на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Методика факультатива "Современные тенденции развития русской литературы"


Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата,да и во второй – третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того,как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать “концепцию” доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основа одной-двух обобщающих работ, а “требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников, например: “Макаренковцы в жизни” (реальные прототипы героев “Педагогической поэмы”; их жизненные судьбы) или очерк жизни и творчества одного из молодых поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны (Павла Когана, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого и др.)”[   ; 131] по групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п.

В отличие от вузовского, школьный семинар должен основываться на большем разнообразии видов самостоятельной работы учащихся с учетом разных уровней их общего и литературного развития, разных возможностей и способностей учеников, их склонностей к той или иной деятельности.

5. Содержание факультатива.

Содержание факультатива обычно определяется потребностями общества, общей направленностью его развития, социально-идеологическим содержанием обучения. Кроме того, содержание определяется спецификой учебного заведения.

Так, до начала перестройки всего нашего общества в целом и образования в частности, содержание факультативных курсов определялось конкретными рекомендациями Министерства Просвещения и заключало в себе различные ответвления школьной программы, рассмотренные более широко, углубленно, например: “Русская литература первой половины XIX в., второй половины

XIX в., литература советского периода, литература, посвященная Великой Отечественной войне и т.д.” [    ;234].

После начала перестроечных, реформаторских процессов, которые значительно затронули и образование, содержание факультативов перестало быть столь регламентированным, как ранее. Педагоги получили большую свободу в выборе тем для дополнительных занятий с учащимися, после чего можно наблюдать значительное разнообразие тем. Хотя, в основном, новые, оригинальные формы факультативов разрабатываются методистами с более четкой ориентацией на специальные учебные заведения, как то: гимназии, лицеи с гуманитарной направленностью, углубленным изучением литературы, лингвистических дисциплин и т.д.[    ]. Причем педагогами выбираются темы, имеющие актуальность в современном образовании. Например, для школ с углубленным изучением английского языка предлагаются такие факультативные курсы, как “Американские классики” (Н.П.Михальская), “Английская литература: писатель и время” (Н.П.Михальская)[   ],что значительно расширяет кругозор ученика в литературе, обычаях, мировоззрении англоязычных государств, играющих в настоящий момент в мире значительную роль.

Также популярными становятся факультативные курсы по литературе, совмещенной с краеведением, например: “Литературные традиции Тамбовской земли” (В.Е.Андреев) [     ],что кроме овладения искусством слова развивает в учениках еще и трепетное, уважительное отношение к своей малой родине, усвоение знаний по истории родного края. Таким образом, в последнее время тематика факультативных курсов значительно расширилась, причем часто она сочетается с различными видами искусств или же посвящается истории литературного процесса, что способствует более глобальному пониманию школьниками литературы.   

 

ГлаваII. Факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

Нами разработан факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы, включающий в себя сведения как из теории, так и из истории мирового искусства и, в частности, русской литературы. Его содержание позволяет сформулировать название следующим образом: “Современные тенденции в развитии русской литературы”. Однако, учитывая обширный объем этой темы на современном этапе развития русской литературы, значительное количество литературных течений и методов, их сложность для понимания школьниками старших классов, мы решили ограничиться, лишь тенденциями постмодернистической эстетики в русской литературе.

Однако это направление также достаточно сложно для понимания, требует знания большого объема русской классической литературы, всех его этапов, знания основных философских идей, взглядов XIX и XX веков. Подобный уровень в какой-то мере доступен лишь ученикам одиннадцатых классов, т.к. они ознакомились с основной частью классической и приступили к изучению современной литературы.

Данный курс мы рекомендуем для гуманитарных гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением литературы и истории.

Основная цель курса – познакомить школьников с постмодернистской эстетикой и ее местом, в русской литературе, и, в частности, в литературе.

Задачами курса являются:

1) Знакомство с эстетическими положениями постмодернизма.

2) Анализ и выявление постмодернистских черт в произведениях

    А.Битова, В Пелевина.

3) Обзорное знакомство с произведениями других авторов,        

     работающих с использованием постмодернистских приемов.

4) Рассмотрение творчества поэтов-постмодернистов (концептуалистов,

     метометафористов и др.)

5) Введение литературоведческих терминов “постмодернизм”, “поп-

     арт”, “соц-арт”, “симулякр” и др.

6) Попытка определить место  и роль постмодернистской эстетики в   

    современной русской литературе.

Данный факультатив рассчитан на 35 часов в год (1час в неделю или 2 часа в две недели). Основными формами занятий предполагаются беседе, лекция, практические занятия, семинар, доклады учащихся.

Актуальность данной темы видится в том, что постмодернизм как философия, как эстетика, как мировоззрения  с момента зарождения последние десятилетия приобретает все большее значение в мировой культуре.

В нашей стране первые ростки постмодернизма появились в начале XX века как противостояние авангардной парадигме и как результат прогресса общественной мысли и философии. Постепенно сторонники этой эстетики появляются во многих видах искусства – в литературе, киноискусстве, изобретательном искусстве и др.

С появлением сетей массовой коммуникации, Internet, с усилением в нашей жизни роли компьютеров появилась возможность замены реального мира компьютерной  иллюзией. Таким образом, теперь мы все  в большей или меньшей степени соприкасаемся с виртуальной реальностью, существование которой ставит под сомнение существование действительой реальности. Именно на этом сомнении, как основном принципе и строится все произведения постмодернистской эстетики. К тому же подобный взгляд на мир вскоре станет составной частью нашего мировозрения. Именно поэтому необходимо знакомить школьников с одной из основных философско-эстетических мыслей XX века. При этом необходимо учитывать, что исследователи, философы, филологи, искусствоведы, считают, подобную ситуацию весьма перспективной и значительной для развития русской и мировой культуры, хотя эта проблема пока однозначно не решена.

Мы считаем, что знакомство с постмодернистской литературой, с ее чертами и философией для школьников гуманитарной направленности необходимо, т.к. этап постмодернизма в истории мировой и русской культуры начинает играть существенную роль, хоть и не определенную до конца.

Учитывая сложность темы, предлагаем в процессе факультатива ограничиться знакомством с некоторыми признаками постмодернизма, в основном формальными, а также изложить основополагающие философские взгляды, которые будут наиболее доступны для понимания школьников. Данные теоретические положения   рекомендуется    рассмотреть   на  примере   рассказов В.Пелевина “Спи”, “Девятый сон Веры Павловны” для того чтобы они были более понятыми в последствии.

Основная часть курса будет заключаться в прочтении и анализе произведений двух представителей постмодернистской эстетики – А.Битова “Пушкинский дом” и В.Пелевина “ Омон Ра ”

А.Битов интересен нам как представитель поколения “шестидесятников”. Он одним из первых в нашей стране стал последовательно использовать  формальные приемы постмодернизма. Виктор Пелевин -–писатель молодого поколения, быстро набирающий популярность  и имеющий влияние на молодежь разной степени образованности. Он представитель крайней ветви постмодернизма – поп-арта в своем творчестве обнаруживает сходство с западным постмодернизмом. Эти два писателя – представители разных направлений, и нам необходимо рассмотреть их творчество, чтобы дать наиболее полную критику этого явления.

При анализе этих произведений необходимо будет найти их своеобразие и черты, присущие постмодернизму, а также познакомиться  с  личностью  писателей, их  основными  работами.

Нелишним будет и знакомство со стихотворным творчеством и поэтами, примыкающими к данной эстетике. Завершающим этапом курса станет совместная со школьниками характеристика постмодернизма как культурной и философской эстетики.

Что касается практических рекомендаций по распределению занятий, то мы считаем что более удобным будет проводить спаренные занятия раз в две недели в течении всего учебного года, так тематический план предусматривает занятия объемные, охватывающие широкую тему, требующую подробного рассмотрения. Для таких занятий одного часа в неделю будет недостаточным. К тому же учащимся будет необходимо время для прочтения рекомендуемых произведений, критических статей, дополнительной литературы, выполнения домашних заданий.

 

Тематический план факультатива “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

ТЕМА

кол

час

тип занятия Примечание
1.

Постмодернизм как фило-

софская эстетика. Основ-

ные черты. На примере

рассказа “9-ый сон Веры

Павловны”  В.Пелевина.

2 лекция

  Желательно чтобы рассказ

был прочитан

     заранее.

2.

Рассказ “Спи” В.Пелевина.

Знакомство с романом А.

Битова “Пушкинский дом”.

 1

 1

Практическое

    занятие.

      лекция

3.

Композиция романа “Пуш-

кинский дом”. Роль приме-

чаний.

2 Беседа

  Повторить          

    Понятие

“композиция”.

4.

Поэтика номинаций рома-

 на как черта постмодер-

 низма.

2

Практическое

     Занятие

Ввести терм. “цитата”, “ал-

Люзия”, “реми

Нисценация”.

5.

Проблема героя в произве-

дении. Герои - функции.

2 Семинар

Дать план.

Ввести поня-

Тие “симулякр

6.

Автор-личность и автор-

повествователь в произве-

дении.

2

     Беседа,

практическое

     занятие

Ввести поня-

тия субъект

повествова-

ния и его

виды.

7.

Роман “Пушкинский дом”

как обличение симуляции

реальности. Идейное напол

нение произведения.

2 Беседа

Повторить

Понятие идея

8.

Знакомство с творчеством

В.Пелевина и его романом

“Пушкинский дом”.

2 лекция

     Доклад

   Учащегося

9.

Композиция романа.

Роль второй главы.

2

Практическое

    занятие

10. Главный герой романа В.Пелевина “Омон Ра” 2 Беседа
11.

Роль и значение имен и

названий в романе.

2 Практическое      занятие

 Подготовить-

     ся дома

12. Черты соц-арта  в произве-дении. Тема подвига. 2

Беседа, практическое заня

тие

Сообщение

Учащихся о

 соц-арт

и его чертах

13.

Роль буддизма в произве-

дении Пелевина.

2 семинар
14.

 Роман В.Пелевина – много

  уровневое произведение.

2 беседа
15. Современная поэзия (Д. А. Пригов, Вс. Некрасов, Т. Кибиров) 2 Лекция, практич. занятие. Несколько экз. текстов
16. Постмодернизм как значи-тельная литературная тенденция в современном искусстве. 2 Семинар-беседа Требует тщательной подготовки.
17. Заключительная игра “Постмодерн пикчерз пред-ставляет” 2 КВН, творч. задания Две команды. Некоторые за-дания дать заранее.

Содержание факультативного курса.

1.            Постмодернизм как философская эстетика. Основные черты. Цель занятия: дать понятие постмодернизма как философской эстетики, раскрыть его основные черты и показать их на примере рассказа В.Пелевина “9-ый сон Веры Павловны”. Содержание занятия:

-  Рассказать об истоках постмодернизма за рубажом и в нашей стране.

-  Познакомить с основными идеологами, фиксировавшими черты     постмодернизма.

-  Раскрыть основные черты русского и западного постмодернизма.

-  Познакомить с основными чертами, доступными для понимания     учащихся.

-  Закрепление их на примере рассказа “9-ый сон Веры Павловны”  Важно усвоение основных принципов и черт постмодернистской   эстетики, а также умение видеть их в тексте. На занятии дается   основной список литературы.

2.            Рассказ “Спи” В.Пелевина. Чтение и анализ рассказа на занятии.   Самостоятельный поиск учащимися формальных и содержательных черт постмодернизма. (на примере композиции, идеи, основных содержательных средств). Знакомство с романом А.Битова “Пушкинский дом”. Цель: познакомить учащихся с А.Битовым и его романом.

-  Битов как представитель поколения “шестидесятников”, стремящийся к новым веяниям, достижениям в литературе и одновременно остающийся приверженцем классической традиции.

-  Роман Битова как начальный этап русского постмодернизма.

3.            Композиция романа “Пушкинский дом”. Роль примечаний. Цель: выявить особенности  композиции романа и рассмотреть роль к          композиции в постмодернистской эстетике. Найти основные части романа (предисловие, “Курсив мой – А.Б”, главы, примечания), попытаться выяснить цель такого деления; Преподаватель раскрывает роль предисловия, примечаний в постмодернистском произведении.

4.            Поэтика названий и имен романа как черта постмодернизма. Цель: научиться находить в тексте и определять роль номинаций, цитат, аллюзий, реминисценций.

-  Ввести термины “цитата”, “аллюзия”, “реминисценция”.

-  Поиск их в тексте, определение происхождения.

-  Выяснить их роль в тексте как основной формальной черты постмодернизма.

5.            Проблема героя в произведении. Персонажи-функции. Семинар.   Цель: определить особенности постмодернистского героя.

-  Две версии семьи героя. Цель введения второго варианта.

-  Герой Лева Одоевцев, его метаморфозы, отношения с другими героями.

6.            Автор – личность и автор – повествователь в романе. Цель: Определить особенности субъекта повествования.

-  Ввести понятие “субъект повествования” и его виды.

-  Определить разницу Автора-Андрея Битова, автора-повествователя, их соотношение и цель введения разных субъектов повествования в произведение.

7.            Роман “Пушкинский дом” как обличение симуляции реальности.    Цель: Определить основное идейное наполнение романа.

-  Какую идею выражают все основные художественные средства: композиция, система образов, главный герой, номинация глав и частей и т.д.

8.            Знакомство с творчеством В.Пелевина и его романом “Омон Ра”. Цель: познакомить учащихся с основными произведениями ипринципами творчества В.Пелевина.

-  О личности В.Пелевина. Начало творчества. Рассказы. Малая Букеровская премия.

-  Романы Пелевина “Чапаев и Пустота”, “Жизнь насекомых”, “Поколение П”. Обзор. Пелевин – представитель поп-арта.

-  Роман “Омон Ра”.

9.            Композиция романа. Роль второй главы. Цель: выяснить особенности композиции романа. Работа с текстом, анализ. Проследить отражение последующих событий романа во второй главе.

10.          Главный герой романа “Омон Ра”. Цель: Выявить особенности героя романа.

-  Детство героя, его воспоминания.

-  Разбор основных художественных средств изображения внутреннего мира героя.

-  Философские проблемы, затронутые автором.

-  Соотношение автора и героя повествования.

11.          Роль и значение имен и названий в романе. Цель: Поиск и определение роли номинаций в тексте.

-  Практическая работа с текстом. Поиск перекличек, аллюзий, ассоциаций.

12.          Черты соц-арта в произведении Пелевина. Тема подвига. Цель: познакомиться с одной из ветвей постмодернизма – соц-артом, его основными чертами, происхождением и видеть эти особенности в тексте.

-  С помощью преподавателя готовится сообщение учащегося о чертах соц-арта и его происхождении. После – практическая работа с текстом.

13.          Роль буддизма в произведении Пелевина. Семинар. Цель: выяснить степень присутствия и роль философии буддизма в романе.

-  Буддизм как восточная философия. Доклад.

-  Мировоззрение главного героя.

-  Роль буддизма в романе.

14.          Роман В.Пелевина – многоуровневое произведение. Цель: поиск и обсуждение разных уровней повествования.

-  Внешний, фабульный уровень.

-  Аллюзийный уровень

-  Уровень философских вопросов.

15.          Современная поэзия(Д.А.Пригов, Вс.Некрасов, Т.Кибиров). Цель: познакомить с основными направлениями современной поэзии.

-  Ввести термин “концептуализм”.

-  Познакомить с яркими представителями течений, с их творчеством.

-  Разбор текстов, выявление основных художественных приемов творчества.

16.          Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве. Цель: подвести итоги всего курса. Рассмотреть место и роль постмодернизма в современном искусстве.

-  Подготовить сообщение о представителях постмодернизма в разных видах искусства. Совместное обсуждение и предположения о роли постмодернизма в настоящем и будущем искусства.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.