на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере


Курсовая работа: Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере

Министерство образования и науки

Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Факультет иностранных языков

Кафедра прикладной лингвистики

Курсовик

по стилистике английского языка

Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере

Stylistics of Harry Potter novels by JK Rowling

Выполнила:

Баптизманская Саша

Студентка группы 4264/1

Преподаватель:

Колоницкая Ольга Леонидовна

Санкт-Петербург

2010


Оглавление

Введение

1. Причина популярности

2. Мифология в романе

3. Происхождение имен и названий

4. Стилистические особенности романа Дж. Роулинг и трудности его перевода на русский язык

Заключение

Список литературы


Введение

Гарри Поттер… Едва ли в мире осталась еще страна или даже город в котором не слышали о Гарри Поттере, не читали эту серию романов или хотя бы не смотрели фильм снятый по книге. Наоборот, этот удивительный роман Джоаны Роулинг заполнил собой книжные прилавки и более того, наполнил мысли и сердца людей.

Но в чем же тут дело? Статистика 1996ого года показывала удручающую картину – люди, а особенно дети практически перестали читать книги. Исключениями становились лишь книги, изучаемые школьниками, а в случае взрослых и молодежи, книги, требуемые для работы или учебы. Часто можно было услышать из уст детей фразы «Я ненавижу читать» или «Чтение это скучно». Это приводило в ужас учителей литературы, которые пытались заставить юное поколение прочитать хотя бы «Капитанскую дочку» Пушкина и порой тщетно. И что же за картину мы видим через несколько месяцев? В метро половина вагона сидит с книжкой в руках! В книжных магазинах стоят очереди! Дети читают на уроках, дома, в ванной и даже под подушкой с фонариком…

Да-да, так началось всеобщее сумасшествие. Сначала дети, а потом и взрослые взяли в руки увесистый том (хотя первая книжка была еще не такая уж и большая, особенности в сравнении с впечатляющей толщиной последних томов) и попали в волшебную сказку, сказку, которая затягивала читателя с первых строчек и не отпускала до последней буквы.

В своей работе я ставлю задачу рассмотреть отдельные составляющие Романов о «Гарри Поттере», такие как:

- почему же так популярна эта книга?

- откуда появились Квиддич, Альбусы Дамблдоры и Гермионы Грейнджер, то есть происхождение имен и названий в романе

- проанализировать мифологический аспект в романе

- и конечно рассмотреть на примерах с помощью, каких же стилистических приемов Роулинг покорила сердца миллионов люде по всей планете?

роман роулинг поттер перевод стилистический


1. Причина популярности

Гарри Поттер - литературный персонаж, рожденный воображением англичанки Джоаны Роулинг, ученик школы волшебства, сирота, чудом спасшийся от Темного Лорда - по популярности своей сегодня превосходит многих суперзвезд, шоумэнов, политиков. В чем причина столь феноменального успеха?

В феномене Гарри Поттера пытались разобраться многие и всех высказывающих свое мнение в адрес Гарри Поттера условно можно разделить на два лагеря: первые признают, что Дж. Роулинг написала детский бестселлер, что серия книг о Гарри Поттер достойна занять почетное место в ряду лучших детских книг; вторые утверждают, что феноменальный успех Гарри Поттера - лишь хорошо продуманная рекламная кампания. Однако более справедливым представляется утверждение, что феномен Гарри Поттер - это совокупность факторов, способствующих популярности вымышленного Дж. Роулинг мира и персонажей, живущих в нем. Необходимо обозначить эти факторы и попытаться разобраться в каждом из них.

1) Первым составляющим феномена Гарри Поттера является литературно-художественное своеобразие цикла сказок о школе магии и чародейства. Неоспоримым сегодня является тот факт, что "Гарри Поттер" навсегда вошел в мир детской литературы и соседствует с "Винни-Пухом", "Питером Пэном", "Мэри Поппинс".

Попытаемся представить формулу литературного произведения для детей.

Герой в литературе для детей обычно ровесник читателя. Он наделен теми же привычками, слабостями, у него могут возникать такие же проблемы в отношениях с родителями, со сверстниками.

Читатель знакомится с Гарри Поттером в день, когда последнему исполняется одиннадцать лет. К концу всей истории главный герой предстанет перед читателем уже совершеннолетним . Основная масса читателей сказки - дети, и они растут вместе со своим героем. Но особенность литературной сказки Джоана Роулинг в том, что она вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

Сюжет произведения очень динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями. Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволят читателю скучать.

Время в детской литературе, как правило, весьма условно. Однако события в книгах Ролинг происходят в современную эпоху, о чем свидетельствуют такие реалии как метрополитен, телефон, телевизор и тому подобное. Но волшебный мир Гарри Поттера сохраняет древние традиции. Использование Гермионой Грейнджер маховика времени в книге "Гарри Поттер и Узник Азкабана" - прием нарушения естественного хода времени, который выполняет сюжетоорганизующую функцию.

Пространственная организация детского произведения такова: мир делится на "свой" и "чужой", реальный и волшебный, причем границы этих миров прозрачны, они могут проникать друг в друга. Мир магов в "Гарри Поттере", противостоящий миру маглов, существующий параллельно с ним, - яркая тому иллюстрация.

Как мы видим, Джоана Роулинг создает произведение, отвечающее всем законом детского бестселлера.

·  герой - ребенок;

·  одна из центральных проблем - взаимоотношения взрослых и детей;

·  разнообразие языковых приемов, словесная игра;

·  заимствования

·  отступление от правила "счастливого конца".

Итак, первый фактор, способствующий успеху книги Дж. Ролуинг о Гарри Поттере - ее литературно-художественные достоинства - действительно является основополагающим.

2) Вторым фактором феномена Гарри Поттере является история жизни автора - Джоана Кэтлин Роулинг. Мать-одиночка без гроша в кармане становится счастливой главой семейства и первой в мире писательницей миллиардершей. Так жизнь оказывается лучшим пиар-менеджером, а простое стечение обстоятельств - лучшим пиар-проектом. Знатоки биографии Роулинг утверждают, что если бы у автора мирового детского бестселлера не было такой истории жизни, то ее надо было бы придумать. (В основе биографии Роулинг тот же архетипический сюжет о Золушке; линии жизни Гарри Поттера и его создательницы очень похожи: будучи никем, прозябая "в чулане под лестницей", они в один прекрасный день просыпаются богатыми и знаменитыми).

Фактор самой Джоана Роулинг важен еще и потому, что она оказывается связанной с такой особенностью британской традиции как дамы-писательницы. Пожалуй, ни одна страна Европы не дала миру столько замечательных женских имен в области литературы: от сестер Бронте, Джейн Остен, Джордж Элиот до Виржинии Вульф и Джоана Роулинг.

3) Третьим составляющим феномена Гарри Поттера стоит назвать рекламную кампанию и производную продукцию, к которой относятся фильма Криса Коламбуса, компьютерные и ролевые игры, фанфики, футболки, плакаты с изображением главных героев книги и тому подобное.

Конечно же, пиар-кампания способствовала популяризации книги, но вероятнее всего, что это произведение нашло бы путь к сердцам читателей и без столь мощной рекламной поддержки, пусть на это было бы затрачено чуть больше времени.

Ранее я упомянула о таких появившихся после выхода книги явлениях как ролевые игры и фанфики и я хотела бы сейчас рассказать о них поподробнее.

Итак, ролева́я— игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Итак после этого исчерпывающего определения нетрудно догадаться что же представляет из себя ролевая игра по Гарри Поттеру. Группа людей шьет костюмы, покупает или изготовляет собственноручно атрибутику(котлы, волшебные палочки, совы, пергаменты и перья и т п) назначает место, учит заклинания с отыгрышами, долгое время репетирует, чтобы однажды собраться вместе и «сыграть»… А для тех кто не видит в себе гениальных актеров, но зато неплохо умеет печатать на компьютере, есть виртуальный вариант ролевой игры. В этом случае человек создает героя, описывает его внешность, личные качества, манеры и цели и на огромном форуме вступает в словесные баталии с другими участниками. Нередко подобные виртуальные ролевые игры носят сексуальный характер.

Теперь перейдем непосредственно к фанфикам по Гарри Поттеру. Фанфик— разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную» и так далее. Ну вероятно началось всё с того что фанатам романа Роулинг было не дождаться выхода продолжения приключений любимых героев и они попытались написать варианты продолжения. А закончилось…полным буйством фантазии иногда переходящей все границы. В просторах интернета встречаются произведения фанатах в которых можно встретить такие необычные сюжеты что буквально кровь стынет в жилах…

Примечательным является тот факт, что, спустя непродолжительное время после выхода в свет сочинения Роулинг, появляются пародии на "Гарри Поттера" - "Таня Гроттер и магический контрабас" Дмитрия Емеца, "Барри Троттер и неавторизованная пародия" Майкла Гербера, "Порри Гаттер и Каменный философ" Андрея Жвалевского и Игоря Мытько и это только в России.

Что касается пародий во всем мире – самыми интересными считаются Barry Trotter by Michael Gerber, Hairy Pothead and the Marijuana Stone by Dana Larsen,Parry Hotter And The Steamy Side Of Magic by K.C. Ellis - в Англии.

Harry Peloteur et la braguette magique by Nick Tammer, Larry Bodter met de l'ordre à Phoenix, Anizona by Yan Sored – во Франции

И несколько менее известных пародий в Аргентине, Индии, Германии и Польше

Итак, нами выделены и проанализированы три главных составляющих феномена Гарри Поттера, а именно: 1) литературно-художественные достоинства книг Дж. Ролинг; 2) история автора, то есть самой Дж. Роулинг; 3) рекламная компания и производная продукция.

2. Мифология в романе

«Гарри Поттер» во многом опирается на мифы, большинство из которых кельтского происхождения и я считаю в этом для современного романа нет ничего удивительного. На мифологических клише в большей или меньшей мере держится, цветет и процветает вся сказочно-фэнтезийная литература. Светлые и темные эльфы, ведьмы, тролли и ангелы, вампиры и феи… Даже если автор пытается придумать собственный, уникальный мир, все равно классические мифологические образы настолько засели в подсознании, что рано или поздно подбросят автору свой вариант. Поэтому сколько бы ни подозревали в «Гарри Поттере» плагиат на «Властелина Кольца» или «Звездные Войны» - любое сходство легко списать на бессознательный выбор. К сожалению, большинство читателей не задумываются и первоисточниках и видят только результат, не задумываясь, порой, каким образом он получен. А пообвинять авторов в плагиате всегда было и остается любимым занятием, как критиков, так и рядовых читателей. Итак, опорой для романов Роулинг стала кельтская культура. На фоне более узнаваемых средневековых ценностей, таких как философский камень или василиск, скандинавской линии, ранняя кельтская мифология теряется, прячется, но именно она в целом оказала на Роулинг, как представителя западноевропейской культуры, неизмеримо большее влияние. В западноевропейских мифах следы кельтики видны, впрочем, довольно ярко, только в легендах о Мерлине, созданных в период заката кельтской культуры.

Есть в Гарри потере серия неоспоримых мифологических клише таких как:

Роулинг Кельты Пояснения
Альбус Дамблдор - директор Хогвартса Учитель-Друид в белом одеянии albus, "белый" albio - "светлый
Распределяющая Шляпа, ее песни и советы Барды, передающие предания и гейсы
Запретный Лес Священная дубовая роща друидов, обиталище волшебных тварей Единороги, драконы, кентавры…

Хог- -- Hog–

кабан, вепрь.

Запретный лес

Вепрь – животное, воплощавшее войну, охоту. Украшает доспехи, оружие. Кабаны питаются желудями в священной дубовой роще. Дети, отданные в Хогвартс, под эгидой вепря = дети сословия всадников, отдававших детей на обучение друидам.
Замкнутая система: Хогсмид-Хогвартс-Запретный Лес Сословия кельтского общества: Ремесленники-Всадники-Жрецы

Итак, начнем о тонкостях издалека, а именно с одного дерева-кустарника под названием «тис». В кельтской мифологии значению и символике этого дерева отдается совершенно особенное место. У древних кельтов тис был символом бессмертия, а полые стволы тисов считались воротами в Иной Мир. Эти деревья с темно-зеленой хвоей и причудливо переплетенными стволами росли в местах, почитавшихся у друидов священными, там хоронили королей и проводили ритуальные сборища. Традиция устраивать кладбища в тисовых рощах не угасла и с приходом христианства. Видимо, уповая на способность пережить собственную смерть, люди с незапамятных времен высаживают тис на кладбищах вместе с другими вечнозелеными деревьями-долгожителями.

Говорят, что тисы, растущие на кладбищах, протягивают свои корни ко ртам мертвецов. Эта история получила чудовищное подтверждение в 1990 году в городке Селборн в Гемпшире, когда ураган повалил кладбищенский тис. Из-под земли показались три десятка черепов «нанизанных» на корни. В книгах Джоана Ролинг тис упоминается как материал, из которого изготовлена волшебная палочка Лорда Вольдеморта (она сделана из оболони тисового дерева - та при обработке принимает цвет слоновой кости или просто - кости), так же тисовые изгороди окружают старое кладбище и дом Риддлов.

лабиринт в фильме Гарри Поттер и Огненная ЧашаЛабиринт на третьем задании Тримагического Турнира тоже из тисовых деревьев. Морок лабиринта, охватывающий разум в окружении тисовых "стен", нередко демонстрируется в кинематографе. Сама символика лабиринта, по кельтским преданиям ведущего в Иной Мир, усугубляется здесь воздействием испарений тиса. Для британского, да и американского читателя, знакомого хотя бы понаслышке с угнетающим воздействием тисовой рощи, эти сцены понятны, но для русскоязычного требуют пояснения. Несомненно, именно ядовитые испарения тиса в лабиринте, помимо, разумеется, магии, послужили причиной возникновения у участников Тримагического Турнира охватившего их слепого ужаса и помрачнения рассудка.

Далее коварный Кубок Тримагического Турнира перенес Гарри Поттера и Седрика Диггори на кладбище. "... They stood on a gloomy, neglected cemetery, with a enormous yew thee and a small church on the right, and with some hills on the left..."

Вызванные Лордом Вольдемортом, на кладбище появляются Пожиратели Смерти. Они аппарируют "... among the graves behind the yew tree ". И пока Волдеморт держал речь, все молчали, " even the leaves of the yew were silient ".

И, наконец, из тисовой палочки Вольдеморта появились души убитых с помощью этой палочки людей. Символ смерти и бессмертия, такой многозначный в кельтской мифологии, непременный атрибут друидической магии - смертельно ядовитый тис - должно быть, самый зловещий материал для изготовления волшебной палочки.

Котел - и как магический символ, и как реальный физический предмет, - играл огромную роль в кельтской сакральной Традиции. Магический котел упоминается в огромном числе древних кельтских текстов (в том числе, - в текстах сакральных); на европейских территориях, некогда занятых кельтами, в ходе археологических изысканий найдены десятки древних ритуальных котлов.

В «Гарри Поттере» упоминается несколько котлов/чаш.

Прежде всего, котлами пользуются как в средневековье – в них банально готовят зелья. Эти котлы свободно продаются в специализированной лавке на Дайгон-Аллее. Но в «Harry Potter and the Goblet of Fire» - «Гарри Поттер и Чаша Огня» появляется множество новых воплощений Магического котла. Во-первых, это сама Чаша (Goblet) Огня, который отделяет правду от лжи и достойного от недостойных, подобно золотой чаше, полученной королем Кормаком. Во-вторых, это приз Тримагического Турнира – Кубок (Cup), который переносит Гарри Поттера, прошедшего тисовый лабиринт, в некое подобие Иного Мира – на кладбище, где произошло возвращение из Небытия Вольдеморта. По ходу дела описывается Думосброс Дамблдора – каменная чаша (Basin), изукрашенная рунами. Можно соотнести Думосброс с символическим котлом вдохновения, где бурлят тайны прошлого. И, наконец, самый зловещий - огромный каменный Котел (Cauldron), из которого возродился Лорд Волдеморт.

Так же крайне интересен выбор Джеймса Поттера и Сириуса Блэка в вопросе касающемся анимагических форм. Ведь огромный черный пес и сохатый олень выбраны явно неспроста. В кельтской традиции Дикая Охота, как и Нижний (или Иной) Мир, не носила демонического характера, хотя для обычных людей могла представлять опасность, но встреча с ней не всегда предвещала беду. Друиды, владевшие тайнами переходов в Нижний Мир, могли вызвать Дикую Охоту сознательно, иным же людям она могла явиться против их воли. Выглядела Дикая Охота следующим образом: кавалькада всадников, возглавляемая рогатым предводителем, а впереди с громким лаем мчатся собаки с развивающимися ушами.

Единственное объяснение тому, что Джеймс Поттер и Сириус Блек выбрали себе в качестве воплощения в форме анимагов именно такие сущности – это Дикая Охота, которая и объединяет в одно целое Белого Оленя и Черного Пса. А «Мародерами» они могли назваться и потому, что разгульная сущность Дикой Охоты это подразумевала, и потому, что сэр Френсис Дрейк, по преданию после смерти ставший Диким Охотником, в сущности был морским мародером (кстати, его корабль, вошедший в историю, именовался «Золотая Лань» - Golden Hind, где hind – «самка благородного оленя», того самого оленя, как биологического вида, в которого воплощался Джеймс Поттер). Не исключено, что Френсис Дрейк выбирал название тоже под влиянием национального коллективного бессознательного.

И в заключении, хочется сказать о символике в жизни, а особенно при рождении 2х главных героев романа Роулинг - Гарри и Тома Реддла.

А. и Д. Рис. в "Наследии кельтов" суммировали наиболее яркие черты, характерные для повестей о чудесных зачатиях и рождениях, давайте используем эти сведения и составим таблицу для анализа и сравнеия:


Кельты

Гарри Поттер Том Реддл
Рождение и будущее величие героя предсказаны заранее + -
Рождение будущего героя чревато смертью или бедой для короля, для деда героя, его дяди или даже для его собственной матери + +

До исполнения предсказания мать будущего героя должна пройти одно или целый ряд испытаний:

а) ее тщательно стерегут или даже заключают в крепость

б) она вынуждена покинуть свой дом

в) ее сопротивление надлежит преодолеть силой или хитростью

г) она замужем, но при этом бесплодна

+

+

-

-

+

+

-

-

Зачатие героя окружено тайной:

а) независимо от того, есть у него земной отец или нет, зачат он обычно от другого — от короля, от человека чужого племени или от сверхъестественного существа

б) или он рожден в результате кровосмешения

в) или он зачат от того, что мать его проглотила нечто, когда пила воду

- Том предполагал, что его отец - маг
Для рождения героя благоприятно вполне определенное время, которое ознаменовано особыми природными знаками; его появление на свет откладывается до нужного часа - ?
С рождением и воспитанием героя связаны определенные животные. анимагические формы мародеров змеи
Сразу после рождения герой бывает потерян или делается попытка убить его; его бросают в воду или он рождается в лодке + +
Сразу после рождения и в первые же годы жизни герой проявляет свои необычайные способности + +
Получение имени порой сопряжено для героя с затруднениями или ему нарекают имя в особенных обстоятельствах - +

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.