на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Харьковский художественный музей


Курсовая работа: Харьковский художественный музей

Харьковский художественный музей


Харьковский художественный музей – один из старейших в нашей стране. Начало музейной коллекции было положено в 1805 году известным ученым и общественным деятелем, основателем Харьковского университета В.Н. Каразиным, который приобрел 2477 графических произведений для университетского кабинета изящных искусств.

В дальнейшем кабинет изящных искусств пополнялся произведениями живописи, эстампами, скульптурными копиями античных образцов и с 1835 года после введения нового университетского устава стал именоваться Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета.

Рост Харькова во второй половине ХIХ века как экономического и культурного центра, становление местной художественной школы явились предпосылками для создания наряду с университетским музеем первого на Украине городского Художественно-промышленного музея, который открылся 14 декабря 1886 года. Основу его экспозиции составили часть произведений, переданных из университетской коллекции, частные пожертвования, а также значительный дар Академии художеств, которая передала 22 скульптуры и 36 живописных полотен. Позже в музей поступило 1348 работ художника С.И. Васильковского, много сделавшего для развития художественной культуры на Харьковщине.

После Великой Октябрьской революции на базе городского и университетского музеев, а также национализированных частных собраний в 1919 году возникли Музей украинского искусства и Центральный художественно-исторический музей имени Г.С. Сковороды. Впоследствии художественные коллекции этих двух музеев были сосредоточены в Украинской картинной галерее, фонды которой насчитывали более 75 тысяч экспонатов.

В начале Великой Отечественной войны из всей богатейшей коллекции удалось эвакуировать лишь ее основу – свыше четырех тысяч экспонатов. Фашисты сожгли здание галереи, тысячи произведений были разграблены и вывезены оккупантами. Среди них полотна И.Е. Репина, Г.Г. Мясоедова, В.А. Серова, более тысячи пейзажных этюдов С.И. Васильковского, произведения скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, старинная мебель и многие другие работы русских, украинских и зарубежных мастеров.

Сегодня в собрании Харьковского художественного музея около 20 тысяч произведений.

С 1944 года экспозиция размещается в двухэтажном особняке, построенном по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова. В этом здании с 1922 по 1928 год работал Совет Народных Комиссаров Украины. (Отсюда и нынешнее название улицы - Совнаркомовская). В 26 залах музея представлены отделы отечественного дореволюционного и советского, зарубежного и декоративно-прикладного искусства.

Путеводитель составлен в соответствии с историко-хронологическим принципом построения экспозиции. Первый раздел посвящен русскому и украинскому дореволюционному искусству (залы 1-12, занимают второй этаж здания музея). Второй раздел знакомит с произведениями советских художников (залы 15-22 на первом этаже). Завершается путеводитель, как и экспозиции музея, разделом, в котором представлены произведения зарубежных мастеров (залы 23-26 на первом этаже). В отделе декоративно-прикладного искусства экспонируется постоянно действующая выставка мелкой фарфоровой пластики из коллекции Е.М. Шпектор (залы 13-14 на втором этаже).

Музей – не только хранилище художественных ценностей. Популяризация художественного наследия прошлого и творчества современных мастеров – одна из главных задач научных сотрудников.

Большой размах приобрела выставочная деятельность музея. Ежегодно организуются выставки, которые знакомят с уникальными коллекциями, хранящимися в фондах музея.

Выставки из Москвы, Петербурга, Киева и других городов, зарубежные выставки, которые музей систематически показывает в своих залах, знакомят харьковчан с творчеством выдающихся художников и известных зарубежных мастеров.

Экспозиция отдела "Русское и украинское дореволюционное искусство" (залы 1-5) открывается произведениями русской и украинской иконописи XVI-XVII веков. В иконах нашел свое выражение коллективный творческий опыт народа, в них заключены художественные ценности непреходящего общечеловеческого значения.

Искусство Древней Руси, как и искусство других стран в эпоху религиозного мировоззрения, а сами произведения искусства были по своему назначению предметами церковного культа. Мастера-иконописцы создавали произведения в рамках религиозных сюжетов, характер изображения определялся установленными церковью законами. Древнерусские живописцы вносили в эти веками устоявшиеся традиционные схемы свои представления об идеалах добра и красоты.

В наиболее значительных произведениях иконописи проявилась высокая творческая одаренность древнерусских мастеров.

В основных политических и культурных центрах Древней Руси – Киеве, Новгороде, Москве, Чернигове, Владимире – возникли местные художественные школы, которые имели свои стилистические особенности.

Представленные в экспозиции "Царские врата" (XVI век) относятся к так называемым "среднерусским письмам" (этот термин объединяет ряд близких по своим особенностям иконописных школ среднерусской полосы). В произведении во всем блеске проявились свойственные древнерусскому искусству декоративная красота, мастерство композиции и колорита. Плоскости створок "Врат" разбиты на отдельные ячейки – клейма. Заключенные в них фигуры евангелистов с удлиненными пропорциями обрисованы красивыми плавными линиями. Они выделяются четким силуэтом на фоне архитектурных строений и пейзажа. Чистота и звучность красок, сочетание красных, коричнево-черных тонов с золотым фоном создают необычайно праздничный цветовой аккорд.

В музее экспонируется редкая икона, на которой есть дата и подпись художника, - "Благовещение" Федуско из Самбора (1579 год). Это одна из западно-украинских икон, в которых явственно проявляется стремление отойти от иконописных традиций. Характерная для иконописи плоскостность нарушена: художник пытается передать пространство посредством расположения зданий под углом к плоскости иконы; в формах архитектуры ощущается влияние искусства Возрождения. Для выявления объема фигур использованы складки одежд, изображенные контурными линиями (такие линии впервые появились в иконах XVI века, очевидно, вследствие влияния книжной гравюры). Позы и жесты персонажей отчасти утратили традиционную торжественность. С наивной непосредственностью иконописец стремится придать эмоциональную выразительность образам: порывистость движений архангела Гавриила, принесшего радостную весть о великом предназначении Марии как матери сына бога, удивление Марии, которая встала со скамьи, приложив одну руку к щеке, другую к сердцу. Их фигуры с непропорционально крупными головами лишены идеализации. Икона отличается гармоничным колоритом, коричневые тона одежды архангела, светло-серый и розоватый цвета зданий, золотистая одежда Марии создают нежную цветовую гамму.

В XVII столетии на Украине получили широкое распространение народные картины с изображением любимого героя украинского фольклора – казака Мамая. Представление о них дает имеющаяся в музее картина, которая является повторением, выполненным в начале XIX века с более раннего оригинала.

В экспозиции представлены украинские портреты XVIII века. В портретной живописи этого времени ощущается усиление светских реалистических начал. Отчетливо проявляются эти тенденции в "Портрете осадчего Харько", выполненном неизвестным украинским мастером XVIII века. Художник стремится с помощью светотени придать объемность фигуре. Наряду с этим сохраняются некоторые иконописные традиции – статичность изображения, фронтальность композиции портрета. В нем ощутимо также влияние украинской народной картины: округлое лицо Харько с правильными дугами бровей и прямым носом очень близко к изображению казака Мамая.

Отечественное искусство XVIII века, отмеченное ярким своеобразие, тесно связано с крупнейшими преобразованиями в общественно-политической и культурно-художественной жизни России. Реформы Петра I на рубеже XVII- XVIII веков были направлены на укрепление экономической и политической мощи государства, его дальнейшее развитие. В то же время они способствовали укреплению феодально-крепостнического строя, усилению эксплуатации крестьянства, что вызывало народные волнения. Классовая борьба наложила свой отпечаток на художественную культуру того времени. Идеи справедливого общественного переустройства, волновавшие передовых людей эпохи, нашли свое отражение в произведениях литературы и искусства. Искусство стремится передать многообразие окружающей действительности, выразить прогрессивные идеалы своего времени.

В связи с быстрым развитием национальной художественной культуры в первой половине XVIII века возникает необходимость создания в России Академии художеств. Основанная в Петербурге в 1757 году, Академия на протяжении многих лет была серьезной школой, воспитавшей отечественных мастеров – живописцев, скульпторов, граверов, архитекторов. С Академией связано формирование в русском искусстве стиля классицизма. Его основные принципы заключались в утверждении идеалов высокой нравственности, гражданского долга и патриотизма. Классицизм требовал, однако, строгого подчинения четко наработанной системе художественных приемов, основанной на подражании образцам античного искусства.

С деятельностью Академии художеств тесно связано имя одного из основоположников русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко (1737 - 1773). Родом с Украины, Лосенко обучался живописи у известного портретиста И.П. Аргунова, а затем в Академии художеств, которую с успехом закончил. После пенсионерской поездки за границу он занимает должность профессора Академии, позднее возглавляет ее как директор. Полотно "Авель" (1768 г.) создано в Риме. Это прекрасный образец русской академической живописи середины XVIII века. Характерен так называемый "высокий" сюжет из священного писания, в основе произведения лежит идея осуждения преступления. (Авель – сын Адама и Евы – был убит из зависти своим братом Каином). В этом произведении проявилось высокое мастерство, которое давала Академия, - безупречный рисунок, скульптурная передача объема посредством светотени, великолепное знание анатомии человека, законов перспективы. Творчество Лосенко сыграло важную роль в развитии русского искусства, отразив прогрессивные черты, свойственные этому периоду деятельности Академии. Большая заслуга и в том, что он один из первых ввел в круг академических сюжетов тему из русской истории (картина "Владимир и Рогнеда ").

Во второй половине XVIII века в связи с дальнейшим усилением крепостничества, нарастанием широкого народного возмущения среди передовой части русской дворянской интеллигенции возникают оппозиционные настроения по отношению к правящим кругам, получают распространение идеи просветительства. Характерное для просветителей признание ценности человеческой личности, идеи гуманизма и гражданственности, составляющие основу их философии, нашли свое отражение в литературе и искусстве. Это время высокого расцвета в России искусства портрета.

Большая роль в развитии русского портрета второй половины XVIII столетия принадлежит одному из крупнейших мастеров этого времени Федору Степановичу Рокотову (1735/36 – 1808 г.г.). В его небольших лишенных парадности интимных портретах в значительной мере преодолена внутренняя скованность человека, присущая ранним русским портретам XVIII века. Женские образы, созданные Рокотовым, всегда поэтичны, проникнуты лиризмом, полны одухотворенности, трепетной внутренней жизни; в каждом из них дана тонкая индивидуальная характеристика. И все же они – как бы варианты одного типа женского лица, любимого художником. На "Портрете неизвестной в белом платье", написанном в мягкой гамме серых и голубых тонов, изображена молодая женщина с тонкими чертами лица, отмеченного той особой хрупкостью и обаянием, которые составляют характерную особенность женских портретов Рокотова.

Двумя портретами представлено в музее творчество крупнейшего русского художника второй половины XVIII века Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 – 1822 г.г.) – "Портрет Е.М. Храповой" и "Портрет И.А. Васильевой".

К блестящей плеяде русских портретистов второй половине XVIII века принадлежит Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825 г.г.). Творческая деятельность Боровиковского, в основном протекала независимо от Академии художеств. Он пошел дальше своих предшественников в развитии реалистических традиций, обогатив портретную живопись новыми чертами.

Наряду с известными отечественными портретистами в России в середине и во второй половине XVIII века работали иностранные мастера, бывшие, главным образом, придворными живописцами. Среди них были Иоганн Баптист Лампи и Жан Луи Вуаль, представленные в экспозиции портретами.

В патом зале показаны образцы резцовой гравюры второй половины XVIII века, работы лучших ее мастеров с картин и портретов современных художников (в то время гравюра служила в основном средством репродукции).

Отечественная война 1812 года, которая вызвала в народе могучий подъем патриотических чувств и национального самосознания, революционное движение декабристов, направленное против крепостного права и самодержавия, наложили на отечественную культуру первой четверти XIX века яркий отпечаток народности, высокой человечности и романтической взволнованности. В области литературы и искусства появляются новые выдающиеся таланты.

Событиям войны 1812 года посвящены медальоны Федора Петровича Толстого (1783 – 1873 г.г.) с эпизодами сражений. Художник прославляет героизм русского народа, передавая высокие патриотические чувства в возвышенном стиле. Аллегорические сцены сражений, в которых русские и французские солдаты изображены в виде античных воинов, отличаются сдержанностью и лаконизмом композиций.

В сложном процессе развития реализма в русском искусстве этого периода значительная роль принадлежит романтизму. Один из ярких его представителей – Александр Осипович Орловский (1777 – 1832 г.г.). Наряду с портретами большое место в творчестве художника занимает изображение батальных сцен и воинов. Ему также принадлежит огромное количество темпераментно выполненных рисунков углем, карандашом, акварелью, изображающих сцены кораблекрушений, батальные и бытовые сюжеты, народные типы

Романтическое направление в пейзажной живописи этого времени представлено работой Сильвестра Федеровича Щедрина (1791 – 1830 г.г.) "Ночь в Неаполе"

Характерное для передовых художников XIX века стремление показать человека просто и естественно, преодолевая парадность, официальность портретов XVIII столетия, можно проследить в "Портрете графа Г.Г. Кушелева" работы Ореста Адамовича Кипренского (*1782 – 1836 г.г.)

Большое значение для развития реалистической портретной живописи первой половины XIХ века имело творчество Василия Андреевича Тропинина (1776 - 1857 г.г). Тропинин обогатил портретную живопись новыми, реалистическими чертами. В его произведениях разносторонне выражены особенности портретного жанра этой эпохи и, прежде всего, стремление передать в портретах мир человеческих эмоций, то взволнованных и бурных – в портретах романтического характера, то лирических, имеющих оттенок сентиментальности.

Начало широкому отображению в искусстве жизни крестьян, их труда и быта было положено Алексеем Гавриловичем Венециановым (1780 – 1847 г.г.), представленным в экспозиции работой "Головка мальчика". Это небольшой живописный этюд, в котором свобода и мягкость живописной манеры сочетаются с живой, убедительной передачей натуры. Ученики и последователи Венецианова стремились к правдивому изображению окружающей жизни. Они сыграли значительную роль в развитии жанровой живописи и национального русского пейзажа. В музее представлено несколько произведений художников школы Венецианова.

Во второй четверти XIХ века в русском искусстве усиливаются демократические и реалистические тенденции. Официальным художественным центром продолжает оставаться Академия художеств, которая в 1828 году переходит в ведение царского двора. Принципы классицизма, господствующие в академическом искусстве, утрачивают свое прогрессивное значение. Под влиянием демократических идей передовых кругов русского общества ряд выдающихся мастеров, связанных с Академией художеств, по-новому переосмысливает стоящие перед ними творческие задачи.

Одним из крупнейших представителей академического искусства, творчество которого имело большое новаторское значение, был Карл Павлович Брюллов (1799-1852 г.г.). Брюллов был художником разностороннего таланта, мастером исторической и портретной живописи.

Рисунки Брюллова дают представление о его виртуозном мастерстве рисовальщика. В них также отразилась борьба тех противоречивых начал, которая пронизывает все творчество художника. Холодны, далеки от жизни, полны ложной патетики рисунки на религиозные темы ("Голова апостола"). Совсем иной характер носят жанровые зарисовки "Карбонарий", "Монах и итальянский крестьянин, пьющие вино", в которых проявилась живая непосредственность и наблюдательность художника.

Основоположником критического реализма в украинском изобразительном искусстве является Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861 г.г). Творчество Шевченко как поэта и художника формировалось под непосредственным влиянием русских революционеров-демократов, прогрессивных деятелей русской культуры. Испытав гнет крепостной неволи и гонения царского самодержавия, Шевченко в свои произведения вкладывал большое обличительное содержание и создал правдивые образы обездоленного народа. Большое влияние на формирование художественного мастерства Шевченко, особенно в портретной живописи оказал Брюллов. "Портрет Е.Г. Горленко" - пример высокого мастерства Шевченко-портретиста, стремящегося создать образ живой и убедительный, подчеркнуть достоинство и обаяние молодой женщины. Прекрасный образ мастерства Шевченко-офориста – "Автопортрет", выполненный художником в последний год жизни. За овладение техникой офорта Шевченко в 1860 году получил звание академика гравюры.

Последователями Шевченко были украинские художники демократического направления Д.И. Бесперчий и И.И. Соколов. Хотя в их творчестве нет той силы социального обличия, которая присуща произведениям Шевченко, они многое сделали для развития украинской бытовой живописи.

Лучшим произведением Бесперчего является "Автопортрет" (1846), в котором отчетливо проявилась реалистическая направленность творчества художника, его вдумчивый подход к изображению человека, поиск глубоко жизненной правды.

Творчество Ивана Константиновича Айвазовского (1817 – 1900 г.г.), прославленного живописца моря, занимает особое место в русском искусстве ХIХ века. Его художественная деятельность, длившаяся более половины столетия, испытывала в различные периоды влияние и официального академического искусства, и романтизма, и реалистического направления.

Полотна Айвазовского, принадлежавшие музею, относятся к середине 50-х годов. Светлый солнечный колорит отличает картины "После бури" (1854) и "Гурзуф" (1859), более сдержан по краскам "Вид Амстердама" (1854), рисующий море в хмурый день. К лирическим пейзажам относится "Лунная ночь близ Неаполя" (1854), тонко передающая поэтическую красоту ночи. Эти картины, как и большинство произведений Айвазовского, написаны по памяти на основе свободной художественной импровизации, которой художник владел в совершенстве.

В середине ХIХ века искусство Академии художеств становится все более консервативным, противостоящим передовым устремлениям времени. Однако общий подъем художественной культуры в это время не мог не оказать влияния на творческие позиции художников-академистов. Новые веяния, новые тенденции неизбежно отражались на характере академического искусства, накладывали свой отпечаток на творческий метод художников этого направления.

Большую роль в подготовке молодых художников в стенах Академии художеств сыграл Павел Петрович Чистяков (1832 – 1919 г.г.), живописец и график, рисовальщик, выдающийся педагог, представленный этюдом "Портрет старика". Педагогическая система Чистякова, сохраняя и развивая наиболее прогрессивные принципы академического образования, была тесно связана с развитием демократического направления в русском искусстве второй половины ХIХ века.

Наиболее значительным и одаренным представителем позднеакадемического искусства был живописец Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902 г.г.). Полотно Семирадского "Исаврийские пираты, продающие свою добычу" (1880 г.), представленное в музее, типично для художника своим сюжетом, далеким от реальной действительности.

Расцвет отечественного реалистического искусства во второй половине ХIХ века обусловлен мощным народно-демократическим подъемом. Русские революционные демократы, возглавившие это движение, придавали огромное значение созданию демократической литературы и искусства как активного средства распространения в обществе передовых идей. В процессе демократизации искусства решающую роль сыграло эстетическое учение Н.Г. Чернышевского.

Идеи Чернышевского о том, что искусство – это правдивое художественное воспроизведение действительности, что оно может и должно объяснять явления жизни и выносить им приговор от лица прогрессивных сил общества, стали основой в борьбе художников-демократов против официального салонно-академического искусства. Одним из проявлений этой борьбы против опеки Академии художеств, которая стала органом правительственной политики в сфере искусства, был "бунт четырнадцати". Группа молодых воспитанников Академии во главе с И.Н. Крамским потребовала от совета Академии права свободного выбора темы для своих конкурсных картин и , получив отказ, демонстративно покинула Академию.

Логическим продолжением этого события было возникновение Петербургской Артели художников. Артель способствовала консолидации сил передовых талантливых художников и стала вехой на пути создания первой в истории русского искусства самостоятельной организации художников – Товарищества передвижных художественных выставок. Оно было основано в 1870 году по инициативе Г.Г. Мясоедова, И.Н. Крамского, В.Г. Перова, Н.Н. Ге, А.К. Саврасова и других художников-демократов.

Товарищество ставило своей задачей приобщение к реалистическому искусству широких кругов русского общества путем устройства передвижных выставок. Однако с первых шагов передвижничество переросло свои организационные рамки и вылилось в широкое общественно-художественное движение, объединив все талантливое, передовое и жизнеспособное в искусстве пореформенной России. Художники-передвижники, стремившиеся поставить в центр внимания человека, гражданина, труженика, отразить жизнь народа, его судьбы и чаяния, передать красоту родной природы, выразили тем самым в своем искусстве передовые, демократические устремления времени. Передвижные выставки в Петербурге, Москве и других городах сыграли большую роль, имели огромное культурно-просветительное значение, пробуждая и воспитывая интерес и любовь к искусству в разных слоях общества.

Под благотворным влиянием передового русского искусства формировалось творчество целой плеяды выдающихся украинских мастеров: П.Д. Мартыновича, Н.К. Пимоненко, С.И. Светославского, С.И. Васильковского и ряда других.

Искусство художников-передвижников, выразившее прогрессивные идеалы своего времени, стало целой эпохой; оно вошло в золотой фонд отечественной художественной культуры, сохраняя свое значение и в наше время. Товарищество передвижных художественных выставок просуществовало до 1923 года. Ряд его представителей стал живым звеном, связывающим искусство социалистического реализма с демократическими традициями отечественного реалистического искусства второй половины ХIХ века.

Харьковский художественный музей располагает значительным и разнообразным собранием произведений художников-передвижников. Многие из них были приобретены с передвижных выставок, неоднократно экспонировавшихся в Харькове. С большой полнотой представлено искусство 70-80 годов, периода наиболее плодотворной деятельности Товарищества.

Идейный вождь Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887 г.г.)вошел в историю русского искусства как живописец, рисовальщик, художественный критик, общественный деятель и педагог.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.