на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Социальные последствия коммунистического тоталитаризма в Беларуси


Таким образом и гражданское общество находится на стадии формирования. Отдельные его элементы функционируют не в полной мере, другие еще не развита. Этому существует ряд объяснений. Во-первых, Беларусь традиционно принадлежит к тем странам, которые ориентированы скорее на государство, нежели на общество. В сознании людей глубоко укоренено убеждение в необходимости сильного государства, сильной власти. Общество же недостаточно автономно и независимо, а жизнь граждан часто зависит от воли всемогущих политиков. Во-вторых, социальным лидером становления гражданского общества в Беларуси является не слой предпринимательства, как это было и есть на Западе, а интеллигенция. Это сужает экономические возможности укоренения развития гражданского общества и придает этому процессу несколько оторванный от социальной структуры характер. В-третьих, становление гражданского общества в Беларуси протекает при более высоком уровне межэтнической и межсоциальной интеграции, что помогает сглаживать многие конфликты. В-четвертых, для белорусского общества характерна низкая популярность либеральных ценностей, отношения между гражданами и институтами по-прежнему основываются на коллективистской модели. В-пятых, широкие слои населения Беларуси психологически не готовы к принятию новых принципов и форм жизни, они опираются на традиционные для бывшего советского общества этические нормы. Это приводит к массовой подмене ценностей подлинного гражданского общества.

В политической сфере для построения подлинного гражданского общества необходим целый ряд факторов: верховенство права, которое выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида; гарантии прав и свобод личности; принцип разделения властей; многопартийность; наличия множества общественных объединений, представляющих интересы различных групп общества; свободные и честные выборы. Но для работы всех выше перечисленных механизмов необходимо наличие свободных, самостоятельных и самоосознающих граждан, для которых характерен высокий уровень гражданского сознания и культуры, что необходимо возродить после долгих годов тоталитарного режима.


4. Перестройка

В апреле 1985 г. руководство взяло курс на активизацию внутренний и внешний политики СССР, на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти внутри общества и на международной арене. Он получил название «курса на ускорение социально - экономического развития страны».

Ускорение понималось как повышение темпов экономического роста. Для этого было решено полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух - четырехсменку; укрепить трудовую дисциплину; силами местных изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства; повысить качество продукции (создали специальный контролирующий орган – госприёмку). В основе всего этого должен был быть энтузиазм трудящихся масс. Но ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. «Чернобыль» стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство. Катастрофы в результате которой загрязненной оказалась около трети всей территории Беларуси. Территории, которая практически полностью исключена из экономического использования. А расходы на ликвидацию последствий стали поглощать огромную часть бюджета республики, нанося тем самым, ощутимый удар по экономике. Аварии, ставшей символом слабости и уязвимости техногенной цивилизации.

В 1987 г. решено было сменить провалившуюся «концепцию ускорения» на «концепцию перестройки». В 1987-1988 г.г. перестройка сводилась к «радикальной экономической реформе». Идея перевода жестко централизованного, планового – государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма стала стержнем концепции перестройки.

Был принят Закон о государственном предприятии, дававший большие права предприятиям и трудовым коллективам. Затем последовали Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Верховный Совет СССР принимает постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономики в СССР». Однако это привело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики», главное место в которой занимали представители номенклатуры, скопившие огромные средства ещё в доперестроечные времена на коррупции и казнокрадстве.

В этот период было принято около 100 законов по экономическим вопросам, но почти ни один из них не был выполнен. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Острая нехватка самых элементарных продуктов питания привела к появлению карточно-талонной системы распределения. По стране прокатилась волна забастовок, в первую очередь шахтёрских. Они заявили, что не считают КПСС партией рабочего класса.

В 1990 г. был сделан вывод, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система, и главное внимание было переключено на политические преобразования.

Впервые термин «гласность» прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС в 1986 г. Гласность должна была способствовать укреплению «социализма с человеческим лицом». Главные партийные лозунги тех лет: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Однако когда стали публиковаться великие литературные произведения; когда вернулись труды крупнейших философов – остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно.

На XIX Всесоюзной партконференции Горбачёв предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов. Был принят новый избирательный закон; в мае 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов. Уже в мае 1988 г. появляется первая оппозиционная партия – «Демократический союз» во главе с В.И.Новодворской. И только весной 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает решение о создание президентской системы власти в СССР, о переходе к правовому государству и к многопартийности. Изменяется статья 6 Конституции СССР (из неё изымается положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества). В самой же КПСС – крупнейший раскол по двум направлениям: национальному (компартии республик) и идейному (что считать платформой КПСС). Идёт массовый выход людей из КПСС. А после «августовского путча» 1991 г. вся политическая система СССР была обречена.

Начался распад СССР, который привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР.

М.С.Горбачев стал, по сути дела, первым руководителем страны, осознавшим, что внутренняя угроза безопасности СССР по своей значимости и возможным последствиям значительно превосходит внешнюю угрозу. Речь идет, прежде всего, о необходимости достижения экономической, социальной, политической и идеологической стабильности внутри страны. Защищенность и стабильность государства можно считать обеспеченными, если гарантирована его внешняя и внутренняя безопасность.

Отдельно необходимо сказать о КПСС. Если на первых демократических митингах лозунги в адрес этой партии носили полушутливый характер: «Партия, дай порулить!», «Пусть живёт КПСС на Чернобыльской АЭС!», то начиная с 1990 г. лозунг становится непреклонным и жестким: «Долой КПСС!». Сочетается ли такое требование с демократией, плюрализм и принципом многопартийности? Да, безусловно! Необходимо точно понять историческую ответственность РСДРП – ВКП(б) – КПСС. Ответственность за самое главное, что она совершила:

- за первородный грех ленинской партии – убийство едва родившейся демократии и многопартийности, смертельно раненой в октябре 1917 г. и добитой несколько месяцев спустя;

- за гражданскую войну, унесшую миллионы жизней и изломавшую ещё большее число человеческих судеб;

- за коллективизацию, которая перебила хребет не только крестьянству, но и всему народу;

- за построение по воле партии и под её мудрым руководством государство – тюрьму, палаческий тоталитарный режим, который, погубил десятки миллионов людей, всех остальных превратил в рабов;

- за более чем полвека, проведенные людьми в этом рабстве, которое страшным образом повредило души: лишило достоинства, хозяйской предприимчивости; любви к труду и свободе;

- за то, что когда античеловечность этого режима обнаружилась с полной очевидностью, именно партия десятки лет продляла его существование, пока дотла не разорила и не испоганила страну.

Этой партией совершены такие преступления, которые во всей истории сопоставимы только со злодеями партии Гитлера. Разница в том, что там был Нюрнбергский процесс, а у нас, к сожалению, нет.

А важнейшие завоевания «перестройки» внутри страны таковы: появление и утверждение свободы слова; раскрепощение народной энергии и инициативы; утверждение реальной многопартийности.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев 25 августа 1991 г. призвал ЦК КПСС «принять трудное, но честное решение о самороспуске» и заявил: «Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций определяют они сами… Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия». Это стало началом распада КПСС, которая перестала существовать уже к концу октября 1991 г. А соглашение, подписанное 8 декабря 1991 года главами трех славянских республик, России, Украины и Беларуси, официально оформило уже состоявшуюся кончину СССР.

Начиная со времени Перестройки, произошли коренные изменения, повлекшие структурные преобразования во всех сферах жизни белорусского общества в экономической, социальной и политической. Наша страна приобрела подлинный суверенитет и впервые возникла на географических картах как независимое государство – Республика Беларусь. В республике коренным образом изменился характер производственных отношений, которые определяют жизнь общества. Стала складываться многоукладная экономика. Появились предприятия с различной формой собственности. Это не могло не отразиться на социальной структуре общества.

Начнем с анализа демографической ситуации в стране.

За последние десять лет демографическая ситуация в нашей республике изменилась существенным образом. Впервые за послевоенные годы, после того как Беларусь достигла послевоенный уровень населения, в 1993 году появился отрицательный баланс между числом рожденных и умерших в стране. В 1993г. он составил -11,2 тыс.,а в1994г. -19,4 тыс.челавек [14]. Большинство исследователей связывают этот факт непосредственно со сложившейся в тот момент экономической ситуацией.

На наш взгляд, процессы, которые влияли на развитие социальной структуры республики можно разделить на две группы:

1)      те, которые начались еще до пореформенного периода (изменение в соотношении между численностью сельского и городского населения, повышение уровня образования и пр.)

2)      процессы, возникшие в период реформ, и продолжающие развиваться по сей день: безработица, отток квалифицированных специалистов за границу. Появление значительных групп людей, по сути дела, не включенных в процесс производства.

Специфика любого общества состоит во включении людей в общественные отношения, в том числе, производственные. Категории граждан, которые по тем или иным причинам выпали из производственных отношений, в значительной степени утратили связь с самим обществом, в первую очередь, в духовном, морально-психическом отношении. Это, как правило, ведет к маргинализации и люмпенизации таких слоев. Конечно же, эти, новые процессы, усилили имущественную дифференциацию населения Беларуси в период трансформации экономической системы

Сейчас в республике имущественное раслоение прослеживается весьма заметно. В первую очередь экономический кризис ударил по тем слоям населения, которые практически исключены из трудовой деятельности, по пенсионерам. В республике большое количество людей, достигнувших пенсионного возраста. Оно изменилось с 2157 тыс. в 1985г. до 2635 тыс. в 1994г, и она продолжает расти[15] В целом по сравнению с 1990 годом в 1994 году число бедных увеличилось в 20 раз. Данные показвают, что соотношение среднего дохода 10% наиболее богатой части населения и среднего дохода 10% боднейших слоев населения возрасло с 3 раз в 1990г. до 9,6 раз в 1995 году[16]. Такое расслоение продолжается. Данной категории населения труднее всего было вписаться в складывающиеся новые экономические отношения не только по причине возраста, но так же и из-за морально-психологических взглядов этих людей. Нельзя не принять во внимание и людей, которые не смогли целиком адаптироваться к новым условиям жизни и с полной отдачей включиться в производственно-экономические отношения. Это категория вынужденных переселенцев с тереторий загрязненных аварией на Чернобыльской АЭС.

В строне, начиная с 1991 года официально признается такое социальное явление как безработица. В 1991 году было зарегистрировано 2,3 тыс. человек, а в 1994г. этот показатель достиг 101,2 тыс., что составило 2,7% трудоспособного населения республики [17]. По мнению аналитиков, учитывая, введение на многих государственных предприятиях сокращенной рабочей недели и оплачиваемых отпусков, можно говорить об уровне безработицы в 10 – 20%.[18].

Создание прослойки мелких и средних предпринимателей-собственников является одной из основных задач либеральной концепции развития общества. Предпринимателей, как конкретных людей, способных принимать ответственные решения и отвечать за результаты своих действий своим имуществом. При этом такая прослойка должна быть как можно большей. Люди, будучи собственниками, даже мелкими, имеют что терять. Именно такая категория людей в наибольшей степени заинтересована в стабильности и логической последовательности проводимых правящими кругами преобразований. Как известно, опорой модернизации общества, обеспечивающей политическую поддержку, экономический рост и экономическую эффективность реформ, может стать только сильный, многочисленный средний класс. Анализируя процесс модернизации, Наумова Н.Ф.в своей работе «Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации» делает вывод, что этот факт практически никак не учитывается. Чтобы средний класс нормально стартовал людям необходимо иметь равные социально-экономические шансы. Но задача выравнивания шансов даже не ставится, наоборот, делаются шаги в противоположном направлении (примером может служить развитие платного образования, что непосредственно касается молодежи с низким социальным статусом).

Высокий уровень равенства является единственным гарантом выживания демократии, когда в результате кризиса резко снижается уровень жизни. Он же является необходимой предпосылкой доверия к власти, что она служит народу. Народ все время оценивает для кого что делается и в чьих интересах он должен это терпеть. В сложившейся ситуации, когда идет быстрое расслоение общества, народ видит, что правящие элиты стремятся к быстрому обогащению любой ценой и средствами, не желая делиться с нарождающимся средним классом. Такое поведение породило в стране невиданных по своим размерам коррупцию[19]. А в сложившемся сознании большинства граждан – справедливость прочно ассоциируется с равенством по отношению к средствам производства. Безусловно, большинство обывателей чувствуют себя в этом отношении ущемленными и требует постоянного восстановления status qwо.

В философии существуют различные взгляды в оценке имущественной дифференциации общества, которая влечет за собой складывание классов. Такие оценки колеблются от резко негативных восприятия данного процесса, до принятие его как закономерного и необходимого. В этом случае неравенство объясняется неравенством людей от природы: в умственном и физическом отношении. Однако, тот факт, что наряду с природными неравенствами люди должны иметь равные возможности, практически никем не оспаривается. Здесь уместно привести слова Н.А. Бердяева, который сказал: «Классовые неравенства должны быть преодолены в человеческом обществе, но наличие неравенства от этого только сильнее выявится. Человек должен отличаться от человека по своим личным качествам, а не по своему социальному положению, классовому или сословному. Качественное, то есть аристократическое начало не только не может исчезнуть из человеческого общества, но оно как раз наиболее выявится в обществе бесклассовом, когда классов уже не будет, ибо классы закрывают и маскируют личные качественные различия между людьми, делая их не реальными, а символичными» [20].

На Западе постоянно идет процесс увеличения числа мелких и средних собственников – среднего класса. Именно этот класс является в настоящее время на Запада основной политической силой, от которого при условии соблюдения демократических свобод зависит дальнейшее существование страны, ее будущее. В нашей республике была осуществлена попытка создания подобного среднего класса путем проведения приватизации жилого фонда и мелких предприятий. Однако данную попытку вряд ли можно считать успешной, хотя она была прологом того процесса, который должен был последовать за ней.

Произошли так же качественные изменения в составе населения республики. В данном случае речь идет о постоянном оттоке за границу высококвалифицированных специалистов и предприимчивых людей которые не находят возможностей для реализации себя на родине. Особенно высоким уровень иммиграции был в начале девяностых годов. В одном только 1990 году на постоянное место жительства выехало около 34000 человек, далее число отъезжающих постепенно снижается до 7000 в 1994 году.

Таким образом, можно сказать, что происходящие в социальной структуре республики преобразования носят коренной характер. Наметившиеся с конца восьмидесятых годов, структурные изменение, продолжаются и в настоящее время. В республике постепенно складывается новый социальный класс собственников, несмотря на то, что по отношению к ним осуществляется весьма не лояльная политика, не говоря уже, об официальной поддержке. Такое коренное изменение политики, объясняется некоторыми исследователями, как реакция на слишком крутое реформирование, проводившееся в первой половине девяностых [22]. Сейчас прослеживается тенденция на сохранение сложившейся социальной структуры общества и постепенный возврат к социальной структуре, существовавшей до периода реформ.

Как утверждает Наумова Н,Ф, «Можно утверждать, что тотальная бедность как следствие запаздывающей модернизации общества - это результат не столько самих по себе экономических реформ, сколько следствие, выражение безответственного поведения политической, административной и предпринимательской элит».


Заключение

Опыт мировых цивилизаций и нашей страны в частности показал, что тоталитаризм — исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды.

В данной работе мы отразили все основные аспекты развития нашего общества в условиях тоталитарного режима, все трудности при прохождении этих стадий и ту цену, которую наше общество было обязано заплатить находясь в таком состоянии.

На сегодняшний день мы сталкиваемся с огромным количеством проблем в жизни нашего общества. Мы пытаемся разрешить их, пытаемся понять, в чем наша вина, да и вообще в чем причины. Причины, мы считаем, следует искать в прошлом. На протяжении всего 20-го века наша страна находилась под властью коммунистов. Период их правления охарактеризован числом положительных моментов, однако тоталитарный режим оставил множество кровавых ран в истории нашего народа; они видны и сейчас. Последствия коммунистического тоталитаризма затрудняют наше движение вперед, плоды его связывают нам руки.

Очень сильно пострадала культура, национальное самосознание, мы приобрели, что называется советскую модель человека, человека без национальности, своей особенной культуры, без индивидуальности. В стране, где массовому порицанию была подвержена даже малейшая индивидуальность, непохожесть на других, сейчас многие сетуют на то, что никто ни за что не хочет нести ответственность. А какая может быть ответственность, если люди не были к ней приучены. Все было коллективным, массовым и ответственность была тоже «массовая», а значит ничья.

Однако, возможно, изучив досконально эту проблему, общество сможет найти пути решений тех проблем, которые стоят перед ним. Проблем оставленных после себя именно тоталитарной системой.

тоталитаризм сталинизм коллективизация застой

 


Список использованных источников

1. Политическая социология. Отв. ред. Г.П. Сопов. Ростов н/Д, 1997. (электронный версия)

2. Арендт Ханна. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996

3. Ю.С. Борцов, И.Д. Коротец, В.Ю. Шпак. Политология в вопросах и ответах. – Ростов на Дону, 1998.

4. Ю. Г. Сумбатян. Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX века, «Социально-гуманитарные знания», №1, 1999 г (электронная версия).

5. История Беларуси в контексте мировых цивилизаций. Мн. «Экоперспектива». 2009 .

6. Осмоловский В.П. Коллективизация в БССР: опыт и уроки. Минск,1991.

7. Максим Петров «Война с народом. Уничтожение белорусской национальной интеллигенции в 1930-е годы». Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования» (Интернет-источник)

8. История имперских отношений. Белорусы и русские 1772-1991.Составитель, переводчик и научный редактор Тарас А. Е. Мн. Издатель А.Н. Вараксин, 2008

9. Статья директора Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Г.И. Баркуна «Партизанское движение Беларуси в годы Великой Отечественной войны»

10. И.А. Гундаров. Научная работа «Духовное неблагополучие, как причина демографической катастрофы»

11. Ф. Ницше. Человеческое, слишком человеческое. Соч. в 2 т. - М., 1990. Т. I. С. 446.

12. Народное хозяйство Белорусской ССР в 1988г.(1989): Статистический сборник. Минск, 1989 (1990).

13. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси. Мн.,2007.

14. Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994г. Статистический сборник. Мн., 1995. С. 12.

15. Карбалевич В. И. Внутренняя политика Беларуси, курс на удержание власти. в кн.: Беларусь ’94. Политические и экономические итоги. Мн., 1995. С. 8.

16. Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996. С. 25

17. Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994 год. Мн., 1995. С. 12.

18. Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996. С. 13.

19. Н.Ф. Наумова. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации. 1994г. (Интернет- источник) .

20. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 145-146.

21. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Спб.,1999.

22. Шахотько Л. П. Социально-демографические процессы на территории Беларуси в период трансформации экономической системы. Мн., 1996. С. 5.

23. Азаров В.С. Хозяйственные системы и этнос. В кн.: Философия человека: проблемы и решения. Брест 1996., С. 124-136.

24. Политология // Энциклопедический словарь. – М., 1993.


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.