на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Харьковский художественный музей


В его творчестве нашли яркое выражение новые тенденции в развитии портретного жанра – стремление правдиво воссоздать обычный, повседневный облик человека, раскрыть его духовное содержание, индивидуальный характер и социальную сущность.

Графический портрет Софьи Николаевны Крамской (1865), жены и друга художника, относится к числу ранних портретных работ Крамского. Но уже в нем проявился присущий художнику пристальный интерес к сложному внутреннему миру личности. Точно передавая портретное сходство, он подчеркивает простоту и естественность в облике молодой женщины. Мягкость и сдержанность графической манеры, в которой выполнен портрет, помогает выявить главное – интеллектуальный и нравственный мир Крамской, ее ум и обаяние, душевную ясность и чувство собственного достоинства.

Демократические позиции передвижников, их идейно-творческая программа обусловили широкое развитие живописи бытового жанра, получившего преимущественно гражданское, социально направленное содержание.

В 1870-е годы, когда крестьянский вопрос оставался одним из основных, волновавших передовую общественную мысль, для произведений передвижников были особенно характерны сюжеты из жизни крестьян и разночинной интеллигенции. Значительное место занимают такие сюжеты в творчестве Иллариона Михайловича Прянишникова (1840-1894 г.г.), одного из активнейших передвижников старшего поколения. В музее экспонируется несколько его произведений – "Порожняки" (1871 г.), "Порубка" (1874 г.).

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 г.г.) занимает особое место в русском искусстве второй половины ХIХ века как создатель эпических полотен по мотивам русских былин и сказок.

Полотно "В чайной " (1874 г.) написано в ранний период творчества художника. Этой картиной Васнецов откликнулся на одно из типичных явлений 70-х годов – уход крестьян на заработки в город.

В числе учредителей Товарищества был Николай Николаевич Ге (1831 – 1894 г.г.), воспитанник Академии художеств, а со временем ее профессор. Автор исторических картин и портретов, в экспозиции музея он представлен полотном "А.С. Пушкин в селе Михайловском" (1875). Сам факт обращения к образу великого поэта, выбор сюжета и его реалистическое воплощение свидетельствуют о новом подходе передвижников к историческому жанру.

Одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок был Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 – 1911 г.г.). Художника волнуют судьбы простых людей, для которых война – трагедия.

Живописец и график Константин Александрович Трутовский (1826 – 1893 г.г.) всю свою творческую биографию связал с Украиной, большинство его работ посвящено темам украинского народного быта. В творчестве Трутовского нашли отклик эстетические идеалы представителей передовой общественной мысли. Отдельные произведения художника носят социально-критический характер. Картины Трутовского в собрании музея – "Свидание" (1870), "Одевают венок" (1877) – произведения лирического плана. Им присуща некоторая идеализация образов, но вместе с тем в них подкупает большая любовь художника к украинскому народу, его национальному быту, к живописной природе Украины.

Тесные творческие связи русского и украинского искусства продолжали развиваться и нашли свое наиболее полное выражение во второй половине ХIХ века, чему во многом способствовала деятельность Товарищества передвижных художественных выставок.

Творческая биография одного из интереснейших украинских мастеров этого периода Порфирия Денисовича Мартыновича (1856 – 1933 г.г.) была необычайно короткой, активная творческая деятельность его длилась около 8 лет.

Коллекция работ Мартыновича, хранящаяся в музее, раскрывает перед нами художника, остро видящего и чувствующего натуру, умеющего быть в своей наблюдательности искренним и дабрым или беспощадным и обличительным. Портреты С.Н. Крамской и соученика Мартыновича М.Ф. Егорова сделаны в период учебы в Академии художеств. Незаконченный портрет крестьянина Олексы Бондаря (1880 г.) выполнен на Украине. Мартынович был блестящим рисовальщиком, в чем убеждают его графические работы, выразительные по социальной и психологической характеристике портреты и виртуозно выполненные наброски. Он был первым создателем иллюстраций к "Энеиде" И.П. Котляревского.

В бытовом жанре передвижников 80-х и 90-х годов большое распространение получает камерная картина, изображающая повседневные сцены из жизни и быта "маленьких" людей. Известным мастером этого жанра, разрабатывавшим преимущественно городскую тематику был Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920 г.г.), который представлен в экспозиции рядом произведений: "Выбор приданого" (1897-98), "Узник" (1882).

Бытовые сюжеты и исторические темы передвижников представлены также в картинах художников А.И. Корзухина, А.Д. Кившенко, А.Д. Литовченко.

Новаторство передвижников проявилось не только в области бытового и портретного жанра: они стали творцами подлинно национального пейзажа своей родины.

В пейзаже "Село Орловской губернии" (1894) живописца Михаила Константиновича Клодта (1832 – 1902 г.г.) отчетливо выступает стремление к созданию реалистического образа природы. Наряду с сохранившимися приемами академической живописи в нем дается правдивое изображение русского села, в каждом уголке которого видны нищета и разорение.

Одним из основоположников русского национального пейзажа был Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897 г.г.).

Саврасов внес в пейзажную живопись подлинную народность и поэтическую одухотворенность. Стремление дополнить изображение природы жанровым мотивом отличает его картину "Плоты" (1868 г.), представленную в музее. Это произведение относится к раннему периоду творчества художника. И хотя есть еще некоторая скованность композиционно-пространственного решения, традиционность коричневатого колорита, картина привлекает своей искренностью и непосредственностью.

Если Саврасов положил начало лирико-поэтическому направлению в пейзажной живописи, то Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898 г.г.) был создателем эпического русского пейзажа, воспевал его величие и красоту. Постоянный участник передвижных выставок Шишкин, как и Саврасов, был пейзажистом-новатором, воспитанным на материалистической эстетике революционеров-демократов. Художник подходил к изображению природы как исследователь, детально изучая и постигая натуру.

Пейзаж-картина "Темный лес" (1890г.), в котором создан величественный образ русской природы, относится к периоду творческой зрелости Шишкина. Сочетание широкого художественного обобщения с предельной конкретностью деталей придает пейзажу особую выразительность. Несколько необычен для Шишкина по мотиву и по своему лирическому настроению пейзаж "Парк в Павловске" (1889г.) В нем художник рисует чарующий, поэтический образ осени, когда в тихие ясные дни все дышит покоем и тишиной. Точность рисунка, естественность композиции и свежесть колорита отличает это полотно. Высокое реалистичное мастерство, неизменная благоговейная любовь к родной природе сделали Шишкина классиком национального пейзажа, одним из популярнейших русских художников.

В мощном потоке пейзажной живописи второй половины ХIХ века особое место принадлежит творчеству своеобразного талантливого живописца Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910 г.г.). Непревзойденный мастер эффектного освещения, очень чуткий к игре света и тени, к колористическим контрастам, художник любил передавать в своих пейзажах-картинах необычное состояние природы. В небольшом пейзаже "Ранняя весна" (1890 гг.), представленном в экспозиции, тонко, богатой по оттенкам цветовой гаммой передает Куинджи неторопливое пробуждение природы от зимнего сна.

Дальнейшее развитие пейзажа, обогащение его новыми художественными приемами связано с творчеством Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927 г.г.). Творческий диапазон Поленова необычайно широк и разнообразен. Художник успешно работал в области исторического, бытового и пейзажного жанров. Он умел увидеть и раскрыть неповторимую поэтическую красоту самых простых, обыденных мотивов. В экспозиции Поленов представлен несколькими произведениями. Среди них – эскиз на библейскую тему "Христос и грешница", пейзаж "Дворик" (1881), "Ока" (1903).

Учеником Саврасова и Поленова,продолжившим лирическую линию в русском пейзаже, был замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 г.г.). В своих глубоко человеческих пейзажах, часто выражающих общественно значимые, гражданственные тенденции, через совершенные по мастерству живописные образы Левитан подытожил и отразил все главное достигнутое его предшественниками.

В музее Левитан представлен небольшими по размерам этюдами. Особенно поэтичен выполненный в локальной цветовой гамме этюд "Вечер". Более законченный характер носит пейзаж "Двор".

Под непосредственным влиянием русской пейзажной живописи развивалось творчество украинского художника Владимира Донатовича Орловского (1842 – 1914 г.г.). Он тяготел к пейзажам панорамного характера, умел придать им величественное, эпическое звучание, подчеркнуть национальное своеобразие и красоту родной земли. Как и большинство его полотен, картина "Отдых в степи" (1884 г.) изображает природу Украины. Могучая жизненная сила ощущается в этом произведении. Художник убедительно передает безбрежность степей, напоенную влагой землю, высокое небо с облаками и освещенную солнцем даль. Будучи профессором Академии, Орловский воспитал целую плеяду русских и украинских художников-пейзажистов. Среди них был и выдающийся мастер украинского пейзажа, художник-харьковчанин С.И. Вастильковский.

Васильковский – автор лирико-эпических пейзажей, жанровых картин, произведений на темы украинской истории, но основным содержанием, главной темой его творчества является проникновенное изображение природы Украины.

В Харьковском музее – одно из значительных на Украине собраний работ Васильковского, начиная с самых ранних, не лишенных влияния академической школы ("Каменная балка" - 1881, "Коробов хутор" - 1882), до зрелых произведений, отмеченных творческой самобытностью и высоким мастерством живописца. Пейзаж "Казачий пикет" (1888 г.) – живой поэтический образ украинской природы с ее широкими просторами, мягкими переливами красок. В сочетании с бытовыми элементами это произведение приобретает характер пейзажа-картины. Очень поэтичны, как все творчество Васильковского, его небольшие по размерам этюды, рисующие яркий солнечный украинский пейзаж, часто включающие жанровые мотивы ("Свиданье" - 1894, "Ловят снегиря"). В 1910-х годах Васильковский в содружестве с Н.С. Самокишем создал картину "Дума о трех братьях". Основой этого произведения является одноименная дума о братьях, бежавших из турецкой неволи. Художник изобразил тот момент, когда старшие братья покидают младшего в беде. Грозный, напряженный колорит пейзажа подчеркивает драматизм действия.

Васильковский был также первоклассным акварелистом и рисовальщиком, в чем убеждают его пейзажи-миниатюры, представленные в музее: "Днепровские плавни" (1896 г.), "На Донце" (1901 г.). Васильковсикй занял в истории украинского пейзажа свое, особое место как создатель поэтического образа природы, как автор многих, небольших по разиерам, камерных по сюжету, но глубоко национальных и емких по своему мироощущению произведений.

Представителем харьковской живописной школы был пейзажист Михаил Андреевич Беркос (1861 – 1919 г.г.). Художественное образование он получил в Академии художеств, затем совершенствовал свое мастерство как пенсионер в Париже. В экспозиции несколько его произведений, среди них пейзаж-картина "Лен цветет" (1893 г.), в которой в полной мере проявляется главная особенность творчества художника – стремление создать обобщенный эпический образ природы. В построении пейзажа Беркос тяготеет к пространственной композиции, дающей широкую панораму цветущего поля. В нем все пронизано светом и воздухом, радостным ощущением бытия.

То же мастерство и в передаче пленэра прослеживается и в многочисленных этюдах. В них часто повторяется мотив буйного цветения природы, столь любимый художником ("Гречка цветет", "Маки", "Яблоня цветет"). Картина "Улица в Умани" (1895 г.) отличается более замкнутым композиционным решением, что соответствует изображаемому сюжету. В этом пейзаже с удивительной достоверностью нарисована картина провинциального украинского города с его пыльными дорогами и кривыми улочками, покосившимися хатами и куполами церквей.

Вершину в русском искусстве второй половины ХIХ века знаменует творчество великих русских художников И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Они подняли на новую ступень достижения искусства художников-передвижников, всей русской реалистической школы живописи, расширили ее возможности, обогатили ее художественный язык.

Собрание произведений великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844 – 1930 г.г.) в Харьковском музее – одно из самых значительных после коллекции Государственной Третьяковской галереи и Государственного русского музея в Петербурге. Оно дает представление о различных периодах деятельности нашего великого земляка, многообразии и яркости его таланта, широте творческого диапазона. Его знаменитая картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" позволяет ощутить масштабность репинского искусства. Первоклассными образцами представлен портрет, занимающий большое место в творчестве Репина. Рисунки и акварели, эскизы книжных иллюстраций знакомят с его графическим наследием.

Илья Ефимович Репин родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. После окончания Академии художеств в Петербурге и пенсионерской поездки за границу Репин приезжает на родину – в Чугуев. Здесь он живет с октября 1876 по сентябрь 1877 года. Чугуевский период творчества художника, когда он создает ряд значительных произведений, представлен в музее двумя превосходными портретами – Т.П. Чаплыгина и С. Любицкой.

Эти два наиболее ранних полотна отмечены тонкой проникновенностью характеристики и законченностью исполнения. Вместе с тем их живописный язык различен. В портрете своего двоюродного брата Трофима Петровича Чаплыгина, написанного широко и свободно, Репин создал живой образ добродушного, сердечного человека. В иной живописной манере – мягкой, тонкой, чуть заметными мазками, выполнен портрет землячки Репина Софьи Любицкой. Все средства художественного языка подчинены здесь раскрытию лирического женского образа.

Гордость Харьковского музея – картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1889 - 96). Она относится к периоду творческого расцвета великого русского художника. В результате вдохновенной работы над темой из истории запорожского казачества Репин написал два больших полотна. Первое, датированное 1880 – 91 годами, принадлежит Русскому музею (Петербург), второе, завершенное в 1896 году, - было приобретено П.М. Третьяковым, а в 1932 году передано из Третьяковской галереи в Харьков.

В основу содержания картины положено предание о том, что в конце XVII столетия запорожское казачество во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко написали дерзкое письмо турецкому султану в ответ на его требование покориться и принять его подданство. В этом полотне в полную силу звучит тема несокрушимой мощи свободолюбивого народа. Композиция харьковской картины, в отличие от питерского варианта построена таким образом, что мысленно, замкнув круг, по которому расположены фигуры запорожцев вокруг стола, зритель словно ощущает себя участником изображаемой сцены. По своему героическому звучанию картина близка по духу гоголевской романтики, его повести "Тарас Бульба". Могучий народный дух, неодолимую волю к свободе Репин с необыкновенной художественной силой воплотил в образах закаленных в сражениях воинов.

Вся группа запорожцев объединена не только четким композиционным построением, но и общим эмоциональным состоянием. Увлеченно сочиняя письмо, запорожцы безудержно смеются. С поразительным мастерством Репин передает все интонации смеха – от легкой усмешки, лукавой улыбки до раскатистого хохота. Неповторимость каждого образа, многообразие оттенков их характеров наполняют эту сцену убедительной жизненной правдой.

В этой картине в полной мере проявился могучий талант Репина-живописца. Насыщенность цветовой гаммы с преобладанием в ней красного цвета, богатство нюансов и тонкая гармония всего колорита, темпераментная живописная манера письма делают это полотно одним из лучших творений Репина.

В период работы над "Запорожцами", совершив две поездки на места бывшей Запорожской Сечи, Репин пишет картину "Казак в степи" (1890 г.). Здесь особый интерес представляет пейзаж, к которому Репин как к самостоятельному жанру почти не обращался. Широкие просторы украинских степей, сверкающий на солнце у самого горизонта Днепр, поблекшее от раскаленных лучей голубоватое небо, на фоне которого вырисовывается четким живописным силуэтом неподвижная фигура всадника-дозорного, - все полотно настороженности и напряженного ожидания.

Графические произведения художника в коллекции музея свидетельствуют о мастерстве Репина- рисовальщика, виртуозно владеющего и легкой карандашной линией, и сложной техникой акварели.

Собрание произведений великого русского художника в харьковском музее пользуется заслуженной известностью.

Исторические судьбы русского народа нашли яркое воплощение в творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916 г.г.).

Многочисленные эскизы и этюды к картинам свидетельствуют о необычайной увлеченности темой, целенаправленности, с которой художник ищет среди окружающей действительности прообразы для своих исторических персонажей. Один из этюдов 1904 года к картине "Степан Разин" находится в коллекции музея. Огромная душевная сила, ясный ум, решительный характер читаются в мужественном лице легендарного народного героя.

Выдающимся явлением в русском искусстве конца ХIХ - начала ХХ века было творчество Валентина Александровича Серова (1865 – 1911 г.г.). Серов обогатил сокровищницу русского искусства, создал галерею блестящих по исполнению, психологически острых, глубоко эмоциональных портретов своих современников.

Многогранность новаторских исканий Серова, работавшего в самых разных жанрах и областях искусства (живопись, книжная графика, театрально-декоративное искусство), проявилась в его пейзажах. Одухотворенность скромного мотива русской природы, красота живописного строя, тонкая гармония красочных сочетаний и материальность живописи отличают пейзаж Серова "Ели " (1890 г.).

На рубеже ХIХ - ХХ веков в России происходили события всемирно-исторического значения. Общественная жизнь этого периода характеризуется предельной напряженностью. Обострились и осложнились классовые противоречия, обусловленные развитием империализма и нарастанием революционного движения в стране. Все это определило характер художественной культуры этого периода. В изобразительном искусстве – это пора сложного и противоречивого развития. Возникает множество различных тенденций, нашедших отражение в ряде художественных объединений: "Союз русских художников", "Мир искусства" и другие, между различными художественными направлениями и группировками шла ожесточенная борьба. И в то же время искусство этой эпохи богато большими творческими завоеваниями, обусловленными поиском путей нового осмысления жизни и средств его воплощения. Главная линия развития отечественного искусства, его жизнеспособность определилась творчеством наиболее передовых и талантливых мастеров, сохранивших демократические основы и реалистические тенденции своих предшественников. Прогрессивное направление в искусстве по-прежнему с наибольшей полнотой представляли художники-передвижники, хотя в творчестве некоторых из них слабеет социальная заостренность сюжетов, бывшая характерной чертой передвижничества периода его расцвета.

В это время жили и творили такие великие художники как Н.А. Касаткин (1859 – 1930 г.г.), в музее находится его картина "Рабочая семья" (1891 г.); К.А. Коровин (1861 – 1939 г.г.) – "Весна" (1909 г.); С.А. Виноградов (1869 – 1938 г.г.) – "На работу" (1895 г.); С.Ю. Жуковский (1873 – 1944 г.г.) – "Синяя вода" (1912 г.), "Горный пейзаж".

Пейзажный жанр, получивший особенно широкое распространение в начале ХХ века, представлен рядом произведений художников-харьковчан. К харьковской школе относится Михаил Степанович Ткаченко (1860 – 1919 г.г.). Художник-пейзажист и маринист, Ткаченко стремился передать в своих полотнах разнообразие и яркость красок, наблюдаемых в природе. Его картина "Весна" (1907 г.), изображающая украинское село, отличается звучностью цвета, подчеркнутой декоративностью, достигаемой контрастом локальных цветовых пятен. Много работал Ткаченко как маринист, занимая долгое время должность Главного морского штаба России.

Особое место среди художников-харьковчан занимает Петр Алексеевич Левченко (1856 – 1917 г.г.)- мастер яркого живописного таланта, обладавший широтой восприятия окружающей действительности и глубоким поэтичным мироощущением. К наиболее зрелым и завершенным произведениям Левченко принадлежит картина "На рассвете" (1900 гг.). Пейзаж "На Харьковщине", полный поэтического чувства, воспринимается как обобщенный художественный образ Украины.

В музее представлены произведения зарубежных мастеров. Знакомство с искусством итальянских художников дает возможность проследить некоторые этапы развития искусства Италии конца ХV - ХVIII веков.

Раздел итальянской живописи представлен произведениями Тимотео Витти (1467 – 1523 г.г.), одного из учителей Рафаэля, Якопо Бассано (1510 – 1592 г.г.), Гвидо Рени (1575 – 1610 г.г.), Джезеппе Мариа Креспи (1665 – 1747 г.г), Марко Риччи (1679 – 1729 г.г.), Франческо Цукарелли (1702 – 1788 г.г.), другими.

В музее присутствуют произведения искусства Нидерландов, Голландии, Фландрии и Бельгии, Австрии, Франции.

Коллекция музея увеличивается с каждым годом, пополняясь новыми работами. Коллектив музея сочетает разнообразную экспозиционно-выставочную работу и пропаганду изобразительного искусства.

музей художественный экспозиционный выставочный


Список литературы

1.  Харьковский художественный музей: Путеводитель/(Г.А. Губа, Н.П. Работягов, Е.С. Фадеева, Г.А. Фисан). – 2-е изд., дораб и доп. – Х.: Прапор, 1985.- 81 с.

2.  Рiдний край: Навчальний посiбн.ник з народознавства/за ред А.Ф.Прокопенка.-2-е вид.,випр. I доп. – Х.:ХДПУ 1999 – 527 с.

3.  Вороной А.И. Путешествие по Харьковщине (памятники истории и культуры). – Х.: Майдан – 2005. – 224 с.

4.  Кеворкян К.Е. Первая столица/Художник-оформитель А.С. Юхтман.-Х.: Фолио, - 1999. – 282 с.

5.  Зайцев Б.П., Скирда И.М. Воропаева В.В., Марченко О.С., Скирда И.М. iсторiя рiдного краю (Харкiвщинознавство) навчальний посiбник. – Х.: Схiдно-регiональний центр гуманiтарно-освiтнiх iнiцiатив. – 2002 , - 264 с.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.