на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Методы продвижения чтения в детских библиотеках


Прежде всего, очевидно, что российские библиотеки (библиотекари) сегодня осознают, что привлечение человека к чтению – это весьма сложная задача, решить которую в ходе «кампании», «волевым путем» невозможно : «заставить читать невозможно, заразить чтением – можно». Кроме того, стало ясно, что интимность самого процесса чтения предполагает личностный, индивидуальный подход к тому, кого мы хотим приохотить к чтению. Поэтому основными своими задачами российские библиотекари ныне считают: формирование дружелюбного облика библиотеки, где каждый может найти помощь; воспитание потребности в чтении у различных категорий читателей; развитие культуры чтения, т.е. умений, позволяющих читателю самостоятельно определять свой круг чтения.

Изучение и анализ материалов уже реализованных проектов, которые прислали более ста российских библиотек на упомянутый конкурс, показывает, что их деятельность чрезвычайно многообразна, несет в себе сильный творческий заряд. Прежде всего, обращает на себя внимание многообразие и яркость, нестандартность формдеятельности библиотек.

Многие из них, желая донести идею ценности чтения до нечитающих, выносят свои мероприятия за стены библиотек – на улицы, в кафе, в гущу людей. Примером может служить интересный, хорошо продуманный и прекрасно проведенный библиотечный проект в г. Астрахани.

Целью проекта было привлечение внимания к поэзии. Библиотека провела соответствующую открытую общегородскую акцию на улицах, в интернет-кафе, в вузах и др. Акция проходила в три этапа. Первый этап – визуальный. Условный девиз «Делай стих! Смотри стих!». Авторы акции через творчество Маяковского, Хлебникова , Крученых, Вознесенского, Мориц и других постарались выявить и показать единую природу стихотворения и изображения; в этом им помогали живопись, аппликация, комьпютерная верстка, фотография, бытовые предметы. Второй этап имел девиз «Стих на слух». Теперь понять стих помогали кино, театр, музыка. Стихи звучали и в архивных записях, и в авторском исполнении. Третий этап акции назывался «Стихия стиха – Стихи по почте». В один день человек должен был взять книгу, прочесть стихи и затем отослать кому-то понравившееся стихотворение по обычной или электронной почте. Место действия – городской парк, кафе, интернет-кафе, где были расставлены столики, на них – книги и почтовые принадлежности, почтовые ящики и т.д. Эта акция увлекла весь город, буквально каждый человек, особенно молодой, был охвачен ею.

Цель другого проекта - « Книга–Dolby Digital Surround» (г.Барнаул) – было создание положительного имиджа библиотеки среди молодежи, адаптация традиционно существующей формы библиотеки к наличной социо-культурной ситуации в молодежной субкультуре. Проект предполагал формирование связей с коммерческими структурами, которые готовы к сотрудничеству с библиотекой; мониторинг интересов молодежи; совершенствование форм работы с нею. Партнерами библиотеки в реализации проекта стали: ночной клуб, развлекательный центр, периодические издания, радио и др. Реклама о деятельности библиотеки, в частности, о проводимом ею конкурсе на лучшее знание классики «На каждую книгу – по фильму», была размещена на улицах, в общественных туалетах, в ночном клубе, на вечеринках, на веб-сайтах развлекательных учреждений, в стенах вузов и т.д. Эта акция достигла своей цели: молодежь стала относиться к библиотеке как «к своей» организации.

Задача проекта «Чтение для всех и каждого» (г.Новосибирск) состояла в том, чтобы выйти за пределы сложившейся библиотечной аудитории. Проект был ориентирован на нечитающую молодежь и мало читающую часть населения; В числе направлений, предусмотренных проектом, было преодоление культурной изоляции проблемных социальных групп (трудные подростки, взрослые и дети с ограниченными возможностями), а также возрождение традиции семейного чтения. В ходе реализации проекта выявилась необходимость расширения сферы воздействия библиотеки путем выхода за ее пределы: в книжные магазины; книжные ярмарки, городские праздники; к этому же относились и фестивали книги; продвижение книги в парках, летних лагерях, городских дворах. Проект предполагал решение следующих задач: привлечение к продвижению книги тех, кто устранился от этой работы, в том числе городских властных структур; формирование в общественной среде «моды» на чтение; привлечение к чтению литературы разных жанров и стилей; развитие интереса к краеведению, использованию культурного наследия региона, как оно представлено в книжном мире, и др.

В рамках проекта были проведены литературные игры «Симбирский литературный тракт», «Симбирск глазами поручика Лермонтова», «Е-мэйл любимому автору», «Прочитай, не пожалеешь», «Откроем книгу вместе» и др.

Большой успех имел проект Екатеринбургской областной библиотеки «Мы, кофе и книга».Авторы этого, как они определили сами, «книжно-гастрономического» проекта имели целью создать новый образ библиотеки в обществе – образ открытой, дружелюбной системы. В этом проекте воплотилась мечта любого читателя о библиотеке, которая не закрывается никогда. Авторы проекта сумели создать ощущение подлинной близости к книге. В библиотеке было открыто литературное кафе, которое начинало работать после закрытия самой библиотеки. В кафе, которое называется «Почти восемь» (особым шрифтом выделялись отдельные части этих слов, образовавшие слово «Чтиво»), проходят литературные встречи, происходят обсуждения книг, обмен читательскими впечатлениями, общение всех тех, кто «заглянул на огонек». На сайте библиотеки открыта «виртуальная кофейня», где каждый читатель и посетитель кафе можно высказать свое мнение о книгах, о библиотеке, просто о жизни. Библиотечное кафе «Почти восемь» пользуется большой популярностью в городе, особенно в молодежной среде.

Мысль о необходимости чтения лежит в основе проекта «Прочитал… И вам советую» (Нижний Новгород), в ходе которого известные люди города рассказывают о том, что они читают. Проект открыл мэр города. У участников проекта должно было сложиться (и складывалось) мнение о том, что «человек читающий - человек успешный» (так называлась рубрика в местной газете).

Задача привлечения к чтению нечитающих стояла перед авторами проекта городской библиотеки г. Заречный (Пензенская область). С этой целью библиотекари вышли на улицы города и провели исследование (опрос, анкета) с видеосъемкой. Было собрано 3000 видеоанкет. Результаты опроса были представлены населению города в фильмах «Читающий Заречный», «Портрет нашего читателя». Был создан и помещен на веб-сайте библиотеки рекомендательный указатель «Читайте лучшее».

Ряд проектов, присланных на конкурс, был посвящен проблеме семейного чтения и привлечению к чтению детей. Проекты «Аз, Буки, Веди.. Читаем всей семьей» ( Нижний Тагил), «Чтение с рождения» (Тюменская область), «Читающая семья» (Омск) активно проводили мысль о том, что «семья читающая - семья благополучная». В ходе проектов проводились конкурсы (например, «Наш семейный формуляр»), книги передавались в многодетные семьи, была организована «Школа для родителей», создавались рекомендательные пособия и выставки («Когда мы дома всей семьей», «Дети советуют родителям», «Библиотека + семья = ?», «Как увлечь ребенка чтением?»), были напечатаны открытки с текстом колыбельных песен, которые вручались молодым родителям, а также книжные закладки «Читайте детям 20 минут ежедневно!»,где были списки книг для малышей.

Идея о привлечении нечитающих детей к чтению лежит в основе проекта «Читаю слушая» (г. Воркута), который предполагает оборудование аудиоабонемента: в России становится модно «читать ушами».

Проект «Сказки нашего двора» ( г. Вологда) включает такие мероприятия, как городской праздник детской книги, городской конкурс детского литературного творчества, летняя программа чтения, профессиональный конкурс библиотекарей–«сказочников». Цель проекта заключалась в утверждении ценности чтения как в малом сообществе детей и взрослых (двор), так и в большом культурном пространстве родного города.

Ряд проектов был посвящен проблеме продвижения чтения в различные читательские группы. Так, проект «Мир без границ» направлен людям с ограниченными физическими возможностями. Этот проект уникален: его авторы создали автоматизированное рабочее место (АРМ) для незрячего читателя с выходом в Интернет, обеспечили его тифлооборудованием и необходимыми программами, создав тем самым в библиотеке безбарьерную среду.

Проект «С книгой по жизни» (г. Белгород) был адресован пожилым людям и людям, оказавшимся в сложных социальных условиях: ветеранам ВОВ, инвалидам, «афганцам», «чеченцам», а также тем, кто отбывает наказание в исправительных колониях и тюрьмах. В рамках этого проекта в Областной библиотеке создан «Центр чтения». Он оказывает информационную помощь читателям по правовым, экономическим проблемам, другим вопросам, касающимся их жизни. Проводятся акции по формированию фондов тюремных библиотек; организован стационарный пункт выдача книг в госпитале ветеранов войн. Центр чтения проводит большую работу по ликвидации вторичной неграмотности (трудные подростки). Осуществляется постоянное изучение их интересов, в том числе и читательских. Создается банк данных по правовым, медицинским, психологическим проблемам и др. Реализуются специальные программы по вопросам, особенно актуальным в их среде.

Очень интересен проект «Человек читающий» (г. Нижний Тагил), в рамках которого реализуются программы «Читающий администратор»; «Читающий предприниматель»; «Книги, которые выбирают настоящие мужчины»; «Читающий врач»; «Читающая милиция» и др. В этих программах проводится мысль о том, что читатели отличаются от нечитателей более высоким уровнем развития интеллекта, имеют больший объем памяти, лучше владеют речью; что читающие люди легче входят в социальный контакт, быстрее находят нужное решение того или иного вопроса и т.д.

Ряд проектов был посвящен проблеме изучения иностранных языков как средства приобщения к чтению. Так, проекты «ФАН (Французский, Английский, Немецкий) центр в библиотеке» и « СИ–ДИ и учи иностранные языки» (г. Белгород), «Изучаем английский язык» (г. Краснодар), «Создание ресурсного центра изучения иностранных языков» (г. Великий Новгород) имеют целью активизацию изучения иностранных языков, чтения иностранной литературы как средства содержательного и полезного досуга подрастающего поколения. Проекты эти включают ярмарки и фестивали иностранной книги, встречи с писателями, переводчиками, преподавателями иностранных языков и пр. Создаются сайты библиотек в интернете на английском языке, выпускаются CD-диски, содержащие сведения об иностранных книгах; составляются рекомендательные списки книг, предназначенные для различных читательских категорий.

Часть присланных на конкурс проектов была посвящена развитию культуры чтения, повышению читательской активности. В рамках проектов «Творческое чтение классики» (г.Новосибирск), «Лидер чтения» (Приморский край, с. Кавалерово) проводились фотоконкурсы («Портрет читающего человека»), обзоры литературы («Что надо прочесть до 20 лет»), был организован клуб «Человек читающий».

Большой интерес представляет собой цикл учебно-методических пособий по методике чтения художественной литературы, созданных новосибирскими библиотекарями : «Медленное чтение», «Аналитическое чтение», «Объемное чтение», «Маркированное чтение» (с карандашом в руках), а также методические разработки – «Виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель», «Словари - друзья и помощники» и др.

Развитию культуры студенческого чтения посвящен проект Университетской библиотеки г. Омска. Его цель – распространение чтения в студенческой среде; воспитание читательских вкусов; выявление творческих возможностей студентов. В рамках проекта проведено исследование «Студенты – читатели художественной литературы», что позволило библиотеке внести коррективы в свою деятельность. Издается газета «Читалка», на страницах которой публикуются материалы, способствующие повышению культуры чтения студентов, в том числе страничка «Литературный Омск». Работает «поэтическая мастерская», проводятся конкурсы (призы – путевки в спортивный лагерь, абонементы в бассейн и др.), проведены региональный межвузовский поэтический фестиваль, интеллект-шоу, конкурс на лучшую читающую группу, книжный практикум по «заразительному» чтению, программа ЧИПС - читаем, играем, поем, смеемся. Библиотека постоянно издает красочные буклеты, в которых рассказывается о ее работе. Ведется постоянный мониторинг интересов и запросов студентов.

Во всех проектах, в той или иной степени, используются современные технологии и методы продвижения чтения и представления книги. Это и видеосъемка, и создание веб-сайтов библиотек, и расположение на них разнообразной информации, и использование CD-дисков, и многое другое.

Другая особенность современной деятельности библиотек заключается в том, что она предполагает широкое партнерство с организациями и учреждениями, для которых ясна важность заявленной проблемы. Анализ организаций, участвующих в библиотечных проектах, показал, что это прежде всего администрация города, средства массовой информации (электронные и печатные), общеобразовательные школы, вузы, средние учебные заведения, музеи, библиотеки других ведомств (школьные, вузовские), творческие союзы (писателей, композиторов, художников), благотворительные фонды, неформальные молодежные организации, деловые круги, правоохранительные органы, госпитали, тюрьмы, вспомогательные школы и многое другое. Исследование показало, что чем более «глубоко» в местную среду «внедрен» проект, чем большее количество людей заинтересованы в его реализации, тем он успешнее.

 Подводя итоги, можно сказать, что большинство проектов, осуществляемых российскими библиотеками, посвящены в основном продвижению чтения в молодежную среду, популяризации чтения среди детей, продвижению поэзии, привлечению к чтению людей с ограниченными возможностями. Реже встречаются проекты, предполагающие работу среди заключенных, а также проекты, развивающие навыки грамотности и чтения у взрослых. По сравнению с работой зарубежных библиотек за пределом внимания российских специалистов во многом еще остаются такие острые проблемы, как популяризация чтения среди солдат срочной службы, пропаганда чтения среди мужского населения, борьба с дислексией, пропаганда чтения среди этнических меньшинств, помощь в развитии базовых навыков грамотности детям - сиротам и детям в нуждающихся семьях, работа со стационарными пациентами медицинских учреждений и др. Эти проблемы российским библиотекарям еще предстоит осмыслить и решать.[7]

2.3 Опыт библиотек Чувашии

чтение дети подросток развитие

2.3.1 Деятельность регионального Центра чтения

Согласно статусу, одной из основных функций Национальной библиотеки Чувашской Республики (далее - НБ ЧР) является ее участие в процессе сохранения и развития культуры чувашского и других народов, компактно проживающих на территории республики, а также внедрение инновационных методов продвижения книги и чтения, формирование у населения устойчивого интереса к чтению. Особое значение приобретает деятельность центров чтения по объединению усилий всех заинтересованных в продвижении книги и чтения организаций и учреждений (культурных, научных и образовательных учреждений, национальных культурных объединений, СМИ).

Имея определенный опыт в продвижении книги НБ ЧР, активно включилась в реализацию общегосударственной программы «Чтение», взяла на себя функцию регионального Центра чтения, разработала проекты и выиграла гранты по продвижению чтения: «Литературная паутина», «Литературный караван: между Волгой и Уралом» и др.

Деятельность Центра направлена на продвижение книги в широкие общественные слои и развитие читательской культуры, на объединение членов местного сообщества для проведения книжно-читательских акций и кампаний. В ее основе лежат не единичные, пусть даже крупные мероприятия, а долгосрочные программы, способные не только инициировать, но и постоянно поддерживать читательский интерес к определенной теме или литературе.

Центр чтения НЬ ЧР функционирует в реконструированном здании с 21 июня 2008 г. Как самостоятельное структурное подразделение.

Цель Центра – активизировать интересы местного сообщества к книге, чтению, библиотеке, быть навигатором в бескрайнем океане книжной продукции. Деятельность Центра чтения достаточно разнообразна. Его основные направления:

–  информационное – информирование населения о книжно-читательской и литературной жизни страны и региона, издательствах, авторах, литературных премиях, поступлениях книг в библиотечные фонды;

–  рекомендательно-библиографическое – отбор и рекомендация книг различным

–  слоям местного сообщества с использованием всех каналов и форм;

–  проектное – реализация конкретных книжно-читательских программ и проектов;

–  координационное – установление связей и партнерских взаимоотношений с различными административными, культурными, образовательными и коммерческими структурами;

–  исследовательское – изучение читательской ситуации в регионе.

Для изучения читательской ситуации в 2009 г. сотрудниками Центра был проведен мониторинг «Что читаем и что почитываем?», который позволил проанализировать читательские потребности местного сообщества. Задачами мониторинга стали – выявление основных целей чтения и определение существующих предпочтений.

В опросе участвовали 100 респондентов, из них 42 % мужчин и 58 % женщин. Социальная активность женщин, как и следовало ожидать, оказалась выше.

Возраст опрашиваемых – от 16 до 50 лет и старше, в том числе до 20 - 14%, от 20 до 30 лет – 34%, от 31 до 40 лет – 18%, от 41 до 50 лет – 13%, старше 50 лет – 21%. Большая часть респондентов - 48% - имеет высшее образование. Среднее специальное - у 26% опрашиваемых, среднее и незаконченное среднее образование имеют 26% участников исследования.

Таким образом, образовательный статус респондентов довольно высокий.

Основная часть респондентов (79%) за литературой для чтения обращается в библиотеку, 43% анкетируемых книги обычно покупают, 23% берут необходимую им литературу у друзей. Домашней библиотекой пользуются 31% опрошенных. То, что большинство читателей берут книги в библиотеках, говорит о высоком престиже библиотечных учреждений, несмотря на сложности с комплектованием.

Среди читателей, берущих книги в библиотеке, 42% пользуются НБ ЧР, 26% - обращаются в библиотеки учебных заведений или по месту работы, 9% –районными или городскими библиотеками, а сельскими – 2% опрошенных.

Для определения читательских интересов и потребностей в анкету был включен вопрос «С какой целью вы чаще всего обращаетесь к книге?» Анализ ответов показал, что с целью развлечения и отдыха стоит на 1-м месте (53%), на втором (36%) и третьем (36%) месте – в рамках учебного процесса и чтобы узнать новые факты, в связи с производственной необходимостью обращаются 22% опрошенных.

Из 100 респондентов 81% предпочитают чтение художественной литературы, 34% - читают газеты и журналы, 24% - предпочитают литературу по специальности, 19% - издания научно-популярного характера, 16% - учебную литературу. Предпочтения других были разнообразны.

На момент анкетирования книголюбы предпочитали произведения П. Коэльо – 10%, М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – 5%, Б. Акунина – 4%, Д. Рубиной - 2%, Э. Райса – 2%, Л. Улицкой – 2%, А. Чехова – 2%, Б. Вербера – 2%. Предпочтения остальных читателей были единичными. 34% - воздержались от ответа. 48% респондентов отмечают, что прочитав книгу раз, снова брались ее перечитывать.

В дорогу чебоксарцы предпочитают брать художественную литературу (приключения, детективы, фантастика, романы) – 30%, газеты и журналы читают 26%. В дороге не читает - 41% опрошенных, а предпочтения других единичны. Так как мониторинг проводился в г. Чебоксары, были включены вопросы краеведческого характера. Нас интересовало, востребованы ли среди читателей города книги чувашских писателей и поэтов.

Выяснилось, что книги чувашских авторов читают только 32% всех анкетируемых, а 7% - обращаются к ним периодически. Самыми читаемыми произведениями были названы произведения К.Иванова «Нарспи» - 10%, Л. Агакова «Салампи» - 7%, Н. Мранька «Ĕмĕр сакки сарлака» – 6%, также респонденты называли произведения А. Артемьева, П. Хузангая, Я. Ухсая, Г. Краснова, Н. Симунова, У. Эльмен, Ю. Силем и многих других. Нам было интересно узнать, что думают респонденты по поводу традиционных носителей – сохранятся ли они в будущем, а также какова среди анкетируемых доля пользователей, которые читают книги в интернете.

Электронные книги читают только 25% анкетируемых, большую часть из которых составляют молодые люди от 16 до 30 лет (48%), традиционные книги предпочитают 75%. На вопрос, сохранятся ли в будущем книги в своем традиционном виде, утвердительно ответили 72% респондентов, их заменит интернет – 6%, затруднились ответить – 18% опрошенных, 4% ответили, что их заменят другие источники информации. Отрадно, что большинство все-таки верит в будущее печатной книги.

Таким образом, можно отметить, читательские пристрастия и привычки изменились, но интерес к книгам не снизился, хотя многие отмечают нехватку времени для прочтения книг. Среди молодежи преобладает чтение, художественной и учебной литературы. Респонденты на улицах называли произведения классиков и современников, как отечественной литературы (Чехов А., Гоголь Н., Грибоедов А., Толстой Л., Булгаков М., Солженицын А., Шолохов М., Акунин Б. и др.), так и зарубежной (Митчелл М., Гюго В., Бредбери Р., Коэльо П., Ремарк Э., Толкиен Дж., Шекспир У., Уайльд О. и др.).

Изменения, происходящие как в стране в целом, так и в сфере информационных услуг, побуждают библиотекарей искать новые формы и методы работы с читателями и пользователями библиотек. Время предъявляет новые требования к библиотекарю как профессионалу и как субъекту инновационных процессов. Поэтому вся работа в библиотеках должна быть нацелена на то, чтобы кардинально изменить отношение общества, особенно молодежи, к литературе, поддержать социальный статус книги, приобщить к чтению и пользованию библиотеками широкую публику.

2.3.2 Продвижение чтения в библиотеках Чувашской Республики

Приобщение населения к чтению, к пользованию библиотечной книгой всегда оставалось главной задачей библиотек республики. Анализ деятельности библиотек за 2008 год показал, что в них проводились разнообразные мероприятия по продвижению книги и чтения.

В пропаганде чтения библиотеки Мариинско-Посадского района используют возможности модернизированных библиотек. Например, в Сутчевской сельской библиотеке для учащихся 11 класса сельской общеобразовательной школы была представлена презентация выставки-просмотра литературы «Серебряный век в русской литературе», где наряду с изданиями на традиционных носителях были представлены электронные книги.

Сотниковская сельская модельная библиотека Большешигаевского сельского поселения в рамках Международного Дня книги подготовила и провела Неделю детской книги, в программу которой вошли традиционные в районе Яковлевские и Ивановские чтения, что не только способствует популяризации книг и чтения, но служит хорошим подарком к дням памяти И.Я. Яковлева и К. Иванова. Особой популярностью среди детей пользовались сказки И.Я. Яковлева и жемчужина чувашской поэзии - поэма «Нарспи» К. Иванова. Библиотека подготовила выставки-портреты, посвященные этим выдающимся людям, которыми гордится чувашский народ, обзор их жизни и творчества, театрализованную постановку по поэме «Нарспи». Всю неделю в библиотеке работал медиокинозал, на котором демонстрировалась электронная презентация, посвященная «Нарспи».

Уроки чтения «Слова улетают, написанное остается...» для детей старшей и подготовительных групп детского сада подготовила Первочурашевская сельская библиотека Мариинско-Посадского района. Посвящены они 75-летию со дня основания издательства «Детская литература» (1933 г.) и Дню славянской письменности и культуры. Издательство выпустило немало книжек с русскими народными сказками, былинами, русским фольклором, поэтому сотрудники библиотеки с помощью этих изданий стараются привить детишкам любовь к книге и чтению. Ребята просмотрели мультфильмы по русским народным сказкам.

Продвижение чтения происходит в библиотеках в рамках реализации специализированных программ. Например, городская библиотека семейного чтения к Международному дню защиты детей презентовала «Программу летнего чтения» - «Вместе с книгой - в лето» и объявила фотоконкурс «Лето. Папа. Мама. Я - читающая семья». В программу летнего чтения вошли дни открытых дверей, информационно-познавательные часы и многое другое.

Мероприятия по популяризации и пропаганде чтения проводятся во всех библиотеках МУ «Городская ЦБС» г. Канаш. Они приобщают детей и молодежь к творчеству писателей- классиков, способствуя популяризации литературы в молодежной среде, а также знакомят подрастающее поколение с творчеством писателей современников. Большую работу в этом направлении проводят клубы по интересам. При Центральной библиотеке работает литературный клуб «Родник», который стал местом встречи писателей, поэтов и творческой интеллигенции города. С 2002 г. центральная библиотека и детская художественная школа ведут работу по продвижению книги и чтения среди детей и юношества в эстетическом объединении «В царстве красок и книг». В рамках работы этого объединения вниманию детей были предложены: литературная композиция «Все начинается с любви...», этикет-класс «Учим правила хорошего тона», интеллектуальное состязание ко Дню славянской письменности и культуры «Азбука: глаголь добро», экологический вечер «Я дышу, а значит, я живу...» и др.

Центральная детская библиотека города продолжила работу центра развивающего чтения «Волшебная книга» по программе «Писатели - юбиляры 2008». Цель программы - развитие у детей потребности в систематическом чтении, а также потребности в новых знаниях; ознакомление с классиками детской литературы. Мероприятия проводились для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Ежемесячно для учащихся школы-интерната, социального приюта, реабилитационного центра и школ города проводились литературные марафоны, поэтические вечера, встречи с писателями, где ребята в свободной и непринужденной обстановке могли беседовать с библиотекарями о прочитанной ими книге.

С 1992 г. в библиотеке семейного чтения - филиале №3 работает театр книги «Светлячок», который способствует развитию воображения и творческих способностей детей, расширению читательского кругозора, популяризации лучших произведений детской литературы.

Ежегодно Урмарская центральная библиотека проводит День первых читателей. В 2009 году мероприятие называлось – «Читать книги – удовольствие». Каждая встреча с новым посетителем проходит интересно, потому что используются различные розыгрыши, конкурсы.

Отдохнуть, провести время с пользой можно и в компании верных и удивительных друзей – книг. Именно они всегда готовы поделиться своей мудростью, дать пищу для размышлений и импульс к действию, вызвать бурю неожиданных эмоций и удивить красотой слова. С учащимися старших классов провели час книги «В мире книжных сокровищ».

В традицию вошло и проведение акций «Подари библиотеке книгу». По её итогам состоялась встреча с дарителями под названием «Даруя – прославляем имя свое». Всем, кто вложил частицу своего сердца в это благородное дело, были вручены благодарственные письма. Оформлена персональная книжная выставка читателя «Из коллекции В. Славина», который подарил библиотеке более ста книг.

В целях привлечения юношества к чтению для старшеклассников поселка в центральной библиотеке был проведен Праздник молодого читателя «Литературная радуга». В ходе проведения акции «Библиотека + Семья» Батыревская районная детская библиотека провела социологическое исследование среди детей и их родителей «Чтение в кругу семьи: современное состояние и перспективы». Цель исследования определить:

§ какую роль играет чтение книг в детстве;

§ каково влияние чтения на жизнь;

§ приобщение родителей к проблемам детского чтения;

§ каков круг чтения детей и их родителей, бабушек и дедушек.

Всего было опрошено 40 родителей и 50 детей. По возрастной категории в опросе приняли участие родители от 27 лет до 50 лет. По образовательному уровню 26 респондентов имеют высшее образование, что составляет 65%; 11 - среднее профессиональное (27,5%); 3 - среднее образование (7,5%). Причем не все респонденты являются читателями детской библиотеки, поэтому библиотекари обратили особое внимание на данную группу и поставили перед собой цель:

§ ознакомить их с книжными фондами детской библиотеки;

§ активизировать работу с родителями.

Для чего в ходе акции раздавались буклеты, знакомящие родителей с библиотекой, с новинками современной литературы, приглашения посетить нашу модельную детскую библиотеку, проводились беседы о необходимости семейного чтения в целях воспитания детей и подростков.

Среди детей были опрошены 17 мальчиков и 33 девочек в возрасте от 8 лет до 17 лет. Круг чтения родителей и детей по большей части совпадает: они в основном отмечают классиков детской и русской литературы. Почти все опрошенные дали одинаковые ответы, что книга является другом их семьи. Читающие семьи способны не только непрерывно учиться и постоянно получать новые знания, они являются теми, кто сможет освоить самое ценное из мировой культуры.

Подводя итоги анкетирования «Чтение в кругу семьи: современное состояние и перспективы» можно сказать:

§ что важной задачей библиотеки является поддержка семейного чтения, поскольку именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности;

§ для продвижения детского чтения на лето в библиотеке будут проходить следующие мероприятия: выставки-просмотры «Каникулы с книгой», «Отдыхай, но читать не забывай». Разработаны программы детского чтения «Что читать летом» для разных возрастов. Объявляется конкурс на лучший «летний читательский формуляр»;

§ для ознакомления родителей, бабушек и дедушек с работой детской библиотеки будут организованы праздники «В библиотеку всей семьей», «День открытых дверей», «Любимые книги моей семьи».

Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше, и эти сложные задачи предстоит решать библиотекарям в тесном контакте с родителями.

В деятельности детских библиотек можно отметить активизацию по организации летнего чтения детей. Библиотеки стали оформлять эту работу как программно-целевую, что значительно повышает ее качественный уровень. Программа «Волшебство книжного лета» Аликовской детской библиотеки нацелена на привлечение детей в библиотеку во время летних каникул, их интеллектуальное развитие, совместное творчество родителей и детей, тесное общение маленького читателя с библиотекарем, распространение краеведческих знаний, воспитание чувства любви к Родине.

Чтобы максимально «приблизить» книгу к читателю, некоторые библиотеки разработали и реализовали проекты по организации детского чтения «под открытым небом» («Читальный зал под открытым небом» ЦСДБ г. Чебоксары), конкурсы рисунков на асфальте, театрализованные представления в школьных лагерях. В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке (ЧРДЮБ) ежегодно в дни летних каникул проводится акция «Читаем в парке». Многих юных читателей привлекла так называемая «парковая библиотека», где в роли библиотекарей выступают и волонтеры (учащиеся старших классов – постоянные читатели библиотеки). Программа летнего чтения «У книжек нет каникул» призвана помочь школьникам не растерять за лето полученные знания, а приумножить их. Как правило, в течение всего лета в библиотеке работает книжная выставка-реклама «Самые популярные книги лета», проводятся тематические литературные чтения и викторины, конкурсы «Лучший читатель лета», а библиотека превращается в Читай-остров.

23 ноября 2009 года в ЧРДЮБ был дан старт литературно-театрального марафона «ПРОЧТЕНИЕДВИЖЕНИЕ», прошедшего в рамках сетевого марафона культурных событий Чувашской Республики. Проведение такой масштабной акции стало возможным благодаря Гранту Президента Чувашской Республики для поддержки инновационных проектов в сфере культуры и искусства.

В фойе библиотеки гостей и участников праздника встретили литературные герои. Праздничное действие проходило в читальном зале, который на время стал «сказочным вокзалом», откуда главные действующие лица – герои и писатели, отправились в необычное путешествие по городам и селам республики.

На встречу с юными читателями пришли известные писатели Чувашии Р. В. Сарби, Е. В. Басова, Д. Ю. Суслин, Г. А. Белгалис. Впервые для читателей прозвучли стихи поэтессы Ирины Нивы, песни в исполнении певицы К. Осокиной на стихи Г. Серебряковой.

24 ноября писательский десант «Читательскую радость – детям села!» высадился в Цивильском районе. Настроение праздника подарили детские творческие коллективы под руководством Е. Гордеевой в концертной программе «Солнце на небе смеется…».

Местом встреч писателей и читателей 26 ноября стал Янтиковский район. Здесь гостей собрали писатели Л. М. Сарине, Н. Парчаган, В. П. Пугачева, Н. П. Ижендей, журналисты детских газет «Тетте», «Самант», «Тантăш».

В дни Марафона состоялась акция буккроссинг, прошли акции дарения книг. Так, же как и много лет подряд, в канун новогодних праздников детские библиотеки получат в дар от Президента Чувашии Н. В. Фёдорова комплект лучших книг для детей.

Активность детских библиотек в продвижении чтения, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и подростков как нельзя лучше продемонстрированы их участием в хит-параде книжных выставок «Читаймер запущен!». Литературно-театральный марафон финишировал в ЧРДЮБ.

Организацию культурно-досуговых театрализованных мероприятий, формирующих позитивное отношение к чтению и способствующих поликультурному воспитанию подрастающего поколения выполняет также Центральная библиотека им. Ю.Гагарина г.Новочебоксарск, создав при библиотеке театр книги «ПроЧтение». Назначение Театра книги заключается, прежде всего, в духовной реабилитации человека. Для этого берется книга и делается спектакль. Обычно театрализация по книге не является полным повторением оригинала. Такой подход не случаен. Его суть заключается в том, что остается какая-то недосказанность, она и подталкивает зрителей к прочтению книги. В репертуаре Театра книги «ПроЧтение» – только лучшие произведения литературы для детей и юношества.

Каждый спектакль в тактичной, ненавязчивой форме рассказывает о базовых ценностях, без которых человек не вправе называться человеком: о любви и верности, о терпимости и милосердии, о доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля зритель ищет ответа на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла. Впечатления от такого общения с книгой остаются на всю жизнь. Важно обратить внимание на то, чтобы созданная «интрига» побуждала пассивных зрителей стать впоследствии активными читателями. Формы работы Театра книги самые разнообразные: это и литературные вечера, и театральные фантазии, и уроки-спектакли и т.п.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях популяризации книги проводятся презентации лучших книг, вечера-встречи с чувашскими писателями и поэтами, конкурсы и фестивали национальной книги, используются популярные у молодежи формы: хит-парады любимых журналов, литературно-художественные чтения, различные акции по продвижению чтения за пределами библиотечной территории в форме театрализованных представлений и литературных шоу.

Наиболее яркими стали: «Рождественская поэтическая ночь в библиотеке», VI республиканский фестиваль национальной книги «Через книгу – к согласию народов», организация читального зала под открытым небом «Biblioplace – территория чтения» и многие др.

Традиционным стало проведение ежегодного Фестиваля национальной книги, который впервые стартовал в 2002 г., вовлекая в свою орбиту с каждым годом все большее количество участников. Он стал праздником, объединяющим читателей всех национальностей республики и вызывающим живой отклик у населения, т.к. в нем принимают участие известные писатели, артисты, представители российских, чувашских, татарских и др. издательств.


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.