на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко


          С государственно-политическим делением Европы 17 в. связано и разделение ее по религиозным признакам. Бурные реформационные движения прошлого столетия – там, где они одержали верх над католицизмом, – приняли теперь характер официально господствующих религиозных доктрин. Лютеранство в ряде областей Германии и в Скандинавских странах, кальвинизм в Голландии и Швейцарии, английская церковь отторгли у католицизма обширные территории с богатыми и могущественными государствами. Тем ожесточеннее отстаивает католическая церковь свои позиции, тем с большей целеустремленностью и планомерностью переходит она в наступление, пытаясь закрепить свое влияние всюду где это возможно. Она полна решимости увеличить сферу своего воздействия не только вширь, распространив ее на новые земли и народу, причем не в одной лишь Европе, а во всем мире, но и вглубь, стремясь проникнуть в решающие звенья государственного управления в странах, оставшихся верными католицизму, и что еще важнее в души людей. Такова цель политики контрреформации, тень которой со времен Тридентского собора (1545-1563) падает на общественную и культурную жизнь всех европейских католических государств.

          Отмечая в 17 веке более четкую, чем прежде, выявленность социальных тенденций и закрепления в европейских государствах определенных форм общественного строя, следует обратить внимание и на некоторые другие исторические особенности данной эпохи, во-первых, на сложность общей картины социального развития. Наличие уже сформировавшегося крупного очага буржуазного общественного уклада в системе Европейских стран, на пример, Голландия, и параллельное существование старого и нового укладов в рамках единого государства, когда с общественным сословием, набирающий все большую силу, впрочем как это было во многих других странах, сообщает социальной эволюции самые разнообразные, подчас резко противоречивые формы правления и ускоряет ее темп. Такое ускорение темпа принципиальности отличает завершающий этап феодального строя от его более ранних стадий с их застоем или замедленным развитием.

          Внутренняя и внешняя политика абсолютной монархии все более жестоко связывалась с узкосословными интересами дворянства и подчинялась им вплоть до полного отождествления с ним, что означало в исторической перспективе закат формации и ее разложения  но развитие торговли, мореплавания военного дела, промышленного производства обусловливало рост техники и создавало экологические предпосылки для развития естествознания, математики, механики. Интересы развивающейся буржуазии были направлены на овладение природой и разрушение устаревших форм общественной жизни, утверждение рационалистического сознания, восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену ему традиционному, теологическому мировоззрению. Началось буржуазное просвещение умов, оказавшиеся в большинстве стран Европы идеологической подготовкой грядущих общественных потрясений – формационного характера преобразований в ходе целой полосы буржуазных революций – 18-19661.

          Другая особенность данного исторического этапа – установление более тесной, более активной взаимосвязи между различными частями Европы. Теперь уже невозможна прежняя степень локализации крупных межгосударственных конфликтов, а тем более революционных явлений, – воздействие подобных сдвигов переживает в той или иной мере весь континент. Так тридцатилетняя война 1618-1648 гг. стала узловой политической ситуацией для всей Европы на протяжении первой половины века, постепенно втянув в орбиту своих драматических событий множество стран – Австрию, Чехию, Венгрию, все области Германии, Данию, Швецию и Францию, роковым образом отразились на судьбах из них (Чехия, Германия) и возвысив другие (Швецию, Францию) точно также победа буржуазной революции в Северных Нидерландах отнюдь не осталась явлением местного порядка – она решительно изменила соотношение сил в экономической и  государственно-политической сфере во всей Европе первой половине 17 века. А успех буржуазной революции в такой крупной державе, как Англия, заложил предпосылки для громадного экономического перевеса и важной политической роли этой страны в последующие два столетия. Если прибавить, что на 17 век приходится захват европейскими державами основной массы колониальных владений и рост влияния могущественных колониальных держав на страны других континентов, то станет очевидным подлинно мировое значение событий европейской истории 17 века.

          Что касается мироощущения человека то прежде  всего 17 век кладет конец той патриархальности жизненного уклада, которая в избытке существовала в средние века и в определенной форме давала себя знать в эпоху Возрождения. Эти патриархальные черты были связаны с живучестью старых, восходящих к очень давним временам обычаев и воззрений и выражались в неполной поглощенности человека формами государственности, классовых отношений, религиозными догмами то есть во всем том, что позволило ему сохранить в себе нечто от «естественных» человеческих качеств, избежать полной своей закрепощенности санкциями свыше.

          Разумеется конечно, степень значимости и сам характер проявления этих моментов в средневековье и в эпоху Возрождения были различными. В средневековье больше дают себя знать результаты общественной и духовной незрелости, в ренессансное время – решительный разрыв с консервативной инерцией прошлого, с освященными веками взглядами и традициями конкретной перелом, который составляет существо эпохи Возрождения, имел своим важнейшим последствием эмансипацию человеческой личности, обретение ей подлинного самосознания и в идеале – освобождение ее от всех оков, максимальное развитие ее лучших способностей. Таковы были антропоцентрические представления в эпоху Ренессанса. Они в первую очередь дают себя знать в оценке человеческого места в обществе. Свое духовное раскрепощение ренессансный человек воспринял в определенной мере и как свою внутреннюю свободу от всяческих представлений, налагаемых на него разными видами власти. Найдя опору прежде всего себе, он ощутил безграничность своих сил.

          В противовес этому в 17 веке мы наблюдаем торжество различных форм общественной организации, будь то строгая государственная регламентация в абсолютической державе зрелого типа либо же невидимые, нефиксированные официально, но столь же неотвратимые в совей безжалостности законы буржуазного общества. И в том и в другом случае люди 17 столетия находятся в тисках уже сложившихся социальных отношений2. Соответственные перемены происходят и в общественном сознании. Человек, в недалеком прошлом мнивший себя хозяином совей воли и своих поступков, отныне оказывается в плену множества объективных обстоятельств. Еще недавно он видел себя центром мира и действовал согласно собственным побуждениям, теперь он только малая часть некоего общественного целого, противостоять законам которого бессилен.

          Именно теперь появляется некая непреодолимая преграда между личностью и обществом как причина их взаимного отчуждения – качество, которое в полную свою меру станет печальным достоянием более поздних этапов нового времени, но впервые во всей роковой неизбежности открывается между отдельным человеком и общественной средой – диссонанс, ставший отныне неотъемлемым признаком эволюции классового общества. Правда духовный конфликт между личностью и обществом можно было наблюдать и в прошлые времена, но теперь этот конфликт обретает несравненно более широкую форму, в той или иной мере, в разных аспектах, по равно обязательно распространяясь на представителей различных социальных кругов.

          Ощущение фатальной неодолимости, стоящих вне человека, имеет своей оборотной стороной нарастание индивидуалистических тенденций, отделение человека от окружающей его общественной среды, погружение его в свой внутренний мир. Из представлений людей 17 века исчезало чувство своей личной сопричастности к происходящим в мире событиям эпохального порядка между тем как их ренессансными предшественником было присуще сознание своей неразрывной связи с переживаемыми ими историческим сдвигом. Возвеличивание человека в искусстве Возрождения на первый взгляд может показаться не вполне объективно передающим его истинное положение в исторической действительности того времени, слишком часто ставившей его идеалом всякого рода препятствиям. Но это возвеличивание истинно и объективно в более широком плане – как одно из немногих в мировом искусстве проявлений подлинного масштаба свободного, духовно раскрепощенного человека, как раскрытие всей меры его творческого потенциала. В противовес этому в мировосприятии 17 века утрачивается чувство безграничного могущества человека как личности, появляется сознание определенного предела его возможностей, поскольку теперь эти возможности должны быть соотнесены с реальными условиями его общественного бытия. Точно так же и в искусстве 17 века человек выступает в более «объективизированном» соотношении с конкретными обстоятельствами его жизни и окружающей его среды.

          Этот решительный шаг к более трезвым оценкам, как и вообще нарастающая активность вторжения в реальность и тесная связь с нею, ощутимы в 17 веке во всех сферах духовной культуры, и прежде всего в науке. Постижение мира во всей его бесконечной сложности будь то мир физический или мир социальный, то есть человеческое общество лишь соотнесенность между миром и человеком.

          Как известно, именно Ренессанс открыл после многих столетий мистифицированного состояния человеческих знаний, пути для подъема и развития подлинной науки. Но своего настоящего самоопределения наука достигла лишь в 17 веке. В эпоху Возрождения духовная культура выступала еще во всей своей ценности, в особой слитности многих форм.  Для нее, в частности, было в очень высокой степени характерно единство научного и художественного постижения реальной действительности. Искусство и наука в ту пору как бы дополнили друг друга: у ренессансных ученых эмпирические наблюдения и логические выводы совмещались с художественно-образной подосновой многих их догадок, в свою очередь художники того времени видели в факторах и выводах науки необходимую базу для своего искусства. Недаром в эпоху Возрождения часты случаи объединения в одном лице художника и ученого.

          Семнадцатый век не утрачивает тенденции к синтезу в своих общих научных концепциях и в различных областях художественной деятельности, но сравнительно с Возрождением теперь все-таки гораздо сильнее выражена тенденция противоположного порядка – расчленение всей сферы духовной культуры на ряд отдельных разделов, каждый из которых подвергается более углубленной и дифференцированной разработке.

          Наука четко отделяется от художественного творчества, а каждое из этих двух основных подразделений духовной культуры в свою очередь дробится на множество областей, которые в большей мере, чем прежде, обретают свою самостоятельную специфику. Но тем не менее все эти многочисленные разделы научного исследования и творческого созидания сами по себе отнюдь не изолированы друг от друга какими-то непроходимыми барьерами, - скорее, наоборот, как явления одной и той же эпохи они в чем-то тесно соприкасаются между собой, а подчас вступают в активное взаимодействие. Но взаимодействие это образует несравненно более сложный тип общего культурного единства, нежели в ренессансное время.

          Соответственно этому формируется иной тип творческой личности. 17 столетие дало миру очень большое число замечательных художников и ученых, но оно уже не могло сочетать великого ученого и великого художника в одном лице. Например в искусстве, теперь значительно реже, чем в ренессансную эпоху, мы встречаем мастеров, с равными успехами подвизающихся не в одной, а одновременно в двух или в трех основных областях пластических искусств архитектуре, скульптуре, живописи. Но ярче выражен в 17 в. универсализм в людях науки, поскольку тенденция к строгой специализации еще не выявилось в ту пору так отчетливо, как в последующие времена. Общий подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей, расширению и углублению представлений о природе и вселенной. В это время как для ученых эпохи Возрождения установление закономерностей и явлений основывалось на опытном наблюдении единичного, индивидуального. Мыслители 17 века исходили в своих научных теориях их целостных систем и взглядов на мир.

          Вообще нужно отметить, что в 17 веке вся наука в целом была далека от цеховой замкнутости, от абстрактного стремления к чистому знанию; сами исследователи подчеркивали ее связь с практическими потребностями своего времени.

          Естественно, не меньшее значение новые данные науки имели для формирования мировоззрения людей того времени. Эволюция философии в том столетии свидетельствует об отходе от стихийно-поэтических представлений эпохи Ренессанса к законченным системам, к четким построениям, пытающимся дать строгое обоснование новым взглядам на мир, на человеческое общество, на законы мышления.

          17 век предстает перед нами как эпоха великих мыслителей, являющая собой чрезвычайно сложную картину и идеалистических идей. Главные вехи на пути, начало которому было положено философией Бэкона, своим ярко образным отношением к миру еще связанной с ренессансом, – это рационализм Декарта и система Спинозы, провозгласившего природу причиной самой себя. Завершает эпоху два мыслителя: Лейбниц с его динамической теорией мироздания, состоящего, согласно его учению, уже не из пассивных атомов, а из бесчисленного множества деятельных субстанций. Монад, и Локк – сенсуализм, которого закладывает фундамент для материалистических воззрений и свободомыслия3.

          Нидерланды входили в состав Бургундского государства, а после его распада в 1477 году в результате династической унии перешли под власть Габсбургов. С 1516 года Нидерланды стали составной частью империи Карла V Габсбурга. После отречения Карла V Нидерланды вошли в состав владений Филиппа II Испанского. На территории Нидерландов был создан разветвленный чиновничий аппарат. С помощью него Филипп II и его предшественник стремились установить абсолютистские порядки. Однако этот аппарат не смог еще целиком подчинить себе исторически сложившиеся в стране сословно-представительские учреждения и местные органы самоуправления. Только собиравшиеся по указанию наместницы Генеральные штаты, где главную роль играли феодальная аристократия, высшее духовенство, городской патрициат и богатое купечество, могли давать распоряжения о сборе налогов и утверждать важнейшие законы. Так же не только вся страна в целом, но и каждая провинция и город обладали особыми вольностями и привилегиями, которые они ревностно старались охранять от воздействия произвола королевских чиновников.

          Северные провинции экономически тяготели к главным портам Голландии и Зеландии – Амстердаму, Мидделбюрху и другим. Голландия и Зеландия располагали крупными и хорошо оснащенным морским флотом, так же здесь было развито судостроение и смежные с ним отрасли производства.

          Сохранились многие феодальные пережитки, которые затрудняли развитие капиталистических отношений. Многие мелкие ремесленники и крестьяне разорялись под тяжестью налогов, притяжений скупщиков. Улицы заполнили толпы бродяг. В мануфактурах и домашних мастерских царила беспощадная эксплуатация. Развитие капитализма сочетавшееся с сохранения феодального и иноземного гнета приносило народным массам неисчислимые бедствия народ волновался и видел главную причину своих несчастий в засилье испанцев, католической церкви и дворянах. Недовольство так же зрело и среди буржуазии, дальнейшее развитие которой становилось невозможным в существовавших политических условиях.

          Перерастание революционной ситуации было предопределено реакционной политикой правительства Филиппа II. Этой политикой Филипп II нанес большой урон по экономике Нидерландов. Была прекращена торговля с испанскими колониями и с Англией из-за враждебных отношений ее с Испанией; свирепствовали инквизиции, устраивались массовые казни против еретиков. Но несмотря на все это особенно в промышленных городах и деревнях Фландрии, Брабанта, Голландии и других провинциях стал широко распространяться кальвинизм, который давал религиозные обоснование притязаниям буржуазии на руководящее положение в обществе. Все эти  причины и ухудшение революционной ситуации в обществе привело в 1566 году к революции в результате которой Нидерланды были поделены на две части. Южные провинции не смогли противостоять Александру Фарнезе – испанскому наместнику, в отличие от северных. В отличие от южных провинций на севере Нидерландов Утрехтская уния, которая давала право Генеральным штатам устанавливать налоги, заключать междугородние договора, принимать важные законы, заложила основы республики. Военными действиями и текущими делами ведал Государственный совет. Высшая исполнительная власть и верховное командование войсками осуществлялись правителями – статхаудерами.  И в 1609 году Соединенные провинции подписали с Испанией перемирие.

          В Южных провинциях Испания обеспечила торжество реакции и поражение революции. Долгие годы войны и мародерство расстроили экономику этой территории. Владельцы мануфактур уехали в северные провинции, где положение было более благополучным. А на юге укрепились реакционные и консервативные прослойки бюргерства и купечества в городах, а в деревнях восстановили свое господствующее положение дворяне, связанные своими интересами с католицизмом и Испанией. Также к этому добавилось и то, что народные массы, пройдя через грабежи, насилия, со стороны наемников, репрессии со стороны дворянских мятежников и оранжистов разуверились в самой идеи освободительной войны.

          Таким образом провинции южные остались под юрисдикцией Испании. Была восстановлена власть наместника, который полностью зависел от испанского короля. Было восстановлено католичество в своих правах.

          Контрреформация, в странах, где победила католическая церковь пошла по непредвиденным путям развития. «Крестовый поход» предпринятый  Ватиканом, дабы провести внутренние преобразования и противостоять распространению протестантизма, проявился в самых разных формах от возрождения инквизиции до проведения некоторых практических реформ и обращение к мистическим сочинениям святого Хуана де ла Крус и святой Терезы Авильской. Контрреформацию в первую очередь поддержали иезуиты – римско-католический орден, заявивший в себе воинствующей верностью папе и привлекший в свои ряды значительное количество людей волевых и интеллектуально искушенных. Иезуиты возложили на себя ответственность за воспитание молодежи и стали прославленными наставниками на всем континенте. Образовательная стратегия атеистов опиралась не только на преподавание католического вероучения и богословия, в нее входили полная гуманистическая программа Возрождения: латинская и греческая словесность, риторика, логика, метафизика, этика, естественные науки и математика, музыка и даже «дворянские» искусства сценической игры и фехтования. Все это служило развитию ученого «воина Христова», морально устойчивого, широко образованного, критически мыслящего христианина, который может превзойти умом еретиков-протестантов.

          Католическая церковь, усиливая борьбу за удержание своего влияния уповала на такое испытанное средство, как искусство. Культовые сооружения, порождающие воображение на земле, как нельзя лучше воздействовали на внутренний мир человека. Наиболее полно интересам католической церкви отвечала художественная логика барокко и гениальный представитель, житель Фландрии П.П. Рубенс.

          Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и  являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских живописцев 17 века. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии 17 века. И во всех этих жанрах искусства работал Петер Пауль Рубенс. Он был широко известен еще при жизни. Его имя стоит в  одном ряду с именами величайших художников мира – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Веласкеса.

           «Король живописцев – живописец королей» – такая метафора родилась в суждениях современников в Рубенсе и закрепилась за ним в последующие времена4. Все европейские дворы считали за честь принять его у себя.

          Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч картин и бесчисленное количество рисунков.

          Апеллес нашего века5 –  эти слова были в устах современников чем-то вроде неотъемлемого титула Рубенса. Сравнивая его с великим придворным живописцем Александра Веласкеса. «Слава Апеллеса продолжала жить в памяти любителей искусства и критиков долго после того, как его произведения исчезли, став «добычей времени» – пишет Гомбрих и продолжает: – Плиний Старший прославил его как Мастера, который превзошел всех живописцев, кто ему предшествовал, и всех кто за ним следовал, и последующие готовы признать справедливость этого вердикта6. Рассказ Плиния о жизни и произведениях Апеллеса помог установить идеал искусства, объединяющий высшее мастерство в подражании природе с воплощением исключительной чувственной красоты. Традицию Апеллеса продолжил не только Ренессанс; она, как отмечает Гомбрих, дошла до европейского круга культур – до Индии, Китая, и Японии, поскольку нормы изображения видимого мира, которые открывал Апеллес, объективны7.

          Известен рассказ Плиния Старшего о состязании Апеллеса с Протогенесом: кто напишет «более невидимую линию». Э. Гомбрих тонким анализом текста Плиния доказал, что речь на самом деле идет о состязании в умении построить перспективу. Апеллес, не застав дома Протогенеса, оставил как свой знак черную линию на доске. Протогенес, вернувшись, рядом с ней провел коричневую и ушел. Когда Апеллес вернулся, он перекрыл соединение черной и коричневой линии тонкой белой. Перспектива была построена. Протогенесу нечего было делать8. Но живопись обязана Апеллесу не только перспективой. Он создал многие другие, визуальные идеалы, которые применяются всеми живописцами, к какому бы направлению они не принадлежали. Двуединый идеал Апеллеса все равно оставался точкой отсчета, мерой эстетического суждения. Дело историков искусства судить, в каких конкретно живописных течениях претворился двуединый идеал Апеллеса – в данном случае это могло быть искусство Рубенса, в другом – Мунка, в третьем Пикассо. Именно с таким Апеллесом сравнивали современники Рубенса, считая, что он достоин такой почести.

          Многие поколения потомков видели в колористическом богатстве и блистательной  свободе его живописи неповторимый образец этого искусства, некое воплощение его возможностей, уже в 17 веке Роже де Пиль превратил анализ творчества Рубенса в теорию живописного выражения вообще10. Но, пожалуй, еще более ценили его умение выразить высокую мысль в полнокровных образах, изобразить любой сюжет, как дар драматического повествования, многообразия тематики делает Рубенса «Гомером живописи», как с восхищением назвал его Делакруа11.

          Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году 28 июня, в городе Зигене в Германии, куда во время гражданской войны в Нидерландах эмигрировал его отец с семьей. Его отца звали Ян Рубенс. Ян Рубенс был юристом, игравшим некоторую роль в общественной жизни страны. Отец учился в г. Лувене, потом в Падуе и Риме. В 21 год он получил степень доктора гражданского и канонического права в Римском колледже дела Сапиенца. Вернувшись домой, в родной город он был назначен городским советником. В течение нескольких лет он исполнял эти важные обязанности. Вскоре он женился на Марии Пейпелинкс, дочери антверпенского купца. Ян Рубенс сочувствовал протестантизму и когда в Южные Нидерланды приехал испанский герцог Альба ему пришлось эмигрировать. При вступлении в должность герцог Альба тут же стал чинить кровавые расправы с протестантами. После того как были заключены в тюрьму его друзья и к Рубенсу домой прошло извещение, которое гласило «Принимая во внимание что, Вы, Якоб Махаркейзус, были признаны виновным в ереси и укрывательстве еретиков и ввиду этого  принуждены к прибиванию на каторге до тех пор, пока не наступит смерть»13. Они решили немедленно эмигрировать в Германию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.