на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере



Итак, мы получаем, что очень многое в жизни и рождении главных героев романа роднит их с кельтскими героями, что делает разговор о значимости мифологии для стилистического анализа романа еще более значимым и правильным.

Подводя итог, хочется сказать, что результаты этой главы показали нам не только происхождение тех или иных героев, вещей и явлений, использованных автором в романе, но и в каком то смысле раскрыли их сущность и смысловую направленность.

3. Происхождение имен и названий

Есть огромное количество трактовок и теорий о происхождении имен и названий в романе Гарри Поттер. О некоторых из них Джоана Роулинг рассказала миру сама, а о некоторых же нам остается только догадываться. В ходе своей работы я постаралась составить таблицу, в которой собрала наиболее вероятные и популярные версии.

Начнем с имен героев:

Аластор

Демон мщения в греческой мифологии.

Альбус

В переводе с латыни означает "седой" или "мудрый".

Арабелла

"Ара" означает "меняться", а "белла" - "войны" с латыни. В целом Арабелла означает "меняющая ход войны".

Арагог

"Арахнид" означает "паук". "Гиг" - это гигант. Соедините эти два слова и получите "большого паука". Но вот автору захотелось поменять получившийся "арагиг", на более благозвучное "арагог".

Аргус

Аргус, "всеглаз" – в греческой мифологии стоглазое чудовище, которому ревнивая Гера, жена Зевса, поручила следить за Ио, новой фавориткой мужа

Вольдеморт

Существует легенда, что Волдемортист, злой маг, хотел уничтожить Мерлина, заколдовывая людей, а возможно и переманивая их на свою сторону. Это происходило еще до времен короля Артура. Само слово может переводиться с французского либо как "полет смерти", либо как "вор смерти". А вот с латыни это слово переводиться как "желающий умереть".

Гермиона

Гермиона была героиней древнегреческой мифологии. Ее любили одновременно двое мужчин. Гермиона была дочерью Елены из Трои и Менелая. Двое, полюбивших ее, были Орестес Второй и Неоптолемей, сын Ахиллеса. Они неистово боролись за ее любовь. Орестес Второй умер от укуса змеи. Могут ли эти два поклонника Гермионы быть Крамом и Роном? И может ли кто-то из них двоих погибнуть от рук Вольдеморта, чьим символом является змея? "Гермиона" переводиться с греческого, как "знатный, родовитый". А вот это уже, скорее всего, ирония Роулинг...

Также Гермиона является главной героиней пьесы Шекспира "Зимняя сказка". Эту пьесу Джоанна Роулинг увидела одной из первых в своей жизни - когда они с классом ходили в театр.

Гилдерой

Разбойник с большой дороги, который был очень красивым. А вот источника этого имени я не нашла…

Грейнджер

В книге под названием "Frindle" есть персонаж с такой фамилией. В этой книге мисс Грейнджер всегда подчиняется всем правилам и убеждает людей поступать также.

Дементор

По-английски "to dement" значит "сводить с ума". А так это слово латинского происхождения.

Драко

Драко - это созвездие, которое похоже на дракона, но на самом деле - змея. В этом есть скрытый смысл, не так ли? Но в переводе с латинского "Draco" означает "Дракон".

Дамблдор

"Шмель" в переводе со староанглийского.

Диггори, Седрик

Диггори Керк - герой одной из любимейших книг Роулинг "Хроники Нарнии" К.С. Льюиса. Несложно заметить, что Седрик - довольно простая модификация имени Керк.

Дурсли

Название деревни в графстве Глостершир Дурсли стало фамилией сволочных родителей Гарри. "Произнесите это вслух: правда, звучит убого и отталкивающе?" - замечает писательница.

Каркарофф

Пожиратель смерти Игорь оправдывает своё "франкенштейновское имя": Игорем звали ассистента доктора Франкенштейна из знаменитого романа Мэри Шелли, а актер с очень похожей фамилией Карлофф в фильме 1931 года сыграл роль монстра, созданного чудаком-доктором.

Лавгуд

Lovegood - фамилия "Lovegood" состоит из двух слов: "love" - "любовь" и "good" - "хороший, добрый".

Луна

Имя "Luna" созвучно со словами "loony" - "безумный" и "lunacy" - "сумасшествие"

Локхарт

Городок в Австралии недалеко от Вага-Вага.

Людо

"Ludo" значит "играть" в переводе с латыни.

Люпин

"Lupin" означает "Подобный волку". Canis lupus - научное название волка.

Люциус

Может означать "Люцифер" (дьявол), также может означать "свет".

Малфой

"Mal foi" означает, дословно, "злая честь" «вероломство», в переводе с французского.

МакГонагалл

Означает "плохой поэт" в переводе с латыни. Также был такой шотландский поэт, который, видимо, взял такой ироничный и, в то же время, традиционно-шотландский псевдоним.

Минерва

в римской мифологии богиня, покровительница ремесел и искусств. Вместе с Юпитером и Юноной Минерва составляла Капитолийскую триаду. С кон. 3 в. до н. э. Минерва, отождествленная с греческой Афиной, почиталась также как богиня войны и государственной мудрости.

Нагини

"Naga" значит "змея" на древнеиндийском.

Николя Фламель

Действительно живший средневековый французский алхимик.

Норрис, миссис

Персонаж из книги любимой писательницы Роулинг Джейн Остен "Мэнсфилд-парк".

Парвати

Парвати - это индийская богиня, жена бога Шивы-Разрушителя.

Пивз

"Peeve" означает "чертенок" или что-либо, выводящее вас из себя.

Поттер

Может происходить от имени соседа Роулинг Яна Поттера или же от имени писателя Денниса Поттера, писавшего повести о лесе, недалеко от которого жила в молодости сама Роулинг.

Рем

Был братом Ромула, основавшего Рим. По легенде оба брата были вскормлены ВОЛЧИЦЕЙ.

Рубеус

От латинского "rubor", означающего "застенчивость, смущение" и все тому подобное.

Слизерин, Салазар

Антониу ди Оливейра Салазар был португальским диктатором с 1932 по 1968 г. Известен крайне жесткими политическими убеждениями.

Северус

От англ. "severe" - "суровый, жесткий"

Скитер

Sceeter - "sceeter"(амер.) - "комар"

Сириус

Происходит от звезды Сириус, или Псовой (Собачьей) Звезды.

Снейп

Фамилия хмурого зельевара созвучна с двумя словами: "snake" - "змея" и "snap" - "щелчок".

Уизли

Weasley - созвучно с анг. словами "weasel" - "ласка" и "wizard" - "волшебник"

Фигг

"Figulus" означает "гончар", т.е. то же, что и "Potter". Может, она - тайный хранитель Гарри.

Филч

В переводе с английского означает "украсть, стянуть".

Флер Делакур

В переводе с французского - "Цветок сердца". Также существует другой вариант:"цветок двора", что указывает на благородное происхождение носительницы имени.

Хедвиг

Святой, живший в германии в 13-14 веках.

Хагрид

В древнегреческой мифологии Хагрид был богом ювелирных украшений или драгоценных камней. Считалось, что этот бог был самым добродушным из всех обитателей Олимпа. Хагрид был выгнан с Олимпа за свою вину в смерти сына Персея. Но Зевс позволил ему остаться как смотрителю животных.

Экспекто патронум

Заклинание против дементора. "Expecto" означает "Ожидать", а "patronum" - защита. Целиком заклинание можно перевести как "Жди сопротивления!"

Эрни и Стэн

Водитель и кондуктор волшебного автобуса "Ночной Всадник". Наделив их такими именами, Роулинг почтила память своих дедушек.

И вот когда с именами все слало более или менее понятно давайте посмотрим на названия использованные в романе:

Хогвартс

Hogwarts - "hog" - "кабан" и "warts" - "бородавки". Вместе что-то вроде "бородавочник, вепрь"

Гриффиндор

Griffyndor - с франц. "золотой грифон". Грифон - волшебное существо, наполовину лев, наполовину орел.

Слизерин

Slytherin - от анг. "sly" - "лукавый, хитрый"

Хаффлпафф

Hufflepuff - "huff" - злиться, обижаться "puff" - выдох, выдыхать; "huff and puff" - фразеологизм, означает "злиться и дуться"

Рэйвенкло

Ravenclaw - "raven" - "ворон", "claw" - "коготь. Дословно, "коготь ворона"

Хогсмид

Hogsmeade - "hog" - по-английски "кабан", "smear" - "пятно, отпечаток", а "meade" означает 1)"мед" 2)"луг"

Дурмстранг

Durmstrang - образовано от немецкого выражения "Sturm und Drang" - "буря и натиск". Так называлось одно из основных течений в немецкой литературе, кстати, весьма любимое германскими нацистами.

Бобатон

Beauxbatons - в переводе с французского выражение "beaux batons" означает "красивые палочки"

Нимбус

"Nimbus" с латинского "облако". Также в греческой мифологии был бог с таким именем.

Аврор

Auror - от анг. "aurora" - "заря"

Азкабан

Азкабан напоминает названием знаменитую (правда, ныне не действущую) тюрьму Алькатрац в Калифорнии

Маггл

Это понятие явно произошло от слова "mug" (на сленге "тупица").

Я старалась найти значения всех названий и имен которые несут под собой хоть какое нибудь значение для романа. Но как же имена главных героев «Гарри» и «Рона»? Тут я хочу пояснить, что не все в романе Роулинг имеет скрытый смысл. Гарри просто любимое имя писательницы, а Роном звали её друга-соседа в детстве.


4. Стилистические особенности романа Дж Роулинг и трудности его перевода на русский язык

Произведения Дж. К. Роулинг в силу индивидуальных особенностей жанра содержат сконструированный параллельный сказочный мир, поэтому и изобилует его волшебными реалиями, наряду с реалиями современного мира и научно-технического прогресса и представляют собой новое течение в детской литературе. Своеобразие «Гарри Поттера» состоит в том, что в этой книге причудливо переплетаются жанры сказки, детектива, фэнтези и элементов шотландского фольклора. Написана она ярким и увлекательным языком, в котором много авторских неологизмов. Многособытийность, всевозможные превращения, «кольцевая композиция», символические элементы. В художественном тексте «Гарри Поттера» наблюдается смешение двух стилей повествования: фантастического (допускается нарушение законов природы) и реалистического, с преобладанием то одного, то другого. На реалистическом фоне возможны фантастические вкрапления и, наоборот, в фантастических вещах наблюдаются реалистические прослойки (даже главный персонаж - Гарри является одновременно героем волшебной сказки и современником читателя)

Таким образом, как и во всех видах сказок находим в «Гарри Поттере» своеобразное сочетание реального и нереального, обычного и необычного, жизненно правдоподобного, вполне вероятного и совершенно неправдоподобного, невероятного. Именно как результат столкновения этих двух миров (реального и нереального), двух типов сюжетных ситуаций (вероятных и невероятных) и возникает то, что делает повествование сказкой.

Разговаривая об индивидуальном стиле Роулинг стоит обсудить такие вещи как иноязычные вкрапления, символизм, лексические (каламбуры, окказиональность, анаграммы, прием единоначатия, авторские метафоры, стихи, загадки, песенки), графические (капитуляция, курсив, дефис, многоточие) и орфографические (нерасчлененный речевой поток, орфографические аномалии)

Языковая игра как доминирующий авторский прием является одной из причин необычайной привлекательности книг Дж. Роулинг о Гарри Потере. Одним из видов языковой игры анализируемого произведения является каламбур. Например, в названии каламбура Headless Hunt (клуб, организованный призраками людей, которым отрубили голову) просматриваются две составляющие англ. headless -- не имеющий головы, безголовый; обезглавленный; и англ. hunt -- 1) охота (ловля); 2) охота (группа охотников со сворой собак). Headless Hunt созвучно head hunting – "охота за головами" – понятие из сферы рынка вакансий, т.е. агрессивная политика поиска нужного работника и переманивание его с прежнего места работы, если в этом есть необходимость. Подразумевается, что наниматель больше заинтересован в работнике, чем работник в найме. Напротив, членства в этом клубе много лет безуспешно добивается привидение Почти Безголовый Ник (Nearly Headless Nick). Кроме того, возможно созвучие с кельтской Дикой Охотой (Wild Hunt), к которой могли примкнуть души умерших при определенных обстоятельствах.

Анаграмма занимает исключительно важное положение в ряду других текстовых явлений произведения «Гарри Поттер». Дж. Роулинг использует анаграммы как один из способов кодирования информации, например, имя Tom Marvolo Riddle (Том Марволо Риддл) означает I am Lord Voldemort (досл. Я есть Лорд Вольдеморт.)

Для текста произведения «Гарри Поттер» характерно частое использование капитуляции, многоточия, тире, заглавных букв и курсива. Графика в данном случае выполняет не только функцию воссоздания живой речи, смыслового выделения слова, передачи интонации, но и своего рода инструмента воздействия на эмоциональное восприятие и сферу чувств читателя-реципиента, поскольку помогает ему ощутить определенный спектр эмоций персонажа. Кстати хочу заметить что переводчики на русский язык крайне редко прибегали к использованию курсива, которым в оригинале также отмечались, помимо отдельных слов или фраз, заклинания, названия школьных дисциплин, учебников и т. д. Скудность графики, к сожалению делает перевод наименее эмоциональным.

Далее Дж. Роулинг использует прием намеренного нарушения орфографии, например, в целях описания социального статуса персонажа Хагрида, его сомерсетский говор: cf. : англ.: "Las' time, you was ,Yeh, yer, yeh've got, fer cryin'. Переводчики на русский язык, в этих случаях, постарались передать особенности речи персонажа через разговорный стиль или просторечие (как я погляжу, субчики, на ум взбредет, допер, но раздери меня совсем, ну один в один просто, вылитый папаша, прям хоть кричи!). А так же путем введения слов, находящихся в сфере употребления малограмотных людей (ихнее).

Создание текста, не расчлененного междусловными пробелами, выполняет в произведении «Гарри Поттер» функцию передачи живой ускоренной речи, насыщенной синтаксическими шаблонами. Применение сцепления слов и словосочетаний позволяет почувствовать передачу убыстренной аффективной или нечленораздельной речи. Кроме того, в детском фэнтези «Гарри Поттер» встречается прием нерасчлененного текста, который частично расчленяется посредством дефиса, подчеркивая ироничность высказывания. Немногим переводчикам удалось совершенно точно уловить принцип передачи нерасчлененного текста, например: cf. англ. : "Whassamatter?" said Harry groggily.

Метафора в фэнтезийном произведении «Гарри Поттере» заставляет обратить внимание на некоторое сходство персонажей с животными или существами волшебного мира, например: cf. англ. : Mrs. Mason screamed like a banshee… He looked as poor as a home elf…

Достойным внимания показался мне юмор автора при создании аббревиатур. Самыми яркими примерами могут стать такие аббревиатуры как:


N.E.W.T.s, Nastily Exhausting Wizarding Tests

O.W.L.s, Ordinary Wizarding Levels

Достаточно распространенным видом языковой игры произведения «Гарри Поттер» является использование приема единоначатия, т. е. повтора первых согласных. Наприман в таких именах и названиях как: Bathilda Bagshot, Chudley Cannons, Vindictus Viridian, Leg-Locker

Отдельным частным проявлением языковой игры произведения «Гарри Поттер», который так часто импонирует детям, является искажения отдельных слов (оговорки). Например, одной из многочисленных оговорок мистера Уизли является слово escapators (имеются в виду эскалаторы в Лондонском метро; escape (англ.) – бежать, избежать, спастись. Благодаря языковой игре дети усваивают представление о внутренней мотивационной форме слова, что способствует обогащению словарного запаса, в некоторых случаях помогает давать определения новым, ранее неизвестным словам, позволяет создавать собственные слова, выражающие необходимый для ребенка смысл. Способность ребенка к собственному словотворчеству позволяет ему адекватно воспринимать и интерпретировать случаи языковой игры в художественных произведениях.

В детском фэнтези «Гарри Поттер» символ имеет особенно большое значение. Символом в произведении служат не только животные, явления, предметы, вторичный мир, но и игра Quidditch. Название игры состоит из некоторых букв четырех мячей: (Qu)affle + Blu(d)ger + Blu(d)ger + Sn(itch); возможно существует некоторая связь с словом "quiddity", т.е. "the essence or real nature of a thing" (англ. суть, сущность). Не случайно, что именно профессор Минерва МакГонагалл (cf. римск. мифол. Минерва, или греч. Афина, богиня мудрости и войны) привела Гарри в игру «квиддич», таким образом, помогая ему отправиться в символический квест. Предпринимая квест, герой неизбежно вступает в справедливую борьбу, войну, противодействие.

Антропонимы произведения могут классифицироваться по ономастическим разрядам: личные имена, фамилии, прозвища. Наиболее многочисленными являются личные имена. В основу таких номинаций положены следующие основные признаки: характер занятий героя, профессия – Argus Filch (рус. (О): Аргус Филч) – хогвартский сторож (Аргус, "всеглаз" – в гречеcкой мифологии стоглазое чудовище, которому ревнивая Гера, жена Зевса, поручила следить за Ио, новой фавориткой мужа); внешняя характеристика героя – привидение Nearly Headless Nick (Почти безголовый Ник); особенности характера героя, отражение его внутреннего мира: – Dudley Dursley (рус. (О): Дурсль, Дадли) – 'dud', что озачает «a boring person», т.е. скучный человек.

Итак как мы видим из примеров огромного количества использованных Роулинг стилистических приемов – переводчикам на русский язык пришлось очень постараться чтобы передать хотя бы часть тех авторских выразительных средств которые и создают всё очарование романа. К сожалению, на мой взгляд, все таки старались они мало, потому что на ряду с конкретными ошибками (Невил Долгопупс – Neville Longbottom и Букля – Hedwig Cauldron Cakes – рус. (С): тортелики, котлокексы; Pumpkin pasties – рус. (С): тыквеченьки) переводчики не стали утверждать себя переводом игры слов или языковой символики и перевели многое методом транскрибирования. И все же анализ лексико-семантических особенностей фэнтезийного произведения Дж. Роулинг позволил выделить переводческие стратегии, согласно которым при переводе произведений в жанре фэнтези, включая книги о Гарри Поттере, необходимо передать:

- посредством транслитерации или транскрипции: названия вымышленных денежных единиц с затемненной внутренней формой, наименования мер (единицы веса, длины, площади, объема жидкостей и т. д.), имена главных героев произведения;

- посредством калькирования, транслитерации или транскрипции: названия товарных знаков, а так же топонимов с затемненной внутренней формой;

- посредством создания окказиональных слов на основе словообразовательных элементов ПЯ: названия вымышленных топонимов, домов, праздников волшебного мира;

- с помощью функционального аналога, кальки, транслитерации или транскрипции: названия сладостей и типичной английской и нетипичной (волшебной) еды с обязательной сноской, пояснением или комментарием.


Заключение

Итак, история подошла к концу, Вольдеморт побежден, Гарри женился на Джинни и родил с ней кучу детишек, шрам, как и обещалось больше не болит, негодяи наказаны, герои награждены, а сомневающиеся поставлены на путь истинный. И хотя потери велики, будем надеяться, что со временем раны затянутся и будет вспоминаться только хорошее. А если еще, какой нибудь «красноглазый урод» вздумает обижать магическую Англию, сдается мне найдется новый герой с горячим сердцем и чистым духом, способный выстоять в этой борьбе, какой бы напряженной она не была. Например, сын Гарри Поттера Альбус-Северус Поттер не плохой вариант – одно только имя чего стоит. И если Джоана Роулинг однажды решиться написать продолжение…вообщем будем с нетерпением ждать.

А теперь об итогах…

В первой главе мы изучили вопрос популярности книг, пародии на роман, особенности образа главного героя, концепцию романов о Гарри Поттере в целом и явления возникшие на волне этой популярности. А именно ролевые игры, в которых люди отыгрывают действия полюбившихся им персонажей, причем при этом они одеты в костюмы и атрибутику героев Гарри Поттера и фанфики – то есть рассказы с альтернативным развитием сюжета, где за основу взят мир придуманный Роулинг.

Во второй главе я освятила вопрос мифологии в романе, вопрос где Роулинг откопала всех этих волшебных существ, сам волшебный мир и его законы. Меня поразил, в какой-то мере объем знаний Роулинг о кельтской мифологии, а с другой стороны немного разочаровала такая привязанность книги к мифам. Наверное, в глубине души я надеялась, что мир Гарри Поттера целиком плод необъятной фантазии Роулинг. Хотя вообщем то факту этих мифологических заимствований я тоже дала четкое объяснение.

Далее переходя к следующей главе, я проштудировала интернет на предмет происхождения имен и названий, использованных в романе, и опять же могу сказать, что преуспела в этом и открыла для себя крайне много новых фактов, которые вроде бы лежали на поверхности, но в то же время не были очевидны для меня.

И в последнеё главе я занималась непосредственно анализом стилистических, графических, лексических и других аспектов романа. В ходе работы я поняла, почему русским переводчикам было так сложно переводить «Гарри Поттера» и даже слегка очистила их репутацию в своих глазах. Ведь некоторые примеры языковой игры Роулинг и правда непереводимы.

Надо отметить, что мне результаты проделанной работы показались довольно занимательными. Я не могу сказать что я сама преданная «Поттероманка», но раз уж мне пришлось расти параллельно с Гарри Поттером, так или иначе книга не оставила меня равнодушной и признаюсь каждую следующую книгу я ждала с нетерпением. Более того где о после 2ой книги я совершила для себя удивительное открытие. Дело в том что после выхода книги в Британии должно было пройти некоторое время, чтобы новую книгу могли перевести, обработать, оформить, напечатать и выставить на продажу. А терпения у меня как в том возрасте, так и сейчас нет никакого. И однажды мама, уставшая от моего нытья, съездила в Британский совет и привезла мне книгу на английском с наставлением брать в руки словарь и читать. Поначалу читать было сложно, но моё любопытство было сильнее любой лени, и через несколько глав я уже довольно резво читала Поттера на английском, догадываясь о многих словах из контекста. Ну и как, наверное, несложно догадаться, после этого читать Гарри Поттера на русском я больше не смогла, потому что, скажу по секрету, на английском это совсем другая книга. А теперь, после проделанной работы, роман Роулинг кажется мне еще более удивительным. Надеюсь, после прочтения моей работы, кто нибудь еще воодушевится идеей Гарри Поттера, прочтет его на английском и откроет для себя этот удивительный мир, собранный по кусочкам Джоаной Роулинг.


Список литературы

1.  "Кельтская цивилизация" Кристиан-Ж. Гюйонварх и Франсуаза Леру

2.  "Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе" А.и Д. Рис

3.  Wikipedia

4.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

5.  Имена собственные и проблема их перевода // Образование – Наука – Творчество. Адыгская (Черкесская) Международная Академия Наук. / Сб. науч. ст. – Нальчик – Армавир, 2005. № 8 (1,8 п. л.).

6.  Вымышленные имена собственные в контексте фэнтезийного произведения // Электронный научно-культурологический журнал «Relga». 2006. № 6 (128) / www. relga. ru (1,9 п. л.)

7.  Природа иноязычных вкраплений в переводах литературной сказки Дж. Роулинг на русский и немецкий языки // Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения: Материалы 5-й межвузовской конференции молодых ученых 28 апреля 2006 г. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. Краснодар, 2006 (0,9 п. л.).

8.  Феномен Гарри Поттера в современной культуре 22/03/2004

9.  Высоцкая Н. "Феномен Гарри Поттера или НЛП и дети" //www.humans.ru


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.