой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных, не имеющих четких границ типов “квазирелигиозного” сознания. Его носители — люди, частично ото­ждествляющие себя с верующими. Следующая тенденция, характерная для “новой религиозности”, связана с широким распространением не­традиционных верований. В настоящее время в нашей стране зафикси­ровано несколько таких направлений: неохристианство, нетрадицион­ные культы восточного происхождения, нетрадиционные оккультные секты, секты тоталитарного типа (“Аум Сенрике”, “Белое Братство”), сатанизм, и др. [7, с.386]  Новый закон “О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях” предполагает перерегистрацию религиозных организаций России и призван поставить заслон таким тоталитарным сектам.

Исторически сложившаяся многоконфессиональность России пред­ставляет реальную свободу выбора веры. Предлагая широкие возможно­сти реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каж­дому верующему.

Современный мир, в жизни которого возникло немало острых про­тиворечий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсе­нала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, дейст­вительного равноправия, подлинной свободы, материального благопо­лучия и духовного богатства личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех соци­альных институтов, в том числе и церкви. В 1997 г. социологические опросы показали, что армия и церковь занимают два первых места по доверию среди россиян. Мы видим ряд усилий церкви по “собиранию умов”. Это Рождественские чтения, Православные чтения в Академии МВД, Конференция по здоровью нации, формирование факультетов пра­вославной культуры в элитных учебных заведениях вооруженных сил, международные акции Фонда единства православных народов и т.д.[5]

Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную цен­трализованную и иерархическую систему. Кроме того, это — устойчи­вый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность лю­дей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в за­висимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая; компенсаторная; интегрирующая. Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

С одной стороны церковь функционирует в обществе как гармони­зирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сло­жившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дес­табилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высо­кий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традицион­ным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отно­шения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Офор­мившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Пра­вославная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государ­ством и его различными структурами, представляя собой хорошо отла­женный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.

ЛИТЕРАТУРА:

1.   Луцкевич В.  Опасное сближение государства и церкви //“Известия” №76, 1995г.

2.   Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.- 368с.

3.   Полосин В.  Население России и вера в иное //“НГ- Религии” №2, февраль 1998г.

4.   Радугин А.А., Радугин К.А.  Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.- 160с.

5.   Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н.  Религиоведение: социология и психология религии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 672с.

6.   Смелзер Н.  Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.- 688с.

7.   Социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998.- 560с.

8.   Струве Н.А.  Православие и культура - М.: Христианское изд-во, 1992.- 337с.

9.   Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- 384с.


[1] Церковь прошла перерегистрацию //“Новые Известия” 27.11.98г.

[2] Бедеров И.  Гриф “Секретно” против российского орла //“Новая Газета” №3, 25-31 января 1999г.

[3] Ведущие политики России в 1998 г. и за последние 6 лет //“Независимая Газета” 2.04.99г.

[4] Комаров Е.  Страсти по “ризнице”. Русская православная церковь пытается повернуть еще одну финансовую реку //“Новые Известия” 19.12.98г.

[5] Морозов А.  Внутренняя и общественная жизнь церкви в зеркале уходящего года //“НГ- Религии” №12, декабрь 1997г.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.