на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Социальные последствия коммунистического тоталитаризма в Беларуси


Тем не менее, в ходе двух пятилеток исторически обусловленная задача индустриализации страны была в основном выполнена…

2.3 Культура

Самым негативным образом на духовном развитии белорусского народа отразился тотальный государственно-партийный контроль за деятельностью национальной творческой интеллигенции. По материалам доносов и слежки на каждого сколько-нибудь заметного интеллигента составлялись секретные характеристики, которые использовались руководством государственных учреждений при увольнении и приеме на работу, служили основанием для разного рода «чисток», для разбирательства с теми, кто, по мнению властей, совершил какие-либо «политические ошибки» или допустил «уклон»..

Чтобы иметь "основания" для привлечения к уголовной ответственности представителей творческой и научной интеллигенции, органами Государственного политического управления Народного комиссариата внутренних дел (ГПУ - НКВД, февраль - декабрь 1922) в 1930 г. были сфабрикованы дела контрреволюционных организаций: «Союз освобождения Беларуси» (1930 г., арестовано 108 деятелей науки и культуры), «Белорусского филиала трудовой крестьянской партии"(1931г. к ответственности привлечено 59 человек. Среди них были квалифицированные специалисты по агрономии, зоотехнике, статистике землеустройству), «Белорусский филиал меньшевиков» (1931г.) К ответственности привлечено 30 человек, имевшие отношение к вопросам экономического развития БССР. Дела сельскохозяйственных специалистов «Белтрактороцентр» и «Ветеринарные врачи» (1932) Подверглись репрессиям 800 человек. По существу, почти полностью были уничтожены те немногочисленные квалифицированные кадры, которые работали в руководящих, исследовательских, учебных органах сельского хозяйства в центре и на местах. Далее дела «Белорусской народной громады» и «Белорусского национального центра» (было осуждено "на перевоспитание" в исправительно-трудовых лагерях и выслано в Сибирь и Казахстан более тысячи человек ученых, писателей, учителей, журналистов, преподавателей высших учебных заведений). Людей запугали до такой степени, что многие горожане (особенно в Минске) стали бояться говорить по-белорусски, чтобы не быть обвиненными в национализме. Из 540—570 литераторов, печатающихся в Беларуси в 1920—1930-х годах XX века было репрессировано не менее 440—460 (80%), а если учитывать авторов, вынужденных покинуть родину, то репрессиям подверглись не менее 500 (90%). Количество прошедших через лагеря оценивается примерно в 600—700 тысяч человек, расстрелянных — не менее 300 тысяч человек.[7]. Кстати, название «Исправительно-трудовой лагерь» - было абсолютно точным, так как исполняли не только карательные функции, но воспитательные. Почти в каждой семье кто-то был в лагере, и каждый мог ждать, что туда попадет. В этом и было все дело. Каждый знал, что ему угрожает, что лагерь страшен, и что об этом нельзя говорить… Посредством лагерей воспитывалось все население, которое еще не сидело в лагере. [8 с. 561].

Репрессии уничтожили наиболее квалифицированное ядро интеллигенции Беларуси.

Большевиками была установлена жесткая цензура, ограничивающая свободу слова и распространение информации. Борьбой с инакомыслием, к которому относили любое несогласие с официальным курсом партии, занимались спецслужбы, имеющие для этой цели в своей структуре специальный политический розыск. В 30-е годы эта борьба приобрела массовый характер, инакомыслие рассматривалось как контрреволюционная деятельность и каралось смертью. Приговор мог быть вынесен даже с помощью внесудебных органов - "троек", "двоек", трибуналов, коллегий. Наиболее часто обвинения предъявлялись именно по статье 58: пункту 1 (измена Родине), п.6 (шпионаж), п.7 (подрыв государственной промышленности, транспорта, кооперации), п.8 (совершение террористических актов), п.10 (контрреволюционная/антисоветская/ пропаганда и агитация), п.11 (участие в контрреволюционной организации). Суровое наказание ожидало и родственников виновного. Если совершеннолетние родственники знали о намерении бежать, но не доложили или способствовали готовящейся или совершенной измене, они карались лишением свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Другие совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживающие, подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на пять лет. Так в самом законе была заложена возможность репрессий в отношении лиц, не совершавших никаких преступлений[7].

Ликвидировались не только политические оппозиционеры, но и духовенство. Свобода совести рассматривалась как свобода ведения атеистической пропаганды среди населения. В 1933 — 1934 годы были репрессированы практически все священники как католической, так и православной конфессий, а также церковные активисты, обвиненные в антисоветской деятельности.

В 1935 — 1936 гг. осуществляется "очистка" рубежей БССР от "потенциальных врагов". В весьма "отдаленные" места СССР было выслано более 20 тыс. человек. Однако наибольший размах репрессии приобрели в 1937г., когда Беларусь "очищалась" от "контрреволюционных элементов и шпионов". Были арестованы около 23,5 тыс. человек, из них более 21 тыс. расстреляны. Следует заметить, что репрессии затронули все социальные слои общества, в том числе и самих организаторов этих репрессий. Аресту подверглись 99 секретарей райкомов КП(б)Б из 101, более 50 председателей райисполкомов, а также секретари ЦК КП(б)Б. Все эти процессы продолжались и после присоединения в 1939г. Западной Беларуси[7]. Приостановленные войной, репрессии приобрели на этой части территории Беларуси широкий размах во второй половине 40-х годов в связи с проведением тотальной коллективизации и продолжались до 1953 г. Одним из методов расширения сталинской социальной базы и обеспечения массовой поддержки репрессий стала активная пропаганда идей абсолютного приоритета интересов государства над нормами человеческой морали, семейного, товарищеского долга. Сотрудничество с властями в подавлении «врагов народа» преподносилось как действие патриотическое и однозначно благородное. Буквально каждый день требовательно и настойчиво советских людей призывали к бдительности, разъясняя, что её отсутствие – одно из самых тяжёлых прегрешений перед партией и государством. Широкомасштабные пропагандистские мероприятия, многочисленные митинги, где каждый должен был проголосовать за смертную казнь, собрания – проработки, на которых приходилось обличать своих товарищей, каяться, клясться в преданности и непримиримости, постепенно расшатывали нравственные тормоза.

Очень большое внимание большевики уделяли школе. Обучение было организовано таким образом, чтобы никто не мог выйти за рамки официально разрешенных знаний, а «пролетарское» государство не получало молодых граждан, владеющих «вредными» знаниями или научившихся задавать «ненужные вопросы». Особую линию в образовании и воспитании детей составляла жесткая критика традиционных семейных связей. Ведь семья могла остаться важным пристанищем духовной независимости. Поэтому ее стремились скомпрометировать путем превращения естественного конфликта поколений в конфликт политический. Кровное родство, эмоциональные отношения между детьми и родителями большевистские идеологи изображали в виде буржуазного пережитка.

Макаренко учил, что воспитание подрастающего поколения должно происходить в духе приоритета интересов коллектива над интересами его членов и в духе безусловного подчинения его официальному руководителю. Семья - это ячейка общества, а не родители и дети. В СССР к концу 30-х годов была создана единая система воспитания: ребенок воспитывался сначала в авторитарной семье, затем в тоталитарной школе, затем в милитаризованном государстве. Для детей были обязательны общественные организации – пионерская и комсомольская. Так с детства большевистское государство растило «убежденных рабов», для которых государство – наивысший коллектив, партийные вожди – непререкаемые авторитеты [8, с.562]. Так зарождался человек принципиально нового типа – «человек советский», которому исследователи присвоили научное название «гомо советикус». Так было взращено два поколения. Прежде всего – это были существа коллективные, поклонявшиеся своим вождям, которых ставили выше царей, почти на уровень Бога. Вот характерный пример. В 2005 году на канале НТВ обсуждался вопрос о выносе мумии Ленина из мавзолея. Александр Проханов, главный редактор российской газеты «Завтра» категорически выступил против. Он сказал, что делать этого нельзя потому, что для многих миллионов бывших советских граждан Ленин – святой. Мощи Ленина он приравнял к мощам христианских святых. [8, c.566].

Шло отрицание духовных ценностей. Большевики оклеветали, подвергли осмеянию то, что традиционно было святым: веру в Бога, сознание своей грешности, понятие совести, идеалы сострадания и милосердия, вообще идею человечности как таковую. Многие и сейчас приход в церковь превратили в фарс. Идут на покаяние не от того, что верят в Бога, а для того чтобы откупиться от прежних грехов и со «спокойной совестью» погружаться в новые.

Аморализм. Советский человек всегда был готов обличить на собрании лучшего друга. Если так ставило вопрос «руководство». Можно вспомнить письмо 40 академиков, клеймивших «предателя» Сахарова; такую же травлю Солженицына. Замечательно выразился один рабочий в письме в газету «Правда» по поводу Пастернака: «я никогда его книг не читал, но как все советские люди, глубоко осуждаю».

Понятие «социальной справедливости» было на уровне примитивной «уравниловки». Проскальзывала ненависть к тем, кто добивался чего-то выше среднего уровня упорным трудом – физическим или интеллектуальным. «Литературная газета» в 70-е годы описала следующий случай. Некий изобретатель предложил новшество, после внедрения которого предприятие получило большую выгоду. Предприятие решило наградить его премией, но главный бухгалтер отказался выдать эту сумму, мотивируя тем, что советскому человеку «неприлично» получать так много денег[8,c.570].

Вот таким должен быть в идеале «советский народ» - «строитель коммунизма» и «развитого социализма».

Уже в первой половине 30-х годов произошло фактическое огосударствление всех общественных организаций. Разрешалась деятельность только тех, которые в своих уставах предусматривали оказание помощи партии и государству в строительстве социализма. Руководители крупных общественных объединений подбирались и назначались партийными органами и входили в партийно-государственный номенклатурный список.

Граждане БССР не имели возможности свободно изменить свое место жительства. В 1932 г. был введен институт прописки, который действует до сих пор.

В результате активной антинародной деятельности КП(б)Б было ликвидировано наиболее деятельное, трудолюбивое и предприимчивое крестьянство, практически уничтожена национальная интеллигенция, разрушены или закрыты церкви и костелы. Республике был нанесен огромный материальный, духовный и моральный ущерб, что самым негативным образом сказалось на всех сферах жизнедеятельности общества. Никакой белый террор, никакая война не могли бы нанести такой урон народу, который нанес Сталин, защищая свою личную абсолютную власть. Трагическим результатом массовых репрессий 30-х годов в БССР явилось полное уничтожение дореволюционной интеллигенции значительной части новой, советской. Все они были репрессированы безвинно. Подтверждение тому — реабилитация этих людей государственными комиссиями, работавшими с 1955 года под контролем советских судебных органов. Репрессии погубили элиту белорусской нации, ее интеллектуальный потенциал — литераторов, ученых, педагогов, священников, (деятелей культуры. Это ужасное событие катастрофическим образом сформировало духовно-интеллектуальную жизнь белорусов на все Последующие десятилетия. Была прервана связь поколений, утрачены многие духовные ценности, подавлено национальное самосознание народа. Понятно без лишних слов, что все это в колоссальной мeре способствовало русификации белорусов.

Последствия большевистского духовного геноцида не преодолены в Беларуси до сих пор. Забыты многие белорусские традиции, культурные особенности, язык перестает быть родным, история досоветского периода не рассматривается особо значимой. Это историческое беспамятство отразилось даже в названии улиц наших городом — многие увековеченные имена даже не сыграли положительной роли для нашей страны. Несмотря на то, что Беларусь обрела в 1991 году независимость, общественность соседних стран, в первую очередь России, продолжает рассматривать ее через призму старых мифов и догм — как эпохи царизма, так и советской эпохи. Даже некоторые белорусы (а тем более представители других этносов) все еще верят в то, что «белорусы — часть великой русской нации», что «Беларусь — условное название Северо-Западного края Российской империи», что «язык, религию, культуру, искусство и вообще цивилизацию белорусы получили от русских».

В период 1929 – 1939 гг., несмотря на жесткий идеологический прессинг, можно отметить и определенные положительные результаты. Рос общий уровень образования населения, увеличилось количество учебных учреждений, исследовательских институтов. Было введено бесплатное общее и среднее специальное образование. За годы предвоенных пятилеток Беларусь стала развитой аграрно-индустриальной республикой. Возросла численность рабочего класса. Крупным социальным завоеванием явилась ликвидация в 1930 г. безработицы. Увеличились ассигнования на охрану труда и технику безопасности. Повышался уровень социальной защищенности трудящихся. Расходы на социальные и культурные нужды по государственному и местным бюджетам в БССР увеличились со 146 до 648 млн. рублей, из них расходы на оказание помощи, выплату пенсий, отпусков для женщин возросли на 101 млн. рублей. Расходы на здравоохранение за 1933 -1940 гг. увеличились с 23,3 млн. до 409 млн. рублей. Было введено бесплатное лечение [5,с.349-352]. На основе лучших достижений прошлого и создания новых духовных ценностей развивалась белорусская культура, в том числе литература, театр, архитектура, кинематография, изобразительное искусство.

2.4 Великая Отечественная Война

Новые нечеловеческие испытания ждали белорусский народ в начавшейся Великой Отечественной войне. Война прокатилась по Беларуси огненным шаром военных действий 1941 и 1944 годов, трехлетним противостоянием партизанских и оккупационных сил. Территория республики была превращена в полигон для отработки технологий массового уничтожения неугодных нацистскому режиму групп населения и целых народов [9].

Беларусь понесла самые тяжелые людские и материальные потери. За годы войны было разрушено 209 из 270 городов и районных центров, уничтожено 9200 деревень, Сумма материальных потерь составила 75 млрд. рублей или половину национального богатства республики. Точные данные людских потерь, которые варьируют от 2,2 млн. до 3 млн. человек (из 9,2 млн. довоенного населения в современных границах).

За мужество, проявленное минчанами в борьбе с немецкими оккупантами, город Минск в 1974 году был удостоен звания «город-герой».

После освобождения территории Беларуси трудящиеся приступили к ликвидации последствий войны и оккупации. Население остро нуждалось в жилье, одежде, обуви, недоставало продуктов питания, не хватало рабочих рук, в сельском хозяйстве работали практически только женщины, подростки и старики. В первом послевоенном году смертность значительно превышала рождаемость. Несмотря ни на что народ мужественно поднимал страну из руин. Усилия рабочего класса давали положительные результаты. К концу 1950 г. промышленность БССР по объему валовой продукции превысила довоенный уровень на 15%. Профсоюзы возглавили социалистические соревнования, заботились об улучшении условий труда и быта населения. Трудящиеся города помогали и крестьянству. А сельское хозяйство несло основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности. Но несмотря на выкачивание сил и средств из деревни, крестьяне продолжали кормить страну как могли. У многих из них сохранялась любовь к земле, тяга к труду, унаследованная от многих поколений предков. Поразительная цепкость, жизнелюбие многонационального крестьянства давали себя знать. Это был подвиг, на котором лежал отпечаток трагедии.

Но как полное издевательство над народом последовало резкое ужесточение карательной политики. 1947-1948 гг. отмечены изданием ряда необычайно жестоких и безнравственных указов: о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами, «Об уголовной ответственности за хищение государственного имущества», «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну».

Началась компания по возвеличиванию русского народа. Сталин провозгласил, что именно русский народ был главным победителем в ВОВ.

И тут же белорусские партийные марионетки одними из первых откликнулись на идеологическую установку Москвы. Все парторганизации страны были обязаны «Воспитывать рабочих в духе преданности социалистической Родине, в духе любви и уважения к великому русскому народу. Неутомимо объяснять, что только благодаря помощи наших русских братьев и всех народов СССР, связанных в одно целое дружбою, достигнуто освобождение Белоруссии от ига немецких оккупантов». Было положено начало насильственному вытеснению национальных языков из всех сфер государственной и общественной жизни. Конечной целью должно было стать создание единой советской нации, на основе марксистско-ленинского мировоззрения, русского языка и «советской социалистической культуры». Нетрудно заметить, что эта сталинская идея в неизменном виде сохранилась в СССР в качестве идеологического маятника вплоть до распада союзного государства. Наше поколение ограничивается познаниями родного языка лишь на уроках беларускай мовы.

В то же время победа в ВОВ дала возможность затенить негативные стороны тоталитарного общества, поддержать версию о преимуществах сталинской модели социализма, утвердила в сознании людей представление о социализме как о строе с неисчерпаемыми возможностями.

Война изменила лицо мира, нарушила привычное течение судьбы многих народов. Война частично выполнила важную задачу, к которой стремились прогрессивные силы всей планеты: были разгромлены зверинные системы порабощения трудящихся - германский и итальянский фашизм, японский милитаризм, которые яростно отстаивали идеологию и практику геноцида, т.е. физического уничтожения так называемых «неполноценных народов». Геноцид был объявлен тягчайшим преступлением против человечества. Победа СССР в войне была лучшим пропагандистом социалистических идей , утверждала в сознании людей представление о социализме как о строе с неисчерпаемыми возможностями.

Выдающаяся роль СССР в разгроме фашизма привела к мировому признанию социалистического государства как зарубежными политиками, так и народами всего мира. (К концу войны СССР имел дипломатические отношения уже не с 26, а с 52 государствами.)

27 октября 1945 г. конференция суверенных стран в Сан-Франциско приняло решение об создании новой международной организации – ООН и утвердило Беларусь в составе стран, ее основательниц. Конференция закрепила международный статус БССР, признала ее членом мирового сообщества. Цель организации - поддержание и укрепление всеобщего мира, развитие сотрудничества между государствами.

Но уже в 1945 г. в СССР готовилась новая идеологическая война, где главным противником были намечены США и Англия, а затем почти исключительно американский империализм. Начиналось формирование образа нового противника. Всеохватывающе разворачиваются идеологические мероприятия, задуманные и реализующиеся под контролем партийно-государственного аппарата. Своего апогея они достигли на рубеже 40-50-х годов. Произведения, направленные на антиамериканскую пропаганду, оперативно заполнили всё художественно-информационное пространство СССР – радио, телевидение, кинотеатры, библиотеки, книжные магазины, театры. В результате в общественном сознании укоренялся образ американца, американской культуры, США в целом как враждебных советскому человеку. Разгоравшаяся холодная война подхлестнула новую, ранее не виданную по объёмам финансирования и масштабам производства оружия «массового поражения» гонку вооружений. Военное производство ложилось тяжелым бременем на экономику страны, резко ограничивало возможности повышения материального благосостояния народа. Так и сегодня сохранилась некая негативная оценка западного мира, далеко не всегда рациональная, приписывающая даже положительные достижения к отрицательным. Только в нынешнее время это скорее идет от завести к западному уровню жизни, нежели от идеологии.

И так мы видим, что тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации, делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг — буржуазия, империализм, и т.п. В процессе ликвидации или ограничения частной собственности индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п. Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».

Тоталитарная модель обеспечила высокие темпы индустриализации, что позволило за десятилетие создать передовые отрасли тяжелой и добывающей промышленности. При этом масштабные социальные, экономические, политические процессы затронули каждую семью, каждую социальную группу, каждую нацию. Общественная структура упростилась, она включала рабочих, колхозников, интеллигенцию и служащих. Упрощению структуры способствовало огосударствление собственности на средства производства, что привело к формированию огромного государственного хозяйства на территории одной шестой части мира.

1945 год стал важнейшей вехой крушения тоталитаризма - потерпела крах такая его форма, как фашизм. В СССР тоталитарный режим сохранился, но начался процесс его эрозии.


3. Периоды «оттепели» и «застоя»

Радикальные преобразования и победа в Великой Отечественной войне позволили СССР достичь такого геополитического могущества, какого не было за всю историю российского государства. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. партия и вся страна осознали необходимость обновления. Надо было найти способ перехода от мобилизационного варианта экономического развития к модели устойчивого развития. Ограниченная эффективность и исчерпанность тоталитарных ресурсов роста (неэквивалентный обмен с деревней, трудовой энтузиазм, ограничение потребления, принудительный труд) требовали поиска новых ресурсов и стимулов развития. Преемник И.В. Сталина должен был изменить механизм принятия решений и их исполнения, поскольку никто не мог унаследовать авторитет и харизму вождя. Общество ощущало необходимость в стабилизации социальной структуры и внутренних связей, рассчитанных на эволюционное развитие без репрессий, массовых миграций в города, раскулачивания, депортаций, мобилизаций в армию.

После ХХ съезда в стране просматривалась попытка властвующих сил реализовать возможность либерализации и реформирования советской системы. Начался процесс десталинизации общества. Был осужден и расстрелян как «враг Коммунистической партии и советского народа» Берия. В 1954 году была начата реабилитация жертв сталинизма. За два года в БССР вернулось около 17 тысяч человек. К 1962 году численность реабилитированных достигла 29 тысяч человек [8, с. 422]. На закрытом заседании съезда был зачитан доклад «О культе личности и его последствиях». Но осуждение Сталина не повлекло за собой отстранение от власти его соратников. Основы большевистской тоталитарной системы сохранились практически в незыблемом виде. Более того происходило усилие диктатуры партийных органов в общественной жизни СССР и Беларуси в том числе. Партийные и комсомольские организации были созданы на каждом предприятии, в каждом колхозе и совхозе, во всех учреждениях. Комсомол, профсоюзы, другие общественные объединения являлись неотъемлемой частью командно-административной системы управления.

Хрущевым была выдвинута утопическая идея построения коммунизма в ближайшие 20 - 30 лет. Исходя из нее, партийное руководство СССР поставило задачу «слить» все нации в новую этническую общность – единый советский народ. В этой связи задачей номер один стала скорейшая русификация народов СССР, что и было официально закреплено в 1961 году на ХХІІ съезде партии. В результате в Беларуси вскоре исчезли все школы с обучением на родном языке. В результате урбанизации и индустриализации БССР наблюдается значительный приток в города деревенских жителей. Сюда же осуществляется и ввоз рабочих из России на все крупные предприятия Беларуси. Наплыв мигрантов не только размывал традиционную этническую структуру населения Беларуси , но формировал своеобразную «советскую» культуру на основе русского языка. Как следствие, углублялся процесс русификации в городах и сокращалось число белорусов, владевших родным языком.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.